В систему жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) входят предприятия, обеспечивающие эксплуатацию водопроводных, канализационных и тепловых сетей, бытовое обслуживание внешнего благоустройства, промышленную переработку бытовых отходов.
Проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве с каждым годом обостряется, во многих регионах страны она стала одной из главных социально-экологических проблем.
По данным Госкомстата России, централизованные системы водоснабжения имеют 1078 города (99% общего количества городов) и 1686 поселков городского типа (83%), около 34 тыс. сельских населенных пунктов (22%). Общая протяженность трубопроводных сетей в населенных пунктах России составляет 456,0 тыс. км. В 1997 г. водопроводными сооружениями подано 24,2 млрд. м3 воды, том числе населению и на коммунально-бытовые нужды 14,6 млрд. м3. Мощность водопроводов достигла 90,4 млн. м3/сут. При среднем уровне удельного водопотребления в Российской Федерации на хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые нужды, равном 272 л/сут на 1 жителя, в Москве этот показатель составляет 539 л/сут, Челябинской области ≈ 369, Саратовской ≈ 367, Новосибирской ≈ 364, Магаданской ≈ 359, Камчатской ≈ 353 л/сут.
В последние годы сохраняется тенденция увеличения загрязненности практически всех поверхностных вод ≈ источников централизованного водоснабжения, доля которых в объеме водоснабжения составляет 68%. В некоторых районах отмечен рост количества створов с высоким и экстремально высоким уровнем загрязнения водных объектов (соответственно более 10 и 100 ПДК). Качество используемых для водоснабжения подземных вод (32% общего объема водозабора) в основном удовлетворяет нормативным требованиям, однако их загрязнение также увеличивается. В результате около 90% поверхностных и менее 30% подземных вод, забираемых для нужд водоснабжения, подвергается обработке. Однако из-за повышенного загрязнения водоисточников нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и другими вредными примесями применяемые технологии водоподготовки в большинстве случаев недостаточно эффективны. Поэтому водопроводные сооружения не всегда обеспечивают надежную водоподготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества.
Высокая загрязненность водоисточников и неэффективные технологии водоподготовки ≈ основные причины неудовлетворительного качества питьевой воды в Поволжье, где поверхностные водоисточники обеспечивают нужды в питьевой воде на 85%. Во всех субъектах Федерации, расположенных на территории Волжского бассейна, отмечены в отчетном году случаи нарушения требований ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая" по физико-химическим, органическим либо микробиологическим показателям. Тяжелое положение со снабжением населения качественной питьевой водой отмечается в республиках Дагестан, Карелия, Саха (Якутия), Приморском крае, Архангельской, Кемеровской и Мурманской областях и др.
Наметившая в 1995 г. тенденция резкого снижения сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы от объектов ЖКХ изменилась: в 1997 г. сокращение сброса сточных вод этой категории составило всего 0,2% (рис. 13.1). На долю предприятий ЖКХ пришлось 52% объема загрязненных сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в отчетном году.
Из всего объема сточных вод, поступающих через коммунальные сети в поверхностные водные объекты, более 90% сточных вод сбрасываются загрязненными. В 1997 г. объем сброса загрязненных сточных вод в отрасли составил 12 053,03 млн. м3 (табл. 13.1).
Показатель | Ед. изм. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1994 г. в % к 1993 г. | 1995 г. в % к 1994 г. | 1996 г. в % к 1995 г. | 1997 г. в % к 1996 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выброшено вредных веществ, всего | тыс. т | н/д | 426,4 | 439,96 | 657,58 | 677,68 | - | 103,2 | 149,5 | 103,1 |
в том числе: | ||||||||||
твердых веществ |
тыс. т | н/д | 122,4 | 135,34 | 190,51 | 189,5 | - | 110,5 | 140,8 | 99,5 |
жидких и газообразных веществ |
тыс. т | н/д | 303,9 | 304,62 | 467,07 | 488,1 | - | 100,2 | 153,3 | 104,5 |
сернистый ангидрид |
тыс. т | н/д | 87,1 | 89,88 | 127,80 | 130,51 | - | 103,2 | 142,2 | 102,1 |
оксид углерода |
тыс. т | н/д | 157,1 | 167,8 | 254,61 | 273,03 | - | 106,8 | 151,7 | 107,2 |
оксиды азота |
тыс. т | н/д | 34,7 | 37,4 | 58,24 | 60,433 | - | 107,8 | 155,7 | 103,8 |
углеводороды (без ЛОС) |
тыс. т | н/д | 20,1 | 5,31 | 17,08 | 15,66 | - | 26,4 | 321,7 | 91,7 |
ЛОС | тыс. т | н/д | 1,0 | 0,49 | 6,0 | 4,748 | - | 50,1 | 1225 | 79,0 |
Уловлено и обезврежено | % | н/д | н/д | 11,1 | 11,1 | 12,4 | - | - | 100 | 111,7 |
Использовано воды, всего | млн. м3 | 12497 | 12718 | 13143 | 13317,94 | 13445,17 | 101,8 | 103,3 | 101,3 | 101,0 |
Объем оборотной и повторно-последовательно используемой воды | млн. м3 | 213 | 705 | 684 | 656,44 | 885,55 | 331,2 | 97,1 | 96,0 | 134,9 |
Экономия свежей воды | % | 12 | 14 | 31 | 28 | 34 | 116,7 | 221,4 | 90,3 | 121,4 |
Водоотведение в поверxностные водоемы, всего | млн. м3 | 13458 | 13745 | 13732 | 13611,21 | 13617,62 | 102,1 | 99,9 | 99,1 | 100,0 |
в том числе: | ||||||||||
загрязненных | млн. м3 | 12298 | 12590 | 12504 | 12071,83 | 12053,03 | 102,4 | 99,3 | 96,5 | 99,8 |
из ниx: без очистки |
млн. м3 | 1305 | 1317 | 1258 | 1149,55 | 1121,14 | 100,9 | 95,5 | 91,4 | 97,5 |
нормативно чистых |
млн. м3 | 81 | 79 | 64 | 60,34 | 99,81 | 97,1 | 80,9 | 94,3 | 165,4 |
нормативно очищенных |
млн. м3 | 1029 | 1020 | 1165 | 1479,04 | 1464,78 | 99,1 | 114,2 | 127,0 | 99,0 |
Наибольший объем сброса загрязненных сточных вод в отрасли имеют водопроводно-канализационные предприятия следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Красноярск. Доля выделенных объектов жилищно-коммунального хозяйства в общем сбросе загрязненных сточных вод по стране превышает 20%. На рис. 13.2 показан вклад объектов ЖКХ этих городов в объем сброса загрязненных сточных вод в соответствующих субъектах Российской Федерации.
Мощность очистных сооружений канализации в ЖКХ составляет 56,1 млн. м3/сут, протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 112,5 тыс. км. Ежегодно через системы канализации сбрасывается 18,4 млрд. м3 сточных вод. Из 79,5% объема сточных вод, поступающих на очистные сооружения канализации, очищаются до установленных нормативов немногим более 33%, остальные сточные воды сбрасываются в водоемы недостаточно очищенными (19% ≈ без очистки).
Необходимо отметить, что 60% очистных сооружений перегружены, 38% сооружений эксплуатируются более 25 лет и требуют срочной реконструкции. В течение последних лет наметилась тенденция к сокращению суммарной мощности очистных сооружений, поскольку больше мощностей выводится из эксплуатации, чем вводится в строй. Объем нормативно очищенных сточных вод не превышает 10%, что свидетельствует о перегруженности и низкой эффективности очистных сооружений. Дефицит мощности канализационных сооружений достигает 9 млн. м3/сут и наиболее остро ощущается в Оренбургской, Саратовской, Тюменской областях, Республике Дагестан и др. Кроме того, 40 (14%) городов, 682 (35%) поселка городского типа и 146 тыс. (97%) сельских населенных пунктов не имеют централизованных систем канализации.
Использование осадков сточных вод в качестве удобрений в сельском хозяйстве невозможно из-за наличия загрязняющих веществ промышленного происхождения. Из образующихся ежегодно примерно 80 млн. м3 осадков утилизируется около 3%, остальное складируется на иловых площадках. Причина такого положения заключается в несоответствии между существующими мощностями по очистке сточных вод и обработке осадков. Кроме того, обработка осадков сточных вод является технологически сложным, трудо- и энергоемким процессом.
Одной из серьезных проблем ЖКХ признано крайне неудовлетворительное техническое состояние действующих систем водоснабжения и канализации, более 40% которых требуют полной замены. Поэтому на водопроводных и канализационных сетях происходят порывы, отключения и аварии, что вызывает не только потери воды и перебои в водоснабжении, но и загрязнение природной среды и нарушение санитарного благополучия населения. В 1997 г. в 47 регионах имели место 107 случаев серьезного нарушения в работе предприятий ЖКХ.
Анализ хода строительства важнейших объектов водоснабжения и канализации показывает, что из-за отсутствия средств в местных бюджетах, тяжелого финансового положения водопроводно-канализационных организаций значительно снижаются объемы строительства, реконструкции и расширения действующих водопроводно-канализационных сетей и сооружений. В 1997 г. введены в эксплуатацию водопроводные сооружения мощностью 257,48 тыс. м3/сут, что составляет 73,3% к уровню 1996 г., водопроводные сети ≈ 1227,97 км (92,2%), очистные сооружения канализации ≈ 735,0 тыс. м3/сут (137,7%), канализационные сети ≈ 209,9 км (50,3%).
В целях улучшения положения в водопроводно-канализационном хозяйстве, а также в связи с переходом на новые экономические отношения подготовлен ряд законодательных и нормативных документов.
Учитывая сложное положение с обеспечением населения России питьевой водой, Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработал проект Федерального закона "О питьевой воде", в котором предусматриваются требования к надежности источников водоснабжения, экономические рычаги управления качеством водоисточников, гарантии прав граждан на обеспечение питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Указанный проект рассмотрен Государственной Думой в первом чтении, ведется подготовка законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Госстрой России совместно с МПР России разработали федеральную целевую программу "Обеспечение населения России питьевой водой", в которой предусмотрены мероприятия по обеспечению населения России качественной питьевой водой, определены основные направления их реализации, в том числе формирование качества и регулирование использования питьевых источников водоснабжения. (Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. ╧ 292 утверждена Концепция федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой и первоочередные мероприятия по улучшению водоснабжения населения с их реализацией в 1999√2000 годах".)
На территории Российской Федерации эксплуатируется более 75 тыс. отопительных котельных жилищно-коммунального хозяйства с суммарной тепловой мощности 690,5 тыс. Гкал/ч. Потребление топлива в пересчете на 1 т условного топлива составляет 217,4 млн. ТУТ, из них 41% ≈ природный газ, около 47% ≈ твердое топливо, остальные 12% ≈ жидкое и прочие виды (торф, дрова) топлива.
Валовые выбросы вредных веществ в атмосферу предприятиями ЖКХ в 1997 г. составили 677,68 тыс. т, что на 3,1% выше по сравнению с предыдущим годом (см. табл. 13.1). Существенно возросли выбросы жидких и газообразных веществ (на 4,5%), в том числе оксида углерода (на 7,2%), оксидов азота (на 3,8%), сернистого ангидрида (на 2,1%). В 1997 г. на предприятиях отрасли уловлено и обезврежено на 11,7% больше вредных веществ, чем в 1996 г.
Увеличение выбросов в окружающую среду объясняется тем, что принимаемые на баланс предприятиями ЖКХ котельные от других ведомств чаще всего маломощны и не имеют установок для очистки дымовых газов. Кроме того, в связи с недостатком средств на закупку топлива многие регионы перешли на сжигание местных топлив, в том числе низкосортных углей, что отрицательно сказалось на выбросах вредных веществ в атмосферу.
В 1997 г. предприятиями по уборке и санитарной очистке городских территорий вывезено около 130 млн. м3 твердых и 60 млн. м3 жидких бытовых отходов, что на 4,5% больше, чем в 1996 г. Только 3% общего объема вывезенных твердых бытовых отходов перерабатываются промышленными методами, остальные подлежат захоронению на полигонах ТБО.
Переработаны и утверждены Правительством Российской Федерации "Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" (постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. ╧ 155). Госстрой России совместно с Госкомэкологией России оказывают содействие прохождению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "Об отходах производства и потребления".