Поиск:

К 30-летию МСГ по гидрометеорологии СНГ

22.06.2022 14:14:00 

8 февраля 1992 г. в Москве по инициативе Росгидромета и по согласованию с национальными гидрометеорологическими службами стран Содружества Независимых Государств главы правительств стран СНГ заключили один из первых межправительственных документов в рамках Содружества – Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии, в целях регулярного получения достоверной гидрометеорологической информации для эффективного развития экономики, обеспечения безопасности населения и обороноспособности государств-участников СНГ.

В новых политико-экономических условиях ст. 1 Соглашения как нельзя лучше определила генеральные направления действий его участников, которые «…вырабатывают и проводят единую политику в области получения и использования гидрометеорологической информации, включая соблюдение согласованной методологии наблюдений и технологий сбора и распространения информации с учетом выработанных ранее и заключенных бывшим СССР международных соглашений».

Совместным решением правительств государств-членов СНГ был создан Межгосударственный совет по гидрометеорологии (МСГ), в состав которого в качестве членов вошли руководители национальных гидрометеорологических служб (НГМС) стран СНГ. С самого первого дня своей деятельности Совет сосредоточил усилия на восстановлении и поддержании недавно единой, хорошо отлаженной технологической системы гидрометеорологической службы со всеми ее элементами: службой погоды и климата, гидрологии и водных ресурсов, морской, авиационной и сельскохозяйственной метеорологии, мониторинга природной среды, включая мониторинг ее загрязнения, системой обслуживания гидрометерологическими данными и информацией о стоянии загрязнения природной среды населения, отраслей экономики и органов власти, а также обеспечения выполнения международных обязательств.

С апреля 1992 г. на регулярной основе проводятся ежегодные сессии МСГ поочередно на базе одной из национальных гидрометеослужб. В работе сессий неоднократно участвовали представители Всемирной метеорологической организации (ВМО), включая ее Генерального секретаря, а в качестве наблюдателей руководители метеослужб стран Балтии.

В своей работе МСГ опирается на деятельность 9 рабочих групп (раньше их было 16) практически по всем основным направлениям деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. В рабочие группы входят ведущие специалисты НГМС государств-участников СНГ. Основная задача рабочих групп – глубокая проработка проблем по направлениям своей деятельности, представляющих общий интерес для НГМС, подготовка соответствующих вопросов для рассмотрения на сессиях МСГ СНГ, разработка проектов рекомендаций и решений. Рабочие группы подготовили к утверждению более 50 совместных научно-методических и иных нормативных документов в области гидрометеорологической деятельности, обязательными для применения всеми НГМС стран СНГ, что существенно способствует их гармоничному функционированию в рамках совместной интегрированной деятельности на постсоветском пространстве.

Решением Совета глав правительств СНГ в 2001 г. образована Межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ. Советом утвержден список станций и постов Межгосударственной гидрометеорологической сети, тот минимум, который необходим для обеспечения гидрометеорологической безопасности государств-участников СНГ. Станции этой сети, обеспечивающие взаимные потребности в информации, должны иметь определенный приоритет в снабжении приборами, обеспечении устойчивой работы и т.п.

МСГ СНГ в 1994 г. утвердил Типовое положение о базовых организациях по метрологии и стандартизации. Ряд российских научно-исследовательских учреждений назначаются головными по обеспечению унификации методик конкретных видов гидрометеорологических наблюдений. Росгидромету поручается мониторинг состояния работы наземной метеорологической, аэрологической и судовой наблюдательными сетями на территории СНГ.

Осуществляется эффективная координация вхождения членов МСГ СНГ в Информационную систему ВМО, Интегрированную глобальную систему наблюдений ВМО, другие международные проекты глобального и регионального масштабов. Уже многие годы МСГ СНГ является наблюдателем при ВМО.

В центре внимания МСГ СНГ находятся вопросы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации в метеорологическом отношении, переоснащения аэродромов современными метеоприборами и оборудованием, совершенствования обмена метеоинформацией между аэродромами, снижения расходов на авиационное метеорологическое обеспечение, сокращения различий между национальными правилами метеорологического обеспечения гражданской авиации со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и ВМО.

В целях повышения качества обеспечения государств-участников СНГ гидрометеорологической информацией, в частности долгосрочными прогнозами, по решению Совета на базе Гидрометцентра России создан Северо-Евразийский региональный климатический центр ВМО.

Советом: утвержден порядок взаимодействия национальных гидрометслужб при угрозе возникновения и возникновении ЧС природного и техногенного характера; определен Региональный специализированный метеорологический центр (НПО «Тайфун» Росгидромета) по обеспечению государств-участников СНГ необходимой прогностической информацией по направлениям распространения шлейфов загрязняющих веществ при техногенных авариях (в т.ч. на АЭС). ВМО включила этот Центр в списки ВМО и распространила зону его действия на ряд стран, не входящих в СНГ.

По инициативе Росгидромета был разработан и принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1997 г. модельный закон «О гидрометеорологической деятельности», который послужил основой для формирования национального законодательства в области гидрометеорологической деятельности в государствах-участниках МСГ СНГ.

Впервые в мире Советом подготовлена и главами правительств государств-участников СНГ утверждена в 2004 г. Концепция гидрометеорологической безопасности государств-участников СНГ. В рамках реализации Концепции МСГ СНГ разработана и Советом глав правительств СНГ в 2012 г. утверждена Стратегия развития гидрометеорологической деятельности государств-участников СНГ, в которой сформулированы основные цели, приоритетные задачи и направления развития национальных гидрометслужб на долгосрочный период. В настоящее время осуществляется работа по выполнению третьего этапа Плана по реализации Стратегии на 2021-2025 годы.

Утверждены унифицированные требования к подготовке основных специалистов в области гидрометеорологии и контроля загрязнения окружающей природной среды. Три учебных заведения – в России (Москва и Санкт-Петербург) и в Узбекистане (Ташкент) – утверждены ВМО в качестве региональных метеорологических учебных центров ВМО.

По инициативе МСГ главами правительств СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве в подготовке кадров, повышении квалификации и переподготовке специалистов в области гидрометеорологии. Сотрудничество в рамках этого Соглашения позволяет обеспечить подготовку кадров в гидрометеорологии с учетом требований ВМО.

Активные воздействия на гидрометеорологические процессы и явления (регулирование осадков, борьба с заморозками, воздействие на градовые процессы, уменьшение опасности туманов, снежных лавин, селей и т.п.) – одно из важнейших направлений деятельности гидрометслужб. Осуществление таких работ предусмотрено Соглашением о сотрудничестве в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы (2001).

В целях расширения и развития сотрудничества национальных гидрометслужб в области агрометеорологии по инициативе Росгидромета решением МСГ СНГ в 2002 г. создан Центр мониторинга засухи (ЦМЗ), функции которого возложены на ВНИИ сельскохозяйственной метеорологии Росгидромета (г. Обнинск). ЦМЗ является научно-методическим и информационным центром по изучению феномена засухи и засушливых явлений на территориях Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Основными задачами ЦМЗ являются: изучение феномена засухи и засушливых явлений, и их влияние на сельхозпроизводство (урожайность, скорость развития сельхозкультур и т.д.); разработка методов оценки атмосферной и почвенной засух (интенсивность, ареал, продолжительность), их ранней диагностики; влияние засухи на состояние сельхозкультур, пастбищ и сенокосов, их ожидаемая продуктивность по данным наземной и спутниковой информации; определение закономерностей развития засухи в условиях глобального изменения климата на базе накопления новых фактических данных и др. ЦМЗ готовит (15 выпусков в год) декадный бюллетень мониторинга засух и засушливых явлений; ежегодный аналитический обзор засушливых явлений и засух с оценкой их влияния на сельхозпроизводство и др.

