Поиск:

Почва и ESG-регулирование в АПК

17.02.2022 19:24:00 

Об устойчивом развитии и связанном с этим корпоративном управлении и поведении на рынке, основанном на принципах ESG (Environmental, Social and Governance) – экология, социальная ответственность, руководство – стали много говорить на форумах, конференциях, в заявлениях компаний и т.д. Это связывают с климатическими изменениями и переходом к «углеродному регулированию».

Лидерами ESG-регулирования являются банковские структуры, осуществляющие капиталовложения для переориентации энергетики в контексте «зеленой» повестки. Банки, активно внедряющие ESG-принципы в свои бизнес-модели, могут стать катализаторами «озеленения» всей российской экономики, в т.ч. и АПК, при системных мерах господдержки со стороны регулятора.

Для привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития, Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 №1587 утверждены критерии проектов устойчивого (в т.ч. зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации таких проектов. В нем выделены отраслевые и инфраструктурные блоки. Критерии разработаны для стимулирования инвестдеятельности в проекты, связанные с положительным воздействием на окружающую среду, совершенствованию социальных отношений и иных направлений устойчивого развития РФ. Они установлены для зеленых проектов (предусматривающие, в частности создание или модернизацию производств по обращению с отходами, инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках, сельское хозяйство и т.д.), а также для адаптационных проектов (модернизация действующих объектов по добыче полезных ископаемых, модернизация очистных сооружений, сельское хозяйство и пр.).

К зеленым проектам в сельском хозяйстве отнесены:

1) закупка с целью использования минеральных удобрений, позволяющих повысить эффективность усвоения питательных компонентов и сокращающих поступление вредных веществ в почву и грунтовые воды, а также парниковых газов при использовании в сельском хозяйстве: эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором;

2) создание и модернизация ирригационной инфраструктуры для эффективного орошения сельскохозяйственных земель: эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором;

3) создание и модернизация инфраструктуры использования сточных вод для сельскохозяйственных целей: подготовленная для орошения и удобрения земель вода соответствует требованиям санитарного законодательства;

4) реализация проектов, основанных на технологиях нулевой обработки сельскохозяйственных земель: без дополнительных критериев;

5) реализация проектов, направленных на увеличение сева многолетних бобовых сельскохозяйственных культур с замещением сева иных культур: эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором;

6) реализация проектов сельскохозяйственного земледелия на деградированных землях: эффект на окружающую среду и климат: определяется инициатором и подтверждается верификатором;

7) реализация проектов в животноводстве, основанных на технологиях снижения выделения CH4 при пищеварительном процессе крупного рогатого скота: для существующих производств – сокращение выделения метана более чем на 20%; для новых производств – эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором;

8) реализация проектов, направленных на снижение загрязняющих веществ диффузного стока с сельскохозяйственных земель: эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором.

К адаптационным проектам в области сельского хозяйства отнесены:

1) создание и модернизация инфраструктуры хранения и переработки продукции сельского хозяйства (в т.ч. элеваторы, сушилки, холодильные установки и др.): для действующих производств – снижение выбросов CO2 не менее чем на 20%; для новых производств – эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором; снижение выбросов CO2 должно составлять не менее чем 20% в сравнении с выбросами аналогичных объектов на территории РФ;

2) создание и модернизация инфраструктуры складирования и длительного хранения навоза, в т.ч. с целью выделения и использования CH4 в качестве возобновляемого источника энергии: без дополнительных критериев;

3) производство и закупка новой сельскохозяйственной техники, реализация проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве: для действующих производств – снижение выбросов CO2 не менее чем на 20%; для новых производств – эффект на окружающую среду и климат определяется инициатором и подтверждается верификатором;

4) реализация проектов по химической мелиорации кислых и засоленных сельскохозяйственных земель с применением фосфогипса или извести с целью улучшения химических и физических свойств почв: восстановление нейтрального кислотно-щелочного баланса почвенного раствора pH=6,5-7,0 за счет нейтрализации накапливающихся в почве солей и кислот соответствующим химическим мелиорантом.

Распоряжением Минприроды России от 19.05.2021 №16-р «Об утверждении Типового паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации» предусмотрено, что он предназначен для определения потенциальных рисков для секторов экономики и социальной сферы, связанных с природными явлениями, в том числе, засолением почв, деградацией лесов и земель, уменьшением биоразнообразия, опустыниванием в данном субъекте РФ.

В распоряжении Правительства РФ от 22.10.2021 №2979-р «Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов» есть: диоксид углерода, его коэффициент пересчета величины выбросов парниковых газов в эквивалент диоксида углерода (на горизонте 100 лет) равен 1; метан с коэффициентом 25 и закись азота (монооксид диазота) с коэффициентом 298, а так же иные, не характерные для почвенных процессов газы, – гексафторид серы, гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), трифторид азота.

Очевидно, что верификация проектов устойчивого (в т.ч. зеленого) развития, оценка баланса поглощения и эмиссии парниковых газов, расчет величин углеродного следа продукции невозможен без учета свойств почвы и процессов в ней происходящих. Проблема в том, что в данный момент в российском правовом поле отсутствует полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

В решении Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ от 18.12.2020 «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» выделено ряд проблем, препятствующих эффективному обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения: отсутствие полной и достоверной информации о них, их границах и качественных характеристиках. Нет единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения. Землеустройство, как комплекс мероприятий по изучению состояния почв, планированию и организации их рационального использования и охраны, пока неэффективно. Земли сельхозназначения используются не по назначению с последующим ухудшением их состояния. Присутствует недостаточное нормативно-правовое регулирование своевременного выявления изменения состояния плодородия почв земель сельхозназначения и его оценки. Предложено законодательно определить понятия почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

По нашему мнению «климатически нейтральное» сельское хозяйство предполагает: 1) обязательное обеспечение воспроизводства плодородия почв, желательно расширенное, достигающиеся за счет технологий, включающих оценку и корректировку расходных и приходных статей баланса элементов минерального питания растений в агроценозах; 2) максимально возможное использование ресурсов органического вещества, включая отходы животноводства, вернее вторичные ресурсы; 3) не допущение снижения запасов гумуса в пахотных почвах (декарбонизации); 4) исключение их деградация и всех видов эрозии; 5) исключение неконтролируемого обращения и поступления углерод-, фосфор- и азотсодержащих соединений в окружающую среду.

Современная «зеленая агрохимия» включает: недопустимость неконтролируемого поступления химических элементов и веществ в окружающую среду; сокращение числа стадий, этапов или технологических операций полного цикла получения агрохимикатов и товарной продукции растениеводства; максимальное полезное использование отходов, растительных остатков, побочной продукции сельхозпроизводства (соломы, ботвы) и сидератов. Основой любой системы земледелия остается севооборот.

Для аграрного сектора возникает вопрос о новых технологиях получения сырья, изделий, товаров и/или необходимости компенсировать экологические последствия их производства, что определит конкурентное преимущество. Без оценки состояния почв и управления использованием почвенных ресурсов в парадигме «климатически нейтрального» сельского хозяйства и «зеленой» агрохимии этого сделать невозможно.

Россия имеет уникальные почвенные ресурсы, которые могут стать основой развития новой низкоуглеродной «зеленой» экономики, «климатически нейтрального» сельского хозяйства, ведения бизнеса и корпоративного управления по стандартам ESG Для этого нужно оформленное понятное и долгосрочное ресурсно-экологическое планирование, наличие государственных документов, определяющих сколько, каких и где расположенных пахотных почв и сельхозугодий нужно стране для ведения агропроизводства, формирования устойчивой продовольственной системы и обеспечения расширения экспорта продукции АПК. Инвентаризацию сельхозземель и участков на них расположенных только предстоит создать.

С 1 марта вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 475-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем закреплены правовые основы ведения Госреестра земель сельхозназначения, представляющего собой государственный информационный ресурс, содержащий свод достоверных систематизированных сведений о состоянии земель сельхозназначения, об их использовании и иных сведений о землях сельхозназначения.

Источниками сведений Реестра являются сведения, полученные в ходе госмониторинга земель сельхозназначения, включая сведения, полученные при госучете показателей состояния плодородия земель сельхозназначения, а также иные сведения о землях сельхозназначения, полученные в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Сведения из Реестра предоставляются собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков по их запросам в виде паспорта земельного участка из состава земель сельхозназначения бесплатно. Порядок ведения Реестра, состав вносимых в Реестр сведений, порядок предоставления сведений из него, порядок направления запросов о предоставлении таких сведений, в т.ч. посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также состав и объем сведений, подлежащих внесению в указанный Реестр в порядке такого взаимодействия, устанавливаются Правительством РФ.

Первоочередной задачей остается выполнение решения Президиума Совета законодателей РФ при ФС РФ от 18.12.2020 «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения» – законодательно определить понятия почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Приказом Росреестра от 22.07.2021 № П/0315 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» обновлен механизм его осуществления Росреестром. Он подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в т.ч. с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением отходами производства и потребления, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель. Приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу аналогичного приказа Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852.

Разработанный Правительством по указанию Президента РФ и одобренный президиумом Совета по науке и образованию при Президенте РФ проект ФНТП в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021-2030 гг. в результате ее успешного выполнения предполагает обеспечение получения массива наблюдаемых и расчетных данных в области экологии и климата. В процессе доработки проекта программы, прежде всего, следует научно обосновать и сформулировать перечень конкретных показателей (индикаторов) ее реализации с учетом новых международных и национальных нормативных правовых актов и особенностей корпоративного управления по стандартам ESG в АПК и др. отраслях экономики.

C учетом новой реальности (карбоновый след продукции, трансграничное углеродное регулирование, формирование глобального рынка углеродных единиц и т.д.) необходимо обеспечить адекватную и справедливую оценку почвы, как национального богатства, по разработанным и утвержденным стандартам и методикам. Скорее всего, проекты этих документов нужно будет сначала создавать на национальном уровне, а затем добиваться их международного принятия и признания. Это позволит монетизировать уникальные природно-климатические особенности и преимущества нашей страны.

Дмитрий ХОМЯКОВ,

Заслуженный профессор МГУ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2022, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru