Поиск:

Кто мутит воду?

19.03.2007 

Автор:  В. Зиберов, Председатель Наблюдательного Совета Экологического Фонда «Вода Евразии»

Источник:  Природно-ресурсные ведомости, № 3-4

Приказы Ростехнадзора на расширенном заседании в ТПП РФ подверглись жесткой и справедливой критике. Здесь нет необходимости останавливаться на этих документах подробно, так как, фактически, они не имеют юридической силы и работать не могут, поскольку руководствуясь ими, получить разрешение на сброс нельзя. И вот почему.

В рассматриваемой Инструкции сказано, что в разрешениях на сбросы устанавливается количество загрязняющих веществ, допустимых к сбросу в водные объекты, в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов (ПДС) или в пределах установленных лимитов на сбросы.

Однако, на основании ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О вводе в действие Водного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007г. признаются утратившими силу законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, т.е. отношения по использованию и охране водных объектов (ст. 2 ч. 2 Водного кодекса РФ).

Таким образом, нормативы допустимых сбросов (ПДС), расчитанные и утвержденные в соответствии с «Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты», утвержденной Госкомприроды СССР 11 сентября 1989г. № 09-2-7/1573, с 1 января 2007г. являются недействительными.

Водный кодекс РФ (от 3 июня 2006г. № 74-ФЗ) в Статье 35 «Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах», п. 1, устанавливает: «Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» (НДВ).

И далее, п. 3, «Утверждение НДВ осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Что такое НДВ (прошу обратить внимание нормативы допустимого воздействия, а не «предельно допустимого воздействия») мы пока не знаем.

Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2006 г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» установило (п. 1) «что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы».

Правительство РФ поручило (п. 2) « Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. утвердить методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

И наконец пункт 3 «Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1996 г. № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты».

Предположим, что Министерство природных ресурсов РФ разработает эти методические указания (сделать это будет весьма сложно, так как необходимо объединить здравый смысл, реальную позицию Росгидромета и требования Росрыболовства и Роспотребнадзора, учесть ошибки существующей системы нормирования и максимально уменьшить коррупциёмкость новой системы нормирования) и, преодолев все трудности, в 2007 г. их утвердит. Предположим. А теперь подумаем, сколько потребуется Федеральному агентству водных ресурсов время, высококлассных специалистов (где они?) и финансовых ресурсов, чтобы разработать нормативы допустимого воздействия для всех рек России, учитывая совокупное воздействие всех источников (не только организованных сбросов, но и всех прочих) на водный объект?

Подобную работу начинал ещё Минводхоз СССР, затем пытался ее продолжить Комитет по водному хозяйству России – не хватило сил и возможностей.

По оценке ряда специалистов (наиболее опытных из оставшихся) на такую работу потребуется от 5 до 10 лет!

Но это еще полдела. После того, как будут разработаны нормативы допустимого воздействия на водные объекты, для всех водопользователей нужно будет установить их долю этого норматива для каждого выпуска сточных вод в водный объект (как при этом будет учитываться ассимилирующая способность водного объекта в местах сброса сточных вод с учетом времени года?). Только после этого могут быть установлены нормативы сброса (т.е. сегодняшние ПДС). Когда это будет и как жить до того?

Нужно ли эту работу делать? Ответ однозначен – не нужно. И вот почему. Водный кодекс Российской Федерации в той – же ст. 35 п. 5, установил, что «Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна». Вот эти, целевые показатели, разрабатывать нужно и как можно быстрей.

По трудоемкости разработка целевых показателей сопоставима с разработкой нормативов допустимого воздействия, но эта та цель, к которой мы должны стремиться (переход от техно-экономических возможностей к экологическим требованиям). В отличии от НДВ целевые показатели – норматив не временный, а долгосрочный».

Еще один момент.

Сейчас уже специалистами и руководителями федерального и регионального уровня признана целесообразность перехода к выдаче комплексных разрешений на природопользование на основе использования наилучших доступных (существующих) технологий. Этот же принцип заложен в концепции Экологического кодекса.

При использовании принципа наилучших, доступных (существующих) технологий и выдачи комплексных разрешений на природопользование, нет необходимости разрабатывать нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Такова реальная ситуация на начало 2007 г.

Наконец главный вопрос – что делать?

Водным кодексом Российской Федерации в Статье 60 «Охрана водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем» предусмотрено (п.6.1), что «При эксплуатации водохозяйственных систем запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов».

В начале 2006 г. группа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы внесли в Государственную Думу проект технического регламента «О водоотведении». Это проект направлен (Протокол заседания Совета Государственной Думы от 20 апреля 2006 г. № 155) на рассмотрение и заключение в Федеральные органы государственной власти и Правительства РФ.

Экспертная Комиссия, образованная по поручению Правительства РФ, рассмотрела проект технического регламента «О водоотведении» и приняла решение: «Представленный на экспертизу проект технического регламента «О водоотведении» соответствует требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», интересам национальной экономики, развитию материально – технической базы и уровню научно - технического развития, а также международным нормам и правилам, и может быть рекомендован к принятию с учетом высказанных замечаний».

В настоящее время проект технического регламента доработан с учетом всех имеющихся замечаний и предложений.

В проекте технического регламента «О водоотведении» заложена идеология перехода от существующей ситуации (установленные ПДС и ВСС) через поэтапное снижение сброса загрязняющих веществ к установлению требований на основе принципа наилучших доступных технологий и далее, к целевым показателям качества воды в водных объектах.

Учитывая высокую готовность, технический регламент «О водоотведении» может быть принят уже на весенней сессии Государственной Думы.

В сложившихся условиях альтернативы принятию технического регламента «О водоотведении» просто нет.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru