Поиск:

Госсовет по экоразвитию

24.01.2017 18:07:00 

 

Открывая заседание, Президент РФ напомнил, что наступающий 2017 год объявлен Годом экологии, а экологическое направление признано приоритетным в соответствии с утвержденной недавно Стратегией научно-технологического развития России.

Как отметил глава государства, нагрузка на природу достигла критических значений и в итоге экономический ущерб с учетом последствий для здоровья людей доходит до 15%. Поэтому откладывать решение экологических проблем «на потом» уже невозможно, необходимо начинать масштабные мероприятия, иначе можно «вечно топтаться на месте», уверен Владимир Путин.

Одной из самых острых экологических проблем, которая, по мнению Президента РФ, требует приоритетного решения, является достижение кардинального снижения уровня выбросов вредных веществ в атмосферу, их сбросов в водоемы и в почву за счет внедрения наилучших доступных технологий. «Необходимо как минимум в два раза сократить загрязнения и выбросы», – указал глава государства. «Мы уже не можем спускать всё на тормозах; принято решение отложить некоторые мероприятия, я ещё об этом скажу, но дальше уже переносить ничего не будем», – подчеркнул В. Путин.

Далее Президент кратко остановился на проблеме совершенствования системы экологической информации. «Данные о загрязнении окружающей среды фрагментарны и оседают в разных ведомствах, а так называемые сводные расчёты загрязнения воздуха проводятся в крупных городах всего лишь 12 регионов РФ. Всё это осложняет оценку состояния окружающей среды в целом по стране, не говоря уже о возможности долгосрочных прогнозов», – отметил В. Путин.

Одной из важнейших, по мнению Президента, является проблема обезвреживания отходов производства и потребления. И попросил докладчиков особое внимание уделить вопросам обращения с отходами повышенной опасности.

Владимир Путин потребовал от чиновников «не прятаться в кабинетах» от людей, которых волнуют вопросы экологии: «Люди, безусловно, хотят знать и имеют право знать и имеют право участвовать в экологических просветительских акциях, в конкретных делах по улучшению качества жизни, по благоустройству домовых территорий, парков, скверов», – уверен глава государства. «Я просто убежден – доверие к инициативам граждан, диалог и партнерство с общественными движениями – очень важное условие формирования высокой экологической культуры в стране», – подчеркнул В. Путин, поручив Сергею Иванову взять под патронат экологические проекты с участием волонтеров.

С основным докладом на заседании Госсовета выступил Руководитель Рабочей группы по подготовке Госсовета, губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Представляя подготовленный Рабочей группой Доклад, он в порядке актуальности выделил следующие проблемы, волнующие большинство людей: 1) качество атмосферного воздуха и потребляемой питьевой воды; 2) ситуация с бытовыми отходами; 3) ликвидация нанесённого вреда природе; 4) сохранение привычных природных ландшафтов. Авторы доклада указали три основных составляющих для комплексного решения экологических проблем, стоящих перед страной в средней и в долгосрочной перспективе: 1) изменения и дополнения в действующее законодательство в сфере природопользования и охраны окружающей среды, многоуровневая система мотиваций; 2) создание чистых производств, в т.ч. через введение специальных рыночных инструментов, комплекс мероприятий по развитию возобновляемых источников энергии; 3) новые требования к экопросвещению и эффективные механизмы взаимодействия с гражданским обществом.

Далее докладчик подробно остановился на проблеме управления качеством атмосферного воздуха. В связи с исчерпанием возможностей действующей модели управления качеством атмосферного воздуха, авторы предложили включить следующие новые инструменты: 1) оценка совокупного воздействия всех источников загрязнения в городе для сводного расчёта предельно допустимых выбросов; 2) на основании сводного расчета загрязнений определять допустимую квоту каждого источника загрязнения в формирование нормативного качества воздуха в жилой зоне, которая станет основой для принятия предприятиями конкретных программ и технологических решений, результатом которых должен стать темп уменьшения загрязнения в городской черте. Эффективность такой системы управления качеством будет легко определяется по тому, насколько снижается концентрация вредных веществ в воздухе жилых зон. А необходимые данные для управленческих решений дадут уже существующие системы мониторинга Росгидромета и Роспотребнадзора.

Б. Дубровский особо остановился на проблеме уменьшения площади земель, которые должны обеспечивать потребности нынешних и будущих поколений, отметив, что особую тревогу вызывает неконтролируемое обращение отходов высоких – первого и второго – классов опасности, которые по факту можно рассматривать как химическое оружие. Авторы доклада считают, что именно здесь должны в первую очередь внедряться высокотехнологичные механизмы контроля при транспортировке и наилучшие доступные технологии в переработке.

В заключение своего доклада Б. Дубровский остановился на проблеме экопросвещения. «Важно сформировать у каждого гражданина чёткую позицию в отношениях с природой, чтобы он понимал, как его бытовое поведение влияет на глобальные природные процессы», – подчеркнул губернатор. «Экология – это, прежде всего, знание. И мы считаем, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины. Экологический компонент должен присутствовать во всех образовательных программах начиная с детского сада», – завершая выступление, отметил Б. Дубровский.

В своем выступлении глава Минприроды России Сергей Донской остановился на следующих ключевых направлениях природоохранной реформы: 1) обращение с отходами производства и потребления; 2) технологическом нормировании, основанном на наилучших доступных технологиях (НДТ); 3) сохранении природных объектов.

Говоря об отходах, он особо остановился на ситуации с разработкой и утверждением территориальных схем обращения с отходами. В настоящее время эти террсхемы согласованы с Росприроднадзором в 82 регионах, 69 – их утвердили. Росприроднадзор буквально в ежедневном режиме работал с каждым регионом в отдельности. И сегодня уже 12 регионов подтвердили свою готовность в 2017 г. начать работать на основе новой системы регулирования. Также сегодня производители и импортёры обязаны либо самостоятельно утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств, либо заплатить за это государству экосбор. В 2017 г. планируется собрать более 6 млрд руб. экосбора, которые будут направлены в виде субсидий пионерным регионам. Планируется также постепенно увеличить группы товаров, подлежащих утилизации, – сейчас их только восемь, – а также повысить нормативы их утилизации. Это позволит получать ежегодно значительные суммы: это 300 млрд руб., которые будут направлены на субсидирование региональных программ в данной сфере.

Министр отметил, что принимаемые меры будут успешными только при условии создания необходимых мусороперерабатывающих мощностей. В 2017 г. планируется запуск пилотных проектов по строительству пяти мусороперерабатывающих заводов. Кроме того, по заверению С. Донского, в 2017 г. Минприроды России установит за свалками «народный контроль».

В своем докладе С. Донской уделил внимание и проблеме накопленных промышленных отходов. По результатам работы за последние четыре года убрано 4 млн тонн мусора в арктической зоне России, Сибири, Дальнем Востоке, Кавказе, Поволжье, а также на Байкальской природной территории. В дальнейшем предусматривается внедрение новой системы – выявление таких объектов и категорирование их по степени опасности для окружающей среды и в результате уже в следующем году запланирована очистка ещё 25 загрязнённых территорий в 20 регионах с общим объёмом бюджетного финансирования (до 2019 г.) более 7 млрд руб.

Далее министр остановился на решении проблемы технологического нормирования. По мнению С. Донского для реализации первого этапа необходимо выделить 300 предприятий наивысшей, первой, категории экологической опасности, оказывающих до 60% негативного воздействия на окружающую среду. Эти предприятия за три года (начиная с 2019 г.) будут обязаны реализовывать программу модернизации. Остальные объекты первой категории должны будут перейти на новую систему к 2025 году. Для этого Минприроды России ставит предприятия на госучёт, выделяет из них наиболее грязные и с 2018 г. оснащает их системами автоматического контроля, а также внедряет экологическую экспертизу в отношении строительства и реконструкции таких объектов. В результате информация о суммарных выбросах, сбросах, об объёмах размещения отходов будет доступна широкой общественности.

Для обеспечения перехода на НДТ в 2017 г. будет завершена разработка справочников НДТ по различным отраслям экономики (сегодня уже утверждены 24 справочника).

Для реализации этой масштабной задачи предприятиям потребуются значительные инвестиции: по предварительным оценкам, порядка 1,5% ВВП, – поэтому в законе предусмотрены различные льготы и меры экономического стимулирования. Кроме того, Российским фондом технологического развития будет осуществляться поддержка развития предприятий, внедряющих НДТ. Для предприятий, отказавшихся внедрять НДТ, с 2020 г. плата за выбросы и сбросы, осуществляемые с превышением установленных нормативов, увеличивается в 4 раза.

Несмотря на то, что основные механизмы по внедрению НДТ заработают только с 2019 г., уже сейчас многие крупные предприятия включились в работу. В частности, Минприродой России совместно с Росприроднадзором заключены 55 соглашений с предприятиями с объёмом природоохранных инвестиций более 130 млрд руб. Кроме того, в целях очистки сточных вод Министерством обеспечивается поддержка реализации 59 инвестпроектов по строительству и модернизации очистных сооружений с общим объёмом частных инвестиций свыше 125 млрд руб.

В заключение С. Донской остановился на проблеме сохранения природных объектов и в первую очередь на расширении режима ООПТ с учётом социального и экономического развития тех регионов, где они будут находиться. В 2017 г. планируется создать 10 новых ООПТ. По данным министра в следующем году Минприроды России для развития экотуризма на ООПТ предлагает внедрить механизм привлечения частных средств к созданию такой инфраструктуры, в том числе через концессионные соглашения. Такие механизмы позволят в 2018 г. начать реализацию пилотных проектов по развитию экотуризма на Байкальской природной территории, Горном Алтае, на Кавказе и к 2025 г. увеличить посещаемость национальных парков жителями нашей страны в 3 раза.

В своем выступлении спецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов особо подчеркнул связь здоровья человека с состоянием окружающей среды. И указал, что перед началом реализации каждого крупного проекта необходимо объективно оценивать риски причинения вреда, как здоровью человека, так и окружающей среде.

Говоря о проблеме обращения с отходами, С. Иванов отметил, что в целом проблемами обращения с отходами, включая регулирование, контроль и надзор, то в той или иной степени занимаются 15 федеральных министерств и 14 федеральных служб и агентств. «Такое их количество, безусловно, усложняет выработку комплексных решений. Как говорится, у семи нянек дитя без глаза», – констатировал С. Иванов.

Спецпредставитель Президента РФ предложил все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, отходы и мусор, в обязательном порядке оснастить приёмниками ГЛОНАСС. Причём не в каждом регионе по отдельности, потому что те же мусоровозы ездят из одного региона в другой, а на федеральном уровне.

В своем выступлении С. Иванов остановился также на разрабатываемом законопроекте об ответственном обращении с животными. Он отметил, что, во-первых, нельзя их делить на диких и домашних, а нужно выстраивать действенную систему по недопущению того, чтобы люди выбрасывали своих питомцев на улицу как надоевшую игрушку, а, во-вторых, ужесточения требует законодательство в отношении различных передвижных цирков, дельфинариев и зоопарков, где зачастую животные содержатся в невыносимых условиях, а также в отношении граждан, которые используют животных для зарабатывания денег.

Остановился он и на правоприменительной практике. В связи с тем, что экологическое законодательство в силу его комплексности по-разному применяется судами, С. Иванов предложил обобщить всю подобную судебную практику и на этой основе унифицировать применение норм в сфере охраны окружающей среды.

В завершение своего выступления Сергей Иванов заверил, что ни один из экологических вопросов, которые тревожат граждан нашей страны, не останется без внимания Оргкомитета Года экологии.

В своем выступлении Президент РСПП Александр Шохин назвал несколько направлений совершенствования природоохранного законодательства. В частности, он предложил: 1) внести в законодательство изменения, обеспечивающие поэтапность оснащения источников выбросов загрязняющих веществ приборами автоматического контроля в рамках программ создания систем производственного экоконтроля на предприятиях; 2) внести в закон изменения, которые исключали бы в проведении государственной экологической экспертизы материалов комплексных экологических разрешений уже работающих объектов и предприятий; 3) рассмотреть возможность формирования единой системы классификации отходов, которая не только была бы гармонизирована по двум видам законодательства (природоохранном и санитарно-эпидемиологическом), но также и с требованиями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; 4) исключить требования по отнесению к отходам производства инертных неопасных материалов, таких как вскрышные и вмещающие породы, которые образуются при добыче рудных и нерудных полезных ископаемых, а также хвостов обогащения.

Как отметил в своем выступлении лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Про мусор можно много говорить, но нужно переходить от «мусорной» экономики к «зелёной» экономике». И привел в пример Швецию – единственную в мире страну, которая импортирует мусор для переработки. В. Жириновский также считает, что «там, где касается здоровья людей, надо восстановить права Роспотребнадзора». В заключение своего краткого, но как всегда эмоционального выступления лидер ЛДПР указал на необходимость преподавания экологии в школах.

В своем выступлении лидер КПРФ Геннадий Зюганов подчеркнул, что уже сегодня на парижском рынке тонна чистой пресной воды гораздо дороже отборного бензина, и она будет удваиваться в цене каждые пять лет и поблагодарил Президента за принятие в свое время жесткого решения по ликвидации Байкальского ЦБК, который загрязнял четверть запасов мировой чистой пресной воды. Далее он напомнил собравшимся о роли пчел, которые по его мнению «главные экологи планеты». «Если пчелу убрать, 80% продовольствия у вас исчезнет со стола сразу. …У нас было в своё время 10 миллионов пчелосемей, сейчас осталось меньше трёх», – подчеркнул Г. Зюганов и призвал срочно принять законопроект о защите пчеловодства, разработанный КПРФ. Он так же указал на необходимость срочно ускорить решение проблемы накопленных за многие годы опасных химических отходов в г. Дзержинске (Нижегородская обл.). В заключение он призвал собравшихся «подумать о чистоте души, помыслов: чистый двор, чистый дом, чистый посёлок – это облагораживает, и в этом отношении исключительно важно подумать о высокой чистоте нашей духовности» и завершил свое выступление  словами Федора Достоевского, который как-то сказал: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов остановился на следующих четырех проблемах.

1. Говоря о качестве продуктов питания, он отметил, что по данным ВОЗ 70% всех смертей сегодня на планете напрямую связаны с вредным питанием, в частности с химическими компонентами современной еды и пищевыми фальсификациями. Причина половины смертей в нашей стране – онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, и один из главных факторов – это качество питания, выбор продуктов питания. И обратил внимание собравшихся на то, что Минсельхозом России подготовлен специальный законопроект о производстве и обороте органической продукции, но до сих пор он пока Правительством РФ не внесён в Госдуму. По мнению С. Миронова, безопасность продуктов питания не потребует больших затрат, поскольку проблема не столько финансовая, сколько организационная.

2. Отсутствие в стране системы раздельного сбора твёрдых бытовых отходов, по мнению С. Миронова, в первую очередь связана с неподготовленностью людей к раздельному сбору твёрдых бытовых отходов. Для того чтобы налаживать эту работу, необходимо разъяснять населению, для чего нужно устанавливать контейнеры для раздельного сбора отходов.

3. Далее С. Миронов высказал озабоченность ситуацией с экологией в Крыму. По его мнению, очень большую тревогу вызывает разрушение уникальной системы ООПТ Крыма из-за отсутствия утвержденных границ объектов природно-заповедного фонда, а также то, что несанкционированная застройка уничтожает десятками «краснокнижные» виды.

4. Лидер партии «Справедливая Россия» поддерживал предложение о создании проекта «Зелёный патруль школьников» в рамках Всероссийского движения школьников.

От экологической общественности на заседании Госсовета выступил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. Опираясь на опыт работы Комиссии, он считает целесообразным в первую очередь сосредоточиться на следующем:

1) выработать конкретные экономические механизмы и обеспечить переход крупнейших природопользователей на наилучшие доступные технологии в установленные законом сроки, не допустив их срыва, а с 2018 г. безотлагательно внедрить автоматические методы контроля с выводом результатов измерений в режиме онлайн на сайтах надзорных органов и Общественной палаты РФ;

2) предусмотреть меры поддержки российских компаний, внедряющих гармонизированные с международными стандартами практики устойчивого экоразвития, и установить критерии оценки их эффективности, что позволит российским компаниям сохранить конкурентоспособность на внешних рынках в случае чрезмерной декарбонизации европейской экономики;

3) ускорить темпы ликвидации объектов накопленного эковреда, включая наиболее приоритетные объекты – Байкальский ЦБК, полигон «Красный Бор» и г. Дзержинск;

4) проработать механизм повышения эффективности эконадзора, основанного на принципе внезапности, предусмотрев постоянный эконадзор в первую очередь в отношении крупнейших загрязнителей, особенно в период неблагоприятных метеоусловий;

5) обеспечить увеличение доли отходов, в т.ч. твёрдых коммунальных, направленных на повторное использование.

Завершая заседание Госсовета, Президент России Владимир Путин отметил: «Тема, которую мы с вами сегодня рассматриваем, не просто политически выгодная и модная – она действительно чрезвычайно важна: важна и с точки зрения сохранения здоровья граждан, и с точки зрения экономического развития страны». При этом «мы должны действовать очень аккуратно, чтобы не разрушать экономику, не действовать как слон в посудной лавке, не требовать невозможного. Но все решения должны быть тщательно продуманы, а приниматься – своевременно. И двигаться нужно по этому пути без всяких рывков, но стабильно, – и двигаться вперёд», – подчеркнул в заключении Владимир Путин.

Николай РЫБАЛЬСКИЙ

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru