Общие положения
Взаимодействие региональной группировки ВС и окружающей среды (ОС) осуществляется по следующим основным направлениям:
во-первых, для поддержания боеспособности и боеготовности войск, дислоцированных в Северо-Западном регионе, функционирования военных объектов (ВО) потребляются природные ресурсы; во-вторых, региональные ВО воздействуют на ОС путем химического, физического, биологического и других видов загрязнений; в процессе региональной военной деятельности выделяются разнообразные отходы, требующие утилизации; нарушаются плодородные слои грунтов; ухудшаются биологические свойства почв и т.д. в-третьих, природные объекты в естественном состоянии и природные объекты, претерпевшие антропогенные изменения, в результате экономической или других видов деятельности человека, оказывают ответное воздействие на личный состав, вооружение и военную технику (ВВТ).В настоящее время в реформируемых ВС происходит становление системы обеспечения экологической безопасности их деятельности в которой ведущая роль отводится региональным аспектам:
(а) осуществляется планомерный переход от высокоцентрализованного планомерного управления и регулирования к более гибким формам децентрализованного прямого или косвенного управления и регулирования непосредственно на местах, в регионах, соединениях, округах, флотах;
(б) увеличивается “многоэтажность” экологической службы ВС.
Современные проблемы военной экологии и военного природопользования имеют свое четкое региональное проявление, это означает, что также регионально конкретными должны быть и соответствующие управленческие решения в области обеспечения экологической безопасности региональной деятельности ВС (ДВС). До недавнего времени в силу отсутствия экологических служб ВС в регионах, региональной военно-экологической политики (РВЭП) практически не было. Теория и практика военного природопользования и охраны ОС разрабатывались и осуществлялись применительно ко всем ВС, с преобладанием ведомственных приоритетов. Таким образом, к настоящему моменту уже накоплен значительный опыт решения задач обеспечения экологической безопасности ДВС в целом, однако в отношении РВЭП такой опыт незначителен.
В НИЦ БТС МО РФ сформулированы концептуальные и методические основы разработки и реализации РВЭП в Северо-Западном регионе, генерализованная блок-схема которой приведена на рис. 1. РВЭП имеет две главные составляющие: региональное военное природопользование и формирование региональной среды функционирования ВС. На рис. 1 разработка и реализация РВЭП представлена в виде трех иерархических блоков (уровней):
I блок - концептуальный аналитико-прогностический; II - блок региональной политики: Ш - блок механизмов реализации РВЭП. Поясним содержание указанных блоков. Любая политика должна иметь свое обоснование и концепцию. Стержнем ее реализации должна быть региональная концепция военного природопользования и формирования среды ДВС. Построить сбалансированную концепцию можно по результатам комплексного анализа исходного уровня военно-стратегического развития в регионе с углубленным анализом территориальной организации ВС и выполнением прогнозных оценок развития ВС с учетом реформирования (верхний блок на схеме рис. 1). Место РВЭП, ее функционально-организационные взаимо-связи с другими аспектами ДВС отражены на среднем блоке схемы. Чрезвычайно важный уровень РВЭП представлен на нижнем блоке - здесь производится выбор региональных военно-экологических приоритетов.
В основу организации и формирования РВЭП в Северо-Западном регионе заложены следующие принципы:
1. Сбалансированного учета региональных оперативно-тактических интересов ВС, эколого-географических условий осуществления ВД и необходимости снижения воздействия на ОС ВД при поддержании требуемого уровня боеготовности.
2. Способности к гибкой модификации при изменении региональных условий функционирования ВС и стоящих перед региональной группировкой ВС оперативно-тактических задач.
3. Возможности быстрого реагирования на возникающие аварийные ситуации с экологическими последствиями на ВО и зонах ответственности ВС.
4. Обоснованности и экономической целесообразности вложений в военно-природоохранные мероприятия.
5. Научной обоснованности принимаемых решений по региональному военному природопользованию.
Проблема обеспечения экологической безопасности ДВС в Северо-Западном регионе остается относительно новой как в научно-методическом, так и в практическом отношении. Необходимым и обязательным этапом ее решения с позиций методов системного анализа является разработка концепции - официально принятой системы взглядов того или иного понимания явлений, процессов, мероприятий.
Экологическая безопасность войск(сил) в Северо-Западном регионе - состояние региональной группировки ВС и окружающей ее среды, при котором обеспечивается исключение или сведение к минимуму неблагоприятного воздействия экологических факторов ДВС на ОС, население, личный состав и ВО, а также эколого-географических факторов на ВО, ВВТ, личный состав.
Обеспечение экологической безопасности ДВС в Северо-Западном регионе - комплекс правовых, воспитательных, организационных, материально-технических и других мероприятий, направленных на недопущение или сведение к минимуму вредных воздействий экологических факторов антропогенного и природного происхождения на ОС, защиту войск (сил) от этих воздействий и региональное природопользование в районах их дислокации, базирования и деятельности в региональной зоне ответственности ВС.
Объекты обеспечения экологической безопасности региональной ДВС - личный состав региональной группировки ВС, население, проживающее в районах дислокации, базирования и деятельности войск в Северо-Западном регионе, природная среда и природные ресурсы (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды суши, морские и океанские воды, почвы и растительный покров, горные породы и другие разновидности биологической среды, околоземное космическое пространство, полезные ископаемые, ресурсы животного и растительного мира), ВВТ, ВО.
Основные виды антропогенного воздействия на экосистемы в результате военной деятельности и реакция экосистем на них приведены на рис. 2. Воздействия одиночных ВО на экологическую обстановку в региональной зоне ответственности ВС можно разделить на две ситуационные разновидности:
- воздействие при повседневной эксплуатации ВВТ в штатных режимах;
- воздействие в случае возникновения аварийных ситуаций, вызванных как внешними (стихийные бедствия), так и внутренними (отказы и поломки оборудования, несоблюдение регламента обслуживания) причинами.
Установлено, что в нормальных условиях эксплуатации влияние ВО на экологическую обстановку в регионе сопоставимо с влиянием мелких и средних промышленных предприятий.
Опасность ВО - свойство (качество) ВО, заключающееся в потенциальной способ-ности этого объекта в процессе своего существования негативно воздействовать на ОС, нанести экологический ущерб.
Вредность ВО - свойство (качество) ВО, которое выражается в виде детерми-нированных негативных (вредных) воздействий объекта на ОС, характерных для нормальной эксплуатации объекта.
Исходя из анализа сложившейся в Северо-Западном регионе военно-экологической обстановки, к приоритетным по степени воздействия на ОС и потенциальной опасности военно-экологическим региональным проблемам, следует отнести следующие:
Первая группа. Обеспечение экологической безопасности функционирования ВО и их инфраструктуры в повседневной деятельности.
Вторая группа. Обеспечение экологической безопасности эксплуатации ВВТ в штатном и аварийном режимах.
Третья группа. Обеспечение экологической безопасности утилизации ВВТ, сбора и захоронения отходов, локализации и ликвидации загрязнений ОС.
К первой группе проблем относится снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поверхностные и грунтовые воды с кораблей, береговых объектов ВМФ, других видов ВО; эксплуатация топливных баз, объектов хранения и заправки топливом, функционирование вспомогательного флота ВМФ и судоремонтных предприятий; эксплуатация технических средств застройки аэродромов, эксплуатация и ремонт комплексов хозяйственно-бытового назначения (теплосетей, трубопроводов, котельных, канализационных сетей, береговых коллекторов).
Вторая группа включает вопросы эксплуатации и ремонта комплексов оружия и их технического обслуживания в штатном и аварийном режимах, хранение всех видов вооружений и сильнодействующих ядовитых веществ.
Третья группа связана с хранением и утилизацией выслуживших установленные сроки образцов оружия, отстоем и утилизацией списанных атомных и дизельных подводных лодок, надводных кораблей; хранением и захоронением и утилизацией радиоактивных отходов и других отходов деятельности ВО; локализацией и ликвидацией загрязнений ОС.
Указанные группы приоритетных военно-экологических проблем носят разнородный характер, различны по степени экологической опасности и величине риска, требуют дифференцированных подходов для своего решения.
Объемы военного природопользования и основные показатели воздействия военной деятельности на состояние окружающей среды в регионе
Ленинградский военный округ.
Природоохранная работа в 2001 году проводилась в соответствии с “Планом работ по обеспечению экологической безопасности войск округа”.
В обеспечение выполнения требований директивы Командующего войсками округа “Об экологической обстановке в войсках округа и мерах по ее улучшению” ежеквартально в экологическую службу представляются ведомости контроля экологической обстановки в гарнизонах округа, что позволяет оперативно отслеживать ее изменения, а также ход выполнения планов мероприятий и работ.
Основные данные по состоянию природоохранной деятельности и объемам природопользования ЛенВО в 2001 году представлены в табл. 1.
В целях улучшения экологической обстановки в 2001 году проведены мероприятия и работы:
Загрязненные территории очищаются и рекультивируются. По заказу Управления Начальника Экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации ЗАО "Полиинформ" в интересах ЛенВО, в период с 1995 г. по 2001 г., выполнены научно-исследовательские работы по разработке технологии ликвидации загрязнений нефтепродуктами территорий гарнизона в Новгородской области. В ходе практической проверки разработанной технологии были очищены территории военных городков площадью 5,7 га, в том числе 0,72 га водной поверхности до норм, согласованных с Новгородским областным комитетом по охране окружающей природной среды. Очищенные территории приняты Валдайским комитетом по охране окружающей природной среды. Таким образом, с округа снят вопрос о возмещении причиненного природе ущерба.
Проводится целенаправленная работа по изысканию внебюджетных средств, направленных на улучшение экологической обстановки в войсках округа и ликвидацию нефтезагрязнений в районе станции Прибылово. В настоящее время проработан вопрос привлечения денежных средств, выделяемых на научно-исследовательские работы через “Институт устойчивых сообществ” (С-Пб ГУ), в рамках проекта “РОЛЛ-2000”. Реализация данного проекта позволит произвести работы по ликвидации нефтезагрязнений без привлечения
денежных средств округа и снизить техногенную нагрузку на акваторию Финского залива. В соответствии с проектом плана мероприятий МО РФ в рамках трехсторонней российско-норвежско-американской програм-мы сотрудничества в военной области по вопросам охраны ОС в Арктике (Программа АМЕС), учитывая заинтересованность округа в привлечении внебюджетных средств для решения экологических проблем, принято решение о создании экологически образцового гарнизона в Мурманской области.Государственной комиссией принят в эксплуатацию катер экологического контроля, который начиная с 2001 года в интересах округа и ЛенВМБ осуществляет экологический мониторинг в местах дислокации войск и сил флота в акваториях Финского залива и Ладожского озера. Основными задачами, решаемыми
судовым комплексом контроля загрязненности окружающей природной среды, установ-ленном на катере являются:Научно-методическое сопровождение работ с использованием судового экологического комплекса осуществляет НИЦ БТС МО РФ.
С целью оценки экологической обстановки на территории военных объектов Северо-Западного региона проводились аэросъемочные работы авиационной лабораторией на базе самолета Ан-30. Полученные материалы аэросъемки после контрольного просмотра дают возможность отслеживания воздействий военной деятельности в регионе на ОС, более оперативного обнаружения фактов возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера с целью эффективного планирования и своевременного проведения мероприятий по ликвидации их последствий.
В округе ведутся работы по сокращению вредных выбросов в атмосферу – две котельные в гарнизонах ЛенВО переведены на газ. Прорабатывается вопрос о переводе ещё одной котельной с угля на газ в 2002-2003 годах.
Однако, несмотря на принимаемые меры, полностью избежать недостатков в решении проблем обеспечения экологической безопасности в войсках округа не удалось.
Так, из имеющихся комплексов очистных сооружений – 35 % не обеспечивают должной очистки сточных вод. В результате, объем недостаточно очищенных и неочищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы и на рельеф местности, составляет 66 % от общего объема. Из-за нестабильности финансирования планы строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта очистных сооружений не выполняются:
Из работающих на твердом топливе котельных, системами газоочистки оборудованы лишь 3 % от общего их количества.
Требования по экономии водных ресурсов выполняются не в полном объеме. Во многих воинских частях, предприятиях и организациях не ведется первичный учет водопотребления, приборы учета отсутствуют, имеют место утечки воды из-за неисправностей запорно-регулирующей арматуры. Мойками техники оборудованы только 35 % автопарков и только 10 % из них имеют систему оборотного водоснабжения.
Остается на низком уровне вопрос взаимоотношений должностных лиц воинских частей, предприятий и организаций округа с представителями местных государственных органов охраны природы и администраций.
Процесс экологического обучения и воспитания личного состава частей округа осуществляется в соответствии с планами боевой подготовки на год в группах командирской подготовки. Проводились учебно-методические сборы руководящего состава округа, где была практически показана работа командования воинской части по охране окружающей природной среды, организации проведения экологических мероприятий в части и основные требования экологической безопасности к военным объектам. В течение года, в ходе плановых проверок, проводились методические занятия со штатными инженерами-экологами районов и нештатными экологами гарнизонов и воинских частей.
С 2001 года в 7 частях округа введены штатные должности инженеров-экологов, что позволит организовать обеспечение экологической безопасности на более высоком уровне. С назначенными экологами в экологической службе проведены специальные занятия. По окончании занятий был выдан полный комплект документов, необходимый для обеспечения экологической безопасности при организации и проведении боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности войск.
В целях улучшения экологической обстановки в войсках округа необходимо повысить ответственность должностных лиц за организацию и выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности, в повседневной деятельности и боевой подготовке войск проводить мероприятия по снижению загрязнения окружающей природной среды нефтепродуктами, бытовыми и промышленными отходами и другими загрязняющими веществами.
Ленинградская военно-морская база.Контроль за состоянием акватории гаваней и портов осуществляется в контрольных (реперных) точках, основные данные по результатам которого приведены в табл.2.
В результате функционирования ВО ЛенВМБ образуются сточные, льяльные воды и бытовой мусор, в количествах, приведенных в табл.3
В 2001 году проводилась плановая работа по природоохранной деятельности (месячники за чистоту гарнизонов; лекционные занятия с военнослужащими; сборы офицеров и внештатных инспекторов, ответственных за охрану ОС и т.д.). Случаев нарушений требований природоохранного законодательства, браконьерства, незаконного отлова рыб и животных за отчетный период не зарегистрировано. Обеспечена организация вывоза промышленного и бытового мусора в строгом соответствии с действующими санитарными нормами, приняты меры по ликвидации и недопущению возникновения несанкционированных свалок мусора. Из-за отсутствия финансирования не выполняются работы по ремонту береговых очистных и канализационных сооружений, баз и складов жидкого топлива. Объемы природоохранных мероприятий ЛенВМБ показаны в табл.4.
Основные направления обеспечения экологической безопасности повседневной региональной деятельности ВС и задачи по их реализации.
Основными направлениями обеспечения экологической безопасности повседневной региональной ДВС и задачами по их реализации являются:
а) защита личного состава группировки ВС от вредных воздействий региональных экологических факторов природного и техногенного характера:
б) предотвращение (снижение) загрязнения ОС в регионе:
в) ликвидация загрязнений ОС в регионе, образовавшихся в результате ДВС или возникших по другим причинам, способным привести к снижению боеспособности войск (сил):
г) охрана ОС в региональной зоне ответственности ВС и региональное военное природопользование:
д) информационное обеспечение экологической безопасности региональной ДВС:
Пути снижения
экологического воздействия на окружающую среду в регионе от основных видов военной деятельностиСнижение загрязнения атмосферы.
Вредные выбросы загрязняющих веществ с ВО в Северо-Западном регионе обусловлены во многом технологическими процессами сжигания органических топлив. Основными источниками загрязняющих веществ при этом являются системы энергообеспечения (котельные установки, дизельные электростанции и т.д.), а также автомобильная техника и энергетические установки на кораблях и судах ВМФ.
Сокращение вредных выбросов в атмосферу от военных источников в Северо-Западном регионе достигается проведением следующих организационных мероприятий:
Снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными газообразными продуктами и производственной пылью от литейных, гальванических, деревообрабатывающих и покрасочных цехов, мастерских и установок, использующих фреоновые соединения достигается совершенствованием систем газоочистки и пылеулавливания, повышением экологичности технологических циклов на региональных ВО.
Снижение загрязнения поверхностных и грунтовых вод, почв нефтепродуктами.
Очистка промышленных и бытовых сточных вод на всех флотах Северо-Западного региона производится, в основном, механическим, химическим и физико-химическими методами, которые не могут в полной мере обеспечить высокой эффективности и качества очистки сточных вод, а также недостаточно надежны. Прошедшие очистку сточные воды, в основном, повторно не используются, тем самым не сокращается потребление свежей воды в военных целях, что особенно важно для жизнеобеспечения с замкнутым циклом.
Источниками загрязнения морских экосистем нефтепродуктами при эксплуатации кораблей и судов ВМФ являются нефтесодержащие воды, образующиеся в трюмах энергетических отсеков, а в случае акваторий внутренних водоемов и пунктов базирования - топливные базы и склады.
Снижение загрязнений объектов ОС нефтепродуктами достигается:
Предотвращение радиоактивных загрязнений.
Одна из экологических проблем, стоящих перед ВМФ в регионе - отстой и утилизация списанных атомных подводных лодок и их ядерных энергетических установок, представляющих собой источники ионизи-рующих излучений с высокими уровнями наведенной активности и поверхностного загрязнения основных узлов и механизмов. Массовый вывод из эксплуатации атомных подводных лодок носит накопительный характер, с необходимостью их временного хранения и отстоя.
Снижение потенциальной опасности ОС в Северо-Западном регионе при отстое списанных атомных подводных лодок и хранении радиоактивных отходов достигается:
Снижение загрязнений твердыми отходами.
Для ВО в Северо-Западном регионе актуален вопрос сбора, хранения и утилизации твердых отходов, образующихся в результате их функционирования.
Решение проблемы утилизации бытового мусора с гигиенической точки зрения осуществляется:
Снижение ущербов ОС от протечек воды и систем канализации.
Экологические проблемы, связанные с теплосетями, трубопроводами и канализационными сетями на ВО, в основном определяются протечками. На ряде региональных ВО имеются инженерные сети, заложенные еще при их постройке и, в основном, не менявшиеся за период эксплуатации, т.е. проработавшие больше гарантийного срока.Протечки воды, особенно горячей, обводняют грунт и создают подземные водяные линзы.
Ущербы ОС от протечек воды и канализационных сетей снижают за счет своевременных конструктивно-профилакти-ческих мер, принимаемых при эксплуатации инфраструктуры региональных ВО.
Снижение воздействия на ОС при эксплуатации ВВТ.
Таблица 5.1
Экологическая обстановка в войсках Ленинградского ВО за 2001 г.
