Поиск:

Органика: продовольственная и экологическая безопасность

13.11.2021 11:52:00 

Законодательная основа отечественного рынка органической продукции начала формироваться три года назад, когда приняли Федеральный закон от 03.08.2018 №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 1 января 2020 г.

В ст. 2 определено, что органическая продукция – экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным указанным ФЗ, т.е. в данном случае решаются вопросы продовольственной и экологической безопасности одновременно.

Органическое сельское хозяйство – совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв (по сути, определение допускает неоднозначное толкование и с правовой точки нуждается в разъяснении.) Производители органической продукции – юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый госреестр производителей органической продукции.

Для перехода к органическому сельскому хозяйству и производству этой продукции, согласно ст. 8, устанавливается временной период, в течение которого обеспечивается внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленных действующими в РФ национальными, межгосударственными и международными стандартами в данной сфере.

Рассмотрим ряд аспектов развития производства и рынка органической продукции в нашей стране и нормативные правовые документы, регулирующие ее оборот.

Очевидно, что расширение и совершенствование органического сельского хозяйства будет осуществляться в рамках Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 №993-р.

Для производства любой сельскохозяйственной продукции (растениеводства, животноводства и т.д.) нужны соответствующие земельные участки. Существующие в РФ сейчас составляют посевные площади порядка 80 млн га, пары занимают еще 12 млн га, итого – 92 млн га. Мероприятия по их увеличению предусмотрены Госпрограммой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 №731.

Земельные участки, выделяемые в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, а также неиспользуемые земли сельхозназначения, госсобственность на которые не разграничена, которые могут служить источником вновь привлекаемых земельных ресурсов, в т.ч. для органического земледелия.

В Госпрограмме есть ведомственный проект «Информационное обеспечение эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ». В нем предусмотрено создание цифровых сервисов в рамках развития Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий. Это сервисы ведения реестра особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и определения видов и параметров сельскохозяйственных земель. Планируется обеспечить возможность аккумуляции данных для формирования реестра о состоянии, целевом и рациональном использовании земель, имеющих статус особо ценных продуктивных сельхозугодий, в т.ч. получения информации о землях, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности в форме органического земледелия.

Сельское хозяйство нуждается в господдержке. В рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717, предусмотрены мероприятия по развитию производства сельхозпродукции, в т.ч. и органической.

В соответствии с действующими Правилами предоставления Компенсирующей и Стимулирующей субсидий, порядок, условия предоставления средств, требования, предъявляемые к получателям средств, размеры ставок грантов, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также срок их рассмотрения, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ. Региональные власти вправе самостоятельно определить ставку на сельхозпродукцию в зависимости от применяемой технологии ее производства. Республики Башкортостан, Карелия, Крым, Марий Эл, Пермский, Краснодарский, Ставропольский края, Вологодская, Воронежская, Костромская, Орловская, Пензенская, Саратовская области и др., уже ввели особую поддержку для производителей органической продукции, и прежде всего малых форм хозяйствования.

Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании в целях установления соответствия производства органической продукции действующим в РФ национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции (ФЗ №280-ФЗ ст. 5, п. 1). Например, ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25.10.2016 № 92-П). Приказом Росстандарта от 22.11.2016 введён в действие на территории РФ в качестве национального стандарта с 01.01.2018.

Следует упомянуть и национальный стандарт ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», утвержденный и введенный в действие с 01.02.2015 приказом Росстандарта от 10.09.2014 №1068-ст, устанавливает термины и определения в области производства, состава и свойств пищевых органических продуктов и продуктов их переработки, произведенных из следующих источников, отвечающих требованиям органического производства: органического сельского хозяйства; лесного хозяйства; водных экосистем; пчелохозяйств.

Органическое сельское хозяйство – производственная система, которая улучшает экосистему, сохраняет плодородие почвы, защищает здоровье человека, и, принимая во внимание местные условия и опираясь на экологические циклы, сохраняет биоразнообразие, не использует компоненты, способные принести вред окружающей среде. Органическое землепользование сочетает в себе традиционные методы ведения хозяйства, инновационные технологии и современные научно-технические разработки, которые благотворно сказываются на окружающей среде и, обеспечивая тесную взаимосвязь между всеми формами жизни, включенными в данную систему, поддерживают и обеспечивают их благоприятное развитие. Органическое производство основано на использовании природных, биологических и возобновляемых ресурсов с использованием соответствующих правил, установленных на всех стадиях производственного цикла, подготовки и оборота продукции: переработки, сертификации, маркировки, хранения, реализации и инспектирования. Производство обработанных органических пищевых продуктов должно быть отделено во времени и пространстве от производства продуктов, не относящихся к таковым.

Однако пока все вышеперечисленные принципы не подкреплены полным набором научно обоснованных и апробированных агротехнологий.

Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется аккредитованными в данной области органами по сертификации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия производства органической продукции.

После прохождения добровольной сертификации в порядке, установленном ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и получения сертификата соответствия производители получают возможность использовать для маркировки продукции графический знак единого образца. В дальнейшем они включаются в реестр, который ведется Минсельхозом России.

На наш взгляд, как показывает правоприменительная практика, сейчас закон об «органической» продукции не реализуется целиком, а выполняются лишь отдельные направления (положения). Имеется 9 сертификатов, количество сертифицированных или занесенных в реестр профильных компаний – не превышает 65 (две трети из них субъекты малого и среднего предпринимательства). Чем будут заниматься сертификаторы в ближайшее время, смогут ли они найти для себя работу и каков будет приток новых заявок?

В европейских странах основными производителями органической продукции являются фермеры. В рамках крупного хозяйства сложнее наладить органическое земледелие, работать при запрете средств защиты растений, агрохимикатов, что значительно снижает продуктивность посевов, возрастают риски полной потери урожая. Практически не обсуждается вопрос о воспроизводстве плодородия почв на используемых участках и возможность получения органической продукции в условиях антропогенного воздействия, например, атмосферного, почвенного и водного загрязнения.

С 01.07.2021 вступили в силу отдельные положения критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».

В соответствии с п. 8 Критериев аккредитации с 01.07.2021 органы по сертификации продукции и услуг, выполняющие работы по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), должны обеспечить наличие в документе (документах) системы менеджмента качества правил выполнения работ по сертификации, установленных в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, а в части, не урегулированной такими актами, – в соответствии с документами, установленными Критериями аккредитации.

В силу также вступили дополнительные требования к органам по сертификации продукции, выполняющим работы по добровольному подтверждению соответствия в области сертификации производства органической продукции (п. 9 Критериев аккредитации).

Установлен перечень национальных стандартов, обязательных к выполнению органами по сертификации продукции и услуг с 01.07.2021 (п. 10 Критериев аккредитации).

В настоящее время Правительство России определяет порядок осуществления госконтроля (надзора) за обращением органической продукции. Заметим, что его отдельный вид не предусмотрен действующим законодательством и должен учитывать существующие нормы, закрепленные в ряде ФЗ: от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

На наш взгляд, пока отсутствуют четкие однозначные критерии классификации «органическая продукция» и ее отличий от аналогичной «неорганической». Если она лучше для потребителя, то чем, как и на сколько отличается? Без ответа на данный вопрос возникают трудности в создании целостной системы контроля, препятствующей введению потребителей в заблуждение. Референтные значения показателей и сами они должны определяться и проверяться лабораторным способом по утвержденным методикам. Стандарты (как принятая добровольно производителем совокупность обязательств) могут являться основой для изготовления продукции. Быть исключительными и исчерпывающими требованиями, которые подлежат контролю со стороны надзорных органов, они не могут.

Сейчас отдельных кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС в отношении органической продукции не существует. Росстат не обладают информацией о обороте и производстве органической продукции в РФ. Все прогнозы базируются на экспертных оценках, полученных посредством проведения отраслевых специализированных исследований, аналогичных исследовательскому институту органического сельского хозяйства – FiBL или недавнему анализу ситуации, опубликованному компанией NielsenIQ. Выделение в ОКПД 2 отдельных кодов для органической продукции создаст возможность для формирования статинформации в данной сфере, необходимой для принятия и оценки эффективности их реализации.

Исходя из специфики производства стоимость этих товаров однозначно существенно выше, чем их аналогов. Внутренние российские цены практически на все основные виды продовольствия так же увеличиваются, несмотря на меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта многих сельхозтоваров и сырья, а так же соглашения с организациями торговли и производителями о временной их «заморозке». Доходы населения не увеличиваются, следовательно, объемы внутреннего рынка ограничены, а расширение производства связано с возможностями международной торговли, которая в настоящее время осуществляется несколькими путями:

во-первых, заключаются двусторонние соглашения об эквивалентности регулирования органического сельского хозяйства – это соглашение между двумя странами, позволяющее продавать продукты, которые производятся и сертифицируются в соответствии с органическими стандартами одной страны, и представлять их как органические в другой; во-вторых, в случае аккредитации органов по оценке соответствия страной-импортером, беспрепятственный может осуществляться в страны, где отсутствует национальное регулирование данной сферы. Следовательно, после заключения соглашения об эквивалентности, сертификация будет осуществляться в рамках единого процесса.

Евразийской экономической комиссией ведется работа по подготовке и утверждению плана мероприятий («дорожной карты») по формированию общего рынка органической сельхозпродукции в рамках ЕАЭС. В соответствии с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 на его территории действуют технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к пищевой продукции.

Общие требования безопасности пищевой продукции установлены в Техрегламенте Таможенного союза (ТС) «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденном Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 №874. Для зерна это Техрегламент ТС «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утвержден Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 №880. Техрегламентами ТР ТС 015/2011 и ТР ТС 021/2011 уже установлены требования к безопасности пищевой продукции и безопасности зерна. Необходимость установления требований к органической продукции и органическому зерну отдельными документами, на наш взгляд, отсутствует.

Достаточно внесение изменений в оба этих документа, а именно дополнение ТР ТС 015/2011 и ТР ТС 021/2011 понятиями «органическое зерно», «органическая пищевая продукция» и требованиями безопасности к данной продукции.

Отметим, что вопросы контроля за экспортом продукции не являются предметом правового регулирования Техрегламентов ТС.

Ст. 4 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция – это продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в т.ч. специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.

Обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории ЕАЭС требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна, установлены в ТР ТС 015/2011.

В соответствии с требованиями ч. 4.10 ст. 4 Техрегламента ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, утвержденного Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 №881, информация об отличительных признаках пищевой продукции указывается при маркировке на добровольной основе. Информация об отличительных признаках пищевой продукции, в том числе об отсутствии в пищевой продукции компонентов, полученных из ГМО (или) с использованием ГМО, должна быть подтверждена доказательствами, сформированными лицом, указавшим это заявление, в маркировке пищевой продукции самостоятельно или полученными им с участием других лиц. Доказательства наличия отличительных признаков пищевой продукции подлежат хранению в организациях или у индивидуальных предпринимателей, выпускающих данную пищевую продукцию в обращение на единой таможенной территории ТС, и предъявляются в случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза.

Россельхознадзор является уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 015/2011 в пределах своей компетенции. Это закреплено Постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 №745 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 553 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна».

Высказывающиеся предложения о соблюдении требований ГОСТ Р 56104-2014 и ГОСТ Р 57022-2016 применительно к органической пищевой продукции и органическому зерну неконструктивны в связи с тем, что данными документами не устанавливаются какие-либо требования к ним.

Ежегодные Программы национальной стандартизации предусматривают разработку изменений и дополнений в существующие в ГОСТы, а так же разработку новых документов. Например, приказ Росстандарта от 27.10.2020 № 1775 «Об утверждении Программы национальной стандартизации на 2021 год». В нем предусмотрен блок документов, касающихся почв.

Почвы, их характеристики и плодородие должны быть в числе обязательных критериев эффективности осуществления любой сельскохозяйственной деятельности. Для реализации рассмотренных выше правовых норм, а также их совершенствования с учетом достижения целей экологической безопасности и рационального природопользования, сформулированных в статьях 77-83 Указа Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», необходимо устранить имеющийся пробел. Считаем необходимым ввести в российское право полноценное, научно-обоснованное и легальное (юридически значимое), общеправовое, точное, однозначное, дефинированное, устоявшееся, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

В настоящее время нет корректных и однозначных научных результатов, на основании которых можно было бы с уверенностью утверждать, что органическое земледелие, получение продукции с улучшенными экологическими характеристиками, сохраняет и воспроизводит важнейший национальный ресурс – почвы и их плодородие.

«Климатически нейтральное» сельское хозяйство предполагает: 1) обязательное обеспечение воспроизводства плодородия почв, желательно расширенное, достигающиеся за счет технологий, включающих оценку и корректировку расходных и приходных статей баланса элементов минерального питания растений в агроценозах; 2) максимально возможное использование ресурсов органического вещества, включая отходы животноводства, вернее – вторичные ресурсы; 3) не допущение снижения запасов гумуса в пахотных почвах (декарбонизации); 4) исключение их деградация и всех видов эрозии; 5) исключение неконтролируемого обращения и поступления углерод-, фосфор- и азотсодержащих соединений в окружающую среду.

Современная «зеленая агрохимия» включает: недопустимость неконтролируемого поступления химических элементов и веществ в окружающую среду; сокращение числа стадий, этапов или технологических операций полного цикла получения агрохимикатов и товарной продукции растениеводства; максимальное полезное использование отходов, растительных остатков, побочной продукции сельскохозяйственного производства (соломы, ботвы) и сидератов. Основой любой системы земледелия был и остается полноценный севооборот.

Новое климатическое регулирование, к которому в ближайшей перспективе будут прибегает все больше стран и, в первую очередь, наш крупнейший торговый партнер - Евросоюз, уже оказывает существенное влияние на возможности экспорта, в том числе и аграрного. Углеродный след сельскохозяйственных товаров и сырья будет прослеживаться, в т.ч., и для органической продукции.

И это далеко не исчерпывающий перечень возникающих вопросов в сфере органического сельского хозяйства, решающего как проблемы продовольственной, так и экологической безопасности.

Д.М. ХОМЯКОВ, проф., завкафедрой

агроинформатики факультета почвоведения

МГУ им. М.В. Ломоносова,

в.н.с. Аграрного центра МГУ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru