В 1997 г. в Российской Федерации в экологическом состоянии сложившейся сети городских и сельских поселений, образующих крупные и крупнейшие агломерации и характеризующихся высокой инерционностью, отмечены следующие тенденции.
Напряженность экологической обстановки в наиболее крупных агломерациях вызвана различными техногенными нагрузками на территорию, уровень которых обусловлен спецификой структуры промышленного производства по отдельным экономическим районам Российской Федерации.
В Центральном экономическом районе относительная активизация промышленной деятельности в Московской и Ярославской агломерациях (увеличение выпуска продукции на 2√3% по сравнению с 1996 г.) не сопровождалась существенным изменением экологического состояния на городских территориях.
Незначительный рост промышленного производства в Поволжском экономическом районе (на 3,4%) по основным отраслям специализации (энергетика, топливная, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность) привел к ухудшению экологических условий проживания населения в ряде агломераций ≈ Самарской, Волгоградской, Ульяновской, Казанской.
В Уральском экономическом районе, несмотря на общее снижение производства (на 3,4%), напряженная экологическая ситуация сохраняется в Пермской, Оренбургской, Челябинской и других агломерациях.
В Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах, ориентированных на экспорт топливно-энергетических ресурсов и продукции металлургической промышленности, при сокращении объемов промышленной продукции (на 8%) в Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Красноярской агломерациях параметры экологических условий значительно отклоняются от нормативных.
Менее острая экологическая ситуация сложилась в Хабаровской и Ростовской агломерациях, для которых характерна стабилизация качества среды проживания горожан при уменьшении объемов промышленного производства (на 6%).
В России развивается около 30 крупнейших агломераций, которые занимают всего 6% обжитой (заселенной) территории, но концентрируют более 60% городского населения.
Градообразующая база на урбанизированных территориях претерпела изменения в основном за счет замены промышленных градоформирующих функций другими, получившими развитие в результате экономической реформы (частное предпринимательство, бизнес, торговля и др.). В Центральном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском и Уральском экономических районах сохранилась высокая степень урбанизации ≈ 1,0√1,6% (табл. 30.1). На региональном уровне выделяются Московская (17,4%), Санкт-Петербургская (6,0%), Тульская (14,8%), Ярославская (9,9%), Воронежская (7,3%) агломерации. К слабо урбанизированным территориям (0,1√0,2%) отнесены некоторые районы Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов.
Не менее 10% городов страны имеют высокий уровень загрязнения основных природных сред ≈ почв, воздуха, воды. Практически во всех городах с населением свыше 1 млн. чел., включая Москву и Санкт-Петербург, экологическое неблагополучие оценивается как "наиболее высокое" и "очень высокое". Не менее 60% городов с населением 0,5√1 млн. чел. характеризуются острой экологической ситуацией.
Численность населения в агломерациях в основном имеет тенденцию к уменьшению (дезурбанизация). Наибольшее снижение отмечается в Северо-Западном (на 0,8% по сравнению с 1996 г.) и Восточно-Сибирском (0,4%) районах. Увеличилось городское население в Центрально-Черноземном (на 0,4%) и Северо-Кавказском (0,6%) районах. В среднем сокращение городского населения составляет 0,2√0,3%. Однако в городах-центрах Санкт-Петербургской и Московской агломераций высокая плотность собственного населения (см. табл. 30.1), достигающая 12180 чел./км2 и 11110 чел./км2 соответственно, дополняется нагрузками, обусловленными федеральными и межнациональными социально-культурными функциями этих городов.
Экономические районы, урбанизированные территории | Плотность населения на городских территориях, чел./км2 | Урбанизированность территории, % | Озелененность городских территорий, % | Обеспеченность городского населения | ||
---|---|---|---|---|---|---|
зелеными насаждениями, м2/чел. | водными ресурсами | рекреационными ресурсами | ||||
Северный район | 2010 | 0,1 | 17,4 | 6,2 | 2 | 4 |
Северо-Западный район | 7350 | 0,6 | 15,0 | 4,8 | 2 | 3 |
Санкт-Петербургская | 12180 | 6,0 | 25,9 | 16,3 | 1 | 1 |
Центральный район | 4690 | 1,0 | 15,0 | 16,6 | 1 | 3 |
Московская | 11110 | 17,4 | 23,7 | 19,9 | 1 | 2 |
Тульская | 3590 | 14,8 | 11,6 | 17,1 | 1 | 4 |
Ярославская | 2930 | 9,9 | 13,9 | 14,9 | 1 | 3 |
Волго-Вятский район | 2780 | 0,8 | 22,3 | 20,4 | 2 | 4 |
Kировская | 2620 | 0,2 | 11,6 | 25,6 | 2 | 2 |
Нижегородская | 2530 | 4,2 | 30,8 | 15,2 | 1 | 5 |
Центрально-Черноземный район | 2280 | 1,4 | 15,9 | 20,9 | 3 | 4 |
Воронежская | 2090 | 7,3 | 15,1 | 10,7 | 2 | 4 |
Поволжский район | 2350 | 0,9 | 22,3 | 24,9 | 1 | 3 |
Kазанская | 3540 | 3,1 | 14,2 | 12,0 | 1 | 3 |
Волгоградская | 2140 | 2,8 | 18,3 | 16,1 | 2 | 4 |
Пензенская | 2580 | 7,6 | 46,0 | 16,8 | 3 | 3 |
Самарская | 2020 | 6,2 | 29,0 | 17,2 | 1 | 3 |
Саратовская | 1890 | 3,1 | 13,0 | 24,8 | 1 | 2 |
Ульяновская | 3190 | 5,9 | 11,5 | 19,2 | 1 | 3 |
Северо-Kавказский район | 1750 | 1,6 | 22,0 | 25,9 | 2 | 1 |
Kраснодарская | 1880 | 4,5 | 22,9 | 15,6 | 2 | 2 |
Ростовская | 1620 | 3,6 | 17,8 | 11,8 | 2 | 2 |
Уральский район | 1290 | 1,4 | 20,8 | 17,9 | 3 | 4 |
Уфимская | 1680 | 2,7 | 24,6 | 13,8 | 1 | 3 |
Ижевская | 2050 | 1,5 | 14,8 | 6,5 | 1 | 4 |
Оренбургская | 1430 | 2,7 | 7,7 | 16,3 | 2 | 3 |
Пермская | 1060 | 1,7 | 27,3 | 10,6 | 2 | 4 |
Свердловская | 1370 | 2,2 | 28,2 | 22,3 | 3 | 4 |
Челябинская | 1230 | 0,3 | 17,5 | 6,1 | 3 | 4 |
Западно-Сибирский район | 1860 | 0,2 | 24,5 | 24,4 | 2 | 4 |
Новосибирская | 1960 | 3,1 | 27,8 | 18,2 | 2 | 4 |
Тюменская | 2660 | 0,2 | 32,9 | 15,8 | 1 | 4 |
Барнаульская | 1980 | 1,9 | 15,0 | 20,9 | 1 | 4 |
Kемеровская | 1400 | 0,2 | 15,5 | 16,1 | 2 | 4 |
Омская | 2030 | 2,9 | 7,9 | 13,5 | 1 | 5 |
Восточно-Сибирский район | 1240 | 0,1 | 18,3 | 13,7 | 1 | 4 |
Kрасноярская | 1530 | 0,01 | 9,7 | 8,9 | 1 | 4 |
Иркутская | 1240 | 0,3 | 27,7 | 22,0 | 1 | 4 |
Дальневосточный район | 940 | 0,1 | 17,2 | 19,2 | 1 | 4 |
Владивостокская | 1070 | 0,5 | 31,9 | 16,6 | 3 | 3 |
Хабаровская | 1070 | 0,03 | 26,9 | 16,2 | 1 | 4 |
Экономические районы, урбанизированные территории | Kоэффициент развитости транспортной сети | Интегральная экологическая оценка | Нагрузка мигрантов на городские территории, чел./км2 | Экологический риск развития агломерации |
---|---|---|---|---|
Северный район | 2,5 | 2 | 0,75 | 1 |
Северо-Западный район | 4,1 | 3 | 1,3 | 1 |
Санкт-Петербургская | 7,9 | 5 | 0,72 | 1 |
Центральный район | 3,8 | 2 | 1,3 | 2 |
Московская | 9,0 | 5 | 0,55 | 3 |
Тульская | 3,8 | 3 | 3,5 | 2 |
Ярославская | 3,6 | 3 | 1,7 | 2 |
Волго-Вятский район | 3,0 | 2 | 0,9 | 2 |
Kировская | 3,2 | 4 | 0,7 | 2 |
Нижегородская | 4,2 | 4 | 3,3 | 2 |
Центрально-Черноземный район | 3,8 | 2 | 2,9 | 2 |
Воронежская | 3,4 | 4 | 1,5 | 2 |
Поволжский район | 4,2 | 3 | 3,9 | 2 |
Kазанская | 4,9 | 4 | 1,5 | 2 |
Волгоградская | 5,3 | 4 | 4,7 | 2 |
Пензенская | 3,9 | 2 | 1,4 | 2 |
Самарская | 7,0 | 4 | 4,0 | 2 |
Саратовская | 4,2 | 3 | 5,1 | 2 |
Ульяновская | 2,5 | 1 | 2,2 | 2 |
Северо-Kавказский район | 3,2 | 2 | 2,0 | 3 |
Kраснодарская | 2,4 | 3 | 3,0 | 3 |
Ростовская | 4,8 | 2 | 1,3 | 2 |
Уральский район | 3,3 | 4 | 1,4 | 2 |
Уфимская | 3,1 | 3 | 1,5 | 2 |
Ижевская | 2,3 | 3 | 1,2 | 2 |
Оренбургская | 2,7 | 3 | 2,8 | 2 |
Пермская | 3,8 | 3 | 0,5 | 2 |
Свердловская | 4,4 | 5 | 1,4 | 1 |
Челябинская | 6,5 | 5 | 1,2 | 1 |
Западно-Сибирский район | 3,6 | 4 | 3,2 | 2 |
Новосибирская | 6,5 | 4 | 5,1 | 2 |
Тюменская | 3,0 | 2 | 2,5 | 1 |
Барнаульская | 4,5 | 5 | 3,3 | 1 |
Kемеровская | 1,9 | 4 | 1,8 | 2 |
Омская | 3,7 | 4 | 2,1 | 1 |
Восточно-Сибирский район | 2,7 | 2 | 1,0 | 2 |
Kрасноярская | 3,4 | 4 | 1,5 | 1 |
Иркутская | 4,5 | 3 | 0,8 | 3 |
Дальневосточный район | 2,9 | 2 | 0,2 | 3 |
Владивостокская | 6,3 | 5 | 0,3 | 3 |
Хабаровская | 3,1 | 2 | 0,2 | 3 |
Степень развитости транспортной инфраструктуры (железных и автомобильных дорог) оказывает существенное влияние на качество городской среды. В Северном, Восточно-Сибирском, Дальневосточном экономических районах (коэффициент развитости транспортной сети 2,5√2,9) вклад выбросов транспортных сетей в загрязнение окружающей среды менее значителен по сравнению с промышленными предприятиями. Локальное обострение экологических проблем из-за повышенной концентрации вредных выбросов транспорта наблюдается в Московской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Челябинской и Новосибирской агломерациях, отличающихся высокой степенью развитости и плотности коммуникационных систем.
Негативное влияние объектов транспортной сети на состояние окружающей среды урбанизированных территорий в Ульяновской, Краснодарской, Ижевской и Кемеровской агломерациях (см. табл. 30.1) сопоставимо с воздействием выбросов в атмосферу градоформирующих отраслей промышленности.
В крупнейших городах доля автотранспорта в загрязнении воздушного бассейна превышает 50% от общего объема выбросов вредных веществ, в Москве приближается к 90%.
В целом в России 1/3 населения испытывает отрицательное воздействие транспортного шума, причем 70√80% жителей городов находятся в условиях акустического дискомфорта, что требует разработки мероприятий по защите сложившихся жилых районов, общественных зданий и окружающих поселения природных ландшафтов от шума.
Урбанизация и миграция. Миграция населения является важной составляющей в градостроительной политике обеспечения населения комфортной средой проживания в едином экономическом пространстве.
С распадом СССР возникла необходимость приема мигрантов из кризисных регионов, в том числе и из районов, характеризующихся острой и катастрофической экологической ситуацией ("внутренние и внешние межрегиональные экологические беженцы") или районов с неблагоприятными природно-климатическими условиями (Ближний и Крайний Север).
Авария на Чернобыльской АЭС, техногенные катастрофы, природные катаклизмы (землетрясение на Курильских островах в 1994 г. и на Сахалине в 1995 г.) стали причиной экстренной миграции многих тысяч людей.
Важной особенностью современной миграционной ситуации является концентрация мигрантов в центральных регионах Европейской территории России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Западной Сибири, т. е. в достаточно густонаселенных и старообжитых регионах. В них миграционный прирост населения в 1992√1996 гг. составил 1,1 млн. чел. В регионе Северного Кавказа, имеющем огромное рекреационное
значение для России, практически исчерпана миграционная емкость и превышены параметры экологически допустимой нагрузки, инфраструктурной обеспеченности.
Особенно высока нагрузка мигрантов в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях (более 1% от общей численности населения). Так, в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области за 1992√1996 гг. миграционный прирост составил соответственно 392, 163, 175 тыс. чел. Расселение мигрантов в значительной степени стихийно и часто нецелесообразно с экологической точки зрения.
Максимальная нагрузка мигрантов на городские территории наблюдается в Волгоградской, Саратовской, Самарской, Новосибирской агломерациях (4√5 чел./км2). Менее привлекательны для беженцев и вынужденных переселенцев отдаленные и слабоосвоенные территории, но с относительно безопасной экологической ситуацией ≈ Владивостокская, Хабаровская, Пермская агломерации (нагрузка до 1 чел./км2). В Санкт-Петербургской и Московской агломерациях расселение мигрантов ограничено в законодательном порядке, поэтому в этих городах отмечена минимальная нагрузка ≈ 0,95 и 0,55 чел./км2 соответственно (см. табл. 30.1).
С проблемой миграции связано создание в буферной зоне Севера (Ближнего Севера) достаточно крупных городских поселений √ базовых центров проживания населения, обслуживающего вахтовыми методами объекты по добыче полезных ископаемых. В условиях особо уязвимой природной среды необходимо соблюдать природоохранительное законодательство.
Цели регулирования миграционных процессов на Севере ≈ оптимизация численности и структуры населения, снижение нагрузки на инфраструктуру и крайне уязвимую природную среду. Стихийно развивающиеся в стране миграционные процессы регулируются пока в весьма ограниченных масштабах, что наносит значительный ущерб экологическому благополучию общества. Регулирование миграционной ситуации прежде всего связано с обеспечением рационального распределения миграционных потоков по территории страны, в том числе с учетом экологической ситуации в районах "прибытия".
Урбанизация и обеспеченность водными и рекреационными ресурсами. Население урбанизированных территорий по регионам страны имеет разную обеспеченность водными и рекреационными ресурсами, значение которых в формировании благоприятной среды проживания человека с каждым годом возрастает. Центральный, Поволжский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный экономические районы обладают богатыми водными ресурсами, использование которых не носит истощительного характера. В Уральском экономическом районе сложилась неблагоприятная ситуация с водообеспечением городов и их агломераций. Так, в Свердловской и Челябинской агломерациях наблюдается дефицит водных ресурсов для удовлетворения потребностей промышленности и городского хозяйства (см. табл. 30.1).
Рекреационные ресурсы являются составной частью функционирования систем расселения на урбанизированных территориях, некоторые из агломераций специализируются на организации отдыха и туризма. Высоким рекреационным потенциалом характеризуются Центральный и Северо-Кавказский экономические районы. Привлекательные для организации кратковременного отдыха горожан природно-курортные районы расположены на территории Кировской, Саратовской, Краснодарской, Ростовской, Московской и Санкт-Петербургской агломераций.
Традиционные курорты России на Черноморском побережье Кавказа (Краснодарский край) и побережье Балтийского моря (Ленинградская область), а также в районе Кавказских Минеральных Вод до сих пор имеют повышенные уровни загрязнения природных компонентов и локальные участки рекреационной дигрессии, хотя основные потоки рекреантов переместились на другие территории.
К настоящему времени формируются новые рекреационные зоны Черноморского побережья Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, Московской и Ленинградской областей. На начальном этапе развития находятся рекреационные районы в Тульской и Самарской областях. Рекреационная роль Ярославской, Ивановской, Костромской и Владимирской областей, тяготеющих к Московскому региону, будет усиливаться. Существующие национальные парки, в частности, "Лосиный остров" и "Переславский", а также планируемый подмосковный заповедник "Журавлиная Родина" будут способствовать рациональному распределению рекреационных нагрузок и оздоровлению экологической ситуации городских поселений.
Озелененность городских территорий России в 1997 г. по сравнению с 1996 г. незначительно снизилась ≈ до 1,19 млн. га (около 20% площади городских земель), площадь насаждений общего пользования составила 173,9 тыс. га (3%), средняя обеспеченность горожан насаждениями общего пользования в 1997 г. уменьшилась до 11,2 м2/чел. Высокая обеспеченность насаждениями общегородского пользования отмечается в Волго-Вятском, Поволжском, Северо-Кавказском экономических районах ≈ 20,4; 24,4; 24,9 м2/чел. соответственно. В этих регионах зеленые насаждения занимают около 1/4 от общей площади городских земель. Близка к нормативной озелененность Иркутской, Барнаульской, Ульяновской, Кировской и Саратовской агломераций. Дефицит озеленения характерен для Ижевской (6,5 м2/чел.), Челябинской (6,2 м2/чел), Красноярской (8,9 м2/чел.) и других агломераций.
К настоящему времени большинство объектов насаждений общего пользования имеют возраст более 40 лет, и в результате недостаточного и нерегулярного проведения реконструкционных ландшафтно-дендрологических мероприятий санитарно-гигиенические и эстетические качества городского озеленения находятся в неудовлетворительном состоянии, большая часть зеленого фонда требует реконструкции и ремонта.
Прирост насаждений общего пользования отмечается в ряде городов, традиционно уделяющих большое внимание озеленению городской среды (Омская, Санкт-Петербургская, Ярославская, Самарская, Московская агломерации и др.).
Удовлетворительное положение с озелененностью городов отмечается в Нижегородской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Новосибирской, Владивостокской, Санкт-Петербургской агломерациях (см. табл. 30.1).
В настоящее время ландшафтно-рекреационные системы не образуют единый природно-экологический каркас территории, влияющий на создание благоприятных условий жизни и отдыха населения. Сокращение площадей озеленения в городах связано с изъятием земель под застройку, дигрессией зеленых массивов под воздействием массового посещения, ухудшением санитарного состояния зеленых насаждений.
Российские города испытывают в новых экономических условиях значительные организационные и финансовые трудности с озеленением территорий, в результате уменьшается объем строительных работ и ввод новых объектов озеленения на городских территориях. Прирост общегородских насаждений отмечен в ряде поселений Северо-Западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов, в частности, в Санкт-Петербургской, Московской, Ярославской, Омской агломерациях.
Продолжается массовое усыхание зеленых насаждений вдоль автомобильных магистралей с многорядным движением, достигающее на отдельных участках 80√100% (в частности, в г. Москве).
Урбанизация и коммунальное хозяйство. Уровень благоустройства урбанизированных территорий влияет как на параметры экологического состояния городской среды, так и на состояние здоровья населения.
На урбанизированных территориях обостряется проблема обеспечения качественной питьевой воды. Хотя почти все города и их агломерации имеют централизованные системы водоснабжения (98% от общего количества), сложность проблемы связана с повышенным загрязнением водоисточников (в том числе солями тяжелых металлов), нарастающим из года в год износом систем водоснабжения и канализации, более 40% которых требуют полной замены.
В ряде регионов из-за дефицита мощности водопроводов (более 10% от имеющихся мощностей) удельное водопотребление не превышает 150√200 л/сут. Так, острая экологическая ситуация отмечается в Западно-Сибирском (Кемеровская агломерация), Дальневосточном (Владивостокская агломерация) и Северном экономических районах. Отсутствие централизованных систем канализации в ряде городов (43 города и 732 поселка городского типа), перегруженность очистных сооружений (до 60%) определяют развитие напряженной экологической и санитарной ситуации в Оренбургской, Саратовской, Тюменской агломерациях.
Серьезные экологические проблемы связаны с размещением полигонов складирования твердых бытовых отходов (ТБО) и иловых площадок осадка сточных вод городских очистных сооружений в пригородных зонах, имеющих ценные рекреационные и природоохранные ландшафты. В 1997 г. объем твердых бытовых отходов, образовавшихся в результате санитарной очистки городов, составил 130 млн. м3, из которых только 3% обезврежено промышленными методами, обеспечивающими гигиеническую и экологическую надежность состояния урбанизированных территорий (города Мурманск, Пятигорск, Москва, Владивосток, Санкт-Петербург и Нижний Новгород).
Полигоны складирования ТБО различного типа занимают площадь около 10 тыс. га, из них экологическим требованиям отвечают только полигоны, эксплуатируемые в городах Астрахань, Владимир и Орел.
Завершение строительства современных промышленных установок по переработке ТБО и осадка сточных вод в ряде городов (Кострома, Самара, Челябинск и т. д.) и полигонов складирования ТБО будет способствовать оздоровлению экологической обстановки во многих агломерациях.
Экологический риск развития агломераций. На экологическое состояние урбанизированных территорий оказывают воздействие более 50 видов опасных природных и техноприродных процессов, с которыми связано изменение качества среды проживания человека, разрушение зданий и объектов инфраструктуры. К таким процессам относятся подтопление территорий, наводнения, землетрясения, криолитогенез, эрозия, суффозия, карст, просадки и т. д. Около 29% территории России сейсмически опасны, в районах вечной мерзлоты опасность техногенных катастроф особенно высока.
В процессе освоения городских территорий нарушаются общая дренированность почво-грунтов и инфильтрация атмосферных осадков в связи с большой плотностью застройки, асфальтовыми покрытиями, отсутствием или недостаточной эффективностью дренажных систем. В результате происходит подъем уровня грунтовых вод ≈ типичное явление для многих городов.
Наибольшее значение для городов, расположенных в зоне распространения многолетнемерзлых пород, имеют криогенные процессы; вне мерзлоты ≈ подъем уровня грунтовых вод, заболачивание, подтопление, понижение уровня подземных вод, карстово-суффозионные процессы, эрозия.
В защите от негативных последствий проявления неблагоприятных техногенных и геологических процессов нуждаются практически все города. Исследования показали, что за последние 10√15 лет суммарная площадь развития опасных процессов увеличилась в пределах урбанизированных территорий на 50√60%, экономические потери составляют около 100 трлн. руб./год (в ценах 1997 г.). Максимальный экологический риск проявления негативных процессов имеют Московская, Краснодарская, Иркутская, Владивостокская, Хабаровская агломерации. Меньший экологический ущерб будет сопровождать градостроительное освоение территорий Санкт-Петербургской, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Красноярской агломераций (см. табл. 30.1).
В настоящее время из всех опасных процессов подтопление имеет максимальное распространение, его последствия могут быть угрожающими или катастрофическими. Положение усугубляется тем, что 65% территории страны занято вечной мерзлотой, где подтопление особенно опасно по двум причинам: отсутствие фильтрации воды и высокие потери воды из-за ветхости сетей водоснабжения, достигающие 30% (как и в агломерациях Центральной России).
Из 1092 городов России подтоплено около 70%. Подтопление ведет к повышению сейсмичности застроенных территорий на 1√2 балла, к загрязнению грунтовых вод тяжелыми металлами, нефтепродуктами, хлоридами, соединениями серы, пестицидами, а в ряде случаев и радионуклидами в результате утечки сточных вод из канализационных сетей, инфильтрации атмосферных осадков в местах складирования промышленных и бытовых отходов. Техногенное подтопление особенно опасно, потому что носит скрытый характер, его развитие провоцирует возникновение оползней, карста и т. д.
Подтопление городов, активно развивающееся в любых климатических условиях, сопровождается масштабными экологическими последствиями и наносит ущерб здоровью населения. Острота проблемы наиболее высока на сильно урбанизированных территориях, где концентрация населения сочетается с наличием мощных источников вредного воздействия на окружающую среду. Так, подтопление от 80 до 100% площади урбанизированных территорий, характерное для Ярославской, Самарской, Саратовской, Краснодарской, Барнаульской и Новосибирской агломераций, приводит к существенному росту затрат на обеспечение комфортной среды проживания человека.
Старение и выход из строя инженерных сетей и коммуникаций усугубляет техногенные процессы. По данным инспекционных служб, в Москве до 20% объема питьевой воды теряется из-за разрывов или естественного износа трубопроводных сетей, что в конечном итоге ведет к усилению процессов подтопления зданий и сооружений.
Общий ущерб от подтопления 1 га городских территорий оценивается в 30√460 млн. руб. (в ценах 1997 г.). В целом по стране, согласно оценке Госстроя России, ущерб от подтопления застроенных городских территорий составляет около 60 трлн. руб./год.
Необходимо отметить положительные тенденции отчетного года, важные для оценки экологического состояния урбанизированных территорий:
≈ ужесточены требования к использованию территории в водоохранных зонах рек и водоемов;
≈ ограничена практика включения застройки в ценные лесные массивы городов и пригородных зон.
В условиях наметившейся тенденции дезурбанизации (уменьшения численности городского населения) необходимо направить основные усилия на реализацию принципа комплексной реконструкции уже освоенных территорий и центральных частей городов.