|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕОт составителя В разделе приводится всего три документа. Тбилисская декларация 1977 г. заложила основы развития экологического образования в мире. В ней определено первостепенное значение этой деятельности среди множества других забот по охране природы и найдены принципиальные подходы для успешного и быстрого изменения мировоззрения населения по нетрадиционным аспектам жизнедеятельности. Два других документа дают представление о различных подходах к экологическому образованию, которое до сих пор остается динамично развивающимся и еще неустоявшимся разделом общего образования.
ТБИЛИССКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ(1-я Всемирная межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды) The World's First Intergovernment Conference on Environmental Education (Организаторы ЮНЕСКО и ЮНЕП. Тбилиси. 14–26 окт. 1977 г. 265 делегатов и 65 наблюдателей из 68 стран) Резюме: <...> За последние несколько десятилетий настолько возросла интенсивность преобразования человеком окружающей среды, что стал нарушаться равновесный ход природных процессов. В итоге целые виды живых существ оказались под давлением обстоятельств, вызывающих необратимые последствия. Декларация конференции ООН по окружающей человека среде (Стокгольм, 1972) провозгласила в качестве насущной цели человечества “защиту и улучшение окружающей среды для ныне живущих и будущих поколений”. Образование, опирающееся на достижения науки и технологии, должно играть ведущую роль в обеспечении озабоченности и лучшего понимания проблем окружающей среды. Оно должно способствовать накоплению положительных сдвигов в отношении к окружающей среде и использовании народами собственных природных ресурсов. Образование в области окружающей среды следует проводить для всех возрастов и на всех уровнях, как в формальных, так и неформальных сферах. Образование в области окружающей среды должно подготовить каждого к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, а также снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни и окружающей среды со всей ответственностью, диктуемой этическими нормами. Используя системный подход, опирающийся на междисциплинарную базу, образование в области окружающей среды способствует воспитанию представлений о тесной взаимосвязи мира природы и мира, созданного трудом человека. Оно помогает осознать то, к каким последствиям завтра приведут конкретные поступки сегодня. Оно демонстрирует зависимость народов друг от друга и необходимость объединения усилий всего человечества. Образование в области окружающей среды должно быть нацелено на внешнюю общественную активность. Оно должно направлять каждого на активное учстие в разрешении специфических конкретных проблем, на включение в осмысленную деятельность по построению лучшего будущего.
Конференция одобрила следующие цели, задачи и основные принципы: Цели Усиливать озабоченность (и осведомленность) по поводу экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских регионах. Вырабатывать у каждого <...> способность добывать знания, оценки, навыки, обязательства и мастерство, необходимые для защиты и улучшения собственной окружающей среды. Создавать новые виды поведения личностей, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.
Категории эколого-образовательных задач: УВЕРЕННОСТЬ – помочь социальным группам и личностям обрести способность свободно ориентироваться в проблемах, связанных с окружающей средой. ЗНАНИЯ – помочь социальным группам и личностям получить представления о разнообразии явлений в окружающей среде и понимание основных механизмов возникновения в окружающей среде проблем. СТРЕМЛЕНИЕ – помочь социальным группам и личностям приобрести необходимые ценностные установки по отношению к окружающей среде, а также мотивации к активному участию в улучшении и защите окружающей среды. НАВЫКИ – помочь социальным группам и личностям обрести навыки выявления и разрешения проблем в окружающей среде. УЧАСТИЕ – обеспечить социальным группам и личностям возможность активно включаться на всех уровнях в работу по решению проблем окружающей среды.
Основные принципы образования в области окружающей среды: 1. Рассматривать природную среду в ее единстве – природном, преобразованном трудом человека, технологическом и социальном (экономика, политика, история и культура, мораль, этика). 2. Быть непрерывным, начиная с раннего детства и пронизывая все формальные и неформальные уровни. 3. Быть в принципе междисциплинарным, накладываясь на специфическое содержание каждого предмета, но с целостной перспективой, с ориентацией на всеобщее равновесие. 4. Изучать основные разделы проблем окружающей среды под углом зрения и локальным, и национальным, и региональным, и международным, так чтобы учащиеся овладевали способностью вникать в сущность проблем своей географической зоны. 5. Сосредоточиваться на текущих и злободневных ситуациях в окружающей среде с непременной оценкой их в исторической перспективе. 6. Развивать убежденность в ценности и необходимости локального, национального и международного сотрудничества в предупреждении и решении проблем окружающей среды. 7. Непременно рассматривать проблемы окружающей среды при любом планировании роста и развития. 8. Давать возможность учащимся принимать участие как в планировании учебного процесса, так и в принятии решений и расплате за их последствия. 9. Прививать восприимчивость к окружающей среде, знания, навыки в решении проблем, выявление ценностных установок в любом возрасте, но особое внимание уделять восприимчивости учащегося к своему собственному окружению в раннем возрасте. 10. Помогать учащимся выявлять признаки и истинные причины проблем окружающей среды. 11. Подчеркивать сложность проблем окружающей среды и в связи с этим необходимость развития навыков критического мышления и решения проблем. 12. Использовать разнообразные обучающие средства и все доступные педагогические подходы к образованию и воспитанию в области окружающей среды с особым упором на практическую активность и непосредственное участие. <...>(С. 185–230)
Печатается по тексту:Проблемы образования в области окружающей среды (Материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14–26 октября 1977 г., Тбилиси). М: ГКНТ СССР, 1979. 279 с.
КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ<...> Отражение основных положений экологии в педагогике и школьной практике определилось в форме экологического образования. Этот термин возник в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века и в известной мере является синономом словосочетания “образование в области окружающей среды”. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Однако развитие экологического образования сдерживает ряд обстоятельств: – укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения; – бедственное и кризисное состояние экономики и социально-природной среды; – рост правонарушений, связанный с нарушением природоохранного законодательства, нередко не имеющего юридической силы; – низкая экологическая грамотность педагогических кадров; – неотлаженность механизмов внедрения научно-педагогических разработок в школьную практику. <...> (С. 4)
<...> Экологическое образование ставит своей целью формирование ответственного отношения учащейся молодежи к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах. 1. Ответственность за сохранение естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека. 2. Ответственность за свое здоровье и здоровье других людей. 3. Активная созидательная деятельность по изучению природной среды, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье. <...>
<...> Сложность и многоаспектность формирования экологической ответственности подрастающих поколений определяет совокупность и взаимосвязь педагогических задач:
обучения – формирования знаний о единстве живой и неживой природы; об экологических проблемах и способах их разрешения; развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
воспитания – привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, настойчивости в достижении экологических целей; способности нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развития в интеллектуальной сфере – способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. <...> (С. 5–6)
<...> Цели и задачи экологического образования основываются на ряде принципов, которые согласуются с общими принципами дидактики и отражают специфику экологического образования.
Принцип научности предполагает достоверную информацию об оптимальных условиях среды жизни человека. Это требует раскрытия природных и социальных явлений в их взаимодействии. Единство природы и человеческого общества в широком космическом понимании их эволюции, развитие учения В.И. Вернадского о био- и ноосфере являются методологической основой принципа научности в экологическом образовании.
Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни. Он выражает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф. Принцип реализуется через раскрытие путей коэволюции общества и природы, через идеи ноосферы. Методологической основой этого принципа является утверждение о единстве и противоречии в отношениях человека к природе и человека к человеку.
Принцип раскрытия глобальных, региональных и краеведческих аспектов экологических проблем вытекает из особенностей восприятия экологических проблем разного уровня. Локальные (местные) проблемы в большей степени затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные – их разум. Осознание причин и следствий местных экологических проблем требует понимания их взаимосвязи с региональными, глобальными проблемами.
Принцип “интеграции” вытекает из педагогической необходимости объединенных подходов к содержанию экологического образования и экологической деятельности учащихся.
Принцип непрерывности направлен на организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, их преемственности. Каждый из этапов экологического образования имеет свои особенности подготовки учащихся. Так, дошкольные учреждения развивают у детей чувственно-эмоциональное восприятие природы, воспитывают гуманные чувства доброты, сострадания ко всему живому, бережное отношение к ним. Начальное школьное образование, опираясь на дошкольный опыт экологической подготовки детей, углубляет чувственно-эмоциональное восприятие природы, формирует элементарные знания об окружающей среде. На средней и старшей ступенях обучения учащиеся овладевают знаниями закономерностей природных и социальных систем, которые обеспечивают жизнепригодные качества окружающей среды. Непрерывность процесса экологического образования включает воздействие на учащуюся молодежь разнообразных источников информации и самообразования.
Принцип систематичности предполагает прежде всего разработку системы содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования.<...> (С. 6–9)
<...> Содержание экологического образования носит интегративный характер, имеет самостоятельное значение и одновременно связано с основными традиционными предметами, областями знаний. Обширность теоретической и прикладной информации, охватываемой современной экологией, требует выделения, с одной стороны, ядра базисного содержания общего экологического образования, и с другой – экологически профильного. Кратко это можно выразить в четырех блоках.
Первый блок включает понятия классической экологии биологических систем (табл. 31). В этот блок можно также отнести знания глобальной экологии. Они включают законы функционирования биосферы (табл. 32) как космопланетарной системы, в которой осуществляется взаимодействие космических и планетарных явлений.
Таблица 31. Основные понятия и проблемы экологии биологических систем
Таблица 32. Основные понятия и проблемы глобальной экологии
Второй блок составляют знания и ценностные ориентации, связанные с экологией человека (табл. 33). Основополагающими в этом блоке являются знания об экологических факторах здоровья, их зависимости от условий окружающей среды.
Таблица 33. Основные понятия и проблемы по медицинской экологии и экологии человека
Третий блок содержания экологического образования отражает положения социальной и исторической экологии (табл. 34). Ведущее место в этом блоке занимает идея В.И. Вернадского о том, что живое вещество неразрывно связано с геобиосферными процессами и не может быть от них независимым.
Таблица 34. Основные понятия и проблемы социальной и исторической экологии
Четвертый блок включает экологические обобщения философского уровня, основу которых составляет триада :” природа – человек – общество”. Природа рассматривается в трех аспектах: 1) единственная “привычная” в эволюционном плане среда человека, обеспечивающая его оптимальное психофизическое состояние; 2) источник предметов и средств труда; 3) фактор интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. Таким образом, природа характеризуется как естественная среда существования и продолжения человеческого рода. Философскому осмыслению подвергаются экологически-ценностные ориентации, принципиально отличные от традиционных (табл. 35). Таблица 35. Система традиционных и экологических ценностей
Помимо общего базисного экологического образования перспективно развивать профильное, а также углубленное экологическое образование. Его содержание будет зависеть от характера профиля – сельскохозяйственная экология, экология города (табл. 36). Возможны и иные направления.
Таблица 36. Основные понятия и проблемы прикладной экологии
<...> (С. 9–16) Печатается по тексту:Экологическое образование в школе. Концепция. Московский департамент образования. М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1994. С. 31. |
|