Кто «кормит» федеральный бюджет?
05.12.2014
Автор: А.Д. ДУМНОВ, д.э.н., НИА-Природа
Динамика основных прямых доходов федерального бюджета от природных ресурсов и природопользования в России, млрд. руб.*
Вид дохода |
2007 г. |
2009 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. | |
в % к 2007 г. |
в % к итогу | |||||
Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и др. |
0,5 |
0,3 |
0,7 |
4,3 |
рост в 8,6 раза |
0,08 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – всего |
1157,4 |
1006,3 |
2442,8 |
2554,8 |
рост в 2,2 раза |
45,2 |
из них: – налог на добычу полезных ископаемых |
1122,9 |
981,5 |
2420,5 |
2535,3 |
рост в 2,3 раза |
44,8 |
– регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
13,8 |
16,3 |
19,1 |
16,7 |
121 |
0,30 |
– водный налог |
14,8 |
8,1 |
2,8 |
2,5 |
17 |
0,04 |
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов |
5,9 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
7 |
0,00 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за землю после разграничений госсобственности и др.** |
4,8 |
6,5 |
7,7 |
7,7 |
160 |
0,14 |
Платежи при пользовании природными ресурсами – всего |
61,3 |
63,5 |
101,3 |
245,1 |
рост в 4,0 раза |
4,3 |
из них: – плата за негативное воздействие на окружающую среду |
3,4 |
3,7 |
5,8 |
6,2 |
182 |
0,11 |
– платежи при пользовании недрами |
47,7 |
41,5 |
47,5 |
160,5 |
рост в 3,4 раза |
2,8 |
– платежи за пользование водными биоресурсами по межправи-тельственным соглашениям |
0,9 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
156 |
0,02 |
– плата за использование лесов** |
9,3 |
11,4 |
16,0 |
16,1 |
173 |
0,28 |
– плата за пользование водными объектами |
9,2 |
5,5 |
10,8 |
10,9 |
118 |
0,19 |
– доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса, и др. |
… |
… |
0,11 |
0,13 |
… |
0,0 |
– доходы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и др. ** |
… |
0,02 |
0,9 |
0,3 |
… |
0,01 |
Доходы в виде прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции |
3,3 |
3,4 |
23,7 |
26,5 |
рост в 8,0 раза |
0,47 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и федеральной собственности и др.** |
… |
1,2 |
16,4 |
1,2 |
… |
0,02 |
Плата, взимаемая при исполнении госфункции госэкоэкспертизы |
… |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
… |
0,0 |
Плата, взимаемая при исполнении госфункции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр |
… |
… |
0,2 |
0,3 |
… |
0,01 |
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства: – о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др. |
0,11 |
0,07 |
0,18 |
0,14 |
127 |
0,0 |
– о недрах, ООПТ, охране животного мира и др. |
… |
0,2 |
0,6 |
1,0 |
… |
0,02 |
Вывозные таможенные пошлины на: – сырую нефть |
1151,5 |
1203,0 |
2489,7 |
2333,6 |
рост в 2,0 раза |
41,3 |
– природный газ |
302,6 |
433,0 |
433,5 |
479,0 |
158 |
8,5 |
Итого, млрд рублей |
2681,5 |
2717,7 |
5517,0 |
5653,8 |
рост в 2,1 раза |
100 |
в % от всех доходов федерального бюджета |
34,5 |
37,0 |
42,9 |
43,4 |
рост на 9 проц. пунктов |
– |
Справочно. Всего доходов федерального бюджета |
7781,1 |
7337,8 |
12855,5 |
13020,0 |
167 |
– |
* Составлено на основе ФЗ об исполнении федерального бюджета за соответствующие годы.
** Состав и/или название данной статьи доходов в рассматриваемом периоде изменялся.
В таблице не отражен ряд поступлений в федеральный бюджет страны, связанных с природными ресурсами, в частности, в виде погашения задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам: акцизам на природный газ, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесным податям в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до начала 2005 г.) и др. Характерно, что суммы задолженности в последние годы имеют или отрицательную сальдовую величину (в основном производится погашение задолженности перед налогоплательщиками-природопользователями), или эти суммы не велики. Кроме того, с недавних пор в бюджете стали показываться средства от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении госзаказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины и др. (в 2012 и 2013 гг. – по 0,2 млрд руб.). В 2013 г. появилась статья «Доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений» в сумме 0,09 млрд руб.
Определенная, правда весьма незначительная, сумма поступлений приходится на средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (например, при поимке браконьеров), на госпошлину за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и т.п.
В последнее время в составе федерального бюджета определенную роль стал играть утилизационный сбор, который в соответствие с действующим законодательством начал выплачиваться отечественными изготовителями, импортерами, а также владельцами автомобилей в целях обеспечения экобезопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей природной среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств. Данный сбор составил в 2012 г. 18,7 млрд руб., а в 2013 г. – 49,5 млрд руб.
Как можно заметить из цифр, приведенных в таблице, включение в нее вышеперечисленных доходов отразилось бы на суммарной величине и общей структуре доходов в незначительной степени.
Примечание. Земельный налог, составляющий в настоящее время в России по всем плательщикам-землепользователям около 150 млрд руб./год, не относится к налогам, пополняющим федеральный бюджет, и, соответственно, в таблице не показан.
Результаты анализа табличных материалов и иных сведений позволяют сделать ряд выводов. В частности, наблюдается абсолютный и относительный рост природно-ресурсной составляющей в доходной части федерального бюджета. Доля соответствующих поступлений в общей сумме доходов увеличилась с 34,5% в 2007 г. до более 43% в 2013 г. Небезынтересно, что указанный рост имел практически непрерывный характер и наблюдался как в кризисные 2008-2009 гг., так и в посткризисные 2012-2013 гг.
С учетом того, что процесс первичного природопользования формирует определенную часть налога на прибыль, НДС, а также некоторых других налогов, сборов и платежей, можно с достаточным основанием утверждать, что общие поступления от природных ресурсов и рассматриваемого природопользования в России формирует порядка половины всех доходов федерального бюджета.
Рост природно-ресурсной составляющей ощутимо опережал увеличение иных статей доходов. В 2008-2013 гг. сумма всех доходов федерального бюджета повысилась менее чем в 1,7 раза, а группа прямых доходов от природных ресурсов и природопользования в этом бюджете – в 2,1 раза.
В составе наиболее крупных налогов, платежей и иных доходов природно-ресурсного блока особо быстро росли налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, доходы в виде прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции и т.п. В тоже время темп роста вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и природный газ были несколько ниже общего темпа роста прямых доходов федерального бюджета от природных ресурсов и природопользования. Более того, если в 2007 г. на вывозные пошлины за нефть и газ приходилось свыше 60% всех доходов от внешнеэкономической деятельности, то в 2013 г. – только 56%.
Обращает внимание стремительный рост денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства России о недрах, ООПТ, охране животного мира и иных норм в области защиты окружающей природной среды: за четыре года – то есть с 2009 г. по 2013 г. – соответствующая величина увеличились почти в 5 раз, превысив в 2013 г. 1 млрд руб.