В 1997 г., согласно данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), общее количество чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера возросло по сравнению с 1996 г. (табл. 18.1).
Тип ЧС | Kоличество ЧС, ед. | 1997 г. в % к 1996 г. | |
---|---|---|---|
1997 г. | 1996 г. | ||
Техногенные ЧС | 1174 | 1031 | 13,87 |
Kрушения, аварии и столкновения с пассажирскими поездами на ж.д. транспорте | 19 | 20 | -5,00 |
Аварии на грузовых и пассажирских судах | 34 | 23 | 47,83 |
Авиационные катастрофы | 31 | 40 | -22,50 |
Kрупные автомобильные катастрофы | 151 | 153 | -1,31 |
Аварии на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах | 81 | 62 | 30,65 |
Аварии на промышленных объектах | 250 | 248 | 0,81 |
Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в населенных пунктах | 66 | 38 | 73,68 |
Химические аварии | 96 | 74 | 29,73 |
Обнаружение (утрата) радиоактивных источников | 28 | 16 | 75,00 |
Аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения | 304 | 289 | 5,19 |
Аварии в системах жизнеобеспечения | 114 | 68 | 67,65 |
На подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России (Госгортехнадзору России) промышленных производствах и объектах в 1997 г. число аварий уменьшилось по сравнению с 1996 г. на 11% и составило 292 случая.
На предприятиях угольной промышленности имели место 55 категорированных аварий (в 1996 г. ≈ 78).
В процессе осуществления работ по закрытию (консервации) шахт допускаются отступления от объемов, последовательности и сроков выполнения ликвидационных работ, за ходом ликвидации практически не осуществляется ведомственный контроль. Только в Кузнецком угольном бассейне на ликвидируемых шахтах отмечено 13 подземных пожаров.
Организация управления угольной промышленностью не способствует обеспечению промышленной безопасности в отрасли. Департамент угольной промышленности Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, ОАО "Российская угольная компания", ассоциации, концерны, акционерные общества слабо взаимодействуют друг с другом и с промышленными производствами, которые фактически сняли с себя ответственность за техническую безопасность в отрасли.
На предприятиях нефтегазодобывающей промышленности, по данным Госгортехнадзора России, аварийность осталась на прежнем уровне ≈ 11 аварий в нефтедобыче и 5 в газодобыче. Основными видами аварий являются взрывы и пожары на объектах нефте- и газодобычи (30%), а также падение буровых и эксплуатационных вышек, подъемных механизмов (30%), что приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почвы и водных объектов нефтепродуктами и токсичными органическими соединениями ≈ продуктами горения газа и нефтепродуктов.
Главными причинами аварийности являются неудовлетворительное состояние основных производственных фондов, постоянные нарушения установленных требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, низкая производственная, технологическая и трудовая дисциплина на предприятиях нефтегазового комплекса. Среди бездействующих скважин, число которых превышает 30% всего фонда скважин, реальную опасность для состояния окружающей среды и недр представляют скважины, подлежащие выводу из эксплуатации. В основном это разведочные скважины геологоразведочных предприятий, многие из которых перестали существовать как самостоятельные организации. На некоторых из скважин в процессе бурения вскрывались пласты с высоким содержанием токсичных и агрессивных компонентов.
В июне 1997 г. в Жигаловском районе Иркутской области произошла наиболее экологически значимая ЧС: геологоразведочная скважина ╧ 54-к (ликвидирована 26 октября 1968 г.) начала фонтанировать газом через устье. Площадь земель, выжженных огнем и захламленных буровым оборудованием, трубами и затвердевшими буровыми реагентами, оценивается в 0,5 га. Минимальный период восстановления этих земель составляет 8√10 лет.
На объектах магистрального трубопроводного транспорта, по данным Госгортехнадзора России, произошло 79 аварий, что на 30,65% больше, чем в 1996 г.
Уровень технической безопасности и противоаварийной устойчивости объектов магистрального трубопроводного транспорта не отвечает современным требованиям. Основные трубопроводные системы построены более 20 лет назад и во многом не соответствуют требованиям безопасной эксплуатации.
Недостатки законодательной базы по обеспечению безопасности трубопроводного транспорта приводят к тому, что передача материалов в правоохранительные органы по фактам преднамеренного повреждения герметичности трубопроводов, разграбления надземного оборудования, как правило, эффекта не дает.
На предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности число аварий уменьшилось на 5,4% (35 аварий против 37 в 1996 г.). Одним из основных источников возникновения аварийных ситуаций является технологическое оборудование и трубопроводы. В среднем более 40% аварий происходит вследствие неудовлетворительного технического состояния оборудования, до 7% аварий ≈ из-за неработоспособности средств противоаварийной защиты, контрольно-измерительных приборов и автоматики, до 7% ≈ по причине конструктивных и производственных недостатков и дефектов оборудования, поступающего с заводов-изготовителей.
На металлургических и коксохимических производствах и объектах число аварий увеличилось на 40% (7 аварий в 1997 г., 5 ≈ в 1996 г.). Российские металлургические предприятия не отвечают современным требованиям безопасности их эксплуатации, используют отсталую технологию, оснащены морально и физически устаревшим оборудованием. В коксохимическом производстве около 46% коксовых батарей выработало амортизационный срок эксплуатации, их техническое состояние ухудшается, обновление оборудования идет крайне медленно. В доменном производстве допускается эксплуатация доменных печей и воздухонагревателей без проведения капитального ремонта, из 45 доменных печей 20% выработали нормативные сроки эксплуатации.
В организациях и на объектах газового хозяйства в 1997 г. произошло 30 аварий (42 в 1996 г.). Износ газового оборудования систем газоснабжения организаций топливно-энергетического комплекса составляет 60%. Не защищены от электрохимической коррозии около 8 тыс. км стальных подземных газопроводов (Ростовская, Воронежская, Волгоградская области).
При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (магистральным и промышленным) аварий не зарегистрировано (в 1996 г. ≈ 6), количество опасных инцидентов (2300) уменьшилось на 20% по сравнению с 1996 г. (3122).
Наиболее распространенными видами инцидентов остаются утечки опасных грузов в пути следования. В 1997 г. на железных дорогах из-за неисправности вагонов зарегистрировано 1200 случаев утечки опасных грузов, большинство утечек (80% слу чаев) произошло из вагонов-цистерн, находящихся в собственности МПС России, вследствие неудовлетворительного качества ремонта вагонов и низкого уровня подготовки подвижного состава под погрузку опасных грузов.
Дата ЧС | Место ЧС | ЧС | Загрязнение поверхностных вод |
---|---|---|---|
10.01.97 | Тамбовская область, г. Рассказово |
Сброс неочищенных сточных вод из городских очистных сооружений в р. Лесной Тамбов и далее в вдхр. Тамбовское |
кислород растворенный: р. Лесной Тамбов - до 2,2 мг/л, вдхр. Тамбовское - до 1,5 мг/л замор рыбы в р. Лесной Тамбов |
11.03.97 | Новосибирская область | Выброс нефти на почву вследствие порыва нефтепровода. Нефть попала в р. Kиик (приток р. Иня) | р. Kиик: нефтепродукты - до 165 ПДK |
16.04.97 | Архангельская область, г. Kоряжма |
Аварийный сброс сточных вод с БОС Kотласского ЦБK в р. Борщевка (приток р. Вычегда) | лигносульфонаты: р. Борщевка, 900 м ниже сброса - 45 ПДK, р. Вычегда в районе г. Сольвычегорск - 12 ПДK |
07.06.97 | Тамбовская область, г. Мичуринск |
Аварийный вылив мазута из резервуара локомотивно-ремонтного завода в результате ливневых дождей. Мазут попал в р. Kаменка и далее в р. Лесной Воронеж | нефтепродукты: р. Kаменка - до 48 ПДK, р. Лесной Воронеж - до 6 ПДK |
09.07.97 | Республика Башкортостан, г. Уфа |
Утечка бензина из трубопровода. Бензин попал в р. Шугуровка (приток р. Уфа) | р. Шугуровка: нефтепродукты - до 38 ПДK |
28.07.97 | Республика Мордовия, г. Саранск |
Аварийный сброс сточных вод из биологических прудов городских очистных сооружений в р. Инсар | р. Инсар: азот аммонийный - до 500 ПДK, ХПK - до 14 ПДK |
12.09.97 | Kурганская область, Шатровский район, д. Долматовка |
Утечка солярки из нефтепровода Kурган-Тюмень. Солярка попала в р. Мостовка (приток р. Исеть) | нефтепродукты: р. Мостовка в месте сброса - до 78260 ПДK, 500 м ниже места сброса - до 3874 ПДK, р. Исеть - до 74 ПДK |
16.09.97 | Kурганская область, Шадринский район, 125-й км нефтепровода |
Утечка солярки из нефтепровода Kурган-Тюмень. Солярка попала в р. Ермачиха и далее в р. Ичкино (приток р. Исеть) | Нефтепродукты: р. Ермачиха - до 74 ПДK, р. Ичкино - до 74 ПДK |
10.11.97 | Республика Татарстан, г. Kазань |
Вылив надиловой воды из очистных сооружений г. Kазань в результате прорыва обваловочной дамбы на БОС и ее сток в сторону Kуйбышевского вдхр. | Kуйбышевское вдхранилище: азот аммонийный - до 11 ПДK, фенолы - до 3 ПДK, азот нитритный - до 2 ПДK |
12.11.97 | Свердловская область, г. Нижний Тагил |
Сброс хозбытовых сточных вод в р. Белая Ватиха (далее в р. Иса и р. Салда) в результате разрушения подводящего коллектора на KНС ╧ 9,15 | р. Белая Ватиха: аммиак - до 388 ПДK, БПK - до 29 ПДK, сульфаты - до 5 ПДK |
11.12.97 | Kурганская область, г. Kурган |
Сброс нефтепродуктов в ливневую канализацию. Нефть попала в р. Бетевка и далее в р. Тобол | нефтепродукты: р. Бетевка - до 13 ПДK, р. Тобол - до 13 ПДK |
Из-за неудовлетворительного состояния путевого хозяйства 72% сходов подвижного состава произошло по причине неисправности железнодорожного пути и стрелочных переводов.
На объектах жилищно-коммунального хозяйства, согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, отмечено 73 ЧС техногенного характера, при этом 22 аварии произошли на объектах и сетях водоснабжения и канализации, что составило 30,1% общего количества техногенных аварий. В большинстве случаев причинами аварий являются ветхость сетей и оборудования (28 случаев, или 26,2%), а также нарушение правил технической эксплуатации (21 случай, или 19,6%).
По данным Росгидромета, в 1997 г. на территории Российской Федерации произошло 11 ЧС, приведших к наиболее высоким уровням загрязнения поверхностных вод (см. табл. 18.2).
Техногенные аварии и катастрофы наносят серьезный ущерб окружающей среде. По данным Госкомэкологии России, в течение 1997 г. на территории страны произошло 69 ЧС техногенного характера, которые нанесли ущерб окружающей среде.
Данные о техногенных ЧС, имевших наиболее серьезные экологические последствия, приведены в табл. 18.3.
Дата ЧС | Место ЧС | ЧС | Характеристика ЧС и экологический ущерб |
---|---|---|---|
16.02.97 | Саратовская область, Энгельсский район, с. Терновка |
Авария на нефтепроводе | В результате аварии вылилось около 350 т нефти. Содержание нефти в почве на месте аварии составляло 80-250 г/кг. Всего загрязнено около 4,4 га земель |
22.05.97 | Республика Kоми, Усинский район | Авария на нефтепроводе | Вылилось около 300 т нефти, 0,8 га земель загрязнено нефтепродуктами |
27.05.97 | Kраснодарский край, г. Новороссийск |
Авария на нефтебазе | Вылилось около 400 т нефти, из них около 40 т попало в море, загрязнено 1,5 га суши и 2 га акватории моря |
04.06.97 | Иркутская область, Жигаловский район | Авария на ликвидированной геологоразведочной скважине | Фонтанирование газа. Дебит 150-300 тыс. м3 (по данным на 03.12.97), площадь пораженных земель - 0,5 га |
04.07.97 | Орловская область, перегон Шахово-Хотынец | Авария на железнодорожном транспорте | Около 50 т водного раствора формальдегида попало в окружающую среду |
13.10.97 | Kраснодарский край, Апшеронский район, ст. Тверская |
Авария на железнодорожном транспорте | Вылилось около 50 т дизельного топлива |
Экологический ущерб от техногенных ЧС (данные о 37 случаях) составил более 23 млн. руб. (в ценах 1998 г.). Аварии на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах (16 случаев) нанесли ущерб окружающей среде в размере 21,588 млн. руб., на железнодорожном транспорте (2 случая) ≈ 0,373 млн. руб.; ущерб от прочих аварий (19 случаев) составил более 1,264 млн. руб.