Поиск:

ПО ЧЕМ СЕГОДНЯ НЕДРА?

15.11.2016 15:00:00 

ПО ЧЕМ СЕГОДНЯ НЕДРА? (Размышления после парламентских слушаний)

 

Состоявшиеся недавно парламентские слушания «Совершенствование правового регулирования в сфере недропользования» выявили много проблем в законодательном обеспечении сохранности и рационального использования природных ресурсов страны. Особую тревогу у законодателей вызывают вопросы промышленной и экологической безопасности при недропользовании в связи с высокими рисками возникновения крупных аварий в угольной отрасли, а также в нефтегазодобыче, сопровождающейся разливами нефти на почве на значительных территориях, снижение объемов геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым (уголь, металлы), наконец, недостатки правового регулирования в недропользовании.

 

Амбиции и дефиниции

 

Сама по себе тема комплексного анализа отечественного законодательства о недрах и эффективном использовании природных ресурсов и путях его совершенствования – хорошая заявка организаторов слушаний на парламентские выборы и эффектный жест – пожелание будущему составу Госдумы: как радеть о природных ресурсах в последующие годы ее работы.

Организаторы слушаний повторяли как мантры, что природные ресурсы и недра – принадлежат народу, – видимо под впечатлением воспоминаний о конституциях советского периода, в которых, увы, нет такой конституционной нормы: «Земля, ее недра, воды, леса, … являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием (Конституция СССР, 1936); «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса… Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности» (Конституция СССР, 1977). По неоднозначной истории советского периода известно, что понятие государственная, социалистическая или общенародная собственность не тождественно определению «собственность народа».

Россия обладает огромными природными ресурсами, которые могли бы стать прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и привлекательны для международного сотрудничества. В недрах нашей страны сосредоточены четверть разведанных мировых запасов природного газа, десятая часть запасов нефти, треть запасов алмазов, пятая часть запасов угля и калийных солей. Россия лидирует по добыче некоторых ископаемых и занимает второе место в мире по добыче нефти и газа, шестое – по добыче угля. Благодаря этому Россия занимает третье место в мире по объему энергоресурсов. Доля отраслей ТЭКа в объеме экспорта составляет 70%, а нефтегазовые доходы федерального бюджета 2016 г. составят 6 трлн руб., или 44% всех доходов бюджета.

Но, так же как и в богатейшей природными ресурсами стране мира СССР, а ныне в Российской Федерации, эти ресурсы так и не стали источником «богатства и могущества Родины… зажиточной и культурной жизни всех трудящихся» (Конституция СССР, 1936). Российский народ фактически отчужден от недр и природных ресурсов, в связи с чем академик РАН Дмитрий Львов в 90-е гг. прошлого столетия настаивал на необходимости введения природной ренты, которая бы шла на благосостояние нынешнего и будущих поколений российского народа.

Экономика страны вот уже четверть века, по мнению советника Президента страны, академика РАН Сергея Глазьева, «функционирует в режиме суженного воспроизводства, несмотря на имеющиеся возможности трансформации накапливаемых сбережений в инвестиции и конвертации гигантской природной ренты в технологическое развитие».

Увы, эта ключевая тема не была затронута на слушаниях. В докладе и выступлениях возобладали темы обеспечительного характера в правовых отношениях недропользователей (нефтегазовых и др. компаний и монополий) и государственных контрольных органов. Даже напоминание выступавшему депутату о трети населения страны, не имеющего доступа к газу, ежегодном ухудшении качества питьевой воды и сокращении централизованного водоснабжения, а также постоянном росте цен на потребительское автомобильное топливо не подвигло народного избранника обратиться к главной проблеме – как извлекаемые из недр природные запасы, а также земля, леса, водные ресурсы используются для создания условий повышения уровня жизни российского народа.

Еще академик РАН Никита Моисеев, будучи руководителем Экспертного совета при Правительстве РФ по оценке и анализу кризисных ситуаций, подчеркивал в своих многочисленных публикациях, что только реальная забота о благополучии народа способна «объединить Россию, вдохнуть в ее народ ту энергию, которая необходима для выхода из смутного времени».


Природный дебет и кредит не в пользу народа

В недавно опубликованном композитном индексе условий достойной жизни и свободного развития человека (Степанов С.А., Тарко А.М. Россия в ХХI веке: проблемы идентификации и национальных целей. – М., 2015) указано, что Россия занимает 144-е место в мире, уступая даже республикам бывшего СССР и странам, входившим в блок социалистического лагеря. Наиболее тяжелые показатели, тянущие нашу страну на нижние строчки мирового рейтинга, – коэффициент Джини (степень материального расслоения общества), уровень смертности, индекс экологической эффективности и, наконец, индекс восприятия коррупции. Каждый из этих показателей заслуживает отдельного критического анализа. Здесь же мы рассмотрим их с позиций энвайронментальных (влияние окружающей среды на благополучие российских граждан) и доступности природных ресурсов, обеспечивающих благополучие и комфортность проживания людей в самой большой по площади стране мира.

Занимая 13% Земли, Россия имеет 35% мировых запасов природных ресурсов, обеспеченность которыми несопоставима ни с одной страной. Вместе с тем потребление их в расчете на каждого жителя России в шесть раз ниже, чем в США, вдвое ниже стран Западной Европы, Канады, Японии. При этом в России живет всего 3% населения Земли.

Экологическое неблагополучие страны – превышение допустимых норм загрязнения воздуха в крупнейших городах страны, ухудшение качества питьевой воды в ряде ее регионов, отсутствие современных очистных сооружений в коммунальном хозяйстве большинства регионов и разрастание легальных и несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов по всей территории России (107-е место в Международном рейтинге по экологической эффективности за 2013 г.) – сопровождается неравномерным распределением доходов от недропользования и недоступностью к природным ресурсам значительной части населения. Это приводит к усилению имущественного неравенства в стране.

Возникает вопрос: а что имеет народ России от ее богатых недр и природных ресурсов, какова их стоимость для народа?

В связи с этим в прессе и в социальных сетях регулярно обсуждается проблема о незаслуженно высоких доходах менеджмента крупнейших компаний России, которые в немалой степени увеличивают разрыв между самыми бедными и самыми богатыми гражданами страны.

Публикации на эту тему усилились в прессе после того, как в марте 2015 г. Правительство РФ разрешило топ-менеджерам подконтрольных государству коммерческих структур не раскрывать свои доходы. Правительство страны своим постановлением № 276 изменило порядок публикации таких сведений, освободив от этих обязанностей руководителей 23 ОАО и членов их семей. Публиковать данные теперь должны лишь руководители, их заместители и главные бухгалтеры компаний, на 100% принадлежащих государству, чье руководство назначается Правительством РФ.

Структура собственников крупнейших отечественных корпораций показывает, куда уходит большая часть доходов. Так, в «Роснефти» – третьем после «Газпрома» и «Новатэка» производителе газа и крупнейшем в мире публичном предприятии по объему производства нефти (суточная добыча в 2015 г. нефти и газа составляли 563 тыс. тонн и 147 млн куб.м., соответственно) основным акционером (69,5%) является государство, 19,75% – ВР, оставшиеся 10,75% – в свободном обращении.

Государство подает пример расточительности, устанавливая руководителям госкомпаний несоразмерные с экономической отдачей деятельности этих компаний. Об этом красноречиво говорит среднее ежемесячное вознаграждение топ-менеджерам 7 ведущих государственных компаний, в руб. (2014 г.)

 

Компания Число членов правления Ежемесячное вознаграждение, млн руб.
Роснефть 13 17,9
Газпром 17 12,5
Башнефть 11 11,1
Аэрофлот 12 6,1
РусГидро 5 6,0
АЛРОСА 13 5,3
РЖД 25 4,8





В результате такой политики в России, являющейся одним из самых крупных в мире импортером газа и нефти, при сравнении по паритету покупательной способности цены на электроэнергию и бензин, по отношению к базисной стоимости (хлеб, квартплата, транспорт) и к стандартной корзине товаров выше, чем в США и ряда европейских стран.

Стоимость бензина и средний уровень доходов населения в некоторых нефтедобывающих странах в 2013 г., в руб.

Страна

Стоимость 1 л

бензина АИ-95

Ср. уровень дохода

на душу населения

Норвегия

92,12

193000

Великобритания

69,65

107000

Китай

56,17

23000

Бразилия

40,89

27000

Канада

39,54

95000

Аргентина

37,30

39000

Россия

36,85

31000

Мексика

30,56

21000

США

28,76

151000

Казахстан

23,37

22000

Египет

20,22

19000

Венесуэла

0,90

22000


 














«Почему в нашей стране, – задается вопросом депутат Госдумы от Ярославской области Анатолий Грешневиков, – цены на солярку поднимают накануне посевных работ и взвинчивают их до такого потолка, что аграрникам невыгодно выращивать зерно и овощи? Почему наши бизнесмены продают минеральные удобрения загранице дешевле, чем собственным отечественным сельхозпроизводителям?».

Жители крупнейшей нефтедобывающей страны поставлены в условия, унижающие достоинство ее граждан, когда 59% доходов от продажи автомобильного топлива изымает государство. В структуре стоимости одного литра бензина (АИ-95) себестоимость добычи нефти – 6,6%, расходы на переработку – 1,3%, расходы на транспорт и маркетинг – 16,8%, прибыль нефтяных компаний – 10,1%, прибыль и доходы заправок – 6,2%; остальное – это налоги: налог на добычу полезных ископаемых – 26,4%, акциз – 11,9%, НДС – 15,4%, налог на прибыль – 5,3%.

В целом же доходы от продажи нефти и полезных ископаемых после налоговых вычетов на 85% принадлежат частным лицам.

Интересный факт: на очередном совещании у губернатора дальневосточного региона по вопросу об огромной задолженности коммунальщиков области за электроэнергию перед поставщиками электричества обнаружилось, что долг этой области меньше месячной зарплаты руководителя местных энергосетей (!).

На огромное неравенство в доходах населения в России указывается в исследовании Global Wealth Report 2013, опубликованном международной финансовой корпорацией Credit Suisse Group: 110 российских миллиардеров контролируют 35% всех активов страны. Эксперты этой международной корпорации заключили: «Во время переходного периода были надежды на то, что Россия будет преобразована в высокодоходную экономику с высококвалифицированными работниками и сильными программами социальной защиты, унаследованными от советских времен. На практике получилась почти пародия».

В связи с этим следует подчеркнуть, что в зарубежных странах с ростом ВВП, но большим имущественным неравенством бедная часть населения не чувствует улучшения благосостояния, т.к. наработанные этим населением материальные и культурные ценности, распределяются государством в основном в пользу богатейшего меньшинства. «В то же время при низком уровне неравенства благосостояние растет у всех слоев населения, но выражается не в деньгах, а в улучшении условий жизни: инфраструктуре, доступе к образованию и здравоохранению».

 

Директивное отставание или «золотые пуговицы» на драном кафтане чиновной безответственности

 

Как известно, нынешнее экономическое и технологическое отставание России усугубляется экспортно-сырьевой направленностью экономики. Но нефть больше не правит миром – об этом говорилось на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. На Московском же экономическом форуме в 2016 г. заговорили о пространственной экономике, т.е. тех экономических направлениях развития, которые бы давали России конкурентные преимущества, учитывая ее обширные территории – 11 часовых поясов, разнообразие климатических условий, своеобразных, неповторимых природных ландшафтах, позволяющих мощно развивать туризм и отельный бизнес, курортное лечение мирового уровня.

В Правительстве РФ опять же, как мантры, повторяют о необходимости «модернизации страны». Однако эти актуальные заявления превращаются в декларации … и девальвируются, о чем говорит анализ причин хронического невыполнения Правительством страны антикризисных планов в 2015-2016 гг., Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, множества федеральных целевых программ, в т.ч. по развитию транспортной инфраструктуры и переселению населения из ветхого и аварийного жилья. Этот анализ также указывает на то, что в планах и намерениях федеральных и субъектов РФ законодательных и исполнительных властей отсутствуют стержневые цели и намерения.

Правительство отказалось от бюджетного правила – краеугольного камня устойчивого развития страны, регламентирующего порядок перераспределения нефтяных сверхдоходов между текущими расходами и наполнением Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и направляет сегодня даже доходы от управления этими фондами (85 млрд руб.) на бюджетные расходы. 

К тому же сверхдоходы от углеродных запасов страны конвертируются и вкладываются в казначейские облигации США (так, по мнению руководства страны, надежнее сохранить валютные резервы) и работают на экономику США, а не на развитие отечественной экономики. 

Возникают в связи с этим вопросы. Почему берем инвестиции под 5%, а вкладываем свои под 1%? Зачем Россия занимает дорогие деньги, когда в резервах сотни миллиардов долларов? Почему занимаем деньги за границей, а не у собственного населения с накоплениями в несколько годовых бюджетов страны?

Таким образом, резервы страны, формирующиеся за счет природных ресурсов и предназначенные для решения задач повышения уровня и качества жизни всех граждан страны распыляются на текущие бюджетные расходы, что является следствием непродуманной и нецелеустремленной деятельности исполнительной власти России.

Одним из ярких примеров непродуманности в использовании главного природного ресурса – российской земли является неподготовленная инфраструктурно и финансово-безвозмездная передача жителям нашей страны 1 га дальневосточной земли с целью привлечения граждан на постоянное место жительства в Дальневосточном федеральном округе.

Для того чтобы обживаться на новом месте нужны не только законы и благостные решения правительств на федеральном и местном уровнях, но и доброжелательное отношение к переселенцам местных жителей и чиновников, на что в условиях отсутствия дорожной и самой необходимой социальной (школы, больницы) инфраструктуры рассчитывать не приходится. А это обрекает в целом своевременный проект на провальное положение прежней государственной программы по переселению в Россию наших соотечественников, оставшихся после распада СССР за рубежами Российской Федерации. 

Природные ресурсы, увеличивающиеся трудности и затраты по их разработке заставляют думать и активно действовать в области использования наилучших доступных технологий, а в целом перед страной стоит задача подключения к мировой технологической революции. 

В связи с этим неожиданным для международного и отечественного бизнеса стало недавнее заявление вице-премьера Аркадия Дворковича на Петербургском международном экономическом форуме – 2016 о том, что Россия начнет развивать альтернативную энергетику (имелось в виду ветровую и солнечную как составные части возобновляемых источников энергии – ВИЭ) позже (!). «Мы просто ждем, пока технологии станут более дешевыми, – продолжил вице-премьер. – Зачем торопиться, лучше платить более низкую цену, развивать эти технологии, инвестировать в них и потом платить более низкую цену на их внедрение, чтобы потребители не страдали, а пользовались лучшим, что уже создано в мире».

Сегодня из всей производимой в России энергии на долю ВИЭ приходится около 2%. К 2020 г., по плану Правительства, этот показатель должен увеличиться до 4,5%. А в остальном мире будет уже 40%.

Пока федеральные чиновники подсчитывают убытки будущего технологического рывка России, в ее провинциальных центрах идут своим путем. Так, несмотря на экономические трудности, солнечная, ветровая, геотермальная энергетика на Дальнем Востоке активно развивается. Сегодня на Камчатке 40% потребляемой энергии вырабатывается на геотермальных источниках. В 2015 г. ветряные парки были построены в Усть-Камчатске и на Сахалине. Реализовано пять проектов по строительству солнечных электростанций, включая запущенную в декабре 2015 г. крупнейшую солнечную электростанцию за Полярным кругом, в якутском поселке Багатай. Сами энергетики называют Республику Саха (Якутия) главным вектором развития ВИЭ в восточной части страны. Для региона с территорией, равной четырем Франциям, населением всего около миллиона человек и перепадом температур в 110°С (от минус 70°С зимой до плюс 40°С летом), возобновляемая энергетика – не дань моде, а буквально вопрос выживания. В сезон активного солнца солнечная электростанция вырабатывает 70% потребляемой пос. Багатай энергии, а зимой – около 40%. Остальное дают дизельные генераторы. Республика работает по внедрению ВИЭ с рядом европейских и азиатских компаний, которые поставляют оборудование для энергетического сектора и модернизации коммунального хозяйства (в республике 1284 котельных), но, безусловно, было бы выгоднее производить такое оборудование в России. «Хотя теперь наметился тренд на импортозамещение, но оборудование, аналогичное зарубежному, в Российской Федерации, к сожалению, не выпускается. А качество того, что выпускается, требуется еще повышать», – отмечается в местной прессе.

Недавно в прессе был опубликован комментарий по случаю блестяще в инженерном и архитектурном плане построенного в Ульяновске моста через Волгу, к которому проектировщики и строители, правда, «забыли» подвести соответствующие подходы и развязки. Эффективность дорогостоящего сооружения приблизилась к нулю, а журналисты назвали реализованный проект «золотой пуговицей на драном кафтане российского бездорожья». Дороги – это не только инфраструктурные артерии экономики и качество жизни людей, но и качество транспортировки природных ресурсов и состояния окружающей среды. По оценке, данной в отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, качество российских дорог оценивается в 2,3 балла из 7, Россия занимает в мире по этому показателю 136-е место из 144. Один остроумный россиянин заметил: «Судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война».

Не случайны, видимо, были настойчивые вопросы Президента страны к строителям 19-километрового моста через Керченский пролив: как будет проложена транспортная инфраструктура по Крыму от этого моста – по существующим ухабам и несовершенным автодорогам, застывшим на уровне середины прошлого века?

В связи с этим попробуем решить небольшую математическую задачку: сколько потребуется возвести эстакад, тоннелей и пешеходных переходов на отрезке, скажем, 8 км вне городской черты за МКАД (но в черте Новой Москвы), где нет водных преград, сложных подземных коммуникаций и старых жилищных массивов? Все ответы априори – неправильны! На участке реконструируемого Калужского шоссе от МКАД до д. Сосенки длинной 8 км проектировщики заложили, а строители сейчас возводят: 4 тоннеля, 4 эстакады и 6 надземных и подземных пешеходных переходов, Таким образом, на каждом километре – по одному сложнейшему инженерному сооружению (тоннелю или эстакаде) и 0,7 перехода! Поистине такое дорожное пиршество непременно достойно записи в книге Гиннеса, а на ВДНХ – антипамятника отечественному сверхрасточительству.

Даже, если бы на обширных просторах мира и особенно Европы не гулял всеобщий мировой кризис с непредсказуемыми экономическими санкциями, взлетами и падениями стоимости нефти и отечественного рубля, такой шик был бы неприличным в нормальном государстве. А здесь, как после разрушительной мировой войны сталинские высотки на семи холмах столицы обозначали точки высочайшего благополучия советской номенклатуры при тысячах разрушенных городах, селах и десятках миллионов населения, проживавшего в бараках и землянках, подчеркивались державность, гордость победителей, но и высочайшее расточительство. Это касается также прежнего столичного мэра, позволившего снести огромный гостиничный комплекс с символическим названием, лишившего москвичей на целые десятилетия нескольких тысяч рабочих мест, госказну – сотен миллиардов рублей налогов, а многих тысяч гостей столицы – уютного и недорого гостиничного размещения у стен Кремля.

Но высшим перлом чиновного радения о «технологическом рывке» с использованием природных ресурсов стало решение о промышленной разработке залежей никеля и меди на территории лучших российских черноземов в Воронежской области с захватом части территории природного заповедника. В этом решении присутствуют грубейшие нарушения и природно-ресурсного, и природоохранного законодательства, и сложившейся аграрно-индустриальной структуры экономики региона, и концептуальных основ устойчивого развития страны, когда удовлетворение потребностей нынешних людей должно осуществляться без ущерба для будущих поколений людей. Протестное движение населения области против планов извлечения никеля из недр под плодороднейшими почвами страны всячески гасится региональной администрацией и замалчивается в СМИ.

Извечная российская проблема – сохранение лесов от пожаров. По официальным данным, в России ежегодно сгорает более 60 тыс. га леса. По неофициальным – в десятки раз больше. При ликвидации пожаров используются устаревшие средства тушения – вилы, лопаты, баллоны с опрыскиванием водой, наконец, самолеты и вертолеты, сбрасывающие сотни тыс. тонн воды, больше ломающие лесные массивы. Тратятся сотни млрд руб. на пожаротушение и компенсации для пострадавших домовладельцев. Но при этом не разрабатываются современные технологии мониторинга лесов по определению очагов и предупреждению разрастания лесных пожаров, а также их тушения с использованием беспилотных летательных аппаратов (например, дирижаблей-пожарников с большой грузоподъемностью). Студенческая идея таких наблюдателей-пожарников длительное время лежит без движения в НИИ МЧС России.

Таким образом, ежегодно лесные массивы уничтожаются пожарами, вырубаются черными лесорубами, официально экспортируется кругляк – на миллиарды рублей невосполнимых доходов от ценного природного ресурса.

В то же время в стране не налажено массовое домостроение из древесины – традиционно русского строительного материала. Именно такое индустриальное (до 90% заводского изготовления) деревянное строительство может решить проблему отселения населения из ветхого и аварийного жилья, на многие миллионы увеличить количество рабочих мест.

Все это могло бы способствовать значительному повышению благосостояния и качества жизни граждан страны.

 

Приедет барин и рассудит

 

Нерациональное использование природных ресурсов в стране сопровождается возрастанием правового нигилизма относительно окружающей среды, некомпетентности и безответственности руководящих работников и специалистов по соблюдению экологических и природно-ресурсных норм.

Яркие тому примеры – проектирование прокладки транссибирского нефтепровода Западная Сибирь – Дальний Восток в 800 м от озера Байкал, проектирование и попытка строительства спортивных сооружений зимней Олимпиады 2014 г. в природной заповедной зоне г. Сочи, наконец, одномоментная отмена пригородного железнодорожного сообщения в 20 субъектах Российской Федерации (транспортная инфраструктура, особенно автомобильные дороги, напрямую влияют на экологическое благополучие населения) при наметившейся тенденции сокращения автобусных сообщений в регионах. При этом ни правительство, ни структуры государственной власти в регионах не слышали и не хотели слушать протестные акции населения и экологов.

Потребовалось личное вмешательство Президента России Владимира Путина, чтобы отменить антиэкологические проекты и решения. Видимо, такого же президентского реагирования ожидают и другие инициативы: решение о промышленной разведке и добыче меди и никеля в Воронежской области, неподготовленная в финансовом, организационно-техническом и инфраструктурном отношениях раздача бесплатных гектаров дальневосточных земель, решение о кардинальном увеличении добычи угля вместо газификации, неэффективный надзор за лесными ресурсами страны и не менее неэффективное тушение лесных пожаров устаревшими способами (сбрасывание авиацией тысяч тонн воды на горящие леса – все равно, что косить городские газоны зерноуборочными комбайнами – много шума и вреда).

Можно приводить другие примеры непродуманных решений и не решений застаревших вопросов еще с советского периода.

И Президенту такой большой страны как Россия все труднее становится (судя по последней встрече В.В. Путина со СМИ и ответам на вопросы граждан страны) каждый раз подсказывать многочисленным чиновникам на федеральном и региональном уровнях об экономических, политических, и социальных приоритетах. По подсчету газеты «Ведомости» в 2010-2014 гг. число поручений Главы государства росло ежегодно на 33-37%. На 1000 поручений российского президента в год приходится лишь 32 распоряжения американского президента. При этом только 60% поручений Владимира Путина выполняются качественно и в срок.

Рассмотрение одних только природно-ресурсных проблем показывает, что нынешняя Россия не готова к вхождению в процесс трансформации мировой экономики и реформированию отечественной экономики. К сожалению, наша экономика продолжает болеть нефтяной зависимостью, что приводит к неконкурентоспособности других отраслей; менеджмент не способен предложить инструменты развития и неэффективен; производительность труда значительно отстает от ведущих стран мира; доходы населения снижаются, а бедность населения при несметных природных богатствах страны растет.

Фискальная политика государства по тотальному налогообложению недропользователей и хозяйствующих субъектов в лесном, рыбопромысловом и др. отраслях природно-ресурсного блока не привела к установлению природной ренты для устойчивого развития страны в интересах нынешнего и будущих поколений ее населения и продолжает усиливать имущественное расслоение граждан страны.

Неуклонное стремление любой ценой достичь снижения показателей инфляции, внутренних и зарубежных заимствований, снижения падения валового внутреннего продукта, макроэкономических показателей не дает осознать их составителям и исполнителям истинное предназначение всех этих планов, стратегий и показателей в деятельности федеральных, региональных государственных и муниципальных структур исполнительной власти и не способствует консолидации народа для выхода из экономических трудностей, переживаемых страной на протяжении целой четверти столетия. 

Важно не забывать важнейшее положение Основного закона страны о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

М.Ч. ЗАЛИХАНОВ, академик РАН, советник РАН, Герой Соцтруда, научный руководитель Академии МНЭПУ

С.А. СТЕПАНОВ, д.пед.н., проф. кафедры гуманитарных наук Академии МНЭПУ

Бюллетень

© 1998-2015, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы»
При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 142784, г. Москва, г.п. Московский, Бизнес-парк "Румянцево", офис 352-Г, НИА-Природа тел./факс: 8(499)240-51-27, 611-82-69, тел.: 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru