Опасные отходы: проблемы и пути их решения
24.06.2019 16:12:00
От редакции: Президент Союза экологов Башкортостана, председатель СРО НП "Объединение предпринимателей по рециклингу отходов" Александр Веселов уже неоднократно выступал на страницах газеты по проблемам обращения с отходами. Данная статья посвящена актуальным проблемам и путям их решения, учёту образования, контролю утилизации, обезвреживания и размещения опасных отходов в Республике Башкортостан.
Анализ рынка отходов производства в Башкортостане характеризуется следующим:
– в результате реализации мероприятий РЦП «Совершенствование системы управления промышленными отходами на территории РБ на 2013-2020 годы» планировалось вовлечение в повторную переработку около 14 млн т отходов в год, из них 14% приходится на долю отходов сельхозпроизводства, 74% – на долю отходов, образующихся при добыче полезных ископаемых, 9% – отходы обрабатывающих производств, 1% – на отходы, образующиеся при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 1,5% – на отходы ЖКХ (информация о достижении данных показателей отсутствует);
– на территории республики расположено более 200 мест хранения промотходов общей площадью 2632 га, в ГРОРО включено всего 18 объектов размещения промотходов; остальные сняты с учета без комплекса мероприятий по обезвреживанию, переработке или по безопасному хранению таких отходов (результаты экомониторинга на таких объектах отсутствуют);
– Уфа лидирует по количеству мест хранения промотходов, что связано с наличием шламонакопителей с площадями от 0,5 до 15 га таких предприятий как ОАО "Уфанефтехим", ОАО "УНПЗ", ООО "Башкирская генерирующая компания", ОАО «Новойл», промышленных свалок ОАО "Уфаоргсинтез" и иловых площадок «Уфаводоканал» (общая площадь хранения промотходов по г. Уфа – 220 га – 8% от площади всех накопителей хранения промотходов по республике);
– идет процесс накопления отходов в хранилищах опасных промотходов, не соответствующих экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям в черте городов: «Новоил», Уфанефтехим, Уфаоргсинтез, УМПО, Промводоканал и ГПНХС (г.Салават), УГОК (г.Сибай) и др.;
– республика имеет крупные объекты накопленного эковреда: промплощадка «Уфахимпром», Семеновская ЗИФ в Баймакском районе, Кантюковское поле (на 22 кв. км подземные воды загрязнены нефтепродуктами) и «креозотный тупик» нефтехимических отходов в Васильевке Стерлитамакского района, Михайловский карьер (опасные промотходы), промплощадка Башкирского биохимкомбината, Сибайский шламонакопитель, Цветаевский полигон особо опасных промотходов в Гафурийской районе и т.д.;
– республиканская террсхема обращения с отходами, включая ТКО и иные статдокументы не включают в себя полную и достоверную информацию об источниках и объемах образования промотходов и их дальнейшего движения до окончания жизненного цикла; отсутствуют балансовые схемы образования и движения промотходов в разрезе муниципальных образований; учет обращения с промотходами ведется в основном по госстатотчетам только крупных и средних предприятий без оценки их соответствия проектной документации, техрегламентам и фактическому состоянию по видам и классам опасности;
– данные экомониторинга на объектах размещения промотходов не соответствуют действительности и не подтверждаются результатами аналитического контроля со стороны независимых от предприятий-владельцев отходов (арендаторов ОРО) аккредитованных лабораторий;
– для республики остается актуальным вопрос утилизации нефтешламов, образующихся при добыче, промысловой подготовке и транспортировке, переработке нефти (они передаются на обезвреживание малым предприятиям, применяющим устаревшие технологии (печи открытого сжигания в границах городов вместо извлечения ценного вторичного сырья), предусматривающие увеличение массы отхода за счет частичного смешивания с инертными материалами без капсулирования нефти, вследствие чего данные отходы частично несанкционированно закапываются на нефтепромыслоовых объектах либо иных несанкционированных местах (пример – деятельность ООО «МАСК»);
– вследствие недостаточного экоконтроля малые предприятия, имеющие лицензии с применением маломощных установок по обезвреживанию промотходов, не способны обезвредить весь объем получаемых отходов и размещают данные отходы в несанкционированных местах (примеры: отходы терефталевой кислоты на Уфахимпроме, деятельность ООО "Ареал"); при проверках таких предприятий надзорными органами не проводится оценка возможности обезвреживания всех полученных предприятием отходов с учетом проектной производительности установок, затрат электроэнергии, количества персонала и времени их работы, объемов образования осадков (золы) при термообезвреживании промотходов и утилизации этих осадков; объекты обезвреживания опасных промотходов не имеют положительных заключений госэкоэкспертизы по проектной документации, привязанной к конкретному земельному участку.
– рынок промотходов в республике бессистемен, слабо контролируется надзорными органами, не развит, информационно закрыт, экономически не мотивирован, имеет явные коррупциогенные признаки; новые малоотходные технологии внедряются лишь в порядке исключения; индустрия переработки или обезвреживания промотходов в республике не создана, конкурентная среда в данном сегменте рынка деформирована в сторону применения демпинговых цен и удешевления услуг по обезвреживанию отходов за счет несанкционированного размещения таких отходов;
– не решены проблемы утилизации или обезвреживания, безопасного захоронения гальванических («Автонормаль», УМПО и др.), строительных, асбестосодержащих отходов, отходов трансформаторных масел с ПХБ; лишь решена частично проблема обезвреживания медицинских и биологических отходов; отсутствует контроль за лицензированием обращения с жидкими коммунальными отходами; продолжается процесс накопления на территории республики осадков очистных сооружений, отстойников шахтных и подотвальных вод, отходов птицеводства и животноводства;
– республика занимает лидирующее положение среди регионов России по сбору ртутьсодержащих ламп и приборов, однако учет данных опасных отходов не организован, более 50% захоранивается на бытовых свалках, как и иные опасные отходы от населения (бытовая химия, батарейки, отходы ЛКМ, лекарства и т.д.); сохраняется проблема утилизации просроченных сельхозядохимикатов; контроль за недопущением размещения опасных промотходов, медицинских, строительных и иных опасных отходов на бытовых свалках отсутствует; допускается прием на бытовые свалки нефтешламовых отходов с повышенным уровенем радиоактивности;
– проблемой в отрасли энергообеспечения является образование большого количества шлама химводоподготовки, накапливающегося в шламоотстойниках и являющегося источником загрязнения окружающей среды;
– отходы химического и нефтехимического производства составляют 4,1% от всех, образовавшихся в республике и являются наиболее опасными по отношению к окружающей среде – ртутьсодержащий шлам, жидкая и твердая хлорорганика и др. Наибольший вклад в образование токсичных отходов вносят: химпроизводство (0,837 млн т), производство нефтепродуктов (0,485 млн т), неметаллических минеральных продуктов (0,109 млн т). С апреля 1992 г. захоронение особо опасных отходов на участке ОАО «Стерлитамакский кожевенно-обувной комбинат» полигона «Цветаевский» в Гафурийском районе запрещено, но рекультивация участка до настоящего времени не проведена. Начато проектирование рекультивации участка АО «БСК» данного полигона. По-прежнему остается источником загрязнения окружающей среды ОАО «Уфахимпром», где накоплено более 21 тыс. т известкового шлама и 36 тыс. т избыточного ила, содержащих высокотоксичные вещества. Не проводятся работы по ликвидации отвалов фосфогипса и накопителя пиритного огарка в Мелеузовском районе РБ.
Ввиду изложенного на основании действующего федерального и республиканского законодательства, регулирующего обращение с отходами, целесообразно реализовать следующие основные направления стратегии повышения эффективности управления отходами производства на территории республики.
1. Создание системы управления отходами производства, имеющей следующие цели и задачи: цели – разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с промотходами, внедрения современных технологий и методов утилизации, обезвреживания и переработки промотходов, восстановления нарушенных и загрязненных земель, минимизация воздействия отходов на окружающую среду; задачи – совершенствование нормативно-правовой и технологической базы для повышения эффективности системы обращения с промотходами; ликвидация объектов размещения отходов, не отвечающих нормативным требованиям; создание благоприятных условий для привлечения инвесторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов; ликвидация последствий накопленного экоущерба; сокращение объемов захоронения отходов производства; увеличение объемов переработки и обезвреживания промотходов; улучшение санитарного и экологического состояния территорий путем ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов производства и рекультивации техногенных массивов; экопросвещение работников предприятий.
2. Межведомственное регулирование управления отходами, взаимодействие контрольно-надзорной и иной деятельности в сфере обращения с отходами с ориентацией на конечные результат такой деятельности – снижение объемов образования отходов производства, сокращение влияния отходов на окружающую среду, обмен информацией по результатам проверок и представление информации органам местного самоуправления.
3. Принятие дополнительных мер по господдержке предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, включая разработку и внедрение современных технологий сбора, транспортировки, обезвреживания, использования и размещения опасных отходов, развитие рынка работ и услуг по утилизации отходов, использования отходов как вторичного сырья; максимальное внедрение малоотходных технологических процессов производства и использование вторичных материальных ресурсов в составе отходов.
4. Привлечение федеральных средств и частных инвестиций для строительства в крупных промышленных районах РБ современных межрайонных полигонов для размещения, обезвреживания и переработки опасных отходов, внедрения НДТ.
5. Госконтроль достоверности госстатотчетов 2-ТП (отходы) в части полноты перечня образующихся опасных отходов, их классов опасности, количества и правомерности передачи опасных отходов третьим лицам, обеспечение контроля их движения до заключительной стадии – размещения, обезвреживания, использования, захоронения.
6. Разработка и введение в действие подзаконных актов регионального уровня согласно ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» о порядке снижения платы за размещение отходов и об ускоренной амортизации основных средств для предприятий и субъектов малого бизнеса, внедряющих малоотходные и безотходные технологии производства, экологоэффективные технологии в сфере обращения с отходами, создание условий для вовлечения малого и среднего бизнеса в систему обращения с промотходами, развитие государственно-частичного партнерства.
7. Инвентаризация объектов размещения отходов производства в РБ, оценка их экоопасности, и обеспечение включения соответствующих требованиям безопасности объектов в ГРОРО, разработка проектов вывода из эксплуатации и рекультивации объектов, не подлежащих регистрации в ГРОРО, в первую очередь расположенных в границах населенных пунктов.
8. Контроль наличия лицензий на обращение с опасными отходами, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, соблюдения лицензионных требований у всех владельцев (арендаторов) объектов размещения, утилизации , обработки и обезвреживания отходов.
9. Перевод отрасли обращения с отходами на применение правовых механизмов саморегулирования, предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях», внедрение практики проведения предприятиями-владельцами промотходов тендеров на передачу опасных отходов с учетом дополнительной ответственности лицензированных предприятий-членов саморегулируемых организаций. Исключение передачи опасных отходов юридическим лицам и ИП, не имеющим соответствующей лицензии на право обращения с конкретными видами опасных отходов, технологий и оборудования для обезвреживания или утилизации отходов необходимой производительности.
10. Организация реального и объективного первичного учета образования отходов и экомониторинга состояния окружающей среды на полигонах для размещения опасных отходов и объектах из обезвреживания.
11. Исключение возможности вывоза на полигоны ТКО отходов 1, 2 и 3 классов опасности посредством внедрения безотходных технологий либо обезвреживание или использование отходов на производственной территории предприятий-владельцев отходов. Обезвреживание и захоронение только тех видов отходов, повторное использование которых на сегодняшний день невозможно по технологическим или экономическим причинам на основе НДТ.
12. Создание в рамках саморегулируемой организации группы компаний, специализирующихся на обращении с разными группами отходов производства, а также сети приемных пунктов для сбора промотходов и вторичного сырья в целях формирования республиканской системы комплексного управления промотходами.
13. Формирование банка данных по технологиям обезвреживания, использования, сбора, размещения опасных отходов и малоотходным технологиям.
14. Создание и обеспечение функционирования биржи отходов и вторичного сырья в РБ.
15. Обеспечение взаимодействия органов власти, контрольно-надзорных органов, органов местного самоуправления и некоммерческих объединений субъектов предпринимательской деятельности по развитию эффективного рынка работ и услуг в сфере обращения с отходами.
16. Формирование реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводящих работы или оказывающих услуги в сфере обращения с отходами.
17. Обеспечение органов местного самоуправления, предприятий и субъектов предпринимательской деятельности актуальной информацией об изменении законодательства в области обращения с отходами, о практике правоприменения, о внедрении новых технологий и результатах предпринимательской деятельности;
18. Внесение дополнений в территориальную схему обращения с отходами, полной и объективной информации о системе обращения с промотходами на территории республики.
19. Развитие республиканского рынка работ и услуг в сфере обращения с отходами с учетом требований федерального законодательства о защите конкуренции и необходимости внедрения саморегулирования отрасли и поддержки наиболее экологоэффективного и социально-ответственного бизнеса.
20. Повышение комплексной экоответственности производителя за безопасное обращение с отходами производства, минимизацию негативного воздействию образующихся отходов на окружающую среду до окончания их жизненного цикла.
21. Прекращение эксплуатации печей сжигания промотходов в границах городских населенных пунктов.
22. Повышение компетентности, объективности и принципиальности экспертных комиссий госэкоэкспертизы при оценке экологической опасности проектной документации по новым технологиям обращения с отходами, по проектам строительства объектов обезвреживания и размещения отходов.
23.Профилактика коррупциогенных факторов при проведении предприятиями тендеров по передаче промотходов лицензированным коммерческим предприятиям.
24. Активизация общественного экоконтроля в сфере обращения с опасными промотходами.
25. Внесение актуальных изменений и дополнений в республиканскую целевую программу по совершенствованию системы управления отходами.
26. Предварительное рассмотрение инвестпроектов и иных инновационных предложений в сфере развития системы управления отходами на заседаниях НТС при Минэкологии РБ.
А.К. ВЕСЕЛОВ, Председатель СРО НП «Объединение
предпринимателей по рециклингу отходов», к.ю.н.