№№ п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
Количество |
1. Состояние земель |
|||
1.1 |
Площадь и количество участков, загрязненных нефтепродуктами |
тыс.га/шт. |
0,002/3 |
1.2. |
Площадь и количество участков, занятых неорганизованными свалками |
га/шт. |
0,50/3 |
1.3. |
Масса твердых отходов на неорганизованных свалках и их количество |
т/шт. |
6500/3 |
1.4. |
Площадь и количество участков земель, подлежащих рекультивации |
га/шт. |
1,81/3 |
2. Состояние лесов |
|||
2.1. |
Общая площадь лесов на землях Минобороны РФ |
тыс. га |
662,3 |
2.2. |
Площадь лесов, погибших за отчетный период из-за пожаров, болезней и других причин |
тыс. га |
нет |
3. Загрязнение атмосферного воздуха |
|||
3.1. |
Общий объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух |
т/г. |
33500 |
3.2. |
В том числе выбрасываемых от котельных |
т/г. |
32000 |
3.3. |
Объем загрязняющих веществ от двигателей передвижной военной техники |
т/г. |
220 |
3.4. |
Объем загрязняющих веществ от других источников выбросов в атмосферу |
т/г. |
1280 |
4. Загрязнение водных объектов |
|||
4.1. |
Общий объем водопотребления |
тыс.м 3/г. |
32500 |
4.2. |
Общий объем сточных вод |
тыс.м 3/г. |
32000 |
4.3. |
Количество очистных сооружений, подлежащих реконструкции или строительству |
шт. |
30 |
5. Экологическая паспортизация и нормирование природопользования |
|||
5.1. |
Количество отдельных военных объектов и городков, имеющих экологические паспорта |
% |
6,0 |
5.2. |
Общее потребное количество нормативов ПДВ, ПДС, разрешений на размещение отходов |
шт . |
450 |
Штатный режим эксплуатации ВВТ обеспечивает условия, при которых уровни воздействия на ОС не превышают ПДК. Исключение составляют ситуации, предусмотренные штатным режимом, но, например, из-за ограниченного района выполнения, могущие привести к осложнениям в экологической обстановке (падение отделяющихся частей ракет и подвесных авиационных баков горючего). В этих случаях количество экологически опасных компонентов, попадающих в ОС при одноразовом выполнении операции невелико, но при частом ее применении и при выполнении штатного мероприятия в одном и том же районе достаточно длительное время, из-за кумулятивного эффекта возможно превышение ПДК. В этих случаях снижение воздействия на ОС достигается пространственно-времен-ным разделением выполняемых
экологически опасных операций с ВВТ в регионе и рядом организационно-технических мер.Таблица 5.2
Состояние акваторий, гаваней и портов рыбохозяйственного пользования
Акватории, гавани, порты |
Кол-во точек забора проб |
Даты отбора проб |
Загрязняющие вещества, (мг/л) |
Превы-шение ПДК-среднее по пункту (раз) |
Основной источник загрязнения |
||
воды |
грунта |
нефтепродукты |
СПАВ |
||||
б. Владимиров-ская |
3 |
20.10 |
20.10 |
0,05 |
0,5 |
- |
Корабли и суда |
г. Ломоносов |
9 |
11.10 |
11.10 |
0,1 |
0.6 |
2 |
|
г. Кронштадт |
9 |
04.10 |
04.10 |
0.15 |
0.7 |
3 |
|
г. Санкт-Петербург |
6 |
26.10 |
26.10 |
0.05 |
0.6 |
- |
|
г. Приозерск |
3 |
16.10 |
16.10 |
0.05 |
0.5 |
- |
|
г. Приморск |
3 |
25.10 |
25.10 |
0.05 |
0.5 |
- |
Всего нарушений - нет
Таблица5.3
Количество сточных, льяльных вод и мусора с объектов ЛенВМБ
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
1. От береговых объектов |
||
Общий объем водопотребления |
тыс. м 3 в сутки |
20,2 |
Общий объем сточных вод, всего |
тыс. м 3 в сутки |
16,27 |
из них а) очищаемых |
тыс. м 3 в сутки |
9,17 |
в т. ч. не полностью до нормы |
тыс. м 3 в суткитыс. м 3 в сутки |
1,02 8,15 |
б) неочищенных |
тыс. м 3 в сутки |
7,10 |
Канализационных очистных сооружений, всего |
ед./тыс. м 3 в сутки |
4/1700 |
в т. ч. механической очистки |
ед./тыс. м 3 в сутки |
1/0,600 |
физико-химической очистки |
ед./тыс. м 3 в сутки |
- |
биологической очистки |
ед./ тыс. м 3 в сутки |
3/1,1 |
Канализационных очистных сооружений, подлежащих: реконструкции строительству |
ед. (тыс.м 3в сутки)ед. (тыс.м 3в сутки) |
1/4,0 19/6,65 |
Сливаемых промышленных вод, всего |
тыс. м 3 в сутки |
1,4 |
в т. ч. очищаемых |
тыс. м 3 в сутки |
0,8 |
неочищенных |
тыс. м 3 в сутки |
0,6 |
Собираемого мусора, всего |
тыс. тонн в сутки |
0,021 |
в жилых городках |
тыс. тонн в сутки |
0,007 |
в военных городках |
тыс. тонн в сутки |
0,014 |
2. С кораблей и судов |
||
Сточных вод, всего |
тыс. м 3 в сутки |
0,12 |
в т. ч. условно чистых |
тыс. м 3 в сутки |
0,06 |
загрязненных |
тыс. м 3 в сутки |
0,06 |
Льяльных вод |
тыс. м 3 в сутки |
0,06 |
Мусор |
тыс. тонн в сутки |
0,04 |
Таблица 5.
4Объемы природоохранных мероприятий в ЛенВМБ
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
1.Общие мероприятия |
||
Имеется объектов флота, для которых требуется оформление экологического паспорта, всего |
ед. |
145 |
в т.ч. объектов флота, для которых экологический паспорт оформлен |
ед. |
97 |
2. Водоохранные мероприятия |
||
Имеется в наличии пунктов мойки автобронетанковой техники, всего |
ед. |
211 |
в т.ч. с системами повторного или оборотного водоснабжения |
ед. |
7 |
Имеется объектов флота*, для которых требуется разработка норм ПДС, всего |
ед. |
42 |
в т.ч. объектов*, для которых нормы ПДС разработаны |
ед. |
13 |
3. Мероприятия по охране воздушного бассейна |
||
Имеется котельных на объектах* флота, всего |
ед. |
169 |
в т.ч. на твердом топливе |
ед. |
131 |
на жидком топливе |
ед. |
20 |
на газообразном топливе |
ед. |
18 |
в т.ч. оснащенных системами газоочистки |
ед. |
6 |
Имеется объектов* флота, для которых требуется разработка норм ПДВ, всего |
ед. |
145 |
в т.ч. для которых ПДВ разработаны |
ед. |
97 |
Общий объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух |
тонн в год |
5800 |
в том числе выбрасываемых из котельных |
тонн в год |
3600 |
Объем загрязняющих веществ от двигателей передвижной военной техники |
тонн в год |
2100 |
Объем загрязняющих веществ от других источников выбросов в атмосферу |
тонн в год |
100 |
4. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель |
||
Земельные участки, загрязненные нефтепродуктами |
тыс. га/шт. |
нет |
Земельные участки, занятые неорганизованными свалками |
га/шт. |
нет |
Земельные участки, подлежащие рекультивации |
га/шт. |
нет |
5. Мероприятия по охране и рациональному использованию растительного мира |
||
Общая площадь лесов, погибших за отчетный период из-за пожаров, болезней и других причин |
тыс. га |
нет |
(*) - воинских частей предприятий и организаций флота
Рис. 5
.1. Генерализованная блок-схема разработки и реализации РВЭП
Рис. 5.2.Основные виды антропогенного воздействия на региональные экосистемы
в ходе ВД и реакции экосистем на них