МНЭПУМеждународный Независимый
Эколого-Политологический Университет
(МНЭПУ)

   English|German|win-koi|

 НОВОСТИ|ТЕЛЕФОНЫ|ПОСТУПИТЬ|ФАКУЛЬТЕТЫ|ОБУЧЕНИЕ|ЭЛ. БИБЛИОТЕКА|КАРТА СЕРВЕРА|

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

От составителя

Концепция устойчивого развития вошла в лексикон охраны природы после Международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г., скорее, в форме декларации, чем разработанного понятия и инструментария. С этим связаны дебаты относительно целесообразности оперирования в практике недостаточно разработанным понятием. Тем не менее с каждым годом представления об устойчивом развитии становятся все более содержательными, а отдельные страны – прежде всего Нидерланды – даже разработали конкретные программы реализации желанной цели устойчивого развития. По первоначальному определению, устойчивое развитие формулируется как “модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой – см. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, июнь). Информационный обзор. Новосибирск: СО РАН, 1992.

При изучении этой темы см. также:

План действий – “Устойчивые Нидерланды”: Пер. с англ. / Послеслов. Н.Н. Моисеева. М.: Экопресс–“3М”, 1995. 69 с.

Национальная программа политики в отношении окружающей среды. 2. Краткое изложение. Окружающая среда: пробный камень на сегодня (Ministry of Housing, Physical Planning and Environment, the Nederlands): Пер. с англ. М.: Экопресс–“3М”, 1996. 63 с.

Приоритеты для партнерства. Альтернативный план действий России по окружающей среде / Подготовлен силами неправительственных организаций России. М.: Экопресс–“3М”, 1996. С. 88.

 

    КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года

<...> Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

 

I. устойчивое развитие – объективное требование времени

Социально-экономическое развитие общества в ХХ веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.

Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

Устранение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей.

Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

Однако осуществить переход к устойчивому развитию нельзя, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований.

 

II. Россия на пороге XXI века

Вывод конференции ООН по окружающей среде и развитию о том, что на пороге ХХI века “человечество переживает решающий момент своей истории”, особенно актуален для России, освобождающейся от старых идеологических догм и выходящей на новый путь развития.

К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Ее негативное воздействие на окружающую среду ( в расчете на единицу производимого продукта) существенно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а 16 процентов ее территории, где проживает больше половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные. Вместе с тем в России сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем (8 млн км2), который служит резервом устойчивости биосферы.

Груз накопленных в прошлом проблем и специфика переживаемого переходного периода в экономике предопределяют сложность и болезненность необходимых преобразований. Это проявляется в крупных структурных диспропорциях, неразвитости механизмов практического использования богатого научного, технического, культурного и природного потенциалов страны. Однако осуществляемые ныне реформы создают предпосылки для развития позитивных процессов, которые позволяют решить существующие проблемы и войти России в ХХI век с качественно новым потенциалом.

Изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращение доли государственной собственности позволяют создать экономические условия, обеспечивающие высокую деловую активность. При этом повышаются роль государства – гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Демократизация общественной жизни позволяет повысить роль граждан и негосударственных организаций в подготовке и принятии решений с учетом экологического фактора. Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.

Характер происходящих процессов свидетельствует о реальных возможностях формирования в России социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию.

 

III. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений людей.

При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

– в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

– добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

– ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

– создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

– разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

– оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

– формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.

В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и последующих международных форумах, должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.

Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.

Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия “центр – регионы”.

Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

 

IV. Региональный аспект устойчивого развития

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

– формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

– выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

– осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

– развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

– реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации.

 

V. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития

На современном этапе перехода к устойчивому развитию создаются рамочные условия, обеспечивающие возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады – природа, население, хозяйство.

При этом механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих критериев:

– никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;

– ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств следует устанавливать целевые ориентиры и ограничения с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением).

Целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.

Основные показатели качества жизни: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход (измеряемый валовым внутренним продуктом на душу населения), уровень занятости, степень реализации прав человека.

Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, служит система показателей, характеризующих уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Информативными являются аналогичные показатели на душу населения, а также макрохарактеристики, выражающие соотношение между потребностями в природных ресурсах и их наличием (запасами).

В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов. Контролю подлежат производство и использование всех опасных веществ, применяемых в экономике.

В состав целевых параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе контролируемых параметров – показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.

 

VI. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества

Поскольку биосфера как регулятор окружающей среды представляет собой единую систему, переход к устойчивому развитию всего мирового сообщества может быть осуществлен только в условиях эффективного международного сотрудничества.

Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

– организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

– активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

– создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

– стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

– обеспечение экологических интересов нашей страны во внешнеэкономической деятельности.

Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе по:

– сохранению биоразнообразия;

– защите озонового слоя от истощения;

– предотвращению антропогенного изменения климата;

– охране лесов и лесовосстановлению;

– борьбе с опустыниванием;

– развитию и совершенствованию системы особо охраняемых территорий;

– обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

– решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).

К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу, Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей.

 

VII. Этапы перехода России к устойчивому развитию

Переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей – рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей – совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы.

Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой. <...>

 

 

ДИСКУССИЯ ПО ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

<...> Вопрос о том, как понимать устойчивость на глобальном и национальном уровнях еще до конца не решен. Различные политические силы вкладывают в эти понятия разное содержание.

Развитые капстраны продвигают эту концепцию в мировое сообщество, собираясь под флагом устойчивости ограничить использование ресурсов теми странами, где эти ресурсы находятся и которые собирались было догнать в технологическом отношении передовые страны. Это, мол, грозит устойчивому развитию.

Если и ставится вопрос об изменении мирового экономического порядка, то только в рамках господствующей в мире рыночно-капиталистической модели. Как будто иных альтернатив не существует!

В этом свете значительный интерес могут представить концепции, исходящие не столько из экстраполяции сложившихся тенденций, а из принципиально новых технологических решений, своего рода гипотетические модели. Так, модель-идея А. Ретеюма (МГУ) исходит из того, что устойчивое развитие есть развитие, обеспечиваемое за счет возобновимых источников энергии: энергетика на прямых источниках солнечного излучения, биоэнергетика, развитие сельского и лесного хозяйства. По сути, предлагается новый технологический тип цивилизации.<...>

<...> Главное условие национальной модели устойчивого развития – независимое экономическое развитие. В современном мире на это способны лишь США, интегрированная Европа, Япония и Китай. Ранее был способен Советский Союз, но теперь в современной России “победу одержал иностранный капитал”. Мировые центры экономической власти распоряжаются ресурсами большинства стран, создавая в них на свои средства инфраструктуру. У нас же ресурсы переходят постепенно к ним, а правительство России обеспечивает им еще и инфраструктуру. <...>

<...> Единственным научно обоснованным (до сих пор) реальным выходом из тупика, в который загнало человечество царство капитала, остается, как ни крути, коммунистическая альтернатива. Ее пора бы модернизировать и подробно изложить не только в плане социально-экономическом и политическом, но и в естественнонаучном, и в техническом (технологическом). <...>

Печатается по тексту:
Хорев Б. Концепция устойчивого развития небесспорна // Строительная промышленная газета. 1996. № 5–6 (9263).

 

<...> Предлагаемая Концепция переходного периода к устойчивому развитию основана на предпосылке, что современный кризис имеет под собой не только экономические корни. Он связан также с крушением господствовавшей философии и возникновением на ее месте идеологического вакуума.

Новую Россию нельзя построить без большой цели, которая способна объединить ее граждан. Это социально-политическая проблема принципиальной важности. Людям нужны соответствующие побудительные мотивы для конструктивной деятельности, и представление об устойчивом развитии могло бы стать одним из элементов консолидирующей идеи. <...>

 

Цели развития

<...> ...Справедливое распределение в условиях ограниченных ресурсов между:

1. Социальными группами населения.

2. Населением разных регионов, этносами и народами России.

3. Современными и будущими поколениями.

Особый момент – соблюдение равных прав всех видов существ на жизнь на Земле. <...>

 

Используемые средства

При ориентации на фундаментальные требования соответствия ресурсов и потребления важное значение для сохранения и повышения устойчивости экономики в меняющихся условиях имеют следующие структурные и организационные факторы:

– углубление разделения труда между регионами, обладающими разными сочетаниями природных ресурсов;

– увеличение межрегионального товарооборота при минимизации отходов и потерь;

– вертикальное комбинирование производств на базе источников сырья и энергии при широком использовании отходов;

– замещение невозобновимых ресурсов возобновимыми;

– повышение разнообразия природных и культурных ландшафтов и др. <...>

 

Функции государства

Государство будет нести груз ответственности за организацию стабилизирующих реформ и контроля за ходом их проведения.

Необходимо создать государственный орган типа Комитета по устойчивому развитию при президенте России, наделенный достаточно широкими правами. <...>

 

Экономические инструменты

Рынок призван стать механизмом, способствующим нормализации природно-общественных связей в переходный период. <...>

<...> ...Нельзя не видеть ограниченность возможностей классического рынка в разрешении главного конфликта – противоречия между интересами нынешних и будущих поколений, а также между интересами групп людей, занимающих центральное и периферийное положения в обществе.

Мировой опыт показывает, что должная эффективность достигается лишь сочетанием экономических и административных методов, причем оптимальная доля каждого из них может быть определена лишь на практике. <...>

 

Сообразный образ жизни

<...> ...Необходимость преодоления индивидуализма как жизненного стереотипа, ведущего к чрезмерному расточительству природных ресурсов... <...>

<...> Этические принципы, утверждающиеся в обществе, должны оказывать влияние на цены и через них регулировать потребление. <...>

 

Оценка воздействий

...Все проекты..., законопроекты должны включать в себя оценку воздействия на окружающую среду и население. Негативные последствия реализации проекта подлежат стоимостной оценке по принципу расчета затрат на необходимые компенсационные мероприятия. <...> (С. 6)

 

Заключение

<...> Условием достижения успеха служит способность России обратить в достоинства свои объективные и субъективные недостатки. Коренной объективный недостаток, всегда толкавший нашу страну на экстенсивный путь развития, – обширность ее пространства. Экологическое обустройство огромных малообжитых территорий могло бы стать генеральной линией регионального развития и определить глобальную роль России как биосферного региона. Что касается субъективных недостатков, то они во многом связаны с разразившимся кризисом. Как ни парадоксально, кризис может способствовать переходу к устойчивому развитию, как бы фиксируя необходимый уровень добычи сырья и указывая на приоритетные направления реконструкции нашей хозяйственной деятельности.

В целом шансы России на переход к устойчивому развитию можно оценить как реальные. Много времени упущено, но еще не поздно.<...> (С. 10)

Печатается по тексту:
Голицын Г.С., Ретеюм А.Ю., Ясин Е.С., Козельцев М.Л. и др. Путь России к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1995. № 15. С. 6–10.

 

<...> Решающим изъяном Концепции является то, что она оказалась не в состоянии представить проблему устойчивого развития как одну из самых важных и актуальных проблем выживания нашего народа, в том числе и в сегодняшних условиях. Концепция сделала крен в другую сторону – дали вековечные, интересы будущих поколений. Между тем проблема устойчивого развития в России дает все основания для ее постановки не только в рамках вековых трендов, но и как жгучей проблемы выживания, относящейся к сегодняшней повестке дня.

 

Выживание за счет природы – критическая зависимость

<...> Зависимость всего существования России, как ее народа, так и государства, от получения и использования ресурсов природы в современных условиях резко возросла. Этому фундаментальному факту противостоит другой, не менее значимый – глубокий кризис, которым охвачена природа России. Эта резко усилившаяся зависимость самой судьбы современной России, ее выживания от природной системы, которая в свою очередь находится в состоянии острого кризиса, может оказаться фатальной. Потому эта ситуация и требует адекватной реакции, политических решений на самом высоком уровне. <...>

 

Неустойчивость в России: нестандартная ситуация

Параметры исходной ситуации неустойчивости сегодня в России совершенно иные, чем стандартные характеристики, сформулированные в Рио. Однако это ни в коей мере не снимает проблемы перехода России к устойчивому развитию, а наоборот, делает его необходимость еще более острой.

В результате прекращения экономического роста, сжатия производства перехода на устойчивое развитие не произошло, вместо этого имеет место развитие неустойчивости. Падение промышленного производства более чем наполовину не могло не привести к сокращению потребления ресурсов отечественной промышленностью и уменьшению выбросов. Однако примечательно, что потребление ресурсов, например энергии, произошло далеко не в той же степени, что и сокращение производства. То же касается и выбросов промышленными источниками – их сокращение не идет ни в какое сравнение со сжатием производства. <...>

<...> ...Устойчивые формы развития подразумевают, в частности, существенную экономию природных ресурсов на единицу ВВП. В России наблюдается обратный процесс – в ВВП растет доля добывающих отраслей, производства сырья и энергии. Структура экономики России принимает откровенно колониальные черты. Это удаляет Россию от перехода к устойчивому развитию, а не приближает к нему. Как сохранить природу в условиях этого типа экономического развития – эти вопросы в Концепции также не поставлены.

Концепция ушла от анализа исходной ситуации, из которой Россия должна найти пути перехода к устойчивому развитию, и не сделала из нее никаких практически-политических выводов. Перспектива, в которой Концепция рассматривает отношения между экономикой и природой, – это взгляд из середины ХХI века. <...>

<...> Вопросам экологическим в Концепции не повезло, в центре оказались вопросы использования ресурсов, а проблемам загрязнения, охраны среды уделено явно недостаточное место, да и экономика вытеснила без достаточных оснований экологию на задний план.<...>

 

Ключи к устойчивому развитию: хорош ли выбор?

Последовательное применение показателей природоемкости производств и технологий может перевернуть всю экономическую систему. В рыночной экономике использование производственных факторов не подлежит нормированию по объему. В ней роль “норматива” выполняет подвижная цена.

Вместе с тем не был поставлен или не нашел решения целый ряд исключительно важных вопросов: переход от налогообложения доходов к рентным платежам за природные ресурсы, налог на выбросы двуокиси углерода и т.п. Нет позиции о раздробленности ответственности за состояние дел с охраной окружающей среды. <...>

 

Устойчивое развитие и система

В последнее время вопрос о том, в рамках какой социально-экономической системы может быть преодолен глобальный экологический кризис, возникает вновь и вновь.

Анализ уникального опыта России может служить хорошим основанием для ответа на вопрос о том, в состоянии ли решить система “командной экономики” экологические проблемы современного общества. <...>

<...> Необходимо выяснить, чего можно ожидать для решения экологического кризиса от каждой из систем, какие системные элементы препятствуют решению экологических проблем, какие способствуют, что здесь может быть сделано в рамках институционной политики.<...>

Печатается по тексту:
Котов В. Устойчивое развитие: в поисках концепции для России // Зеленый мир. 1995. № 13. С. 10–11.

 

Российскому обществу предлагается очередная утопия

<...> Ознакомление с текстом проекта правительственной, назову ее так, Концепции позволяет говорить о том, что общественному профессиональному сознанию предлагается документ типа Программы КПСС, ориентированный на общегуманистические принципы развития страны, но в условиях господства рыночных отношений. А последние исключают возможность реализации этих принципов на практике. <...>

<...> Нельзя обеспечить вывод России из кризиса на основе распространенной точки зрения о том, что сейчас не до экологии. Такая позиция в теории ведет к гибельной экономической и технической политике на практике, ибо обрекает страну на дальнейшее нарушение оптимального взаимодействия экономики с природной и социальной средой. <...>

<...> ...Экономический рост, отражающий параметры экономического развития страны, не может задаваться априорно. <...> ...Параметры системы определяются взаимодействием ее структур – производственной и организационно-технической, технологической и социальной, отраслевой и социальной. <...>

<...> Со всей ответственностью отвечаю: никакой коллектив не в состоянии сейчас разработать модель устойчивого развития России. И необходимо перестать тратить средства и силы на подобную работу.

Задача заключается в том, чтобы за счет федерального бюджета организовать и в кратчайшие сроки выполнить пять типов работ:

1) создать методологию и методику согласования экономических, социальных и экологических последствий экономического и миграционного поведения различных территориальных групп и социальных слоев населения;

2) сформулировать научные основы перехода России на пространственно-временную социоэкологоэкономическую сбалансированность;

3) определить сущность и внешнюю форму проявления устойчивости как одного из фундаментальных свойств системы ( в увязке с эффективностью, интенсивностью, динамичностью, надежностью, иерархичностью и т.п.), что предопределяет теоретическую и практическую порочность любой модели устойчивого развития большой системы;

4) разработать инструментарий для оценки всей совокупности последствий принимаемых хозяйственных решений на основе их измерения и соизмерения в рамках многоуровневой системы моделей сочетания экономического и градостроительного прогнозирования;

5) определить условия превращения социоэкологоэкономического развития России в самоорганизующуюся систему.

При этом важно, чтобы указанная система разрабатывалась на федеральном, региональном и местном уровне. <...>

Печатается по тексту:
Эпштейн А. Документ типа программы КПСС // Зеленый мир. 1995. № 13. С. 8–9.

 

<...> Если над проблемой устойчивого развития не работать, она никогда решена не будет ни для мира, ни для России. В своей практической деятельности человечество постоянно обращается к вопросам, научные основы решения которых еще не разработаны. Сами по себе эти обращения являются мощным стимулом развития науки. В конечном счете они и определяют развитие общества. <...>

<...> ...И система централизованного планирования, и рыночный механизм продемонстрировали неспособность решать экономические проблемы (хотя и по разным причинам). Ничего принципиально нового пока не найдено (надеюсь, подход с позиций “пространственно-временной социоэкологоэкономической сбалансированности” сам нуждается в механизме достижения этой сбалансированности и не претендует на то, что сам таким механизмом является). Приходится искать способы объединения плана (или регулирования, вмешательства) и рынка – отметим, что все способы совершенствования планового либо рыночного механизма, предложенные до сих пор, предполагают тот или иной вариант конвергенции. И вряд ли стоит занимать высокомерную позицию якобы над тем и другим. <...>

Печатается по тексту:
Данилов-Данильян В. Если над проблемой не работать, она не будет решена // Зеленый мир. 1995. № 13. С. 9–10.
iiueps@postman.ru
Copyright © 1999, 2000  Международный Независимый Эколого-Политологический Университет
последнее изменение страницы: Март 05, 2000
TopList