Влияние антропогенных физических факторов
Среди физических факторов неионизирующей природы наиболее гигиенически значимым для городской среды в 2001 году оставался шум, в особенности шум автотранспорта.
Актуальность этой проблемы обусловлена ежегодным ростом количества автомобилей, в особенности легковых, численность которых в городе достигла 1млн. едениц с учетом роста уровня автомобилизации населения в черте Санкт-Петербурга, в среднем, до 150 автомашин на 1000 жителей.
Вместе с тем, организация дорожного движения по городским улицам не может быть признана удовлетворительной.
Существующая улично-дорожная сеть не справляется с возросшими транспортными потоками, действующие транспортные развязки перегружены, не развита система объездных дорог для транзитного грузового транспорта.
Центром госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге организован мониторинг транспортного шума на основных магистралях города в 72-х контрольных точках.
По результатам акустического мониторинга за 2001 год в Санкт-Петербурге расчетные и измеренные уровни транспортного шума в контрольных точках составляли 68 до 79 дБ А (экв). Максимальные уровни находились в диапазоне
78 – 90 дБА. Полученные результаты свидетельствуют о превышении допустимых уровней в контрольных точках на основных транспортных магистралях.
Количество городского населения, проживающего в жилых домах не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам по транспортному шуму превышает 50 %.
Согласно принятой методике оценки потенциального риска здоровью населения при воздействии шума, такой уровень “акустического загрязнения” селитебных зон города способен вызвать появление неспецифических эффектов с вероятностью от 36 до 72%. Вероятность предъявления жалоб при этом составляет 35-58%.
1 – транспортный шум
2 – объекты встроенные в жилые дома
3 – прочие
В 2001 году проведена санитарно-гигиеническая экспертиза инженерного проекта
I очереди строительства восточного полукольца КАД (Кольцевой автомобильной дороги), рабочий проект строительства транспортной развязки с ж.д. станцией Автово, ТЭО строительства путепроводной развязки Дунайского проспекта с Витебской железной дорогой и мостовых переходов.В процессе разработки проектных материалов подготовлены гигиенические рекомендации относительно применения акустического экранирования и использования специальных окон для жилой застройки, расположенной в зоне сверхнормативного шума от Кольцевой дороги.
Проведена оценка акустической обстановки на законченных строительством участках западного полукольца Кольцевой дороги и путепроводной развязки КАД с Приморским шоссе и Сестрорецкой железнодорожной линией на основе натурных измерений. Определена эффективность средств защиты от транспортного шума, позволяющих обеспечить выполнение санитарных норм допустимого шума на границе расчетных санитарно-защитных зон транспортных магистралей.
Таблица 8.1
Показатели надзора за источниками шума (1997-2001 гг.)
Год |
Всего объектов обследовано |
Из них не соответствуют санитарным нормам |
|
Число |
% |
||
1997 |
525 |
204 |
39 |
1998 |
860 |
309 |
36 |
1999 |
787 |
267 |
34 |
2000 |
778 |
248 |
32 |
2001 |
1226 |
469 |
38 |
За последний год количество объектов, охваченных инструментальными исследованиями увеличилось в 1.5 раза, однако процент несоответствия объектов санитарным нормам на протяжении пяти лет остаётся стабильно высоким.
По фактам выявленных нарушений санитарного законодательства в 2001 году
приняты меры административного воздействия, в том числе:
Оценка акустической обстановки близлежащей территории
ОАО “Морской порт Санкт-Петербург
Оценка акустической обстановки в ближайшей к территории ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” жилой застройке выполнена на основании натурных измерений шума.
Основные источники “внешнего” шума при работе торгового порта - портальные краны и другое оборудование технологических Комплексов по переработке грузов:
Ближайшая к морскому порту существующая жилая застройка расположена на Двинской улице с разрывами от объектов порта от 20 до 50 м. Жилой дом по ул. Двинской № 15 размещен на расстоянии 20 м от границ территории и 100 м от перегрузочного комплекса 1-го грузового района.
Эквивалентные уровни шума, измеренные на территории порта у источников, составили 76 дбА.
На территории у жилого дома - 55 дБА, без учета транспортного шума (в промежутках между движением транспорта).
Эквивалентные уровни транспортного шума на Двинской улице 71 дБА.
Территория жилой застройки Канонерского острова на Наб. Морского канала находится на расстоянии 125 м от 2-го грузового района порта. Дополнительный шум создается судовым движением по Морскому каналу.
Уровни шума при движении судов по каналу - 63-65 дБА. Погрузочные операции - 55 дБА.
Основная площадка автобазы ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” на Шотландском шоссе 1, расположена на расстоянии 50 м от ближайших жилых домов.
Основу шума на жилой территории составляет движение городского транспорта. Шум у территории автобазы – 64 дБА.
Уровни шума у въезда на площадку автобазы (Двинская, 6) - 66 дБА. Уровни шума создаваемые транзитным транспортом - 71-72 дБА (экв).
Территории жилой застройки по Лифляндской ул. и ул. Калинина удалены от границ порта на 400-500 м, что выдвигает на первый план в формировании акустического фона транспорт и ближайшие предприятия иной принадлежности.
В виду того, что акустический фон у жилых домов №6 и №10 по Двинской улице определяется, в основном транзитным транспортным движением, дополнительные мероприятия по снижению шума для сокращения размеров санитарно-защитной зоны не требуется.
Уровни шума на Лифляндской улице и улице Калинина создаются транспортными потоками и, в связи с тем, что эти зоны находятся на значительном удалении от границ порта, его влияние минимально.
Другие районы порта и их промышленные площадки находятся на расстояниях, достаточных для эффективного снижения шума
Таблица 8.2
Сводная таблица результатов натурных измерений шума в контрольных точках на территории жилой застройки и у источников
ОАО “Морской порт Санкт-Петербург”.
Точки измерений |
Источник шума |
Расстояние до источника в метрах |
Уровни звука в дБА, дБА (экв) |
Уровни акустического фона в дБА |
Условия формирования акустического фона |
Примечание |
1.Двинская ул. у дома 17 |
Работа порта |
20 м до границы |
55 дБА |
71 дБА (экв) |
За счет транспортных потоков |
|
2.Канонерский остров, Наб. Морского канала напротив 22 причала |
Проход судов |
45 м |
63 дБА |
54 дБА (экв) |
Движение автотранспорта |
При пересчете на территорию жилых домов 56 дБА |
3.Канонерский остров, Наб. Морского канала напротив 22 причала |
Погрузочные операции |
55 м |
55 дБА |
54 дБА (экв) |
Движение автотранспорта |
При пересчете на территорию жилых домов 46 дБА |
4.Двинская ул. 10/5 |
Автобаза |
50 м |
62 дБА |
69 дБА (экв) |
Движение автотранспорта |
|
5.У территории автобазы |
То же |
10 -15 м |
65 дБА |
69 дбА (экв) |
Движение автотранспорта |
|
6.Двинская, 6 |
Автобаза |
У въезда |
66 дБА |
71 дбА (экв) |
Движение автотранспорта |
|
7.Лифляндская ул., у Бумажного канала |
Городской транспорт |
500 м от границы порта |
67 дБА (экв) |
67 дБА (экв) |
Движение автотранспорта |
|
8. Ул. Калинина |
Городской транспорт |
400 м от границы порта |
69 дБА (экв) |
69 дБА (экв) |
Транспорт и работа соседних предприятий |
Результаты проведенных исследований показали: ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” является значительным источником шума и загрязнения атмосферного воздуха. Однако в условиях его больших территорий, разрозненных районов организации погрузо-разгрузочных работ, сложившейся жилой застройки воздействие объекта на условия обитания населения близлежащих кварталов не велико. Так расчетами было показано, что зона влияния источников выбросов Порта практически ограничивается его территорией. По данным расчетов натурных наблюдений воздействий источников выбросов ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” реального риска для здоровья населения, проживающего в жилых домах на расстоянии 50-100 метров от источников не представляет.
Натурные замеры показали, что ведущим источником шума на жилую застройку являются транспортные магистрали, расположенные по периметру береговой линии порта. При пересчете показателей шумового загрязнения на жилую застройку установлено, что уровни шума в любой точке жилой застройки находятся в пределах 46-55 дБА.
С целью обеспечения благоприятных условий проживания в ближайшей жилой застройке в районе улицы Двинской и Канонерского острова, необходимо предусмотреть мероприятия организационного и технического характера, в том числе ограничение дневным временем суток проводки судов по Морскому каналу в первом и втором районах порта, установку шумозащитного экрана, высотой 4 м, по границе территории порта со стороны дворового фасада дома 15 по улице Двинской.
Электромагнитное загрязнение окружающей среды
В 2001 году значительное внимание уделялось предупредительному санитарному надзору за размещением новых радиотехнических объектов: спутниковых, радиорелейных, пейджинговых, систем мобильной телефонной связи. Проводилась санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации с расчетным определением СЗЗ и зон ограничения застройки, а также проведением инструментальных исследований при вводе объектов в эксплуатацию.
В порядке санитарного надзора проводились измерения уровня излучения, создаваемого радиотехническими объектами и линиями электропередачи промышленной частоты на территориях жилой застройки.
Из проведенных в течение последних 5 лет 15390 обследований влияния источников ЭМИ на население и окружающую среду, превышений допустимых уровней не выявлено.
Основные задачи:
Природно-очаговые и зооантропонозные инфекции
Анализ ситуации по природно-очаговым инфекциям в Ленинградской области в настоящее время крайне затруднён в связи с прекращением работы по эпизоотологическому контролю и отсутствием данных о видовом составе, распространенности и численности основных переносчиков и источников указанных инфекций, а также о содержании их возбудителей в объектах окружающей природной среды. Значительно сократился и объём клинического материала, исследуемого с диагностической целью, в результате чего имеет место неполное выявление больных.
Вместе с тем природно-очаговые инфекции в Ленинградской области продолжают регистрироваться с определённой периодичностью для каждой нозологической формы. Наибольшую актуальность представляют клещевые инфекции: болезнь Лайма и клещевой энцефалит. Они регистрируются на территориях, находящихся на Востоке, Юге и Западе области. По-прежнему нет случаев заражения среди населения
, проживающего на Карельском перешейке. В 2001 г. в 7 районах области было зарегистрировано 21 заболевание клещевым энцефалитом и в 14 районах 107 случаев болезни Лайма. Число больных клещевым обычно боррелиозом в 4-5 раз превышает количество больных клещевым энцефалитом, что объясняется разной степенью инфицированности клещей и относительной простотой диагностикиЛептоспироз сохраняет профессионально-бытовой характер распространения, за 2001 г. выявлено 14 случаев, из них 2 случая с летальным исходом. У всех выявленных больных имеется соответствующий эпиданамнез, указывающий на наличие контактов с животными. Практически нет данных о заражении лептоспирозом в природных очагах. Обращают на себя внимание высокие диагностические титры в РМА и преобладание L.Canicola в этиологической структуре.
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом регистрируется преимущественно в Восточных районах, где традиционно высока численность основного переносчика – рыжей полёвки. В 2001 г. выявлено 14 заболеваний в 3-х районах. В результате ранее проводимых эпизоотологических наблюдений, наличие очагов ГЛПС установлено на всей территории области и отсутствие заболеваний в других районах объясняется исключительно недостаточной диагностикой.
После почти 30-летнего отсутствия зарегистрирован случай острого профессионального бруцеллёза у ветеринарного врача в Ломоносовском районе. Установлена безусловная связь заражения с выполняемой работой. Источником заражения послужили животные, принадлежащие частному владельцу и привезённые с юга России без соответствующих документов ветеринарной службы.