Поиск:

Парадоксы времени

10.05.2016 22:18:00 

Сколько время? – спрашиваем мы порой по нескольку раз в день, совершенно не задумываясь над тем, а что же это такое, – время? Открыв энциклопедический словарь можно прочитать, что время представляет собой одну из форм существования материи. Однако, такое определение ничего толком не объясняет.

В словаре говорится, что основные единицы времени (звездные сутки и тропический год) определяются периодами обращения Земли вокруг своей оси и обращения нашей планеты вокруг Солнца. Однако, почему каждый високосный год длится на день дольше обычного, неужто в этот год матушка Земля в своём орбитальном движении так здорово выбивается из своего графика? Более того, не находит никакого логического объяснения почему года, оканчивающиеся на два нуля, и не делящиеся на 400 (например, 1800, 1900) високосными не являются.

Все эти заморочки календаря являются следствием неравномерности вращения Земли, в результате чего, например, каждые 400 лет происходит запаздывание календарного года на трое суток. Именно поэтому разница между юлианским и григорианским календарём постепенно нарастает: в XVII в. она составляла 10 дней, в XVIII в. – 11 дней, в XIX в. – 12 дней и так далее. Составители календарей, в своём стремлении свести сугубо неравномерный, условно квазипериодический процесс, к процессу строго периодическому, просто вынуждены идти на подобные ухищрения. В противном случае просто календарь не составишь. Однако ни один календарь не даёт ответа на вопрос, а что же такое время?

Одним из первых кто начал размышлять о его природе, был Платон, который характеризовал время как «движущееся подобие вечности». В современной науке время представляется одной из координат единого пространства-времени, определяющей позицию события на временной оси.

Существует гипотеза о космологической направленности времени, где начало времени – большой взрыв, а течение его зависит от расширения Вселенной. В релятивистской физике допускается различное течение времени для разных систем отсчета, т.е. события одновременные в одной системе отсчёта, могут быть неодновременными в другой системе, движущейся относительно первой. Таким образом, ход времени зависит от движения систем отсчета. При этом шкала времени может быть как равномерной, так и неравномерной. Получается, что время зависит от того, как (каким образом) его считать. Это заключение напоминает известную российскую предвыборную поговорку: неважно как проголосуют, важно как посчитают.

Таковы в общих чертах научные представления о времени, в значительной своей части опирающиеся на современную физику. Однако следует осознавать, что физика, основывающаяся на недолго длящемся эксперименте, и теориях базирующихся на этом эксперименте, может лишь весьма приближённо описывать продолжительные длиннопериодические процессы, в которые вовлечена наша планета с момента своего образования. Представления о таких процессах, длящихся сотни миллионов и миллиарды лет, получаются в этом случае лишь на основе очень неточных экстраполяций.

Между тем Земля, словно специально оборудованная исследовательская лаборатория, миллиарды лет бороздит космические просторы, чтобы в своём облике запечатлеть всё, что происходило за время такого длительного путешествия. И бесценной сокровищницей знаний, об этих очень продолжительных процессах, а отсюда и о времени, как таковом, владеет геология. Огромный эмпирический материал, накопленный ею, позволяет осуществить проверку теорий и представлений «точных» наук. Так, например, было при первых научных оценках возраста Земли, когда геологи вопреки физикам указывали на огромный возраст нашей планеты. Надо сказать, что проблема времени в геологии, как и в любой исторической науке, занимает центральное место. А в таком её разделе как стратиграфия, время вообще выступает в качестве организующего начала, поскольку решается вопрос об одновременности, или последовательности событий, приводящих к образованию тех или иных толщ горных пород. Неудивительно поэтому, что проблема времени вот уже более ста лет обсуждается геологами и интерес к ней не снижается.

Рассмотрим особенности гeoхронологической шкалы, используемой геологами для временной ориентации в событиях, происходивших на протяжении геологической истории. Некоторые из них представляются парадоксальными. Прежде вceгo бросается в глаза хаотическая неравномерность её делений. Так, например, длительность силурийского периода оказывается почти вдвое короче девонского, а продолжительность триасового периода в полтора раза меньше продолжительности юрского. Наконец, наряду с неравномерностью маркировки геохронологической шкалы геологами давно подмечено, что с течением времени продолжительность последовательных геологических периодов – докембрия, палеозоя, мезозоя и кайнозоя монотонно сокращается. Ф.М. Ройзенманом показано, что с начала геологической деятельности на Земле (т.е. 3,5 млрд лет назад) глобальные геологические циклы, выражавшиеся сменой эпох расширения и сжатия (а их зафиксировано 9) постепенно и закономерно стали укорачиваться во времени. И если первый наиболее ранний цикл длился 900 млн лет, то последний – 95 млн. При этом каждый последующий цикл оказывался, в среднем, в 1,3 раза короче предыдущего.

Данные о продолжительности года в разные геологические периоды, полученные канадским палеонтологом Хантом на основе изучения маркеров суточного роста строматолитов, свидетельствуют (как кольца на срезе дерева) о постоянном сокращении длительности года и уменьшении в нём количества дней. Так, если 570 млн лет назад в начале фанерозоя (в кембрии), число дней в году составляло 412; в триасе, спустя 350 млн лет, оно уже – 390; то в современную эпоху, продолжительность года, снизилась до 365 дней. Таким образом, налицо ускорение развития нашей планеты, фиксируемое геологией, которое отражает фундаментальный процесс ускорения течения времени. Возникают вопросы: что происходит, почему последовательные интервалы геологического времени становятся всё короче, а отсюда скорость генерации земной коры с течением времени растёт? И в чём состоит причина такой акселерации?

Прежде чем ответить на эти вопросы рассмотрим ещё один аспект времени, тоже содержащий свои парадоксы. Речь пойдёт о так называемом абсолютном возрасте, который широко используется при датировке тех или иных геологических событий. Вообще термин «абсолютный» не вполне корректен. Правильнее говорить об изотопном возрасте. В основе его определения лежит явление самопроизвольного радиоактивного распада, который протекает по экспоненциальному закону. Таким образом, количество любого радиоактивного изотопа уменьшается со временем не равномерно, а по экспоненте.

Главным недостатком абсолютной геохронологии является постулат о неизменной скорости радиоактивного распада на протяжении всей геологической истории, что вызывает сильные сомнения. Дело в том, что в основе большинства геохронологических построений лежит предположение о том, что одна из фундаментальных физических величин – гравитационная постоянная – неизменна во времени и сила тяжести на нашей планете с течением времени не менялась. Однако это не так: в прошлом сила тяжести была меньше. Об этом недвусмысленно свидетельствуют размеры животных и растений в прошлые геологические эпохи. Поскольку пониженная сила тяжести снижает ограничения на максимальные размеры живых организмов, это стимулировало их массовый гигантизм. Так в палеозое прекрасно чувствовали себя гигантские насекомые – стрекозы с размахом крыльев до 90 см, пауки, расстояние между лапами которых достигало полутора метров и т.п., а в мезозое средняя масса динозавров была почти в тысячу раз больше средней массы современных млекопитающих. Нарастание силы тяжести со временем стимулировало появление в кембрии у живых организмов первого скелета и дальнейшую эволюцию его костей и опорно-двигательного аппарата.

Другим недостатком абсолютной геохронологии является остающийся без ответа вопрос: все ли конечные стабильные изотопы свинца, стронция, аргона, неодима и др. –радиогенн, т.е. образованы исключительно за счет распада исходных неустойчивых изотопов? Проверка этого допущения аналитическими исследованиями и экспериментами невозможна. Ещё один временной парадокс, на который обычно не обращают внимания, состоит в том, что изотопный («абсолютный») возраст, как бы точно он ни был определен, всегда относителен, поскольку продолжительность года, как было показано выше, в разные геологические периоды была различной.

А теперь, возвращаясь к вопросу о причине ускоренного течения времени, следует отметить, что Солнечная система вместе с Землёй вращается вокруг центра Галактики и совершает полный оборот вокруг него примерно за 200 млн лет. Период такого обращения называется галактическим годом. В настоящее время идут дискуссии относительно продолжительности галактического года: называются цифры от 176 до 250 лет. Представляется, что правы и те и другие исследователи. Следуя принципу бритвы Оккама - «не привлекать новые объяснения без крайней необходимости», можно, полагать, что аналогично, охарактеризованному выше, уменьшению числа дней в году от древних геологических периодов к современности, продолжительность галактического года с течением времени также снижается. Причиной этого вероятно является то, что с каждым оборотом Солнечной системы вокруг центра Галактики диаметр её орбиты становится всё меньше. На это собственно указывает и спиральный рисунок структуры нашей Галактики. Каждый галактический год Солнечная система, а вместе с ней и Земля, меняет свою орбиту, переходя с более удалённой от центра Галактики и менее энергетической орбиты, на более близкую к ядру Галактики и энергетически более выгодную орбиту, где сила гравитации больше. По мере такого перехода Земля своей эндогенной активностью реагирует на эти изменения и определённым образом «подстраивается» под них. С одной стороны, это проявляется в том, что интенсивность вулканизма, скорости перемещения литосферных плит, масштабы рифтогенеза и биопродуктивность нарастают; с другой стороны - ход всех процессов ускоряется, т.е. по мере старения Земли время начинает течь быстрее. На первый взгляд это кажется парадоксальным, однако данный феномен чётко запечатлен в геологическим облике нашей планеты.

Примечательно, что ускоренное течение времени характерно и для живых организмов. Их старение происходит ускоренно, биологические часы человека постоянно спешат. Например, прошедшие пять лет для двадцатилетней женщины практически не сказываются на её облике, однако та же пятилетка в даме за сорок производит неизгладимые изменения, которые с наступлением климакса лавинообразно нарастают. Всё это свидетельствует, что Природа в разных своих ипостасях, действует аналогичным образом.

* * *

Рассматривая парадоксы времени невозможно не остановиться на проблеме будущего, возможностях его предсказания и влияния на него. Во все времена эта тема вызывала жгучий интерес, что конечно способствовало разнообразным спекуляциям. Вместе с тем, чтобы отделить зёрна от плевел следует объективно оценить имеющиеся на сегодняшний день факты, проанализировать их, и уже на основе этого сделать соответствующие выводы. Попытка такого анализа осуществлёна автором и излагается ниже. Надо сказать, что информация по данной проблеме достаточно обширна. Из огромного её массива мы выбрали несколько весьма впечатляющих и, главное, документально зафиксированных фактов, отвечающих критерию достоверности.

Так, летом 1788 г. незадолго до Французской революции, в известном салоне герцогини Де Грамон собралась парижская знать. Изюминкой собрания был приглашенный поэт Жак Казотт, член секты мартинистов, занимавшейся изучением приёмов ясновидения, который и предложил присутствующим предсказать их будущее. Вот эти предсказания:

– маркизу Де Кондорес: «Вы обманите палача тем, что заранее примете яд»;

– фавориту короля Шамфору: «Вы двадцать два раза ударите бритвой по запястью, но не умрёте, вам предстоит ещё долгая жизнь»;

– астроному Бейли: «Несмотря на все ваши добрые дела и учёность, вам уготована смерть от толпы»;

– министру Малербо: «Вы найдёте свой конец на гильотине при огромном стечении народа;

– хозяйке салона, герцогине Де Грамон: «Вы умрёте, как и король, приехав к месту казни на телеге»;

– убеждённому атеисту Жану Лаграну: «Вы избежите топора палача ценою обращения в ревностного христианина».

Все эти предсказания будущего были для благополучного парижского бомонда столь чудовищны, что Жаку Казотту, разумеется, не поверили, сочтя их неуместной и мрачной шуткой. Однако один из присутствовавших в салоне господин Лаграп записал всё сказанное, надеясь в дальнейшем высмеять поэта. Но грянула Французская революция, и всё сбылось до мельчайших подробностей. Сделанная же тогда Лаграпом запись предсказаний была опубликована после его смерти в 1806 году.

Феноменальны предсказания будущего известной французской прорицательницы Марии Ленорман. История зафиксировала множество её точных предсказаний. Так Наполеон был взбешен предсказаниями Марии, сообщившей ему, что французская армия будет разгромлена русскими войсками, а самого его ждет позорная ссылка, одиночество и мучительная смерть. Широко известна история участников французского похода русской армии, а в последствии декабристов, Павла Пестеля и Сергея Муравьева-Апостола: как то, устав от кутежей, молодые офицеры, зашли в парижский салон мадам Ленорман, и попросили предсказать своё будущее. «Вас ждет виселица», – сообщила им прорицательница. Офицеры рассмеялись. «В России не вешают дворян», – возразил С. Муравьев-Апостол. «Значит, для вас сделают исключение», – ответила Мария. Как известно, после подавления восстания декабристов, пятеро его руководителей, в т.ч. П. Пестель и С. Муравьев-Апостол были повешены.

В общем, нет необходимости перечислять многочисленные случаи проскопии, под которой понимается предсказание (вернее – ясновидение) будущего некоторыми людьми. Желающие могут обратиться к историям из жизни Вольфа Мессинга, Ванги и др. личностей, наделённых подобными способностями. Много их и среди святых, которых чтит Православная Церковь. Надо сказать, что феномен проскопического видения проявляется не только по отношению к будущему, но и по отношению к прошлому. На этом собственно и основано практическое использование этого феномена, например, в криминалистике.

Таким образом, будущее, вернее информация о нём, также как и информация о настоящем и прошлом как бы сосуществуют. Образно это можно представить как фильм, в котором его герои живут и действуют: они, обладая свободой воли, принимают те или иные решения, заранее не зная, к чему это приведёт в конце фильма. Однако, можно остановить видеозапись и перемотав её вперед увидеть, чем же завершится фильм, до конца которого ещё далеко, т.е., будущее оказывается вроде бы детерминировано, оно заранее предопределено. Об этом говорят и многие религии. Например, в Коране записано, что всякий имеющий душу умрёт не иначе как по воле Бога, сообразно книге, в которой определено время жизни (К. 3: 145/139).

Однако не всё так просто. Поясним это на примерах, описанных архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне епископом Егорьевским, в своей прекрасной книге «Несвятые святые». Однажды в Псково-Печерском монастыре к отцу Иоанну (Крестьянкину), обычно окруженному множеством паломников, бросилась заплаканная женщина с мальчиком лет трёх на руках: «Батюшка благословите ребенка на операцию! Врачи требуют срочно, в Москве…». Отец Иоанн остановился и сказал женщине слова, которые просто потрясли паломников: «Ни в коем случае! Он умрёт на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца. Паломники ужаснулись: а вдруг батюшка ошибся? Однако, старец, давая столь решительный ответ, твёрдо знал, что говорил.

Другой случай связан с Валентиной Коноваловой директором крупной продуктовой базы на пр-те Мира в Москве. Валентина решила испросить благословение отца Иоанна на операцию по поводу катаракты глаз. «Нет, нет, ни в коем случае, Только не сейчас, пусть пройдёт время», – таков был ответ старца. Но Валентина, у которой всё было уже договорено с медиками, к совету отца Иоанна не прислушалась, полагая, что операция несложная и обычно после неё пациенты через несколько дней выписываются из больницы. Однако в данном случае всё пошло не так. Во время операции у Валентины произошёл тяжелый инсульт и, спустя день, она умерла.

Эти и другие аналогичные примеры убедительно свидетельствуют:

1) у индивидуума, несомненно, существует свобода воли, что даёт ему возможность выбора, который, однако, ограничен онтогенетическими рамками индивидуальной программы развития, а попросту говоря судьбой;

2) проскопическое ясновидение позволяет лицам, обладающим такими способностями, проследить возможные альтернативные варианты реализации будущего и сделать соответствующие рекомендации.

Говоря об индивидуальной программе развития, которая лежит в основе онтогенеза, следует сказать о новой науке − эпигенетике. Греческая приставка «эпи» означает «над», «после». То есть речь идёт о более глубоком уровне воздействия на биологические организмы, чем тот, который описывается классической генетикой. Отец-основатель эпигенетики Конрад Уоддингтон показал, что сравнительно простой линейный мир, состоящий из кодов ДНК, слишком одномерен для объяснения многообразия жизни и потенциала изменчивости организмов. И существует, так называемый, второй код, который обеспечивает связь между телом, психикой и геномом. По-видимому, им и задаётся индивидуальная программа развития, которая, однако, не является жёсткой. Выдающийся советский астрофизик Н Козырев полагал, что существует некоторая «размазанность» будущего, в пределах которой может быть осуществлена его коррекция.

Возвращаясь к главной теме нашего повествования – времени, мы вынуждены отметить, что вышеизложенная информация, в т.ч. зафиксированные документально многочисленные факты проскопии не оставляют ничего другого как сделать следующие заключения:

1) прошлое, настоящее и главное будущее, сосуществуют во времени;

2) будущее детерминировано и ограничено рамками программы развития;

3) программа развития не является жёсткой и допускает проявление свободы воли;

4) информация о будущем носит вероятностный характер и при определённых условиях может быть извлечена;

5) обладание этой информацией даёт возможность коррекции будущего.

Изложенные выше данные дают основание предполагать, что время многомерно. Ход онтогенетического времени можно наглядно описать конусовидно-спиральной структурой. Образной иллюстрацией её может служить конусовидно-спиральная резьба, которая, как хорошо знают геологи, применяется при соединении буровых труб. Спиральные витки этой «резьбы времени» постепенно становятся всё меньше и онтогенетическое время ускоряется, как было показано выше, и наблюдается в действительности.

С позиции филогенеза теоретически, так называемое, ньютоновское время можно представить в виде стержня (стрелы времени) с равномерной шкалой, расположенного в центре (на оси) вышеуказанной конусовидной спирали, и своим остриём направленного к вершине конуса. В этом случае человек, наделённый проскопической способностью, перенесясь в такое ньютоновское время, получает возможность видеть будущее, т.к. каждому временному промежутку на его равномерной шкале, будут соответствовать уже случившиеся онтогенетические события, происходившие с ускорением. С каждым витком онтогенетического времени под влиянием гравитационного воздействия со стороны ядра Галактики орбита Солнечной системы неизбежно будет «сползать» по направлению к этому ядру. И такой межвитковый сдвиг будет определять течение филогенетического (ньютоновского) времени.

Таким образом, предложенная модель многомерности времени, объединяет западноевропейские представления о линейности (стреле) времени и бытующую в культурах востока концепцию о его цикличности. При этом цикличность, как показано выше, не остаётся неизменной. Неизменными, как верно утверждает диалектика, являются лишь сами изменения.

В завершении хочется сказать что, занимаясь проблемой времени, особенно ощущаёшь быстротечность жизни. Едва начал разрабатывать открытые «золотоносные жилы» в неприступной толще Неведомого, уже звучит сигнал: «Ваше время истекло»! Наверное, сделано так для того, чтобы человек не слишком зарывался и смирял свою гордыню. «Лишь Бог существует вне времени и не ограничен им», – истинно сказано у Блаженного Августина.

C.B. БЕЛОВ, д.г.-м.н., академик РАЕН,

лауреат премии Правительства РФ

в области науки и техники

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru