Санитарно-защитные зоны объектов ТКО
11.03.2021 00:16:00
От редакции: В соответствии с поручением Президента РФ к 1 января 2024 г. в стране должно обрабатываться на мусоросортировочных комплексах (МСК) 60% объема образующихся твердых коммунальных отходов (ТКО). Практика показывает, что новые МСК нередко размещают в границах населённых пунктов с нарушением санитарно-защитных зон (СЗЗ), что приводит к осложнению экологической обстановки и справедливому возмущению их жителей. Редакция газеты обратилась к юристу-экологу, председателю СРО по рециклингу отходов, председателю Союза экологов РБ Александру ВЕСЕЛОВУ с просьбой рассказать о прецедентах в данной области.
Осложняет выполнение данного требования ст. 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающая полномочия субъектов РФ в сфере обращения с отходами: с одной стороны в организации деятельности по накоплению (в т.ч. раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, с другой – в осуществлении госнадзора в области обращения с отходами на объектах, подлежащих региональному эконадзору, т.е. исполнительная власть в большинстве субъектов РФ и сами управляют отходами, и сами же надзирают на собственной деятельностью. Ошибкой федеральных органов власти является также отсутствие в федеральном законодательстве единообразных правовых механизмов, регламентирующих формирование региональной политики и нормативной базы в управлении отходами в регионах, установлении тарифов на услуги регоператоров ТКО и операторов ТКО, а также искусственное законодательное разделение потоков ТКО и промотходов и др. неопределенности и правовые коллизии в нормативных актах разных уровней.
Рассмотрим доказанность данных выводов на примере региональной нормативно-правовой базы, регулирующей размещение и эксплуатацию МСК в Башкортостане.
Таких комплексов в республике построено 14 и только два из них (в Уфе и Стерлитамаке) имеют мощность выше 40 тыс. т отходов в год и являются рентабельными. Остальные МСК либо простаивают, либо работают периодично, не окупая затраты. В результате предприниматели вынуждены идти на различные ухищрения, чтобы получать хоть какие-то средства на текущие расходы. Такое положение нельзя назвать успешным бизнесом и такой бизнес наносит ущерб окружающей среде и здоровью населения.
Есть и положительный пример успешного выживания небольшого объекта обработки отходов – МСК ООО «Экотех-Мелеуз» в г. Мелеузе, который обрабатывает около 50% объема ТКО города и даже развивает свое производство за счет утилизации собранного вторсырья – изготовления полимерных дорожных люков, кабель-каналов, стройматериалов. Более того, уже заканчивается строительство нового МСК за городом на территории нового полигона ТКО, поскольку действующий комплекс находится в черте города и СЗЗ для данного объекта установить невозможно.
Предприниматели-практики понимают, что МСК целесообразно размещать на территории хозяйственной зоны полигона ТКО или отходоперерабатывающего предприятия, что означает – за пределами городской черты, особенно городов с плотной застройкой. Но это обычное правило зачастую игнорируется бизнесом, что можно подтвердить показательными примерами.
ООО «Грин», более десятка лет занимающееся в общем-то полезным делом –раздельным сбором вторсырья из отходов в г. Октябрьский (РБ), приняло решение построить на собственной промбазе по МСК мощностью в 40 тыс. т отходов в год. Проект был реализован, поскольку данный объект включен в террсхему обращения с отходами республики в качестве планируемого объекта, с чем не согласился регоператор ТКО по данной зоне, с которым данная терсхема не была согласована и который располагает на территории полигона (за городом) МСК, мощность которого обеспечивает обработку всех коммунальных отходов города. Более того, регоператор ТКО включил в терсхему и начал строительство более мощного МСК в Туймзинском районе, в пределах которого находится и г. Октябрьский. В результате конфликта интересов СРО «Объединение предпринимателей по репциклингу отходов», членом которого является регоператор ООО «ЭкологияТ», заявило в защиту его законных интересов к Минэкологии РБ в Верховный суд РБ в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ об отмене приказа об утверждении терсхемы в части внесения в нее пункта о планируемом строительстве МСК в г. Октябрьском, мотивируя это следующими доводами.
Ст. 24.6 ФЗ №89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления", п. 4 Правил обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156) установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается регоператорами в соответствии с регпрограммой в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, и террсхемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. В соответствии с п.3 Правил обращения с ТКО, осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно 2.2 Правил осуществления деятельности регоператоров по обращению с ТКО на территории РБ (утв. постановлением Правительства РБ от 29.11.2017 г. №555), задачами деятельности регоператора являются планирование, регулирование и контроль в сфере обращения с ТКО, координация лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения с ТКО. Регоператор несет ответственность за обращение с ТКО.
В соответствии с ФЗ №315 от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях», ООО «ЭкологияТ» – является член Ассоциации СРО по рециклингу отходов. 29.01.2020 г. «Экология Т» обратилось в Ассоциацию с просьбой обеспечить защиту законных интересов регоператора ТКО при попытке ООО узаконить и ввести в террсхему по обращению с отходами МСК «Грин», находящийся в пределах городской черты с явными нарушениями санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства.
Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" промплощадка ООО «Грин» должна иметь СЗЗ 500 м. В соответствии с выданным ООО «Грин» приложением к санэпидзаключению №02.БЦ.01.000.Т.000046.01.20 от 20.01.2020г. расстояние промплощадки «Грин» до ближайших жилых домов составляет 176 м – с запада, 318 м – с юго-запада. В пределах 500-м СЗЗ данного объекта расположены 7 жилых домов, а также 5 объектов торговли продуктами питания (включая столовую и пекарню), что является грубым нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также противоречит ст.11 "Об охране окружающей среды", обеспечивающей права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Кроме того, согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить производственные и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии со ст. 37 ГК РФ применительно к каждой террзоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. №540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки) допускается только на землях с видом разрешенного использования земельного участка «Специальная деятельность».
Согласно приложению к санэпидзаключению, выданному «Грин», его промплощадка расположена на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения промышленных объектов (по документу – производственная база), т.е. строительство МСК на данном земельном участке является незаконными и самовольным.
В соответствии с ответом №2342 от 23.02.2020 г. Администрации ГО г. Октябрьский, направленным на запрос информации от Союза экологов РБ СЗЗ МСК «Грин» не установлена, проект СЗЗ предприятия и экспертное заключение в адрес администрации города не предоставлялись, за получением градостроительного плана земельного участка правообладатель данного участка не обращался. При проверке данного предприятия администрацией города установлены нарушения требований земельного и градостроительного законодательства, материалы направлены в Управление Росреестра по РБ для привлечения «Грин» к административной ответственности и администрации города возражает против введения в эксплуатацию данного объекта.
Кроме того, п.29 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки террсхем в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, а также требования к составу и содержанию таких схем (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 г. №1130) определяет, что корректировка террсхем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.
В соответствии с Террсхемой обращения с отходами РБ (утв. 30.12.2020 г. приказом №1198п Минприроды РБ) и договором с регоператором «Экология Т», обработку ТКО на территории ГО Октябрьский ведет ООО «Полигон». Мощность его МСК позволяет направлять на сортировку 100% отходов, образующихся в городском округе. Включение в Террсхему обращения с отходами, в т.ч. с ТКО РБ (утв. 30.12.2019 г. приказом №1198п), в нарушение требований действующего законодательства нового МСК «Грин» приведет к дестабилизации действующей системы обращения с отходами в ГО г.Октябрьский, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, ухудшение экологической обстановки, блокировке работы действующего комплекса обработки отходов ООО «Полигон», повышению платы населения за обращение с ТКО.
Регоператор «ЭкологияТ», как организация, наделенная полномочиями регулирования и контроля деятельности в сфере обращения с ТКО и несущая за неё ответственность в вверенной ей зоне на территории, считает незаконным включение в Террсхему обращения с отходами РБ МСК «Грин», поскольку эксплуатация данного объекта будет проводиться с явными нарушениями санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства и констатирует полное отсутствие необходимости такого объекта.
Согласно п.2 ст. 13.3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» террсхема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с документами территориального планирования, однако эта документация по г. Октябрьскому не предусматривают размещения МСК «Грин».
Помимо этого, согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.2018 г. №1130 по разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке террсхем в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» террсхема должна включать баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в госреестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, оценку объема капвложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, но при решении вопроса включения МСК в терсхему эти аспекты не рассмотрены. Помимо указанного согласно п. 5 данного нормативного акта проект терсхемы проверяется на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, а также рассматривается схема потоков отходов на предмет достоверности информации, что также не выполнено.
При этом нужно отметить, что п.10 данного постановления (сведения из проектной документации объектов обработки) не содержит требований для МСК, поэтому следует исходить из общих вышеперечисленных условий рассмотрения заявления о включении МСК в терсхему. В то же время п.20 предусматривает рассмотрение проекта террсхемы регоператорами по обращению с ТКО, а п.24 обязывает размещать на сайте уполномоченного органа региональный власти заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения, что также не выполнено
Таково основание для указанного искового заявления, которое уж прошло два рассмотрения в суде с привлечением в качестве третьих лиц «Грин» (по инициативе суда) и Администрации ГО г.Октябрьский (по инициативе истца), но уже сейчас может быть прецедентом для региональных органов власти в России при решении вопросов включения МСК в терсхемы обращения с ТКО, поскольку ошибки в подобных случаях приводит к осложнению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах (тем более в условиях пандемии).
Приведём еще один пример судебного иска ООО «МохитСТР» к регоператору ТКО – ООО «РО Эко-Сити», в котором истец потребовал возместить убытки в виде упущенной выгоды в размере 1221 тыс. руб. в связи с изменением регоператором ТКО схемы потоков ТКО, минуя МСК истца мощностью в 70 тыс.т/год, построенный в границах г.Стерлитамака на расстоянии в 460 м об многоквартирных жилых домов.
Решением Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2020 г. оставлены в силе решения нижестоящих судов, отказавших истцу в удовлетворении его претензий. Суды пришли к выводу, что инициативное строительство истцом МСК в черте города является его предпринимательским риском, а регоператор вправе изменять потоки отходов на альтернативные в связи с заполнением проектной мощности полигона ТКО в черте г.Стерлитамака на 90 % (26.01.2021 г. Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора передало в суд материалы для приостановки эксплуатации данного полигона). Важно отметить, что и в этом случае Управление Роспотребнадзора по РБ тоже выдало положительное санэпидзаключение, разрешающее узаконить данный объект в городе, что не может не быть ущемлениям права граждан на благоприятную окружающую среду.
Что можно сказать об обязанности арендатора полигона ТБО по разработке и утверждению проекта СЗЗ полигона ТКО?
Пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, что разработка проекта СЗЗ для объектов I-III кл. опасности (включая объекты обращения с отходами) является обязательной и СЗЗ должны быть установлены уже в 2021 году.
Как правило, договорами аренды полигона ТКО между собственниками (к примеру ОМСУ) и эксплуатирующим предприятием установлена обязанность арендатора соблюдать на арендуемом объекте экологические, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека. При этом договор аренды, как правило, не содержит обязанности арендатора по оформлению разрешительной документации на природопользовании, а также по оформлению за свой счет проекта СЗЗ арендованного полигона ТКО.
Градостроительное законодательство обязывает осуществлять строительство полигона ТКО в соответствии с санитарными правилами, в т.ч. с условием разработки и установления предварительной СЗЗ, что должно было содержаться в проектной документации по данному объекту, и в положительном заключении госэкоэкспертизы.
Если по договору аренды передано для эксплуатации готовое сооружение – полигон ТБО, договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора разработать и установить СЗЗ вокруг него, а строительство полигона ТБО было осуществлено и объект принят в эксплуатацию без учёта требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, то это является упущением заказчика объекта (арендодателя). При отсутствии в договоре аренды данного конкретного обязательства арендатора, обязанность по устранению указанного недостатка – оформления СЗЗ объекта, должна быть возложена на арендодателя. Кроме того, согласно п.13 ст.26-ФЗ с 1 января 2022 г. определенные ранее действовавшим законодательством ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают свое существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Таким образом, оформление окончательной СЗЗ полигона ТКО при его эксплуатации возможно по допсоглашению арендодателя и арендатора при обоюдном согласии сторон.
Анализ подобных дел по России показывает, что террорганы Роспотребнадзора зачастую выдают положительные санэпидзаключения по проектам предварительных СЗЗ МСК и полигонов ТКО в границах городов без обязательной в данном случае проверки экспертных заключений аккредитованных коммерческих организаций, содержащих заведомо сфальсифицированные расчеты размеров и конфигурация СЗЗ (без учета реальных фоновых концентраций загрязняющих веществ). Выбросами такого рода объектов в атмосферный воздух городов наносится ущерб здоровью трудовых коллективов предприятий, расположенных в пределах ориентировочной СЗЗ и жителей селитебной зоны, проживающих вплотную к таковым объектам.
Поскольку в составе ТКО есть и «ковидные» отходы, в условиях пандемии такие действия надзорного ведомства, обязанного обеспечивать экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, являются явно некорректными по отношению к интересам государства и общества. Позволяет в какой мере исправить данную ситуацию Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 г. №1657 о введении Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО, которое предусматривает обеспечение экобезопасности при обращении с ТКО.
А.К. ВЕСЕЛОВ, к.ю.н.