Региональные экологические приоритеты и совершенствование системы управления эколого-ресурсной деятельностью
31.10.2008
Источник: Морозов В.И. д.г.-м.н., Российская экологическая академия, Природно-ресурсные ведомости №337, октябрь 2008 г.
В начале 2008 г. в ряде выступлений Д.А. Медведева была выражена озабоченность состоянием существующей системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Высказывалась необходимость воссоздания в стране единого государственного органа в сфере экологии, полномочные функции которого позволили бы более компетентно и эффективно решать весь комплекс национальных задач по реализации конституционного права россиян на благоприятную окружающую среду.
Формирование единого национального органа управления в области окружающей среды соответствует природоохранной практике большинства развитых стран мирового сообщества. В этих государствах идеи эколого-ориентированного развития национальных институтов и экономики становится главной политико-социальной доктриной повседневной жизни. Такой подход позволяет преодолеть ведомственную разобщенность существующих структур управления в данной сфере и способствует концентрации усилий государств, общества, бизнеса и населения в преодолении наиболее болезненных проблем по экологической реабилитации опасно загрязненных территорий городов и промышленных центров. В рамках деятельности этого органа должны были бы быть предприняты энергичные усилия по пропаганде экологической культуры природопользования и созданию нетерпимой обстановки для субъектов хозяйствования, не обеспечивающих экологически приемлемую минимизациию своих производственных выбросов, сбросов и отходов.
Необходимо развенчать известные псевдоэкологические «страшилки» предыдущих лет, когда экологическая ситуация в России гипертрофированно оценивалась с позиции «экологической виновности» перед мировым сообществом по всем направлениям природопользования (выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы загрязненных сточных вод, концентрация отходов производства и потребления (в том числе токсичных, радиоактивных), опустынивание, сокращение биоразнообразия и истощение ресурсов растительного и животного мира).
При этом игнорируется факт, что:
– 65% территории России (около 11 млн. км2) мало затронуто, или вообще не затронуто хозяйственной деятельностью и это крупнейший в мире, целостный ареал естественных природных комплексов фактически является глобальным регулятором поглощения СО2 и образования значительных количеств кислорода. В данном случае, проводя масштабные средо- и ресурсозащищающие мероприятия, Россия, поддерживает кислородный баланс планеты и вправе рассчитывать на понимание этого чрезвычайно важного обстоятельства мировым сообществом;
– количество выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, перемещаемых воз-душными потоками за пределы России, в 2-2,5 раза меньше, чем привносимые в Россию вследствие деятельности промышленных и иных производств западных стран;
– на нужды водопользования в стране изымается всего лишь около 2% подвижных поверхностных вод, хотя сброс недостаточно очищенных стоков создает критические и сверхкритические нагрузки по качеству питьевой воды в ряде густонаселенных регионов;
– более 7,5% территории России имеет статус особо охраняемых природных территорий государственных заповедников, национальных и природных парков, заказников и памятников природы и др. (без учета морской акватории, имеющей статус ООПТ). При этом 30 объектов имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО, 8 – находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (не считая 15 объектов культурного наследия), 35 – под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 4 имеют дипломы Совета Европы, 3 входят в состав международных трансграничных особо охраняемых территорий.
Это показатели определяют особое место России в мире в сфере влияния на экологи-ческую обстановку, и более активно должны использоваться при подготовке и реализации международных договоров и соглашений, особенно с государствами, в значительной степени исчерпавшими свои возможности по регулированию потенциала биосферы и удержания его на допустимом для цивилизации уровне в континентальном, или общеглобальном масштабе.
Вместе с тем в ряде регионов антропогенные нагрузки превышают рекреационную емкость природных экосистем и установленные нормативы; сложилась ситуация, при кото-рой возникают угрозы существенного изменения ландшафтов; продолжается истощение и утрата природных ресурсов, ухудшаются условия проживания населения. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, промышленные города центра России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири, Дальнего Востока, а также Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс.
В числе наиболее острых экологических проблем, характерных для густонаселенной части страны с максимальной концентрацией промышленных и сельскохозяйственных производств, выделяются:
– ненадежность систем водоснабжения населения городов и других населенных пунктов и угрожающее загрязнение водных ресурсов (Архангельская область, Южный Урал, Кузбасс, Нижнее Поволжье, Дагестан, Калмыкия и др.): тяжелые металлы – более 10 ПДК, марганец – до 22 ПДК, железо – до 100 ПДК;
– несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области, гг. Архангельск, Владивосток и др.): ежегодно образуется более 100 млн. т опасных отходов, значительная часть которых не используется и не обезвреживается;
– чрезмерное загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышлен-ных предприятий и функционирования автомобильного транспорта (гг. Карабаш, Нижний Тагил, Магнитогорск, Череповец, Каменск-Уральский, Новокузнецк и др.): формальдегид – 79 ПДК, сероуглерод – до 10 ПДК, бензапирен – 9 ПДК (среднегодовые показатели).
В 2007 г. в стране насчитывалось порядка 200 городов, в которых концентрации вредных веществ (в среднем за год) превышали допустимые нормативы. В таких городах проживает около 65 млн. человек. Перечисленные и ряд других экологических проблем типичны для 1015% территории России.
Есть обоснованные опасения, что происходящий в последние годы экономический рост экономики страны может обострить экологическую обстановку в вышеперечисленных и прилегающих к ним регионах и должны быть предусмотрены адекватные меры и действия, минимизирующие неблагоприятные факторы и побуждающие природопользователей к более интенсивной экологизации производственной, хозяйственной и бытовой деятельности
Реабилитация критических или околокритических с точки зрения интенсивной урбанизации регионов должна выступать в качестве национального приоритета.
Создание современной системы экологического менеджмента, выработка приоритетов и реализации государственной политики в области защиты окружающей среды отвечает национальным интересам. Такое намерение положительно комментировалось научным сообществом, различными печатными и электронными СМИ. В принципиальном плане оно поддерживается основными политическими и общественными объединениями, а также многочисленными группами населения, которому далеко не безразличны проблемы улучшения качества и состояния среды в местах его обитания.
Вместе с тем фактические изменения в структуре нового Правительства РФ – объединение Росприроднадзора и Ростехнадзора РФ под одной крышей Минприроды России, имеет незаконченный характер. Судя по всему, решение большинства наиболее злободневных эколого-управленческих задач, отложено на перспективу, вероятно предполагается, что они будут рассмотрены позднее, по мере решения наиболее приоритетных экономико-социальных проблем нашей страны.
Предметом заинтересованного обсуждения с участием экспертных структур, научной общественности и населения должна являться выработка национальных приоритетов экологогической деятельности и приоритетов экологического оздоровления регионов; сбережение и защита природно-ресурсного и рекреационного потенциала территорий; активное повыше-ние экологической культуры природопользования у населения; усиление экологической ответственности хозяйствующих субъектов, а также развитие законодательной базы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, с инициацией завершения разработки и принятия Экологического кодекса России
С изложенных позиций, деятельность национального органа управления в экологической сфере должна быть тесно увязана с экологическими потребностями всех групп населения страны, обоснование планов действий и выбор приоритетов должны осуществляться не в обособленном режиме, а с широким участием общественных структур и жителей, перечень природоохранных мероприятий, обоснование затрат на их осуществление и государственное финансирование должны осуществляться в условиях максимальной «прозрачности» на всех уровнях системы экологического менеджмента.
Исходя из вышеизложенного, основополагающими задачами по осуществлению государственной экологической политики и управлению охраной окружающей природной среды, являются:
– обеспечение гармоничного паритета интересов ресурсно-хозяйственного сектора российской экономики и экологического благополучия населения;
– создание системы регулирования и организации хозяйственной деятельности на принципах, исключающих превышение предельно допустимых техногенных нагрузок на экосистемы соответствующих уровней;
– разработка и внедрение научно-технологических, организационно- правовых и экономических механизмов, обеспечивающего снижение антропогенной нагрузки и устранение последствий чрезмерного техногенного воздействия на экосистемы высокоурбанизированных территорий;
– установление паритетных взаимоотношений с мировым сообществом в области природоохранительного сотрудничества.
Их компетентное решение выходит за рамки возможностей существующего федерального органа исполнительной власти и представляется более крупной общенациональной проблемой, реализация которой достижима только на основе комплексного объединения интеллектуального, финансового и материально-технического потенциала всех министерств и ведомств природно-ресурсного блока страны. Кроме того необходимо активное взаимодействие с Российской академией наук, организациями Минобразования России, ведущими корпоративными структурами ресурсодобывающего и ресурсоперерабатывающего профиля, а также с активным привлечением различных общественных организаций, объединений и гра-ждан, на базе чего обеспечивается паритетность интересов природопользователей и населения.
Важнейшими направлениями концентрации общих усилий общества и государства в эколого-ресурсной сфере должны быть:
– формирование национального перечня и региональных перечней неотложных экологических проблем и государственного плана действий по их преодолению;
– совершенствование систем федерального и регионального экологического менеджмента;
– создание дифференцированной системы госрегулирования позволяющей экономически обоснованно ужесточить режимы природопользования и степень ответственности в регионах и на территориях, где интенсивность негативных воздействий превышают рекреационную емкость местных экосистем, а возможность проживания или деятельности людей становится серьезной эколого-социально-политической проблемой;
– разработка механизмов, форм и способов мобилизации финансовых источников средств для реабилитации наиболее загрязненных производств и территорий, в том числе и за счет приватизационных процедур, способствующих привлечению средств новых владельцев к ремедиации вновь приобретаемых объектов недвижимости земель и природных ресурсов;
–формирование Консультативного экологического Совета при Президенте России и его региональных подразделений;
–общественная и законодательная инициация первоочередных правовых и экономико-социальных мер по оздоровлению экологически неблагополучных территорий и обеспечению конституционных прав граждан России на благоприятную окружающую среду.