Поиск:

Рациональное недроиспользование – важнейшая задача национальной политики

Автор:  Материал к публикации подготовила депутат Государственной Думы первого созыва, д-р экон. наук, проф. Л.Д. ГАГУТ.

Интервью депутата ГосДумы, члена Комитета по природным ресурсам и природопользованию, д.э.н., проф. Ю.А. СПИРИДОНОВА (фракция «Единая Россия»)

Уважаемый Юрий Алексеевич! Ваш жизненный путь всегда был связан с горной отраслью. До избрания депутатом Государственной Думы Вы возглавляли Республику Коми, были членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от этой важной горнодобывающей республики и, конечно, хорошо знакомы с проблемами горняков. Чем вызвана необходимость разработки нового закона «О недрах» ?

Ю.А. Действующий закон «О недрах» был принят более десяти лет назад, в феврале 1995 года. С тех пор ситуация в экономике и в минерально-сырьевом секторе значительно изменилась, поэтому появились основания для его изменения. Причем я бы говорил именно о внесении изменений и дополнений в прежний закон, а не о новой его редакции, но по каким-то соображениям в Правительстве РФ было принято решение о разработке проекта нового закона «О недрах». Разговоры об этом начались уже в начале работы Государственной Думы четвертого созыва, Правительство РФ обещало в течение месяца представить проект на т.н. «нулевое чтение» на парламентские слушания, однако, как мы видим, работа затянулась на два с лишним года. Обсуждение первоначального проекта показало, что он нуждается в значительной доработке. Во всяком случае на заседании Комитета по природным ресурсам и природопользованию при обсуждении проекта закона «О недрах» я проголосовал против его рассмотрения и принятия в том виде, в каком он был представлен. На сегодняшний день проекта этого закона нет в Государственной Думе, так как Правительство РФ после обсуждения проекта закона отозвало его на доработку.

С чем конкретно Вы не согласны в предложенной редакции нового закона «О недрах»?

Ю.А. Прежде всего с тем, что в этом законопроекте не отрегулированы взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов при распоряжении недрами. В предложенном проекте обозначено, что эти права принадлежат исключительно органам власти Российской Федерации и игнорируются права субъектов Федерации. Однако это положение противоречит Конституции Российской Федерации, где четко прописано обратное. Вызывает большое сомнение и предложение перевести правовое регулирование природопользования из сферы административных в сферу гражданско-правовых отношений, при которых недра превращаются в предмет купли-продажи и возникает возможность торговать ими в обход государства. Тем самым государство снимает с себя полную ответственность за ситуацию в этой сфере, которая во всем мире находится под жестким государственным контролем. Государство ни в коем случае не должно упускать этот рычаг и отдавать его стихии рыночных сил, причем государственное регулирование таким сложнейшим комплексом, каким является минерально-сырьевой комплекс, должно быть грамотным, оно требует очень высокого уровня компетентности и квалификации. Невольно возникает подозрение, что именно потому, что этого недостает некоторым чиновникам в правительстве, им удобнее все переложить на рынок. Принципиальные вопросы вызывает предложение о предоставлении права на пользование недрами через аукционы: эта форма не всегда позволяет избежать коррупции, и достаточно известно, какие комбинации иногда при этом применяются. Действующая сейчас система конкурсов больше отвечает интересам государства и позволяет решать многие социальные вопросы в регионах, где ведется разработка месторождений. Слабо отражена в проекте закона необходимость дифференциации налогообложения в зависимости от географических, климатических условий, выработанности запасов и т.п. Плохо прописана ответственность за соблюдение режима добычи. Не секрет, что сегодня в России идет хищническая разработка месторождений, когда снимаются «сливки», вернее, даже не «сливки», а «сметана» с наиболее рентабельных запасов, а остальное бросается в недрах. Нужно положить конец такому нерациональному использованию ресурсов. Предложенный законопроект эту проблему никак не решает.

Что показало обсуждение законопроекта в Государственной Думе и как вы оцениваете основные возражения фракций, представленных в Государственной Думе, в отношении проекта закона «О недрах» ?

Ю.А. Против проекта закона «О недрах» высказались практически все основные фракции, представленные в Государственной Думе. В кулуарах оценки этому законопроекту были даны еще более жесткие, чем в публичных выступлениях. Не поддержали его и специалисты-практики, и научная общественность. Достаточно резко высказался в этом плане и председатель Совета Федерации С. Миронов, который, как известно, является и председателем Горного совета. Как вы убедились, даже в нашей, казалось бы, проправительственной фракции, отношение к законопроекту неоднозначное и скорее критическое. Я бы отметил другое: сейчас нерешенность вопроса с законодательством о недропользовании фактически тормозит работу в этой отрасли, так как у некоторых нерадивых правительственных чиновников появилась хорошая отговорка, и вместо того, чтобы решать проблемы, они ссылаются на то, что должен быть новый закон «О недрах». Хотя неизвестно до сих пор, когда будет внесен этот закон в парламент и будет ли он внесен вообще. Пока с формальной точки зрения этого закона в Государственной Думе нет.

Какие актуальные проблемы совершенствования законодательства в недропользовании Вы бы хотели еще отметить в своем интервью?

Ю.А. Закон «О недрах» не решает всех проблем недропользования, так как он носит слишком всеобъемлющий характер. Но условия добычи нефти, газа, твердых полезных ископаемых существенно различаются. Поэтому, по моему мнению, в развитие этого закона должны быть разработаны более частные законы и подзаконные акты, которые бы детализировали особенности эксплуатации недр в разных отраслях, например, необходим закон «Об угле» или закон «О нефти», о других полезных ископаемых, которые добываются из наших недр. Это позволило бы более четко прописать все конкретные условия и правила, связанные с добычей конкретных ресурсов. Пожалуй, самое важное, что осталось «за бортом» новой редакции Закона, а если прописано, то очень слабо, – это вопросы непосредственной добычи полезных ископаемых, вернее, их рационального использования. Мы, не задумываясь, призываем друг друга к заботе о будущих поколениях и в то же время бездумно, хищнической эксплуатацией недр оставляем детям разорённые месторождения, объедки недр. Охрана недр – это функция государства, оно должно не только дать право недропользования, но и строго контролировать хозяйское отношение к природе. Всё это – от структур управления до административных мер поощрения или наказания должно быть прописано в Законе. Проблема повышения отдачи недр на основе новых технологий добычи вполне решаема. Тем более, что нынешняя ценовая конъюнктура на мировом рынке энергоресурсов позволяет решать проблему повышения коэффициента извлечения сырья из недр. Существует достаточно много современных и эффективных технологий в этой области. Для этого, собственно, и должен быть предназначен созданный Стабилизационный фонд. Он должен не копить сверхдоходы для каких-то «чёрных дней», а стать настоящим Фондом будущих поколений, чтобы богатства российских недр достались не только нам, но и нашим потомкам.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru