Поиск:

Пути выхода из кризиса лесного сектора

19.08.2018 20:54:00 

5 страница

Я  ПЛАНОВ  НАШИХ  ЛЮБЛЮ  ГРОМАДЬЁ…

 

Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

В. И. Вернадский, 1944 г.

Поводом для написания статьи послужила «круглая дата» (70 лет) одной из наиболее известных отечественных программ, имевшей заметное влияние на состояние окружающей природной среды в России, – «сталинского плана преобразования природы». Эта комплексная программа (план) научного регулирования природы была принята по инициативе И. В. Сталина и введена в действие постановлением СМ СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Человек всегда стремился преобразовать природу «под себя»: от отвоевывая у нее пространство для жилья, через чрезмерное потребление природных ресурсов, к созданию рукотворных ландшафтов (ежегодно на Земле, например, вступает в эксплуатацию несколько сотен новых водохранилищ, их число превышает 60 тыс., объем – 6,6 тыс. км3, а площадь водного зеркала – около 400 тыс. км2, т.е. почти Швеция; все это привело к преобразованию природных условий на площади в 1,5 млн км2, а это – уже 1% суши всей Земли или площадь Монголии). Поэтому мы облегчили себе задачу и сосредоточились только на событиях в нашей стране. Наиболее крупные, на наш взгляд, планы преобразования природы в стране в целом, или в достаточно крупных её регионах, представлены в таблице. Прокомментируем некоторые из них.

«Сталинский план преобразования природы» (СППП)

По своим масштабам этот План не имел прецедентов в мире. Его целью было предотвращение засух, песчаных и пыльных бурь путём строительства водоёмов, посадки лесозащитных насаждений и внедрения травопольных севооборотов в южных районах СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина). План в своей основе опирался на прекрасные исследования и практические работы отечественных почвоведов и лесоведов.

Еще в конце XIX в. (в 1892 г.) В. В. Докучаев возглавил «Особую экспедицию лесного департамента Министерства земледелия и госимуществ по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях России». Работы велись на территории одного из участков Среднерусской лесостепи, расположенного на юго-востоке Воронежской области и получившего название «Каменная Степь» за сухость, безводие, за потрескавшиеся в летнюю жару глинистые почвы и бесплодие в нередкие засушливые годы. За 125 лет существования лесных полос достоверно доказана их приоритетная роль в защите сельхозугодий от засух, вредоносных ветров и др. неблагоприятных климатических факторов, что, в значительной мере, способствует повышению их продуктивности.

Чуть раньше, в 1886 г. на границе современных Ульяновской и Самарской областей известный лесовод Н. К. Генко начал создавать лесополосы для защиты заволжских степей, используемых для сельского хозяйства, от ветровой эрозии почв. Полосы были разнообразны по своему составу – в основном дуб, клён, сосна, берёза, вяз и липа. Но поскольку, лесополосы уже давно имеют свою экосистему, то внутри них идут процессы естественного возобновления, и теперь на значительной площади появилось второе поколение насаждений. Общая площадь «генковских» лесополос в Самарской губернии составляла без малого 9 тыс. га, а их протяженность – более 150 км; эти лесополосы изучаются и сегодня, но пока явно недостаточно.

СППП предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия, разработанной выдающимися учеными В.В. Докучаевым, П.А. Костычевым и В.Р. Вильямсом.

 

Таблица

Глобальные планы преобразования природы, их реализация и экологические последствия

 

Дата

Документ, план

Реализация и экологические последствия

2 октября (15 октября по н. ст.; всего за две недели до ВОСР) 1917 г.

План национальной сети заповедников «О типах местности, в которых необходимо учредить заповедники типа американских национальных парков».

В докладе В. П. Семенова-Тян-Шанского, зачитанном на заседании Постоянной природоохранительной комиссии Русского географического общества, предложено 46 ландшафтов, рекомендуемых для заповедования. Этот план лег в основу новой схемы создания заповедников (1923 г.) и учитывался во всех последующих планах развития заповедной сети России. На сегодня план реализован на 40%.

23 декабря 1921 г.

План ГОЭЛРО (Госкомиссия по электрификации России; утверждён декретом СНК «Об электрификации РСФСР» 21 декабря 2021 г. и на IX Всероссийском съезде Советов).

К 1931 г. были перевыполнены все плановые показатели по энергостроительству. Вместо запроектированных 1750 кВт новых мощностей ввели в эксплуатацию 2560 кВт; к 1935 г. советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и заняла третье – после США и Германии – место в мире.

 

25 января 1933 г.

I Всесоюзный съезд по охране природы (г. Москва). Один из вопросов съезда – обсуждение Генерального плана реконструкции фауны.

Отступление от идей Г. А. Кожевникова об «абсолютной заповедности» территорий в пользу их использования для искусственного разведения пушных зверей, введения в фауну страны новых видов.

25-29 ноября 1933 г.

Ноябрьская сессия АН СССР 1933 г., посвященная проблеме Волго-Каспия.

Была представлена и одобрена энерго-экономическая схема, содержавшая единое решение Волжских проблем. На сессии единственными, кто выступил «осторожно против» строительства каскада ГЭС, оказались биологи (среди них академики Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников и др.): они прогнозировали подтопление, загрязнение территорий, смыв плодородных земель, но никто (!) не предсказал проблемы «цветения водохранилищ», из-за замедления скорости течения (почти в 10 раз), застоя воды и повышения ее температуры.

Конец 30-х гг.

«Большая Волга» – план переустройства Волги и ее притоков (фактически, обсуждался, в т. ч. и на ноябрьской сессии АН СССР 1933 г.).

Под лозунгом «Волга впадает в коммунизм» проект предусматривал превращение всего русла реки в каскад электростанций и в лестницу гигантских «искусственных морей».

В целом план «Большая Волга» в своих основных чертах был сформулирован к концу 30-х гг., когда со строительства Иваньковского (наполнение водохранилища – 1937), Угличского (1939) и Рыбинского гидроузлов (1941) и началась его реализация.

20 октября 1948 г.

Постановление СМ СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Сталинский план преобразования природы – комплексная программа научного регулирования природы в СССР, осуществлявшаяся в конце 40-х – начале 50-х годов. Проект, рассчитанный до 1965 г., предусматривал создание 8 крупных лесных госполос в степных и лесостепных районах СССР, общей протяженностью свыше 5,3 тыс. км.

28 февраля – 2 марта 1954 г.

Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

Освоение восточной целины (учитывая ее природу) должно было сводиться к осторожному, выборочному освоению черноземных почв под зерновые культуры и каштановых почв для развития мясного скотоводства, но были допущены стратегические ошибки и просчеты, основной из которых явилась сплошная распашка каштановых почв сухих степей на площади около 20 млн га и мы повторили горький опыт США начала XX в.

24 мая 1970 г.

Принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971-1985 гг.».

Переброска части стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других; «поворот сибирских рек») в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде (Казахстан и Среднюю Азию, в Аральское море), – неосуществлённый проект, разработанный Минводхозом СССР, один из самых грандиозных инженерных и строительных проектов XX века. В 1976 г. на XXV съезде КПСС было принято решение о начале работ по осуществлению проекта; 14 августа 1986 г. на специальном заседании Политбюро ЦК КПСС было решено прекратить работы.

13 марта 1972 г.

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 177 «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами».

Реализация этого постановления позволила несколько стабилизировать ситуацию с загрязнением путем интенсивного строительства очистительных сооружений.

2 февраля 1996 г.

Правительство РФ постановлением № 95 утвердило ФЦП "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и её притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 г. («Возрождение Волги»)".

С целью коренного улучшения экологической обстановки и сохранение природных комплексов Волжского бассейна для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения и перехода региона к устойчивому развитию в увязке с биологическими возможностями природной среды путем поэтапного перехода от ресурсорасточительных и энергоемких технологий хозяйственной деятельности сегодняшнего дня к энерго- и ресурсосберегающим малоотходным и замкнутым технологическим циклам.

5 июня 2001 г.

Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России (принята на Национальном Форуме по сохранению биоразнообразия).

На основании Национальной Стратегии создан План действий – система конкретных мер и мероприятий по сохранению биоразнообразия.

1 мая 2016 г.

ФЗ № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Программа «Дальневосточный гектар» предоставляет право каждому гражданину России на получение земельного участка площадью до 1 га на Дальнем Востоке бесплатно. Экориски: планируется включить в распределяемые земли «под гектар» те территории, которые представляются перспективными для создания ООПТ регионального значения; начнется процесс «фрагментизации» территории (разбиение «гектарами» целостных в экологическом плане ландшафтов); возрастет нагрузка на лесные экосистемы (включая и вырубку лесов для освоения «своих собственных» территорий); неизбежно произойдут изменения в состоянии биоразнообразия и качестве экосистемных услуг; фактически, эта программа «очагового освоения» и инновационного развития Дальнего Востока «экологически не проработана».

8 августа 2017 г.

Паспорт приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» («Оздоровление Волги») в рамках направления стратегического развития РФ «Экология».

Минприроды России подготовило и на выездном межведомственном совещании под руководством Д. А. Медведева «О сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги», которое прошло в Волгограде, представило в Правительство РФ этот паспорт. Возможные экологические последствия обсуждаются далее.

7 мая 2018 г.

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

Экологические последствия обсуждаются далее.

 Теоретическая и практическая база степного лесоразведения была заложена, но масштабы работ в рамках СППП были совершенно иными. В соответствии с СППП предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат, на площади 120 млн га (11,8% территории Европы). Центральное место в Плане занимали полезащитное лесоразведение (планировалось высадить более 4 млн га леса) и орошение.

Для проработки и реализации СППП был создан институт «Агролеспроект» (ныне – Росгипролес). По его проектам лесами покрылись водоразделы бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России. Первая спроектированная «Агролеспроектом» государственная лесополоса вытянулась от уральской горы Вишнёвая до побережья Каспия, протяжённость – более 1 тыс. км. Общая протяжённость госполос превышала 5,3 тыс. км, в которых было посажено 2,3 млн га леса. Одновременно стала реализовываться большая программа по созданию оросительных систем. В рамках СППП было создано около 4 тыс. водохранилищ.

Рассчитанный до 1965 г., СППП был фактически свернут к концу 50-х гг. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы заброшены, были ликвидированы 570 лесозащитных станций. СППП был «вытеснен» другим, не менее грандиозным планом – освоением целины… Директор Росгипролеса М. Б. Войцеховский в рамках празднования 70-летия Института писал, что сегодня звенья разрабатывавшегося в СССР плана реализуются в США, Китае, странах Африки, Западной Европе. Только называют это не планом преобразования природы, а созданием зеленых экологических каркасов. Им отводят значимую роль в связи с глобальным потеплением. У нас же в стране процесс скорее обратный. Если в 1995 г. полезащитных лесных полос на землях сельхозназначения было высажено на площади 19,8 тыс. га, то в 2007 г. не более 0,3 тыс. га.

Но пока еще живы и «Докучаевские бастионы», и лесополосы Генко, и фрагменты гос полос, созданных в рамках СППП (чем не прообраз экокаркаса территории).

Поворот (переброска) сибирских рек

Об этой грандиозной программе не мало написано и сломано много копий. Несколько дополнительных «штрихов к портрету». Проект «Тайга»кодовое название проекта, входившего в проект переброски части стока северных и сибирских рек в Каспийско-Аральский регион и направленного на создание искусственного канала с помощью групповых ядерных взрывов (планировалось 250 ядерных взрывов [!]) между реками Печора и Колва (Пермский край). Экспериментальный подрыв трёх ядерных зарядов был проведён 23 марта 1971 г. В результате взрыва образовался канал длиной 700 м, шириной 380 м и глубиной 10-15 м. В настоящее время канал заполнен водой, там возникло озеро, названное Ядерным. Подобный «проект века» существовал и в Америке – по переброске части стока вод рек Аляски и Северо-западной Канады на юг для обводнения засушливых районов Канады, США и Мексики. Он активно разрабатывался в 50-е гг., но заброшенный примерно по тем же причинам, что и в СССР – слишком дорого и высоковероятны непредсказуемые последствия для природы.

Предполагалось, что проект стоимостью 32,8 млрд (тогдашних) руб. (с учётом создания новых сельхозпредприятий) окупится за 6-7 лет. В эту сумму не входили экологические ущербы и изменение стоимости экоуслуг подвергавшихся воздействию экосистем, не просчитывались экориски. Мы не любим учиться на собственных ошибках: не прошло и 40 лет, как вновь зазвучали слова о необходимости вернуться к проекту переброски вод сибирских рек в Ср. Азию или даже в Китай (и не последним в этом «хоре» был Ю. М. Лужков).

Программы «Возрождение Волги» и «Оздоровление Волги»

Волга – национальная гордость России – протянулась на 3531 км. Её бассейн занимает на Русской равнине площадь порядка 1,36 млн км2 (62% европейской части России) и включает 41 административную единицу (две из них – в Казахстане). На 1910 км он простирается с севера на юг и на 1805 км (в верхней части) – с запада на восток.

Веками складывающееся равновесие между природными процессами в таком огромном бассейне и непосредственно в реке было нарушено зарегулированием её стока. Это привело к созданию, как тогда писалось, «мощного энерго-транспортно-ирригационного народно-хозяйственного комплекса Волжского бассейна». Все это более чем в 10 раз замедлило водообмен в бассейне, что, естественно, привело к существенным изменениям водных и наземных экосистем.

Если посмотреть на приведенную выше таблицу (1933, 1972, 1996, 2017 гг.), можно констатировать, что руководство страны демонстрирует озабоченность экологической обстановкой на Волге, примерно, раз в 20-25 лет. Один из авторов этой статьи принимал участие в разработке программы «Возрождение Волги» (ВВ), что позволяет сравнить паспорта этой программы и программы «Оздоровление Волги» (ОВ):

1)  ранг программы ОВ существенно повысился: её гензаказчик – Правительство России, в программе ВВ – Комитет РФ по водному хозяйству;

2)  сроки исполнения новой программы сократились (ОВ – 9 лет, ВВ – 15 лет);

3)  в области правового, нормативного и экономического обеспечения новая программа уступает программе ВВ; в последней была предусмотрена, в частности, разработка законов о реке Волге (аналогичному ФЗ 1999 г. «Об охране озера Байкал»), о рыболовстве и охране рыбных запасов, принятие нормативных актов о водоохранных зонах, о создании в бассейне р. Волги единой системы управления водным хозяйством в период паводков и др. (в программе ОВ лишь говорится о том, что в рамках деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ следует создать направление, стимулирующее реализацию инвестпроектов ЖКХ в сфере очистки сточных вод в целях предотвращения загрязнения водных объектов);

4)  в области экомониторинга повторяется невыполненная при реализации программы ВВ задача создания бассейновой автоматизированной системы непрерывного экомониторинга;

5)  очень скудно в программе ОВ прописан раздел о мероприятиях в области лесного хозяйства, растительного и животного мира, ООПТ: констатируется лишь необходимость разработать, утвердить и реализовать программу поддержания и восстановления биоразнообразия р. Волги, и, к сожалению, отсутствуют мероприятия в области рыбного хозяйства;

6)  в новой программе большое внимание уделено Нижней Волге –  дноуглубительные работы на ряде рыбоходных каналов; расчистка 200 км нерестовых каналов рыбоходов; строительство и введение в эксплуатацию гидротехнические сооружения для дополнительного обводнения Волго-Ахтубинской поймы и пр.;

7)  предполагается реализовать систему мер, направленных на рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. При этом, реконструкция (модернизация) и строительство очистных сооружений должна пройти не менее чем на 200 предприятиях – основных загрязнителях в 17 субъектах РФ, по которым непосредственно протекает р. Волга, что также снижает эффективность программы ОВ, так как многие притоки и малые реки, впадающие в Волгу, фактически, выступают в качестве крупных, «точечных» объектов сброса неочищенных сточных вод. Следует приветствовать мероприятия по обводнению Волго-Ахтубинской поймы в меженный период до 100 м3/с  и  расчистке и восстановлению водных объектов бассейна р. Волги (1171 км);

Программа ВВ планировалась в сумме 176,28 трлн руб. (в ценах 1994 г.; или $79,151 млрд), программа ОВ – 245,8214 млрд руб. (в ценах 2017 г.; или $4,214 млрд). Даже если учесть инфляцию и более короткий срок выполнения программы ОВ, она на порядок «дешевле». Кроме того, разработчики программы демонстрируют все возрастающее неверие в участие частного капитала и др. инвестиций в реализацию программы (их доля стала в 2 раза меньше, чем в программе ВВ, а доля федерального бюджета увеличилась почти в 3 раза – с 15,5% до 46,1%).

Основным рисками (с высокой вероятностью наступления) сами разработчики программы ОВ считают сокращение госфинансирования проекта вследствие нестабильной макроэкономической ситуации; невысокое качество проектирования и строительства объектов (предлагается создание института предпроектного анализа, контроля качества строительства и последующей эксплуатации); низкую инвестактивность вследствие наличия выгоды по уплате штрафов перед инвестдеятельностью.

В целом, очередную попытку Правительства РФ «разрубить гордиев узел» проблем Волжского бассейна можно только приветствовать. Любая программа для своей реализации требует всего двух условий. И финансирование – на втором месте. На первом стоит желание выполнить эту программу. Будем надеяться, что такое желание у всех нас имеется, и мы будем действовать в соответствии с заветом акад. М. Г. Хубларяна, который говорил: «Волга столько сделала для России, что можно и нам немного постараться для Волги».

Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России

При подготовке Пятого национального доклада "Сохранение биоразнообразия в РФ" были представлены результаты экспертной оценки (в пятибалльной шкале) степени выполнения мер по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, определенных приоритетными направлениями Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России. Средняя оценка за 13-14 лет – 3,6 балла; наибольшие успехи достигнуты в проведении научных биологических исследований (в первую очередь, в институтах РАН; начавшееся в 2013 г. реформирование РАН отрицательно сказалось и на этом показателе).

С момента принятия Стратегии существенных изменений в значении биоразнообразия и экосистемных услуг для населения России не отмечено. В Пятом нацдокладе сказано: «В 2013 г. номинальный объем ВВП России составил 66,7 трлн руб. В структуре валовой добавленной стоимости России доля отраслей, связанных с использованием биоресурсов и природных экосистем, составила около 4%, из них сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 3,8%, рыболовство, рыбоводство – 0,2%. Вместе с тем развитие указанных отраслей, базирующихся на сохранении и устойчивом использовании биоразнообразия, будет в перспективе играть все возрастающую роль не только в экономике страны, но и в экологической и социальной сферах».

Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия России (как, впрочем, и Экологическая доктрина РФ, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г., № 1225-р) – документ безусловно выверенный, правильный и способный поднять на новую ступень «экологическую проблематику» в России в целом. Беда заключается в том, что живем мы в соответствии с грустным наблюдением Эмиля Кроткого: «Резолюция часто подобна покойнику: её выносят и забывают».

«Майский указ» (2018) Президента России

В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одним из национальных проектов, которые Президент России поручил Правительству РФ разработать и рассмотреть до 1 октября 2018 г., является национальный проект в сфере экологии. В Указе даны основные требования, которыми должно руководствоваться Правительство РФ при разработке нацпроекта в сфере экологии (см. газету ПРВ №5).

Что такое «майские указы» Президента РФ? Это свод поручений, данных им после победы на президентских выборах 2018 г. Как мы уже говорили, на первом месте всегда стоит желание выполнить программу. Но приходится часто наблюдать блестящую способность наших чиновников «заболтать» любую проблему. Например, из выступления главы Башкортостана Р.З. Хамитова 14 мая 2018 г. на совещании по реализации «майских указов»: «Для нашей республики важными задачами в этой сфере являются снижение общей нагрузки на окружающую среду, особенно, как я уже сказал, в городах с развитой промышленностью, ввод современных комплексов по переработке твёрдых бытовых отходов, очистных сооружений на промышленных предприятиях, сокращение вредных выбросов, перевод транспорта на газомоторное топливо. В связи с этим мы должны посмотреть более динамичное развитие программы перевода на газомоторное топливо в соответствии с тем, что предлагает нам корпорация "Газпром". Больше внимания нужно уделять реализации комплексных природоохранных мероприятий, программ экологического просвещения, созданию "зелёных поясов" вокруг городов, сбережению действующих памятников природы, заповедных территорий, развитию экологического туризма». Если это – не «общие слова», тогда мы – «три мушкетера»…

Уже после завершения в Оренбурге Международного Степного форума РГО и VIII Международного симпозиума «Степи Северной Евразии» (9-13 сентября), на котором был представлен доклад, ставший основой этой статьи глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин представил Национальный проект «Экология», который рассчитан на период до 2024 г. и разработан в исполнение Указа Президента РФ о целях и стратегических задачах в части экологического благополучия. В Нацпроект вошло 11 федеральных проектов по направлениям «Отходы», «Воздух», «Вода», «Биоразнообразие»: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ)».

Про программу «Оздоровление Волги» мы уже писали выше. Чтобы оценить всё «великое», естественно, нужна историческая дистанция. И так как нам не известно, была ли экологическая (в том числе) экспертиза этих федеральных проектов, мы опять оказываемся в ситуации «запоздалых рецензий или экспертиз». И все-таки хочется высказать (по «свежим следам») свои «мысли вслух» о некоторых из этих программ.

«Сохранение биологического разнообразия». Основные направления этого проекта неожиданно и невзаимосвязано сформулированы: создание федеральных ООПТ, реинтродукция редких видов животных и создание инфраструктуры экотуризма.

Не станем возражать, что направление «Создание федеральных ООПТ», несомненно, обеспечит сохранение биоразнообразия (речь идет о 24 новых ООПТ с суммарной площадью 5 млн га.), их в России и так явно не хватает. Однако достаточно ли эта мера? Наиболее высоким разнообразием выделяются экотонные экосистемы: лесостепь, горные и субаквальные территории. Как правило, они сильно освоены, и создать там новые ООПТ уже практически невозможно.

К сожалению, эта часть проекта не затрагивает важнейший инструмент сохранения биоразнообразия, каковым является ведение Красной книги России и её субъектов. Совершенствование ведения Красных книг и создание дополнительных, ранее пропущенных иерархических уровней (Красные книги бассейнов крупных рек и федеральных округов) в значительной степени смогли бы повысить эффективность этих мероприятий.

Биоразнообразие – это лишь одна из важных характеристик экосистем, но далеко не основанная, находящаяся в зависимости и в едином функционировании с ландшафтом и почвенным покровом. Сохранять одно без другого не только малоэффективно, но и вообще бессмысленно. Проект не предусматривает мероприятий по сохранению ландшафта, почвенного покрова и растительного мира, а разработка федеральных законов по этим компонентам (напомним, ФЗ "О животном мире" N 52-ФЗ был принят 24 апреля 1995 г.) помогла бы решить ряд вопросов сохранения биоразнообразия.

Направление «Реинтродукция редких видов животных» также оторвано от не менее важного направления – реинтродукции растений. Реинтродукционные работы – это сложнейший комплекс биотехнических и генетических мероприятий, к тому же весьма дорогостоящий. В данном аспекте было бы удачнее говорить о восстановлении численности и мест обитания редких видов растений и животных. Целевые показатели этого направления туманны и непроверяемы. Судите сами, программа предусматривает увеличение объектов животного мира, находящихся под охраной к 2021 г. – до 1608 особей (с точностью до штуки!), а к 2024 – до 3480. Но в Красной книге животного мира России насчитывается 259 видов только позвоночных животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих, рыб, земноводных). И к кому относятся эти 3,5 тыс. особей? Если к рыбам, то «отчитаться» о выполнении программы можно уже завтра… А еще есть насекомые (например, в "Красной книге Самарской области. Животные" их около 200; только жуков 340 тыс. видов, в то время как млекопитающих – чуть более 4 тыс.).

Третье, заключительное направление, «Создание инфраструктуры экотуризма», вообще не прослеживает прямой логической связи с сохранением биоразнообразия. Ни кто не станет отрицать, что повышение экологической грамотности, образования и образованности, не очень актуально в нашей стране. Эта группа вопросов должна быть в особой программе (чего разработки, к сожалению не учли). Увеличение количества посетителей ООПТ (до 1 млн в 2021 г. и до 2 млн в 2024 г.) совершенно не гарантирует сохранение биоразнообразия, а напротив, может оказать негативный эффект. Основными причинами сокращения биоразнообразия, по общему мнению, является антропогенное воздействие, к которому и относится (может, в меньшей степени) экотуризм.

«Сохранение лесов». Этот проект необходимо рассматривать как один из разделов предыдущего проекта «Сохранение биологического разнообразия». Как нам представляется, стратегическая ошибка разработчиков этого компонента Нацпроекта «Экология» заключается в том, что лес рассматривается не как сложнейшая полифункциональная экосистема, а как один из видов ресурса. Все основные направления программы рассчитаны не на сохранение леса, как экосистемы; скорее, это комплекс мероприятий, направленных на поддержание важнейшего биоресурса, что само по себе уже неплохо. Радует, что предполагается формирование новой нормативной базы по созданию механизмов «компенсационного» лесовосстановления и по совершенствованию механизма отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями. Запланированное лесовосстановление на участках непереданных в аренду (до 310 тыс. га) и арендованных (до 1244 тыс. га) к 2024 г., на наш взгляд сильно занижено. Планируемые к созданию 6 лесосеменных центров и тепличных хозяйств вряд ли обеспечат потребность нашей страны в посадочном материале.

И никто не отменял финансирование всех этих инициатив. Проректор Финансового университета при Правительстве РФ А.Н. Зубец так пишет об этом: «Переназначенный на должность премьера Дмитрий Медведев оценил суммарные расходы на мероприятия из этого указа сперва в 8 трлн рублей, некоторое время спустя стоимость «счастья» для россиян поднялась до 25 трлн рублей. Однако и эта цифра представляется заниженной: чтобы сделать все перечисленное в Указе, по моим оценкам, потребуется более половины годового ВВП, то есть около 60-70 трлн рублей, а может быть и все 100% ВВП, то есть более 90 трлн рублей. И тут закономерно возникает вопрос, где взять деньги на этот праздник жизни». По-видимому, рост госрасходов за счет использования большей части поступлений от сырьевого экспорта, средств Резервного фонда, увеличения рынка внутреннего рублевого долга и налоговой нагрузки – это основные каналы привлечения финансирования. И еще один механизм – «залезть в карман» регионам…» Так что выполнить «майские указы» (мы говорим только об экологической программе) будет не так просто!

Завершая статью и возвращаясь к её эпиграфу, хочется подчеркнуть: Человек – это, действительно, огромная сила (конечно, пока еще не геологическая, но он постоянно стремится к этому). И поэтому все его «глобальные» планы, в той или иной степени касающиеся преобразования природы (цели, альтернативные пути и возможные последствия), должны быть предметом очень тщательного обсуждения, а их реализация находиться под постоянным контролем экологических организаций. Тогда есть надежда на то, что экологические риски будут уменьшены, и человечество действительно станет действовать себе во благо.

Геннадий РОЗЕНБЕРГ, чл.-корр. РАН,

Сергей САКСОНОВ, д.б.н., проф.,

Степан СЕНАТОР, к.б.н.,

Институт экологии Волжского бассейна РАН

Бюллетень

© 1998-2015, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы»
При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 142784, г. Москва, г.п. Московский, Бизнес-парк "Румянцево", офис 352-Г, НИА-Природа тел./факс: 8(495)240-51-27, e-mail: nia_priroda@mail.ru