Поиск:

Общественный экологический контроль

09.02.2016 21:46:00 

Одним из ключевых вопросов обеспечения экобезопасности России и других стран мира является участие активных граждан, объединений и общественных организаций в реализации механизмов общественного контроля. Принятый в 2014 г. 212 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» призван ликвидировать существовавший до этого времени правовой пробел. К сожалению, в законе отсутствуют новеллы, посвященные именно экологическому общественному контролю.

Не определены его функции, полномочия и процедуры, не конкретизировался круг проектов правовых нормативных актов, подлежащих обязательному общественному контролю. Определения общественного контроля в ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ и общественного контроля в ст. 4 ФЗ № 212-ФЗ показывают, что они имеют разные объекты контроля. Объектом общественного экоконтроля является деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как объектом общественного контроля является деятельность субъектов публичной власти. Поэтому представляется, что при осуществлении общественного экоконтроля не могут применяться положения ФЗ № 212-ФЗ об общественном контроле. Кроме того, в действующем законодательстве были и остаются неурегулированными вопросы взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, не конкретизирована ответственность государственных и муниципальных органов за противодействие и отказ от содействия институтам гражданского общества в их деятельности по осуществлению общественного контроля.

Решить вопрос можно двумя путями: разработать подзаконные акты, которые бы определили прикладные направления правоприменительной практики в отношении ФЗ №212-ФЗ, определили правовой статус тех, кто занимается общественным контролем – общественных экоинспекторов, экодружинников, экоэкспертов.

Например, в Общественной палате РФ и региональных общественных палатах можно определить процедуру аккредитации общественных активистов, а в профильных ВУЗах осуществлять их предварительную профессиональную подготовку.

Второй путь – внести изменения в ст. 68 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Предусмотренный в статьях 65-67 ФЗ № 7-ФЗ механизм осуществления общественного экоконтроля, по аналогии с госэконадзором и производственным экоконтролем, должен быть закреплен в ст. 68 ФЗ № 7-ФЗ более детально.

Необходимо предусмотреть положения о субъектах общественного экоконтроля – об общественных экологических инспекторах, закрепив форму деятельности общественных экологических инспекторов, предусмотрев их права и обязанности, определив порядок рассмотрения результата общественного экоконтроля с возможностью проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вопрос о создании института общественных экологических инспекторов неоднократно поднимался на различных площадках членами политсовета РЭП «Зелёные».

Мы считаем, что было бы полезным, если бы претензии к общественным инспекциям и результатам их проверок могли бы рассматриваться не только в судах общей юрисдикции или арбитражных, но в специальных третейских судах, создаваемых ассоциациями и советами общественных инспекций.

Развивая институты экологических третейских судов, мы можем достичь высокой правовой эффективности в решении конкретных экологических споров и конфликтов.

По моему мнению, на базе Общественных палат региональных и Федеральной необходимо внедрять практику медиации по профильным направлениям, в том числе в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования, такая практика широко применяется Комиссией по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ.

Медиативный подход к решению вопроса отличается от решения судов. Медиативное соглашение выносится с учётом интересов обеих сторон, в отличие от судебных решений и обе стороны заинтересованы, чтобы принятое соглашение было жизнеспособно.

Очень важно непосредственное участие СМИ в реализации основных принципов 212-ФЗ «Об основах общественного контроля» и № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», без которых, как правило, нет необходимого результата и быстрого реагирования на проблемы.

К сожалению, можно констатировать, что сфера экологии и охраны окружающей среды на сегодняшний день недостаточно информатизирована, чем зачастую пользуются различного рода экологические спекулянты, провокаторы и прочие лжеэкологи, используя общественное мнение, как инструмент для достижения частных коммерческих или политических целей.

Зачастую проводимые провокационные митинги, акции протеста и пикеты инициируются не с целью поиска конструктивных решений и разъяснений населению достоинств и недостатков решения государственных органов или реализации проектов, а демагогически нагнетают социальную напряженность, раскалывая и дестабилизируя общество, чем в конечном итоге подрывают доверие граждан ко всем уровням власти, содействуют повышению социальной нестабильности и напряженности, дискредитируют рациональные идеи и противодействуют действительно полезным инновационным проектам.

Уверена, вопросы экологии близки каждому из нас и они имеют не только общественный, но и политический резонанс. Проанализировав новеллы ФЗ №212-ФЗ, мы видим возможности участия в общественном контроле политических партий как высших форм гражданской активности.

Мы считаем очень важным, чтобы на законодательном уровне были отражены положения именно об общественном экоконтроле, детально прописан механизм проведения госэконадзора и производственного экоконтроля. Экоконтроль должен рассматриваться как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Общество в лице конкретных участников социально-политических процессов заинтересованно в результатах общественного экоконтроля. Но для этого необходимо внести изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Елена ГРИШИНА,
Зампредседателя Партии «Зелёные»

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru