Поиск:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ

03.11.2017 21:49:00 

Одной из приоритетных современных задач в рамках Союзного государства Беларуси и России является выработка единой эффективной экологической политики.

Социологическое обеспечение этой задачи крайне разносторонне, оно включает в себя как теоретические работы, так и проведение эмпирических социологических исследований, позволяющих реально оценить состояние общественного мнения по экологическим проблемам, степень обеспокоенности граждан отдельными аспектами состояния окружающей среды, приемлемость для широких слоев населения конкретных природоохранных мероприятий и т.д.

Особое место среди объектов социологического изучения занимает экологическое поведение, т.е., в самом простом понимании, – деятельность граждан и их объединений, стремящихся влиять на государственную экологическую политику, решение актуальных экологических (социально-экологических) проблем, природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов и т.п., а также непосредственное воздействие со стороны личностей, социальных слоев и групп, населения  в целом, корпораций и т.п. на экосистемы.

Как показали результаты исследований выполненных в Беларуси и России, современное состояние экологического поведения основной массы населения России определяется следующими комплексными факторами:

- незавершенностью формирования у значительных групп населения экологического сознания (недостаток знаний, низкий уровень информированности об экологической ситуации различного уровня и т.д.);

- «ценностными разломами» в трансформирующемся обществе в условиях глобализационных процессов;

- необходимостью коренных изменений в мировоззрении, как масс населения, так и лиц, принимающих решения; членов научно-экспертного сообщества и др., заключающихся, прежде всего, в разрыве с традициями антропоцентризма, замене «технологического императива» «экологическим»;

- слабым регулятивным действием экологической морали, фактически нуждающейся в формировании (применительно к сфере экологических проблем мораль предполагает, в первую очередь, осознание людьми общественно необходимого типа поведения по отношению к природе и его реализацию в свободных действиях личности, основанных на убеждениях и общественном мнении);

- незакрепленностью в повседневной практике проэкологических образцов поведения, в т.ч. в силу неразвитости экологического компонента в корпоративной культуре  предприятий и организаций;

- незавершенностью формирования институализированной системы реализации социально-экологических интересов;

- несовершенством и неэффективностью системы социального  контроля экологического поведения, в т.ч. в части развития экологического права и т.д.

Заметный интерес для конкретизации данных положений представляют результаты социологического исследования «Особенности экологического поведения и экологического сознания студенческой молодежи Республики Беларусь», проведенного  в 2016 г. Согласно результатам исследования, экологическое поведение студенческой молодежи определяется целым рядом факторов, так, с одной стороны, оно зависит от активности гражданской позиции, личной заинтересованности, уровня экологических знаний, ответственного отношения к природе и закрепления экологических ценностей в общей системе ценностей молодежи, с другой стороны, на формирование экологического поведения оказывают влияние внешние факторы: государство, система образования (от детского сада до ВУЗа), средства массовой информации, деятельность экологических организаций. При этом ключевым фактором, по нашему мнению, в процессе формирования экологического поведения студенческой молодежи выступает институт высшего образования.

Недостаточный уровень экологических знаний и низкий уровень информированности студенческой молодежи подтверждаются ответами студентов на вопросы о знании ими существующих экологических организаций и программ города, направленных на защиту и охрану окружающей среды. Большинство студентов, либо не имеет четких представлений о целях и задачах данных программ и организаций, либо вообще о них не знает. На важность совершенствования информационного обеспечения указывают ответы студентов на вопрос, какие действия они бы порекомендовали осуществить для улучшения окружающей среды. Наряду с финансовыми поощрениями для предприятий и физических лиц, которые участвуют в охране и защите окружающей среды, ужесточением законодательства в области экологической безопасности, студенты указывали на необходимость информирования населения по экологическим проблемам города, проведение общественных кампаний/акций, направленных на повышение обеспокоенности экологическими проблемами города и необходимость повышения качества экологического образования в школах и ВУЗах города. Обращает на себя внимание тот факт, что участие в экологических акциях занимает последние места и в рейтинге экологических ценностей, и в целом в системе ценностей студенческой молодежи. Статистически значимы различия в оценках экологических ценностей в зависимости от места нахождения ВУЗа обучения: студенческая молодежь Минска в своих оценках придает экологическим ценностям меньшую значимость, по сравнению со студентами из г. Гродно и  г. Могилева.

Было выявлено противоречие: с одной стороны, студенты выражают желание и готовность изменить свой образ жизни в сторону экологически ориентированного, а с другой – данное желание не находит отражения в реальных экологических практиках студенчества.

Условно можно выделить три основных типа экологического поведения белорусской студенческой молодежи в зависимости от их включенности в те или иные экологические практики: включенный тип (19%), невключенный тип (56%), исключенный тип (25%). При этом включенный тип поведения характеризуется значимым уровнем включенности в экологические практики, инициативностью, активным участием в конкретных действиях, направленных на решение экологических проблем, а также высоким уровнем информированности о состоянии окружающей среды); невключенный тип – демонстрирует существенно меньший уровень вовлеченности в экологические практики, при наличии желания и готовности участвовать в экологических практиках, а также достаточном уровне знаний;  исключенный тип отличается практическим отсутствием вовлеченности в экологические практики, низкой степенью экологической обеспокоенности и низким уровнем экологического информирования.

Среди выделенных типов только включенный тип наиболее близок к типу поведения, соответствующему современным вызовам обществу и экологической ситуации: этот тип отличает самый высокий выявленный уровень знаний, достаточно высокий уровень активности и инициативности, высокая оценка экологических ценностей.

Общий уровень обеспокоенности экологическими проблемами по пятибалльной шкале составил 3,4 балла. Наиболее актуальными экологическими проблемами для Беларуси, по мнению студентов, являются: радиационное загрязнение территории, загрязнение выхлопами городского транспорта и загрязнение воздуха.

В целом, уровень знаний студентов можно оценить, как средний. Студенты региональных ВУЗов склонны более высоко оценивать свои знания о проблемах окружающей среды: средний показатель по десятибалльной шкале для гродненских студентов составил 6,38 балла, для могилевских – 6,1 балла, в то время как столичные студенты оценили свои знания в 5,6 балла.

В сознании молодого поколения антропоцентрические установки сохраняют приоритет над экологическими установками. Рейтинг жизненных приоритетов студенческой молодежи показывает, что экологические ценности оказались менее значимыми, чем ценности здоровья, семейные ценности, работа и материальное благополучие. Самыми значимыми из всех представленных экологических ценностей являются такие ценности, как благоприятные экологические условия и сохранение природных ресурсов. Обращает на себя внимание тот факт, что участие в экологических акциях занимает последние места и в рейтинге экологических ценностей, и в целом в системе ценностей студенческой молодежи. Статистически значимы различия в оценках экологических ценностей в зависимости от места нахождения ВУЗа обучения: студенческая молодежь г. Минска в своих оценках придает экологическим ценностям меньшую значимость, по сравнению со студентами из г. Гродно и г. Могилева.

Таким образом, эмпирические результаты исследования подтверждают наличие противоречия: с одной стороны, студенты выражают желание и готовность изменить свой образ жизни в сторону экологически ориентированного, а с другой, данное желание не находит отражения в реальных экологических практиках студенчества. В частности,  подавляющее большинство студентов (79%) не принимает конкретных действий, направленных на улучшение окружающей среды. Таким образом, высокая оценка студентами своего поведения как экологически ориентированного не соответствует их реальному уровню экологической активности, который по результатам опроса может быть охарактеризован как низкий.

Следует отметить, что в России в настоящее время подводятся предварительные итоги Всероссийского социологического исследования Российского общества социологов «Год экологии – 2017». Уже сейчас можно констатировать, что экологическому поведению российского студенчества присущи те же проблемы, что и поведению белорусского. Для иллюстрации можно указать, что на прямой вопрос о наличии в месте проживания экологических организаций более 55% респондентов ответили «не знаю».

Очевидно, что результаты социологических исследований экологического поведения сейчас особенно важны, поскольку преодоление экологического кризиса, вызванного человеческой деятельностью, невозможно без изменений в мировоззрении людей, в их отношении к окружающему миру, без повышения массового уровня экологического сознания и активного экологического поведения.

И.А. СОСУНОВА, д.с.н., проф. (Россия),

Е.Ю. КАЗУН (Республика Беларусь)

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru