Поиск:

Сертификация лесного фонда и лесопромышленных предприятий в соответствии с международными стандартами

Источник:  Использование и охрана природных ресурсов в России. 2003, № 6

Рекомендации Круглого стола, состоявшегося в Санкт-Петербурге 19 июня 2003 г

Проведя, с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также руководителей предприятий лесного комплекса, ученых и специалистов, обсуждение вопросов сертификация лесного фонда и лесопромышленных предприятий в соответствии с международными стандартами и создания правовых условий для ее проведения, участники заседания секции констатируют следующее.

Лесной комплекс России оказался в настоящее время у пороговой черты своего развития. Экспорт лесоматериалов сейчас является краеугольным камнем существования лесного комплекса России. По данным НИИПИлеспром, около 75% экспорта круглого леса, 40% пиломатериалов, 30% целлюлозы идет на экспорт на экологически чувствительные рынки Европы, США и Японии. В последнее десятилетие на этих рынках происходят глубинные изменения, которые невозможно игнорировать.

По данным ряда специалистов, сертифицированная продукция уже сейчас занимает от 7 до 15% мирового экспорта лесоматериалов. В течение пяти лет уровень спроса в Европе еще более возрастет и может составить до 50% емкости рынка.

Сертификация управления лесами и лесопользования – это новый и быстро развивающийся процесс, который стремительно меняет привычный облик мировой торговли лесоматериалами. Если ранее при заключении контрактов на поставку лесной продукции во главу угла ставились качество, сроки поставки и цена, то теперь к ним прибавляется требование экологической сертификации. С этим уже практически столкнулись очень многие российские производители и экспортеры лесоматериалов.

Отдельные работы по добровольной лесной сертификации по системе Лесного попечительского совета проводились в Республике Коми, Алтайском крае, Архангельской и Новгородской областях; при этом площадь сертифицированных лесов составила около 2,0 млн. га.

Для широкого внедрения лесной сертификации в России необходима консолидация усилий всех сторон.

Однако многие проблемы по обеспечению устойчивого лесопользования и увеличению масштабов сертификации леса еще не решены. Они лежат как в плоскости правовых отношений, так и связаны с недостатками в планировании, управлении и соблюдении правил лесопользования, среди них можно отметить:

Правовые проблемы:

1. Реформа разделения функций государственного управления и хозяйственных функций на разных уровнях Государственной лесной службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации находится только в начальной стадии.

2. Требует дальнейшего совершенствования Лесной кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты, регулирующие лесные отношения.

3. Существующая нормативная база лесного хозяйства и лесопользования в недостаточной степени учитывает особенности рыночной экономики в лесном секторе. Много узких мест отмечается в налоговом законодательстве, системе учета, транспортировке, аренды, финансировании и т.п.

Экономические проблемы:

1. Система планирования и управления лесным хозяйством слишком централизована и мало приспособлена к условиям рыночной экономики.

2. Не созданы благоприятные условия для долгосрочных инвестиций в лесное хозяйство, устройство лесных дорог, оборудование и инфраструктуру.

3. Не разработаны региональные нормативы экономической доступности лесов на основании рентного подхода.

4. В ряде регионов страны широкое распространение получили нелегальные рубки, а также разные виды коррупции (отчасти из-за тяжелого финансового положения лесхозов).

5. Не выполняется федеральное законодательство по финансированию воспроизводства лесов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации.

Экологические проблемы:

1. Широкое применение получили концентрированные сплошные рубки лесов.

2. В большинстве регионов страны идет накопление спелой и перестойной древесины из-за значительного недосвоения расчетной лесосеки.

3. Наблюдается увеличение количества лесных пожаров, а также поражения лесов вредителями.

4. Недостаточное применение ландшафтного подхода при планировании и ведении лесного хозяйства.

5. Загрязнение некоторых лесов промышленными отходами и радионуклидами.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации 16 апреля 2001 г. было утверждено Положение о системе обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов в лесном фонде Российской Федерации, а также в апреле 2003 г. – План мероприятий по введению в действие системы добровольной лесной сертификации.

Способствовать скорейшему решению указанных проблем призван Национальный совет по лесной сертификации в России, созданный 14 мая 2003 г., который будет содействовать развитию и реализации различных систем лесной сертификации и их гармонизации, направленной на организацию эффективной борьбы с незаконной заготовкой леса, продвижение российской продукции на зарубежные рынки, в первую очередь – экологически чувствительные.

В России уже создана и действует Ассоциация экологически ответственных лесопромышленников, в которую вошли компании "Волга", "Лемо", "Архбум", "Илим Палп Энетепрйз", законодательно закреплены региональные стандарты сертификации в Республике Коми, Хабаровском крае.

Особое значение имеет создание в России группы лесных консультационных фирм и независимых лесных аудиторов, официально признанных мировыми органами, регулирующими деятельность по сертификации.

По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания секции рекомендуют:

1.Правительству Российской Федерации:

ускорить создание национальной системы лесной сертификации;

провести работу, направленную на совершенствование нормативной базы в лесном хозяйстве, в том числе на разработку национальных стандартов по устойчивому управлению лесами, отражающих особенности управления лесами в Российской Федерации и не вступающих в противоречие с международными требованиями;

разработать экономический механизм стимулирования предприятий лесного комплекса, проводящих добровольную сертификацию.

 1  2 | » | Конец 
Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru