Поиск:

Управление опасными промотходами

26.11.2019 21:07:00 

Принято считать, что революционные изменения в законодательстве в сфере обращения с отходами (№458-ФЗ от 29 декабря 2014 г.), являются инициативой Президента РФ. Причины экстренного принятия данного закона лежат на поверхности: острая необходимость пополнения бюджета за счет введения утилизационного сбора, создание системы переработки отходов во вторичные ресурсы и прекращение порочной практики образования несанкционированных свалок опасных отходов, ликвидация накопленного экологического вреда. Страна долго ждала этого закона, призванного дать старт реформы этой отрасли. Однако ход реформы уже в ее начале показал массу правовых коллизий и недоработок нового законодательства по обращению с отходами. Просчет законодателя заключался в искусственном разделении правового регулирования обращения с коммунальными отходами и с отходами производства, особенно с опасными промышленными отходами.

Причины и предпосылки реформы

О том, что состояние окружающей среды в России продолжает ухудшаться во всех природных сферах открыто было признано Госсоветом РФ 27 декабря 2016 г., и подтверждены «Стратегией экологической безопасности РФ на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. №176). На уровне главы государства документ признает, что свыше 30 млрд т отходов уже накоплено и они являются источником опасности для жизни и здоровья 17 млн человек, что ежегодно образуется 4 млрд т отходов и площадь занятой свалками отходов земель увеличивается каждый год на 400 тыс. га. В соответствии со стратегией экобезопасности РФ государство должно обеспечить повышение уровня утилизации отходов производства и потребления и ликвидацию накопленного экологического вреда окружающей среде.

Тем не менее, План мероприятий по реализации Стратегии экобезопасности РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2019 г. № 1124-р в части обращения с опасными отходам (п.12) предусматривает только подготовку предложений по повышению эффективности госэконадзора в области обращения с отходами 1 и 2 классов опасности к 5 апреля 2020 г. Но и этот ни к чему не обязывающий пункт общего характера, увы, игнорируется, поскольку развитие федерального законодательства идет по пути ослабления эконадзора в этой сфере посредством внедрения так называемого риск-ориентированного контроля, продолжения политики ограничения в проверках коммерческих предприятий, осуществляющих обращение с токсичными отходами, а также достоверности представляемой ими отчетной документации, включая госстатотчеты формы 2ТП (отходы).

Ситуация с промотходами

В каждом индустриально развитом субъекте РФ к началу 2000 г. было зарегистрировано от 50 до 200 мест хранения промотходов 1-4 классов опасности, которые были построены в середине XX в. без учета требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства. В последующий период тотальной приватизации ресурсодобывающих и иных компаний непрофильные активы, включая объекты размещения опасных отходов, были в основном сняты с балансового учета предприятий и фактически остались как без учета, так и без экоконтроля и мониторинга окружающей среды. Причин данных действий крупных компаний-владельцев такого рода опасных объектов было несколько:

- материальный и моральный износ основных средств, несоответствие данных объектов современным требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о промбезопасности;

- многократное увеличение влияния таких объектов на окружающую среду по результатам производственного экоконтроля и мониторинга;

- эксплуатация таких мощных объектов антропогенного воздействия на состояние атмосферного воздуха и подземные воды в черте населенных пунктов, что приводило и приводит в росту экологически обусловленной заболеваемости местного населения;

- введение в действие ряда законодательных требований в части включения таких объектов размещения отходов (ОРО) в госреестр и соответственно в части ликвидации такого рода объектов и рекультивации занятых ими земельных участков по проектам, получившим положительное заключение госэкспертизы;

- необходимость внесения платежей в бюджет за негативное воздействие ОРО на окружающую среду, налога на имущество, затрат на содержание и обслуживание;

- целесообразность использования для иных производственных нужд земельных участков, занятых ОРО, после элементарной засыпки шламохранилищ грунтом (незаконное захоронение);

- развитие технологий, уменьшающих образование токсичных отходов, а также технологий обезвреживания таковых.

В результате подавляющее большинство таких ОРО сняты с производственного учета и не поставлены на госучет без осуществления комплекса мероприятий по обезвреживанию, переработке или по безопасному хранению таких отходов, без ликвидации таких объектов. Результаты экомониторинга на этих ОРО отсутствуют, но они являются чрезвычайно опасными источниками загрязнения окружающей среды.

К примеру, в 2008 г. стала доступной информация о влиянии шламохранилища с высокоопасными отходами ОАО «Уфаоргсинтез» АНК «Башнефть» в г. Уфе, согласно которой в наблюдательных скважинах данного ОРО было зафиксировано превышение по фенолу в 50 тыс. ПДК. При этом до сих пор данный объект, расположенный в черте города Уфы, не ликвидирован. И вообще Уфа занимает лидирующую позицию в стране по количеству мест хранения опасных промотходов, что связано с наличием шламонакопителей таких ОАО как "Уфанефтехим", "УНПЗ", "Новойл", ООО "Башкирская генерирующая компания", промсвалок ОАО "Уфаоргсинтез" и иловых площадок Уфаводоканал. Общая площадь хранения промотходов по Уфе – 220 га (8% от площади всех накопителей для хранения промотходов по республике). Идет процесс накопления отходов в хранилищах опасных промотходов, не соответствующих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, в черте городов: Новоил, Уфанефтехим, Уфаоргсинтез, УМПО, Промводоканал и ГПНХС (г.Салават), УГОК (Сибай), Цветаевский полигон особо опасных хлорорганических отходов в Гафурийской районе и т.д. Республика имеет крупные объекты накопленного эковреда: промплощадка Уфахимпром, Семеновская ЗИФ в Баймакском районе, Кантюковское поле (на 22 кв. км подземные воды загрязнены нефтепродуктами) и «креозотный тупик» нефтехимических отходов в Васильевке Стерлитамакского района, Михайловский карьер с накопленными нефтехимическими отходами), промплощадка Башкирского биохимкомбината, Сибайский шламонакопитель, и т.д.

И такая ситуация, к сожалению,  характерна в той или иной мере для большинства индустриально развитых регионов России.

Правовой парадокс заключается еще и в том, что статьи 13.2. и 13.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливают требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами и к террсхемам в области обращения с отходами производства и потребления, а не к исключительно к коммунальным отходам. Фактически в современных российских условиях не существует коммунальных отходов, а есть только смешанные отходы, поскольку на свалках и полигонах захораниваются в смеси с бытовым мусором ртутьсодержащие отходы, отходы бытовой химии, лекарств, медицинские отходы, лом электроники, а промотходы 3 и 4 классов опасности действующими санитарными нормами разрешены для захоронения совместно с бытовыми отходами. Кроме того, ввиду отсутствия достаточного количества полигонов для размещения опасных промотходов и стремления предприятий экономить на обезвреживании образующихся опасных отходов, такие высокоопасные отходы частично нелегально вывозятся на бытовые свалки.

В то же время законодатель создал двух операторов по обращению с отходами: Национального экологического оператора для управления коммунальными отходами и Федерального оператора по обращению с отходами 1и 2 классов опасности, не предусмотрев правового регулирования их взаимодействия. Возникает важный вопрос: "Кто будет управлять опасными отходами 1 и 2 классов в составе коммунальных отходов?"

 А отходы 3 и 4 классов опасности вообще выпадают из правового регулирования, поскольку не входят в сферу полномочий ни того, ни другого оператора федерального уровня. При этом на основном - региональном уровне в этом вопросе получился вообще правовой вакуум, поскольку создание каких-либо региональных подразделений указанных выше федеральных операторов не предусмотрено, а разработка и утверждение террсхем по обращению со всеми видами отходов вообще отнесены к компетенции органов власти субъектов РФ.

На сегодняшний день террсхемы обращения с отходами, включая ТКО и иные отчетные и статистические документы в регионах РФ не включают в себя полную и достоверную информацию об источниках и объемах образования промотходов и их дальнейшего движения до окончания жизненного цикла. Отсутствуют балансовые схемы образования и движения промотходов в разрезе муниципальных образований. Учет обращения с промотходами ведется в основном по госстатотчетам только крупных и средних предприятий без оценки их соответствия проектной документации, технологическим регламентам и фактическому состоянию по объемам образования, видам и классам опасности отходов.

Данные экомониторинга на объектах размещения опасных промотходов повсеместно либо скрываются от открытого доступа, либо не соответствуют действительности и не подтверждаются результатами аналитического контроля со стороны независимых от предприятий-владельцев отходов (арендаторов ОРО) аккредитованных лабораторий.

Ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает размещение опасных отходов даже на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья населения. Но на практике никакого внимания не обращается даже на п. 1 данной статьи, который обязывает соблюдать условия и способы захоронения, которые должны быть безопасными (!) для окружающей среды. Нет смысла убеждать кого-либо в том, что любое многолетнее захоронение отходов наносит реальный вред окружающей среде и здоровью населения. Не поэтому ли данные мониторинга влияния свалочных газов на атмосферный воздух и результаты анализов подземных вод из наблюдательных скважин на таких полигонах скрываются от населения?

Ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов независимо от категории используемых для этого земель. Порядок ведения госкадастра отходов (приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. №792) исключает возможность включения в ГРОРО объектов захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации, предусматривает указание лишь ближайшего к ОРО населенного пункта.

Правила инвентаризации объектов размещения отходов (приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. №49) прямо указывают на учет данных обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов (ОРО), а отсутствие негативного воздействия ОРО на окружающую среду обеспечивается наличием на ОРО систем защиты окружающей среды и данными мониторинга окружающей среды, подтверждающими соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов ПДК химических веществ. Это  – в теории, а на практике мы чаще всего наблюдаем противоположное.

Есть и другая очень "запущенная" проблема – так называемых «внутризаводских» полигонов для опасных промотходов, построенных, как правило, в городах без проекта и гидроизоляции в былые годы на внутренней территории крупных предприятий. Данные объекты размещения отходов, без сомнения, являются источниками прогрессирующего загрязнения пресных подземных вод и атмосферы, а опасность и объемы закапываемых там отходов не подаются достоверному учету, соответственно в десятки раз снижая платежи в бюджет данными предприятиями за размещение отходов. Однако такие объекты захоронения неутилизируемых опасных отходов включаются в ГРОРО и, похоже, будут отравлять окружающую среду в городах еще сотни лет. А собственники таких предприятий даже не планируют обезвреживать или перерабатывать эти отходы. Закопать – значительно проще и дешевле. ФЗ №458 почти не затронул проблему управления отходами производства и ни один муниципалитет не имеет информации о том, сколько, каких, на каком предприятии образовалось промотходов, и куда они переданы дальше, не отслеживается их движение до окончания жизненного цикла. Система учета и контроля в сфере опасных промотходов на территории России, увы, отсутствует, а госстатинформация недостоверна. Вот и оказываются эти токсичные отходы на бытовых свалках или просто закапываются в полях и лесах. И эти «мины замедленного действия» уже реально загрязняют родники, запасы пресных подземных вод, повышая уровень экологически обусловленной заболеваемости населения.

В связи с вышеизложенным в стране остро стоит задача создания системы контроля в сфере образования и движения опасных промышленных отходов и проблема выведения из эксплуатации и последующей рекультивации объектов захоронения в первую очередь опасных промотходов.

Вследствие недостаточного государственного и общественного экоконтроля малые предприятия, имеющие лицензии с применением маломощных установок по обезвреживанию промотходов , не способны обезвредить весь объем получаемых отходов и размещают данные отходы в несанкционированных местах. При проверках такого рода малых предприятий надзорными органами не проводится оценка возможности обезвреживания всех полученных предприятием отходов с учетом проектной производительности установок, затрат электроэнергии, количества персонала и времени их работы, объемов образования осадков (золы) при термическом обезвреживании промотходов и утилизации этих осадков. Объекты обезвреживания опасных промотходов не имеют положительных заключений госэкоэкспертизы по проектной документации, привязанной к конкретному земельному участку.

Не решены проблемы утилизации или обезвреживания, безопасного захоронения высокоопасных гальванических, асбестосодержащие отходов, отходов трансформаторных масел с ПХБ. Проблема обезвреживания медицинских и биологических отходов решена частично. Отсутствует контроль за лицензированием обращения с жидкими коммунальными отходами. Продолжается процесс накопления на территории страны осадков биологических очистных сооружений, отстойников шахтных и подотвальных вод горнорудной промышленности, органических отходов птицеводства и животноводства.

Учет образования и сбора опасных отходов от населения не организован, более 50% ртутьсодержащих отходов захоранивается на бытовых свалках, как и иные опасные отходы от населения (бытовая химия, гальванические батарейки, отходы ЛКМ, лекарственные препараты и т.д.). Сохраняется проблема утилизации просроченных сельхоз ядохимикатов. Контроль за недопущением размещения опасных промотходов, медицинских и иных опасных отходов, контроль радиационного фона на бытовых свалках со стороны владельцев и арендаторов полигонов ТКО, как правило, отсутствует. Допускается прием на бытовые свалки нефтешламовых отходов, имеющих повышенный уровень радиоактивности.

За последние 3 года фактически развалена система управления отходами автопрома: отработавшми шинами, маслами и иными технологическими жидкостями, тормозными колодками. Причина оказалась тривиальной: Ространснадзор лишили полномочий по контролю за этими отходами, а у Росприроднадзора еще «руки не дошли» до этого. В результате на бытовых свалках растут горы вторичного сырья – автошин, запрещенных законодательством для захоронения.

Проблемой в отрасли энергообеспечения является образование большого количества шлама химводоподготовки, накапливающегося в шламоотстойниках и являющегося источником загрязнения окружающей среды. Наиболее опасными по отношению к окружающей среде являются отходы химического и нефтехимического производства: ртутьсодержащий шлам, жидкая и твердая хлорорганика и др. отходы 1 и 2 классов опасности.

Таким образом, рынок промышленных отходов в регионах РФ бессистемен, слабо контролируется надзорными органами, не развит, информационно закрыт, экономически не мотивирован, имеет явные коррупциогенные признаки. Новые малоотходные технологии на основных производствах-источниках образования опасных отходов, внедряются лишь в порядке исключения. Индустрия переработки или обезвреживания промотходов слабо развита и базируется в основном на технологиях сжигания отходов. Конкурентная среда в данном сегменте рынка деформирована в сторону применения демпинговых цен и удешевления услуг по обезвреживанию отходов за счет несанкционированного захоронения или бессрочного хранения таких отходов.

Высокоопасные нефтешламы

В качестве показательного примера в сфере обращения с опасными отходами приведем анализ ситуации по нефтешламам, образующимся при добыче, промысловой подготовке и транспортировке, переработке нефти, где весьма актуален вопрос их утилизации или обезвреживания. Согласно ФККО это – отходы 3 класса опасности, представляющие собой аномально устойчивые эмульсии, которые накапливаются в открытых амбарах – накопителях в течение десятков лет, отрицательно воздействуя на подземные воды, почву, атмосферный воздух.

В России за 2018 г. было добыто 555 млн т нефти. В соответствии с письмом Госкомэкологии России от 28.01.1997 №03-11/29-251 «О справочных материалах по удельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления» на 1 т добытой сырой нефти образуется 2 кг осадков (нефтешламов), Таким образом, за прошлый год в РФ образовалось 1,1 млн т нефташламов. С учетом накопления этого вида отходов, а также незаконного выведения из эксплуатации в начале XXI в. сотен объектов размещения таких отходов (в результате чего битуминозные нефтешламы просто захоронены, а их объемы списаны с балансов предприятий), в России экологические проблемы в нефтегазовых регионах должны обостряться, но официальная статистика об этом умалчивает, а результаты редких фрагментарных и недостаточно квалифицированных проверок нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний надзорными органами не соответствуют реальной ситуации. Ежегодный Госдоклад о состоянии окружающей среды не содержит информации о количественных характеристиках образования, накопления и обезвреживания нефтешламов и не показывает динамику этих процессов.

В соответствии с ведомственными нормативами образования отходов при эксплуатации нефтяного резервуара емкостью в 5 000 куб м образуется 15 т осадка в год. Тем не менее, ряд нефтедобывающих компаний России в отчетах на порядок и более занижают количество образующихся нефтешламов, избегая тем самым высоких платежей в госбюджет за НВОС. Широко применяется также практика списания больших объемов образующихся нефтешламов на лицензированные коммерческие компании, не имеющие соответствующих технологий и оборудования по обезвреживанию этих отходов, технически не способных переработать переданные им объемы нефтешламов на маломощных установках сжигания, в результате чего часть списанных объемов фактически закапывается на нефтепромысловых объектах (кустах скважин и др. несанкционированных местах).

Нефтяной шлам на нефтепромыслах – нефтяные отходы, состоящие из некондиционной нефти и отходов, получаемых при испытании скважин, эксплуатации и ремонте нефтепромыслового оборудования; в нефтепереработке – с водоочистных сооружений и от очистки резервуаров, содержащие нефтепродукты, воду и механические примеси. Нефтешламы сырой нефти содержат, как правило, изотопы радия-226 (228), тория-232 и продуктов их распада (периоды полураспада от 1600 лет до 14 млрд лет (Руководство по безопасности РБ-014-2000 «Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами, образующимися при добыче, переработке и использовании полезных ископаемых»). По результатам практических замеров гамма-фона, на нефтепромыслах гамма-излучение нефтешламов может превышать фоновые концентрации на почве в 10-15 раз, однако лицензии на право обращения с нефтешламами сырой нефти выдаются без учета данного экологического фактора юридическим лицам, не имеющим соответствующей подготовки в области радиационной безопасности и не применяющим меры радиационной защиты персонала и населения. При этом необходимо отметить, что «Временный классификатор токсичных промотходов и Методические рекомендации по определению класса токсичности промотходов» (ГКТН СССР, 1987) в.п.2.6 прямо указывал, что нефтешламы относятся ко 2 классу опасности, но по неустановленной причине данную группу опасных отходов неправомерно отнесли к 3 классу опасности в ФККО. При этом не были учтены факторы радиоактивности нефтешлама, содержание в нефтешламах СПАВ и иных токсичных химреагентов (деэмульгаторов, ингибиторов коррозии и солеотложения, утяжелителей и т.д., ряд из которых не имеет установленных нормативов ПДК или ОБУВ и не контролируется в окружающей среде). При этом нефтедобывающие компания активно лоббируют внесение изменений в законодательство об экоэкспертизе, которое позволит им исключить из объектов ГЭЭ проекты обустройства и расширения месторождений нефти и газа.

Свободное обращение с радиоактивными отходами, к которым можно отнести и нефтешламы сырой нефти, отсутствие учета и регламента работ приводят к радиационному облучению персонала, населения и загрязнению окружающей среды.

Цели реформы и развитие законодательства

Ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет направления государственной политики в этой области по порядку приоритетности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; окращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов. Следует обратить внимание, что в действующей редакции федерального закона уже отсутствует такое направление госполитики как размещение (хранение и захоронение) отходов.

С 1 января 2017 г. вступили в действие ст. 80.1. и ст. 80.2. ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающих обязательность ликвидации накопленного экологического вреда. В целях реализации указанных статей закона Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2018 г. N 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, имеющие непосредственное отношение к порядку проведения работ на отработанных объектах размещения отходов 1 и 2 классов опасности, как включенных, так и не включенных в ГРОРО.

С началом реализации Нацпроекта «Экология» направление по ликвидации такого рода объектов актуализировалось и федеральный бюджет стал выделять средства на проектирование ликвидационных работ. При этом в России проявилась организационная проблема – отсутствие специализированных проектно-изыскательских и строительно-монтажных организаций, имеющих опыт работы по данным проектам.

С 25 сентября 2019 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ, согласно которому в ФЗ «Об отходах производства и потребления» вводится ряд статей, устанавливающих следующее:

– понятия «Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности» и «оператор по обращению с отходами I и II классов опасности»;

– Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством РФ по предложению Госкорпорации «Росатом», согласованному с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

– субъекты экономической деятельности, в процесс производства на которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с указанными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (в иных случаях указанные субъекты передают данные отходы Федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами);

– хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с такими отходами с Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с указанными отходами;

– при передаче отходов Федеральному оператору, а также при передаче отходов Федеральным оператором оператору по обращению с отходами I и II класса опасности, услуги оплачиваются в соответствии с тарифами в области обращения с отходами I и II класса опасности.

Именно этот закон положил начало реформе управления опасными промотходами в России, однако введение такой редакции закона вызывает вопросы.

В частности, новые статьи разделяют управление опасными промотходов 1 и 2 классов и управление отходами 3 и 4 классов опасности, хотя территориальные схемы управления отходами производства и потребления и законодательство о лицензировании регулируют эти направления в комплексе.

Ряд статей ФЗ «Об отходах» содержит понятие и регламентирует обращение с коммунальными отходами, хотя фактически в России есть только смешанные отходы, в чистом виде коммунальных отходов не существует. Нововведения запускают процедуры выделения самостоятельной области обращения с отходами 1 и 2 классов опасности под управлением Федерального оператора. При этом 3 и 4 классы опасности отходов производства не отнесены к коммунальным отходам, не входят в сферу компетенции ни Федерального оператора, ни Российского экологического оператора.

Возникает вопрос: какой орган будут управлять и контролировать потоки малоопасных и умеренно опасных отходов производства в России?

Это вопрос относится и к регулированию потоков «практически неопасных» отходов производства и потребления 5-го класса опасности, единственной формой госконтроля за обращением с которыми является надзор за объектами их размещения и обезвреживания (5-й класс не лицензируется).

Федеральным законом № 225-ФЗ введены новые понятия: Федеральный оператор по обращению с отходами I и II класса опасности и Российский экологический оператор – публично-правовая компания, создаваемая в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья. Несмотря на то, что указанные операторы национального масштаба являются регуляторами единой сферы обращения с отходами производства и потребления, объединенной общим ФЗ «Об отходах производства и потребления», законодатель не предусмотрел их обязанности взаимодействия и формы такого взаимодействия как между собой, так и с органами власти регионов и Росприроднадзором.

Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 утверждено Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которое относит к пользователями информации, содержащейся в информационной системе по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности органы государственной власти, органы местного самоуправления и юридические лица и физические лица, которые могут только вносить предложения по корректировке и дополнению и использовать данный информационный ресурс. Предусматривается размещение в информационной системе следующих сведений:

– об образовании, сборе, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I и II классов опасности;

– о паспортах на отходы I и II классов опасности;

– об ИП, юрлицах, региональных операторах – образователях отходов I и II классов опасности, операторах по обращению с высокоопасными отходами;

– о нормативах образования высокоопасных отходов и лимитах на их размещение;

– о лицензиях на право обращения с отходами I и II классов опасности;

– о договорах на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и данные об их исполнении;

– проект постановления Правительства РФ «О порядке разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требованиях к ее составу»;

– о видах отходов I и II классов опасности, об источниках и нормативах их образования отходов и лимитах на их размещение;

– о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

– об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности;

– о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности;

– схему потоков высокоопасных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения;

– данные о целевых показателях по обезвреживанию и размещению;

– о балансе количественных характеристик образования отходов I и II классов опасности с мощностями по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению;

– данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;

– данные об оценке потребностей в финансировании планируемых строительства, реконструкции, выведения из эксплуатации, включая рекультивацию территорий, объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Из указанного вытекает, что ГК «Росатом» и Минприроды России, учитывая минусы хода затянувшейся «мусорной реформы», решили диверсифицировать реформу в сфере обращения с опасными отходами производства и имеют «дорожную карту» этой реформы, в первую очередь по ускоренной разработке проектов нормативных правовых актов,

Стратегия повышения эффективности управления отходами производства

Создание системы управления отходами производства на территории РФ имеет цель – разработку и реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с промотходами, внедрения современных технологий и методов утилизации, обезвреживания и переработки промотходов, восстановления нарушенных и загрязненных земель, минимизация воздействия опасных отходов на окружающую среду.

В соответствии с заявленными целями перед государством и обществом стоят следующие задачи:

– совершенствование нормативно-правовой и технологической базы для повышения эффективности системы обращения с промотходами;

– создание инфраструктуры переработки, утилизации и обезвреживания опасных отходов как на базе 4 действующих в Урало-Поволжье предприятий по обезвреживанию химоружия, так и строительства в регионах (Сибирь и Северо-Запад) с высокой концентрацией опасных производств 3-х новых предприятий на основе современных наилучших технологий;

– ликвидация объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям (полигонов, бесхозных накопителей промотходов и др.);

– создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов;

– ликвидация последствий накопленного экологического ущерба хозяйственной деятельности прошлых лет;

– сокращение объемов захоронения отходов производства; увеличение объемов переработки и обезвреживания промотходов;

– улучшение санитарного и экологического состояния территорий в регионах страны путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и рекультивации соответствующих земельных участков, в первую очередь в границах населенных пунктов;

– разработка материалов ОВОС проектов и учет общественного мнения при разработке федеральной и региональных систем управления опасными отходами;

– повышение открытости и конкурентности рынка услуг по обращению с опасными отходами, профилактика коррупции в данной сфере публичных отношений;

– введение тарифного регулирования договорных отношений по обращению с опасными отходами;

– организация реального учета образования и контроля за дальнейшим движением опасных отходов до окончания их жизненного цикла;

– экопросвещение работников предприятий и населения в данной сфере.

– межведомственное регулирование управления отходами, участие в контрольно-надзорной и иной деятельности в сфере обращения с отходами производства с ориентацией на конечные результат такой деятельности – сокращение влияния отходов на окружающую среду, с обменом информацией по результатам проверок и представлением информации органам власти и местного самоуправления;

– организация принятия дополнительных мер по господдержке предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, включая разработку и внедрение современных технологий сбора, транспортировки, обезвреживания, использования и размещения опасных отходов, развитие рынка работ и услуг по утилизации отходов, использования отходов как вторичного сырья; максимальное внедрение малоотходных технологических процессов производства и использование вторичных материальных ресурсов в составе отходов;

– привлечение федеральных средств и частных инвестиций для строительства в крупных промышленных районах межрегиональных объектов для размещения, обезвреживания и переработки опасных отходов.

– содействие установлению госконтроля достоверности госстатотчетов 2ТП(отходы) в части полноты перечня образующихся опасных отходов, их класса опасности, количества и правомерности передачи опасных отходов третьим лицам, обеспечение контроля движения опасных отходов до заключительной стадии – размещения,обезвреживания, обработки, использования опасных отходов;

– инициирование разработки и введения в действие подзаконных актов регионального уровня согласно ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» о порядке снижения платы за размещение отходов и об ускоренной амортизации основных средств для предприятий и субъектов малого бизнеса, внедряющих малоотходные и безотходные технологии производства, экологически эффективные технологии в сфере обращения с отходами, создание условий для вовлечения малого и среднего бизнеса в систему обращения с промотходами, развитие государственно-частичного партнерства;

– инвентаризация объектов размещения опасных отходов производства, оценка их экологической опасности, и включение соответствующих требованиям безопасности объектов в ГРОРО, разработка проектов вывода из эксплуатации и рекультивации объектов, не подлежащих регистрации в ГРОРО;

– организация совместно с Росприроднадзором контроля наличия лицензий на обращение с опасными отходами, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, соблюдения лицензионных требований у всех владельцев (арендаторов) объектов размещения и обезвреживания опасных отходов;

– перевод отрасли обращения с промотходами на применение правовых механизмов саморегулирования, предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях», внедрение практики проведения предприятиями-владельцами промотходов тендеров на передачу опасных отходов с учетом дополнительной ответственности лицензированных предприятий-членов саморегулируемых организаций; исключение передачи опасных отходов юридическим лицам и ИП, не имеющим соответствующей лицензии на право обращения с конкретными видами опасных отходов, технологий и оборудования для обезвреживания или утилизации отходов требуемой производительности;

– организация реального и объективного первичного учета образования отходов, и экомониторинга состояния окружающей среды на полигонах для размещения опасных отходов и объектах из обезвреживания;

– исключение возможности вывоза на полигоны ТКО отходов 1, 2 и 3 классов опасности посредством стимулирования во внедрении безотходных технологий либо обезвреживание или использование отходов на производственной территории предприятий-владельцев отходов; обезвреживание и захоронение (консервация) только тех видов отходов, повторное использование которых на сегодняшний день невозможно по технологическим или экономическим причинам на основе НДТ;

– содействие созданию через саморегулируемые организации групп компаний, специализирующихся на обращении с однородными группами опасных отходов производства, а также сети приемных пунктов для сбора промотходов и вторичного сырья на территории муниципальных образований в целях формирования рынка отходов и полной и достоверной федеральной системы комплексного управления промотходами;

– формирование информационного банка данных по технологиям обезвреживания, использования, сбора, размещения опасных отходов и малоотходным технологиям;

– создание и обеспечение функционирования биржи промотходов и вторичного сырья;

– обеспечение взаимодействия органов власти, контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления и некоммерческих объединений субъектов предпринимательской деятельности по развитию эффективного рынка работ и услуг в сфере обращения с отходами;

– формирование реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводящих работы или оказывающих услуги в сфере обращения с отходами производства;

– обеспечение органов власти, органов местного самоуправления, предприятий и субъектов предпринимательской деятельности актуальной информацией об изменении законодательства в области обращения с опасными отходами, о практике правоприменения, о внедрении новых технологий и результатах предпринимательской деятельности в данной сфере;

– развитие рынка работ и услуг в сфере обращения с промотходами с учетом требований федерального законодательства о защите конкуренции, необходимости внедрения саморегулирования отрасли и поддержки наиболее экологически эффективного и социально-ответственного бизнеса в данной сфере;

– повышение комплексной (расширенной) экологической ответственности производителя за безопасное обращение с отходами производства, минимизацию негативного воздействию образующихся отходов на окружающую среду до окончания их жизненного цикла;

– содействие прекращению эксплуатации установок открытого сжигания промотходов, эксплуатирующихся в границах городских округов и населенных пунктов и аннулированию положительных заключений госэкоэкспертизы по устаревшим и неэффективным технологиям обезвреживания промотходов;

– содействие Минприроды России в повышении компетентности, объективности и принципиальности экспертных комиссий госэкоэкспертизы при оценке экологической опасности проектной документации по новым технологиям обращения с отходами, по проектам строительства объектов обезвреживания и размещения промотходов.

– реализация мер профилактики коррупциогенных факторов при проведении предприятиями-источниками образования опасных отходов тендеров по передаче промотходов лицензированным коммерческим предприятиям;

– взаимодействие с общественными организациями и экспертным сообществом в части активизации общественного экоконтроля в сфере обращения с опасными промотходами;

–  заключение договора о взаимодействии Федерального оператора по обращению с отходами 1 и 2 классов опасности и Российского экологического оператора, в т.ч. по совместной корректировке террсхем обращения с отходами производства и потребления и объединения соответствующих федеральных систем управления отходами;

– инициирование внесения дополнений в федеральное законодательство в части включения в полномочия Федерального оператора вопросов управления промотходами 3 и 4 классов опасности;

– проведение совместно с Минприроды России обоснованности отнесения некоторых видов опасных отходов к заниженному классу опасности в ФККО (в т.ч. по нефтешламам) и прочее.

Таковой представляется стратегия и тактика реформы управления опасными отходами в России, которую можно реализовать только совместной целенаправленной работой органов законодательной и исполнительной власти, предпринимательского сообщества и экспертных некоммерческих организаций.

А.К. ВЕСЕЛОВ, председатель СРО «Объединение

предпринимателей по рециклингу отходов», председатель

РОО «Союз экологов Республики Башкортостан», юрист-эколог,

к.ю.н.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru