Поиск:

Контроль биозагрязнения

24.01.2017 18:07:00 

Поводом для написания данной заметки послужила статья В.Корочкина  в газете «Опора России» (№85 за 2016 г.) под названием «Бизнес снова виноват?», в которой предлагается Россельхознадзору сократить перечень сорных растений, имеющих статус карантинных растений.

Для читателя, не знакомого с проблемой биологического загрязнения, может показаться, что в рамках общей реформы контрольно-надзорной деятельности в стране данное предложение позволит значительно упростить бюрократическую нагрузку на агробизнес и повысить продовольственный потенциал страны без каких-либо последствий для экологической и продовольственной безопасности страны в результате заноса инвазивных чужеродных видов растений. Но это далеко не так. Не вдаваясь в подробности, попытаемся по возможности доходчиво объяснить чрезвычайную опасность таких действий.

 

Терминологические пояснения

В русскоязычной литературе термин «инвазионный» не всегда является синонимом термина «чужеродный». Обычно «инвазионным» называют вид, попавший в новый биотоп благодаря самостоятельному расселению, как после предваряющей его интродукции, так и без таковой, т.е. вид, демонстрирующий инвазию в узком смысле, т.е. экспансию. В решении 6-й Конференции Сторон Конвенции о биоразнообразии определение «invasive» относится только к такому чужеродному виду, чья интродукция и/или распространение угрожает биологическому разнообразию (видам, местообитаниям или экосистемам).

 

Последствия

Инвазивные чужеродные виды в настоящее время общепризнанны в качестве одной из величайших угроз глобальному биоразнообразию. В мировом земледелии 80 видов сорных растений являются особо опасными, они способны в короткое время полностью вытеснять культурные растения из агроценоза, затеняя их и отнимая воду и питание. Экономические потери складываются из следующих составляющих: уменьшение биоразнообразия экосистем, уничтожение сельскохозяйственных культур и лесов, стоимость химического, биологического и генетического контроля чужеродных видов, средства на разработку инсектицидов и гербицидов, траты на лекарства от аллергии и лечение других заболеваний, спровоцированных инвазивными видами, охрана редких и исчезающих видов. В Америке вредное воздействие только 79 чужеродных видов за 85 лет обошлось экономике страны в 97 млрд. долл.

Проблема инвазивных (чужеродных) видов носит глобальный характер и представляет угрозу для биоразнообразия России, особенно в отношении регионов, характеризующихся наличием эндемиков, реликтовых форм и видов, находящихся под угрозой исчезновения. Так, на Кавказе с 2000 г. отмечено порядка 20 чужеродных видов вредителей леса. В частности, в 2012-2015 гг. из более чем 8 тыс. га лесов с участием самшита колхидского уцелело немногим более 1 тыс. га преимущественно на северном макросклоне Западного Кавказа из-за завезенной из Италии в Имеретинскую низменность в 2012 г. на посадочном материале для озеленения объектов инфраструктуры Зимних Олимпийских игр в Сочи самшитовой огневки.

Реакция вселенца на новые условия может быть непредсказуемой, особенно у последующих поколений. Отмечено, что заносной вид растений может стать инвазивным в регионе через 10-20 лет. Так в результате гибридизации североамериканских и европейских видов энотер образуется гибрид, более инвазивный, чем родительские формы.

 

Законодательство

В ноябре 1997 г. на 29-ой сессии Конференции ФАО была принята Международная конвенция по карантину и защите растений для обеспечения совместных и эффективных действий, направленных на предотвращение интродукции и распространения вредных организмов, повреждающих растения и растительные продукты, и для того, чтобы способствовать принятию соответствующих мер, направленных на борьбу с ними.

В п. 5.2.1.1 Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России среди основных угроз для видового разнообразия указана интродукция чужеродных видов. В п. 3.4. Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов (утв. приказом МПР России от 6 апреля 2004 г. № 323) отмечается, что способом сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов является «разработка и реализация системы мероприятий по предотвращению неконтролируемого распространения инвазивных чужеродных видов и ликвидация последствий этих процессов».

В п. 6.4.4. «Фитосанитарный контроль (карантин)» Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2020 г. (утв. приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 г. № 248/482) отмечается, что необходимо производить оценку фитосанитарных рисков распространения инвазивных видов на территории РФ».

В ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» отмечается «запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды…».

Таким образом, на сегодняшний день в России в действующем законодательстве не достаточно отражены вопросы ответственности за международные экологические преступления и, особенно, в области биологического загрязнения (экологический терроризм, загрязнение территории сопредельных государств и др.). Поэтому актуальными задачами сегодняшнего времени являются жесткий контроль и разработка методов изъятия чужеродных инвазивных видов из природных экосистем.

 

Ситуация с карантинными растениями

Вернемся теперь к упомянутой в начале заметки статье В. Корочкина, в которой автор предлагает изменить статус некоторых карантинных для России объектов. «Взять, к примеру, карту амброзии полыннолистной, во всех регионах, где она способна произрастать, уже давно установлены десятки карантинных зон. В других – она просто не размножается. По всем правилам она давно должна быть переведена из карантинных в категорию «вредных», как колорадский жук или какая-нибудь мучнистая роса огурцов. А товаропроизводители – освобождены от необходимости проведения платных исследований на ее отсутствие для перемещения из одного региона, где она растет, в другой, где она либо точно так же растет, либо размножаться никогда не будет», – предлагает автор статьи.

Однако необходимость карантинного регулирования данного растения обоснована многими национальными и международными организациями в области карантина и защиты растений. Так Европейская и средиземноморская организация по карантину и защите растений присвоила амброзии полыннолистной статус опасного инвазивного вида в 2004 году. И в настоящее время амброзия имеет карантинный статус, помимо России, в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Беларуси, Украине, Испании, Швейцарии. Во многих странах Европы принимаются специальные госпрограммы по борьбе с ней. А специалисты США относят ее к четверке опаснейших сорняков, европейские – включают в «топ-12» сорных растений. Только снижение урожая, вызываемое амброзией, во многих странах Европы достигает до трех четвертей валового сбора сельхозкультур. Ежегодный комплексный ущерб от амброзии полыннолистной на территории Евросоюза эксперты оценивают в сумме до 9 млрд евро. При этом зарубежные эксперты особо подчеркивают исключительную важность карантинных мер против данного сорняка.

С целью активизации работы по локализации и ликвидации очагов карантинных организмов Россельхознадзором в мае 2016 г. были направлены письма главам 20 субъектов РФ, в которых Служба информировала об установленных карантинных фитосанитарных зонах и введении карантинных фитосанитарных режимов по соответствующим карантинным сорнякам, а также рекомендовала принять комплекс мер по борьбе с сорными растениями и недопущению их распространения по всей территории субъекта, что, в конечном счёте, может подорвать экспортный потенциал не только отдельного региона, но и страны в целом. И только благодаря действиям Россельхознадзора данные опасные карантинные сорняки пока еще не освоили свои потенциальные ареалы на территории нашей страны.

 

Конкретные предложения

Учитывая серьезность экономических потерь от интродукции инвазивных видов, изменения ими природных систем назрела необходимость на уровне Уголовного кодекса РФ урегулировать вопрос о преднамеренной или случайной интродукции растений и животных в природную среду. Для этого необходимо ввести в 26 главу УК РФ новую статью относительно наказаний за интродукцию инвазивных растений. Это позволит в частности усилить эффективность фитосанитарного и карантинного контроля грузов на таможне. Если в УК РФ появятся статьи, предусматривающие наказание за случайную и преднамеренную интродукцию ивазивных, потенциально инвазивных и карантинных видов, то превентивная это наиболее эффективная мера воздействия. Так как никакие наказания не смогут компенсировать ущерб от вредного организма-вселенца, поскольку биологическое загрязнение, в отличие от других видов загрязнения, как правило, практически необратимо для окружающей природной среды.

Н.Г. РЫБАЛЬСКИЙ

д.б.н., проф.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru