|
НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫОт составителя
Представлены лишь отдельные постановления для уточнения истории становления природоохранного законодательства в нашей стране. О МЕРАХ БОРЬБЫ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОБ УЛУЧШЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТПостановление Совета Министров СССР 29 мая 1949 г. <...> В целях охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами золы, газов и других вредных веществ, ликвидации потерь черных, цветных металлов и ценных химических продуктов вследствие их выброса и улучшения санитарно-гигиенических условий населенных мест Совет Министров Союза ССР постановляет: 1. Запретить с 1 января 1950 г. утверждение проектов строительства, реконструкции или восстановления: а) промышленных предприятий, отдельных цехов и агрегатов, электростанций и теплоэлектроцентралей, при эксплуатации которых в атмосферный воздух выбрасываются зола, несгоревший уголь, копоть и пыль, если в проектах строительства не предусмотрены соответствующие золопылеулавливающие установки; б) заводов цветной металлургии, если в проектах строительства не предусмотрены сооружения для улавливания пыли, сернистых соединений, мышьяковистого водорода и фтористых соединений; в) коксохимических заводов, если в проектах строительства не предусмотрены сооружения для улавливания сероводорода и сернистого газа; г) заводов черной металлургии, если в проектах строительства не предусмотрены очистка доменного газа от пыли и последующее использование его в качестве топлива; д) промышленных предприятий, потребляющих растворители, если в проектах строительства не предусмотрены устройства для рекуперации растворителей. 2. Обязать Министерство металлургической промышленности, Министерство химической промышленности, Министерство судостроительной промышленности, Министерство промышленности строительных материалов, Министерство нефтяной промышленности и Министерство легкой промышленности построить в 1949 г. на предприятиях газоочистные и пылеулавливающие сооружения для обеспечения удаления и использования промышленных выбросов. 3. Обязать Министерство здравоохранения разработать совместно с Министерством электростанций, Министерством металлургической промышленности, Министерством промышленности строительных материалов ... план мероприятий на 1950 г. по строительству газоочистных, пылеулавливающих и рекуперационных установок на промышленных предприятиях... <...> 4. Запретить министерствам и ведомствам вводить в действие новые предприятия, отдельные цехи или агрегаты, выбрасывающие в атмосферный воздух вредные газы, пары и пыль, без обеспечения очистки промышленных выбросов. Допускать ввод в действие новых и восстанавливаемых предприятий, цехов и агрегатов, загрязняющих атмосферный воздух, только с разрешения Государственной санитарной инспекции СССР. <...> 6. Обязать Министерство металлургической промышленности, Министерство лесной и бумажной промышленности, Министерство химической промышленности ... организовать в подчиненных им научно-исследовательских институтах и лабораториях начиная с 1949 г. разработку методов газоочистки, пылеулавливания и рекуперации. Возложить координацию научно-исследовательской работы по очистке промышленных выбросов на научно-исследовательский институт по промышленной и санитарной очистке газов Министерства химической промышленности и Государственную санитарную инспекцию, обязав их издавать ежегодно сборники материалов по вопросам очистки промышленных выбросов в атмосферу. 7. Обязать Министерство высшего образования ввести в 1949 г. в программы химических, металлургических и энергетических вузов обязательный курс по газоочистке, пылеулавливанию и рекуперации. 8. Разрешить Министерству здравоохранения организовать в составе Государственной санитарной инспекции группу ... для контроля за санитарной охраной атмосферного воздуха от загрязнений промышленными выбросами. <...> 9. Поручить Гостехнике СССР совместно с Госпланом СССР, Министерством здравоохранения, Министерством высшего образования, ВЦСПС, Академией наук СССР и заинтересованными министерствами и ведомствами разработать ... перспективный план мероприятий по эффективной организации борьбы с загрязнением воздуха, водоемов и почвы промышленными выбросами и отходами, предусмотрев в нем: а) рекомендацию всем министерствам и ведомствам принципов, на которых должны основываться технические и технологические способы борьбы с загрязнениями воздуха, водоемов и почвы промышленными выбросами и отходами; б) организацию выпуска необходимого для указанных целей оборудования, приборов, в том числе приборов автоматического контроля по определению вредных и опасных концентраций вредностей в воздухе, а также перечень предприятий, на которые должно быть возложено производство указанного оборудования и приборов; в) улучшение подготовки научно-технических, научных и педагогических кадров по указанным вопросам; г) издание технических и санитарных нормативов, руководств и учебных пособий; д) очередность и сроки окончания работ по строительству очистных сооружений и установок на всех действующих промышленных предприятиях, не имеющих этих сооружений и установок. <...> Печатается по тексту:Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства, 1917–1978 гг. / Сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. М.: Политиздат, 1979. (С. 95–98).
О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ СССРИз постановления Совета Министров СССР 22 апреля 1960 г. <...> В целях упорядочения комплексного использования и охраны водных ресурсов страны, а также скорейшей ликвидации загрязнения водоемов Совет Министров СССР постановляет: 1. Возложить на советы министров союзных республик ответственность за плановое использование поверхностных и подземных вод на территории союзной республики, за охрану их от истощения, засорения и загрязнения промышленными, бытовыми и другими сточными (дренажными, отработанными) водами и сбросами <...> 3. Запретить приемку и ввод в постоянную и временную эксплуатацию предприятий, цехов и агрегатов, сбрасывающих сточные воды, без выполнения мероприятий, обеспечивающих очистку и обезвреживание этих вод. При этом установить, что пуск указанных предприятий, цехов и агрегатов допускается только с разрешения Государственной санитарной инспекции. <...> 4. Советам министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР и совнархозам: а) предусматривать в планах начиная с 1961 г. выделение капитальных вложений и материально-технических средств целевым назначением на проведение мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов и на ликвидацию загрязнения водоемов, взяв на учет все промышленные предприятия и другие объекты, загрязняющие водные источники; б) проверить в двухмесячный срок состояние устройств по очистке и обезвреживанию сточных вод на действующих предприятиях и установить сроки приведения этих устройств в течение 1960–1963 гг. в исправное состояние, обеспечив их эффективное использование. Одновременно организовать систематический лабораторный контроль за работой очистных сооружений и обезвреживающих устройств; в) не допускать на действующих предприятиях увеличение количества сточных вод и сбросов или ухудшение их качества без предварительного проведения всех необходимых технических мероприятий по очистке и обезвреживанию сточных вод и других сбросов; г) запретить сверхплановые вырубки горных лесов, имеющих водоохранное значение, а также обеспечить восстановление растительного покрова и в первую очередь леса, как наиболее действенного средства борьбы с эрозией почв;... <...> 8. Обязать Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР совместно с Главным управлением гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР, Министерством строительства электростанций, Министерством транспортного строительства, Министерством сельского хозяйства СССР и Министерством речного флота РСФСР составить с учетом перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 20 лет план по развитию и изучению водных ресурсов СССР. 9. Возложить на Министерство строительства электростанций разработку по поручению Государственного научно-экономического совета Совета Министров СССР схем использования и охраны водных ресурсов как в целом по стране, так и по отдельным республикам и особо важным водным бассейнам, а также составление генеральной перспективной схемы комплексного использования водных ресурсов страны и мероприятий по охране их на ближайшие 20 лет. <...> 12. Установить, что утверждение общесоюзных нормативов чистоты поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых нужд, производится Министерством здравоохранения, нормативов чистоты и режима рыбохозяйственных водоемов – Главгосрыбводом при Совете Министров РСФСР и нормативов чистоты и режима водоемов, используемых для нужд сельского хозяйства и животноводства, – Министерством сельского хозяйства по согласованию с Госпланом СССР. 13. Поручить Министерству здравоохранения ... утвердить правила охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения. 14. Установить, что основная работа по рационализации использования воды, по изысканию методов очистки и обезвреживания сточных вод предприятий отдельных отраслей промышленности должна проводиться в научно-исследовательских учреждениях, заводских лабораториях и цехах предприятий данной отрасли промышленности. 15. Возложить на Государственный научно-технический комитет ... координацию научно-исследовательских работ, направленных на уменьшение объема сбрасываемых предприятиями сточных вод и на усовершенствование технологических процессов производства, с целью использования ценных побочных продуктов, содержащихся в сточных водах. 16. Обязать Госстрой СССР обеспечить: а) расширение деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии в области водоснабжения и водоотведения, очистки и обезвреживания сточных вод, сбрасываемых промышленными предприятиями; <...> 17. В целях объединения и развития научных исследований в области использования и охраны водных ресурсов и борьбы с вредным воздействием вод предложить советам министров союзных республик организовать в составе академий наук союзных республик специальные научные учреждения по указанным вопросам на базе объединения имеющихся в республике научно-исследовательских учреждений, ведущих аналогичные работы, с соответствующим укреплением научно-исследовательской базы. <...> 18. Обязать Министерство высшего и среднего специального образования включить в программы специальных дисциплин соответствующих высших и средних специальных учебных заведений вопросы очистки и обезвреживания сточных вод, с учетом специфики производства. 19. Обязать министерства и ведомства СССР и совнархозы разработать и осуществить к 1963 г. мероприятия по предотвращению загрязнения водоемов сточными водами от пропарки и промывки железнодорожных цистерн из-под нефтяных и химических продуктов, а также загрязненными водами, сбрасываемыми морскими и речными судами. <...> 21. Поручить Госплану СССР и Министерству финансов ... пересмотреть действующую систему взимания штрафов за спуск неочищенных сточных вод, имея в виду, что действующая система штрафных санкций недостаточно способствует проведению мер по ликвидации загрязнения водоемов <...> Печатается по тексту:Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства, 1917–1978 гг. / Сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. М.: Политиздат, 1979. С. 107–111.
ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА<...> Продолженная в 1993 г. работа по оценке состояния здоровья населения Дрогобужского промузла (Смоленская область) показала, что среди новорожденных процент недоношенных детей в 2 раза, а уровень врожденных аномалий в 2–3,4 раза выше, чем в контрольном районе. <...> <...> На здоровье населения оказывает неблагоприятное влияние также использование для централизованного водоснабжения подземных вод с различным содержанием минеральных составляющих без соответствующей водоподготовки. В Саратовской области общее солесодержание на уровне 1500 – 3000 мг/л привело к нарушению деятельности мочевыделительной системы у детей раннего и подросткового возраста. <...> <...> Среди взрослого населения отмечен повышенный уровень заболеваемости почек – в 3 раза по числу дней заболеваемости и в 1,2 раза по числу случаев на 100 работающих. <...> <...> При сравнении здоровья населения районов с разным химическим составом питьевых вод установлено, что питьевая вода гидрокарбонатного класса группы кальция с минерализацией 133,5 мг/дм3. и жесткостью 1,3 мг-экв дм3 обусловливает отставание физического развития детей. <...> <...> У населения Кировограда в два раза выше распределение новообразований, психических расстройств, болезней, связанных с врожденными аномалиями сердечно-сосудистой системы. <...> <...> Концентрации формальдегида в обследованных нами квартирах г. Москвы колебались от 0,004 до 0,075 мг/м3, что превышает действующий норматив для жилых помещений до 7,5 раза. Концентрации фенола в ряде квартир превышали ПДК до 15 раз, стирола – до 10. Выявлена прямая связь содержания этих веществ в воздушной среде помещений с насыщенностью полимерными строительными и отделочными материалами (коэффициент корреляции 0,7; 0,56; 0,67 соответственно), которые и являются внутренними источниками загрязнения. <...> <...> Сравнительное исследование грибкового и бактериального загрязнения внутрижилищной среды в квартирах здоровых людей и больных бронхиальной астмой с сенсибилизацией жилища на аллергены показало, что уровень грибкового загрязнения в квартирах больных на 69,6%, а бактериального на 48,6% выше, чем в квартирах здоровых. <...> Печатается по тексту:Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С.Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа)//Зеленый мир. 1994. № 29.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ЖИЛИЩ<...> Оздоровление жилой среды включено в число 4 основных направлений, по которым должна вестись противораковая борьба в Европе, чтобы к 2000 году сократить смертность от рака среди лиц моложе 65 лет на 15%. <...> <...> Эксперты ВОЗ пришли к выводу что качество воздуха, характерное для внутренней среды различных построек и сооружений, оказывается более важным для здоровья человека и его благополучия, чем качество воздуха вне помещения. <...> (С.4) <...> Факторы, влияющие на качество воздушной среды жилища: 1. Наружный воздух и вещества, поступающие с ним в помещение; 2. Соединения, выделяющиеся из строительных конструкций и почвы, на которой построено здание (последнее особенно важно для первых этажей); 3. Продукты деструкции полимерных материалов, использованных при изготовлении предметов домашнего обихода, полов, покрытия стен и т.п.; 4. Продукты неполного сгорания природного газа, образующиеся при пользовании газовыми плитами и другими газонагревательными приборами (при печном отоплении набор веществ зависит от типа топлива: уголь, брикеты, дрова и т.д.); 5. Продукты табакокурения; 6. Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; 7. Вещества, образующиеся при пользовании средствами личной гигиены, моющими средствами и т.п.; 8. Пестициды, применяющиеся в помещениях с различными целями; 9. Соединения, поступающие в воздух в процессе индивидуальной трудовой деятельности (хобби); 10. Антропотоксины – вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма человека; 11. Вещества, загрязняющие верхнюю одежду, особенно если это рабочая одежда, в которой человек работал на вредном производстве (асбестоперерабатывающее, химическое, нефтеперерабатывающее и многие другие); 12. Летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде. <...> <...> Эксперты Международного агентства по изучению рака (МАИР) – специализированного органа Всемирной организации здравоохранения, специально созданного в 1965 году для всестороннего изучения проблемы рака, разделяют канцерогенные факторы химической природы на четыре группы. В 1-ю включаются факторы, несомненно канцерогенные для человека. Во 2-ю (2А и 2В) объединены факторы, потенциально канцерогенные для человека: в группу 2А – с большей, а в группу 2В – с меньшей степенью доказанности. В группу 3 включены те из них, которые пока не могут быть классифицированы с точки зрения их канцерогенности для человека. Наконец, в группу 4 включаются факторы, для которых существуют достаточные доказательства отсутствия канцерогенной опасности для человека. За 25 лет, прошедших с начала этой титанической работы, число веществ, отнесенных к 1-й группе, выросло в три раза, а ко 2-й – даже в 13 раз. В сумме же они составляют около 300 канцерогенных факторов.<...> Таблица 29. Некоторые канцерогенные вещества, обнаруженные в воздухе жилища, и их распределение в соответствии с классификацией экспертов МАИР
<...> Радон-222 является продуктом распада радия-226 – радиоактивного вещества, распространенного повсеместно, но встречающегося в грунтах (почвах) разного состава в различных концентрациях. Когда специалисты говорят о радоне, то подразумевают не только сам радон, но и продукты его распада <...>.
Схема превращения радия-226 в радон и его
дочерние продукты (Г-годы, Д-дни, М-минуты, С-секунды). Ra-226– Rn-222 – Po-218 – Pb-214 – Bi-214 – Po-214 – Pb-210 1620 Г 3,82 Д 3,05 М 26,8 М 19,7 М 0,000104С 22 Г
Последствия для здоровья человека, связанные с действием на организм радона, сходны с теми, что характерны для действия радиоактивного излучения. <...> <...> Относительный вклад источников формирования “радоновой нагрузки” в жилище может быть представлен следующим образом: Грунт под зданием и стройматериалы – 78% Наружный воздух – 13% Вода, используемая в доме – 5% Природный газ – 4% Основными профилактическими мероприятиями, предупреждающими проникновение в помещение и накопление там радона, являются прежде всего герметизация пола и стен подвальных и полуподвальных помещений с одновременной организацией эффективного их проветривания, а также проведение аналогичных мероприятий в остальных помещениях дома. <...> <...> Министерство здравоохранения Российской Федерации установило следующие контрольные уровни радона в жилищах (количественная оценка дается в беккерелях (Бк): 1 Бк равен 1 распаду в секунду; для воздуха активная концентрация радона выражается в Бк/м3): Во вновь строящихся домах – не более 100 Бк/м3 Для существующих жилищ – не более 200 Бк/м3 Если не удается снизить концентрацию ниже 400 Бк/м3, решается вопрос о переселении жильцов. <...> (С. 24–32)
<...> Важной особенностью полимерных и синтетических материалов является то, что они выделяют в окружающую среду различные химические вещества (формальдегид, фенол, акрилаты, фталаты, бензол, ксилол, толуол, бутилацетат и т.д.), причем некоторые из этих веществ обладают канцерогенными свойствами. Формальдегид очень часто присутствует в воздухе жилых и общественных помещений, куда он поступает главным образом из древесностружечных плит, сделанных с использованием формальдегидных клеев, пеноизоляционных материалов, мебели, ковровых и текстильных изделий и т.д. На основе формальдегида изготавливают карбамидные, фенольные, полиацетатные и другие пластики и смолы. Формальдегид содержится также в табачном дыме, продуктах горения газа и т.д. Присутствие формальдегида может вызывать раздражение слизистых оболочек глаз, горла, верхних дыхательных путей, а также головную боль и тошноту. <...> <...> ...Относительно малые концентрации токсичных соединений, действующие на организм человека в течение длительного времени, наносят больший вред, чем высокие концентрации, которые легко обнаруживаются и в отношении которых можно достаточно быстро принять меры по их устранению. <...> (С. 32–37)
<...> Асбест – это природный волокнистый материал, известный с античных времен. Существует шесть форм асбеста, отличающихся по структуре, химическому составу, геологическому происхождению, а также по цвету (белый – хризотил, голубой – кроцидолит, коричневый – амозит). Первые сведения о том, что он может быть опасен для здоровья человека, появились только в начале ХХ века, а в 30-х годах было описано хроническое заболевание легких – асбестоз. Проблема асбеста действительно привлекла огромное внимание после того, как в 50-х годах была доказана повышенная заболеваемость раком легких у работников асбестодобывающих и асбестоперерабатывающих предприятий.<...> <...> Асбест является доказанным для человека канцерогеном, он может вызывать у работников, контактирующих с ним, рак легких. Исследования показали, что опухоли вызывают микроскопические обломки волокна диаметром меньше 3 мкм, а длиной свыше 5 мкм. Попадая в легкие, они внедряются в легочную ткань и способствуют возникновению опухолей. Для асбеста характерен длительный период между началом действия асбестовых волокон и возникновением заболевания (так называемый латентный период) – около 30 лет. <...> <...> Однако при этом всегда надо помнить, что речь идет прежде всего о высоких концентрациях асбеста, встречающихся на производстве. Опасность возникновения опухоли легкого может быть также высокой, когда населенные пункты располагаются в местах выхода на поверхность месторождений асбеста, как это имеет место, например, в Турции – классический пример, многократно описанный в онкологической литературе. В этом случае почва, дороги, воздух, вся окружающая человека среда наполнены волокнами, концентрация которых достаточно высока. <...> <...> Степень опасности для человека в случае применения асбестосодержащих материалов в жилище несравненно меньше. В квартирах достаточно часто используются асбестоцементные плиты. Пока они целы, покрыты обоями, краской и т.п., опасности для здоровья не представляют. Если же плиты начинают крошиться, растрескиваться, ломаться, нужно их укрепить, покрыть склеивающим или изолирующим составом. Степень безопасности асбестосодержащих изделий увеличивается, если они покрыты связывающим, изолирующим от воздуха составом. <...> (С. 37–40)
<...> Экспертами Международного агентства по изучению рака (Лион) табачный дым признан безусловно канцерогенным для человека. Считается, что 85% случаев смерти от рака легкого, до 30–40% случаев смерти от рака мочевого пузыря и почек, 50–70% – от рака пищевода, глотки, ротовой полости и т.д. могут быть обусловлены курением. <...> <...> При горении сигареты (папиросы) образуются два потока дыма: основной и побочный. Основной поток, возникающий на горящем конце сигареты во время затяжки, проходит через весь табачный стержень и попадает в легкие курильщика. Побочный же образуется на горящем конце в период между затяжками и выделяется в окружающий воздух. Эти потоки отличаются по своему химическому составу. В побочном потоке содержится много канцерогенных нитрозаминов – большой группы соединений, канцерогенность некоторых из них показана на 40 видах животных, включая обезьян. <...> <...> По некоторым оценкам, только пребывание в течение 4 часов в сильнонакуренной комнате равносильно выкуриванию 1–2 сигарет. Вдыхание табачного дыма, поступившего в воздух жилища, наносит вред иммунной системе детей, увеличивает чувствительность к инфекциям, у них нарушается функция легких, чаще бывают пневмонии и бронхиты. В “Журнале Национального института рака” (США) были опубликованы результаты исследования, подтвердившие учащение рака легких у никогда не куривших женщин, которые в детстве и юности жили вместе с родственниками-курильщиками. Окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, бензол, никотин, формальдегид, бенз(а)пирен – вот только несколько соединений из почти 4000 (!) веществ, обнаруженных в табачном дыме и включающих радиоактивные, канцерогенные и другие весьма опасные для человека вещества, которые могут способствовать возникновению опухолей. Приведем отрывок из интервью детского онколога профессора Л.А. Дурнова журналу “Вестник надежды” (1993 г.) :“...когда мать курит в присутствии ребенка, ребенок тоже курит: когда мы делаем анализ крови у ребенка курящей матери, мы всегда обнаруживаем повышенное содержание канцерогенов. <...> (С. 37–40)
<...> С возникновением опухолей долгое время связывали лишь воздействие электромагнитных излучений (ЭМИ) гипервысокого диапазона (от ультрафиолетового до гамма-излучения). Здесь можно назвать, в частности, широко известный “рак рентгенологов”, вызывавшийся действием рентгеновского излучения. В 1979 г. американские ученые Wertheimer, Leeper опубликовали статью, в которой утверждали, что электромагнитные поля сверхнизких частот (50–60 Гц), действуя на детский организм, могут привести к возникновению опухолей, в частности лейкозов. По их наблюдениям лейкозы возникали в 2–3 раза чаще у детей, которые жили ближе к линиям высоковольтных электропередач (ЛЭП) и, следовательно, в большей мере были подвержены влиянию электромагнитных полей. Эксперты МАИР подчеркнули, что полученные результаты противоречивы и не позволяют сделать окончательный вывод. <...> <...> По мнению специалистов, продолжительность одного занятия на компьютере для детей в возрасте 6 лет не должна превышать 15 минут, для детей 7–9 лет – 60 минут и для детей 10–13 лет – 90 минут. <...> (С. 52–56) Печатается по тексту:Ильницкий А.П.Канцерогенные факторы жилища (эколого-гигиенические аспекты). М., 1995. 62 с. |
|