1. Данные наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге свидетельствуют о очень высоком уровне загрязнения.
По данным наблюдений Санкт-Петербургского регионального Центра по гидрометеорологии и мониторингу природной среды воздушный бассейн города в 2001г наиболее загрязнен пылью. двуокисью азота, бенз(а)пиреном - среднегодовые концентрации превышают санитарные нормы.
За период 1997 –2001 г.г. средние концентрации бенз(а)пирена, аммиака и формальдегида возросли.
Валовый выброс загрязняющих веществ в 2001 г в воздушный бассейн города от стационарных источников составил 57,8 тыс. т в том числе. твердых - 8,2 тыс. т, газообразных и жидких - 49,6 тыс. т.
Выбросы диоксида серы, оксида углерода и двуокиси азота составили 11,9 тыс. т, 7,6 тыс. т и 21,3 тыс. т соответственно.
Основной вклад в загрязнение воздушного бассейна города как и в 2000г вносят предприятия Кировского (23,1% от общего объема выбросов по городу), Колпинского (9,5% ) Невского (8,6%) районов
Наибольший вклад в загрязнения воздушного бассейна города вносят предприятия АО “Ленэнерго” - 32,7% (вклад этих предприятий по твердым веществам, диоксиду серы, диоксиду азота, оксиду азота, соответственно, составляет - 29,3%, 23,5%, 55,4%, 65,5%); жилищно-коммунального хозяйства - 20,4% и машиностроения - 18,2%
На предприятиях города имеются 26259 источников выброса загрязняющих веществ. из них 23896 -организованные. 16915 источников имеют установленные нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ), 668 источников - временно-согласованные выбросы (ВСВ), 6313 источников не имеют установленных нормативов.
5102 пыле-газоочистных установок, имеющихся на предприятиях, в отчетном году уловили 182,2 тыс. т загрязняющих веществ или 76% от общего количества отходящих. По твердым веществам это составило 96%, по газообразным и жидким - 1%.
В 2001 г выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по отношению к предыдущему году снизились на 1,2 тыс. т. Эффект от выполнения 61 мероприятий составил 0,680тыс. т; затраты на выполнение мероприятий - 14348,6 тыс. руб.
Данные наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербургским региональным Центром по гидрометеорологии и мониторингу природной среды показали, что в 2001г, также как и в предыдущем, в воздухе городов Ленинградской области содержится пыль, диоксид азота, диоксид серы и ряд других загрязняющих веществ.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Ленинградской области от стационарных источников за 2001 г. составили 189,5 тыс. т, что на 4,8 тыс. т меньше чем в 2000 г.
Среди городов Ленинградской области наибольший вклад в валовый выброс загрязняющих веществ от стационарных источников как и в прошлые годы приходится на Кириши и составляет 45,5 % от общего валового выброса по Ленинградской области.
В целом во региону загрязнение воздушного бассейна региона от стационарных источников в 2001г. оценивается как 247,3 тыс. т, что на 6,2 тыс. т меньше, чем в 2000 г.
По-прежнему, актуальной остается проблема загрязнения атмосферы автотранспортом.
В 2000 г. выбросы от автотранспорта по Ленинградской области составили 73,1 тыс. т , что составляет 27,8% от общего выброса загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта. По сравнению с 2000 г. выбросы от автотранспорта возросли на 3,7 тыс. т.
2.
Классы качества водотоков Санкт-Петербурга, по сравнению с данными 2000 г., не изменились.В 2001 г. класс качества всех районов Невской Губы кроме Северного курортного района несколько улучшился: по данным 2000 г. он определялся, как “загрязненные”, для Северного курортного района остался без изменения - “умеренно - загрязненные”.
Объемы забора и использования подземных вод на территории Санкт-Петербурга по данным Госстатотчетности составили в 2001 г.:
Класс качества морских вод, по представленным в Госдокладе данным, резко улучшился с “очень грязных” и “чрезвычайно грязных” до “чистых”.
Качество поверхностных водных объектов
Ленинградской области, в основном, осталось на уровне 2000 г. Исключением является р. Вуокса, у которой по двум постам: г. г. Светогорск и Каменногорск класс качества изменилось с “чистые” на “умеренно загрязненные”.По сравнению с 2000 г. резко изменилась величина ИЗВ для всех районов восточной части Финского залива и, соответственно, характеристика качества вод: с “грязных”, “очень грязных” и “чрезвычайно грязных” на “чистые”.
Объемы забора и использования подземных вод на территории Ленинградской области по данным Госстатотчетности составили в 2001 г.:
- прогнозные ресурсы подземных вод с минерализацией до 1 г/дм3 - 5423 тыс.м3/сут.;
- эксплуатационные запасы подземных вод, всего – 543,53 тыс.м3/сут., в т. ч.:
- обеспеченность населения:
- степень разведанности прогнозных ресурсов – 10 %;
Доля подземных вод в общем количестве воды, используемой на хозяйственно-питьевые нужды, значительна и составляет 34%. Общее количество водопользователей в Ленинградской области – 1172, отчет по форме госстатотчетности 2-ТП (водхоз) представили 385 водопользователей.
Из представленных в Госдокладе данных видно, что по сравнению с 2000 г. резко изменилась величина ИЗВ для всех районов восточной части Финского залива и, соответственно, характеристика качества вод: с “грязных”, “очень грязных” и “чрезвычайно грязных” на “чистые”.
По данным СЗГИП на территории Ленинградской области насчитывается более 500 известных промышленных очагов загрязнения подземных вод, из них крупнейшими являются предприятия горнодобывающей промышленности (ОАО "Фосфорит" в г. Кингисепп, ОАО "Ленинградсланец" в г. Сланцы, ОАО "Глинозем" в г. Пикалево), а также Сясьский ЦБК. Основными загрязняющими веществами являются: фосфаты, фенолы, аммоний и соли тяжелых металлов.. К региональному площадному загрязнению подземных вод приводит и сельскохозяйственная деятельность. Наиболее сильное загрязнение отмечается в районах расположения крупных птицефабрик – Русско-Высоцкое, Лаголово, Скворицы.
В 2001 году суммарный объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты региона составил 1909,7 млн. м
3, что составляет 97,65% по отношению к предыдущему году.Наибольшие объемы загрязненных сточных вод поступают в водные объекты Санкт-Петербурга – 1465,7 млн. м3 (76,75% от объемов по региону в целом).
В течение 2001 г. на территории велось строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) и специализированного морского нефтеналивного порта “Приморск” - конечного пункта 1 очереди строительства БТС. Оба объекта были введены в эксплуатацию в декабре 2001 г.
Пуск первой очереди порта Приморск позволил открыть новое экспортное направление транспортировки российской нефти Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья, которая прежде транспортировалась через Латвию и Украину.
По данным госконтроля в 2001 году “Специализированный морской нефтеналивной порт “Приморск” осуществлял свою деятельность в соответствии с согласованной природоохранной разрешительной документацией.
В 2001 году продолжилось строительство Морского торгового порта Усть-Луга в Лужской губе восточной части Финского залива, расположенной примерно в 110 км от Санкт-Петербурга (по судовому ходу - 130 км) в юго-западной части Финского залива и вдается в южный берег на 20 км между мысом Кургальским на западе и мысом Колгапня на востоке.
В 2001 году в соответствии с выданными Балтийской спецморинспекцией разрешениями выполнялись дноуглубительные и намывные работы. Извлеченные в ходе дноуглубительных работ грунты складировались в подводный отвал.
3.
Площадь интенсивно используемых сельскохозяйственных угодий составляет 542 тыс. га.156,8 тыс. га (29,9) почв сельскохозяйственных угодий имеют кислую реакцию почвенной среды (рН до 5,5). Средневзвешенное рН составляет 5,9. На кормовых угодьях кислые почвы составляют 36,6 %.
Применение известковых материалов снизило количество кислых почв до 29,9 %. За последние годы резко снизились объемы известкования, в результате чего наблюдается незначительное увеличение кислых почв с 26,4 % в 1994 году до 29,9 % в 2001 году, т. е. площадь кислых почв, требующих первоочередного известкования возросла на 20,4 тыс. га. Без возобновления известкования в ближайшие годы площадь кислых почв будет возрастать более стремительно.
Содержание в почвах подвижных фосфатов под влиянием систематического применения минеральных удобрений заметно повысилось и достигло в целом высокого уровня. Средневзвешенное содержание фосфора в пахотных почвах составляет 241 мг/кг, на сельскохозяйственных угодьях - 224 мг/кг.
Основными источниками загрязнения почв области являются промышленные предприятия по производству алюминия, фосфорных удобрений, стекольные, целюлитные и кирпичные заводы, предприятия по производству керамики, транспорт, использование сточных вод и их осадков в качестве мелиорантов, вывоз на поле выкатки из теплиц, где в качестве биотоплива использовался городской мусор, использование непроверенных удобрений, мелиорантов и других средств химизации. Источниками загрязнения почв и сельскохозяйственных растений являются и фосфорные удобрения, т.к. более 50 % фтора, поступающего с фосфатным сырьем, остается в удобрениях в виде легкорастворимых солей.
Серьезную опасность представляет поступление фтора с осадками сточных вод (2 - 740 мг/кг сухого вещества), с фосфорными удобрениями (8500-38000 мг/кг сухого вещества), с известью (300-400 мг/кг) и с пестицидами (18-45 %).
Наиболее неблагоприятная обстановка по содержанию тяжелых металлов и фтора в почвах пригородных районов области Тосненского района (в хозяйствах "Шушары", "Детскосельский", им. Тельмана, "Федоровский", "Ленсоветовский", "Любань", "Ушаки"), Всеволожского района ("Приневское", "Ручьи", "Всеволожский"), Ломоносовского района ("Победа", "Можайское", "Предпортовый").
4. Фонд недр
Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга насчитывает около 4015 месторождений полезных ископаемых, из которых более 95% приходится на общераспространенные, в т.ч. торф и сапропель, и подземные воды. На 01.01.2001г. на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга действуют 492 недропользователя - предприятия всех форм собственности, зарегистрировано 655 объектов недропользования и выдано 648 лицензий, из которых 235 приходятся на твердые полезные ископаемые и 413 - на подземные воды. Нераспределенный фонд учитывает 3360 объектов недропользования, в т.ч. 2515 - на твердые полезные ископаемые и 745 - на подземные воды.5. Леса Ленинградской области
представляют собой огромную государственную ценность. Это неисчерпаемый источник природных ресурсов, важнейшей особенностью которых является их восполнение.Располагаясь вокруг пятимиллионного города, по берегам крупных водных пространств, леса Ленинградской области имеют огромное экологическое, санитарно-гигиеническое, защитное и рекреационное значение.
Общая площадь лесного фонда Ленинградской области составляет 6,0 млн. га, 79% составляют земли, покрытые лесной растительностью. 44% земель лесного фонда относится к первой группе лесов (леса этой группы выполняют преимущественно защитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции), причем происходит постепенное увеличение доли лесов этой группы. Хвойные породы являются преобладающими, в составе лесного фонда они занимают 61% от площади земель, покрытых лесной растительностью.
Под управлением Департамента природных ресурсов по Северо-Ззападному региону в Ленинградской области находится 76% площади земель лесного фонда области.
Площадь лесных земель Департамента природных ресурсов по Северо-западному региону в лесах I группы Ленинградской области, переведенных в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в 2001 году составила 322 га.
Расчетная лесосека по главному пользованию по Департаменту природных ресурсов составляет 7,6 млн. куб м. Фактически в 2001 году заготовлено 4,3 млн. куб м (57 %).
Основные поставленные задачи по воспроизводству лесов в 2001 году. Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному выполнены, в связи с чем, региональная целевая программа “Воспроизводство лесов Ленинградской области” завершена.
Программа “Леса Ленинградской области” на 2002 г. предусматривает: совершенствование системы организации работ по лесовосстановлению на основе создания единой системы селекционного - семеноводства и питомнического хозяйства.
Санитарное состояние лесов Ленинградской области по результатам лесопатологического мониторинга, который включал в себя рекогносцировочный надзор за вредителями и болезнями леса, рекогносцировочные и детальные лесопатологические обследования питомников, насаждений - удовлетворительное.
В 2001 году лесные насаждения погибли на площади 1991,0 га, или 0,04% общей площади лесов, в том числе:
от лесных пожаров 244,0 га;
в результате ветровалов 1089,6 га;
в результате действия антропогенных факторов 114,7 га;
в результате действия биогенных факторов 542,7 га.
6.
Значительное антропогенное воздействие, определяемое социальными процессами происходящими в современном обществе в разной степени влияет на состояние популяций различных охотничьих животных.Численность пушных видов животных, в целом, по области продолжает увеличиваться в связи с невостребованностью сырья государственными структурами и низкими закупочными ценами на теневом рынке. Благоприятные условия для хищных плотоядных животных создают предпосылки для дальнейшего роста их численности, что вызывает опасение в связи с возможным осложнением эпизоотической обстановки, прежде всего по бешенству.
Падение уровня сельскохозяйственного производства, уменьшение интенсивности применения ядохимикатов и минеральных удобрений в сельском и лесном хозяйстве привело к росту численности боровой и полевой дичи. С другой стороны, сокращение площадей посевов сельскохозяйственных культур негативно повлияло на численность кабана в целом по области, поэтому общий относительно стабильный показатель численности складывается из показателей учетов в местах интенсивной подкормки животных.
В последние годы наблюдается тенденция роста численности лося, прежде всего благодаря усилению охранных мероприятий и рациональному использованию поголовья животных по половозрастной структуре в выделяемых квотах добычи. Численность медведя в области стабильна и ежегодно отмечается незначительный рост, в основном, в связи с низким процентом использования квоты.
Рыбное хозяйство Ленинградской области в последние годы претерпело существенные изменения по всем основным направлениям.
Существовавшая ранее система управления промыслом разрушена, новая пока не сложилась. На водоемах появились различные предпринимательские структуры с разнообразными формами собственности, нередко уклоняющихся от соблюдения рациональных методов рыболовства.
В результате: во-первых, резко сократились учитываемые уловы в озерах, реках, водохранилищах и Финском заливе; во-вторых, с повышенной интенсивностью эксплуатируются популяции наиболее ценных рыб (лососевых, сиговых и крупночастиковых); в-третьих, практически прекращен промысел мелкого частика; в-четвертых, значительные размеры приобрело расхищение рыбных ресурсов, выражающееся в нарушении установленных лимитов вылова и правил рыболовства, уклонение от учета добытой рыбы и уплаты налогов, в прямом браконьерстве: и, в-пятых уменьшились объемы и эффективность искусственного воспроизводства ценных промысловых рыб, а также проведения мероприятий по технической и биологической мелиорации водоемов и т.д.
7.
Анализируя результаты выполненных на территории Санкт-Петербурга в 2001 году радиоэкологических работ можно сказать следующее:Такой комплексный подход к решению радиоэкологических задач, реализуемый Администрацией Санкт-Петербурга в последние годы постепенно улучшает радиоэкологическую обстановку на территории города.
Оценивая радиоэкологическую обстановку районов Ленинградской области можно сформулировать следующие выводы:
8. Среди физических факторов неионизирующей природы наиболее гигиенически значимым для городской среды в 2001 году оставался шум, в особенности шум автотранспорта.
Актуальность этой проблемы обусловлена ежегодным ростом количества автомобилей, в особенности легковых, численность которых в городе достигла 1 млн. единиц с учетом роста уровня автомобилизации населения в черте Санкт-Петербурга, в среднем, до 150 автомашин на 1000 жителей.
Вместе с тем, организация дорожного движения по городским улицам не может быть признана удовлетворительной.
Существующая улично-дорожная сеть не справляется с возросшими транспортными потоками, действующие транспортные развязки перегружены, не развита система объездных дорог для транзитного грузового транспорта.
По результатам акустического мониторинга за 2001 год в Санкт-Петербурге расчетные и измеренные уровни транспортного шума в контрольных точках составляли 68 до 79 дБ А (экв). Максимальные уровни находились в диапазоне 78 – 90 дБА. Полученные результаты свидетельствуют о превышении допустимых уровней в контрольных точках на основных транспортных магистралях.
Количество городского населения, проживающего в жилых домах не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам по транспортному шуму превышает 50 %.
В 2001 году значительное внимание уделялось предупредительному санитарному надзору за размещением новых радиотехнических объектов: спутниковых, радиорелейных, пейджинговых, систем мобильной телефонной связи. Проводилась санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации с расчетным определением СЗЗ и зон ограничения застройки, а также проведением инструментальных исследований при вводе объектов в эксплуатацию.
В порядке санитарного надзора проводились измерения уровня излучения, создаваемого радиотехническими объектами и линиями электропередачи промышленной частоты на территориях жилой застройки.
9.
В общей структуре доли ЧС природного характера по сравнению с прошлым годом уменьшилось число отрывов прибрежных льдов с рыбаками-любителями подледного лова. Всего было спасено 43 человека.На первом месте по степени нанесенного экономического ущерба находятся стихийные гидрометеорологические явления (сильные паводки, дожди, ураганы и ветра). Происшедшие ЧС природного характера были связаны со сложной гидрометеорологической обстановкой, обусловленной природными циклическими явлениями (отрыв льдов, паводок).
Острой проблемой в организации работы по предупреждению ЧС, связанных с отрывом льдин с рыбаками, в качестве мер, позволяющих снизить риск возникновения подобных ЧС и частично компенсировать затраты на поисково-спасательные операции, может быть Федеральный закон об обеспечении безопасности жизни людей на акваториях, а также принятие новой редакции Кодекса об административных правонарушениях РФ с учетом применения Федерального закона “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”. Требует решения проблема определения критерия классификации ЧС, связанных с отрывом льдин с людьми.
Серьезного внимания заслуживает проблема состояния гидротехнических сооружений. Техническое состояние Оредежского каскада, Нижнесвирского и Верхнесвирского гидротехнических сооружений оцениваются как аварийные. Коррозийный износ аварийных ворот Верхнесвирского СГТС составляет 23% и это у самых ответственных ворот в стране, которые в случае ЧС должны будут сдерживать напор воды массой 2200 млн. тонн 12 метров высотой.
Серьезной проблемой для Ленинградской области является период прохождения весеннего паводка, охватывающего территорию 10 тыс. кв. км (Волховский, Тосненский, Лодейнопольский районы
Регулярные наблюдения за лесными пожарами на территории Ленинградской области позволяют сделать вывод о снижающейся тенденции в динамике их возникновения. В 2001 году от пожаров пострадало на территории области 355,2 га леса, что составляет 48% против 2000 года. Всего за 2001 год произошло 521 возгорание лесных массивов, однако, ни одной чрезвычайной ситуации данного вида не зафиксировано.
10.
В последний год как показывают данные социально-гигиенического мониторинга доля влияния антропогенных факторов городской среды на здоровье горожан абсолютно превалирует (городской транспорт, смыв городской территории, городской шум, уплотнение жилой застройки, изменение инфраструктуры, социальная напряженность, мощный объем поцеленаправленней информации и многое другое).По этой причине несмотря на относительную стабильность качества окружающей среды (атмосферный воздух, вода и др.) наблюдается стойкая тенденция к ухудшению здоровья населения в последние годы.
Сложившаяся ситуация и по-новому рассматриваемые приоритеты воздействия на здоровье требуют принципиально нового подхода к организации государственного санитарного надзора. Вот почему при разработке регионального плана НПДГОС по Санкт-Петербургу большее значение чем ранее придается разработке законодательных инициатив в части регулирования развития города. Так в разработанном санитарной службой проекте регионального закона “О санэпидблагополучии в СПб” включены статьи ограничивающие развитие конкретных отраслей промышленности, использование городских территорий, видов автомобильного бензина, а так же содержания транспорта, объектов коммунального назначения, и многое другое.
В 2000 году демографическая ситуация
Санкт-Петербурга характеризуется:В 2000 году среди административных территорий Санкт-Петербурга высокие показатели заболеваемости населения отмечались в Центральном, Петроградском, Красногвардейском, Выборгском и Красносельском районах.
За период 1996-2000 гг. отмечены высокие показатели относительного прироста по основным классам заболеваний:
Анализ медико-демографических показателей на территории Ленинградской области в 1989-2001 гг. позволил выделить следующие закономерности:
Анализ соматической заболеваемости за последние 3 года показал, что уровни заболеваемости по основным классам и отдельным нозологическим формам на территории Ленинградской области в основном не имеют тенденции к росту, как среди детей, так и у взрослого населения.
11.
Большинство нерешенных экологических проблем сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области связано с недостаточностью финансирования соответствующих программ, в том числе связанных с внедрением механизмов экологического мониторинга памятников истории и культуры.Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в регионе в последние годы проделана большая работа по восстановлению утраченных памятников, поводятся ремонтно-реставрационные работы. В разные годы эти работы осуществлялись из разных источников финансирования в зависимости от значимости того или иного памятника.
12.
Основными проблемами функционирования и поддержки особо охраняемых природных территорий (ООПТ) являются: недостаточность финансирования и сложность при организации администраций особо охраняемых природных территорий, что не позволяет в полной мере осуществлять их охрану, развитие, использовать рекреационный потенциал территорий, вести работу по поиску инвесторов.В 2001 году распоряжением Губернатора ЛО от 25 января 2001 года № 16-рг “О создании Ленинградского областного государственного природоохранного учреждения природный парк “Вепсский лес” создано первое природоохранное учреждение по обеспечению функционирования ООПТ регионального значения. В июне 2001 года проведен конкурс на право замещения вакантной должности директора ЛОГПУ, по результатам которого подготовлено распоряжение Губернатора ЛО от 23 июля 2001 года “О назначении на должность руководителя ЛОГПУ природный парк “Вепсский лес”.
Продолжена работа по созданию природоохранных учреждений по обеспечению функционирования ООПТ регионального значения: подготовлен и находится на согласовании проект распоряжения Губернатора ЛО “О создании ЛОГПУ “Карельский перешеек”. Подготовлен проект Устава создаваемого учреждения.
На территории Санкт-Петербурга созданы и функционируют два государственных природных заказника и четыре памятника природы. В целях оптимизации государственного управления в области охраны природных объектов и улучшения экологической обстановки на территории Санкт-Петербурга в 2001 году распоряжением Администрации города создано государственное учреждение “Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга” (от 16.08
.01 г. № 677-ра), которое находится в ведении Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.13. Влияние промышленных предприятий
на окружающую среду характеризуется производством большого количества загрязняющих веществ, отходов, которые, наряду с другими факторами, приводят к изменению естественных ландшафтов, загрязнению атмосферного воздуха и природных водных объектов.Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 1991-2001 годах от стационарных источников сокращались из года в год.
С начала 1999 года наметился рост производства в промышленности, объема подрядных работ, объема услуг предприятий транспорта и связи. Высокой динамикой характеризуются как экспортоориентированные отрасли (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная), так и отрасли, производящие импортозамещающую продукцию (машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов).
Несмотря на общий прирост объемов производства, в 2001 году валовый выброс вредных веществ в атмосферу от стационарных источников в целом по региону сократился по сравнению с 2000 годом на 3,2 тыс. т, в т.ч. по Санкт-Петербургу – на 1,4 тыс. т, по Ленинградской области – на 4,8 тыс. т.
Снизился объем выбросов от стационарных источников твердых веществ по Санкт-Петербургу (на 3,5%), диоксида серы (на 2,4%), диоксида азота (на 6,2%).
14.
Одной из приоритетных проблем, решение которой необходимо для улучшения условий деятельности и повышения уровня жизни, является обеспечение населения региона питьевой водой нормативного качества.Данные лабораторного контроля качества питьевой воды в разводящей сети Санкт-Петербурга за последние 12 лет (1989 - 2001гг.) показывают определенную его стабильность. По санитарно-химическим и органолептическим показателям (процент проб не отвечающим требованиям СанПиН 2.1.4.559-96) колеблются в пределах 9-20%. Показатели бактериального загрязнения питьевой воды (процент проб не отвечающим требованиям СанПиН 2.1.4.559-96) колеблются в пределах 0,23 - 3,6 %.
15.
Валовый выброс загрязняющих веществ от предприятий сельского хозяйства по отношению к предыдущему году уменьшился на 1,3 тыс. т и составил 3,6 тыс. т, что составляет 1,4% от валового выброса загрязняющих веществ региона.Отмечено снижение водопотребления на предприятиях сельскохозяйственного комплекса (7,46 млн. м
3 против 8,38 млн. м3 в 2000 г. в Санкт-Петербурге и 46,12 млн. м3 и 59,62 млн. м3 в Ленинградской области соответственно).16.
Снижение загрязнения воздушного бассейна Санкт-Петербурга автомобильным транспортом непосредственно зависит от решения вопросов оптимальной организации движения транспорта и в первую очередь строительство магистралей непрерывного движения и автоматизации светофорного регулирования транспортных потоков. Строительство автоматизированных систем управления дорожным движением является одним из наиболее эффективных методов решения транспортных проблем и их экологических аспектов.17.
Снижения экологического воздействия на окружающую среду в регионе от основных видов военной деятельности осуществляется по следующим направлениям:18.
Загрязненность окружающей среды в регионе отходами уже сейчас вызывает большую тревогу. При неправильном захоронении отходы представляют угрозу здоровью населения, загрязняют почву, поверхностные и подземные воды, занимают сельскохозяйственные угодья и создают эстетические и рекреационные проблемы. Поэтому одной из наиболее важных задач охраны окружающей природной среды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проблема сбора и размещения отходов.Обобщение и анализ принятой информации по Санкт-Петербургу показывают, что количество отчитавшихся в 2001 году предприятий по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 4,1 %, а количество учтенных образовавшихся отходов увеличилось на 18,1 % . У большей части отчитавшихся в 2000 году предприятий количество учтенных образовавшихся отходов в 2001 году значительно изменялось как в большую так и в меньшую сторону.
Количество отчитавшихся в 2001 году по Ленинградской области предприятий по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 22,8 %, а количество учтенных образовавшихся отходов увеличилось на 3,9 %.
19.
На территории Санкт-Петербурга в 2001 году произошло 50 ЧС техногенного характера. В течение года наблюдалась тенденция к уменьшению аварий в организациях, предприятиях и учреждениях, но увеличились величины материального ущерба и финансовых затрат.За отчетный период наблюдалась тенденция по увеличению аварийности на транспорте: произошло 9 аварий, в том числе 5 на водном.
Анализ ЧС техногенного характера на территории Ленинградской области показывает, что 65% в их структуре занимают пожары в жилой зоне.
Экономический ущерб от ЧС техногенного характера составил в 2001 году 2505,6 млн. руб.
Продолжает оставаться высокой аварийность на автомобильном транспорте. Подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Так в 2001 году зафиксировано 2428 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло – 603 чел. и ранено – 2803 чел.
Анализ экологической ситуации на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области свидетельствует о том, что показатели общей нагрузки на окружающую среду за последние пять лет стабилизировались.
Однако, экологическая обстановка в регионе остается напряженной, а загрязнение природной среды высоким.Сложность экологической ситуации является следствием накопленных за многие десятилетия экономико-экологических диспропорций, главными из которых являются несоответствие между чрезмерной концентрацией производственного потенциала и экономической емкостью территории, доминирование ресурсо- и энергоемких технологий, падение технологической дисциплины, что усугубляется общим снижением объемов капитальных вложений в охрану окружающей среды.
В 2001 году в регионе значительных изменений экологической обстановки не произошло.
В 2001 году совместными силами спеуполномоченных органов были реализованы экологические программы: “Чистый город”, “Радиация”, “Радон”, “Демеркуризация”, “Диоксины”, “Геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы”, “Очистки рек и каналов Санкт-Петербурга”, “Развития автоматизированной системы контроля радиационной обстановки”, “Очистки водотоков, водоемов и водоохранных зон Санкт-Петербурга от наплавных загрязнений, водорослей и мусора”.
Для успешного решения задач обеспечения экологической безопасности в регионе необходимо дальнейшее совершенствование нормативно – правовой базы, позволяющей унифицировать основные направления деятельности хозяйствующих субъектов в данном направлении и нормативно – методической документации по отдельным видам хозяйственной деятельности.
Анализ экологической обстановки на территории региона, прогноз вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и возможных последствий от них, показывает наличие серьезных угроз в экологической сфере. Среди источников возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера наиболее значимыми являются аварийные разливы нефти и нефтепродуктов
, выбросы радиоактивных, отравляющих и токсических веществ, которые влекут за собой экстремально высокие уровни загрязнения окружающей среды.Отдельную проблему составляет загрязнение стойкими органическими загрязнителями (СОЗ), накопление которых в окружающей среде стоит в ряду пяти наиболее опасных для человеческой популяции техногенных последствий. К веществам этого типа относятся диоксины, дибензофураны, полихлорированные бифенилы (ПХБ) и другие. Самый токсичный из них - 2,3,7,8,- тетрахлордибензопарадиоксин. Мощными источниками загрязнения СОЗ в настоящее время являются целлюлозно – бумажные комбинаты при способе отбелки целлюлозы газообразным хлором. Результаты государственного контроля показывают, что на некоторых ЦБК (ОАО "Светогорск", ОАО "Сясьский ЦБК", ОАО "Выборгская целлюлоза"), проводятся крупномасштабные реконструкции и модернизации производств, внедряются технологии, позволяющие существенно снизить нагрузку на окружающую среду. На Светогорском ЦБК внедрена технология отбелки целлюлозы без применения элементарного хлора.
Другим источником значительных количеств диоксинов и ПХБ является сжигание в котельных отходов нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, а также нефтесодержащих отходов (отработанных масел, в том числе трансформаторных, нефтешламов и др.), при которых в атмосферу выбрасываются диоксиноподобные соединения и ПХБ.
Динамика утилизации нефтесодержащих отходов на ГУПП "Полигон Красный Бор" показывает, что в последние годы с 1990 по 2001 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению количества поступающих на полигон нефтесодержащих отходов:
Положительной тенденцией является рост мощностей предприятий по переработке нефтесодержащих отходов. Так, по данным проведенного госконтроля, на территории Санкт-Петербурга функционируют предприятия ОАО "ЭКО - Феникс-Холдинг", ООО "Спецхимпром", ООО "Океан", ООО "ПТК Терминал", "Орлан – ЭКО", осуществляющие переработку нефтесодержащих отходов, при этом часть регенерированных нефтепродуктов возвращается в производство, не подлежащая регенерации часть передается на ГУПП "Полигон Красный Бор" на захоронение. Данная проблема требует дополнительного внимания со стороны надзорных органов, а также ужесточения контроля за способами утилизации и объектами размещения образующихся на предприятиях нефтесодержащих отходов.
На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области ведется работа по предотвращению загрязнения окружающей среды ртутью и ликвидации выявленных очагов загрязнения, в то время как на территории других субъектов Российской Федерации на территории региона данной проблеме уделяется недостаточное внимание.
В регионе постоянно действуют 6 организаций, осуществляющих демеркуризацию ЛИС и ДРЛ по различным технологиям (ТОО НПО "ЭНЭКО", ЗАО "ЮНЭП", ТОО "СКАТ", ООО "ЭП Меркурий", ГУП "Полигон Красный Бор", ОАО "Светлана"), общей мощности которых достаточно для потребностей региона.
Государственная экологическая экспертиза
(ГЭЭ) является важным этапом в обеспечении экологически безопасного и устойчивого развития территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. ГЭЭ проводилась Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному региону по объектам, перечисленным в ст. 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”.В 2001 году было рассмотрено 1138 объектов, из них 16 возвращены на доработку или отклонены. Это – предпроектные, проектные материалы на строительство объектов, проекты нормативных документов, материалы экологического обоснования лицензий на деятельность в области охраны окружающей среды, другой документации. Подготовлены мнения Департамента по 616 декларациям, градрегламентам о намерениях строительства объектов, реконструкции объектов, другим запросам и обращениям о намечаемой к реализации хозяйственной и иной деятельности.
В большей части на ГЭЭ была представлена документация по объектам Санкт-Петербурга, однако, более сложными по воздействию на окружающую природную среду были объекты Ленинградской области.
Отделом Государственного контроля по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 2001 г. проведено 1070 проверок природоохранной деятельности, в том числе совместно с другими организациями - 138. Выявлено 1626 нарушений, устранено 934, остальные находятся в стадии выполнения.
В соответствии с планом международного сотрудничества СЗ ДПР на 2001 год обеспечило активное участие российских представителей в различных рабочих органах соглашений и конвенций, исходя из приоритетов и необходимости выполнения обязательств РФ. Важное место в этой работе отводилось реализации соглашений о научно-техническом сотрудничестве в области геологии, освоении минерально-сырьевых ресурсов и охраны окружающей среды с ведомствами и организациями стран дальнего и ближнего зарубежья, в числе которых Финляндия, Швеция, Германия, Дания, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Польша, США, Франция, Эстония, Литва, Латвия и др.
СЗ ДПР активно сотрудничало в 2001 Году с региональными организациями стран Балтийского моря, к которым относится Совет Государств Балтийского моря, Северный Совет, Союз Балтийских городов.
В развитии информационного обеспечения природоохранной деятельности в 2001 г. можно выделить три основных направления:
С целью реализации первого направления, в 2001 г. продолжалось укрепление программно-технического обеспечения отделов Департамент природных ресурсов по северо-западному региону, отвечающих за природоохранное направление работ, в т.ч. по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Для обеспечения анализа возможного воздействия природопользователей на окружающую среду; в первой половине 2001г. приобретен и установлен в отделе государственной экологической экспертизы и лицензирования программный комплекс по определению выбросов расчетными методами. Комплекс позволяет рассчитать параметры по 12 типам производств и рассеивания по методике ОНД 86.
В 2001 г. в Санкт-Петербурге осуществлялся ряд проектов по развитию систем получения информации в области охраны окружающей среды автоматизированными и дистанционными методами.
Выполнялся проект по созданию 1-й очереди городской автоматизированной системы контроля и управления качеством воздуха. Данный проект осуществляется Управлением по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга и Шведским институтом метеорологии и гидрологии при финансовом долевом обеспечении Шведского агентства по международному развитию и сотрудничеству (СИДА).
В рамках программы LIFE-Third Countries осуществляется проект Forecast по созданию автоматизированной системы наблюдения за состоянием лесов Карельского перешейка с помощью спутниковой информации. Система методов базировалась на использовании космических снимков Landsat-TM5, представленных Французским национальным географическим институтом (IGN-FI), и имеющихся технологий ГИС. Результаты работы будут использоваться на практике при оценке экологической ситуации в лесных массивах Карельского перешейка, при планировании хозяйственных и природоохранных мероприятий.
Развитие обеспечения государственных природоохранных органов современными средствами информационного обмена проводилось в рамках реализации проекта информационного обеспечения деятельности природоохранных служб, начатого в 2000г.. Актуальность проекта для органов государственного управления подтверждена началом в 2001 г. Государственной программы “Электронная Россия”.
Проект был разработан по результатам анализа функционирования РГЭСМ и направлен на комплексное решение вопросов информационного обмена между Эколого-информационной системой (ЭИС) отдела экологического мониторинга и прогноза (ОЭМиП) Департамента природных ресурсов по северо-западному региону с подразделениями и организациями - источниками и потребителями экологической информации. Реализуемые в проекте технологические схемы информационного обмена данными создают информационную среду позволяющую получать и передавать данные различного типа и объема как по цифровым каналам, так и на носителях различной емкости.
В 2001 году Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному региону приказом от 11.04.2001 № 713 “О деятельности по созданию и развитию системы утверждена Концепция деятельности по созданию и развитию системы непрерывного экологического образования в Северо-Западном регионе”.
Центром создания системы определен Санкт-Петербург, координатором ее разработки и развития - Государственный природоохранный центр (ГПЦ) при Департаменте. Для выполнения возложенных на ГПЦ функций в его структуре создан на правах отдела Северо-Западный центр экологического образования.
Основными направлениями развития системы непрерывного экологического образования в регионе определены:
Неформальное экологическое образование активно развивается в Санкт-Петербурге через деятельность государственных природоохранных организаций, учреждений культуры, общественных организаций и объединений, неформальных групп, коммерческих организаций.
В настоящее время расширяется сеть общественных экологических организаций, активно участвующих в экологическом образовании и просвещении всех слоев населения. Среди них “Прозрачные воды Невы”, “ЭкоЩит”, “Дети Балтики”, “Санкт-Петербург за экологию Балтики”, “Зелёный мир”, “Зелёный крест” и другие.