Поиск:

Экономико-организационный механизм перехода России на инновационный путь развития

Автор:  Н.Н.Лукьянчиков, д.э.н., проф., академик РАЕН, действительный член Российской академии естественных наук, ВНИИ экономики минерального сырья и недропользования

Источник:  Бюллетень "Использование и охрана природных ресурсов России" №4, 2008 г.

От перехода России на инновационный путь развития во многом зависит ее будущее, то место, которое она займет в современном мире, и благосостояние ее народа.

Россия опоздала в сравнении с развитыми странами в техническом перевооружении промышленности и сельского хозяйства, но зато сейчас необходимо не упустить момент, чтобы, минуя эту стадию, сразу совершить прорыв к наукоемким высоким технологиям. Для этого необходимо осуществить следующее.

Первое. Резервный фонд преобразовать в Фонд инновационного развития и его сред-ства направить на разработку высоких технологий нового поколения, а также техническое перевооружение промышленности и сельского хозяйства на базе указанных технологий.

Источником средств данного фонда должны стать экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты.

С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд разделился на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В указанные фонды соответственно поступило 125,4 и 32 млрд. долл. США. К сожалению, эти огромные средства вкладываются в ценные бумаги зарубежных стран, в частности, США, для поддержания их экономик, несмотря на то, что отечественная экономика находится в полуразрушенном состоянии.

Второе. Установить более жесткий государственный контроль за уровнем внутренних цен на энергоресурсы с установлением предельных цен на них.

За период с 2000 по 2006 г. внутренние цены на приобретение промышленными организациями возросли на: электроэнергию – в 2,48 раза, мазут топочный – 1,91, бензин – 2,16 и газ естественный – 3,38 раза. Указанные цены и сегодня продолжают расти. Такие темпы роста внутренних цен на энергоресурсы могут привести к полному развалу отечественной экономики. Дело в том, что наша экономика является весьма энергоемкой из-за холодного климата и сравнительно низкого технико-экономического уровня производства. При высо-ких ценах на энергоресурсы и приближении их к мировым отечественное производство, за некоторым исключением, становится неконкурентоспособноым.

Третье. Создать Фонд будущих поколений.

Мы живем в ограниченном по площади и природным ресурсам мире. Земля имеет строго определенные размеры. Часть природных ресурсов являются невозобновляемыми. В связи с ростом населения на планете площадь земли и количество природных ресурсов, приходящихся на душу населения, сокращаются. По сути дела, развитие мира ведет к относи-тельному сокращению жизненного пространства и снижению обеспеченности будущих поколений природными ресурсами. Отработав сегодня месторождение полезных ископаемых, мы тем самым «забрали» его у будущих поколений и оставили им в наследство отвалы пустых пород, искореженную и загрязненную вредными веществами землю, а также экологические и социальные проблемы, связанные с закрытием горных предприятий. Все это противоречит принципам устойчивого развития, главнейшим из которых является развитие без нанесения ущерба будущим поколениям.

Для того, чтобы решить указанную проблему, необходимо создать Фонд будущих поколений. Источником средств данного фонда должны стать отчисления от реализованной продукции природоэксплуатирующих предприятий. Эти отчисления представляют собой ни что иное, как изъятие абсолютной природной ренты.

Решение данной проблемы следует начинать с создания Горного фонда будущих поколений. Средства данного фонда в горном деле должны целенаправленно использоваться на:

– создание высоких технологий для превращения невозобновляемого капитала, каким являются минеральные ресурсы, в возобновляемый капитал путем замены традиционных источников сырья нетрадиционными (солнечной и ветровой энергией и т.д.);

– воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– решение социальных и экологических проблем после отработки месторождений по-лезных ископаемых;

– ликвидацию прошлого экологического ущерба.

Четвертое. Оказать государственную поддержку предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение на базе высоких, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий.

Размер данного кредита должен определяться количеством сэкономленного сырья в течение трехлетнего периода и разницей между мировой и внутренней его ценой. В этом случае государство отдает предприятию ту дополнительную прибыль, которая может быть получена в результате высвобождения сырья из внутреннего потребления для мирового рын-ка и практически не несет при этом никаких потерь.

Пятое. Установить налог на сверхнормативное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов по отдельным видам производств.

Нормативы потребления указанных ресурсов должны устанавливаться на уровне лучших мировых достижений. Предлагаемый налог с экономической точки зрения обоснован. Уменьшая потребление природных ресурсов на единицу продукции, мы тем самым вытесняем из народнохозяйственного баланса худшие из них. В результате этого средние затраты на производство единицы первичного природного сырья уменьшаются. Поэтому предприятия, допустившие перерасход материальных ресурсов, должны возместить обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья.

Шестое. Усовершенствовать систему платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Сегодня экологические платежи таковы, что они из-за низкого их уровня:

а) не стимулируют создание благоприятной среды обитания, поскольку предприятиям стало выгодней загрязнять окружающую среду и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия;

б) способствуют ввозу в Россию «экологически грязных» технологий и производств, так как в нашей стране плата за загрязнение окружающей среды в десятки, а по некоторым вредным веществам и в сотни раз ниже, чем за рубежом;

в) приводят к искажению ценности природных ресурсов, особенно минеральных, по-тому что сегодня недооценивается экологический ущерб от содержания вредных примесей в полезных ископаемых, выбрасываемых в окружающую среду на стадиях переработки минерального сырья. Седьмое. Природные ресурсы направить на благо всех граждан России, а не малень-кой «кучки избранных», которая нажилась, в основном, на разграблении народного достояния в процессе приватизации.

Для этого необходимо:

1) установить государственную монополию на экспорт стратегических видов сырье-вых товаров, и, в первую очередь, на экспорт нефти и газа;

2) ввести для компаний (предприятий) государственный заказ на экспорт этих товаров при покупке их по более высокой цене в сравнении с внутренней;

3) изменить функции Фонда национального благосостояния и источники его форми-рования. Средства этого фонда должны использоваться на реализацию национальных проек-тов социального характера, преодоление демографического кризиса, оказание помощи соци-ально уязвимым слоям населения, а также выплату дивидендов населению.

Источником его средств должны стать ценовая и дифференциальная горные ренты. Ценовая рента представляет собой разницу в стоимости экспортной продукции, исчисленной в экспортных ценах (за вычетом экспортных пошлин) и внутренних ценах.

Под дифференциальной горной рентой понимается дополнительный доход, получаемый в результате эксплуатации лучших по качеству, местоположению, естественным, экологическим и социально-экономическим условиям производства месторождений полезных ископаемых. Этот доход не является результатом деятельности человека. Он дан нам природой и поэтому должен принадлежать всему народу, а не тем, кто его приватизировал.

До 10-15 процентов дифференциальной ренты можно оставить в распоряжении предприятий.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru