При подготовке раздела были использованы материалы УГИБДД и СЭС на транспорте (водном, воздушном.) Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Регион характеризуется высокой транспортной освоенностью; на 1000 кв. км приходится 31 км железных дорог общего пользования (по России – 5,3 км; по Северо-Западу – 18,8 км). Аналогичное соотношение сохраняется по автомобильным дорогам и судоходным путям.
Автомобильный транспорт
Негативное влияние автомобильного транспорта на состояние окружающей природной среды общеизвестно: вредные продукты сгорания топлива в двигателях автомобилей загрязняют атмосферу, использование тетраэтилсвинца для повышения октанового числа бензина только усугубляет это воздействие. Кроме того, ремонт и обслуживание автомобилей на необорудованных площадках приводит к проливу на землю топлива, масел и других эксплуатационных жидкостей, которые впоследствии попадают в грунтовые воды, загрязняя их.
Следует отметить, что автомобильный транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах автомобильных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни людей.
По данным информационного центра (ИЦ) УГИБДД в Санкт-Петербурге и Ленинградской области насчитывается 1 481 569 единиц автомототранспортных средств (АМТС).
Таблица 5.4.1
Динамика автомобильного парка на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Наименование показателей |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Санкт-Петербург
АМТС физ. лиц. |
654531 |
753688 |
873364 |
857451 |
945157 |
872137 |
996068 |
931271 |
АМТС юр. лиц. |
142185 |
151030 |
152162 |
133334 |
133359 |
139385 |
138579 |
153128 |
АМТС всего |
796716 |
904718 |
1025526 |
990785 |
1078516 |
1011522 |
1134647 |
1084399 |
Ленинградская область
АМТС физ. лиц. |
248475 |
234329 |
277834 |
300220 |
322446 |
351531 |
350748 |
337007 |
АМТС юр. лиц. |
74635 |
59262 |
64991 |
65197 |
65744 |
70194 |
69264 |
60163 |
АМТС всего |
322910 |
293591 |
342825 |
365417 |
388190 |
421725 |
420012 |
397170 |
Санкт-Петербург
и Ленинградская область
АМТС физ. лиц. |
902806 |
988017 |
1151198 |
1157671 |
1267603 |
1223668 |
1346816 |
1268278 |
АМТС юр. лиц. |
216820 |
210292 |
217153 |
198531 |
199103 |
209579 |
207843 |
213291 |
АМТС всего |
1119626 |
1198309 |
1368351 |
1356202 |
1466706 |
1433247 |
1554659 |
1481569 |
Техническое состояние парка
В целях стабилизации дорожно-транспортной обстановки и укрепления транспортной дисциплины водительского состава госинспекторами технической инспекции ГИБДД города и области на предмет технического состояния осмотрено 930377 (+7120, +1%) единиц транспортных средств, из которых выявлено 141206 (-2723, -2%) единиц технически неисправных. К административной ответственности привлечено 36162 (+2718,+8%) водителей и 3092 (+140, +5%) должностных лиц автотранспортных предприятий. Проведено 8677 (+349, +4%) проверок автохозяйств, по результатам которых должностным лицам автохозяйств выдано 2324 (+160, +7%) предписания на устранение недостатков. Подразделениями ГИБДД по итогам проведенных проверок подготовлено для рассмотрения на заседаниях районных комиссий по ОБДД 315 (+28, +9%) материалов.
По итогам 2001 года государственный технический осмотр в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошло 675319 единиц транспортных средств, т.е. 52,5 % (-7,3 %) от транспорта, подлежащего предъявлению на ГТО.
По состоянию на 31.12.2001 г. в Санкт-Петербурге функционирует коммерческих 23 станции контроля технического состояния транспортных средств (ПТО) и 2 станции диагностики (СГТО) УГИБДД, на которых при проведении государственный технического осмотра проверка технического состояния осуществляется с использованием современных средств технического диагностирования.
В 2001 году на коммерческих станциях контроля прошли ГТО более 171 тыс. автомобилей, что составляет 25,3 % от общего количества транспорта, прошедшего осмотр за 12 месяцев, причем около 125 тыс. АМТС - с первого предъявления. За этот же период на диагностических станциях УГИБДД гостехосмотр прошло свыше 122 тыс. автомобилей, т.е. 18 % от общего количества транспорта, представленного на осмотр. Этот показатель для СД № 1 и № 2 мог бы быть и выше, но в целях повышения уровня технической оснащенности и качества выполнения работ по проведению ГТО до июля 2001 года проводилась реконструкция станции диагностики УГИБДД № 1 и переоснащение ее новейшим технологическим оборудованием.
В сентябре-ноябре 2001 г. в Санкт–Петербурге проведен второй конкурс на право проведения контроля технического состояния АМТС при государственном техническом осмотре, который прошли 9 станций контроля и 16 проектов станций.
Продолжается создание системы контроля технического состояния с использованием средств технического диагностирования при Государственном техническом осмотре в Ленинградской области.
В соответствии с Постановлением Правительства № 880 от 31.07.98 г. и распоряжением Губернатора Ленинградской области от 12.04.99 г. № 170-рг "Об организации и проведении в Ленинградской области проверки технического состояния транспортных средств" в настоящее время в области осуществляло контроль технического состояния АМТС 5 станции контроля в Гатчинском, Кингисеппском, Ломоносовском, Сланцевском, Тосненском районах. На данных станциях за 2001 г. прошло проверку технического состояния более 26 тыс. транспортных средств. После выхода распоряжения Губернатора Ленинградской области № 370-рг от 6.08.2001 г. и решения областной Конкурсной комиссии об открытии с 2002 г. в Ленинградской области поэтапно будут введены в строй станции контроля технического состояния во Всеволожском, Выборгском, Киришском, Лужском районах и г. Сосновый Бор.
В целях увеличения количества АМТС, прошедших ГТО, Управлением ГИБДД (указание № 12/10024) созданы специальные комиссии для выявления транспорта, в установленные сроки не предоставленного владельцами на ГТО. Данными комиссиями за 2001 г. выявлено 19545 транспортных средств, не прошедших ГТО, к административной ответственности за данное нарушение привлечено 1405 должностных лиц и 15378 водителей, направлено 5805 сообщений владельцам. Выбракована (снята с учета) 2221 единица транспорта.
Протяженность сети автомобильных дорог, уровень их технического состояния
Протяженность сети автомобильных дорог в городе составляет 3655,9 км. В последние годы значительно увеличился объем дорожного строительства и строительства транспортных инженерных сооружений. В настоящее время уровень технического состояния основных магистралей города можно признать удовлетворительным. Однако улицы районного и местного значения в большинстве находятся в полуразрушенном или разрушенном состоянии. Это относится как к проезжей части, так и к трамвайному межпутью.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области на 01.01.01 составляет:
- федерального значения – 1271,768 км, в том числе по техническим категориям:
1 категории – 148,179 км;
2 категории – 421,728 км;
3 категории 701, 879 км.
- территориального значения – 9727,753 км, в том числе по техническим категориям:
2 категории – 665,4 км;
3 категории – 2524,496 км;
4 категории - 5427,17 км;
5 категории – 1110,686 км.
На дорогах области имеется 567 мостов и путепроводов, обшей длиной - 20,891 км.
В 2001 году износ основных производственных фондов составляет: верхнего слоя дорожного покрытия – 58,5%; мостов – 43,8%.
Влияние автотранпорта на окружающую среду
Частые торможения и остановки транспортных средств заставляют водителей использовать пониженные передачи, что ведет к работе двигателя не на экономных режимах. Это способствует загрязнению атмосферы продуктами неполного сгорания топлива и увеличению транспортного шума. Поэтому параметры управления движением должны обеспечивать стабильность скоростного режима и снижение числа и продолжительности остановок транспортных средств.
Мероприятия по снижению воздействия автотранпорта на окружающую среду
Работа по снижению загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами автотранпортных средств производится Государственной инспекцией в тесном взаимодействии с органами Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону, городскими и областными отделениями Российской транспортной инспекции и другими заинтересованными организациями.
В исполнение планов МВД РФ, ГУ ГИБДД МВД РФ, ГУВД и УГИБДД в течение всего 2001 года проводились мероприятия по осуществлению контроля за пассажирскими перевозками:
апрель – операция “Чистый автомобиль”;
апрель-июнь – мероприятия по выполнению Указания МВД РФ от 5 марта 2001 года № 1/4035 “Об обеспечении безопасности пассажирских перевозок”,
июль – операция “Чистый воздух”
август – 1-ый этап операции “Автобус”
октябрь – 2-ой этап операции “Автобус”
декабрь – профилактическая операция “Челнок”
дважды в месяц – “Маршрутное такси”
ежемесячно – “Трамвай, троллейбус, такси”.
Итоги операции “Чистый автомобиль-2001”
В целях улучшения состояния окружающей среды и уровня благоустройства Санкт-Петербурга с 4 по 24 апреля в Санкт-Петербурге проводились мероприятия под условным наименованием "Чистый автомобиль". В период проведения операции подразделениями ГИБДД в средствах массовой информации проводилась пропагандистская кампания, нацеленная на повышение чувства ответственности у автовладельцев к надлежащему внешнему виду и техническому состоянию эксплуатируемых ими транспортных средств. По данной тематике в печатных изданиях опубликовано 75 материалов, на телевидении операция “Чистый автомобиль” освещалась в программах “Фаркоп”, “Авто-Питер” и “78 регион”.
В ходе операции личным составом ГИБДД Санкт-Петербурга выявлено 14529 различных правонарушений в сфере природоохранной деятельности, в том числе
2400 неисправных автомобилей,
669 из них с повышенным содержанием вредных выбросов в отработавших газах двигателей,
10937 автомобилей, своевременно не предъявленных для проведения ГТО,
1033 автомобиля с нечитаемыми государственными регистрационными знаками,
159 автомобилей, загрязняющих дорожное покрытие.
За период проведения операции выявлено более 2270 недостатков в содержании дорог и технических средств регулирования дорожного движения, по итогам которых направлено 32 представления и выдано 120 предписаний должностным лицам дорожно-коммунальных служб. За нарушение правил ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и ТСР привлечено к ответственности 56 должностных лиц, за невыполнение ранее выданных предписаний – 16 должностных лиц.
Проведены проверки организации воздухоохранной деятельности 101 автотранспортного предприятия.
Госинспекторским составом ряда районных подразделений ГИБДД в рамках данной операции осуществлялась работа на КПМ ДПС Санкт-Петербурга по выявлению транспортных средств с неопрятным внешним видом, имеющих технические неисправности, при которых запрещается эксплуатация, и своевременно не прошедших государственный технический осмотр. За период проведения операции на КПМ ДПС осмотрено 3813 автомобилей, из которых 784 имели технические неисправности, 561 автомобиль имел неопрятный внешний вид, 524 автомобиля эксплуатировались без проведения государственного технического осмотра. По результатам выявленных нарушений к административной ответственности привлечено 1312 водителей.
В целом по итогам проведения операции “Чистый автомобиль” к административной ответственности привлечено 12769 водителей и 257 должностных лиц. Запрещена эксплуатация 1753 транспортных средств.Итоги указанных мероприятий доложены инициаторам их проведения.
В целях повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и в соответствии с указанием МВД РФ от 05.03.01 г. № 1/4035 “Об обеспечении безопасности пассажирских перевозок” Управлением ГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области организовано проведение контрольно-надзорных мероприятий, по итогам которых:
проверено 205 автопредприятий, осуществляющих пассажирские перевозки,
обследовано 563 пассажирских маршрута,
осмотрено 8159 автобусов,
проведено ГТО 2874 транспортным средствам общественного пользования,
выявлено 144 автобуса, имеющие нарушения конструкции и
1820 автобусов, имеющие технические неисправности,По результатам работы должностным лицам автотранспортных предприятий и дорожно-коммунальных служб выдано 554 предписания на устранение выявленных недостатков. К административной ответственности привлечено 200 должностных лиц предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, 186 должностных лиц дорожных и коммунальных организаций, 2908 водителей автобусов, в том числе за управление автобусами в состоянии опьянения – 21 водитель, за управление без права управления (отсутствие категории “Д” при управлении автобусами) – 15 водителей. Материалы по выявленным нарушениям направлены на рассмотрение комиссий по ОБДД.
Итоги операции “Чистый воздух-2001”
В соответствии с утверждённым планом основных мероприятий УГИБДД на 1-ое полугодие 2001 г. с 9.07.01 г. по 31.07.01 г. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводилась ежегодная профилактическая операция "Чистый воздух". Цель проведения операции - снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами автотранспортных средств.
Заинтересованными сторонами проводились рейды по контролю токсичности и дымности отработавших газов автомобилей на КПМ. ГИБДД проверка содержания "СО" и дымности отработавших газов автомобилей осуществлялась на станциях диагностики УГИБДД и при инспектировании автотранспортных предприятий.
За период операции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Итоги операции “Автобус-2001”
В целом за период операции к административной ответственности привлечено 3109 водителей, в том числе, 10 водителей за управление транспортными средствами общественного пользования в состоянии опьянения, 11 водителей - за управление транспортными средствами без соответствующей категории. Госинспекторским составом проведены внеплановые проверки автотранспортных предприятий, по выявленным нарушениям руководителям предприятий направлено 135 представлений, а 145 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Обследованы 739 пассажирских маршрутов и 327 железнодорожных переездов, при этом выявлено неудовлетворительное состояние 134 маршрута и 68 железнодорожных переездов, а 11 автобусных маршрутов временно закрыты. За несвоевременное или некачественное выполнение заявок направлено 137 предписаний, в отношении 90 должностных лиц дорожных и коммунальных служб применены меры административного воздействия.
При надзоре за движением и проведении профилактической работы на предприятиях осмотрено 8552 (+13,81 %) автобусов, в том числе автобусов особо малого класса 3237 единиц. При этом запрещена эксплуатация 1062 (-19,62%) автобусов, из них 540 – автобусов особо малого класса. Запрещена эксплуатация 92 автобусов, в конструкцию которых внесены несанкционированные изменения.
В целях решения вопросов, не входящих в компетенцию ГИБДД, сотрудниками государственной инспекции направлено 187 материалов о неудовлетворительном содержании дорог и технических средств регулирования, отсутствии должного контроля за техническим состоянием транспорта, в том числе:
Профилактическая операция “Челнок”
В целях повышения уровня безопасности при осуществлении туристских пассажирских перевозок (Указание МВД РФ от 14.12.01 г. № 1/22249) проведена операция “Челнок”, в результате которой:
осмотрено 3559 автобусов, находящихся в эксплуатации,
из них - 37 автобусов выпущены в рейс без проверки технического состояния механиком,
запрещена эксплуатация 584 автобусов,
к административной ответственности привлечено 1213 водителей за различные нарушения ПДД,
в РТИ и Лицензионную палату направлено 67 сообщений.
“Маршрутное такси”, “Трамвай”, “Троллейбус”, “Такси”.
Сотрудники Управления ГИБДД принимали участие в деятельности рабочей группы по проверке автотранспортных предприятий, осуществляющих маршрутные пассажирские перевозки. Постоянно проводились рейды на линии по контролю технического состояния данной категории транспорта. Службой технического надзора РГИБДД города и области в ходе этих мероприятий осмотрено 25307 (+1061, +4%) транспортных средств ГУП “Пассажиравтотранс”, ГП “Горэлектротранс” и ГП “Леноблпассажиравтотранс”, из которых признаны технически неисправными 8365 (+392, +5%). По результатам их проведения привлечено к административной ответственности 6702 (+279,+4%) водителя и 526 (-35, -6%) должностных лиц.
В результате ежемесячных рейдов по контролю за маршрутными перевозками осмотрено 8498 (+413, +5%) маршрутных транспортных средств, из них выявлено 3025 (+349, +13%) неисправных, 158 (+16, +11%) - не прошедших ГТО, 96 единиц - переоборудованных без разрешения ГИБДД, 50 – с нарушениями правил лицензирования пассажирских перевозок. По итогам мероприятий привлечено к административной ответственности 2779 (+361, +15%) водителей и 210 (-14, -6%) должностных лиц.
Снижение загрязнения воздушного бассейна Санкт-Петербурга автомобильным транспортом непосредственно зависит от решения вопросов оптимальной организации движения транспорта и в первую очередь строительство магистралей непрерывного движения и автоматизации светофорного регулирования транспортных потоков. Частые торможения и остановки транспортных средств заставляют водителей использовать пониженные передачи, что ведет к работе двигателя не на экономичных режимах. Это способствует загрязнению атмосферы продуктами неполного сгорания топлива и увеличению транспортного шума. Поэтому параметры управления движением должны обеспечивать стабильность скоростного
режима и снижение числа и продолжительности остановок транспортных средств. Строительство автоматизированных систем управления дорожным движением является одним из наиболее эффективных методов решения транспортных проблем и их экологических аспектов.В теме развития дорожной сети города выделяются своей значимостью:
Комплексная программа реализации этих мероприятий отсутствует, работы ведутся только на отдельных объектах в связи со сложностями финансирования.
Для нашего города с его катастрофически неразвитой дорожной сетью проблема автоматизированного управления дорожным движением актуальна, как ни для какого другого. Отсутствие кольцевой и дуговой магистралей приводит к тому, что транспортные потоки стекаются на относительно небольшое количество основных магистралей города. В условиях нехватки дорог, дорожных сооружений, подземных переходов светофоры остались единственным средством регулирования движения транспортных и пешеходных потоков. Однако светофорные объекты, число которых в городе достигло 910, из средства регулирования зачастую превращаются в фактор осложнения транспортной ситуации, увеличивая задержки транспорта и ухудшая экологическую обстановку.
Автоматизированная система позволит гибко управлять транспортными потоками в зависимости от их интенсивности. Датчики транспорта передадут информацию о количестве автомобилей, подходящих к перекрестку, и вычислительный комплекс даст команду на включение красного или зеленого сигнала. Компьютер координирует работу светофорных объектов и устанавливает оптимальные режимы их функционирования.
Внедрение автоматизированных систем управления:
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, подключение каждого перекрестка к системе приводит к уменьшению выделения окиси углерода примерно на 6 т., углеводорода – на 1 т., окислов азота – на 0,1 т. и экономии топлива на 18 тыс. т. в год. Общий экономический эффект от внедрения системы на 30-50 перекрестках достигает полумиллиона рублей в год в ценах 1991 года.
В настоящее время завершено строительство автоматизированной системы управления дорожным движение на Невском пр. (фирма "Сименс"), построена адаптивная система регулирования дорожным движением на Биржевой пл. Из-за отсутствия финансирования проектирование автоматизированной системы управления дорожным движением на Вознесенском пр., Измайловском пр., Загородном пр., Гороховой ул. не ведется.
Воздушный транспорт
Таблица 4.1
Основные показатели, характеризующие воздействие на водные объекты воздушного транспорта на территории аэропортов
показатель |
ед. изм. |
2001 |
2000 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ |
|||
Использовано воды, всего |
млн. м 3 |
2,64 |
2,58 |
Объем оборотной и повторно-последовательно используемой воды |
млн. м 3 |
0,01 |
0,01 |
Водоотведение в поверхностные водоемы, всего |
млн. м 3 |
- |
- |
в том числе |
|||
загрязненных сточных вод (без очистки) |
млн. м 3 |
- |
- |
Приведенная масса сброса со сточными водами вредных веществ |
усл. Т |
- |
- |
Оснащенность системами очистки производственных сточных вод |
% |
- |
- |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
|||
Водные ресурсы |
|||
Использовано воды, всего |
млн. м 3 |
- |
- |
Объем оборотной и повторно-последовательно используемой воды |
млн. м 3 |
- |
- |
Водоотведение в поверхностные водоемы, всего |
млн. м 3 |
- |
- |
в том числе |
|||
загрязненных сточных вод (без очистки) |
млн. м 3 |
- |
- |
Приведенная масса сброса со сточными водами вредных веществ |
усл. т |
- |
- |
Оснащенность системами очистки производственных сточных вод |
% |
- |
- |
Таблица 4.2
Вклад основных отраслей промышленности в образовании токсичных отходов, т
Отрасль |
Масса отходов |
||||
1 класса |
2 класса |
3 класса |
4 класса |
Всего |
|
Всего по региону |
1368,1 |
11653,1 |
132275,7 |
5585012,5 |
5730309,2 |
Транспорт |
28,6 |
288,0 |
8888,9 |
75125,8 |
84331,3 |
На территории Ленинградской области в различных отраслях экономики находится в эксплуатации 121 взрывопожароопасный объект (табл. 2.1) и функционирует 1485 км газопроводов, 343 км
нефтепроводов, 304 км продуктопроводов. При среднем сроке службе трубопроводов 30 лет, 35% трубопроводов находятся в эксплуатации 30 и более лет. Износ промысловых трубопроводов достигает 70%. В 2001 году на взрывопожароопасных объектах и магистральных трубопроводах аварий не зафиксировано. В перспективе, в связи с развитием транспортировки нефтепродуктов по территории Ленинградской области, острота проблемы безопасности трубопроводов возрастёт.Продолжает оставаться высокой аварийность на автомобильном транспорте. Подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Так в 2001 году зафиксировано 2428 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло – 603 чел. и ранено – 2803 чел.
Следует отметить, что автомобильный транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах автомобильных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ представляющих при аварии угрозу жизни людей.
Значительна угроза возникновения чрезвычайных ситуаций при перевозке опасных грузов. Определяющим фактором, влияющим на безопасность движения, остаётся изношенность технических средств. Общая протяженность автомобильных дорог, обслуживаемых Дорожным комитетом Ленинградской области составляет - 9727,75 километров, из них по типам покрытий:
На дорогах области имеется 567 мостов и путепроводов, обшей длиной - 20,891 км.
В ведении Государственного учреждения – Федеральное управление автомобильных дорог “Северозапад”:
В 2001 году износ основных производственных фондов составляет: верхнего слоя дорожного покрытия – 58,5%; мостов – 43,8%.