Поиск:

Внедрение комплексного мониторинга в процесс обоснования инвестиций

Автор:  П.В. Швагерус

Источник:  Использование и охрана природных ресурсов в России. 2003, № 4-5

В современных условиях интенсивного антропогенного воздействия на природную среду, обусловленного высоким уровнем развития техники и более активным вмешательством деятельности человека в природные процессы, возникла необходимость создания системы наблюдений за состоянием окружающей среды с целью контроля, прогноза и управления этим состоянием.

Опыт показывает, что изменение геофизических и геохимических параметров одного из природных компонентов под воздействием хозяйственной деятельности человека, связанной, прежде всего, с использованием природных ресурсов, неминуемо влечет изменение всего геосистемного комплекса.

Системное взаимодействие геокомплексов обусловило необходимость создания комплексного или геосистемного мониторинга, который направлен на наблюдение за состоянием геосистем при различной степени участия человека в процессах формирования их структуры и функционирования.

Комплексный мониторинг имеет три основные цели. Во-первых, он направлен на обеспечение контроля за соблюдением природопользователями нормативов качества окружающей среды. Во-вторых, позволяет прогнозировать антропогенное изменение геосистем и эффективность природоохранных мероприятий. В третьих, комплексный мониторинг решает задачу своевременного выявления и предупреждения необратимых процессов в изменении природных сред под воздействием хозяйственной или иной деятельности.

Последнее имеет решающее значение в системе принятия решений о реализации деятельности по освоению природных ресурсов, которую можно разделить на отдельные этапы. При этом реализация каждого этапа определяет целесообразность последующего развития хозяйственной деятельности в данном направлении.

При составлении прогнозов развития ситуации, экологических и социально-экономических последствий от намечаемой хозяйственной деятельности необходимо учитывать естественную изменчивость природных условий, которая определяет устойчивость или уязвимость геосистем.

При поэтапном планировании хозяйственной деятельности особенно важным представляется проведение оценки воздействия на окружающую среду на основании фактических данных состояния геосистемы, включающей атмосферный воздух, поверхностные и подземные водоемы, почвы и геологическую среду с анализом их адаптированности к антропогенным нагрузкам и степень хозяйственного освоения территории на стадии разработки прединвестиционной документации.

Комплексная аналитическая оценка фактического состояния геосистемных процессов под воздействием антропогенных факторов может обеспечить принятие экологически обоснованного и оправданного решения, выработать целевую программу мер по предотвращению или снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы, снижающих землеемкость объекта, уменьшающих количество и токсичность отходов производства на каждом этапе реализации хозяйственной деятельности.

Внедрение комплексного мониторинга в систему принятия решений на стадии разработки прединвестиционной документации, отслеживание природно-антропогенного процесса развития экосистемы, включающей природные среды, а также флору и фауну региона по данным фактического состояния природных компонентов, обуславливает необходимость создания в каждом отдельном случае индивидуальной программы. Программа комплексного мониторинга должна предусматривать комплекс исследовательских работ по каждому этапу планируемой хозяйственной деятельности.

На начальном этапе задачей комплексного мониторинга является изучение имеющихся источников антропогенного воздействия на планируемой территории и выявление последствий, вызванных загрязнением окружающей среды, определение фактического состояния геокомплексов. Полученные данные должны лежать в основе разработки оценки воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и выработки системы природоохранных мер, обеспечивающих допустимую степень воздействия, а в случае необходимости – и меры по оздоровлению экологической ситуации на планируемой территории.

Важным фактором в создании системы комплексного мониторинга имеет правильное определение границ исследуемой территории с учетом природных особенностей рельефа и метеорологических условий. При принятии решения о намечаемой хозяйственной деятельности территория исследования не должна ограничиваться официальным отводом земли. Организация мониторинга должна включать зону влияния с учетом существующих и планируемых объектов хозяйственной деятельности, которая практически всегда превышает установленные границы отвода и нормативные охранные зоны.

При создании системы мониторинга и составлении объективных выводов о состоянии природных компонентов необходимо уточнение контролируемых показателей и исследуемых сред в соответствии с характером воздействия от существующих и намечаемых видов природопользования.

Оформление выводов и дальнейшее прогнозирование на основе мониторинга требует представления многочисленных данных экоаналитического исследования в наглядном виде. Решение этой задачи обеспечивается внедрением картографического моделирования. Составление диаграмм по качественному изменению сред от воздействия хозяйственной деятельности и представление сети контрольных постов с нанесением на карту исследуемой территории поможет более четко определить направления мер по снижению техногенного воздействия.

Зачастую при организации и осуществлении мониторинга окружающей среды природопользователь решает эту задачу формально, не придавая ей должного значения при принятии решения о реализации той или иной деятельности. Мониторинг сводится исключительно к набору данных, не согласованных ни с характером уже существующих и намечаемых объектов хозяйственной деятельности, ни с условиями и границами влияния данных объектов. Результатом такой работы является разрозненная информация, которая исключает ее применение для анализа ситуации и соответственно своевременной предупреждающей выработки технических решений по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду от планируемой хозяйственной деятельности и на этой основе гармоничного социально-экономического развития региона.

Внедрение мониторинга и выполнение ОВОС при обосновании инвестиций в планируемую хозяйственную деятельность позволяет решить одновременно несколько задач.

Во-первых, принятие оптимального решения, учитывающего индивидуальные условия и предотвращающего неблагоприятные последствия, на основе аналитических исследований качества природных компонентов до начала осуществления хозяйственной деятельности и составления ОВОС с учетом этих данных.

Во-вторых, совершенствование системы принятия решения и повышение экономической эффективности инвестиций за счет исключения последующих затрат на ликвидацию неблагоприятных последствий.

В-третьих, создание информационной системы данных, характеризующих процессы качественного изменения природных компонентов от воздействия хозяйственной деятельности, которая позволит управлять этими процессами путем своевременного реагирования и принятия решений по ограничению деятельности или разработки мероприятий по сокращению воздействия на протяжении всего периода функционирования хозяйственного объекта.

Вместе с тем организация комплексного мониторинга окружающей среды также требует дополнительных вложений. Однако затраты на проведение мониторинговых исследований на начальной стадии помогут правильно спланировать дальнейшее распределение инвестиций и объективно оценить возможности самого инвестора в реализации намечаемой деятельности. Это в свою очередь позволит предупредить развитие таких негативных явлений, как долгострой и создание нерентабельных хозяйств.

Таким образом, использование реальной информации об особенностях формирования структуры и процессов функционирования природных и природно-антропогенных геосистем в обосновании инвестиций направлено на повышение эффективности инвестиционной деятельности и является одним из экономических механизмов управления инвестиционным процессом и гарантом устойчивого социально-экономического развития на основе обеспечения благоприятных условий окружающей природной среды.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru