|
ГОЛЛАНДСКАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ<...> В этой главе дано краткое описание программы экологического образования, разработанной Министерством сельского хозяйства, охраны природы и рыболовства в соответствии с “Планом экологической политики”, принятым голландским правительством в 1990 году. Государственная политика в форме законов и правил не в состоянии обеспечить охрану природы в должной мере. Успехов можно добиться только тогда, когда усилия правительства будут широко и с энтузиазмом поддержаны населением.<...>
Более, чем инструмент В экологическом образовании можно видеть средство охраны природы. Такой “инструментальный” подход превращает учащихся в объекты, которыми можно манипулировать, так как цель обучения лежит вне сферы интересов учащихся и ученик получает знания не для собственного развития или удовольствия. Правительство не должно брать его на вооружение, так как экологическое образование может оказать огромное влияиние на человеческую жизнь. <...>
Цели общественные и учебные <...> ...Необходимо разграничить общественную цель экологического образования и его учебные цели. Первая предполагает достижение определенных общественных эффектов, предусматриваемых государственной экологической политикой, вторые сосредоточены на индивидуальном уровне. В ноте министерства “Экологическое образование. Перспектива развития” общественная цель определяется как “создание и укрепление общественной базы для охраны природы и окружающей среды”, а учебные цели формируются следующим образом: усвоение “знаний, идей и навыков, необходимых для того, чтобы понимать и правильно оценивать проблемы природы, окружающей среды и экологической политики и быть в состоянии делать сознательные, ответственные выводы”. <...>
Природе нужен рупор <...> Основная цель занятий, посвященных природе, ландшафту и окружающей среде, состоит не в приобретении фактических знаний и заучивании готовых решений и ответов. Занятия эти должны в первую очередь: – стимулировать “исследовательский подход”, то есть обучать детей и взрослых задавать вопросы как о природе, окружающей среде и ландшафте, так и относительно общественных явлений и сил, влияющих на состояние природы, окружающей среды и ландшафта; – стимулировать “внутреннее осмысление” внимания и уважения к природе, иначе говоря, воспитывать интерес и уважение к природе в душах участников учебного процесса. <...> (С. 2)
Положительное отношение <...> Воспитательная программа по экологии не должна учить, как не портить природу, она должна учить, как сохранить и восстановить природу и окружающую среду.<...> (С. 3) <...> Итак, из всего сказанного следует, что экологическое образование должно: – пробуждать у детей и взрослых интерес к получению знаний о природе, окружающей среде и ландшафте; – вызывать стремление использовать полученные знания для улучшения состояния природы, окружающей среды и ландшафта. <...> (С. 3)
Государство создает условия <...> Государство не берет на себя исполнительной функции, а предоставляет эту возможность другим. Экологическая образовательная программа не является делом только центральных государственных структур. Ее осуществляют и несут за нее ответственность многие другие структуры: провинциальные, муниципальные, школы, различные учебные заведения, экологические организации и, конечно же, родители и воспитатели. Государство, создавая благоприятные условия, поставило перед собой две общие задачи: – поддерживать осуществление программы по всей стране; – стимулировать ее развитие и обновление. <...>
Сеть организаций Выполнением этих задач заняты организации, финансируемые главным образом Министерством сельского хозяйства, охраны природы и рыболовства , Министерством жилищного строительства, планировки пространства и охраны окружающей среды и Министерством образования и науки. <...>
Материалы и углубление знаний Государственная поддержка заключается прежде всего в предоставлении материалов и информации интересующимся, а также в организации практических занятий и курсов.<...> (С. 3) При распределении средств государство учитывает эффективность финансируемых объектов и их соответствие основным пунктам “Плана экологической политики”. <...> (С. 4)
Совершенствование качества и углубление содержания <...> Разрабатываемые проекты должны предусматривать практические указания для конкретного применения , с тем чтобы не оставалось никаких неясностей относительно целей, содержания, методов и результатов. Девиз этой работы – “доступность и возможность применения на практике”. Большое внимание уделяется передаче новых знаний, представлений и использованию новейших научных достижений. <...> (С. 4) Печатается по тексту:Маргадант М.Й.А. и др.Природа и образование: срез действительности / Пер. с голл. // Natuur en educatie: een praktijkbeeld, 1992. M.J.A. Margadant e.a. Министерство сельского хозяйства, охраны природы и рыболовства. Программа экологического образования и воспитания. Нидерланды, 1992. Отд. оттиск. М.: МНЭПУ, 1992. С. 4.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИАрский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? Учебное пособие / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. 330 с. Абдурагимов И., Однолько А. Опасности лесных пожаров // Наука и жизнь. 1993. № 2. С. 42–45. Авакян А.Б., Санин М.В., Эльпинер Л.И. В пустыне, жаждою томимы // Энергия. 1992. № 10. С. 41–44. Аллен Р. Как спасти Землю: Всемирная стратегия охраны природы / Пер. с англ. М.: Мысль, 1983. 172 с. Атмосферные нагрузки загрязняющих веществ на территории СССР. Вып. 1. М.: Гидрометеоиздат, 1991. С. 58–59. Багоцкий С.В., Санин М.В., Эйнор Л.О. Пестициды и их воздействие на водные экосистемы: Обзорная информация. М.: ВНИИТЭИ Агропром, 1992. 22 с. (С. 3–4) Бакка А.И., Мокиевский В.О. СИТЕС и торговля редкими видами в России // СИТЕС в России (Охрана живой природы, вып. 5). Нижний Новгород: Центр охраны дикой природы Социально-экологического Союза, Лаборатория охраны биоразнообразия при экологическом центре “Дронт”, 1994. (С. 2–3) Берковский Б.М., Кузьминов В.А. Возобновляемые источники энергии на службе человека. М.: Наука, 1987. 126 с. Бортник В.Н., Когут В.В. Исследование пространственного распределения солености вод Аральского моря при снижении его уровня // Водные ресурсы. 1994. Т. 21. № 5. С. 545–552. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. 824 с. Воропаев Г.В. Сохраняется ли сегодня проблема восстановления Аральского моря? // Водные ресурсы. 1992. № 2. С. 5–11. Вотинцев К.К. О природных условиях Байкала в связи с разработкой стандарта качества его воды // Водные ресурсы. 1993. Т. 20. № 5. С. 595–604. Выиграет все человечество // Зеленый мир. 1992. № 21–22. С. 8–9. Галкина Л. История Балаковской АЭС изобилует авариями // Сегодня. 1993. 20 апреля. Глобальное потепление: Доклад Гринпис / Под ред. Дж. Леггетта; Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1993. 272 с. Голицын Г.С., Ретеюм А.Ю., Ясин Е.С., Козельцев М.Л. и др. Путь России к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1995. № 15. С. 6–10. Глазовский Н.Ф. Аральский кризис. М.: Наука, 1990. С. 30–44. Гозенбург В.Л., Кейрим-Маркус И.Б. Дозиметрические критерии тяжести острого облучения человека. М.: Энергоатомиздат, 1988. (рефер.) Голубчиков С. Малые реки России // Энергия, экономика, техника, экология. 1992. № 6. С. 6. Горшков В. Когда истощится биосфера? // Наука и жизнь. 1989. № 1. С. 45. О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1992 году: Государственный доклад // Евразия. 1993. № 9 (17). С. 7–13, 15, 16–17, 19, 21, 22–23, 27–28. О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1993 году: Государственный доклад // Зеленый мир. 1994. № 27. С. 16. О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году: Государственный доклад / Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. М.: Центр международных проектов, 1996. 458 с. Григорьев А., Серебряный М., Щварц Е. Кислотное загрязнение атмосферных осадков в Московском столичном регионе // Известия АН. Серия географ. 1992. № 4; Наука и жизнь. 1993. № 2. С. 46. Реф. статьи. Давыдова Л.Г., Буряк А.А. Энергетика: пути развития и перспективы. М.: Наука, 1981. 120 с. Даниелян К. Концепция устойчивого человеческого развития: теория и практика. Ереван, 1996. 161 с. Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). М.: ВИНИТИ, 1994. 134 с. Данилов-Данильян В.И. Если над проблемой не работать, она не будет решена // Зеленый мир. 1995. № 13. С. 9–10. Демографический рост замедляется, бедность увеличивается // Наука и жизнь. 1992. № 5–6. С. 23–24. Доклад об итогах работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (3–4 июня 1992 г., Бразилия) // Зеленый мир. № 1. С. 13. Дронин Н., Мотовилова М. Чрезвычайные экологические происшествия в России (октябрь 1995 г.) // Известия. 1995. 22 ноября. Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” от 19 декабря 1991 года // Российская газета. 1992. 3 марта. Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 2. Дополнение. М.: Мир, 1993. С. 305–328. Захарова Ф.Г. Учебное пособие для сандружинниц // М.: Медицина, 1972. 192 с. (С. 62) Зуев В., Антонович В. и др. Феномен круговой циркуляции воздуха в котловине озера Байкал // Доклады РАН. 1992. Т. 535. № 6; Наука и жизнь. 1993. № 2. С. 46. Иванова Л.В. Гидрологические аспекты проблемы Аральского моря // Водные ресурсы. 1992. № 2. С. 39–48. Ильницкий А.П. Канцерогенные факторы жилища (эколого-гигиенические аспекты). М., 1995. 62 с. История Ладожского, Онежского, Псковско-Чудского озер, Байкала и Ханки. История озер СССР / Гл. ред. акад. А.Ф. Трешников. Л.: Наука, 1990. С. 165–223. Климат: проблемы изучения и прогнозирования (подборка информационных материалов, отражающих последние достижения климатологии) // Природа. 1993. № 8. С. 94–105. Кожова О.М., Бейм А.М. Экологический мониторинг Байкала. М.: Экология, 1993. С. 80–105. Конец Большого Арала // Зеленый мир. 1993. № 22. С. 1. Кононович А. Идет игра со спичками и бензином // Зеленый мир. 1992. № 23–24. С. 11. Коноплянник А.А., Нечаев В.В. Российская энергетика: антикризисный сценарий // Энергия, экономика, техника, экология. 1992. № 12. С. 2–8. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, июнь). Информационный обзор / СО РАН. Новосибирск, 1992. Котов В. Устойчивое развитие: в поисках концепции для России // Зеленый мир. 1995. № 13. С. 10–11. Кульпин Э.С. Бифуркация: Запад–Восток. Введение в социоестественную историю // Социоестественная история. Вып. 7. М.: Московский лицей, 1996. 200 с. Ларин В. Страна трех тысяч ветряков // Энергия, экономика, техника, экология. 1992. № 1. С. 10–13. Лик сфинкса. Социоестественная история. Вып. 6 / Под ред. Э.С. Кульпина. М.: Московский лицей, 1995. 200 с. Львов Г. Чернобыль: анатомия взрыва // Наука и жизнь. 1989. № 12. С. 2–11. Маргадант М.Й.А. и др. Природа и образование: срез действительности / Пер. с голл. // Natuur en educatie: een praktijkbeeld, 1992. M.J.A. Margadant e.a. Министерство сельского хозяйства, охраны природы и рыболовства. Программа экологического образования и воспитания. Нидерланды, 1992. Отд. оттиск. 4 с. Материал “О состоянии окружающей среды и мерах по оздоровлению экологической обстановки в г. Москве”. 1989. С. 3–7; 12–17. Материалы общественного слушания “О санации канала Волосяниха”. Общественный Российско-Голландский проект “Волга”. Нижний Новгород, 1995. 37 с. Материалы ЮНЕП для руководящих работников в области природопользования. Вып. 1. // В защиту Земли: Основные документы по окружающей среде, принятые на симпозиумах в Фуне и Кокойке и конференции в Стокгольме / Пер. с англ. М.: Проект СССР/ЮНЕП “Программа публикаций и информационной поддержки”, 1981. 142 с. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста / Пер. с англ. М.: Издательская группа “Прогресс–Пангея”, 1994. 304 с. Межгосударственный экологический совет стран СНГ: Сборник документов. Вып. 1. Минск, 1995. С. 9–13; 67–87. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1 / Пер. с англ.; Под ред. Г.А. Ягодина. М.: Издательская группа “Прогресс–Пангея”, 1993. С. 48–50 Минин А. Экологический союз СССР приглашает в свои ряды // Наука и жизнь. 1989. № 12. С. 89. Минин А. О лесе и не только // Энергия, экономика, техника, экология. 1992. № 4. С. 34–36. Мир 80-х годов / Пер. с англ.; Предисл. Г.А. Арбатова; ред. и послесл. Г.В. Сдасюк. М.: Прогресс, 1989. 496 с. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ. М.: МНЭПУ, 1994. 47 с. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М.: МГВП КОКС, 1995. 376 с. Моисеев Н.Н. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 1. Время определять национальные цели. 256 с.; Т. 2. Как далеко до завтрашнего дня... Свободные размышления. 1917–1993. 312 с.; Т. 3. Мировое сообщество и судьба России. 272 с. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. Мокиевский В.О. Международное природоохранное право // Международное законодательство по охране живой природы (Охрана живой природы. Вып. 2). Нижний Новгород: Центр охраны дикой природы Социально-экологического Союза, Лаборатория охраны биоразнообразия при экологическом центре “Дронт”, 1994. С. 4–7. Население России: Второй ежегодный демографический доклад. М.: Евразия. 1994. С. 16–18. Национальная программа политики в отношении окружающей среды 2. Краткое изложение. Окружающая среда: пробный камень на сегодня / Ministry of Housing, Physical Planning and Environment, the Nederlands; Пер. с англ. М.: Экопресс–“3М”, 1996. 63 с. Новый взгляд на проблему // Зеленый мир. 1992. № 22–23. С. 5. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года // Зеленый мир. 1995. № 10. Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства, 1917–1978 гг. / Сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. М.: Политиздат, 1979. 352 с. О животном мире: Федеральный закон Российской Федерации // Российская газета. 1995. 4 мая. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник. М.: Прогресс, 1993. 640 с. (С. 380–382) О плате за землю: Закон РСФСР от 11 октября 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 14 февраля 1992 г., от 16 июля 1992 г., от 9 августа 1994 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44; То же издание. 1992. № 10, 34; Российская газета. 1994. 13 августа. Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Азот почвы: стратегия и тактика // Химия и жизнь. 1982. № 3. С. 27–30. Орловский В.И. Вместо инсектицидов // Химия и жизнь. 1982. № 9. С. 6–7. Паспортизация новгородских озер // Зеленый мир. 1994. № 9. С. 3. Пестициды: Справочник / В.И. Мартыненко, В.К. Промоненков, С.С. Кукаленко и др. М.: Агропромиздат, 1992. 368 с. План действий – “Устойчивые Нидерланды” / Пер. с англ.; Послеслов. Н.Н. Моисеева. М.: Экопресс–“3М”, 1995. 69 с. Подопытные озера (по материалам журнала “International Wildlife” США) // Наука и жизнь. 1991. № 5. С. 154–155. Пономаренко Е. Березы – сверстники социальных перемен // Наука и жизнь. 1992. № 5–6. С. 10–13. Приоритеты для партнерства. Альтернативный план действий России по окружающей среде (подготовлено силами неправительственных организаций России). М.: Экопресс–“3М”, 1996. 88 с. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр “За наше общее будущее”, 1993. Х. 70 с. Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (Одобрено на Конференции министров по защите окружающей среды. Люцерна, Швейцария, 28–30 апреля 1993 г.). EAP Translation Project 31 марта 1994. 89 с. С прил. Разумов В.А. Справочник лаборанта-химика по анализу кормов. М.: Россельхозиздат, 1986. 304 с. (С. 11) Раткович Д.Я. О проблеме водообеспечения бассейна Аральского моря с учетом требований по сохранению окружающей среды // Водные ресурсы. 1992. № 2. С. 12–13. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: ИЦ “Россия молодая” – Экология, 1992. 367 с. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. 260 с. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 1992. 320 с. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с. Рейнгард М. Правовые основы охраны окружающей среды в ФРГ. М.: МНЭПУ, Германский Фонд международного правового сотрудничества, 1995. 14 с. Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной опасности / Пер. с англ. М.: Мир, 1993. 320 с. Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды / Конференция министров: Окружающая среда для Европы, София, Болгария, 23–25 октября 1995 г., Европейская экономическая комиссия ООН, ECE/CEP/24. 9 c. Саркисов А. Атомная энергетика – без сенсаций // Знание–сила. 1989. № 1. С. 31–37. Сизов А. Сколько стоит поле? // Зеленый мир. 1994. № 9. С. 4. Состояние окружающей среды и природоохранная деятельность на территории бывшего СССР – от Стокгольма к Рио: Справочное пособие. В 2 т. / Минприроды и ВИНИТИ. Т. 1. М., 1994. 111 с.; Т. 2. М., 1994. 121 с. Сухенко С.А. Ртуть в водохранилищах Канады // Водные ресурсы. 1994. Т. 21. № 2. С. 240–246. Тбилисская декларация (1-я Всемирная межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды) / Проблемы образования в области окружающей среды (Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14–26 октября 1977 г., Тбилиси). М: ГКНТ СССР, 1979. 279 с. Тысячи окисленных озер // Природа. 1988. № 11. С. 113. Федотова Н. Тень беды // Знание–сила. 1989. № 6. С. 11–14. Химическое загрязнение Москвы-реки // Зеленый мир. 1994. № 1. С. 1. Химическое загрязнение почв и их охрана: Словарь-справочник / Д.С. Орлов, М.С. Малинина, Г.В. Мотузова и др. М.: Агропромиздат, 1991. 303 с. Хорев Б. Концепция устойчивого развития небесспорна // Строительная промышленная газета. 1996. № 5–6 (9263). Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. СПб.: Центр независимой экологической экспертизы РАН, 1996. 186 с. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997. 240 с. Черп О. ОВОС и экологическая экспертиза // Охрана живой природы. Вып. 4. Нижний Новгород, 1995. С. 2–3. Шапоренко С.И. Будущее Арала: три варианта развития событий // Энергия, экономика, техника, экология. 1992. № 6. С. 23–27. Шевнин А.Д. Долговременные вариации солнечной и магнитной активности и уровня Каспийского моря // Водные ресурсы. 1994. Т. 21. № 4. С. 405–409. Штемпель Д. Население мира в 2000 году: численность, рождаемость, продолжительность жизни / Пер. с нем. с сокр. М.: Мысль, 1988. 206 с. Экология и безопасность. Т. 1: Безопасность человека. Ч. 1. М.: ЭКИП Ауто, 1994. С. 90. Экологический словарь. М.: КОНКОРД Лтд–ЭКОПРОМ, 1993. 202 с. Экологически чистая энергетика (в помощь лектору) / А.А. Каюмов: автор-сост. Горький: Горьковский областной совет ВООП и областной молодежный экологический центр “Дронт”, 1990. 76 с. Экологическое образование в школе. Концепция / Московский департамент образования. М., 1994. 31 с. Эпштейн А. Документ типа программы КПСС // Зеленый мир. 1995. № 13. С. 8–9. Яблоков А. В кооперации с природой // Знание–сила. 1989. № 11. С. 33–35. |
|