МНЭПУМеждународный Независимый
Эколого-Политологический Университет
(МНЭПУ)

   English|German|win-koi|

 НОВОСТИ|ТЕЛЕФОНЫ|ПОСТУПИТЬ|ФАКУЛЬТЕТЫ|ОБУЧЕНИЕ|ЭЛ. БИБЛИОТЕКА|КАРТА СЕРВЕРА|

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

От составителя

В данном разделе приведены лишь отдельные документы из множества, касающихся государственного регулирования хозяйственного воздействия на человека и окружающую среду. Безусловно, основным документом до принятия Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” было постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1972 г. “Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов”, которое приведено в хрестоматии с некоторыми сокращениями. В предшествовавший этому постановлению период был принят целый ряд государственных уложений, в том числе Закон РСФСР “Об охране природы” 1960 г. Некоторое представление о характере и степени детальности разрабатываемых в то время вопросов дает постановление “О мерах по ограничению шума в промышленности” 1960 г. Для более полного изучения развития административного регулирования рационального природопользования рекомендуется использовать сборник “Об охране окружающей среды” 1979 г., в котором приведены все основные законы и постановления в этой области с 1917 по 1978 г.

В последние 5 лет приняты десятки законов, постановлений и распоряжений по охране природы, опубликованные в официальной печати или имеющиеся в РЭФИА. (Всего 1355 с июля 1990 г. по август 1996 г.). Особое значение среди них имеет Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” от 19 декабря 1991 г. (Российская газета. 1992. 3 марта (а также см.: Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 2. Дополнение.) М.: Мир, 1993. С. 305–328.)

Необходимо обратить внимание также на следующих три закона:

Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. // Зеленый мир. 1995. № 10.

О животном мире: Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. // Российская газета. 1995. 4 мая. № 86.

О плате за землю: Закон РСФСР от 11 октября 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 14 февраля 1992 г., от 16 июля 1992 г., от 9 августа 1994 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44; То же издание. 1992. № 10, 34; Российская газета. 1994. 13 августа.

Помимо законодательных актов в современной практике природоохранного регулирования большое значение имеют экологическая экспертиза и оценка воздействия хозяйственных объектов на окружающую среду (ОВОС). В хрестоматии приводятся соответствующие постановления, а также краткая справка о предыстории ОВОС.

Об опыте зарубежных стран можно судить по лаконичному обзору “Принципы и инструментарий права охраны окружающей среды в Федеративной Республике Германия”.

 

О МЕРАХ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ШУМА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Постановление Совета Министров СССР

2 февраля 1960 г.

<...> В целях принятия неотложных мер к ограничению шума в промышленности Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Обязать Государственный комитет ... по авиационной технике, Государственный комитет ... по автоматизации и машиностроению, Государственный комитет ... по оборонной технике, Государственный комитет ... по радиоэлектронике, Государственный комитет ... по судостроению, Государственный комитет ... по химии, Госстрой СССР, советы министров союзных республик, совнархозы, министерства и ведомства:

а) обеспечить включение в технические задания по разработке новых технологических процессов, машин, оборудования и приборов требований по ограничению шума в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами по ограничению шума на производстве, утвержденными Государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР;

б) обеспечить включение в планы работ отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций:

разработку новых видов промышленного оборудования взамен применяемого, работа которого сопровождается интенсивным шумом, неустранимым в источнике его образования (ткацкое, метизное, кузнечно-прессовое и другое оборудование);

создание типовых малошумных узлов оборудования <...>

изыскание и внедрение новых малошумных технологических процессов взамен существующих процессов, снижение шума которых технически неосуществимо <...>

изыскание и внедрение новых звукоизолирующих и виброизолирующих материалов, с использованием местного сырья и отходов промышленности;

в) обеспечить начиная с 1962 г. комплектование дистанционным управлением машин, шум которых не может быть ослаблен в его источнике.

2. Обязать Госстрой СССР:

а) включить в план важнейших научно-исследовательских и экспериментальных работ в области строительства <...> изыскание новых звукопоглощающих материалов, а также разработку новых типовых чертежей и альбомов шумозаглушающих и виброизолирующих устройств <...>

б) установить для проектных организаций порядок, при котором в проектах промышленных предприятий должны предусматриваться меры к ослаблению шума до допустимого уровня на рабочих местах, а также по устранению передачи шума в соседние помещения и за пределы зданий.

3. Обязать Государственный комитет ... по автоматизации и машиностроению с привлечением заинтересованных министерств и ведомств ... определить перечень и количество шумометрической аппаратуры, подлежащей изготовлению в 1961–1965 гг. <...>

4. Советам министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР обеспечить в 1960 г.:

а) выявление эксплуатируемого оборудования и технологических процессов, уровень шума которых превышает санитарные нормы, и разработку плана мероприятий по ограничению производственного шума;

б) проведение корректировки технической документации на выпускаемое оборудование, дополнив технические условия требованиями по ограничению шума, а паспорта изделий – характеристиками шума.

5. Обязать Академию наук СССР включать в тематические планы институтов проведение научно-исследовательских работ в области изыскания новых методов борьбы с производственным шумом, совершенствования методики акустических расчетов общих методов измерения шума, а также изыскания новых металлических сплавов, обладающих пониженной звучностью.

6. Обязать Министерство здравоохранения СССР:

а) провести исследования по изучению влияния шума на организм человека, необходимые для пересмотра и дополнения временных санитарных норм по ограничению производственного шума;

б) разработать систему профилактических мер по предупреждению профессиональных заболеваний, связанных с воздействием на организм человека интенсивного шума.

7. Поручить Министерству высшего и среднего специального образования рассмотреть вопрос о включении начиная с 1960/61 учебного года в учебные программы технических вузов курса “Производственный шум и борьба с ним” и об обеспечении выпуска специалистов по борьбе с производственным шумом.

Печатается по тексту:
Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства, 1917–1978 гг. / Сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. М.: Политиздат, 1979. (С. 105–107).

 

ОБ УСИЛЕНИИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И УЛУЧШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР

29 декабря 1972 г.

<...> В целях усиления охраны природы и улучшения использования природных ресурсов ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. <...> Советам министров союзных республик, ... крайисполкомам и облисполкомам, министерствам и ведомствам СССР усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов, установив систематический контроль за проведением работ по борьбе с эрозией почв, за правильным использованием колхозами, предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств, за соблюдением ими действующих правил по рекультивации земель, по предотвращению загрязнения и засоления почв, поверхностных и подземных вод, по сохранению водоохранных и защитных функций лесов, водорегулирующей роли торфяных массивов, по сохранению и воспроизводству животного и растительного мира, по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, по усилению борьбы с производственным и бытовым шумом... <...>

2. Установить, что:

а) Министерство сельского хозяйства СССР:

осуществляет государственный контроль за соблюдением ... земельного законодательства и порядка пользования землей;

несет ответственность за организацию охраны и рационального использования земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, входящих в систему министерства, правильного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, за развитие и широкое применение биологических средств борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и насаждений, за организацию экономного использования воды при орошении земель и осуществляет контроль за рекультивацией земель;

организует выполнение комплекса противоэрозионных мероприятий, включая работы по полезащитному лесоразведению;

осуществляет государственный контроль за проведением министерствами, ведомствами и гражданами мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями растений и за соблюдением установленных правил применения ядохимикатов, с тем чтобы не допускать попадания вредных веществ в сельскохозяйственную продукцию и накопления ее в почве и водоемах;

осуществляет контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства и за соблюдением действующего законодательства по сохранению и обогащению полезной флоры и фауны и по заповедному делу;

б) Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР:

несет ответственность за организацию рационального использования вод в народном хозяйстве и за охрану их от загрязнения, засорения и истощения, за технический уровень и повышение эффективности мелиоративных систем, за проведение работ по рассолению засоленных земель;

осуществляет в установленном порядке государственный контроль за рациональным использованием вод, за проведением мероприятий по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения, а также за работой очистных сооружений и сбросом сточных вод (промышленных, дренажных, коммунально-бытовых, сельскохозяйственных и др.);

разрабатывает проекты перспективных и годовых планов развития водного хозяйства СССР, схем комплексного использования и охраны вод, проекты водохозяйственных балансов, имеющих общесоюзное значение;

организует разработку схем охраны вод малых рек и верховьев горных рек;

в) Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР:

осуществляет государственный надзор за состоянием лесов и обеспечением рационального использования лесных ресурсов в стране, несет ответственность за воспроизводство и повышение продуктивности лесов, организацию охраны лесов от пожаров и своевременную их ликвидацию, за защиту лесов от вредных насекомых и болезней, за организацию охраны лесов от самовольных порубок и других действий, причиняющих ущерб лесу;

осуществляет контроль за охраной земель государственного лесного фонда и использованием их лесохозяйственными предприятиями и организациями и лесопользователями в соответствии с целевым назначением этих земель и за соблюдением правил лесопользования на территории государственного лесного фонда;

г) Министерство рыбного хозяйства СССР обеспечивает охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, а также охрану естественных богатств континентального шельфа страны;

д) Главное управление гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР несет ответственность за организацию службы наблюдений и контроля за уровнем загрязнения внешней природной среды и экстренной информации о резких изменениях уровня загрязнения вод и атмосферы;

е) Министерство энергетики и электрификации СССР, а также другие министерства, имеющие в своем ведении электростанции, несут ответственность за соблюдение подчиненными им электростанциями правил эксплуатации водоемов, а также сброса в водоемы вод и выброса в атмосферу дымовых газов тепловыми электростанциями;

ж) Министерство здравоохранения СССР осуществляет государственный контроль за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды, в том числе мероприятий по ликвидации и предупреждению загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для удовлетворения питьевых, бытовых, оздоровительных и иных нужд населения;

з) Министерство внутренних дел СССР:

осуществляет совместно с Министерством здравоохранения надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей;

оказывает соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства;

и) Министерство геологии СССР осуществляет контроль за охраной подземных вод от истощения и загрязнения;

к) Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору осуществляет контроль за охраной недр, правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов.

Ответственность за проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах от загрязнения несут советы министров союзных и автономных республик, облисполкомы, крайисполкомы и горисполкомы.

Советам министров союзных и автономных республик ... усилить контроль за проведением всеми предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности, мероприятий по охране природы и улучшению использования природных ресурсов, а также за строгим соблюдением всеми гражданами установленных правил охраны окружающей природной среды.

3. Обязать министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик обеспечить начиная с 1974 г. разработку проектов перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов <...>

4. Обязать Министерство черной металлургии, Министерство цветной металлургии, Министерство химической промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, Министерство промышленности строительных материалов и Министерство энергетики и электрификации осуществить в 1973–1975 гг. на подведомственных предприятиях мероприятия по уменьшению вредных выбросов в атмосферу.

5. Советам министров союзных республик разработать и осуществить в 1973–1975 гг. мероприятия по реконструкции и строительству газоочистных и пылеулавливающих установок на действующих предприятиях для ликвидации повышенного загрязнения атмосферного воздуха в городах. <...>

7. Возложить на Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике:

разработку совместно с соответствующими министерствами и ведомствами и утверждение планов исследований по научным основам рационального использования природных ресурсов и охраны природы. При разработке этих планов особое внимание уделять обеспечению перехода на качественно новые технологические процессы, дающие возможность более рационально использовать природные ресурсы и уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду;

координацию деятельности научных учреждений по разработке важнейших проблем рационального использования природных ресурсов и охраны природы;

обеспечение финансирования предусмотренных в планах важнейших научно-исследовательских работ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, а также контроль за их выполнением;

разработку прогнозов по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

8. В целях улучшения организации и координации научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по решению важнейших научно-технических проблем в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:

а) обязать Государственный комитет по науке и технике, Академию наук СССР, ... Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и Главное управление гидрометеорологической службы ... разработать ... научно-технический прогноз возможных изменений в биосфере в результате развития отраслей народного хозяйства на перспективу 20–30 лет, предусмотрев в нем мероприятия по максимальному предотвращению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду <...>

б) установить, что:

... ассигнования, выделяемые на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по решению важнейших научно-технических проблем в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, не могут быть использованы на другие работы без согласия Государственного комитета по науке и технике;

в) Государственному комитету по науке и технике совместно с Академией наук организовать при Комитете Междуведомственный научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Возложить на указанный Междуведомственный научно-технический совет:

анализ современного состояния охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов в СССР и за рубежом;

разработку ... предложений, направленных на улучшение использования природных ресурсов, сохранение и воспроизводство возобновляемых природных ресурсов и защиту окружающей природной среды;

рассмотрение предложений по установлению норм и правил по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей природной среды и по контролю за уровнем ее загрязнения;

методическое руководство работами, проводимыми министерствами и ведомствами СССР в области создания новых технологических процессов, позволяющих исключить или резко снизить вредные выбросы в водоемы, атмосферу и почву;

г) министерствам и ведомствам СССР обеспечить:

выделение материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных координационными планами, по решению основных научно-технических проблем в области рационального использования и охраны земель, водных и лесных ресурсов, улучшения защиты атмосферного воздуха от загрязнения вредными промышленными выбросами и выхлопными газами автомобильных двигателей, почв от эрозии и засоления, повышения рыбопродуктивности внутренних водоемов, создания и освоения производства новых, безопасных для человека и животных организмов химических препаратов, создания технологии, предотвращающей загрязнение внешней среды, недопущения загрязнения моря в результате судоходства, ликвидации последствий значительных аварийных разливов нефти на море <...>;

систематический контроль за выполнением этих работ. <...>

10. Главному управлению гидрометеорологической службы:

организовать общегосударственную службу наблюдений и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, почвы и водных объектов по физическим, химическим и гидробиологическим показателям и экстренной информации о резких изменениях уровня загрязнения атмосферы, почвы и вод;

обеспечивать заинтересованные организации систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы, почвы, водных объектов и о возможности их изменения под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий... <...>

11. Ввести с 1 июля 1973 г. государственный учет вод и их использования по единой для СССР системе.

12. Обязать министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик при составлении заданий на проектирование предприятий и сооружений предусматривать в них требования на разработку мероприятий, исключающих возможность отрицательного воздействия проектируемого предприятия на окружающую природную среду; при составлении заданий на проектирование новых технологических процессов предусматривать требования на резкое сокращение или полное исключение загрязнения атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками; при утверждении технических проектов на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий обеспечивать соблюдение этих требований.

13. Советам министров союзных республик:

установить в 1973–1974 гг. границы зеленых зон для городов, где такие зоны еще не установлены, а также границы водоохранных зон лесов и зон санитарной охраны водных источников;

обеспечить в 1973–1980 гг. проведение работ по расширению в городах и пригородных зонах площади зеленых насаждений;

строго ограничить отвод земельных участков в лесах зеленых зон городов, в лесных защитных полосах ... для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства;

подготовить ... и утвердить перечень и границы территорий, резервируемых для организации зон лечения, отдыха и туризма, а также правила эксплуатации этих территорий;

возложить охрану ... древесных насаждений, не входящих в состав государственного лесного фонда, на те предприятия, организации и учреждения, на землях которых они расположены;

принимать необходимые меры по предотвращению пожаров в лесах и на торфяных месторождениях.

14. Министерству лесной и деревообрабатывающей промышленности ... принять необходимые меры по ... уменьшению потерь древесины, а Государственному комитету лесного хозяйства усилить контроль за правильных ведением рубок леса и рациональным использованием лесозаготовительными организациями отведенного им лесосечного фонда.

15. В целях уменьшения потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, а также предупреждения загрязнения окружающей среды отходами производства:

а) обязать Министерство цветной металлургии, Министерство угольной промышленности ... и другие министерства, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые, утвердить по всем подведомственным предприятиям планы мероприятий, предусматривающие:

внедрение более эффективных способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение;

б) обязать Министерство химической промышленности, Министерство нефтедобывающей и нефтехимической промышленности и Министерство целлюлозно-бумажной промышленности обеспечить изготовление и своевременную поставку горнодобывающим предприятиям в необходимом ассортименте высококачественных флотационных реагентов, сорбентов и экстрагентов, позволяющих осуществить наиболее полное извлечение ценных компонентов при обогащении минерального сырья.

16. Возложить на Министерство химического и нефтяного машиностроения:

производство и комплексную поставку министерствам и ведомствам газоочистного и пылеулавливающего оборудования;

обеспечение организации производства нового, более совершенного оборудования для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ;

осуществление государственного контроля за работой газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях, независимо от их ведомственной подчиненности. <...>

23. <...> Главному управлению гидрометеорологической службы и Министерству здравоохранения разработать порядок предупреждения местных органов власти и руководителей промышленных предприятий о возможном повышении концентрации загрязнения в атмосфере в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.

24. Министерству автомобильной промышленности ... по согласованию с Министерством здравоохранения разработать ... проекты стандартов, устанавливающих предельно допустимые нормы содержания токсичных компонентов в выхлопных газах для вновь создаваемых и находящихся в эксплуатации автомобилей.

Государственному комитету стандартов рассмотреть и утвердить указанные стандарты.

25. Обязать Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения совместно с Министерством автомобильной промышленности разработать, изготовить и испытать ... эффективные конструкции пригодных для массового выпуска аппаратов для нейтрализации вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобильных двигателей, и организовать ... серийное производство таких аппаратов.

26. Советам министров союзных республик и министерствам и ведомствам СССР по согласованию с Министерством здравоохранения разработать и осуществить ... мероприятия по снижению токсичности выхлопных газов двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации, и доведению ее до установленных норм, имея в виду, в частности, организовать в крупных городах и городах-курортах необходимую сеть контрольно-регулировочных пунктов.

27. Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления разработать конструкции измерительной аппаратуры для контроля содержания окиси углерода и других вредных веществ в выхлопных газах автомобильных двигателей и организовать ... серийное производство данной аппаратуры... <...>

29. В целях предупреждения загрязнения почвы, водоемов и других объектов внешней среды ядохимикатами, применяемыми для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, а также вредными насекомыми и грызунами:

а) Министерству сельского хозяйства, ... Министерству здравоохранения СССР и советам министров союзных республик обеспечить строгое соблюдение колхозами, совхозами и другими предприятиями, а также гражданами установленных правил применения ядохимикатов.

Главному управлению гидрометеорологической службы обеспечить организацию наблюдения за изменениями в окружающей природной среде, вызываемыми применением ядохимикатов;

в) установить, что продажа ядохимикатов колхозам, совхозам, лесхозам и другим предприятиям и организациям должна производиться начиная с 1973 г. только на основании заключения местных органов служб защиты растений Министерства сельского хозяйства или Государственного комитета лесного хозяйства о целесообразности проведения химической обработки посевов, насаждений, водоемов и лесов;

г) установить, что при разработке новых ядохимикатов научно-исследовательские организации соответствующих министерств и ведомств должны разрабатывать методику определения остаточных количеств этих средств в воде, атмосферном воздухе, почве, а также в сельскохозяйственной продукции;

д) Министерству сельского хозяйства, Министерству рыбного хозяйства, Министерству здравоохранения, ... организовать ... силами подведомственных научно-исследовательских учреждений систематическое изучение влияния ядохимикатов на водные организмы и определить предельно допустимые концентрации их в рыбохозяйственных водоемах. <...>

31. Обязать Госстрой СССР:

усилить методологическое руководство разработкой и пересмотром нормативных документов по ... проектированию и строительству сооружений для ... очистки и обезвреживания сточных вод и для очистки вредных выбросов в атмосферу, исходя из передового отечественного и зарубежного опыта, необходимости максимального оздоровления внешней среды ... и уменьшения количества сточных вод и промышленных выбросов в атмосферу при одновременном снижении стоимости очистных сооружений... <...>

32. Обязать министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик при экспертизе и утверждении технических проектов строительства предприятий и сооружений и проектов планировки и застройки ... населенных пунктов обеспечивать соблюдение нормативных требований по очистке воды и сбрасываемых промышленных и бытовых стоков, по защите атмосферы от вредных промышленных выбросов, по утилизации, нейтрализации и сжиганию хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, по рациональной разработке полезных ископаемых и рекультивации земель <...>

46. Считать необходимым усилить среди населения распространение знаний по охране природы и разъяснение важности рационального использования ее богатств.

В этих целях Государственному комитету по телевидению и радиовещанию, Государственному комитету по делам издательств, полиграфии и книжной торговли ... расширить выпуск информационной, научно-популярной ... литературы и кинофильмов по вопросам охраны природы, усилить лекционную пропаганду, полнее освещать эти вопросы по радио и телевидению <...>

Министерству просвещения ... и другим министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, техникумы и профессионально-технические училища, усилить внимание к преподаванию основ природоведения, рационального использования и защиты окружающей природной среды во всех учебных заведениях.

47. Поручить Государственному комитету по науке и технике, министерствам и ведомствам СССР обеспечить активное участие соответствующих советских организаций в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области изучения окружающей природной среды и защиты ее от неблагоприятных воздействий. <...>

Печатается по тексту:
Об охране окружающей среды. Сборник документов партии и правительства, 1917–1978 гг. / Сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. М.: Политиздат, 1979. С. 223–238.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о государственной экологической экспертизе

(Утверждено постановлением Совета Министров –
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 942)

 

<...> 1. Государственная экологическая экспертиза организуется и осуществляется в соответствии с Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды”.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества.

3. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

4. Государственной экологической экспертизе подлежат:

– предплановые материалы, проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

– технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности;

– проекты комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

– материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации данных территорий;

– материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом;

– материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов;

– материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов;

– проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

5. Государственная экологическая экспертиза проводится:

– экспертными комиссиями, образованными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его подразделениями на местах;

– межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации совместно с органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств.

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его подразделения на местах могут привлекать на договорной основе предприятия, учреждения и организации, а также отдельных экспертов, в том числе сотрудников этих органов, для проведения государственной экологической экспертизы, заключения которых должны быть учтены в заключении экспертной комиссии.

Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

6. Экспертиза материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.

Положительное заключение экспертной комиссии является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы.

В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии и представлены на повторное рассмотрение.

7. Основаниями для повторного рассмотрения экспертной комиссией материалов по объектам экспертизы являются:

– решения судебных органов;

– изменение условий природопользования;

– доработка материалов с учетом замечаний экспертной комиссии.

8. Заключение экспертной комиссии является обязательным для всех юридических лиц и граждан. Контроль за исполнением требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контроля.

9. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации организует работу экспертных комиссий по проведению государственной экологической экспертизы:

– предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории Российской Федерации;

– проектов целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, связанных с воздействием на окружающую природную среду;

– проектов федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов;

– материалов комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программ по реабилитации этих территорий;

– технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями) и других проектов, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, а также сопредельных государств;

– проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность;

– проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу экспертных комиссий, образованных подразделениями Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на местах, а также межотраслевых экспертных комиссий в порядке координации и методического руководства (выборочно);

– материалов экологических обоснований лицензий и сертификатов.

10. Организация государственной экологической экспертизы объектов республиканского (республик в составе Российской Федерации), краевого, областного и местного значения осуществляется в соответствии с Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, законодательством республик в составе Российской Федерации и нормативными актами краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и методическое руководство организацией и осуществлением государственной экологической экспертизы.

11. Для обсуждения проблем обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации образует совет государственной экологической экспертизы, в состав которого входят ученые, специалисты, представители научных, общественных и других организаций. Решения совета государственной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.

12. Государственная экологическая экспертиза проводится за плату.

13. Финансирование работ по проведению государственной экологической экспертизы проводится за счет средств:

– республиканского бюджета Российской Федерации по объектам, строящимся за счет бюджетных средств;

– заказчиков объектов, которые строятся предприятиями, учреждениями, организациями за счет собственных средств, иностранных инвестиций, кредитов, средств юридических лиц и граждан.

14. Средства, поступающие от платы за проведение экологической экспертизы, используются на:

– оплату в установленном порядке труда внештатных экспертов и членов советов государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его подразделений на местах, кроме штатных работников этих подразделений;

– проведение необходимых исследований, измерений, анализов;

– обеспечение нормативно-методическими документами членов советов государственной экологической экспертизы, включая оснащение их компьютерными базами данных и технологиями;

– материально-техническое обеспечение процесса экологической экспертизы, включая транспорт, приобретение технических средств и другое;

– оплату командировочных расходов и междугородных телефонных переговоров внештатных экспертов;

– оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий;

– отчисления на договорной основе предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы.

15. Налогообложение средств, поступивших от заказчика за проведение государственной экспертизы, производится в соответствии с действующим законодательством. <...>

Печатается по тексту:
Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду // Охрана живой природы. Вып. 4. Нижний Новгород, 1995.
iiueps@postman.ru
Copyright © 1999, 2000  Международный Независимый Эколого-Политологический Университет
последнее изменение страницы: Март 05, 2000
TopList