По решению МСГ СНГ Институт глобального климата и экологии им. акад. Ю.А. Израэля Росгидромета ежегодно готовит и публикует «Обзор фонового состояния окружающей природной среды на территории стран СНГ» и «Сводное сообщение о состоянии и изменении климата на территории государств-участников СНГ»..

На своих сессиях МСГ рассматривал взаимодействие и вырабатывал рекомендации по выполнению странами СНГ обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата. А, сознавая, что мониторинг парниковых газов должен быть одной из задач НГМС, МСГ в 1995 г. одобрил «Предложения по созданию на территории стран СНГ системы мониторинга содержания парниковых газов в атмосфере».

В г.Обнинске на базе ВНИИ гидрометеорологической информации – Мирового центра данных (ВНИИГМИ-МЦД) Росгидромета ВМО образовала для государств-участников СНГ Региональный центр по системе управления данными КЛИКОМ и провела обучение специалистов всех НГМС. Начата работа по развитию на базе ВНИИГМИ-МЦД Регионального центра Интегрированной глобальной системы наблюдений ВМО (ИГСНВ) для государств-участников СНГ. По предложению ВНИИГМИ-МЦД МСГ одобрил Положение об обмене научно-технической информацией, в соответствии с которым Росгидромет безвозмездно ежегодно передает НГМС всю издаваемую научную, методическую и нормативную литературу.

На 7-ой сессии МСГ (1995 г., г.Ашхабад) одобрены соглашения о сотрудничестве с ВМО, Межгосударственным авиационным комитетом, Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Межгосударственным экологическим советом, которые позднее были подписаны и в рамках которых решаются вопросы, представляющие общий интерес. В течение длительного времени сохраняется представительство МСГ СНГ в Исполнительном комитете Группы наблюдения за Землей.

Оценивая деятельность Межгосударственного совета по гидрометеорологии, можно констатировать, что со времени его создания в целом доказал свою необходимость и высокую эффективность. Являясь координатором и организатором деятельности стран СНГ в области гидрометеорологии, Совет обеспечивает выполнение оперативно-производственных и научно-исследовательских работ в интересах многочисленных потребителей, включая население, различные отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, энергетику, природоохранную деятельность, нужды обороны, и т.д. За этот период были решены многие важные задачи в области обмена информацией между странами СНГ, функционирования наземной сети наблюдений за состоянием и загрязнением природной среды в этих странах, обработки и издания материалов наблюдений, телесвязи, обеспечены взаимные поставки приборов и оборудования, подготовлены квалифицированные кадры в этих областях.

С 1997 г. МСГ организует планомерное развитие многостороннего сотрудничества в области научных исследований. Результаты совместных исследований представлялись на регулярно проводимых Советом научно-технических конференциях, в том числе на конференциях молодых ученых. Отмечая в 2012 г. 20-летие своей деятельности, Совет провел в Казани Международную научную конференцию по региональным проблемам гидрометеорологической безопасности и мониторингу окружающей среды, получившую высокую оценку научного сообщества стран СНГ.

Деятельность МСГ неоднократно положительно отмечалась Исполкомом СНГ и признавалась одной из наиболее эффективных среди других межгосударственных советов СНГ.

За 30-летний период деятельности МСГ СНГ укрепил лидирующую роль в развитии и повышении эффективности сотрудничества стран СНГ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды. Это сотрудничество является наглядным примером эффективного объединения усилий Содружества Независимых Государств в решении приоритетных задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения гидрометеорологической безопасности стран СНГ как составной части их национальной безопасности, а также важным вкладом в решение региональных и глобальных задач, реализуемых мировым метеорологическим сообществом.

НИКОЛАЙ РЫБАЛЬСКИЙ,

ВИКТОР БЛИНОВ,

члены Общественного совета при

Росгидромете



Примечание авторов: при подготовке статьи использованы материалы книги С.С. Ходкина и Г.Г. Сивопляса под редакцией А.И. Бедрицкого «В единой семье гидрометеорологов мира. Вторая половина ХХ века» (СПб.: Российский государственный музей Арктики и Антарктики Росгидромета, 2007).

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2022, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru