|
СТОКГОЛЬМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯГлава I. Декларация по окружающей среде Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, проведя заседания в Стокгольме с 5 по 16 июня 1972 года, рассмотрев необходимость в общем подходе и общих принципах, которые вдохновят народы мира и послужат им руководством в деле сохранения и улучшения окружающей человека среды, провозглашает, что: 1. Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. В ходе долгой и мучительной эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате ускоренного развития науки и техники человек приобрел способность преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах свою окружающую среду. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь. 2. Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира; это является выражением воли народов всего мира и долгом правительств всех стран. 3. Человек постоянно обобщает накопленный опыт и продолжает делать открытия, изобретать, творить и добиваться дальнейшего прогресса. В наше время способность человека преобразовывать окружающий мир при разумном использовании может принести всем народам возможность пользоваться благами развития и повышать качество жизни. Если же эта способность будет использоваться неправильно или необдуманно, она может нанести неизмеримый ущерб человечеству и окружающей его среде. Мы видим вокруг себя все большее число случаев, когда человек наносит ущерб во многих районах Земли: опасные уровни загрязнения воды, воздуха, земли и живых организмов; серьезные и нежелательные нарушения экологического баланса биосферы; разрушение и истощение невосполнимых природных ресурсов и огромные изъяны в физическом, умственном и общественном состоянии человека, в созданной человеком окружающей среде, особенно в бытовой и рабочей окружающей среде. 4. В развивающихся странах большинство проблем окружающей среды возникает из-за недостаточного развития. Миллионы людей продолжают жить в условиях, далеко отстающих от минимально необходимых для достойного человека существования, испытывают нехватку в пище и одежде, жилищах и образовании, медицинском и санитарно-гигиеническом обслуживании. Поэтому развивающиеся страны должны направлять свои усилия на развитие, исходя из своих первоочередных задач и необходимости сохранять и улучшать качество окружающей среды. С этой же целью промышленно развитые страны должны приложить усилия для сокращения разрыва между ними и развивающимися странами. В промышленно развитых странах проблемы окружающей среды связаны главным образом с процессом индустриализации и технического развития. 5. Естественный рост народонаселения постоянно приводит к возникновению проблем в области сохранения окружающей среды, и для решения этих проблем в должных случаях необходимо проводить соответствующую политику и принимать соответствующие меры. Самым ценным на земле являются люди. Именно люди являются движущей силой социального прогресса, люди создают благосостояние общества, развивают науку и технику и своим упорным трудом постоянно преобразуют окружающую человека среду. С каждым днем вместе с социальным прогрессом и развитием производства, науки и техники повышается способность человека улучшать качество окружающей среды. 6. Наступил такой момент в истории, когда мы должны регулировать свою деятельность во всем мире, проявляя более тщательную заботу в отношении последствий этой деятельности для окружающей среды. Из-за неведения или безразличного отношения мы можем нанести огромный и непоправимый ущерб земной среде, от которой зависят наши жизнь и благополучие. И наоборот, благодаря наиболее полному применению наших знаний и более разумному подходу мы можем обеспечить для себя и для нашего потомства лучшую жизнь в условиях среды, которая в большей степени будет соответствовать потребностям и чаяниям людей. Перед нами широкие перспективы улучшения качества окружающей среды и создания хороших условий для жизни. Для этого необходимы горячий, но твердый ум, напряженный, но организованный труд. В целях достижения свободы в мире природы человек должен использовать свои знания для создания в соответствии с законами природы лучшей окружающей среды. Охрана и улучшение окружающей человека среды для нынешнего и будущих поколений стали важнейшей целью человечества – целью, которая должна достигаться совместно и в соответствии с установленными и основными целями мира и международного экономического и социального развития. 7. Для достижения этой цели в области окружающей человека среды потребуется признание ответственности со стороны граждан и обществ, а также со стороны предприятий и учреждений на всех уровнях и равное участие всех в общих усилиях. Отдельные лица всех профессий и занятий, а также организации различного рода, используя свои возможности, путем общих усилий должны создать окружающую человека среду будущего мира. Местные власти и национальные правительства должны нести наибольшее бремя ответственности за осуществление в широких масштабах политики в области окружающей среды и за деятельность в рамках своей юрисдикции. Для обеспечения ресурсов в целях оказания поддержки развивающимся странам, выполняющим свои обязанности в этой области, необходимо также международное сотрудничество. Все возрастающее число проблем, связанных с окружающей средой, поскольку они носят региональный или международный характер или поскольку они оказывают воздействие на общую международную сферу, потребует широкого сотрудничества между государствами и принятия мер со стороны международных организаций в общих интересах. Конференция призывает все правительства и народы приложить совместные усилия в целях охраны и улучшения окружающей человека среды на благо всех народов и ради их процветания.
Глава II. Декларация принципов Выражает общую убежденность в том, что: Принцип 1. Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи в этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена. Принцип 2. Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости. Принцип 3. Способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться и улучшаться. Принцип 4. Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу. Принцип 5. Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество. Принцип 6. Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать справедливую борьбу народов всех стран против загрязнения. Принцип 7. Государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей. Принцип 8. Экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для обеспечения благоприятных окружающих условий жизни и работы человека, а также для создания условий на земле, которые необходимы для улучшения качества жизни. Принцип 9. Ухудшение окружающей среды в результате недостаточного развития и стихийных бедствий создает серьезные проблемы, которые могут быть наилучшим способом устранены путем ускорения развития за счет предоставления финансовой и технической помощи в дополнение к усилиям самих развивающихся стран, а также такой своевременной помощи, какая может потребоваться. Принцип 10. Что касается развивающихся стран, то стабильность цен и соответствующие доходы от сырьевых товаров и материалов имеют существенное значение для управления окружающей средой, поскольку необходимо принимать во внимание как экономические факторы, так и экологические процессы. Принцип 11. Политика всех государств в области окружающей среды должна повышать существующий или будущий потенциал развития развивающихся стран, а не оказывать не него отрицательное воздействие или препятствовать достижению всеми лучших условий жизни, и государства, а также международные организации должны предпринять соответствующие шаги с целью достижения соглашения по преодолению возможных национальных и международных экономических последствий, возникающих в результате применения мер, связанных с окружающей средой. Принцип 12. Следует выделять ресурсы для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей развивающихся стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития, а также необходимости предоставлять им по их просьбе дополнительную международную техническую и финансовую помощь в этих целях. Принцип 13. В целях обеспечения более рационального управления ресурсами и улучшения таким образом окружающей среды государства должны выработать единый и скоординированный подход к планированию своего развития для обеспечения того, чтобы это развитие соответствовало потребностям охраны и улучшения окружающей среды на благо населения этих государств. Принцип 14. Рациональное планирование является важным средством урегулирования любого несоответствия между потребностями развития и потребностями охраны и улучшения окружающей среды. Принцип 15. Необходимо осуществлять планирование населенных пунктов и урбанизации, с тем чтобы избежать отрицательных последствий для окружающей среды и получить максимальную пользу от социального и экономического развития. В связи с этим необходимо отказаться от проектов, предназначенных для обеспечения колониалистического, расистского господства. Принцип 16. В тех районах, где быстрые темпы роста или слишком большая плотность населения могут отрицательно сказаться на окружающей человека среде или темпах развития, а также в тех районах, где низкая плотность населения может создавать препятствия в деле улучшения окружающей человека среды или в деле развития, необходимо проводить демографическую политику, не ущемляющую основных прав человека, политику, которую заинтересованные правительства сочтут целесообразной. Принцип 17. На соответствующие национальные учреждения следует возложить задачи планирования, управления и контроля в отношении ресурсов окружающей среды государств с целью повышения качества окружающей среды. Принцип 18. Наука и техника, внося свой вклад в социально-экономическое развитие, должны быть использованы с целью определения и предотвращения случаев нанесения ущерба окружающей среде и борьбы с ним, а также для решения проблем окружающей среды на благо всего человечества. Принцип 19. Ознакомление подрастающего поколения, а также взрослых, с должным учетом низших слоев населения, с проблемами окружающей среды является крайне важным для расширения основы, необходимой для сознательного и правильного поведения отдельных лиц, предприятий и общин в деле охраны и улучшения окружающей среды во всех ее аспектах, связанных с человеком. Важно также, чтобы средства общественной информации не способствовали ухудшению окружающей среды, а, напротив, распространяли знания, касающиеся необходимости охраны и улучшения окружающей среды, с целью обеспечения возможностей всестороннего развития человека. Принцип 20. Национальные и многонациональные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с проблемами окружающей среды, должны получить поддержку во всех странах, особенно в развивающихся странах. В этих целях необходимо поддерживать и содействовать свободному потоку современной научной информации и передаче опыта, с тем чтобы облегчить разрешение проблем окружающей среды; технические знания в области окружающей среды должны предоставляться развивающимся странам на условиях, которые будут способствовать их широкому распространению и не будут налагать экономическое бремя на развивающиеся страны. Принцип 21. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Принцип 22. Государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах юрисдикции, или контроля за окружающей средой в районах, находящихся за пределами действия их юрисдикции. Принцип 23. Уважая критерии, которые могут быть согласованы международным обществом, или нормы, которые должны быть установлены на национальном уровне, крайне важно во всех случаях принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но которые могут не подходить и вызывать неоправданные социальные расходы в развивающихся странах. Принцип 24. Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних отношениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств. Принцип 25. Государства должны содействовать тому, чтобы международные организации играли согласованную, эффективную и динамичную роль в деле охраны и улучшения окружающей человека среды. Принцип 26. Человек и окружающая его среда должны быть избавлены от последствий применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Государства должны стремиться к скорейшему достижению договоренности в соответствующих международных органах о ликвидации и полном уничтожении таких видов оружия.
Глава III. Рекомендации в отношении мероприятий Управление населенными пунктами 1. Планирование и улучшение сельских и городских населенных пунктов и управление ими требует на всех уровнях такого подхода, который охватывал бы все аспекты окружающей среды, как естественные, так и искусственно созданные. Поэтому рекомендуется, чтобы: а) все учреждения по оказанию помощи в целях развития, будь то международные, такие как Программа развития Организации Объединенных Наций и Международный банк реконструкции и развития, региональные или национальные, в своей деятельности, направленной на оказание помощи в области развития, в первоочередном порядке и в пределах имеющихся ресурсов отвечали также на запросы правительств в отношении оказания им помощи в области планирования населенных пунктов, особенно в том, что касается жилищного строительства, транспорта, водоснабжения, канализации и здравоохранения, мобилизации людских и финансовых ресурсов, улучшения временных городских поселений и предоставления и обеспечения основных коммунальных служб, в целях достижения, насколько возможно, социального благополучия получающей страны в целом; б) эти учреждения были готовы оказывать содействие менее развитым странам в решении ими проблем окружающей среды, связанных с проектами развития; в этих целях они должны активно содействовать подготовке персонала и поощрять его набор по возможности в самих этих странах. 2. Рекомендуется, чтобы правительства сообщали Генеральному секретарю, в каких районах они проводят сами (или готовы проводить) долгосрочную программу глобального улучшения окружающей среды. <...> Печатается по тексту:Материалы ЮНЕП для руководящих работников в области природопользования. Вып.1. В защиту Земли: Основные документы по окружающей среде, принятые на симпозиумах в Фуне и Кокойке и конференции в Стокгольме / Пер. с англ. М.: Проект СССР/ЮНЕП “Программа публикаций и информационной поддержки”, 1981. 142 с.
ДЕКЛАРАЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ в Рио-де-Жанейро 1992 года<...> В период с 3 по 14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР). В ее работе приняли участие представители более 170 государств, в том числе 7 государств – членов СНГ. Около 130 делегаций были представлены на уровне руководителей государств и правительств. Основные итоговые документы, которые были согласованы и приняты на Конференции: 1. “Повестка дня ХХI века” – глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 года и на последующее столетие, включая пути и средства достижения целей, на основе предложенной Конференцией системы финансовых источников и механизмов распределения ресурсов на эту программу. 2. “Декларация Рио” – основополагающий политический документ Конференции, содержащий генеральные принципы и обязательства по взаимодействию государств в экологической и экономической области, способствующий экологически устойчивому развитию. 3. “Принципы рационального использования, сохранения и освоения лесов” – документ, представляющий собой первую попытку на глобальном уровне достичь договоренности о сохранении лесов и лесных ресурсов планеты, обуздать неконтролируемую вырубку всех типов лесов и остановить процесс обезлесения. Кроме того, на Конференции большинством государств, участвовавших в ее работе, в том числе и Россией, были подписаны Конвенция о биологическом разнообразии и рамочная Конвенция об изменении климата. Учитывая всю важность состоявшейся Конференции и ее итогов, возможности международного контроля за выполнением решений КОСР, представляется крайне необходимым наладить действенный механизм выполнения обязательств России, вытекающих из принятых документов. При этом потребуется комплексный подход с активным участием практически всех отраслей народного хозяйства страны при координирующей роли Минэкологии России.<...>
Печатается по тексту: Доклад об итогах работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (3–4 июня 1992 г., Бразилия) / Зеленый мир. № 1. С. 13.
ДЕКЛАРАЦИЯ Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию <...> Признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома, представители государств, собравшихся на встречу на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, приняли свод принципов для последующего развития. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению нашей общей окружающей среды. Они основаны на идеях Стокгольмской декларации, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде в 1972 году. В декларации, принятой в Рио, заявляется, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса – это его увязка с охраной окружающей среды. Это может быть достигнуто только в том случае, если страны начнут новое и равное сотрудничество с участием правительств, их народов и основных общественных групп. Они должны будут заключить международные соглашения, которые защитят целостность глобальной окружающей среды и системы развития. Рио-де-Жанейрские принципы включают следующие идеи: – Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. – Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. – Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба окружающей среде за пределами их границ. – Государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, который деятельность, осуществляемая под их контролем, наносит за пределами их территорий. – Государства должны применять принцип принятия мер предосторожности для охраны окружающей среды. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие научной определенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды. – Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. – Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения. – Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают. – Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику. – Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации. – Государства принимают эффективные законы по окружающей среде, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. В пределах своей юрисдикции государства оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут иметь значительные отрицательные последствия. – Государства должны сотрудничать в деле создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли. – В принципе, тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение. – Государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия. – Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем. Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения целей устойчивости. – Для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин. Необходимы также творческие силы, идеалы и мужество молодежи и знания коренного населения. Государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и интересы коренного населения. – Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития. – Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы <...> с. Х.
Международное сотрудничество <...> Для построения эффективного и справедливого мирового экономического порядка, который помог бы всем странам стать на путь устойчивого развития, необходимы отношения партнерства между всеми странами мира. Система торговли, которая поощряла бы оптимальное распределение производимой мировой продукции, может внести свой вклад в достижение устойчивости экономического развития, если при этом будет проводиться разумная экологическая политика. Система мировой торговли должна позволять эффективным производителям, особенно в развивающихся странах, успешно торговать своей продукцией. Если бы бедные страны могли получать большую прибыль от экспорта, они располагали бы большими ресурсами для капиталовложений в устойчивые формы развития. Экспортные поступления многих развивающихся стран в 80-е годы существенно снизились из-за того, что цены на многие продукты на мировом рынке были низкими и продолжали падать. В некоторых случаях приходилось сталкиваться с конкуренцией со стороны субсидированных продуктов. Необходимо соглашение между производителями и потребителями, которое установило бы справедливые цены на различные товары, включая какао, сахар, кофе и тропическую древесину. Это падение доходов в сочетании с огромной внешней задолженностью не оставило многим развивающимся странам возможности осуществлять капиталовложения в целях устойчивого развития <...> (С. 2)
Борьба с бедностью <...> Бедность имеет так много причин, что никакое единичное решение не позволит покончить со всеми ее проблемами во всех странах. Каждой стране нужна своя программа, чтобы ликвидировать такие основные причины бедности, как голод, неграмотность, недостаточное медицинское обслуживание и уход за детьми, нехватка рабочих мест и демографическое давление. Действиям отдельных правительств должна быть оказана поддержка, включая предоставление финансовой помощи, потому что борьба с бедностью является общей обязанностью всех стран.<...> <...> Цель программ, направленных на борьбу с бедностью, – обеспечить возможности для людей больше зарабатывать себе на жизнь, причем на устойчивой основе. Бедные должны сами лучше обеспечивать себя вместо того, чтобы зависеть от финансовой или продовольственной помощи из-за рубежа. Экономическое развитие в бедных странах должно обеспечивать рабочие места тем, кто сегодня не имеет работы или имеет недостаточно работы, а также для увеличивающегося трудоспособного населения. Для обеспечения устойчивости в течение продолжительного времени планы экономического развития должны принимать в расчет необходимость сохранения и защиты природных ресурсов. Политика развития, которая сосредоточивается главным образом на увеличении производства товаров, не обеспечивая устойчивость ресурсов, на которых это производство основано, рано или поздно столкнется с падением производительности, а это может привести к росту нищеты. Один из способов, который национальные правительства могут использовать для стимулирования развития, состоит в том, чтобы предоставить больше ответственности и ресурсов местным группам и женщинам. Общественные организации, женские группы и неправительственные организации представляют собой важные источники новых идей и активности на местном уровне. Они доказали свою способность поощрять системы устойчивого жизнеобеспечения. Местное население должно участвовать в охране и рациональном использовании природных ресурсов. Для этого ему нужен доступ к земле, природным ресурсам и достаточно средств, чтобы начать продуктивно работать. Оно должно также получать долю от прибыли природных ресурсов своего региона. Многие люди для того, чтобы работать более продуктивно, нуждаются в лучшем образовании и профессиональной подготовке. Этого можно добиться через местные учебные центры по обеспечению устойчивого развития. Эти центры должны взаимодействовать для того, чтобы общины могли делиться своим опытом.<...> (С. 4–5)
Изменение структур потребления <...> Одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире является структура потребления и производства, не обеспечивающая устойчивости – особенно в промышленно развитых странах. Чрезмерные претензии и расточительный стиль жизни наиболее богатой части человечества огромным грузом ложатся на окружающую среду. В то же время беднейшая часть человечества не в состоянии удовлетворить свои потребности в области питания, здравоохранения, жилищ и образования. Такая структура потребления, усугубляющая проблему бедности в мире, дает основание для серьезной озабоченности. Для достижения целей Повестки дня на ХХI век необходимо обеспечить устойчивые структуры потребления. Мы должны проанализировать спрос на природные ресурсы, продиктованный чрезмерным потреблением, и найти пути такого использования ресурсов, которое сводит к минимуму их истощение и уменьшает загрязнение окружающей среды. Мы должны рассмотреть вопрос о новых концепциях богатства и процветания, которые позволили бы обеспечить более высокий уровень жизни путем изменения образа жизни и зависели бы в меньшей степени от ограниченных ресурсов Земли и лучше соответствовали бы ее возможностям жизнеобеспечения. Некоторые экономисты подвергают сомнению традиционные концепции экономического роста. Они подчеркивают, что следует ставить такие экономические задачи, которые учитывали бы полную стоимость природных ресурсов. Такой подход может потребовать разработки новых экономических показателей, включающих устойчивость при измерении экономического благосостояния стран. Достижение устойчивого развития потребует эффективного производства в сочетании с изменением структур потребления. Во многих случаях это потребует переориентации существующих систем производства и потребления, которые сложились в промышленно развитых странах и которые, в свою очередь, воспроизводятся в большинстве стран мира. Все страны должны стремиться к поощрению таких структур потребления, при этом развитые страны должны взять на себя ведущую роль в достижении этой цели. Развивающиеся страны должны стараться создать правильную структуру потребления при строительстве своей экономики. Они должны гарантировать обеспечение основных потребностей бедных и избегать ведущих к неустойчивости структур потребления, которые, как это признано, чрезвычайно вредны для окружающей среды, неэффективны и разорительны. Развитие в этом направлении потребует технологической и другой помощи со стороны промышленно развитых стран.<...> (С. 6)
Сотрудничество с неправительственными организациями <...> Неправительственные организации играют ключевую роль в становлении и осуществлении принципов демократического участия. Одной из определяющих черт таких организаций является их независимость от государственного и других секторов общества. Помимо независимости, неправительственные организации обладают разнообразными и прочными знаниями в областях, которые нужны для обеспечения экологически безопасного и социально надежного устойчивого развития. Поэтому в ходе деятельности по достижению целей, сформулированных в Повестке дня на XXI век, следует признать неправительственные организации всей планеты в качестве партнеров и оказывать им поддержку. Эти организации могут сыграть важную роль, помогая обществу достичь согласия по поводу того, каким образом следует перейти от неустойчивого развития к устойчивому. Как Организации Объединенных Наций, так и отдельным правительствам следует приглашать неправительственные организации к участию в формулировании политики и принятию решений, направленных на достижение устойчивого развития. Им следует также привлекать эти организации к работе по рассмотрению и оценке деятельности, осуществляемой для реализации целей, сформулированных в Повестке дня на XXI век. Этим организациям следует предоставлять своевременный доступ к информации, которая необходима для оказания поддержки устойчивому развитию. Правительствам следует поощрять совместную деятельность неправительственных организаций и местных органов власти в деле достижения устойчивого развития. Организации Объединенных Наций следует принять меры, чтобы все ее учреждения использовали опыт и знания неправительственных организаций, а также пересмотреть свою финансовую и административную помощь, оказываемую этим организациям, с целью усиления их роли как партнеров. Правительствам следует привлекать неправительственные организации к разработке программ устойчивого развития, наилучшим образом используя их возможности в таких областях, как образование, борьба с нищетой, а также охрана и восстановление окружающей среды. Результаты, полученные неправительственными группами, должны использоваться правительствами при формулировании политики устойчивого развития. Странам необходимо будет принять меры к тому, чтобы неправительственным организациям было позволено сформировывать консультативные группы. Правительствам также понадобятся законы, наделяющие неправительственные организации правом на возбуждение дел в суде для защиты общественных интересов. Для того чтобы неправительственные организации, особенно в развивающихся странах, могли вносить свой вклад в обеспечение устойчивого развития и контролировать ход деятельности по достижению целей, сформулированных в Повестке дня на XXI век, им потребуется значительное дополнительное финансирование.<...> (С. 46) Печатается по тексту:“Программа действий”, Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Центр “За наше общее будущее”, 1993. Х. 70 с. |
|