VII - 8СодержаниеVII - 10

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Экологическое сознание является важнейшим компонентом общей культуры человека. Проблема воспитания культуры не может решаться усилиями только образовательных учреждений. В работе по организации и созданию необходимых условий для экологического образования, просвещения и воспитания разных категорий населения должны участвовать различные организации: образовательные, природоохранные, общественные и др.

Поэтому в 2001 году Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному региону приказом от 11.04.2001 № 713 “О деятельности по созданию и развитию системы утверждена Концепция деятельности по созданию и развитию системы непрерывного экологического образования в Северо-Западном регионе”.

Центром создания системы определен Санкт-Петербург, координатором ее разработки и развития - Государственный природоохранный центр (ГПЦ) при Департаменте. Для выполнения возложенных на ГПЦ функций в его структуре создан на правах отдела Северо-Западный центр экологического образования.

Система непрерывного экологического образования предполагает реализацию экологического образования в течение всей жизни человека: от формирования положительного, эмоционального отношения к природе в раннем детстве до формирования экологического мировоззрения во взрослом периоде жизни.

Для обеспечения высокого профессионального уровня работы по всем направлениям экологического образования в регионе Департамент выступил с инициативой создания Межрегиональной межведомственной комиссия по вопросам экологического образования, воспитания и просвещения населения Северо-Западного региона.

С учетом общественно-государственной значимости экологического образования, в состав Комиссии вошли представители:

от органов исполнительной власти субъектов Федерации;

от территориальных органов федеральных органов власти;

от образовательных учреждений;

от органов власти и общественных объединений, распространяющих свое влияние на весь Северо-Западный регион (Департамент природных ресурсов по Северо-западному региону; НИИ “Атмосфера” МПР РФ; научно-исследовательский центр безопасности технических систем МО РФ; Ассоциация экономического взаимодействия территорий в Северо-Западном регионе; Ассоциация заповедников и национальных парков Северо-Запада России; представительство Федерации независимых профсоюзов России в Северо-Западном федеральном округе; Союз промышленников и предпринимателей Северо-Запада России, Президиум Северо-Западного научного центра Российской Академии сельскохозяйственных наук; Северо-Западный филиал НИИ “Природа”; Союз журналистов Северо-Запада России и др.);

от научных организаций и общественных объединений Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский научный центр РАН; Федерация экологического образования Санкт-Петербурга; Бюро независимых сюрвейеров и др).

Таким образом, учтены все направления экологического образования, воспитания и просвещения:

На первом заседании Комиссии, проведенном 14 сентября 2001 г., сформированы рабочие органы Комиссии, обсуждены основные проблемы экологического образования в субъектах Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, рассмотрено Положение о Комиссии (проект Положения разработан в ГПЦ), определены приоритетные направления развития системы экологического образования в регионе и другие текущие вопросы.

За прошедший период сформированы Научно-методический и Консультативный советы Комиссии, запланировано и подготовлено рассмотрение вопроса “О состоянии и мерах по дальнейшему развитию экологического образования населения в Северо-Западном регионе” на заседании Комитета по межрегиональным связям Ассоциации “Северо-Запад”, утвержден план работы Комиссии на 2002 год.

Основными направлениями развития системы непрерывного экологического образования в регионе определены:

Санкт-Петербург

В 2001 году в Санкт-Петербурге продолжена апробация варианта системы непрерывного экологического образования (НЭО), разработанного авторским коллективом из числа ведущих специалистов экологических служб и образовательных учреждений (Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт профессионально-технического образования РАО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт образования взрослых РАО, Ленкомэкология).

Суть этого варианта, изложенного в коллективной монографии “Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге” под редакцией проф. Алексеева С.В., заключается в усилении интегративных тенденций на разных ступенях (этапах) НЭО и разнообразии организационных форм (школы экологического профиля, школы-центры экологического образования, районные экологические центры, экологические клубы, межшкольные эколого-образовательные комплексы и др.). Важное значение в развитии системы НЭО играет интеграция форм формального (государственного) и неформального (негосударственного) экологического образования.

В результате наметилось становление целостной системы экологического образования, включающей разнообразные модели дошкольного воспитания, общего среднего и дополнительного образования, образования в высшей школе и на этапе постдипломного образования.

Дошкольное экологическое воспитание

В деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) Санкт-Петербурга реализуется ряд образовательных программ, ведущей идеей которых становится экологическое воспитание.

Экологическая воспитанность ребенка – неотъемлемый компонент его личностной культуры, грань его индивидуальности и условие приобщения к ценностям материальной и духовной культуры общества.

Ключевым моментом в экологическом воспитании дошкольников является экологически ориентированная деятельность.

Соответственно данному подходу рассматриваются и технологии экологического образования дошкольников, а именно, отождествление его с миром природы, материальной и духовной культурой людей; активная деятельность ребенка по постижению окружающего мира всеми органами чувств; создание собственной индивидуальной картины мира, адекватной психофизиологическим возможностям детей. Приобретаемые детьми в процессе такой деятельности опыт и знания позволяют гармонично создавать основы Я-концепции, самосовершенствования и ощущения смысла жизни, единения с природой и человеческой культурой.

Первой среди официально изданных образовательных программ была “Программа экологического воспитания дошкольников” Николаевой С.Н. Ее целью стало формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.

Вслед за ней появились и стали востребованы в городе следующие программы для старших дошкольников:

В последние годы появилось еще несколько разнообразных программ экологического воспитания дошкольников, таких как “Семицветик” (авторы Ашиков В.И. и Ашикова С.Г.) – программа культурно- экологического образования детей дошкольного возраста”; “Дорога в страну чудес” Тюмасевой З.И. по непрерывному эколого-валеологическому образованию, направленная на развитие телесного, духовного и социального начал в жизни ребенка.

Однако ведущее место в Санкт-Петербурге занимает программа “МЫ”: Азбука экологии” (авторы Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А.), основная цель которой – достижение экологической воспитанности дошкольников, формирование основ экологической культуры у маленького гражданина.

Поиск новых обликов дошкольного образовательного учреждения – центров экологического образования дошкольников, детских садов, в полном объеме осваивающих программу “МЫ” или обогащающих Типовую программу программами экологической и валеологической направленности, авторских моделей ДОУ требует освоения новых педагогических технологий. Среди инновационных технологий экологического образования детей следует выделить:

Все большее значение имеет непосредственная деятельность детей на открытом воздухе. Активно происходит интеграция опыта шведского общественного движения “На природу – в любую погоду” (ступени Божьих коровок и Мулле), которые становятся своеобразными парциальными программами в детских садах Петербурга.

Начальная школа

Проблема преемственности экологического воспитания в ДОУ и обучения в начальной школе решается через внедрение в школах, гимназиях и лицеях различных образовательных программ, содержание которых отвечает способностям и возможностям школьников. При разнообразии учебных и образовательных программ возможны различные варианты построения школьной системы экологического образования. Сейчас практически все реализуемые в начальной школе программы курсов природоведения, окружающего мира, экологии имеют ярко выраженную экологическую направленность. Программы Клепининой З.А., Мильчакова Л.Ф., Плешакова А.А., Вахрушева А.А., Дмитриевой Н.Я. и Товпинец И.П.,. Виноградовой Н.Ф, Симоновой Л.П., Чудиновой Е.В., Букваревой Е.Н. и Поглазовой О.Т. и Шилина В.Д. при уникальности каждой из них имеют общие предпосылки для развития экологической культуры младших школьников.

Целью экологического образования на ступени начальной является формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически-деятельностного отношения к окружающей среде и самому себе. Основой данного подхода может стать интеграция чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека, существенное обогащение традиционного представления об экологическом образовании социальными аспектами (отношения в обществе, гражданская позиция ответственного отношения к природе и своему здоровью, деятельное участие младших школьников в пропаганде экологически грамотного отношения к окружающему миру и практическая работа на территории возле школы, в своем микрорайоне по их благоустройству).

Соответственно поставленным задачам и выделенным аспектам экологического образования в начальной школе учителя стараются включать элементы интегративного содержания в различные учебные предметы и применять активные формы и методы обучения и воспитания. Широко используются тексты русских и зарубежных писателей и поэтов для обогащения эмоционально-образного развития детей; в содержание математических задач включают расчеты по благотворному влиянию растений на здоровье людей и, напротив, дети выявляют изменения численности видов из-за неблагоприятных воздействий человека, решают задачи по ТРИЗ, позволяющие удивить детей гениальностью решений природы. Дети под руководством умелых педагогов охотно включаются в творческую деятельность: пишут стихи и сочинения на природоохранную тематику, предлагают экологически целесообразные решения городских проблем, рисуют плакаты экологической тематики, разрабатывают проекты, участвуют в ролевых и дидактических играх.

На этом этапе также сохраняет свою значимость деятельность детей непосредственно в природе: наблюдения, экскурсии, экологические тропы, природоохранные акции (“Наш двор”, “Наш сквер (парк)”, “Живая вода”, “Мое дерево”, “Наши братья меньшие” и др.).

Особенно продуктивна подобная деятельность тогда, когда ею занимается не один педагог-энтузиаст, а группа учителей-единомышленников. Такие коллективы есть в школе № 16 Василеостровского района, школах №№ 60, 61, 62 Выборгского района, школе № 71 и лицее № 95 Калининского района, лицее № 395 Красносельского района, школе № 516 Невского района и многих других образовательных учреждений города.

Важно отметить, что педагоги, активно участвующие в деятельности по экологическому образованию детей, сами накапливают профессионализм и могут реализовать свой творческий потенциал на самом высоком уровне. Так, педагог начальных классов Берюхова Е.К. известна как автор двух пособий для учителей: “Экологическое образование в начальной школе” и “Окружающий мир. Природоведение. Экология” (совместно с Груздевой Н.В.). Опыт ряда педагогов (Ильиной И.В., Вайчик С.Н., Есауловой Н.Б., Павловой Н.Д., Трофимовой Н.В. и др.) обобщен в сборнике “ Образовательные программы и современные педагогические технологии”, 2001 год.

Средняя школа

Средняя школа предоставляет значительные возможности для развития познавательной сферы учащихся и самоопределения личности, однако, в своих традиционных курсах ориентирована в основном на воспроизводящий и алгоритмический уровень деятельности школьников, что, безусловно, снижает педагогический потенциал уроков. Вместе с тем происходящая социализация личности предполагает выработку социального опыта в отношениях с людьми и социоприродным окружением, ответственного отношения к своему здоровью.

Значительный вклад в решение обозначенных выше задач вносят интегративные курсы естественнонаучной направленности с ярко выраженным экологическим направлением для учащихся 5 – 6 классов. Среди таких курсов, активно используемых в образовательной системе Санкт-Петербурга, можно выделить следующие: “Естествознание” (Суравегина И.Т., Алексашина И.Ю. и Орещенко Н.И.); “Окружающий мир: Мироздание” (Груздева Н.В.); “Окружающий мир” (Тарасов Л.В.).

Особое внимание на этом этапе обращается на развитие исследовательской деятельности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе (ученические научные общества, участие в экологических олимпиадах, экспедициях по родному краю, социологических опросах населения и др. формах деятельности, позволяющих реально раскрыть творческий потенциал подростков и старшеклассников, принять действенное участие в изучении и практической деятельности по улучшению окружающей среды).

Помимо технологий исследовательской деятельности на этом этапе развития значимы графические и знаковые модели учебного материала, технологии модульного, коллективного и группового обучения, технологии педагогических мастерских и глубинной экологии, проведение интегративных полицентрических модулей и дней погружения. Эта группа технологий позволяет создать условия для максимально позитивной самореализации школьников с учетом их индивидуальности, позволяет развить познавательную активность и самостоятельность подростков, развить их коммуникативную и экологическую культуру.

В ряде школ города (№ 95 Калининского района, № 395 Красносельского района, №62 Выборгского района и др.) выявлены значительные возможности полицентрических интегративных модулей, адекватных по содержанию, методологии и технологии проведения интегративной природе экологического образования.

Серьезную работу по технологии интеллектуальных игр проводят педагоги школы № 89 Калининского района; ученические научные общества успешно работают в гимназии № 73 Выборгского района, лицеях №№ 95 и 179 Калининского района и многих других школах города.

Старшая ступень школьного образования, особенно в контексте федеральной программы модернизации содержания и структуры образования, направлена на становление компетентности выпускников школы в сфере самостоятельной познавательной деятельности, гражданско-общественной, социально-трудовой культурно-досуговой деятельности, бытовой сфере. Система компетенций учащихся как прогнозируемых результатов образования позволит более четко выявить социально необходимые знания, умения, ценностные ориентации молодых людей, на плечи которых через несколько лет ляжет ответственность за устойчивое развитие природы, общества, производства, экономики, культуры, социальной сферы и другие аспекты коэволюции природы и общества.

Интегративное содержание курса экологии включается в учебный процесс в форме отдельных модулей в различные курсы (многопредметная модель экологического образования); в форме отдельного целостного курса (однопредметная модель) и в сочетании отдельных курсов экологии с экологизацией всех учебных предметов (наиболее перспективная смешанная модель экологического образования).

Учебно-методическое обеспечение экологического образования в старших классах представлено комплектами Алексеева С.В., Черновой Н.М., Галушина В.М. и Константинова В.М.; Мамедова Н.М. и Суравегиной И.Т.; Миркина Б.М. и Кузнецова В.Н.; Пономаревой И.Н., Пасечника В.В. и др.

Продуктивность преподавания курса экологии, который можно рассматривать как модель современного образования, обеспечивается применением адекватных развивающих образовательных технологий: компьютерных, проектной деятельности, дидактических игр, составления карт понятий; проблемно-модульного обучения, педагогических мастерских, моделирования, контекстного обучения, технологии коммуникативно-диалоговой деятельности, экологического мониторинга и других, обеспечивающих наиболее полную самореализацию учащихся и обеспечивающих усвоение содержания экологического образования на современном уровне.

Особого внимания заслуживает проблема материально-технического обеспечения системы школьного экологического образования. В данном направлении активно проводят свою деятельность предприятия, разрабатывающие и выпускающие приборы и оборудования для практических работ, мониторинговых исследований в образовательных учреждениях. Среди ведущих фирм города, занимающихся подобной деятельностью, следует назвать “Кримас+”, “Экрос”.

Разработанное Алексеевым С.В. и Груздевой Н.В. и изданное на средства Экологического фонда Санкт-Петербурга пособие “Профильная эколого-образовательная программа”, обобщая опыт школ-участников городской программы “Непрерывное экологическое образование в Санкт-Петербурге”, показывает возможности развития экологического образования в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях за счет школьного компонента учебного плана. Наряду с системой базовых курсов представлены варианты включения факультативов (“Экология современного человека”, “Экологический мониторинг”, “Здоровье и окружающая среда”, “Производство и окружающая среда”, “Глобальные проблемы современности” и др.), кружков, организации внеклассной и внешкольной работы в области экологии.

Наряду со средней школой проблемы экологического образования решаются и в профессиональной школе. Подготовка экологически образованных, компетентных, квалифицированных рабочих и специалистов предполагает использование всех подходов, которые реализуют в средней школе, а также создание и реализацию специальных модульных программ, таких как “Промышленная экология”, “Агроэкология”, “Химическая экология”, “Экономика природопользования” и других. В области экологического образования в профессиональной школе следует отметить работы Александровой Н.М., Беляевой А.П. и другие.

Дополнительное образование детей

Не менее важной для развития экологической культуры подрастающего поколения является деятельность в системе дополнительного образования. Сам термин “дополнительное образование”, который указывает на вторичность, необязательность такого образования, представляется нам не вполне корректным. Подчас именно дополнительное образование (кружки, факультативы, студии, полевые исследования и др.) становится определяющим в профессиональном выборе человека, а подчас – и в построении всей его дальнейшей жизни. Следовало бы говорить о параллельном, сопутствующем образовании или образовании по интересам.

Система дополнительного экологического образования в Петербурге имеет давнюю и славную историю. В Городском дворце творчества юных, районных дворцах творчества, на агроэкологическом комплексе “ Петербургская усадьба”, агрокомплексе “Живая земля”, Центре экологической безопасности и туризма г. Ломоносова и других накоплен интереснейший опыт работы с детьми самого разного возраста и даже совместного творческого развития детей и родителей.

Специализация преподавателей и особые условия работы в учреждениях дополнительного образования позволяют найти и тщательно проработать новое содержание, формы и методы работы с детьми, чутко реагировать на запросы учащихся и родителей. Среди ведущих направлений деятельности учреждений дополнительного образования, способствующих реализации стратегии устойчивого развития, – экологическое краеведение, комплексное исследование территории, экологический мониторинг, создание и деятельность экогрупп, проведение культурно-экологических акций и системной работы по сохранению и восстановлению объектов природного и культурного наследия, экологическое просвещение населения.

В процессе совместной работы в неформальной обстановке учащиеся пытаются практически решить посильные экологические проблемы, найти способы влияния на руководителей, от которых зависит решение локальных и региональных проблем, информировать своих сверстников и взрослое население в области экологического образования. Таким образом, формируется активная гражданская позиция подрастающего поколения, которая необходима для решения насущных и сложных задач современного мира.

Значительную роль в самореализации детей в области экологического образования играют конкурсы и олимпиады, в которых участвуют как ученики всех видов школ, гимназий и лицеев, так и участники кружков, секций, экспедиций при учреждениях дополнительного образования. В 2000 / 2001 учебном году при организационной и финансовой поддержке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Администрации Санкт-Петербурга были проведены VI городской конкурс “Окружающий мир глазами детей” для учащихся 5 - 6 классов и VII городская экологическая олимпиада, в которой принимали участие школьники 6 – 11 классов.

Настоящим событием для юных победителей конкурса и олимпиады стала публикация кратких версий их творческих работ в сборниках “Окружающий мир глазами детей” и “Экологическая олимпиада школьников Санкт-Петербурга - 2001”. Награждение участников конкурса и олимпиады всегда происходит в торжественной обстановке, но вручение книг с авторскими публикациями придало этому событию особую приподнятость и эмоциональность. Книги были выданы на память авторам, их научным руководителям и в библиотеки школ, а также во многие образовательные учреждения города. Они стали ценным материалом для качественной подготовки исследовательских работ, наблюдений и рефератов для будущих конкурсов и олимпиад, а также для использования в качестве дополнительного информативного материала при изучении школьных программ.

Высшее образование

Этап высшей школы является неотъемлемым и исключительно важным элементом системы непрерывного экологического образования. Для решения насущных проблем экологической безопасности и устойчивого развития каждого региона и страны в целом требуются разносторонние и глубоко образованные специалисты, способные системно и стратегически мыслить и принимать взвешенные решения.

Работающие сегодня педагоги через образование своих учеников закладывают основы будущего общества. Недооценивая важность этого этапа, общество невосполнимо теряет не только время, но и целые поколения недостаточно экологически грамотных и активных людей.

С конца 80-х - начала 90-х годов ХХ столетия в ведущих вузах Санкт-Петербурга началась работа по подготовке экологически грамотных специалистов для различных отраслей народного хозяйства. Исключительно важной является подготовка высококвалифицированных специалистов в области классической экологии и геоэкологии, способных развивать фундаментальные направления экологической науки. В первую очередь это касается классических и профильных университетов. Так, в Санкт-Петербургском государственном университете (СпбГУ) значительная методологическая и методическая работа привела к лицензированию новой специальности “Экология”, направления “Экология и природопользование”, специализаций “Менеджмент и маркетинг в экологии”, “Экологический аудит”, созданию кафедры экологической безопасности, устойчивого развития регионов (1997 г.) на факультете географии и геоэкологии.

Целенаправленная подготовка специалистов-экологов осуществляется также на биолого-почвенном (специализация “Биоразнообразие охрана природы”) и геологическом (специализация “Экологическая геология”) факультетах СПбГУ.

Серьезная подготовка специалистов-экологов проводится и в таких вузах Санкт-Петербурга, как государственный Аграрный университет, Лесотехническая Академия и других.

Устойчиво и успешно развивается экологизация инженерно-технического образования. Она осуществляется в двух направлениях: включение основ экологического знания в образовательные программы по физике, химии, математике и т.д., а также создание природоохранных курсов в конкретных инженерно-технических областях. В этих направлениях работают государственный Технический университет, государственный Технологический институт, государственный университет водный коммуникаций, государственная Академия холода и пищевых технологий, государственный горный институт имени Г.В. Плеханова, государственный институт точной механики и оптики, государственный архитектурно-строительный университет и другие.

Исключительно важным направлением высшей школы по экологическому образованию является подготовка высококвалифицированных учителей в педагогических вузах. Подготовка учителей естественнонаучного цикла со второй или третьей специальностью “Экология” проводится сегодня в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена и Ленинградском государственном областном университете им. А.С. Пушкина. В педагогических вузах также широко используется экологизация различных курсов образовательных программ при подготовке специалистов дошкольных образовательных учреждений, начальной школы и ряда специальностей средней школы.

Одним из приоритетных направлений экологического образования является экологизация гуманитарного образования. Это достигается изучением на философских, исторических, культурологических, экономических, юридических и других факультетах гуманитарного профиля современных философских основ концепций “коэволюции общества и природы”, “ноосферного мировоззрения”, ноогуманизма и т.д. В гуманитарных вузах и на гуманитарных факультетах университетов развиваются такие прикладные направления экологии как “Экология природопользования”, “Экологическая политика”, “Экологическое право”, “Экологический менеджмент” и ряд других.

В медицинских и педагогических вузах города активно развиваются научные направления “Экология человека”, “Безопасность жизнедеятельности”, “Охрана труда”, которые призваны обеспечить безопасность человека в окружающем мире, успешную адаптацию, а, следовательно, и высокую активность в обществе.

Рассматривая деятельность в области экологического образования в вузах города в целом, следует выделить основные направления работы:

В высшей школе широкое практическое использование нашли программы и учебно-методические материалы ведущих специалистов в области современной экологии таких, как Арапов П.П., Белозерский Г.Н., Бродский А.К, Гладкий Ю.Н., Горлинский И.А., Даринский Ю.А.,.Донченко В.Н, Карлин Л.Н., Лавров С.Б., Мовчан В.Н., Морачевский В.Г., Петров К.М., Пономарева И.Н., Селиверстов Ю.С., Стадницкий Г.В., Чистобаев А.И., Блинов Л.Н., Цветкова Л.И. и другие.

Для высшей школы учеными города создаются учебные пособия. Для студентов естественных факультетов университетов - “Краткий курс общей экологии” (автор Бродский А.К.), для технических вузов - учебник в “Экология” (Цветкова А.И., Алексеев М.И., Усанов Б.П. и другие).

Наряду с определенными достижениями высшей школы следует обратить внимание на проблемы, которые не позволяют сказать об успешном экологическом образовании на этой ступени в полной мере. Приоритеты экологического образования возникали в разных учебных заведениях, как правило, стихийно. В настоящее время в работе по унифицированию рабочих программ и планов наиболее существенную роль играет Научно-методический совет по экологическому образованию УМО университетов.

Высшая школа испытывает трудности, получая студентов первых курсов с разной базовой экологической подготовкой, что обусловлено неопределенностью положения курса экологии в школе.

До сих пор для высшей школы остается актуальной проблема учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса. Современные учебные пособия, как и учебные курсы, зачастую отражают узконаправленный подход автора, не учитывая тенденций развития современной экологии.

Сегодня в городе созданы организационно-педагогические условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:

- в рамках Санкт-Петербургского образовательного стандарта разработана предметная область “ Экология”;

- создан и издан достаточным тиражом учебно-методический комплекс, включающий:

- Санкт-Петербург на протяжении 8 лет успешно участвует в российских и международных олимпиадах, демонстрируя высокий уровень теоретической подготовки и навыков исследовательской деятельности;

- опыт работы по экологическому образованию в учреждениях Санкт-Петербурга распространяется как в самом городе, регионе (через Федерацию экологического образования, журнал “Экология и образование”, Журнал “Классный журнал 5+”, семинары и научно-практические конференции), так и по стране, за рубежом (участие во всероссийских и международных программах и проектах).

Особое значение в обеспечении эффективности экологического образования играет организация экологосообразной практической деятельности, среди которой наибольшее распространение в школьной и студенческой среде Санкт-Петербурга получил мониторинг состояния окружающей среды. Можно выделить следующие направления экологосообразной практической деятельности:

- практические занятия в рамках школьной программы экологического образования (на уроке, факультативе, кружке, во внеурочное время - в школьном клубе, в УДО и др.);

- полевые исследования школьников и студентов в период экологических экспедиций в различные регион- мониторинг окружающей среды, проводимый в различных формах;

- экологические акции на уровне образовательного учреждения, района, города:

- конкурсы, олимпиады, смотры и др. массовые мероприятия экологического характера.

Удачное сочетание информационных и мониторинговых технологий реализуется в международной эколого-образовательной программе “Глоуб”.

Постдипломное образование

Эколого-педагогическая переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров

Для Санкт-Петербурга остается актуальной проблема повышения квалификации преподавательских кадров. Базовое образование, сфера узконаправленной научной деятельности зачастую определяют узконаправленность экологических знаний, невозможность межпредметных взаимосвязей и координаций.

Эколого-педагогическая переподготовка педагогических кадров на этапе постдипломного образования наиболее целостно осуществляется в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства. Помимо переподготовки учителей по новой специальности “Экология” для педагогов города разных специальностей проводятся курсы по различной тематике, отражающей тенденции развития современной системы дошкольного и школьного экологического образования, а также проблемы преемственности разных ее ступеней. Подготовка на курсах, стажировка проводятся по следующей тематике: “Эколого-валеологическая подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов”, “Технологии экологического образования”, “Образование для устойчивого развития”, “Экологическая подготовка школьных команд”, “Гуманитарные аспекты экологического образования”, “Экологическое образование для учителей-гуманитариев”, “Экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области”.

В Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства открыты аспирантуры и специализированные диссертационные советы по защите докторских диссертаций по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (биология, география, экология и естествознание).

Повышение квалификации и экологическая переподготовка кадров

Повышение квалификации и переподготовка кадров по экологии в рамках поствузовского образования осуществляется во многих университетах города по профилю вуза. Особо следует выделить факультет по переподготовке кадров по новым направлениям науки, техники и технологии в СПбГУ. На нём проходят обучение в области окружающей среды не только преподаватели вузов, но и работники муниципалитетов, управляющие промышленными предприятиями, работники природоохранных структур.

Большую работу по повышению квалификации кадров предприятий-природопользователей осуществляет Государственный природоохранный центр при Департаменте природных ресурсов по Северо-Западному региону. В 2001 году проведено 6 обучающих семинаров, в работе которых участвовало более 100 слушателей. Преподавание на семинарах обеспечивали ведущие специалисты Департамента природных ресурсов, других природоохранных структур, преподаватели вузов города и научных организаций.

Одной из форм, обеспечивающих координацию усилий всех участников процесса экологического образования от детского сада до высшей школы и системы повышения квалификации, являются конференции, семинары, круглые столы. На них происходит обмен мнениями, обсуждение достижений и проблем экологического образования. Чрезвычайно интересные и важные семинары на городском уровне проводит Научный центра экологической безопасности РАН (Донченко В.К., Флоринская Т.М., Инге-Вечтомов С.Г., Чистобаев А.И. и др.). Событием в общественно-педагогической жизни города стала Международная конференция “Образование для устойчивого развития: поиск стратегий, подходов, технологий” (сентябрь 2001г.).

Ленинградская область

В Ленинградской области все дошкольные образовательные учреждения (всего 514 учреждений, включая 47 комплексов “школа-сад”) осуществляют экологическое воспитание в рамках государственного стандарта. 92 дошкольных образовательных учреждения проводят углубленную работу по экологическому воспитанию детей.

Среди 487 школ области (454 – общеобразовательных, 33 – специализированных) экологическое образование в различных формах присутствует в 92 % учреждений. 29 общеобразовательных школ имеют экологическую направленность и 24 – эколого-краеведческую.

Задачи экологического воспитания и образования в Ленинградской области решаются совместными усилиями различных образовательных учреждений, природоохранных и общественных организаций. С 1999/2000 учебного года курс экологии включен в 9 и 10 классы всех школ как обязательный предмет (учебная программа курса разработана Лабораторией развития экологического образования Ленинградского Областного Института Развития Образования). Подготовку по данному курсу прошли более 200 учителей. Лаборатория организует постоянно действующие творческие семинары по системе и организации экологического образования и воспитания в школах экологической направленности в рамках реализации Областной программы развития образования. Лаборатория осуществляет методическое руководство экологическими школами, консультирование при отработке моделей развития и авторских программ, участвует в международных проектах (Швеция, Финляндия). Например, в Полянской школе Выборгского района ведется разработка модели экологической школы с элементами сельского хозяйства: расширение области “Естествознание”, интеграция учебных предметов и учебно-воспитательного процесса, экологическая тропа, пришкольный участок. В текущем году под руководством лаборатории подготовлена районная программа развития экологического образования в Ломоносовском районе – “Экологическая тропа”, соединившая в себе работу нескольких школ по изучению и сохранению природных и культурных памятников района. Особо следует выделить две школы – участники данной программы: Лебяжинская средняя школа, в которой работает эколого-краеведческий музей, лоцманский класс, школьная библиотека как координатор экологической работы в школе, проводится акция “Чистый берег Финского залива”; Русско-Высоцкая средняя школа, где работает экологический клуб “Домовенок”, осуществляется включение учащихся в различные виды природоохранной деятельности (изучение и улучшение экологической обстановки в своем поселке и районе, участие в экспедициях и международных программах и акциях и др.).

Для учителей начальных классов ежегодно проводится практический семинар по инвайроментальному образованию (экологическое образование по шведской методике “Школа Мулле” под девизом “Дети на природе – в любую погоду”). Этот опыт успешно распространяет Вартемякская природная школа Всеволожского района, взявшая за основу опыт работы природных школ Швеции, базирующаяся на формировании системы непрерывной воспитательной работы (для младших учащихся – “Школа Мулле”, для учащихся средней и старшей школы – деятельность в детской экологической организации “Друзья реки Охты”, участие в экологическом лагере, тематические занятия и экскурсии по экологической тропе, природоохранная работа. Интересен опыт работы Сельцовской аграрной средней школы Тосненского района, реализующая проект “Сельцовская школа – Центр агроэкологического образования”. Ценность данного проекта – в создании целостной системы агроэкологического образования, соединение работы школы в области с агрономической специализацией сельских жителей, т.е. воспитание грамотного культурного землепользования. На пришкольном учебно-опытном участке (Сельцовская школа является лауреатом Всероссийского смотра-конкурса пришкольных участков в номинации “Село –2000”) и в теплице ведется большая опытническо-исследовательская работа по овощеводству, растениеводству, цветоводству, энтомологии, орнитологии, создан отдел лекарственных растений и школьное пчеловодческое хозяйство. На участке создана экологически чистая зона с использованием агротехнических и биологических методов защиты растений. Теоретические знания учащиеся Сельцовской школы получают на уроках экологии, биологии, сельхозтруда, на специализированных факультативах и кружках (например, “Юный пчеловод” и др.). В школе действует экологическая тропа, микрозаказник “Муравей”.

Ряд школ в области являются базой для проведения семинаров и мастер-классов по вопросам экологического образования и воспитания. В 2001 году проведен семинар в Пустомержской школе Кингисеппского района – “Школа – центр экологического воспитания и образования Пустомержской волости”. У школы хорошие контакты с лесничеством, сельской библиотекой, Домом культуры, рыбозаводом, АОЗТ “Агро-Балт”, Станцией юных натуралистов г. Кингисеппа, что способствует привитию у учащихся уважения к своей малой родине.

Ежегодно, в декабре проводится Областная межведомственная конференция по экологическому образованию, в 2001 году конференция прошла в 9-ый раз. В конференции принимают участие не только учителя и педагоги дополнительного образования, но и ученые, руководители общественных организаций, представители различных ведомств: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону, Департамента природопользования и экологической безопасности Комитета экономики и инвестиций Ленинградской области и др. На конференции и на секционных заседаниях происходит обмен опытом преподавания экологии, построения системы работы в школах экологической направленности, обсуждаются проблемы экологического воспитания в учреждениях дошкольного, дополнительного и неформального образования.

В Ленинградской области работает 92 учреждения дополнительного образования, которые посещают 99116 детей и подростков, что составляет 53,8 % от общего числа детей. В 2001 году в 753 кружках эколого-биологической направленности занималось 10213 кружковцев. Центром организации на районном уровне исследовательской и природоохранной деятельности являются станции юных натуралистов городов Выборга, Кингисеппа, Детский экологический центр города Тихвина, Эколого-биологический центр города Бокситогорска, Дома детского творчества городов Приморска, Кириши.

Государственным образовательным учреждением “Центр развития дополнительного образования” в течение года проведен ряд мероприятий эколого-биологической направленности областного значения: III областной этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии, Областной слет участников на лучший учебно-опытный участок, Областной конкурс юных исследователей окружающей среды и др.

В Ленинградском государственном областном университете им. А.С. Пушкина на кафедре географии ведется постоянная работа по экологизации учебного процесса, проводится активная внеаудиторная деятельность по экологическому образованию и воспитанию. В мероприятиях по экологическому просвещению участвуют ученые (профессорско-преподавательский состав кафедр университета), студенты, учителя и учащиеся. Содержание и формы работы разнообразны, среди основных можно выделить: чтение курсов “Экология”, “Геоэкология” и проведение эколого-краеведческой практики со студентами 4 курса; подготовка студентов, начиная со 2 курса, к активной работе со школьниками в экологических лагерях (в рамках творческих договоров кафедра географии силами студентов и под научным руководством преподавателей участвует в проведении полевых лагерей Войскоровской школы Тосненского района, Вартемякской школы Всеволожского района, Сельцовской школы Волосовского района, в экологическом лагере Лебяженской школы Ломоносовского района); преподаватели кафедры географии осуществляют научное руководство вышеперечисленных школ; проводится индивидуальная научная работа со студентами-дипломниками по экологической, природоохранной тематике (кафедры географии, биологии); ежегодно, начиная с 1993 года, в рамках международных Царскосельских чтений проходит конференция “Геоэкология. Краеведение. Туризм”.

В 2000-2001 гг. по инициативе Министерства природных ресурсов РФ, Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ проводился Всероссийский смотр-конкурс работы библиотек по экологическому просвещению населения. Смотр-конкурс организован с целью активизации работы библиотек по распространению знаний в области охраны окружающей среды, пропаганде рационального природопользования и формированию экологической культуры населения. При поддержке Государственного природоохранного центра при Департаменте природных ресурсов по Северо-Западному региону, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградской областной универсальной научной библиотеки, Ленинградского Областного Института Развития Образования, Ленинградской Федерации Профсоюзов и Ленинградского отделения Всероссийского общества охраны природы проведен областной тур смотра-конкурса, в котором участвовали государственные, школьные (сельские и городские) библиотеки, библиотеки детских домов Ленинградской области. Победителями областного тура смотра-конкурса стали следующие организации:

Материалы 3 лучших библиотек направлены для участия во втором (Всероссийском) туре. Шесть библиотек стали призерами областного тура: Руддиловская сельская библиотека Кингисеппского района, Центральная библиотека г. Волхова, Ивангородская городская библиотека, библиотека “Центра образования” школы-детского дома пос. Молодцова Кировского района и школьные библиотеки – пос. Лебяжье Ломоносовского района, пос. Сельцо Волосовского района.

В Централизованных Библиотечных Системах Ленинградской области уже сложилась система работы по экологическому просвещению. Библиотечные работники ориентируются на возраст своих читателей, психологические, профессиональные и досуговые интересы. Многие библиотеки работу по экологическому просвещению ведут в тесном сотрудничестве с общественными экологическими, природоохранными, образовательными учреждениями, разрабатывая собственные программы. Например, Подпорожская районная библиотека представила на смотр-конкурс программу “Природа - союзница души”, рассчитанную на пять лет. Цель данной программы – сохранение уникальной природы этой части Ленинградской области (Веппский лес, природные резерваты). Много внимания уделяется лекторию по экологии “Город, где я хочу жить”, организованный на базе 10-х классов. С участием художников г. Подпорожья создана экспозиция “Малая Родина – сердце, святыня”, организована выставка “Гляжу в озера синие. Природа и экологические проблемы Подпорожского района”. Издано справочно-библиографическое пособие “Экология – глобальная проблема современности”, состоящее из 286 названий книг, статей и других материалов по экологическим вопросам. В самой библиотеке создан сад, где собраны редкие экземпляры растений, собранные или полученные в дар от друзей библиотеки.

Библиотека № 2 г. Гатчины строит свою деятельность по специальной программе по формированию экологической культуры населения. Приоритетной деятельностью коллектива библиотеки является распространение информации о состоянии окружающей среды, пропаганда здорового образа жизни и бережного отношения к природе. Большая работа ведется среди учащихся и молодежи города. Фонд библиотеки формируется с учетом запросов по экологической тематике. Большой интерес среди читателей вызывают такие мероприятия как обзор экологической прессы, тематические выставки, эко-шоу, экологические игры и др.

В других библиотеках Ленинградской области также существуют программы, которые носят комплексный характер, как по масштабу организационной работы (совместная работа с местной администрацией, природоохранными организациями и др.), так и по содержанию (формирование экологического справочно-библиографического фонда, ведение тематических картотек, книжные выставки, обзоры). Периодические контакты с природоохранными организациями, местной администрацией и общественными организациями перерастают в постоянную и плодотворную работу. Так, на базе Ивангородской городской библиотеки работает “Клуб избирателей”, на заседаниях которого рассматриваются актуальные проблемы города с привлечением представителей администрации, депутатов городского собрания, членов политических и общественных организаций, специалистов муниципальных учреждений города.

Задача библиотек – максимально обратиться к местным экологическим проблемам. Это требует от библиотек поиска новых, эффективных форм работы, строя свою деятельность по следующим этапам:

Большое внимание уделяется организации природоохранных, природовосстановительных мероприятий. Например, Руддиловская сельская библиотека провела акцию “За культуру общения и экологию жилища”, смотр-конкурс подъездов, приусадебных участков, экологическую трибуну “Лесное богатство”.

Общеобразовательные школы и детские дома, участвующие в областном туре смотра-конкурса, имеют экологическую направленность, поэтому работа библиотек ориентирована на эту же деятельность. Например, библиотека общеобразовательной школы № 7 г. Сосновый Бор планирует свою работу с учетом требований всех категорий читателей, пользующихся ее услугами (учителей, учащихся, родителей), используя разнообразные организационные формы: экологические беседы, обзоры, книжные тематические выставки, викторины, громкие чтения книг авторов, в произведениях которых поднимается экологический вопрос или даны описания природы. Большое внимание уделяется изучению читательского спроса, изучению книжных формуляров, библиотекой оказывается информационная поддержка всех экологических мероприятий.

В силу объективных причин не смогли принять участие в областном туре смотра-конкурса некоторые библиотеки, имеющие большой опыт работы по экологическому просвещению населения. Так, в Центральной районной библиотеке Лужского района проходят “Краеведческие пятницы” с элементами экологии, в Центральной детской библиотеке Лужского района действуют клубы “Почемучка” и “Пчелка”. В Бокситогорском районе (Ефимовская детская библиотека) работает клуб “Муравейник”, где учат учащихся применять экологические знания на практике: решать экологические задачи, сдавать экзамены на звание “Юный эколог”. Уже несколько лет существует экологический детский клуб в Петровской библиотеке Приозерского района. Большим успехом у читателей пользуются экологические игры в Лавровской сельской библиотеке, экологический турнир “Полна загадок чудесница природы” в Нурменском филиале Тосненского района. Некоторые библиотеки практикуют в своей работе экологические походы на природу вместе со своими читателями: экскурсии вдоль р. Капша организовывает Новинская сельская библиотека, р. Паша – Сарожская сельская библиотека, р. Сясь – Липногорская сельская библиотека Тихвинского района. Сотрудники Красавского филиала совместно с сотрудниками метеостанции проводят экскурсии по изучению экосистем болот.

В целом, в Ленинградской области начала складываться система экологического просвещения через работу библиотек. Однако требуется целенаправленная совместная деятельность различных ведомств по методической, организационной и финансовой поддержке работы библиотек по экологическому направлению.

В мае 2001 года на базе Центра по молодежной политике и управлению устойчивым развитием общества в г. Павловске проведен семинар “Региональный компонент в экологическом образовании школьников на примере исследования водной среды”. В работе семинара приняли участие учителя школ 11 муниципальных образований области и студенты ЛГОУ им. А.С. Пушкина. Участникам семинара был предложен обширный материал по методам исследования водной среды, технологии организации занятий с использованием различных методов, анализ опыта исследовательской, проектной, экспедиционной работы со школьниками в форме дополнительного образования, экспериментально – лабораторной и экскурсионной деятельности в рамках учебных планов обязательного экологического образования. Ученые Института озероведения и Зоологического института РАН предоставили обучающимся информацию о возможностях взаимодействия школ Ленинградской области с научно-исследовательскими коллективами, об основных темах работ институтов и отдельных лабораторий, об организации работы со школьниками в период летних экспедиций. Представители природоохранных организаций обсудили с учителями основные пункты программ изучения водных объектов Ленинградской области, практические шаги по улучшению экологической обстановки в регионе и возможности участия в этих процессах школьников. В рамках семинара проведены также практические занятия по исследованию Круглого пруда, круглый стол по проблемам экологического образования школьников, экскурсии в Павловский парк и др.

В 2001 году Государственный природоохранный центр при Департаменте природных ресурсов по Северо-Западному региону начал работу по повышению квалификации специалистов предприятий-природопользователей на базе муниципальных образований. В декабре 2001 года проведен обучающий семинар для специалистов предприятий муниципального образования “Гатчинский район”.

С 1 января по 1 апреля 2001 года при поддержке различных комитетов администраций, образовательных и общественных организаций проведен региональный конкурс детского экологического рисунка и плаката под девизом “Природа – твой дом. Береги его!”. В 2001 году функции основного организатора конкурса принял на себя Государственный природоохранный центр. В конкурсе приняли участие несколько тысяч учащихся общеобразовательных и художественных школ, воспитанники детских домов, кружковцы учреждений дополнительного образования большинства районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Включились в конкурс и воспитанники детских садов. Во многих административных территориях проведены районные туры конкурса, организованы выставки лучших работ в районах. В состав жюри регионального тура конкурса вошли ученые, экологи, педагоги, художники, журналисты, представители комитетов администраций, руководители общественных организаций. Конкурсные работы оценивались по возрастным группам (младшая – до 9 лет, средняя – с 10 до 13 лет, старшая – от 14 лет и старше). Итоги конкурса подводились по 3 категориям (общеобразовательные школы, художественные школы, изостудии), отдельно рассматривались рисунки и плакаты. В 2001 году оргкомитетом была определена тема конкурса – “Как прекрасен этот мир”. На региональный тур поступило 800 работ, 64 участника стали победителями конкурса по 18 номинациям. Церемония награждения победителей состоялась 23 мая в Санкт-Петербургском Городском Дворце Творчества Юных. В программу церемонии награждения также были включены открытие выставки лучших работ регионального тура конкурса, экскурсии по Аничкову Дворцу, концерт детских коллективов, выступление почетных гостей, работа прессы и др. Победителям конкурса вручены дипломы и подарки, семь участников конкурса награждены путевками на базы отдыха в Крым, Краснодарский край и Ленинградскую область. На основе рисунка Тюриной Тамары из школы-интерната г. Луги издан плакат – календарь, итоги конкурса освещены в журналах “Костер”, “Классный журнал 5+”, газете “Санкт-Петербургские ведомости”.

Основные проблемы и пути их решения

Анализ современного состояния системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области позволяет выделить основные проблемы и трудности, возникающие на пути его эффективного осуществления:

- недостаточная подготовка педагогических кадров по проблемам экологического образования;

- отсутствие предмета “Экология” в учебном плане петербургской школы;

- слабая разработанность методики экологического образования (на разных этапах его осуществления);

- необеспеченность преемственности на разных этапах непрерывного экологического образования;

- слабая материально-техническая (включая, компьютерное оборудование) база экологического образования.

Среди перспективных направлений развития системы непрерывного экологического образования можно выделить следующие

- системная экологическая подготовка педагогических кадров образовательных учреждений разных типов и видов;

- расширение сети образовательных учреждений экологического профиля;

- усиление деятельностного подхода в осуществлении экологического образования, использование исследовательских и мониторинговых технологий обучения, экспедиционной работы, практико-ориентированных методов и др.;

- объединение школьных и студенческих коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, округа, района, города;

- создание на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга школ-лабораторий экологического образования;

- развитие материально-технической базы системы непрерывного экологического образования (приборы для наблюдений и оценки состояния окружающей среды и др.);

- широкое внедрение информационных технологий в практику экологического образования;

- совершенствование методики экологического образования на всех ступенях НЭО;

- развитие учебно-методического комплекса экологического образования (программы, учебники, пособия для учителей и учащихся, книги для чтения, практикумы для учащихся, комплекты кодослайдов, компьютерные обучающие программы, видеоматериалы и др.).


ВВЕРХ