Поиск:

КЛИМАТ, ВОДА, УПРАВЛЕНИЕ

03.11.2017 21:49:00 

Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритет охраны водных объектов перед их использованием, определенные основными принципами водного законодательства, должны подкрепляться совершенствованием управления водохозяйственным комплексом страны.

По терминологии Межправительственной группы экспертов (Женева, 2003 г.) под изменениями климата понимаются статистически существенные вариации среднего состояния и (или) его изменчивости (дисперсии), устойчивость которых сохраняется на протяжении длительного (десятилетие и более) времени. При этом состояние климата характеризуется набором независимых термо- и гидродинамических характеристик климатической системы «океан-суша-атмосфера».

Отмечается заметная неоднородность изменения климата во времени и пространстве. Обращают на себя внимание возросшая повторяемость некоторых экстремальных явлений: резких засух, осадков, похолоданий. На обширной территории Российской Федерации (как и на всем северном полушарии) в зонах избыточного и нормального увлажнения (около ¾ территории) отмечается увеличение годового стока рек, что способствует неблагоприятным социально-экономическим и экологическим условиям.

Возрастание неустойчивости климата требует оценки вероятности рисков возникновения экстремально низких или, наоборот, высоких значений климатических показателей. Риски экстремальных значений сильнее подвержены изменениям, чем средние значения.

Тенденции в изменении количества атмосферных осадков ведут к изменению на территории стока рек. И в данном случае доминирующей тенденцией является увеличение стока крупнейших рек бассейна Северного Ледовитого океана. Увеличилась межгодовая изменчивость стока, в результате чего наблюдаются как аномально многоводные, так и аномально маловодные годы и сезоны. В регионах, где максимальные расходы формируются дождевыми паводками (Черноморское побережье Кавказа, бассейны Кубани и Амура), в конце прошлого – начале нынешнего столетия отмечались катастрофические наводнения, не наблюдавшиеся ранее.

Основной особенностью современных изменений водного режима рек на преобладающей части территории страны является существенное  увеличение в последние 20-25 лет водности в меженные периоды, особенно в зимние месяцы. В пределах крупных регионов России для большинства рассмотренных  рек отмечаются значимые (при уровне значимости 95%) положительные тренды увеличения стока зимней и летне-осенней межени. Наблюдающаяся для обширных территорий «синхронизация» изменений меженного стока (особенно зимнего) и масштабы этих изменений являются неординарными и не имеют аналогов в ХХ столетии. Рост меженного стока обусловил в 80-90-х гг. увеличение водных ресурсов даже в бассейнах рек, где произошло снижение стока весеннего половодья. Анализ данных наблюдений за последние сто лет позволил прийти к выводу о том, что такая ситуация сложилась впервые, так как ранее все значительные маловодные и многоводные фазы определялись, прежде всего, величиной стока весеннего половодья. Установлено, что реакция меженного стока на климатические изменения в зависимости от физико-географических условий и конкретных особенностей водосборов может существенно отличаться.

С учетом этих обстоятельств, возрастает необходимость научно-обоснованных прогнозов влияния климатических изменений на водные ресурсы на 30-40-50 лет вперед. Срочно необходима разработка концепции или схемы перераспределения водных ресурсов с помощью межбассейновых каналов, основанных не только для удовлетворения всех видов водопользования, защиты от вредного воздействия вод, а также для поддержания оптимальной экологической обстановки при отсутствии (минимизации) негативных социально-экономических и экологических последствий от таких воздействий с усилением роли системы многолетнего и сезонного регулирования стока, которое будет учитывать необходимость сдерживания экстремальных проявлений водности.

В связи с надвигающимися природно-климатическими вызовами обостряется проблема управления водохозяйственным комплексом страны, его раздробленностью по разным ведомствам. Давно назрела необходимость создания в стране единого органа в водном секторе экономики.

Специалисты и ученые водохозяйственного комплекса страны, обеспокоенные сложившейся ситуацией, в июне 2017 г. направили обращение к Президенту Российской Федерации с обоснованием необходимости создания единой структуры в водном секторе. Владимиром Путиным было дано поручение Минприроды России подготовить соответствующие предложения.

В сентябре 2017 г. глава Минприроды России Сергей Донской на своем совещании дал протокольное поручение представить конкретные проработанные предложения по созданию единой водохозяйственной структуры Российской Федерации, как органа управления.

За последние годы в Минприроды России, в рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса», проведен анализ опыта управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом во многих странах Европы, Азии, Америки, на основании которого можно разработать модель управления, соответствующую нашим социально-экономическим условиям и нашей территории, во имя сохранения ценнейшего природного ресурса для последующих поколений, без которого нет жизни на Земле.

Надеемся, что сформированная рабочая группа профессионалов, на основании анализа зарубежного и отечественного (Минводхоз СССР, Роскомвод России) опыта подготовит для обсуждения достойный проект создания единой структуры в водном секторе страны.

В.А. ОМЕЛЬЯНЕНКО,

НИА-Природа

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru