Поиск:

Экодвижение России: проблемы и тенденции

23.11.2015 

Анализу и прогнозам развития экологического движения в России была посвящена книга А.К. Веселова «Экологическое движение России на рубеже тысячелетий: правовые проблемы и перспективы развития», изданная более 10 лет назад. В данной статье автор останавливается на проблемах и тенденциях развития экодвижения в России на современном этапе.

Основные факторы влияния на современное состояние экодвижения в России:

– внешнеполитическая обстановка, частичная изоляция России от международного сообщества, резко сузившие возможности экообщественности России по международному взаимодействию в решении глобальных экологических проблем;

– изменение общественных ценностей, потребительское отношение к природным ресурсам, живой природе и обществу, поощрение правового нигилизма в сфере охраны окружающей среды, приоритета капитала перед общечеловеческими интересами, выхолащивание сути гражданской конституционной обязанности охранять природу;

– декларирование природоохранных лозунгов с одновременной либерализацией природоохранного законодательства в интересах бизнеса, сокращение объема прав общественных организаций;

– рост латентности экологических преступлений, повышение коррупциогенности правоотношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, при снижении мер уголовной ответственности и сужении судебной практики (из 17 составов УК РФ, устанавливающих ответственность за экологические преступления, работают только 3 – лесонарушения, нарушения правил рыболовства и охоты; в общей структуре преступности в РФ до судов доходит не более 1,2% дел по экопреступлениям, почти отсутствуют доведенные до суда дела по взяточничеству, злоупотреблениям, бездействию, загрязнению окружающей среды в данной сфере);

– резкое сокращение возможности финансирования проектов общественных экологических организаций от международных организаций и фондов, сложность (до невозможности) получения финансирования из российских источников независимыми от органов власти общественными экологическими организациями (ОЭО);

– усиление в российском законодательстве правовых механизмов, регулирующих контроль за деятельностью ОЭО, последовательное ужесточение требований законодательства об иностранных агентах, навешивание на ОЭО ярлыков из разряда «пятой колонны»;

– осуществление в отношении независимых ОЭО политики искусственной маргинализации общественного движения;

– низкая правовая грамотность актива ОЭО;

– при всеобщности для всех социальных групп идеи и проекты обеспечения экологической безопасности слабо воспринимаются некоммерческими организациями иной направленности;

– сужение информационного пространства для ОЭО, публикация проблемной экологической информации;

– создание обстановки существенного снижения престижности природоохранной деятельности, особенно в формате общественных движений и гражданских инициатив.

Результаты влияния или основные характеристики современного экологического движения.

– отсутствие единства экодвижения России, его разобщенность, разделение по интересам и мотивам (прогосударственные, созданные крупным бизнесом, филиалы международных ОЭО, неправительственные, инициативные группы и т.д.);

– утрата координации экодвижения на национальном уровне с тенденцией смещения центра экодвижения России из Москвы в Санкт-Петербург;

– снижение массовости в независимых ОЭО, членства и волонтерства в общественных организациях (особенно в экоорганизациях, не имеющих финансирования);

– разрыв поколений в ОЭО (малочисленность людей среднего возраста и уход «старой гвардии»);

– быстрая ротация молодежи в активе ОЭО (эффект утраты романтики экоакций с заменой на прагматические интересы);

– снижение поддержки ОЭО со стороны населения под влиянием пропаганды и ориентировании основной массы населения на меркантильные цели (большая часть населения не понимает мотивацию деятельности в рамках ОЭО, склонно рассматривать в деятельности их актива корыстные интересы);

– упрощение процедуры регистрации общественных и иных некоммерческих организаций привело к росту их числа, но в крупных городах; деятельность ОЭО в малых городах и районах практически невозможна;

– увеличивается число инициативных групп, пытающихся решать прикладные природоохранные проблемы, непосредственно нарушающие их право на благоприятную окружающую среду;

– большинство ОЭО в России являются «лидерскими» организациями, с преобладанием небольшого актива во главе с руководителем организации;

– существенно сократилось число известных ОЭО, занимающихся участием в формировании и реализации экополитики в регионах или на федеральном уровне, упал уровень политического влияния российских подразделений зарубежных экоорганизаций;

– значительно сузилось медиа-пространство ОЭО, исчезли СМИ, выпускаемые независимыми общественными организациями, СМИ отказываются публиковать материалы ОЭО, особенно по серьезным экопроблемам, а также их анализ данных статистики в сфере ООС и заболеваемости населения;

– сокращены правовые возможности для ОЭО по осуществлению общественного экоконтроля;

– участились случаи создания ОЭО в целях осуществления общественного экологического шантажа и вымогательства, а также создание ОЭО в целях «отмывания» экологических денег, что дискредитирует общественное движение в целом;

– отмечается явный рост профессионализма актива ОЭО, сохранивших свой потенциал.

Правоспособность общественной экологической организации

В соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение в целях осуществления уставных функций имеет право:

– свободно распространять информацию о своей деятельности;

– участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме;

– проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

– учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;

– представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

– осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

– участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.

Но данные права имеют только зарегистрированные ОЭО, имеющие статус юридического лица.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

– свободно распространять информацию о своей деятельности;

– проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

– представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

– выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст. 18 ФЗ «Об общественных объединениях» устанавливает, что общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим ФЗ.

То есть, значительную часть уставных функций можно осуществлять без регистрации ОЭО.

ФЗ «Об основах общественного контроля», к сожалению, не предоставил право ОЭО проводить проверки предприятий-природопользователей и заслушивать должностных лиц ОМСУ и госорганов, но эти формы деятельности и раньше были маловыполнимы.

В любом случае возможность реализации ОЭО функций общественного контроля всегда зависела от авторитета и профессионализма общественной организации и ее лидеров, умением искать и находить союзников и единомышленников во всех сферах общественной жизни.

Принципы и формы развития общественного экологического движения в России

– развитие экодвижения на принципах патриотизма (охранять природу, значит, охранять Родину);

– установление конструктивного диалога и налаживание взаимодействия с правозащитными, женскими, ветеранскими, детскими и иными некоммерческими организациями;

– профессиональный общественный экоконтроль, общественная экспертиза;

– взаимодействие с принципиальными и компетентными представителями органов власти и органов местного самоуправления, политических партий, депутатами;

– содействие органам прокуратуры и иным правоохранительным органам в осуществлении госнадзора за природопользованием и охраной окружающей среды;

– проведение массовых общественных акций, понятных населению, массово-разъяснительная работа, работа со СМИ, помощь населению;

– поиск внутренних источников финансирования на природоохранные проекты в России (использование президентских грантов, грантов РГО, коммерческих организаций и фондов, банков и т.д.);

– плотный взаимовыгодный союз с объединениями экопредпринимателей;

– инициирование законодательных норм и подзаконных актов в регионах и на федеральном уровне;

– создание межведомственных и межсекторальных советов по вопросам природопользования и экологии, взаимодействие с общественными советами при госорганах и общественными палатами;

– повышение уровня правовой подготовки актива ОЭО;

– борьба за «чистоту рядов» среди общественных экоорганизаций;

– поддержка активистов, подвергающихся преследованиям;

– наличие офиса, сайта и доступных контактов общественной организации;

– умение зарабатывать финансовые средства на оказании экоуслуг;

– обязательное использование судебных процедур для защиты общих и частных экологических интересов;

– участие в экополитике в регионах и в центре и это должно стать главной функцией экодвижения в России;

– повышать престиж общественной природоохранной деятельности всеми способами.

Самое главное – всем нужно уяснить, что охрана окружающей среды – не только благородное, но и крайне необходимое для людей дело, что иного выхода у населения планеты нет, и при таком подходе нас должны понять и поддержать здравомыслящие и адекватные люди на всех уровнях власти и даже в бизнесе.

Уверен, что экологическое движение России в ближайшие годы преодолеет искусственно созданный кризис, приобретет новые импульсы развития и новых союзников, займет свою политическую нишу в стране, будет способствовать модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрять экологически эффективные технологии и взаимодействовать с мировым сообществом в решении глобальных проблем нашей цивилизации.

А.К. ВЕСЕЛОВ, к.ю.н., председатель Союза экологов Республики Башкортостан  

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru