V - 7СодержаниеVII - 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области определяется природно-климатическими условиями, характером и масштабами воздействия на окружающую природную среду предприятий промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства региона и трансграничными переносами загрязняющих веществ с сопредельных территорий.

Анализ экологической ситуации на территории региона свидетельствует о том, что показатели общей нагрузки на окружающую среду за последние пять лет стабилизировались.

Однако, экологическая обстановка в регионе остается напряженной, а загрязнение природной среды высоким.

Сложность экологической ситуации является следствием накопленных за многие десятилетия экономико-экологических диспропорций, главными из которых являются несоответствие между чрезмерной концентрацией производственного потенциала и экономической емкостью территории, доминирование ресурсо- и энергоемких технологий, падение технологической дисциплины, что усугубляется общим снижением объемов капитальных вложений в охрану окружающей среды.

В 2001 году в регионе значительных изменений экологической обстановки не произошло.

Общая характеристика загрязнения

Несмотря на наметившийся рост производства в большинстве отраслей экономики как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области, в регионе сохранилась тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

В целом во региону загрязнение воздушного бассейна региона от стационарных источников в 2001г. оценивается как 247,3 тыс. т, что на 6,2 тыс. т меньше, чем в 2000 г.

Валовый выброс загрязняющих веществ в 2001 г в воздушный бассейн Санкт-Петербурга от стационарных источников составил в 2001 г. 57,8 тыс. т в том числе: твердых - 8,2 тыс. т, газообразных и жидких - 49,6 тыс. т.

Выбросы диоксида серы, оксида углерода и двуокиси азота составили 11,9 тыс. т, 7,6 тыс. т и 21,3 тыс. т соответственно. Динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга от стационарных источников показана в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга от стационарных источников

Загрязняющие вещества

Выбросы, тыс. т

1997

1998

1999

2000

2001

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Всего

68,1

66,9

63,6

59,2

57,8

Твердые

10,8

10,6

9,9

8,5

8,2

Газообразные и жидкие

57,3

56,3

53,7,

50,7

49,6

из них: диоксид серы

17,7

17,7

16,1

12,2

11,9

оксид углерода

7,9

7,3

7,2

7,6

7,6

диоксид азота

24,4

23,8

22,8

22,7

21,3

углеводороды (без ЛОС)

0,6

1,5

0,6

0,7

1,1

Летучие орг. соединения (ЛОС)

3,2

2,7

3,3

4,3

4,6

Прочие газообразные и жидкие

3,5

3,3

3,6

3,2

3,1

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Всего

221,7

222,9

203,1

194,3

189,5

Твердые

38,5

34,8

29,9

29,4

31,9

Газообразные и жидкие

183,2

188,2

173,2

164,9

157,6

из них: диоксид серы

90,0

93,0

78,4

69,4

62,0

оксид углерода

24,0

24,2

24,9

26,2

31,5

диоксид азота

18,9

19,7

19,9

19,6

17,8

углеводороды (без ЛОС)

0,3

0,5

0,5

2,1

2,1

Летучие орг.соединения (ЛОС)

40,2

40,6

39,9

40,2

33,0

Прочие газообразные и жидкие

9,7

10,1

9,7

7,4

11,2

На предприятиях Санкт-Петербурга имеются 26259 источников выброса загрязняющих веществ, из них 23896 -организованные.

5102 пыле-газоочистных установок, имеющихся на предприятиях, в 2001 году уловили 182,2 тыс. т загрязняющих веществ или 76% от общего количества отходящих. По твердым веществам это составило 96%, по газообразным и жидким - 1%.

В 2001 г выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга от стационарных источников по отношению к предыдущему году снизились на 1,2 тыс. т.

Наибольшие суммарные объемы выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн от стационарных источников зафиксированы в Кировском районе Санкт-Петербурга (13,3 тыс. т., что составляет 23,1% от общего выброса по городу).

По-прежнему, актуальной остается проблема загрязнения атмосферы автотранспортом, на долю которого приходится половина общей массы выбросов, поступивших в воздушный бассейн региона.

В 2000 г. выбросы от автотранспорта по Ленинградской области составили 73,1 тыс. т , что составляет 27,8% от общего выброса загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта. По сравнению с 2000 г. выбросы от автотранспорта возросли на 3,7 тыс. т.

В 2001 году суммарный объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона составил 1909,7 млн. м3, что составляет 97,65% по отношению к предыдущему году.

Наибольшие объемы загрязненных сточных вод поступают в водные объекты Санкт-Петербурга – 1465,7 млн. м3 (76,75% от объемов по региону в целом).

Таблица 1.2

Основные показатели использования воды и сброса сточных вод

в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, млн. м3

Показатель

2001 г.

2000 г.

в % к предыдущему году

Забрано воды из природных водоемов

7769,9

6811,8

217,4

Использовано свежей воды, всего

7431,0

6485,2

220,1

в том числе:

   на хозяйственно-питьевые нужды

743,8

735,7

198,6

   на производственные нужды

6575,3

5575,9

321,9

Сброшено сточных вод в поверхностные водоемы, всего

7828,7

6890,2

216,3

в том числе:

   загрязненных

1909,7

1952,8

195,2

   нормативно чистых

5906,0

4937,3

205,7

   нормативно очищенных

-

-

-

Мощность очистных сооружений перед сбросом в водные объекты

1906,0

1912,6

199,3

Большинство крупных водотоков, питающих Ладожское озеро, Финский залив и Балтийское море, уже почти от истоков характеризуются по качеству воды как "умеренно-загрязненные", "загрязненные" (III-IV классы), а ближе к устью переходят в разряд сильно загрязненных (V, VI классы).

Сохраняет остроту в регионе проблема обезвреживания и переработки бытовых и промышленных отходов, представляющих реальную угрозу для здоровья населения и экосистем.

По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (токсичные отходы) в регионе за 2001 год образовалось 5,73 млн. т токсичных отходов всех классов опасности.

Таблица 1.3

Количество отходов, образовавшихся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, т

Название района

Отчетный

год

Количество отчитавшихся предприятий

Образовалось в районах за отчетный период:

По классам опасности:

Всего

тонн

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Санкт-Петербург

2000

886

1933,5

6026,4

25809,0

1610415,6

1644184,5

2001

850

1002,8

10261,3

29470,8

1900149,3

1940884,1

Ленинградская область

2000

577

213,9

1231,4

115834,0

3529758,3

3647037,6

2001

445

365,3

1391,8

102804,9

3684863,2

3789425,2

В целом по региону

2001

1295

1368,1

11653,1

132275,7

5585012,5

5730309,2

Объекты добычи, переработки, хранения и транспортировки нефтепродуктов кроме потенциальной опасности разлива нефтепродуктов являются источниками нефтесодержащих отходов, объем которых по Санкт – Петербургу и Ленинградской области предположительно составляет около 200 тыс. тонн, так как по данным специалистов от 3 до 5 % добытого или привезенного нефтепродукта теряется в загрязнениях и отходах.

Вместе с тем, динамика утилизации нефтесодержащих отходов на ГУПП "Полигон Красный Бор" показывает, что в последние годы с 1990 по 2001 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества поступающих на полигон нефтесодержащих отходов:

Среди источников возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера наиболее значимыми являются аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, выбросы радиоактивных, отравляющих и токсических веществ, которые влекут за собой экстремально высокие уровни загрязнения окружающей среды.

Особенно сложная ситуация складывается в промышленных районах, где за последние годы возросло количество случаев опасного воздействия на население и природные объекты загрязняющими веществами в результате аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Состояние технологического оборудования позволяет прогнозировать в ближайшие годы рост частоты таких аварийных ситуаций с тяжелыми экологическими последствиями.

Регулярные наблюдения за лесными пожарами на территории Ленинградской области позволяют сделать вывод о снижающейся тенденции в динамике их возникновения. В 2001 году от пожаров пострадало на территории области 355,2 га леса, что составляет 48% против 2000 года. Всего за 2001 год произошло 521 возгорание лесных массивов, однако, ни одной чрезвычайной ситуации данного вида не зафиксировано.

В 2001 году от пожаров пострадало 355,2 га леса, что составляет 48,4% против 2000 года.

Основные проблемы региона, имеющие наибольшее социально-экологическое значение:

1. Завершение строительства объездной автомобильной дороги Санкт-Петербурга и объездов городов Ленинградской области (Выборг, Кингисепп, Луга, Тосно, Лодейное Поле). В настоящее время активно ведется строительство автодорог, минуя города Выборг и Тосно; начато строительство объезда г. Лодейное Поле; активизировалась работа в решении вопроса по строительству объездной дороги вокруг Санкт-Петербурга с прохождением по территориям Ломоносовского, Всеволожского районов. Однако по-прежнему остаются не решенными вопросы связанные с организацией объездных транзитных трасс города Луги и реконструкции автодороги Санкт-Петербург-Киев с корректировкой трассы ее прохождения.

Строительство обходов городов и населенных пунктов позволит организовать пропуск транзитного автомобильного транспорта вне жилой зоны, что снизит уровень токсичных веществ в атмосфере этих городов и уменьшит уровень шумовых нагрузок на жилую территорию.

Государственную экологическую экспертизу в 2001 году проходило экологическое обоснование 1-й очереди КАД. Протяженность участка кольцевой дороги от Приозерского шоссе до Московского шоссе – 42.72 км.

Материалы предпроектной документации с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в Заключении, могут служить основой для последующей стадии инвестиционного проектирования – разработки инженерного проекта, а также для подготовки обосновывающих материалов по переводу лесных земель в нелесные.

Инженерный проект, включающий результаты реализации предложений и рекомендаций, изложенных в заключении, должен быть представлен на государственную экологическую экспертизу в соответствии со ст. 14 Федерального Закона РФ “Об экологической экспертизе”.

2. Завершение строительства очистных канализационных сооружений. Основным источником загрязнения водной среды Балтийского моря в регионе является городская система канализации, через которую ежегодно сбрасывается в акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн. куб. м сточных вод. По программе охраны бассейна Балтийского моря от загрязнений планировалось к 2000 г. подойти со стопроцентной очисткой сточных вод.

Однако с начала 90-х годов резко сократились капитальные вложения в водоохранные стройки, что привело к критической ситуации на строительстве коллекторных телей, особенно на строительстве продолжения Главного коллектора Северной части Санкт-Петербурга.

Этот коллектор представляет собой две параллельные нитки телей по 12 км каждая, диаметром в проходке 4,03 м, глубиной залегания от 45 до 70 м. Зону проходки пересекает так называемый "размыв", который уже вызвал крупнейшие аварии на метрополитене. Во избежание подобных аварий при строительстве коллектора предусмотрено проходить зону "размыва" с применением комплекса спец. мероприятий, в том числе с применением канадского проходческого щита фирмы "Ловат".

Сумма средств, освоенных ГУП “Водоканал” в результате строительства тоннельных канализационных коллекторов – 59 298,919 тыс. руб., строительства ЮЗОС – до 68,181 тыс. руб.

При таких темпах, строительство основных природоохранных объектов Северо-Запада, призванных значительно снизить нагрузку загрязняющих веществ на Балтийское море затянется на десятки лет.

Остался недостроенным и комплекс Юго-Западных очистных сооружений, который в настоящее время разрушается естественным образом.

Данная проблема не может быть решена только за счет региональных ресурсов без участия федеральных органов. А без ее решения невозможно кардинальное улучшение экологической обстановки в Финском заливе.

3. Завершение строительства комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Комплекс строится с 1979 года и рассчитан на защиту от наводнений территории Санкт-Петербурга при подъеме уровня воды в Финском заливе до 5,15 метров.

Ведущие научные организации Санкт-Петербурга, европейских стран прогнозируют глобальные климатические изменения, сопровождаемые катастрофическими наводнениями, которые по расчетам могут произойти в ближайший период (1998-2008 гг.). Это подтверждается тем, что значительно увеличилась повторяемость наводнений (23 % всех невских наводнений из трехсотлетнего ряда наблюдений приходится на последние 15 лет).

Несмотря на принятое Правительством Российской Федерации постановление от 25.11.94. № 1293 "О завершении строительства сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений к 2001 г.", финансирование строительства КЗС продолжает осуществляться в объемах, практически равных ущербу от естественных разрушений недостроенных сооружений.

С 1991 среднегодовой объем финансирования составляет 10 % от предусмотренного проектом. В настоящее время техническая готовность КЗС не способствует защите города от наводнений с подъемом уровня воды более 3 м.

Необходимо учитывать и огромный экологический ущерб при катастрофических наводнениях, связанный с выходом из строя инженерных сетей, в т.ч. городской канализации. Последствия наводнений могут привести к разрушениям зданий центральной части города, человеческим жертвам, резкому ухудшению социально-экономической обстановки.

Учитывая невосполнимость прогнозируемых потерь при наводнениях в Санкт-Петербурге, необходимо принять срочные меры по завершению строительства защитных сооружений.

4. Строительство портовых комплексов в Финском заливе. В последние годы важной как для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так и в целом для России стала проблема строительства портов в Финском заливе.

В 1994 г. Главным управлением Госэкспертизы Минприроды России с участием специалистов Ленкомэкологии была рассмотрена Генеральная схема транспортно-технологических портовых комплексов (ТТПК) в Финском заливе.

Она предусматривает развитие существующих морских торговых портов в Санкт-Петербурге, Выборге, Высоцке и строительство новых морских торговых портов в Лужской губе, бухте Батарейной, районе г. Приморска, г. Ломоносове; ставит целью наращивание портовых мощностей в целях сокращения экономических затрат на транспортные перевозки экспортно-импортных российских грузов через порты прибалтийских государств и по железным дорогам государств - бывших субъектов СССР.

К 2010 г. планируется довести суммарный годовой грузооборот по портам в Финском заливе до 126 млн. т, что в несколько раз превысит мощность существующих российских портов в данном регионе. Около 50 % грузооборота составят наливные грузы (нефть, нефтепродукты, сжиженные газы, жидкие химические грузы), представляющие значительную потенциальную опасность.

Реализация Генеральной схемы потребует развития отдельных участков и направлений Октябрьской железной дороги, строительства припортовых железнодорожных станций в районах размещения новых портов в Лужской губе, бухте Батарейной, Приморске, сооружение обхода г. Сосновый Бор с размещенными в нем объектами атомной энергетики.

Намечаемое строительство портов потребует изъятия значительного количества земельных ресурсов.

Генеральной схемой предусмотрены значительные объемы работ на акватории Финского залива. Планируется отчуждение около 1700 га его водной поверхности; проведение дноуглубительных работ и работ по образованию территорий, объемом более 66 млн. куб. м.

Для сооружения площадок под терминалы из подводных карьеров предполагается изъять около 12 млн. м3 песчано-гравийной смеси.

Строительство наливных портов в Финском заливе, сопровождающееся перспективным увеличением объемов морских перевозок нефти, нефтепродуктов, жидких химических грузов, хранением их значительного количества на портовых базах, безусловно, повлечет повышение риска возникновения аварий и катастроф.

В этой связи необходимо уделить особое внимание выполнению требований государственной экологической экспертизы при строительстве портов; совершенствованию региональной системы управления движения судов (РСУДС); реализации федеральной целевой программы "Создание и развитие Единой государственной системы экологического мониторинга" (ЕГСЭМ).

5. Предупреждение, локализация и ликвидация аварийных разливов нефтепродуктов. Ладожское озеро, река Нева и ее притоки, особенно в черте Санкт-Петербурга, испытывают значительное загрязнение нефтепродуктами. Серьезными источниками загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и перевалкой нефтепродуктов. Интенсивность движения судов грузоподъемностью до 5000 т, перевозящих нефтепродукты, составляет 8-10 судов в сутки, а годовой грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн. т.

Многие суда, используемые для перегрузки нефтепродуктов устарели, используются более 20 лет, не отвечают требованиям экологической безопасности.

Ладожское озеро и река Нева являются источниками снабжения питьевой водой жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Аварийные ситуации, связанные с разливом нефтепродуктов, могут привести к сложной экологической ситуации.

Подобная проблема является актуальной и для других регионов России.

В целях решения этой проблемы необходимо:

6. Строительство завода по переработке токсичных отходов на опытном полигоне "Красный Бор". В настоящее время образующиеся на предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области неутилизируемые токсичные отходы направляются на полигон "Красный Бор".

Опытный полигон "Красный Бор" расположен в Тосненском районе Ленинградской области в бассейне р. Невы в 30 км от Санкт-Петербурга и в непосредственной близости от ряда других населенных пунктов. Примерно 80 % площади полигона занимают карты-траншеи захоронения отходов, на остальной площади размещены печи сжигания, административно-бытовой корпус, сооружения складского и вспомогательного назначения.

Полигон введен в эксплуатацию в 1970 г. сроком на 5 лет. Однако его практическая эксплуатация продолжается по настоящее время по технологиям, не отвечающим действующим требованиям природоохранительного законодательства. На полигоне уже захоронено около 1,5 млн. т токсичных отходов, и площадь, отведенная под полигон, практически исчерпана.

Наличие огромного количества токсичных отходов в непосредственной близости к главному водозабору Санкт-Петербурга – реке Неве - при возникновении климатических катаклизмов (длительные ливни и паводки) может привести к непредсказуемым последствиям.

Наибольшую опасность представляют особо токсичные соединения ртути, свинца, фтора, мышьяка, фосфора, синильной кислоты и ее солей. Результаты исследований, проведенных ВНИИ им. Веденеева за последние 4 года, с выводами о плохом качестве сточных вод с территории полигона показывают, что резерв времени истек, и строительство нового предприятия должно быть осуществлено в кратчайшие сроки.

Приказом Минстроя РФ от 20.05.96 № 17-66 утверждено ТЭО строительства предприятия по переработке промышленных токсичных отходов, разработанное РНЦ "Прикладная химия", со сметной стоимостью строительства объекта 132,27 млн. руб. (в ценах 1991 г.).

Принимая во внимание финансовый кризис в стране, Администрация Санкт-Петербурга (заказчик по строительству нового предприятия) выделила из утвержденного Госстроем РФ проекта пусковой комплекс мощностью 40 000 т/год с возможным наращиванием до 50 000 т/год, позволяющий снять остроту проблемы с опасными отходами в регионе на ближайшие 10 лет.


ВВЕРХ