Рекреация
Рекреационный потенциал территории России исключительно велик и способен удовлетворить все виды отдыха: стационарный и мобильный; лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; летний, зимний и переходного сезонного периода; по возрастным показателям - дошкольников, школьников, молодёжи, среднего и пожилого населения, а также - семейный и индивидуальный.
Исторически сложившееся в России рекреационно-туристическое районирование не совпадает с границами федеральных округов. Поэтому в Федеральных округах представлены либо наиболее значимые рекреационно-туристические зоны, либо сразу несколько таких зон.
Лечебно-оздоровительные местности и курортыСогласно Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях”, лечебно-оздоровительные местности, курорты и природные лечебные ресурсы отнесены к отдельной категории особо охраняемых природных объектов и территорий.
Принципы использования свойств природных объектов – минеральных вод, грязей и т. д. для лечения и профилактики заболеваний, организации отдыха определяет Федеральный закон “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.”
Санаторно-курортный комплекс профсоюзов России – крупнейший в стране. Работающие в его составе режимно-эксплуатационные службы охватывают большую часть курортных территорий и эксплуатируемых природных лечебных ресурсов.
Большинство санаторно-курортных организаций (СКО) профсоюзов России имеют округа горно-санитарной охраны, в которых предусмотрены зоны строгого режима, ограничений и наблюдений на месторождениях природных лечебных ресурсов. Среди них: курорт Ессентуки (Ставропольский край), “Санаторий “Краинка” (Тульская область), “Санаторий Варзи-Ятчи” (Удмуртская Республика), “Санаторий “Городецкий”, “Санаторий “Зелёный город” (Нижегородская область), ЛПУ “Березовая Роща”, ЛПУ “Санаторий им. В. В. Володарского”, ЛПУ “Санаторий “Полесье” (Пензенская область) и др.
В некоторых регионах пока не увязаны округа горно-санитарной охраны с генеральными планами развития курортов. В Калининградской области это связано с изменением административных границ курортных районов (Светлогорск, Отрадное, Пионерск). Корректировка границ округов горно-санитарной охраны необходима в связи с появлением новых землепользователей, в том числе частных предприятий, занимающихся розливом минеральных вод, фермерских хозяйств и других. В Костромской области выявлены огромные запасы лечебных торфов, которые могли бы использоваться с высоким медицинским эффектом, для чего необходима разработка региональной программы освоения грязевого месторождения.
На большинстве курортов обеспечиваются своевременная корректировка технологических схем разработки месторождений природных лечебных ресурсов и их обязательное согласование с территориальными органами Ростехнадзора.
Специализированными организациями, работающими в структуре санаторно-курортного комплекса профсоюзов, осуществляется контроль и мониторинг на месторождениях в соответствии с программами гидрогеологических и режимных наблюдений, ежегодно составляемых и утверждаемых в установленном порядке.
В целях обеспечения соответствия государственным стандартам и санитарным правилам, для сохранения кондиционного состава природных лечебных ресурсов в процессе добычи и подачи потребителю соблюдаются лицензионные условия и правила разработки месторождений. Как правило, содержание естественных и техногенных радионуклидов, солей тяжелых металлов и других токсичных веществ намного меньше их допустимой концентрации в минеральных водах и грязях.
Уровень потребления питьевых минеральных вод остается высоким, дополнительно организуются предприятия по розливу вод, которые в отличие от санаторно-курортных организаций подчас не заинтересованы в профессионально бережном использовании гидроминеральной базы. Увеличение числа и видов недропользователей не всегда подкрепляется усилением контроля за состоянием природных лечебных ресурсов. Совершенно недопустима передача скважин в частные руки без создания режимно-наблюдательной сети, так как бесконтрольный водоотбор на некоторых месторождениях создает опасность изменения состава и качества подземных вод, истощения их запасов.
В целом состояние большинства бальнеотехнических сооружений, гидроминеральной базы и сети гидрогеологических станций санаторно-курортного комплекса профсоюзов России - удовлетворительное.
Экологическое состояние территорий, где расположены курорты, здравницы, лечебные природные ресурсы, в основном, удовлетворительное. Экологическое благополучие в значительной степени достигается благодаря принимаемым санаторно-курортными организациями мерам по ограничению вредных влияний на окружающую среду, в том числе с учетом научно обоснованных данных по прогнозированию состояния экосистем. Во многих субъектах российской Федерации эта работа проводится совместно с властными структурами.
Несмотря на переход части курортов на сезонное функционирование, в целом по стране наблюдается рост заполняемости здравниц, особенно санаториев, санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и др. Заполняемость некоторых курортов настолько значительна, в первую очередь, в летний период, что при естественной дополнительной миграции населения и нерациональном использовании курортных земель для жилищного строительства складываются условия для формирования экологической напряженности и, в некоторой степени, для утраты рекреационной привлекательности отдельных курортных местностей.
Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.В настоящее время в России создаются Особые экономические зоны (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Создание ОЭЗ данного типа должно способствовать благоприятному инвестиционному и предпринимательскому климату в субъектах России; повышению качества и разнообразия туристских и санаторно-курортных услуг; стимулированию развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; развитию инновационной и транспортной инфраструктуры в регионе. Общий объём финансирования за 20 лет, необходимый для создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа составит более 336 млрд. руб. Доля федерального бюджета, направленная на развитие инфраструктуры, составит 44,54 млрд. руб., или 13% от общих объёмов инвестиций.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года (№№ 67-73) определены семь субъектов Федерации, в которых будут созданы ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Это - Краснодарский и Ставропольский края, Республика Бурятия, Иркутская и Калининградская области, Алтайский край и Республика Алтай.