Поиск:

"Природа и цивилизация. Уроки этногенеза"

22.10.2020 22:08:00 

От редакции: предлагаемая читателям статья – результаты изысканий возможности и целесообразности внедрения в практику исследования эволюции цивилизаций теории этногенеза Льва Гумилёва. Несмотря на некоторую схематичность проведенных исследований, автору удалось получить неожиданные результаты: природа влияет на эволюцию сильнее, чем можно было предполагать. Важность поднятой проблемы побудила автора привлечь внимание к освоению наследия этого выдающегося отечественного учёного.

Самый серьезный недостаток многочисленных теорий в господствующей ныне цивилизационной парадигме – локальные цивилизации рассматриваются как продукт интегральной культуры конкретных этносов, чаще – группы этносов. То есть люди, накапливая необходимые знания, совершенствуя технологии, производственные и социальные отношения, определяют характерные черты цивилизации и её эволюцию. Природа при этом рассматривается не как соучастник этого творения, а как ресурс. При этом многие теории игнорируют то, что человек сам является частью природы и жизнь его подчиняется её циклам, поэтому нередко исследователи истории не могут объяснить с позиций культуры целый ряд исторических фактов.

Уже во второй половине XX в. начали появляться теории, определяющие принципиальную возможность реконструкции устаревших моделей исторического процесса. В России (СССР) это прежде всего теории Александра Чижевского и Льва Гумилёва. Их новизна в том, что они вскрывают значительную роль природы в реальных исторических процессах в результате космических и биосферных воздействий на психику людей и опосредованно на общественные процессы. Внедрение этих теорий, несмотря на наличие количественных показателей, в рамках существующей парадигмы идёт очень тяжело. В частности, теория этногенеза, исследованием возможности внедрения которой занимается автор данной статьи, редко и то всуе упоминается учёными, политологами, журналистами, но не более того. А ведь эта теория – грандиознейшее событие в эволюционистике. Можно сказать, гордость отечественной науки.

В настоящей статье приводятся некоторые результаты разработок по внедрению теории этногенеза в исследовательскую деятельность. Обосновывается необходимость рассмотрения теории этногенеза при формировании новой цивилизационной парадигмы. Она может быть вполне конкурентоспособной при выборе инструментария реконструкции моделей исторического процесса. Главный «конёк» теории Гумилёва: этнические циклы – природное явление, не зависящее от человека, а не субъективные расчёты специалистов, анализирующих социальные факторы.

Природные фазы и периоды этногенеза. У Л. Гумилёва локальную цивилизацию создаёт конкретный суперэтнос, рассматриваемый одновременно как порождение земной биосферы и как носитель социального прогресса. Его заслуга в том, что он внёс существенную лепту в познание естественных законов развития такого сложного природно-социального феномена как этнос (суперэтнос).

Стержнем философии по Гумилёву является понятие этногенеза. «Это процесс прохождения суперэтносом всех стадий своего развития (фаз этногенеза), протекающий от момента возникновения этнической системы в результате пассионарного толчка до её перехода в этнический гомеостаз или исчезновения». Продолжительность этногенеза – примерно 1500 лет. Создатель теории выделяет 6 фаз этногенеза: 1) подъём (300 лет); 2) акматическая – пассионарное напряжение достигает максимума (300 лет); 3) надлом – пассионарное напряжение падает примерно до 25% от максимума (150 лет); 4) инерционная (300 лет); 5) фаза обскурации и 6) фаза мемориальная – пассионарное напряжение снижается до нуля и ниже (450 лет).

Суперэтнос – главная действующая фигура на сцене истории – не вечен, он, как все живое на Земле, рождается и умирает. В данный период мы являемся свидетелями старческой агонии западноевропейского суперэтноса, вошедшего в фазу обскурации и разрушения созданной им некогда эталонной цивилизации. Российский суперэтнос относительно молодой, он только в XXI в. вошёл в инерционную фазу. Эта фаза характеризуется укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием ландшафта… Господствующим типом является законопослушный, работоспособный человек.

Важным у Гумилёва является понятие пассионарности. Пассионарность, как характеристика поведения и психики – активность, проявляющаяся в стремлении индивидуума (пассионария) к цели и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради её достижения. Антиподам пассионариев – субпассионариям – всё трудно, а желания их примитивны: поесть, выпить, поразвлечься. Примечательно, что относительно небольшие подъёмы и падения пассионарности (мутации) происходят на протяжении всего жизненного цикла суперэтноса. «Микромутации, возникающие примерно через 100 лет, отражаются на стереотипе поведения, но не влияют на фенотип». Эти колебания энергетики и стали главным звеном в авторской методологии внедрения теории этногенеза.

Цикличность российской истории. Проанализирован примерно 500-летний период от Ивана IV до Владимира Путина. Установлено наличие шести малых энергетических циклов (мутаций). Для данной исторической эпохи продолжительность малого цикла (в авторской интерпретации – этнического цикла или этнического года) составила примерно 80 лет. А периоды высокой и низкой энергетики народа – по 40 лет. Анализ исторического материала позволил сделать гипотетический вывод: в периоды повышенной энергетики в обществе и государстве развиваются преимущественно позитивные процессы и события, а в периоды пониженной – негативные. Вот как это выглядит в очень сокращённом, сжатом виде:

– в первом (условно) цикле (1543–1618) на период высокой энергетики (1543-1584) приходится мобилизационный период Ивана IV, присоединение новых территорий, проведение реформ, а на период низкой (1584-1618) – первый системный кризис: Смута, голод, восстание И. Болотникова, потеря суверенитета;

– во втором цикле (1618-1696) в период высокой энергетики (1618-1658) Россия вышла из разрухи, в состав России принята Украина, а в период низкой (1658-1696) – церковный раскол, восстание С. Разина, кризис верховной власти;

– в третьем цикле (1696-1775) на период высокой энергетики (1696-1730) приходятся преобразования Петра I, военные победы, укрепление державы, а на период низкой (1730-1775) – дворцовые перевороты, негативная деятельность Петра III;

– в четвёртом цикле (1775-1855) на период высокой энергетики (1775-1815) приходятся славные дела Екатерины II, победа в Отечественной войне 1812 г., а на период низкой (1815-1855) – крестьянские волнения, восстание декабристов, поражение в Крымской войне;

– в пятом цикле (1855-1934) на период высокой энергетики (1855-1894) приходится отмена крепостного права, присоединение Средней Азии и Западного Кавказа, а на период низкой (1994-1934) – второй системный кризис: революции 1905 и 1917 г., разруха, гражданская война, трудное становление советской власти;

– в шестом цикле (1934-2014) на период высокой энергетики (1934-1975) приходится индустриализация, победа в ВОВ, лидерство в освоении космоса, создание невиданной ранее цивилизации, выполнение беспрецедентных по масштабу мелиоративных и водохозяйственных работ, а на период низкой (1975-2014) – третий системный кризис: Афганская война, Чернобыль, раскол КПСС, распад СССР, лихие 90-е и трудные нулевые;

– седьмой цикл (2014-2020) обозначился многими позитивными процессами и событиями: вхождение Крыма в состав РФ, гуманитарная поддержка ДНР и ЛНР, осуществление крупных инфраструктурных проектов, усиление армии и флота и т.д.

Влияние природы на общественные процессы оказалось значительно сильнее, чем можно было предполагать. Так, в трёх из шести периодов низкой энергетики (начало XVII в., начало и конец XX в.) страна переживала системные кризисы, тон задавали субпассионарии. В другие три периода стагнация в стране была очевидной. За исключением, может быть, периодов правления Елизаветы II и Николая I. В шести периодах высокой энергетики народа (кроме периода опричнины при Иване Грозном) природный фактор способствовал успешному развитию страны. Напрашивается гипотетический вывод: вектор эволюции общества задаёт природа, а люди с большим или меньшим успехом (в период низкой энергетики – с меньшим!) осуществляют свои сознательные преобразования.

Основополагающее правило теории эволюции гласит: люди творят свою историю, но в пределах веера возможных альтернатив, предопределённого законами естественного (природного) и общественного развития. Исследования автора показывают, как природные факторы ограничивают возможности общественного развития. Хорошей иллюстрацией, между прочим, в этом плане являются реальные последствия пандемии коронавируса.

Проведённый анализ исторических фактов позволил предположить, что конкретно меняется в обществе при смене энергетики народа. Воздействуя на психику людей, природа, по-видимому, создаёт предпосылки для доминирования в обществе различных типов пассионариев. В период высокой энергетики преобладают пассионарии-государственники, созидатели и патриоты. В период низкой – индивидуалисты, конъюнктурщики, авантюристы, сибариты, идеалисты.

Вполне обоснованно, и это подтверждают другие исследователи, можно говорить о кризисе гуманистической культуры в период низкой энергетики. В обществе разрушаются моральные ценности, верх берут такие природные качества человека как тщеславие, жадность, агрессивность… В некоторые периоды (Смута, 1917, 1991 г.) разрушаются основополагающие составляющие идентичности цивилизации (сильная государственная власть, патриотизм…), что приводит к распаду общества и государства. В периоды высокой энергетики гуманистическая культура восстанавливается с новыми идеалами и духовными приобретениями. Так, например, имел место очевидный рассвет российской литературы и искусства во второй половине XIX в. и в 60-70-е гг. XX в., достижения космической науки, балета, фигурного катания во второй половине XX в. определяли мировые вершины.

Автор выявил и другие любопытные зависимости и связи. Российское государство и общество за всю исследованную историю не смогло удачно применить на практике такой феномен, как западная демократия. Период демократии 1907-1917 гг. завершился системным кризисом. А начавшийся в конце 80-х гг. период преобразований (перестройки) по западному образцу привёл к распаду СССР и к системному кризису в России, отголоски которого ощущаются до сих пор. Примечательно, что серьёзные политические реформы начала и конца XX в. осуществлялись именно в период низкой энергетики народа, когда общество не способно на созидания, а желает решать все проблемы с помощью демократии. Между тем, западные технологии и некоторые элементы культуры, заимствованные в период высокой энергетики, приживаются на российской почве.

Соотношение влияния природных факторов и сознательного воздействия людей на исторические процессы в периоды низкой энергетики явно не в пользу людей. Незнание срока наступления этого опасного для цивилизации периода, когда сложившиеся, проверенные способы социально-политической деятельности перестают работать, часто приводит к потере управления обществом и государством. Внедрение теории этногенеза в практику прогнозирования создаёт очевидные предпосылки для решения этой проблемы. Но это уже тема специальной статьи. 


***

Изложенная версия показывает, что внедрение теории этногенеза в экспертную и исследовательскую деятельность – дело сложное, но необходимое. Прагматический результат огромный – предсказывать кризисные периоды в эволюции цивилизации и вырабатывать антикризисные мероприятия.

Более подробно об изложенном можно прочитать в книге автора «Об эволюции Российской цивилизации. Уроки этногенеза» (М., «Спутник+», 2018). Она, кстати, ещё имеется в продаже в некоторых магазинах.

Чего добивается автор, публикуя книги и эту статью? Первое, показать возможность практического применения теории этногенеза уже в том виде, как её несколько десятков лет назад изложил Л. Гумилёв. Второе, показать интерес государства в изучении своего главного – людского ресурса, в получении новых возможностей прогнозирования будущего. Третье, сегодняшнее состояние физики, биологии, медицинских и других, в т.ч. междисциплинарных, наук таково, что в эту теорию можно вдохнуть новую жизнь. Собственно, это самое главное. Хочется, чтобы появились молодые люди, готовые развивать оригинальнейшую в истории учений об эволюции цивилизаций теорию. Совершенствовать её для блага народа России, во имя престижа отечественной науки.

Анатолий МАХРОВ, Почётный работник

водного хозяйства РФ, публицист


Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru