Поиск:

ВОДЫ ПОДЗЕМНЫЕ ВЛАСТЬЮ ЗАБЫТЫЕ

07.04.2017 15:56:00 

Пресные подземные воды во многих случаях являются единственным надежным источником питьевого водоснабжения. Прогнозные ресурсы подземных вод России составляют 317 км3/год, из них 78 кубокилометров пресных. Общий отбор подземных вод в РФ составлял: в 1997 г. – 14,2 км3/год, в 2015 г.– 18,4 км3/год. Среднегодовые показатели использования подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения в последние 30 лет составили 45 % (для городского населения 40% и сельского – 83%).

В современной России разрушена система мониторинга и управления подземными водами, включая фактическую ликвидацию уполномоченного федерального подразделения, сеть гидрогеологических организаций и региональных научных центров, порушена система наблюдений за режимом подземных вод и порядок отчетности недропользователей, а также ведения разработки, утверждения и контроля исполнения проектов строительства скважин на воду, выдачи лицензий на добычу подземных вод и др.

За последние 4 года государственная сеть наблюдательных скважин сократилась в 4 раза. Органы власти «не замечают» неконтролируемого массового строительства скважин на воду (по экспертным оценкам их количество составляет сотни тысяч) без проектной документации, отсутствия отчетности недропользователей по добыче подземных вод.

Региональные изменения гидродинамического состояния подземных вод произошли на территориях их интенсивной эксплуатации. Как и в предыдущие годы, недопустимое снижение уровней подземных вод зафиксировано в пределах: Ленинградского, Московского, Днепровско-Донецкого, Азово-Кубанского, Восточно-Предкавказского, Волго-Сурского артезианских бассейнов. Площади некоторых из них превышают 33 тыс. кв. км, а снижение уровня воды в центре таких воронок составляет от 25 до 130 м. Такие масштабные изменения могли произойти только в условиях бесхозяйственности и безответственности лиц, уполномоченных государством обеспечить экономическую и экологическую безопасность страны.

За 2000-2013 гг. на территории России выявлено загрязнение подземных вод на 2693 участках и на 3502 водозаборах хозяйственно-питьевого назначения. В 2015 г. выявлено еще 54 участка с загрязненными водами. Интенсивный водоотбор подземных вод повлек за собой подтягивание некондиционных вод из смежных водоносных горизонтов и недопустимое ухудшение качества добываемой воды во Владимирской, Тульской, Брянской, Липецкой, Орловской, Томской областях, Забайкальском крае, республиках Дагестан, Мордовия, Ингушетия и др.

Не может не вызывать тревогу состояние подземных вод в районах разработки месторождений твердых полезных ископаемых. Под влиянием водоотлива подземных вод происходит формирование депрессионных воронок в вышележащих питьевых горизонтах подземных вод, образование провалов и проседание земной поверхности. Нарушение условий лицензионных соглашений и требований по охране окружающей среды при ликвидации горнодобывающих предприятий или завершении работ по добыче полезных ископаемых явилось причиной резкого повышения уровня подземных вод, смешения и загрязнение вод различных водоносных горизонтов, выход шахтных вод на поверхность земли, подтопление застроенных территорий и особо ценных земельных участков.

В связи с передачей полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ по управлению подземными водами, предусмотренных Законом № 459, с 1 января 2015 г. управление ими, опирающееся на утвержденные ресурсы и данные мониторинга подземных вод, фактически прервалось. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут выдавать лишь «ничтожные» по своей сути лицензии на добычу подземных вод. Правда, никто не знает, как в процессе налаживания системы управления подземными водами можно будет аннулировать действие таких лицензий. В органах исполнительной власти субъектов нет квалифицированных специалистов-гидрогеологов, эти органы не располагают информацией о ресурсах подземных вод и их качестве. И еще одна деталь – субъекты не располагают финансами для осуществления работ по ремонту и строительству наблюдательных скважин. Такое непрофессиональное решение уже повлекло за собой паралич службы управления подземными водами – стратегическим ресурсом жизнеобеспечения страны. В течение последних 25 лет органам власти России так и не удалось принять законодательный акт, в котором были бы урегулированы отношения в области использования и охраны подземных вод.

В соответствии с Законом «О недрах» участок недр, в котором рассеяны или сосредоточены полезные ископаемые, является объектом поисков, разведки месторождений полезных ископаемых и их добычи – с одной стороны, и одновременно недвижимым имуществом и выступает как объект имущественных отношений – с другой. Каждый участок недр имеет четкие пространственные границы, поскольку полезные ископаемые, сосредоточенные в месторождениях, также имеют распознаваемые границы и прочно связаны с окружающей средой.

Подземные воды распространены повсеместно во всей литосфере (до глубины 12-13 км) и поэтому они не имеют четких пространственных границ. Подземные воды, как и поверхностные воды, находятся в непрерывном движении, не имеют распознаваемых границ, и поэтому не могут рассматриваться как «месторождения подземных вод», а их ресурсы – как «запасы подземных вод» и, в отличие от невозобновляемых ресурсов (полезных ископаемых), – ресурс возобновляемый, но ограниченный и весьма уязвимый. Поэтому использование подземных вод должно быть нацелено на их охрану от истощения и загрязнения.

В первой половине XX в. разработана и была реализована следующая методология гидрогеологических работ и исследований по обоснованию мероприятий, связанных с использованием подземных вод:

1) изучение гидрогеологических условий территории РФ, оценка либо уточнение (переоценка) ресурсов подземных вод, организация и ведение мониторинга подземных вод;

2) разведка участков недр на воду (части водоносного горизонта, водоносного комплекса, благоприятного для использования) и оценка его эксплуатационных водных ресурсов;

3) проведение госэкспертизы документов по результатам изучения гидрогеологических условий территории РФ и оценке ресурсов подземных вод, разведке участков недр на воду и оценке их эксплуатационных ресурсов, а также проектов строительства скважин на воду и иных сооружений по захвату подземных вод;

4) госрегистрация эксплуатационных ресурсов подземных вод и площадей, перспективных для строительства и эксплуатации скважин на воду и иных сооружений по захвату подземных вод.

Работы и исследования, перечисленные в п. 1 и 2, в нарушение положений ст. 49 Закона «О недрах», на практике осуществлялись в неоправданно скромных объемах. Закон, к сожалению, не воспринял требования к проведению работ и исследований по правовому и иному обеспечению деятельности, связанной с использованием подземных вод. В нем не определены: основания возникновения права пользования участками недр в целях изучения гидрогеологических условий региона и оценки ресурсов подземных вод, разведки участков недр на подземные воды и оценки их ресурсов; требования к охране подземных вод от загрязнения и истощения их ресурсов; требования к подготовке условий пользования участками недр в указанных целях, а также порядок рассмотрения заявок на предоставление участка недр для строительства скважин на воду и иных сооружений по захвату подземных вод, строительство скважин на воду не отнесено к виду недропользования. В нем не предусмотрено также требование к недропользователям об обязательном утверждении проектов строительства скважин на воду и неукоснительном исполнении всех работ и операций в соответствии с таким проектом. В нем отсутствуют требования об обязательном госучете и включению в госреестр работ по изучению гидрогеологических условий и оценке ресурсов подземных вод, а также работ по строительству скважин на воду и иных сооружений по захвату подземных вод. В обязанности недропользователей, не вменены требования о представлении достоверных данных учета забора подземных вод. К пользователям недр не предусмотрены требования о наличии специальной квалификации и опыта для осуществления работ по строительству скважин на воду и иных сооружений по захвату подземных вод.

Поскольку ресурсы подземных вод по своей природе ограниченны, законодательно необходимо установить требования о предотвращении истощения ресурсов подземных вод, предусмотрев возможность прекращения, ограничения или приостановления права недропользователя на добычу подземных вод, а также об отказе заявителю в приобретении прав на пользование участком недр в целях их добычи. Законодательство о подземных водах должно содержать требования об организации и ведении мониторинга.

Для реализации изложенных выше предложений необходимо принять и осуществить следующие первоочередные мероприятия:

1) в срочном порядке разработать и принять законопроект о внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О недрах» с учетом выше изложенных предложений;

2) действие ФЗ от 29.12.2014 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты РФ» в части передачи полномочий органам исполнительной власти субъектов по управлению подземными водами приостановить, поскольку этот акт является экологически вредным;

3) реанимировать федеральный орган управления подземными водами, наделив его чрезвычайными полномочиями по соблюдению статуса подземных вод, установленных Конституцией РФ, защите ресурсов подземных вод от разграбления, истощения и загрязнения, восстановлению системы управления этим ресурсом и организации мониторинга этих вод и надлежащего учета отбора подземных вод. Руководитель такой службы должен назначаться Председателем Правительства РФ;

4) восстановить научные центры по разработке и внедрению современных методов и программных продуктов по оценке (переоценке) эксплуатационных ресурсов пресных подземных вод, обоснованию первоочередных мер по сокращению отбора подземных вод на проблемных территориях;

5) провести ревизию и обеспечить надлежащий учет всех скважин на воду, незаконные сооружения затампонировать;

7) создать кондиционную стационарную сеть скважин, предназначенных для осуществления регулярных наблюдений за водным и иным режимами питьевых водоносных горизонтов на освоенных и планируемых к освоению территориях;

8) создать комплект специальных гидрогеологических электронных карт в формате 3D, предназначенный для выполнения анализа гидрогеологической ситуации на территориях проблемных регионов и предоставления оперативных услуг по разработке проектов строительства скважин на воду.

Мероприятия, указанные в пунктах 1-3, необходимо осуществить в неотложном порядке, дабы не довести управление подземными водами до абсурда.

Верю, что органы власти и общественность страны понимают, что от того, как мы будем использовать ресурсы подземных вод, зависит наше здоровье, безопасность, экономика и благополучие.

Григорий ЧЕРНОДОЛЯ,

 гидрогеолог,  советник РФ I класса

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru