V - 4СодержаниеV - 6

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Настоящий раздел подготовлен Научно-исследовательским центром безо-пасности технических систем МО РФ (НИЦ БТС МО РФ) с использованием материалов по военному природопользованию и природоохранной деятельности экологических служб ЛенВО и ЛенВМБ.

Общие положения

Взаимодействие региональной группировки ВС и окружающей среды (ОС) осуществляется по следующим основным направлениям:

во-первых, для поддержания боеспособности и боеготовности войск, дислоцированных в Северо-Западном регионе, функционирования военных объектов (ВО) потребляются природные ресурсы;

во-вторых, региональные ВО воздействуют на ОС путем химического, физического, биологического и других видов загрязнений; в процессе региональной военной деятельности выделяются разнообразные отходы, требующие утилизации; нарушаются плодородные слои грунтов; ухудшаются биологические свойства почв и т.д.

в-третьих, природные объекты в естественном состоянии и природные объекты, претерпевшие антропогенные изменения, в результате экономической или других видов деятельности человека, оказывают ответное воздействие на личный состав, вооружение и военную технику (ВВТ).

В настоящее время в реформируемых ВС происходит становление системы обеспечения экологической безопасности их деятельности в которой ведущая роль отводится региональным аспектам:

(а) осуществляется планомерный переход от высокоцентрализованного планомерного управления и регулирования к более гибким формам децентрализованного прямого или косвенного управления и регулирования непосредственно на местах, в регионах, соединениях, округах, флотах;

(б) увеличивается “многоэтажность” экологической службы ВС.

Современные проблемы военной экологии и военного природопользования имеют свое четкое региональное проявление, это означает, что также регионально конкретными должны быть и соответствующие управленческие решения в области обеспечения экологической безопасности региональной деятельности ВС (ДВС). До недавнего времени в силу отсутствия экологических служб ВС в регионах, региональной военно-экологической политики (РВЭП) практически не было. Теория и практика военного природопользования и охраны ОС разрабатывались и осуществлялись применительно ко всем ВС, с преобладанием ведомственных приоритетов. Таким образом, к настоящему моменту уже накоплен значительный опыт решения задач обеспечения экологической безопасности ДВС в целом, однако в отношении РВЭП такой опыт незначителен.

В НИЦ БТС МО РФ сформулированы концептуальные и методические основы разработки и реализации РВЭП в Северо-Западном регионе, генерализованная блок-схема которой приведена на рис. 1. РВЭП имеет две главные составляющие: региональное военное природопользование и формирование региональной среды функционирования ВС. На рис. 1 разработка и реализация РВЭП представлена в виде трех иерархических блоков (уровней):

I блок - концептуальный аналитико-прогностический; II - блок региональной политики: Ш - блок механизмов реализации РВЭП. Поясним содержание указанных блоков. Любая политика должна иметь свое обоснование и концепцию. Стержнем ее реализации должна быть региональная концепция военного природопользования и формирования среды ДВС. Построить сбалансированную концепцию можно по результатам комплексного анализа исходного уровня военно-стратегического развития в регионе с углубленным анализом территориальной организации ВС и выполнением прогнозных оценок развития ВС с учетом реформирования (верхний блок на схеме рис. 1). Место РВЭП, ее функционально-организационные взаимо-связи с другими аспектами ДВС отражены на среднем блоке схемы. Чрезвычайно важный уровень РВЭП представлен на нижнем блоке - здесь производится выбор региональных военно-экологических приоритетов.

В основу организации и формирования РВЭП в Северо-Западном регионе заложены следующие принципы:

1. Сбалансированного учета региональных оперативно-тактических интересов ВС, эколого-географических условий осуществления ВД и необходимости снижения воздействия на ОС ВД при поддержании требуемого уровня боеготовности.

2. Способности к гибкой модификации при изменении региональных условий функционирования ВС и стоящих перед региональной группировкой ВС оперативно-тактических задач.

3. Возможности быстрого реагирования на возникающие аварийные ситуации с экологическими последствиями на ВО и зонах ответственности ВС.

4. Обоснованности и экономической целесообразности вложений в военно-природоохранные мероприятия.

5. Научной обоснованности принимаемых решений по региональному военному природопользованию.

Проблема обеспечения экологической безопасности ДВС в Северо-Западном регионе остается относительно новой как в научно-методическом, так и в практическом отношении. Необходимым и обязательным этапом ее решения с позиций методов системного анализа является разработка концепции - официально принятой системы взглядов того или иного понимания явлений, процессов, мероприятий.

Экологическая безопасность войск(сил) в Северо-Западном регионе - состояние региональной группировки ВС и окружающей ее среды, при котором обеспечивается исключение или сведение к минимуму неблагоприятного воздействия экологических факторов ДВС на ОС, население, личный состав и ВО, а также эколого-географических факторов на ВО, ВВТ, личный состав.

Обеспечение экологической безопасности ДВС в Северо-Западном регионе - комплекс правовых, воспитательных, организационных, материально-технических и других мероприятий, направленных на недопущение или сведение к минимуму вредных воздействий экологических факторов антропогенного и природного происхождения на ОС, защиту войск (сил) от этих воздействий и региональное природопользование в районах их дислокации, базирования и деятельности в региональной зоне ответственности ВС.

Объекты обеспечения экологической безопасности региональной ДВС - личный состав региональной группировки ВС, население, проживающее в районах дислокации, базирования и деятельности войск в Северо-Западном регионе, природная среда и природные ресурсы (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды суши, морские и океанские воды, почвы и растительный покров, горные породы и другие разновидности биологической среды, околоземное космическое пространство, полезные ископаемые, ресурсы животного и растительного мира), ВВТ, ВО.

Основные виды антропогенного воздействия на экосистемы в результате военной деятельности и реакция экосистем на них приведены на рис. 2. Воздействия одиночных ВО на экологическую обстановку в региональной зоне ответственности ВС можно разделить на две ситуационные разновидности:

- воздействие при повседневной эксплуатации ВВТ в штатных режимах;

- воздействие в случае возникновения аварийных ситуаций, вызванных как внешними (стихийные бедствия), так и внутренними (отказы и поломки оборудования, несоблюдение регламента обслуживания) причинами.

Установлено, что в нормальных условиях эксплуатации влияние ВО на экологическую обстановку в регионе сопоставимо с влиянием мелких и средних промышленных предприятий.

Опасность ВО - свойство (качество) ВО, заключающееся в потенциальной способ-ности этого объекта в процессе своего существования негативно воздействовать на ОС, нанести экологический ущерб.

Вредность ВО - свойство (качество) ВО, которое выражается в виде детерми-нированных негативных (вредных) воздействий объекта на ОС, характерных для нормальной эксплуатации объекта.

Исходя из анализа сложившейся в Северо-Западном регионе военно-экологической обстановки, к приоритетным по степени воздействия на ОС и потенциальной опасности военно-экологическим региональным проблемам, следует отнести следующие:

Первая группа. Обеспечение экологической безопасности функционирования ВО и их инфраструктуры в повседневной деятельности.

Вторая группа. Обеспечение экологической безопасности эксплуатации ВВТ в штатном и аварийном режимах.

Третья группа. Обеспечение экологической безопасности утилизации ВВТ, сбора и захоронения отходов, локализации и ликвидации загрязнений ОС.

К первой группе проблем относится снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поверхностные и грунтовые воды с кораблей, береговых объектов ВМФ, других видов ВО; эксплуатация топливных баз, объектов хранения и заправки топливом, функционирование вспомогательного флота ВМФ и судоремонтных предприятий; эксплуатация технических средств застройки аэродромов, эксплуатация и ремонт комплексов хозяйственно-бытового назначения (теплосетей, трубопроводов, котельных, канализационных сетей, береговых коллекторов).

Вторая группа включает вопросы эксплуатации и ремонта комплексов оружия и их технического обслуживания в штатном и аварийном режимах, хранение всех видов вооружений и сильнодействующих ядовитых веществ.

Третья группа связана с хранением и утилизацией выслуживших установленные сроки образцов оружия, отстоем и утилизацией списанных атомных и дизельных подводных лодок, надводных кораблей; хранением и захоронением и утилизацией радиоактивных отходов и других отходов деятельности ВО; локализацией и ликвидацией загрязнений ОС.

Указанные группы приоритетных военно-экологических проблем носят разнородный характер, различны по степени экологической опасности и величине риска, требуют дифференцированных подходов для своего решения.

Объемы военного природопользования и основные показатели воздействия военной деятельности на состояние окружающей среды в регионе

Ленинградский военный округ.

Природоохранная работа в 2001 году проводилась в соответствии с “Планом работ по обеспечению экологической безопасности войск округа”.

В обеспечение выполнения требований директивы Командующего войсками округа “Об экологической обстановке в войсках округа и мерах по ее улучшению” ежеквартально в экологическую службу представляются ведомости контроля экологической обстановки в гарнизонах округа, что позволяет оперативно отслеживать ее изменения, а также ход выполнения планов мероприятий и работ.

Основные данные по состоянию природоохранной деятельности и объемам природопользования ЛенВО в 2001 году представлены в табл. 1.

В целях улучшения экологической обстановки в 2001 году проведены мероприятия и работы:

Загрязненные территории очищаются и рекультивируются. По заказу Управления Начальника Экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации ЗАО "Полиинформ" в интересах ЛенВО, в период с 1995 г. по 2001 г., выполнены научно-исследовательские работы по разработке технологии ликвидации загрязнений нефтепродуктами территорий гарнизона в Новгородской области. В ходе практической проверки разработанной технологии были очищены территории военных городков площадью 5,7 га, в том числе 0,72 га водной поверхности до норм, согласованных с Новгородским областным комитетом по охране окружающей природной среды. Очищенные территории приняты Валдайским комитетом по охране окружающей природной среды. Таким образом, с округа снят вопрос о возмещении причиненного природе ущерба.

Проводится целенаправленная работа по изысканию внебюджетных средств, направленных на улучшение экологической обстановки в войсках округа и ликвидацию нефтезагрязнений в районе станции Прибылово. В настоящее время проработан вопрос привлечения денежных средств, выделяемых на научно-исследовательские работы через “Институт устойчивых сообществ” (С-Пб ГУ), в рамках проекта “РОЛЛ-2000”. Реализация данного проекта позволит произвести работы по ликвидации нефтезагрязнений без привлечения денежных средств округа и снизить техногенную нагрузку на акваторию Финского залива.

В соответствии с проектом плана мероприятий МО РФ в рамках трехсторонней российско-норвежско-американской програм-мы сотрудничества в военной области по вопросам охраны ОС в Арктике (Программа АМЕС), учитывая заинтересованность округа в привлечении внебюджетных средств для решения экологических проблем, принято решение о создании экологически образцового гарнизона в Мурманской области.

Государственной комиссией принят в эксплуатацию катер экологического контроля, который начиная с 2001 года в интересах округа и ЛенВМБ осуществляет экологический мониторинг в местах дислокации войск и сил флота в акваториях Финского залива и Ладожского озера. Основными задачами, решаемыми судовым комплексом контроля загрязненности окружающей природной среды, установ-ленном на катере являются:

Научно-методическое сопровождение работ с использованием судового экологического комплекса осуществляет НИЦ БТС МО РФ.

С целью оценки экологической обстановки на территории военных объектов Северо-Западного региона проводились аэросъемочные работы авиационной лабораторией на базе самолета Ан-30. Полученные материалы аэросъемки после контрольного просмотра дают возможность отслеживания воздействий военной деятельности в регионе на ОС, более оперативного обнаружения фактов возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера с целью эффективного планирования и своевременного проведения мероприятий по ликвидации их последствий.

В округе ведутся работы по сокращению вредных выбросов в атмосферу – две котельные в гарнизонах ЛенВО переведены на газ. Прорабатывается вопрос о переводе ещё одной котельной с угля на газ в 2002-2003 годах.

Однако, несмотря на принимаемые меры, полностью избежать недостатков в решении проблем обеспечения экологической безопасности в войсках округа не удалось.

Так, из имеющихся комплексов очистных сооружений – 35 % не обеспечивают должной очистки сточных вод. В результате, объем недостаточно очищенных и неочищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы и на рельеф местности, составляет 66 % от общего объема. Из-за нестабильности финансирования планы строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта очистных сооружений не выполняются:

Из работающих на твердом топливе котельных, системами газоочистки оборудованы лишь 3 % от общего их количества.

Требования по экономии водных ресурсов выполняются не в полном объеме. Во многих воинских частях, предприятиях и организациях не ведется первичный учет водопотребления, приборы учета отсутствуют, имеют место утечки воды из-за неисправностей запорно-регулирующей арматуры. Мойками техники оборудованы только 35 % автопарков и только 10 % из них имеют систему оборотного водоснабжения.

Остается на низком уровне вопрос взаимоотношений должностных лиц воинских частей, предприятий и организаций округа с представителями местных государственных органов охраны природы и администраций.

Процесс экологического обучения и воспитания личного состава частей округа осуществляется в соответствии с планами боевой подготовки на год в группах командирской подготовки. Проводились учебно-методические сборы руководящего состава округа, где была практически показана работа командования воинской части по охране окружающей природной среды, организации проведения экологических мероприятий в части и основные требования экологической безопасности к военным объектам. В течение года, в ходе плановых проверок, проводились методические занятия со штатными инженерами-экологами районов и нештатными экологами гарнизонов и воинских частей.

С 2001 года в 7 частях округа введены штатные должности инженеров-экологов, что позволит организовать обеспечение экологической безопасности на более высоком уровне. С назначенными экологами в экологической службе проведены специальные занятия. По окончании занятий был выдан полный комплект документов, необходимый для обеспечения экологической безопасности при организации и проведении боевой подготовки и повседневной жизнедеятельности войск.

В целях улучшения экологической обстановки в войсках округа необходимо повысить ответственность должностных лиц за организацию и выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности, в повседневной деятельности и боевой подготовке войск проводить мероприятия по снижению загрязнения окружающей природной среды нефтепродуктами, бытовыми и промышленными отходами и другими загрязняющими веществами.

Ленинградская военно-морская база.

Контроль за состоянием акватории гаваней и портов осуществляется в контрольных (реперных) точках, основные данные по результатам которого приведены в табл.2.

В результате функционирования ВО ЛенВМБ образуются сточные, льяльные воды и бытовой мусор, в количествах, приведенных в табл.3

В 2001 году проводилась плановая работа по природоохранной деятельности (месячники за чистоту гарнизонов; лекционные занятия с военнослужащими; сборы офицеров и внештатных инспекторов, ответственных за охрану ОС и т.д.). Случаев нарушений требований природоохранного законодательства, браконьерства, незаконного отлова рыб и животных за отчетный период не зарегистрировано. Обеспечена организация вывоза промышленного и бытового мусора в строгом соответствии с действующими санитарными нормами, приняты меры по ликвидации и недопущению возникновения несанкционированных свалок мусора. Из-за отсутствия финансирования не выполняются работы по ремонту береговых очистных и канализационных сооружений, баз и складов жидкого топлива. Объемы природоохранных мероприятий ЛенВМБ показаны в табл.4.

Основные направления обеспечения экологической безопасности повседневной региональной деятельности ВС и задачи по их реализации.

Основными направлениями обеспечения экологической безопасности повседневной региональной ДВС и задачами по их реализации являются:

а) защита личного состава группировки ВС от вредных воздействий региональных экологических факторов природного и техногенного характера:

б) предотвращение (снижение) загрязнения ОС в регионе:

в) ликвидация загрязнений ОС в регионе, образовавшихся в результате ДВС или возникших по другим причинам, способным привести к снижению боеспособности войск (сил):

г) охрана ОС в региональной зоне ответственности ВС и региональное военное природопользование:

д) информационное обеспечение экологической безопасности региональной ДВС:

Пути снижения экологического воздействия на окружающую среду в регионе от основных видов военной деятельности

Снижение загрязнения атмосферы.

Вредные выбросы загрязняющих веществ с ВО в Северо-Западном регионе обусловлены во многом технологическими процессами сжигания органических топлив. Основными источниками загрязняющих веществ при этом являются системы энергообеспечения (котельные установки, дизельные электростанции и т.д.), а также автомобильная техника и энергетические установки на кораблях и судах ВМФ.

Сокращение вредных выбросов в атмосферу от военных источников в Северо-Западном регионе достигается проведением следующих организационных мероприятий:

Снижение загрязнения атмосферного воздуха вредными газообразными продуктами и производственной пылью от литейных, гальванических, деревообрабатывающих и покрасочных цехов, мастерских и установок, использующих фреоновые соединения достигается совершенствованием систем газоочистки и пылеулавливания, повышением экологичности технологических циклов на региональных ВО.

Снижение загрязнения поверхностных и грунтовых вод, почв нефтепродуктами.

Очистка промышленных и бытовых сточных вод на всех флотах Северо-Западного региона производится, в основном, механическим, химическим и физико-химическими методами, которые не могут в полной мере обеспечить высокой эффективности и качества очистки сточных вод, а также недостаточно надежны. Прошедшие очистку сточные воды, в основном, повторно не используются, тем самым не сокращается потребление свежей воды в военных целях, что особенно важно для жизнеобеспечения с замкнутым циклом.

Источниками загрязнения морских экосистем нефтепродуктами при эксплуатации кораблей и судов ВМФ являются нефтесодержащие воды, образующиеся в трюмах энергетических отсеков, а в случае акваторий внутренних водоемов и пунктов базирования - топливные базы и склады.

Снижение загрязнений объектов ОС нефтепродуктами достигается:

Предотвращение радиоактивных загрязнений.

Одна из экологических проблем, стоящих перед ВМФ в регионе - отстой и утилизация списанных атомных подводных лодок и их ядерных энергетических установок, представляющих собой источники ионизи-рующих излучений с высокими уровнями наведенной активности и поверхностного загрязнения основных узлов и механизмов. Массовый вывод из эксплуатации атомных подводных лодок носит накопительный характер, с необходимостью их временного хранения и отстоя.

Снижение потенциальной опасности ОС в Северо-Западном регионе при отстое списанных атомных подводных лодок и хранении радиоактивных отходов достигается:

Снижение загрязнений твердыми отходами.

Для ВО в Северо-Западном регионе актуален вопрос сбора, хранения и утилизации твердых отходов, образующихся в результате их функционирования.

Решение проблемы утилизации бытового мусора с гигиенической точки зрения осуществляется:

Снижение ущербов ОС от протечек воды и систем канализации.

Экологические проблемы, связанные с теплосетями, трубопроводами и канализационными сетями на ВО, в основном определяются протечками. На ряде региональных ВО имеются инженерные сети, заложенные еще при их постройке и, в основном, не менявшиеся за период эксплуатации, т.е. проработавшие больше гарантийного срока.

Протечки воды, особенно горячей, обводняют грунт и создают подземные водяные линзы.

Ущербы ОС от протечек воды и канализационных сетей снижают за счет своевременных конструктивно-профилакти-ческих мер, принимаемых при эксплуатации инфраструктуры региональных ВО.

Снижение воздействия на ОС при эксплуатации ВВТ.

Таблица 5.1

Экологическая обстановка в войсках Ленинградского ВО за 2001 г.

№№ п/п

Показатели

Единицы измерения

Количество

1. Состояние земель

1.1

Площадь и количество участков, загрязненных нефтепродуктами

тыс.га/шт.

0,002/3

1.2.

Площадь и количество участков, занятых неорганизованными свалками

га/шт.

0,50/3

1.3.

Масса твердых отходов на неорганизованных свалках и их количество

т/шт.

6500/3

1.4.

Площадь и количество участков земель, подлежащих рекультивации

га/шт.

1,81/3

2. Состояние лесов

2.1.

Общая площадь лесов на землях Минобороны РФ

тыс. га

662,3

2.2.

Площадь лесов, погибших за отчетный период из-за пожаров, болезней и других причин

тыс. га

нет

3. Загрязнение атмосферного воздуха

3.1.

Общий объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух

т/г.

33500

3.2.

В том числе выбрасываемых от котельных

т/г.

32000

3.3.

Объем загрязняющих веществ от двигателей передвижной военной техники

т/г.

220

3.4.

Объем загрязняющих веществ от других источников выбросов в атмосферу

т/г.

1280

4. Загрязнение водных объектов

4.1.

Общий объем водопотребления

тыс.м3/г.

32500

4.2.

Общий объем сточных вод

тыс.м3/г.

32000

4.3.

Количество очистных сооружений, подлежащих реконструкции или строительству

шт.

30

5. Экологическая паспортизация и нормирование природопользования

5.1.

Количество отдельных военных объектов и городков, имеющих экологические паспорта

%

6,0

5.2.

Общее потребное количество нормативов ПДВ, ПДС, разрешений на размещение отходов

шт.

450

 

Штатный режим эксплуатации ВВТ обеспечивает условия, при которых уровни воздействия на ОС не превышают ПДК. Исключение составляют ситуации, предусмотренные штатным режимом, но, например, из-за ограниченного района выполнения, могущие привести к осложнениям в экологической обстановке (падение отделяющихся частей ракет и подвесных авиационных баков горючего). В этих случаях количество экологически опасных компонентов, попадающих в ОС при одноразовом выполнении операции невелико, но при частом ее применении и при выполнении штатного мероприятия в одном и том же районе достаточно длительное время, из-за кумулятивного эффекта возможно превышение ПДК. В этих случаях снижение воздействия на ОС достигается пространственно-времен-ным разделением выполняемых экологически опасных операций с ВВТ в регионе и рядом организационно-технических мер.

Таблица 5.2

Состояние акваторий, гаваней и портов рыбохозяйственного пользования

Акватории, гавани, порты

Кол-во точек забора проб

Даты отбора проб

Загрязняющие вещества, (мг/л)

Превы-шение ПДК-среднее по

пункту (раз)

Основной источник загрязнения

   

воды

грунта

нефтепродукты

СПАВ

б. Владимиров-ская

3

20.10

20.10

0,05

0,5

-

Корабли

и

суда

г. Ломоносов

9

11.10

11.10

0,1

0.6

2

г. Кронштадт

9

04.10

04.10

0.15

0.7

3

г. Санкт-Петербург

6

26.10

26.10

0.05

0.6

-

г. Приозерск

3

16.10

16.10

0.05

0.5

-

г. Приморск

3

25.10

25.10

0.05

0.5

-

Всего нарушений - нет

Таблица5.3

Количество сточных, льяльных вод и мусора с объектов ЛенВМБ

Наименование

Единица измерения

Количество

1. От береговых объектов

Общий объем водопотребления

тыс. м3 в сутки

20,2

Общий объем сточных вод, всего

тыс. м3 в сутки

16,27

из них а) очищаемых

тыс. м3 в сутки

9,17

в т. ч. не полностью

до нормы

тыс. м3 в сутки

тыс. м3 в сутки

1,02

8,15

б) неочищенных

тыс. м3 в сутки

7,10

Канализационных очистных сооружений, всего

ед./тыс. м3 в сутки

4/1700

в т. ч. механической очистки

ед./тыс. м3 в сутки

1/0,600

физико-химической очистки

ед./тыс. м3 в сутки

-

биологической очистки

ед./ тыс. м3 в сутки

3/1,1

Канализационных очистных сооружений, подлежащих:

реконструкции

строительству

ед. (тыс.м3в сутки)

ед. (тыс.м3в сутки)

1/4,0

19/6,65

Сливаемых промышленных вод, всего

тыс. м3 в сутки

1,4

в т. ч. очищаемых

тыс. м3 в сутки

0,8

неочищенных

тыс. м3 в сутки

0,6

Собираемого мусора, всего

тыс. тонн в сутки

0,021

в жилых городках

тыс. тонн в сутки

0,007

в военных городках

тыс. тонн в сутки

0,014

2. С кораблей и судов

Сточных вод, всего

тыс. м3 в сутки

0,12

в т. ч. условно чистых

тыс. м3 в сутки

0,06

загрязненных

тыс. м3 в сутки

0,06

Льяльных вод

тыс. м3 в сутки

0,06

Мусор

тыс. тонн в сутки

0,04

Таблица 5.4

Объемы природоохранных мероприятий в ЛенВМБ

Наименование

Единица измерения

Количество

1.Общие мероприятия

Имеется объектов флота, для которых требуется оформление экологического паспорта, всего

ед.

145

в т.ч. объектов флота, для которых экологический паспорт оформлен

ед.

97

2. Водоохранные мероприятия

Имеется в наличии пунктов мойки автобронетанковой техники, всего

ед.

211

в т.ч. с системами повторного или оборотного водоснабжения

ед.

7

Имеется объектов флота*, для которых требуется разработка норм ПДС, всего

ед.

42

в т.ч. объектов*, для которых нормы ПДС разработаны

ед.

13

3. Мероприятия по охране воздушного бассейна

Имеется котельных на объектах* флота, всего

ед.

169

в т.ч. на твердом топливе

ед.

131

на жидком топливе

ед.

20

на газообразном топливе

ед.

18

в т.ч. оснащенных системами газоочистки

ед.

6

Имеется объектов* флота, для которых требуется разработка норм ПДВ, всего

ед.

145

в т.ч. для которых ПДВ разработаны

ед.

97

Общий объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух

тонн в год

5800

в том числе выбрасываемых из котельных

тонн в год

3600

Объем загрязняющих веществ от двигателей передвижной военной техники

тонн в год

2100

Объем загрязняющих веществ от других источников выбросов в атмосферу

тонн в год

100

4. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель

Земельные участки, загрязненные нефтепродуктами

тыс. га/шт.

нет

Земельные участки, занятые неорганизованными свалками

га/шт.

нет

Земельные участки, подлежащие рекультивации

га/шт.

нет

5. Мероприятия по охране и рациональному использованию растительного мира

Общая площадь лесов, погибших за отчетный период из-за пожаров, болезней и других причин

тыс. га

нет

(*) - воинских частей предприятий и организаций флота

Рис. 5.1. Генерализованная блок-схема разработки и реализации РВЭП

 

 

Рис. 5.2.Основные виды антропогенного воздействия на региональные экосистемы

в ходе ВД и реакции экосистем на них


ВВЕРХ