Поиск:

Саморегулирование отходоперерабатывающей индустрии

24.08.2016 15:21:00 

Указом Президента России от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики определено в качестве приоритетного направления административной реформы. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса и общества, ориентированное на создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

Увы, вопреки мнению Президента России и положениям ФЗ «О саморегулируемых организациях» ни одно предложение общественности и предпринимательского сообщества по введению института саморегулирования в отрасли обращения с отходами не нашло отражения в новом Федеральном законе № 458-ФЗ, кардинально меняющего систему правового регулирования в управлении отходами производства и потребления.

Возврат к правовому механизму лицензирования сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов (обработка и утилизация вводятся впервые) стал шагом назад в политике сокращения избыточных административных функций со стороны государства, привел к увеличению и так запредельной нагрузки на аппарат лицензирующего органа, поскольку уже сейчас штатная численность Росприроднадзора не позволяет осуществлять в полном объеме эффективную разрешительную и надзорную деятельность в сфере обращения с отходами.

При этом проигнорированы следующие обоснованные доводы:

– внутренний контроль в СРО за соблюдением стандартов оказания услуг в отрасли вполне в состоянии быть эффективным, публичным, профессиональным и по определению не может содержать коррупционных признаков;

– основой успешной работы отходоперерабатывающей отрасли, как показывает растущая практика, может стать только привлечение частных инвестиций под гарантии и ответственность саморегулируемых организаций ;

– отсутствуют значительные риски нанесения возможного ущерба членами СРО третьим лицам в сфере управления отходами ввиду публичности заключаемых договоров и жесткого нормативного регулирования деятельности СРО и ее членов в данной сфере правоотношений;

– мировой опыт саморегулирования доказывает социально-экономическую эффективность такой формы развития отраслевых рынков, том числе при реализации переданных в СРО государственных функций.

Кроме того, новое положение о лицензировании регулирует обращение с отходами 1-4 классов опасности. А кто будет регулировать движение миллионов тонн отходов 5 класса опасности, включая твердые коммунальные отходы? Современное законодательство для отходов 5-го класса опасности имеет только один разрешительный механизм – государственная экологическая экспертиза проектов размещения таких отходов. Для эксперимента целесообразно перевести на допуски СРО хотя бы управление этими «неопасными» отходами, что даст механизм управления и контроля за образованием и движением этого потока отходов. Крайне необходимо предусмотреть в законодательстве об отходах также преимущества членства в СРО, участие СРО в механизме распределения средств утилизационного фонда (экологического сбора).

Действующие федеральные законы и сложившаяся практика позволяют реализовать следующие основные преимущества членства в саморегулируемой организации в данной отрасли:

– участие в формировании и реализации госполитики, правовой базы и правоприменения в области управления отходами;

– участие в координации и развитии рынка работ и услуг в отрасли;

– имиджевые преимущества при заключении договоров и иных сделок в области управления отходами;

– возможность получения заказов через органы управления СРО;

– ограничения при проведении проверок члена СРО органами надзора и контроля;

– получение правовой, информационной, рекламной и организационной помощи и защиты законных интересов со стороны органов управления СРО;

– возможность оспаривания в судах незаконных решений органов власти и ОМСУ, ущемляющих интересы члена СРО;

– преимущества в получении финансовой поддержки инновационных проектов;

– исключение коррупционной составляющей во взаимоотношениях членов СРО с органами госвласти и управления, органами МСУ;

– возможность переложения части ответственности за нанесение ущерба третьим лицам на компенсационный фонд СРО;

– члены СРО в ой или иной мере вынуждены соблюдать внутренние стандарты деятельности СРО, в м числе по открытости информации;

 – органы СРО не вмешиваются в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий-членов СРО, сохраняется полная самостоятельность предприятия-члена СРО.

Однако сложившаяся практика показывает проблему фактического наличия в регионах России необходимого числа потенциальных членов СРО, отвечающих всем требованиям действующего законодательства и способных взять на себя ответственность за эффективное управление переработкой и использованием отходов, за безопасное обезвреживание и размещение отходов, за внедрение наилучших существующих технологий в отрасли согласно требованиям ГОСТ Р 55827- 2013 . «Наилучшие доступные технологии. Руководство по экологически ориентированному управления отходами». Поэтому на данном этапе будут развиваться лишь межрегиональные СРО по управлению отходами и СРО, объединяющие узкопрофильные предприятия, занимающиеся одним из видов отходов.

Сегодня в России зарегистрировано около 50 саморегулируемых организации, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, действуют несколько национальных объединений СРО в данной отрасли, однако в связи с отсутствием в базовом ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовых норм, устанавливающих конкретные полномочия СРО в сфере управления отходами и преимущества членства в СРО, а также вследствие неумения на местах организовать участие в развитии рынка отходов и защиту членов СРО, большая часть зарегистрированных СРО в данной отрасли либо не работает, либо осуществляет вялотекущую деятельность по поддержке своих членов, что не адекватно поставленным ФЗ-485 задачам реформы отрасли.

Неким тормозом в развитии законодательства о саморегулировании отходоперерабатывающей индустрии стал введение указанным законом новой формы некоммерческой организации в отрасли – Объединения (союза) производителей и импортеров товаров по управлению отходами производства и потребления с функциями представления интересов членов организации по вопросам отчетности о выполнении нормативов утилизации. продукции и товаров, потерявших свои потребительские свойства.

Несомненно, данную новеллу пролоббировали десятки такого рода некоммерческих организаций в Москве, пытающиеся хоть в какой-то мере «оседлать тему» и координировать раздробленный рынок управления отходами в стране, но это узаконенное некоммерческое образование еще более запутало процесс реформы отрасли по следующим причинам:

– законом предложена в какой-то мере альтернативная саморегулированию форма участия некоммерческих организаций в управлении отраслевым рынком отходов, что приостановило процесс перевода отрасли на добровольное саморегулирование;

– в отличие от СРО Союз производителей и импортеров осуществляет коммерческую деятельность и имеет крайне узкий сегмент полномочий;

– передача права Союзу представления отчетности по отходам от имени своих членов является лишь правом, а не обязанностью предприятий, что приведет к реализации коррупционных схем в сфере учета образования и дальнейшего движения отходов, снижению уровня достоверности отчетных данных по перечню и опасности отходов предприятий;

– для производителей и импортеров товаров учет и даже утилизация своих отходов и утратившей свойства продукции не является основной экономической деятельностью и приобретать статус члена такого Союза (а с ним и соответствующие обязанности) для решения непрофильной проблемы нецелесообразно, не имеется должной мотивации;

– такой союз имеет право на реальное существование при наличии на его балансе мощной производственной базы по переработке конкретной утратившей свойства продукции и товаров, (а также образующихся при производстве данной продукции отходов), но для этого нужны инвестиции и предусмотренные ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» льготы и преференции;

– такое экономически мощное некоммерческое объединение вполне может стать членом саморегулируемой организация в сфере управления отходами.

Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12. 2015 г. № 2776-р) предусматривается следующие первоочередные меры:

– приведение в соответствие отраслевого законодательства РФ, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях;

– установление на законодательном уровне оснований и порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольного саморегулирования.

Учитывая, что отдельные положения ФЗ № 458 от 29 декабря 2014 г. под воздействием практики правоприменения менялись и неизбежно будут меняться новым составом Госдумы, целесообразно выступить с законодательной инициативой о внедрении правовых механизмов саморегулирования в этот отраслевой закон, что позволит в кратчайшие сроки оптимизировать рынок отходов, внедрить достоверный учет вторичных ресурсов, создать работающую в регионах и в национальном масштабе схему движения отходов производства и потребления, поставить под экономический контроль и ответственность межрегиональных СРО и отраслевого национального союза эффективность действия данной схемы.

При этом вряд ли необходимо вводить в ФЗ «Об отходах производства и потребления» ряд статей, регламентирующих права, обязанности и ответственность СРО в данной отрасли. Достаточно введения одной статьи, обозначающий    механизм саморегулирования отрасли, с соответствующей отсылкой на ФЗ «О саморегулируемых организациях» и на положение о саморегулировании отрасли управления отходами, утверждаемое Правительством России.

Александр ВЕСЕЛОВ, к.ю.н.,

председатель СРО НП «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов»

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru