Поиск:

Обращение с отходами от эксплуатации автотранспорта

18.02.2020 18:12:00 

От редакции: в статье на примере Республики Башкортостан рассмотрены актуальные проблемы обращения с отходами, образующимися при эксплуатации автотранспорта и пути их решения.

На территории республики на 1 января 2019 г. зарегистрировано 1 млн 228,6 тыс. автомобилей, не считая иной самоходной колесной техники, при эксплуатации которых образуются отработанные автошины, масла и технологические жидкости, тормозные колодки и т.д. (Согласно Федеральному классификационному каталогу – ФККО – отходы обслуживания, ремонта и демонтажа автотранспорта). Наибольший объем отходов этой категории составляют «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных (код ФККО 9 21 100 00 00 0).

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» отработанные шины, камеры и покрышки запрещено принимать для размещения на полигонах твердых коммунальных отходов (ТКО). В соответствии с п. 13 Правил обращения с ТКО региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

За последние три года на территории республики дестабилизирована система контроля за образованием и дальнейшим обращением с данными видами отходов и большая часть отработанных шин, камер и покрышек поступает на полигоны ТКО и несанкционированные свалки. Так, проведенная в ноябре 2019 г. проверка районной несанкционированной свалки ТКО в Иглинском районе выявила захоронение на свалочном теле около 1500 шт. отработанных автошин от грузовых и легковых автомобилей. Аналогичная ситуация отмечается и на других объектах размещения ТКО. При этом на несанкционированных районных и сельских свалках обнаруживается большое количество отработанных автошин от легкового транспорта, что указывает на полную бесконтрольность за утилизацией указанных отходов на сотнях шиномонтажных пунктов, автосервисных предприятиях. Крупные автотранспортные предприятия предпочитают вместо договорной платы за утилизацию отработанных автошин и покрышек лицензированным предприятиям, платить в разы меньше лишь за размещение на свалках и полигонах этих отходов под видом коммунальных.

Как выяснилось, ранее действовавшая система сбора, транспортировки и утилизации данных видов отходов почти полностью разрушена и не имеет экономической составляющей.

Слабый спрос на получаемый в результате утилизации продукт – резиновую крошку, которую можно использовать для мягкого покрытия детских и спортивных площадок или добавлять в материалы для дорожного строительства, также не стимулирует развитие этой отрасли отходов. Технология получения топлива в результате переработки таких изделий посредством пиролиза, оказалась, к сожалению, красивой сказкой, не имеющей реального воплощения.

Согласно п.5 ст. 24_2 ФЗ «Об отходах производства и и потребления» производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору (РЭО) или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее – ассоциация). Такое обязательство выполняется РЭО или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае РЭО или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Соответствующие ассоциации, получающие большие средства от производителей автошин, камер и покрышек (в т.ч. от предприятий-импортеров) на утилизацию этих отслуживших свой срок изделий в России созданы, но вот парадокс: эти утилизационные средства не доходят, как правило, до предприятий-утилизаторов, а предлагаемые ассоциациями жесткие условия передачи части этих средств явно не устраивают получателей. Так, по республике из нескольких предприятий-утилизаторов автошин, только ООО «Триумф» (г. Нефтекамск) получило несколько миллионов рублей на свое развитие от такой ассоциации.

В связи с этим возникают вопросы: все ли производители и импортеры шин, камер и покрышек, охвачены договорами с такими отраслевыми ассоциациями, платят ли они утилизационный сбор за незакрытые договорами объемы своей продукции, имеют ли указанные ассоциации соответствующие мощности для утилизации этих отходов или часть поступающих ежегодно от поставщиков «утилизационных» средств без законных оснований расходуется на собственные нужды этих ассоциаций?

При этом очевидно, что наличие этого лишнего звена в неработающей экономической системе отрасли отнюдь не способствует использованию данного вторичного ресурса и уменьшению объемов его незаконного захоронения на свалках. Видимо, есть смысл этим заниматься исключительно госструктуре – Российскому экологическому оператору или Федеральному оператору по обращению с отходами 1-4 классов опасности (с приданием соответствующих функций ФГУП «РосРАО»).

С целью обсуждения вышеописанной ситуации и выработки механизмов развития отрасли обращения с данными видами отходов Минприроды РБ совместно с саморегулируемой организацией (СРО) «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» 19 декабря 2019 г. провело межведомственное совещание по данной проблеме, на котором выяснилась одна из основных причин неблагополучной ситуации в сфере обращения с отходами от эксплуатации автомобилей и иной самоходной техники – отсутствие госэконадзора за учетом образования и дальнейшего движения этих видов отходов. Оказалось, что ФЗ от 14.10.2014 №307-ФЗ исключил из Кодекса об административных правонарушениях РФ право рассмотрения административных протоколов по ст. 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления) из компетенции органов санэпиднадзора и органов транснадзора, оставив это право лишь за органами эконадзора (ст. 23.29 КоАП РФ). Указанное мероприятие по «раскошмариванию бизнеса» закономерно привело к безнадзорности сферы управления отходами, образующимися при эксплуатации транспорта. Теперь госинспектора иных надзорных ведомств даже не сообщают в Росприроднадзор и региональным органам эконадзора о явных нарушениях по обращению с отходами при проверках транспортных предприятий. Такой вот показательный пример того, как бюрократическая зарегулированность и формальность госнадзора работает отнюдь не на благо общества и государства.

Один из негативных результатов этого – имеющиеся в республике производственные мощности по переработке указанных отходов с получением продукции загружены менее чем на 50%, а отсутствие рентабельности коммерческой деятельности лицензиатов по обращению с указанными видами отходов привело к резкому сокращению данного сегмента рыночных отношений.

Учитывая изложенное, с целью приведения практики обращения с отходами от эксплуатации автомобильной и иной самоходной техники в соответствие с действующим природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством участники вышеуказанного совещания предложили следующие рекомендации:

– автотранспортным и иным предприятиям, эксплуатирующим автомобильные и иные самоходные транспортные средства провести дополнительные мероприятия по достоверному учету образования отработанных шин, камер и покрышек с отражением их количества в государственной статистической и иной отчетности и обеспечить их передачу специализированным организациям, имеющим соответствующе лицензии на право обращения с данными видами отходов;

– предприятиям по ремонту и обслуживанию автомобильных и иных самоходных транспортных средств (автосервисы, ремонтные предприятия , шиномонтажные пункты и др.) обеспечить прием от граждан, ИП и юридических лиц на возмездной основе отработанных шин, камер и покрышек, их учет и передачу лицензированным организациям для последующей утилизации;

– индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам производящим или импортирующим шины, камеры и покрышки использовать механизм расширенной ответственности производителей данного вида продукции для экономического стимулирования системы сбора, транспортирования и переработки указанных отходов;

– региональным операторам и операторам по обращению с ТКО республики организовать контроль за недопущением совместного с ТКО сбора, транспортирования и захоронения отработанных шин, камер и покрышек;

– Южно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора, Минприроды РБ с участием террорганов Ространснадзора, Роспотребнадзора, Госинспекции по надзору за техническим состоянием самоходным машин и др. видов техники РБ установить в рамках осуществления эконадзора контроль за достоверным учетом образования и дальнейшим движением указанных видов отходов до окончания их жизненного цикла;

– районным и городским прокурорам республики, Башкирскому природоохранному межрайонному прокурору провести совместно с органами госэконадзора внеплановые проверки соблюдения природоохранного законодательства и законодательства об обращении с отходами автотранспортными, авторемонтными и автосервисными предприятиями, а также выборочные проверки шиномонтажных пунктов по обслуживанию индивидуального автотранспорта;

– Минприроды РБ внести предложения в Правительство РБ в части дополнений и изменений в Закон РБ «Об отходах производства и потребления», КоАП РБ, регулирующих формирование в республике региональной системы обращения с отходами производства 1-5 классов опасности (включая автошины), экономическое стимулирование переработки промотходов и введение дополнительных мер административной ответственности предприятий-отходообразователей за достоверность учета образующихся отходов;

– научно-исследовательским и проектным учреждениям разработать и предложить к внедрению современные экологически и экономически эффективные технологии по переработке отработанных шин, камер и покрышек с использованием полученной продукции в дорожном и ином строительстве;

-администрации муниципальных образований республики оказать содействие в развитии системы учета и обращения с отработанными автомобильными шинами, камерами и покрышками посредством выделения на льготных условиях земельных участков для размещения пунктов приема и накопления указанных видов отходов с целью их дальнейшей переработки, а также расширить практику применения образующейся при переработке шин резиновой крошки при строительстве детских и спортивных площадок и создания иной внутриквартальной инфраструктуры;

– довести до сведения всех предприятий и организаций, имеющих отношение к обращению с отработанными шинами и покрышками информацию о введении цифровой маркировки выпускаемых автомобильных шин и покрышек с 1 декабря 2019 г. (Постановление Правительства РФ от 11.06.2019 № 753), что позволит ввести достоверный учет данного вида отходов.

С большой долей вероятности можно утверждать, что аналогичная ситуация по обращению с отходами от эксплуатации автотранспорта сложилась в той или иной мере в иных субъектах РФ и указанные рекомендации позволят повысить уровень безопасного обращения с этими видами отходов и рентабельность их переработки.

Александр ВЕСЕЛОВ, к.ю.н., председатель Ассоциации СРО

«Объединения предпринимателей по рециклингу отходов»

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru