Поиск:

ТРИ «В» ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ

20.03.2017 19:45:00 

Впечатление от прочитанного в Год экологии

ТРИ «В» ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ

Видеть – ведать – вести. А в корне этих слов – свет, с которого началось всё живое на Земле. И свет просвещения – то, без чего невозможно видеть, даже имея очи, тем более – вести кого-либо, управлять чем-либо. В это корневое триединство заключены содержание и пафос истинно просветительской книги доктора с.-х. наук. Н.И. Прищепа («Экология с элементами «зеленой» экономики», изданной Брянским филиалом РАНХ и ГС в конце 2015 г., 348 стр.).

Исполнился год, как не стало Николая Ивановича. Знаком был с ним, знал о его последней схватке с онко-болезнью в стремлении уже не выздороветь, а только бы успеть издать книгу. Успел подписать в печать. И в Год экологии есть все основания помянуть самоотверженного учёного-эколога, перелистать его учебное пособие, предназначенное для подготовки обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент экономики», «Прикладная информатика» и «Управление персоналом». Ведущие направления! 

Но книга эта, с высокой концентрацией современных знаний об экологии, экологизации техносферы – сведений, казалось бы, чисто утилитарных, – могла бы стать учебником и для студентов вузов как гуманитарных, так и технических. Более того – и настольной у всех интересующихся движением к человеку ноосферы, «экочеловеку».

Местами автор принуждён писать о вещах ужасных, о грозящих катаклизмах. Однако зловещие признаки экологического кризиса поданы им «не с целью напугать, а с целью заставить анализировать, задуматься и начать осуществлять меры, направленные на устранение причин». Он обостряет зрение ради предвидения и опережающего действия.  И даже прибегает с этой целью к восточной притче  о чуме, которая шла в Багдад с намерением погубить пять тысяч человек, а погибло вдесятеро больше  – единственно от ужаса. Пугает темнота. Страх таится во тьме невежества. И автор последовательно, порою с невозмутимостью препаратора, открывает обучающимся глаза на горизонты спасительной экологической – «зелёной» –  экономики.  Создаёт привлекательный образ управленческого поведения. В конечном счёте, чем бы ни занимались, мы перерабатываем полуфабрикат, который нам предоставила природа, и с той энергией, которую она вливает в нас прямо и опосредованно излучениями Солнца.

У самого понятия «экология» свыше сотен определений. Автор выбирает всеобъемлющее: наука о среде обитания в неразрывной связи с обитателями. «Экос» – не «дом» плюс «человек» в нём, не сумма, а умножение, при котором множителем оказываются возникающие в доме отношения. Это явление, именуемое эмерджентностью (когда  новое качество появляется, словно из ничего), коррелирует с такими нелинейными понятиями, как счастье, любовь, успех, сама жизнь. Понятна поэтому сложность изучаемого предмета. И – непредсказуемость результатов от иных наших действий. А предвидеть-то надо, коль берём на себя управление экосистемой. Соответственно её сложности непростыми, синтетическими могут быть и наши действия.

«Экологизация» – поиск синтеза, а «не разделение  по факультетам». Мир един. Отсюда и привлечение знаний по биологии, географии, геологии, физике, химии, социологии, правоведению, синергетике, материаловедению, энергетике и иным техническим дисциплинам. Нам ведь мало созерцать объект приложения энергий. Важно видеть его во всей объёмности, в нелинейности воплощения. Научению такому видению посвящены первые главы учебного пособия. Они – ступеньки ко второму «В», к «веданию, что творим». Книга-то не о любви к природе и её охране, а об оптимально безопасном поведении в ней. И тут на первый план выступает главный из множества (более 250!) законов экологии, систематизированных известным отечественным учёным Н. Ф. Реймерсом. В отличие от человеческих, эти законы неотменимы. И самый важный – закон оптимальности экологических сообществ на всех уровнях: «Параметры системы (или организма) всегда строго соответствуют её функциям. Если меняем параметры окружающей среды, вольно или невольно мы вмешивается в функции экосистемы. Это важный и суровый, но сложный для практического применения закон экологии, – подчёркивает автор. – Нарушение его дорого обходится человеку».

Итак, что же мы узнаём, что ведаем? Явную связь состояния окружающей среды и здоровья человека, нации, этноса, человечества – в зависимости от масштабов нарушения закона оптимальности экологических сообществ. Закономерным явилось появление «Экологии человека». Этой теме отведена отдельная глава – с таблицами зависимости болезней и смертности, вызванных нашим неосмотрительным поведением в «посудной лавке». Бичом стала и болезнь, остановившая жизнедеятельность самого автора. Понятен и извинителен поэтому его более пристальный взгляд на причины распространения рака: даются выводы ВОЗ, российской статистики. Проблемы безопасного управления природопользованием из отвлечённо академических превращаются в насущно важные, «очеловечиваются». И последствия вполне поддаются измерению – «качеством жизни», индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Об индексе, его исчислении Н. И. Прищеп рассказывает особенно подробно – с приведением формул и сравнительных таблиц, поскольку это совокупный показатель, измеряющий в конечном счёте достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан. В основе – здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении; доступностью образования, измеряемой средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения; и, наконец, валового национального дохода на душу населения по паритету покупательной способности. Высоким уровнем развития считается показатель 0,8 и выше,  до единицы; средним – от 0,5 до 0,799 и низким – ниже 0,5. Россия на 2013 г. занимала 55 место в списке из 187 стран с показателем 0,788, то есть, приблизилась к группе стран с высоким ИРЧП.

Но, разумеется, наиболее обстоятельно автор рассматривает возможности третьего «В» – управления ради достижения высоких показателей индекса развития человеческого потенциала с сохранением безопасной среды обитания. Как «вписаться в природу», словно в крутой поворот столбовой дороги человечества к всевластию? Рычагов немало: техническое регулирование деятельностью с применением инновационных технологий; административные и экономические возможности; понимание экорисков и управление ими. И, наконец, прежде, чем накажет природа (увы, нередко запоздало) – юридическая ответственность  за правонарушения на столбовой дороге, с которой нам не свернуть: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская… 

И вот тут, при рассмотрении отечественной практики управления и ответственности, спокойствие автору изменяет. Делается как будто и немало. Один Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», подписанный в 2012-м, чего стоит! Им обозначена необходимость перенаправления экономики в сторону экоориентированного роста. Среди прочих мер документ определяет необходимость разработки и внедрения инновационных ресурсосберегающих и экобезопасных технологий. Однако, в то время, как в развитых странах уже развернута кампания по стимулированию развития экотехнологий, в России ещё только раскачиваются. Лишь с 2017 г. планируется начать реализацию концепции перехода РФ к «зеленой» экономике. К тому же отмечается низкая институциональная готовность регионов к такому переходу – интегральной показатель составляет всего 37%! Самый большой на сегодня риск – это риск сохранения статус-кво. Поговорить об экологии любит всяк, а до реальных мер зачастую так и не доходит – они просто-напросто забалтываются.

Низкий уровень спроса со стороны компаний и граждан на «зелёные» инновации можно бы повысить тем же стимулированием, а на худой конец – неотвратимостью и строгостью наказания за экологические нарушения. Но с этим дело обстоит особенно неважно. Главнейшую  из причин автор видит в перепутанности как раз рычагов управления и ответственности. Полномочия в области охраны окружающей среды распределяются, отмечает он, между целым рядом исполнительных органов. И даёт схему полномочий, а по существу – схему безответственности, когда всегда есть возможность перевалить вину на другого.

«Таким образом, – с горечью заключает автор, – ответственность за окружающую среду разделена на части, а в результате за охрану целого не отвечает никто. К тому же при существующей сегодня массе контролирующих органов никто не занимается управлением ситуацией в целом».

Но вспомним, кому, прежде всего, адресуется учебное пособие? Будущим менеджерам экономики и экологии – разработчикам более продуктивных схем управления экологическими рисками, а также практикам от «зелёной» экономики. И звучит приведенное заключение как наставление учителя, завещание. Да, затратно. Да, длительность разработки и сложность инфраструктуры такой экономики велики. Налицо дефицит толковых кадров и психологическая неготовность к переменам в бизнесе. Но, как говорится, иного не дано.  И посмертно изданная книга Н. И. Прищепа как раз и служит просвещению неофитов, будущих рулевых – видящих, ведающих и способных вести. Да только вот многих ли просветит? Напечатана-то в количестве всего … 100 (ста!) экземпляров. Неужто у наших природных ресурсов, кои призывает и учит эта книга рачительно использовать, не достало средств тиражировать её по востребованности самой жизнью?      

Александр НЕСТИК,

Брянск
Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru