Поиск:

25 лет заказнику «Каменная степь» («Докучаевскому оазису»)

08.06.2021 13:55:00 


6 марта 1996 г. постановлением Администрации Воронежской области №258 в связи с 150-летием великого русского учёного В.В. Докучаева (01.03.1846-08.11.1903) было принято решение об обращении в Правительство РФ с просьбой организовать комплексный государственный заказник федерального значения «Каменная степь» с целью сохранения и восстановления средозащитных антропогенных лесоаграрных ландшафтов, созданных Особой экспедицией В.В. Докучаева, образованной 22 мая 1892 года. 25 мая 1996 г. Постановлением Правительства РФ № 639 был учреждён государственный природный заказник «Каменная степь» Минприроды России площадью 5232 га на землях опытно-производственного хозяйства «Докучаевское» Научно-исследовательского института сельского хозяйства Центрально-Чернозёмной полосы им. В.В. Докучаева в Талдовском районе Воронежской области.


История освоения степи

Вплоть до начала XVIII века данная территория сохраняла девственные черты ландшафта. В целинной степи не было постоянных поселений, эти необжитые пустынные места русские летописцы называли Диким полем. Здесь преобладали нетронутые степные пространства, покрытые двухметровым ковылём и густыми дубравами. В Петровскую эпоху под никогда не знавшими плуга степными травами обнаружили плодородные черноземы. Земледельцы принялись активно рубить и корчевать леса, выжигать траву, вспахивать целину и выращивать здесь зерновые и овощи. Сплошная распашка первичной целины, вырубка лесов, нерегулируемый выпас скота на сохранившихся степных участках привели к обмелению рек, усилению ветровой и водной эрозии, деградации почвенного покрова, к возникновению летом знойных суховеев, гибели посевов. Если до XVII в. засухи в юго-восточной России были явлением редким (на столетие их приходилось 8), то уже в XIX в. только с 1800 по 1854 год засушливых лет было 35. Пыльные бури, пожары, падеж скота, голод стали нередким явлением в жизни крестьян. Одним из основных средств борьбы с засухой, которое являлось доступным для крестьян и поддерживалось правительством, были молебен и крестный ход по полям. Этим заботы государства о своих земледельцах, к сожалению, заканчивались.

Катастрофическая засуха

Апофеозом неразумной хищнической деятельности стала катастрофическая засуха 1891 г. Засуха опустошила поля в 20 губерниях чернозёмной полосы России. Первым клич о помощи крестьянам бросил В.О. Ключевский. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.И. Вернадский и его друзья на свои средства и на частные пожертвования открывают столовые для крестьян, оказывают им другие виды помощи. Основатель почвоведения В.В. Докучаев так же выступил в поддержку крестьянства, но он считал, что бороться необходимо не только с последствиями засухи и неурожаев, прежде всего, необходимо принять меры по устранению причин, порождающих это страшное явление. В.В. Докучаев сразу включился в работу по организации неотложных мер по борьбе с засухой, обоснованию системы государственных мер для предотвращения засух и преодоления их последствий. Он выступает с публичными лекциями, печатается в газетах, гонорар от которых был направлен в пользу голодающих. В этих лекциях он обрисовал картину бедственного положения сельского хозяйства черноземной полосы и предложил программу выведения сельского хозяйства из кризиса.

План охраны чернозёмов

В 1892 г. В.В. Докучаев публикует книгу «Наши степи прежде и теперь», изданную в пользу пострадавших от неурожая. В книге впервые в мире дан системный анализ экологического кризиса природной среды в целом. В.В. Докучаев установил, что причина ухудшения чернозёмов заключается в повсеместном истреблении лесов, сплошной распашки почвенного покрова, неправильной обработки почв, потери чернозёмными почвами их зернистой структуры. Он разработал первую научно-обоснованную модель устойчивого земледелия в степной зоне и предложил план охраны чернозёмов, включавший регулирований оврагов и балок, меры по защите почв от смыва, создание лесополос, искусственное орошение, поддержание определённого соотношения между пашней, лугом и лесом.

Особая экспедиция

В.В. Докучаев сумел убедить и русское общество, и правительство, что «оскудение житницы – дело рук самого человека, однажды грубо нарушившего естественные связи внутри… единой, цельной, нераздельной природы». Три государственных чиновника: министр госимуществ М.Н. Островский, директор Лесного департамента Е.С. Писарев и министр земледелия А.С. Ермолов согласились с настоятельными требованиями учёного и 22 мая 1892 г. при Лесном департаменте была образована «Особая Экспедиция по испытанию и учёту различных способов и приёмов лесного и водного хозяйства в степях южной России», которую и возглавил Василий Васильевич Докучаев.

Первоначально в планах Экспедиции предполагалось организовать опытные работы на всей засушливой территории европейской части России (вплоть до Урала). Однако правительством было выделено недостаточно средств, и исследования сосредоточились всего на трех участках: Старобельском – на водоразделе Дона и Северского Донца в Харьковской губернии и Великоанадольском – между Северским Донцом и Днепром в Мариупольском уезде Екатеринославской губернии и Хреновском – на водоразделе Волги и Дона в Бобровском уезде Воронежской губернии. Хреновской участок объединял 3 стационара, расположенных в 25-40 км друг от друга: два лесных – Хреновской бор и Шипов лес с прилегающими к ним степями и безлесный водораздельный участок степи.

В июне 1892 г. Экспедиция приступила к работе. По воспоминаниям современников, В.В. Докучаев лично разъезжал по необъятным просторам степей, намечал места для метеорологических станций, втыкая колья и обозначая их номерами.

В состав Экспедиции вошли почвоведы Н.М. Сибирцев и К.Д. Глинка, лесоводы Г.Н. Высоцкий и К.Э. Собеневский, метеоролог Н.П. Адамов и зоолог А.А. Силантьев, приступили к формированию оптимизированного южно-лесостепного агроландшафта.

Работы Особой экспедиции носили как научный, так и практический характер. Научная часть заключалась в организации подробных метеорологических наблюдений, в исследовании почвы и составлении почвенных карт, в исследовании степной флоры и фауны. Работы практического характера состояли в изыскании способов регулирования лесного и водного хозяйства: насаждение леса в степи с различными служебными целями сельского хозяйства (полосные защитные и влагосборные насаждения), регулирование текущих по степям дождевых и снеговых вод путем образования запруд, закрепления склонов оврагов и балок.

Создание «Докучаевского оазиса»

Практическая работа Докучаевской экспедиции началась с создания защитных лесных полос, закрепления берегов оврагов и строительства прудов, что по идее В.В. Докучаева должно было стать основой для преобразования природы Каменной степи. При этом отработка способов защиты почв была проведена одновременно на трех участках – Каменная степь, Шипов лес и Хреновской бор. 

За короткое время деятельности экспедиции было заложено 43 лесополосы, представляющих собой 80 оригинальных научных опытов, значение которых не утрачено по сей день. В эти несколько лет К.Э Собеневским, Г.Ф. Морозовым и другими выдающимися лесоводами была сформирована и тактика, и технология степного лесоразведения, определены оптимальная ширина полос, основная (дуб) и подгонные породы для высадки. Дуб «любит расти в шубе, но с открытой головой», поэтому ему нужны растения-союзники. В верхнем ярусе, помимо дуба сажали клён, ясень, под ним – липа, яблоня, груша еще ниже – лещина, черёмуха, акация, а у самой земли подрост деревьев, кустарники – бересклет, жимолость, крушина.

На опытной территории учеными была оборудована метеорологическая станция, заложена сеть наблюдательных скважин, (колодцев) по изучению уровня подземных вод. Следует отметить, что ни разу (ни в гражданскую, ни в Отечественную войны) не прервался ряд наблюдений за уровнем грунтовых вод. Нигде в мире нет второго пункта, который имел бы сплошной ряд наблюдений, превышающий 100 лет. По 16 скважинам данные отсюда направляются в ЮНЕСКО. Наблюдательный колодец №1 носит имя Докучаева и является памятником истории области. Рядом с Докучаевским колодцем установлен аншлаг с графиком, показывающим динамику изменения уровня грунтовых вод за более чем вековой период наблюдений.

В балках создавались системы каскадных прудов. Это позволяло отсечь бесполезный сток влаги, который приводит лишь к водной эрозии почв, и создавало водные массивы, способствующие и подъёму грунтовых вод, и созданию более мягкого микроклимата. Отведены были контрольные, эталонные участки косимой и некосимой степи, которые сохраняются и до сих пор.

Для выработки оптимальных приемов земледелия планировалось организовать на каждом опытном участке особые опытные сельскохозяйственные поля, а со временем и опытные хозяйства.

Итогом работы Особой экспедиции должно было стать установление на основе научных данных «возможно правильное соотношение между водой, лесом, полями, лугами и другими хозяйственными угодьями», т.е. восстановить экологическое равновесие в преображенной человеком степи, наподобие того, которое существовало в доагрикультурных степях.

Василий Васильевич руководил Экспедицией до 1897 года. За это время под его редакцией издано 18 томов «Труды экспедиции», в составе которых было множество карт, схем, таблиц и анализов.

Закрытие Экспедиции

В июле 1899 г. в связи с ухудшением состояния здоровья В.В. Докучаева Экспедиция была закрыта и в 1899 г., на базе заложенных экспедицией В. В. Докучаева лесных полос было организовано опытное лесничество, первым лесничим которого стал будущий классик российского лесоводства Г.Ф. Морозов. Занимавшееся испытанием в лесополосах различных видов деревьев и кустарников, лесничество закрепило за собой название «Каменная степь» – участка земли, который приобрел статус научного объекта.

В 1907 г. опытное лесничество было закрыто и в апреле 1908 г. земли лесничества были переданы Департаменту земледелия.

Возрождение после засухи

Сильнейшая засуха 1911 г., мало уступающая по масштабам засухе 1891 г., вынудила Правительство вспомнить опыт В.В. Докучаева по борьбе с засухой и уже 16 июля 1911 г. была вновь создана Каменно-Степная опытная станция им. В.В. Докучаева. Но до 1920 г., несмотря на выделенные Правительством средства на продолжение исследований, «Докучаевский оазис» переживал далеко не лучшие времена. «Авторитетная» комиссия сделала вывод о том, что лесополосы изжили себя и подлежат рубке (те самые полосы, которые и сегодня живы-здоровы).

«Второе дыхание»

«Второе дыхание» пришло вместе с академиком Николаем Ивановичем Вавиловым (25.11.1887-26.01.1943) возглавившим Каменно-Степную станцию в 20-е годы. По приглашению Н.И. Вавилова вернулся в Каменную степь и продолжил работу К.Э. Собеневский, который доказал ошибочность выводов о сроке жизни лесополос в 25-30 лет.

В 20-30-е годы на базе Каменно-Степной опытной станции им. В.В. Докучаева под научным руководством Н.И. Вавилова изучались мировые коллекции культур, положившие начало первым сортам местной селекции. А во второй половине 30-х гг. под руководством В. академика В.Р. Вильямса, изучалась и внедрялась травопольная система земледелия.

В 1927-1929 гг. были заложены дендропарк и арборетум, представляющий собой «арену» с радиально расходящимися лучами-дорожками, где каждый образованный ими сектор являл определённую часть света с ее растительностью. 400 видов деревьев и кустарников было испытано, 60 из них «взято на вооружение» для использования в Каменной степи. В 1941 г. Ю.В. Ключников был удостоен Госпремии за изобретение особого «коридорного» метода посадки дуба.

В 1931 г. Каменная степь уже снабжала близлежащие хозяйства лесопосадочным материалом – разослано 150 различных видов (несколько сот тысяч сеянцев и саженцев) древесных и плодовых культур. В 30-е гг. в Каменной степи спасались от репрессий лучшие умы отечественной науки. Так, Н.И. Вавилов сознательно сюда направил несколько своих учеников, чтобы они «пересидели» лихое время.

В 1937 г. все исследования геоботанического и селекционного плана были объединены под эгидой Каменно-Степной государственной селекционной опытной станции. В 1944 г. территории Каменно-Степной станции был присвоен статус научного заповедника.

Послевоенный период

Разразившаяся в европейской части России засуха 1946 г. прошла для территории Каменной степи с наименьшими потерями. Урожай на её полях был выше в 3-4 раза, чем на других территориях.

В 1946 г. для стационарных исследований Каменной степи был создан зональный Научно-исследовательский институт земледелия Центрально-Черноземной полосы имени В.В. Докучаева.

Исследования в Каменной степи легли в основу исторического постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. «О плане полезащитных насаждений, внедрении травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР», получившего название «Сталинский план преобразования природы».

Преобразованный в 1956 г. в Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы им В.В. Докучаева (НИИСХ ЦЧП), в 1967 г. был награждён Орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за успехи, достигнутые в разработке методов защиты почв от эрозии, выведение и внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных культур».

Современный период

По данным НИИСХ ЦИП на защищённых полях «Докучаевского оазиса» испаряемость понижается на 15%, экономия влаги составляет 60 мм. В 2-3 раза повышается водопроницаемость почвы под лесополосами, а под некоторыми из них весенняя влага накапливается столь активно, что колебание уровня грунтовых вод составляет 3 м, с максимумом в апреле и минимумом в ноябре. Но не только благоприятный режим увлажнения является следствием лесомелиорации. Меняются к лучшему сами почвы. Под лесополосами черноземы содержат в себе на треть больше гумуса и  в 2,5 раза больше водопрочных агрегатов. Сам слой чернозёма в Каменно-Степном оазисе за это время увеличился по толщине на 2 см. Такими темпами когда-то шло многотысячелетнее накопление гумуса в среде девственных ландшафтов. По данным, осредненным за весь период наблюдения, урожаи зерновых в Каменной степи вдвое выше, чем на «исходных» площадях, по другим культурам эта прибавка на уровне 20-80%. Особенно это различие заметно в засушливые годы. Так в засуху 1972 г. в большинстве необлесённых хозяйств области урожая озимой пшеницы не было вовсе – никакого, а в «Докучаевском оазисе» – 30 ц/га. На прилегающих площадях, где возраст лесополос тогда был около 30 лет – около 23 ц/га.

Таким образом, изменялся статус научных организаций в Каменной степи, их ведомственная подчинённость, но постоянным оставалось одно: комплексность научных исследований, заложенная великим В.В. Докучаевым.

Программа В.В. Докучаева по борьбе с засухой актуальна и в настоящее время, когда Каменная степь, по-прежнему являясь «Докучаевским оазисом», превратилась в модель экологической и рациональной системы земледелия.

В 1992 г., к 100-летию Особой экспедиции В.В. Докучаева и основанию «Каменной степи», разработке программы борьбы с засухой в южных губерниях России была изготовлена специальная памятная медаль.

С 26 марта 2009 г. в соответствии с приказом Минприроды России ресурсов и экологии РФ №71 государственный природный заказник федерального значения «Каменная степь» находится в подчинении «Воронежского государственного природного биосферного заповедника».

Лесополосы и локальные дубравы, заложенные В.В. Докучаевым и его сотрудниками, сегодня превратились в густые лесные кордоны, задерживающие порывы степного ветра. Самые высокие деревья – дубы, клёны и ясени – поднялись на высоту более 25 метров; под их кронами растут липы, груши и яблони; пониже свою нишу занимают акация, черемуха; под ними по земле стелются непроходимые кустарники: жимолость, бересклет, крушина. Влажные склоны балок и оврагов укрепляют заросли лесного ореха – лещины. Все лесополосы Каменной степи имеют научную уникальность, они разнообразны по своему природному составу, по ширине, по экспозиции и по возрасту. Тут акклиматизировались деревья, привезенные из Дальневосточных регионов страны, Африки и Северной Америки. Здесь встречаются более 800 видов растений, около 150 видов птиц и 30 видов млекопитающих.

Часть территории заказника состоит из залежей. Самая ранняя залежь не обрабатывается с 1882 года. Здесь разрешен лишь сенокос, преобладают перисто-ковыльные травы. На площади около 18 га выделены особо охраняемые заброшенные залежи, где запрещена любая сельскохозяйственная деятельность, движение автотранспорта и пешеходов. Здесь за истекшие 130 лет возродилась характерная степная растительность. Этот участок находится под наблюдением ученых специального отдела Докучаевского института. Познакомиться с уникальным опытом в Каменную степь приезжают почвоведы, ботаники, экологи со всего мира.

Николай РЫБАЛЬСКИЙ,

Евгения МУРАВЬЁВА,

Общество почвоведов им. В.В. Докучаева

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru