Поиск:

Как нам обустроить Арктику

09.03.2015 

Автор:  А.Г. САМОЙЛОВ, д.г.-м.н., г.н.с. Нижне-Волжского НИИ геологи и геофизики

Источник:  Природно-ресурсные ведомости №1-2, 2015 г.

Судоходная водная трасса вдоль Арктического побережья России – это кратчайший путь между Западом и Востоком. Арктический морская трасса неотделима от сибирских рек, имеющих выгодное географическое положение и являющихся транспортным каркасом северной части страны, обеспечивающим выход к Северному морскому пути (СМП) территорий, где отсутствуют железнодорожные и автомобильные дороги федерального значения.

Реки Печора, Обь, Енисей, Пясина, Хатанга, Анабар, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма – основные транспортные магистрали, по которым осуществляется меридиональное перемещение грузов для перевозки по СМП и, наоборот, для их проникновения вглубь континентов. Эти, природой созданные, возможности дали исключительные шанс по успешному развитию транспортных схем не только внутри огромной страны, но и тем самым предоставили России значительные преимущества в межконтинентальном транзите грузов (рис. ).

Высокие широты начали осваивать давно, по всему Северу выявляются следы древних поселений, наиболее старые находки датированы сарматским и булгарским временем. В истории освоения СМП много интересных моментов от ярких взлетов и до полного на долгие годы забвения. Одним из ярчайших подвигов-примеров освоения арктических широт по СМП является организация систематического плавания «морским путем» из Архангельска в Мангазею – древний заполярный город на берегу р. Таз в Западной Сибири. Златокипящая Мангазея – деловая столица и центр промышленного освоения заполярной части России внезапно, в начале правления Михаила Федоровича Романова в 1620 г. была обречена на полное забвение и уничтожение, так как туда под страхом смерти было запрещено плавание по СМП.

Таким образом, взлеты и падения деятельности СМП связаны с реализацией экономически привлекательных проектов и военно-политическими соображениями. Так Мангазейский проект, созданный предприимчивыми поморами как центр пушной торговли, из-за опасении проникновения Англии и Голландии в русские владения на Севере, несмотря на очевидную экономическую выгоду, был закрыт.

Опасения были не напрасны, попыток проникновения на Русский Север желающих его сделать своей сырьевой колонией было и есть достаточно. Вспомним попытку оккупации северных регионов России во время Гражданской войны восками Антанты и США или попытку колонизации американцами и канадцами о. Врангеля. В 1924 г. Правительству СССР, обеспокоенному созданием иностранной колонии на острове, для выдворения нежданных «хозяев» пришлось использовать военную силу – канонерская лодка «Красный Октябрь» в сопровождении ледокола «Надежный» вывезла для последующей отправки домой колонистов на большую землю.

В начале ХХ в. освоение СМП стало одной из важных приоритетов экономики России. Рост сельскохозяйственного производства в Сибири, связанный с массовым переселением на ее территорию крестьян, определил поиск новых маршрутов вывоза сибирского хлеба к мировым потребителям. Деятельность в этом направлении была значительно усилена, наиболее значимые перевозки осуществлялись через устье р. Обь. В 1920 г в Архангельске разу после его освобождения от интервентов организуется Сибирская хлебная экспедиция в устья рек Оби и Енисея, которая стала началом систематических плаваний по СМП.

Именно военно-политические соображения и попытка защитить северный фасад страны от проникновения иностранцев при подчиненной роли экономических подвигли СССР на строительство трансарктической железной дороги и активизацию работ в зоне СМП. Сквозной путь в арктических водах с созданием в декабре 1932 г. Главного управления СМП при Совнаркоме (ГУСМП) удалось освоить в рекордно короткие сроки. Только сам факт того, что коммерческое плавание судов по трассе началось уже через три года (в 1935 г.) говорит сам за себя. При этом ГУСМП занимался не только обеспечением перевозок, но и промышленным освоением территории, в первую очередь производством геологоразведочных и горно-добычных работ. Работы ГУСМП по промышленному освоению новых труднодоступных территорий на своем пике приобрели исключительно широкий масштаб, а результаты его деятельности можно сравнить с достижениями предприятий планетарного значения, такими как Вест-Индийская компания и Компания Гудзонова залива. Строились города, поселки, промышленные комплексы. Только портов и портопунктов обосновано вдоль арктического побережья России более 50, из них грузоформирующими для всей трассы СМП стали Мурманский, Архангельский, Находкинский морские порты, а внутри трассы – Игарский, Дудинский, Тиксинский, Нижнеянский, Нижнеколымский, Певекский.

Исключительные масштабы приобрели здесь и горно-геологические работы. Так, в 1934-1938 гг. на о. Вайгач на свинцово-цинковом месторождении Раздельное с использованием пяти оборудованных шахт велась промышленная добыча руды. С 1934 по 1991 гг. эксплуатировалось Амдерминское месторождение флюорита, тем самым были исключены закупки за границей этой продукции. На Полярном Урале в опытном режиме запущен Харбейский молибден-вольфрамовый рудник. Ведутся нефтегазопоисковые работы в устьях рек Енисея и Хатанги. В устье последней открыто небольшое Южно-Тягинское нефти месторождение, которое эксплуатируется и сейчас. В Хатангском заливе помимо нефтяных месторождений открыты и разведаны месторождения и других полезных ископаемых: флюорита (Белогорское) и каменной соли (Нордвикское). Масштабные работы развернуты по освоению Норильских медно-никелевых с платиноидами месторождений. На Таймырском полуострове ведутся работы по поискам редкоземельного и радиоактивного сырья. На якутском и чукотском побережье выявлены и введены в эксплуатацию месторождения олова, золота, вольфрама, ртути. На Чукотке разрабатывается единственное в Арктике Северное месторождение урана. Были построен Игарский и Тиксинский лесоперевальные морские порты.

Морским путем возили грузы народнохозяйственного и военного назначения, промышленное оборудование, вывозили лес, цветные металлы, нерудное сырье, уголь, металлолом. Общий грузооборот перевозок по арктическому пути к 80-м гг. составлял 4,0-6,0 млн т в год (максимальный в 1986 г. достиг почти 8 млн т, в т.ч. морскими судами 6,7). Значительным был и транзит. Кроме собственно морских перевозок по локальным участкам СМП судами класса река-море также завезено огромное количество грузов.

В худшие для СМП перестроечные годы (1993-1995) по нему проходило чуть более 1 млн т в год. При этом, динамика перевозок была неравномерной. Снижение объемов перевозок сопровождалось катастрофическим развалом, создаваемой огромными усилиями многие годами, арктической инфраструктуры. Бросали все: поселки, полярные станции, военные гарнизоны, научные базы, промысловые точки. Из 50 с лишним портов и портопунктов осталось в действии менее половины, около 200 населенных пунктов прекратили свое существование. В критическое состояние приведены комплексы гидрографического и навигационного обеспечения безопасности мореплавания. Доходило до того, что в ряде случаев мощный коммерческий надводный флот огромной страны не был способен обеспечить в зоне действия СМП даже аварийно-спасательные работы. Так, в начале 90-х гг. только военной подводной лодкой удалось завести на полуостров Ямал несколько тонн муки и сахарного песка брошенным на произвол судьбы голодающим геологам Харасавейской нефте-газоразведочной экспедиции Главтюменьгеологии.

Север России чрезвычайно богат полезными ископаемыми. Здесь открыты сотни месторождений нефти и газа, цветных, черных и драгоценных металлов, горно-химического сырья, алмазов, углей, строительных материалов. Часть этих месторождений эксплуатируется, часть разведана и готовится к разработке, некоторые по ряду причин законсервированы, а основная же масса сегодня не востребована и составляет госрезерв. Кроме уже освоенных месторождений углеводородного сырья в бассейне Баренцевого, Печерского морей и полуострова Ямал выполняются значительные нефтепоисковые работы на побережье и шельфе Карского моря и Моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря. Резко повысилась интенсивность золотодобычных работ на Чукотке, начаты работы по освоению уникального Томторского комплексного редкометального месторождения. В 2018 г. планируется начать разработку серебросодержащее свинцово-цинкового Павловского месторождения на южном острове арх. Новая Земля. Сейчас для транспортировки руды этого месторождения к потребителям переоборудуется атомный лихтеровоз «Севморпуть». Остров Большевик архипелага Северная Земля единственный промышленно освоенный из всех островов Российской Арктики, на котором уже много лет ведется стабильная добыча золота из россыпных месторождений, готовится к развертыванию широкомасштабных работ на рудное золото.

Новый всплеск интереса к Арктике вызван возросшим коммерческим интересом к северным сухопутным и шельфовым минеральным ресурсам, к СМП как транзитной международной трассе, а также военно-политическими соображениями, вызванными острой необходимостью зашиты своих интересов в высоких широтах. Развитие СМП идет в двух направлениях: международный транс океанический транзит и рост промышленного производства в арктических и субарктических регионах, что требует создание исключительно надежной обеспечивающей судоходство, инфраструктуры, в первую очередь доступного энергообеспечения.

Если энергообеспечение в процессе эксплуатации арктических месторождений нефти и газа, угля и битумов не вызывает вопросов, то получение энергии для разработки рудных месторождений в местах где нет местных энергоносителей, является проблематичным. Мелкие месторождения, например золота могут разрабатывается с помощью дизельгенераторов, то в случае освоения крупных объектов это абсолютно неприемлемо. Также, исключительно дорогим удовольствием является энергообеспечение узловых населенных пунктов-портов на арктическом побережье за счет привезенного с «материка» угля и дизельного топлива.

Сейчас, в связи с реализацией масштабного проекта «Ямал СПГ» – строительства на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на восточном берегу полуострова Ямал завода по сжижению природного газа (СПГ) и морского порта Сабетта, а также создание танкерного флота ледового класса, энергообеспечение арктических промышленных, административных и военных поселков и баз за счет сжиженного газа становиться реальностью, причем вынужденной и необходимой. Конечно это потребует технического переоснащения береговой для приема-хранения газа инфраструктуры и строительство специальных обеспечивающих малых (2-20 тыс. м3) газовозов в ледовом исполнении. Наиболее приемлемым в этом плане является промышленный выпуск модульных энергогенерирующих установок нескольких серий разной (малой, средней, большой – в зависимости от масштаба потребления) мощности сблокированных с емкостями хранения топлива для них – СПГ, которые легко разгрузить в любой неподготовленной точке СМП и быстро ввести в эксплуатацию. Такое энергообеспечение можно применять также и для освоения объектов расположенных по берегам крупных рек, впадающих в северные моря.

Поэтому, важным шагом в обустройстве энергоинфраструктуры в Арктике должно стать создание и реализация федеральной программы по энергообеспечению арктических поселков и промышленных объектов за счет Ямальского сжиженного газа – проекта «Ямал-СПГ». Инициативу по созданию такой программы могли бы взять на себя недавно созданная Комиссия по развитию Арктики, в задачи которой входят все вопросы обустройства зоны СМП. Важно, работая на перспективу, эти шаги сделать именно сейчас. И, чем раньше будет запущена в действие относительно дешевая схема энергообеспечения жилых и промышленных объектов вдоль трассы СМП, тем раньше мы получим максимально возможный экономический эффект от работ в Арктике.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru