Суверенитет в сфере агробиотехнологии
09.02.2023 23:15:00
2 декабря в Сочи в рамках деловой программы II Конгресса молодых ученых состоялась сессия «Технологический суверенитет в сфере сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии. Текущее состояние и перспективные разработки».
В своем выступлении на сессии первый замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут подробно осветила состояние отечественной отрасли пищевых ингредиентов и компонентов. Она рассказала про текущее состояние рынка аминокислот, ферментов, витаминов, пищевых добавок, органических кислот. Как отметила Оксана Лут, ключевой задачей для развития производства кормовых и пищевых добавок является развитие отечественных агробиотехнологий и, в частности, создание штаммов-продуцентов. Созданная совместно с Курчатовским институтом технология производства лизина уже внедрена в Белгородской области. По её словам, в ближайшей перспективе 100% внутренних потребностей по этой аминокислоте будут закрыты. Также имеются отечественные наработки по треонину. В целом к 2027 г. предполагается наладить опытно-промышленный и промышленный выпуск кормовых ферментов, в т.ч. протеазы, амилазы, глюконазы и других аминокислот с использованием российских технологий. При этом для увеличения производства витаминов для нужд АПК необходима более тесная кооперация с нефтехимической промышленностью. Минсельхоз России оказывает поддержку производителям кормовых и пищевых добавок и ферментов. Так, в настоящее время реализуется ФНТП развития сельского хозяйства на 2017-2030 гг., направленная на комплексное научное обеспечение АПК. При этом чтобы дополнительно ускорить рост производства, ведомство планирует усилить существующие меры и направить значительные средства на получение биотехнологических продуктов. При этом она подчеркнула важность кооперации с наукой в получении эффективных промышленных штаммов-продуцентов.
Помощник президента НИЦ «Курчатовский институт», председатель Совета по приоритетному направлению 20Г, академик РАН Ирина Донник отметила, что отсутствие современных штаммов-продуцентов сейчас является одной из важных проблем, в решении которой должны помочь ученые, но для этого необходимы эффективные меры господдержки.
Тему получения штаммов-продуцентов, так необходимых для развития отечественного рынка пищевых ингредиентов, продолжил в своем выступлении директор ФИЦ биотехнологии РАН, д.б.н. Алексей Федоров: «Технологии сильно ушли вперед, а мы до сих пор вынуждены опираться на нормативные документы, принятые в 90-х годах. Кроме того, необходимо создание единого регулирующего органа. Сейчас регистрация штамма и вывод его на рынок занимает в лучшем случае 1,5-2 года». Тезис о том, что законодательные акты в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии требуют срочной актуализации, поддержала директор ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, д.т.н. Оксана Кузнецова.
Немного истории
Следует подчеркнуть, что причиной сложившейся ситуации является развал (а точнее уничтожение) микробиологической промышленности в СССР – в 1985 г. Главмикробиопром был передан Минмедпрому, а в 1987 г. Минмедбиопром был ликвидирован и все 11 крупнотоннажных заводов по производству белково-витаминных концентратов (БВК) в качестве кормового белка для АПК прекратили работу, а ферментационное и другое оборудование было разрезано на металлолом. К началу 80-ых гг. СССР, по признанию американских и британских учёных, стал крупнейшим в мире производителем белка одноклеточных, что давало Советскому Союзу независимость от импорта соевого шрота используемого для получения комбикормов. Угроза «соевому лобби» США решили участь наших биохимических заводов. Уже к началу 80-х гг. ЦРУ был подготовлен доклад «Советская программа по производству протеина из углеводородов».
В 1987 г. произошли аварии на двух самых эффективных заводах по производству кормового белка – в Светлом Яру (Волгоградская обл.) и Киришах (Ленинградская обл.), сопровождающиеся выбросами вредных веществ в атмосферу. И слаженные нападки на биохимические заводы удивительно быстро переросли практически в «крестовый поход» против микробиологической промышленности. Следует честно признать, что в развале микробиологической промышленности в стране виновата и экологическая общественность. Общественное мнение было запрограммировано погромными выступлениями в СМИ.
И вместо модернизации оборудования для резкого сокращения воздушных выбросов, усиления разработки диагностикумов для контроля за содержанием белка микроорганизмов в воздухе, соблюдением норм ПДК, расширения санитарно-защитных зон было принято решение о перепрофилировании заводов, что фактически означало их уничтожение.
На заседании Политбюро ЦК КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым министр микробиологической промышленности Валерий Быков задал вопрос: «В прессе за год было 242 критические публикации по министерству. На них мы дали 242 опровержения. Почему никто, включая «Правду», не опубликовал ни одного из них?» Из ответа стало понятно, что Микробиопром ликвидируют.
В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР (чл.-корр. АН СССР Алексей Яблоков в это время был зампредом Комитета по экологии ВС СССР) принял Постановление «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», предусматривающее с 1991 г. прекращение производства кормового белка из продуктов нефтяной и газовой переработки. Были потеряны все инвестиции в биотехнологическую отрасль, вложенные в заводы. Утрачены биотехнологический и интеллектуальный потенциалы отрасли, включая и получение и поддержание эффективных штаммов-продуцентов.
Сразу же после этого в стране рухнуло птицеводство и Россия начала закупать «ножки Буша».
С закрытием биотехнологических производств Михаил Горбачёв давал понять американцам о намерении добровольно отказаться от стратегического паритета.
Следует отметить, что для получения 100 тыс. т кормового белка биотехнологическим способом необходимо около 40 га земли, а для получения такого же количества белка в сельском хозяйстве – 400 000 га посевов зерновых. Ещё в 1981 г. известный микробиолог и эколог, академик РАН Георгий Заварзин (замглавы Госкомприроды, Минприроды СССР), по инициативе которого в СССР были начаты исследования водородных бактерий, писал, что если будет решена проблема получения дешёвого водорода (а как известно, на сегодняшний день она практически решена), то не останется препятствий для решения проблемы обеспечения глобальной продовольственной безопасности на основе советских биотехнологий по получению пищевого белка и кормов с помощью водородных бактерий.
В заключение хотелось бы отметить, что по данным сектора биотехнологии ВНИИ государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) Госкомизобретений СССР на начало 1990 г. в СССР с момента признания патентоспособности штаммов микроорганизмов было опубликовано 1187 авторских свидетельств непосредственно на новые штаммы. Почти половину авторских свидетельств составляли штаммы-продуценты различных соединений, около 200 – штаммы, используемые в пищевой промышленности, почти 200 – применяемые в сельском хозяйстве.
Николай РЫБАЛЬСКИЙ, д.б.н.,
завсектором биотехнологии ВНИИГПЭ (1986-1991)