Поиск:

Кто «кормит» федеральный бюджет?

05.12.2014 

Автор:  А.Д. ДУМНОВ, д.э.н., НИА-Природа

Динамика основных прямых доходов федерального бюджета от природных ресурсов и природопользования в России, млрд. руб.*

Вид дохода

2007 г.

2009 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г.

в %

к 2007 г.

в % к итогу

Налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции и др.

0,5

0,3

0,7

4,3

рост в 8,6 раза

0,08

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – всего

1157,4

1006,3

2442,8

2554,8

рост в 2,2 раза

45,2

из них:

– налог на добычу полезных ископаемых

1122,9

981,5

2420,5

2535,3

рост в 2,3 раза

44,8

– регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции

13,8

16,3

19,1

16,7

121

0,30

– водный налог

14,8

8,1

2,8

2,5

17

0,04

– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов

5,9

0,4

0,4

0,4

7

0,00

Доходы, получаемые в виде арендной платы за землю после разграничений госсобственности и др.**

4,8

6,5

7,7

7,7

160

0,14

Платежи при пользовании природными ресурсами – всего

61,3

63,5

101,3

245,1

рост в 4,0 раза

4,3

из них:

– плата за негативное воздействие на окружающую среду

3,4

3,7

5,8

6,2

182

0,11

– платежи при пользовании недрами

47,7

41,5

47,5

160,5

рост в 3,4 раза

2,8

– платежи за пользование водными биоресурсами по межправи-тельственным соглашениям

0,9

1,3

1,5

1,4

156

0,02

– плата за использование лесов**

9,3

11,4

16,0

16,1

173

0,28

– плата за пользование водными объектами

9,2

5,5

10,8

10,9

118

0,19

– доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка, полученной от победителя конкурса, и др.

0,11

0,13

0,0

– доходы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и др. **

0,02

0,9

0,3

0,01

Доходы в виде прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции

3,3

3,4

23,7

26,5

рост в 8,0 раза

0,47

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и федеральной собственности и др.**

1,2

16,4

1,2

0,02

Плата, взимаемая при исполнении госфункции госэкоэкспертизы

0,2

0,2

0,2

0,0

Плата, взимаемая при исполнении госфункции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр

0,2

0,3

0,01

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства:

о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.

0,11

0,07

0,18

0,14

127

0,0

– о недрах, ООПТ, охране животного мира и др.

0,2

0,6

1,0

0,02

Вывозные таможенные пошлины на:

– сырую нефть

1151,5

1203,0

2489,7

2333,6

рост в 2,0 раза

41,3

– природный газ

302,6

433,0

433,5

479,0

158

8,5

Итого, млрд рублей

2681,5

2717,7

5517,0

5653,8

рост в 2,1 раза

100

в % от всех доходов федерального бюджета

34,5

37,0

42,9

43,4

рост на 9 проц. пунктов

Справочно. Всего доходов федерального бюджета

7781,1

7337,8

12855,5

13020,0

167

* Составлено на основе ФЗ об исполнении федерального бюджета за соответствующие годы.

** Состав и/или название данной статьи доходов в рассматриваемом периоде изменялся.

В таблице не отражен ряд поступлений в федеральный бюджет страны, связанных с природными ресурсами, в частности, в виде погашения задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам: акцизам на природный газ, отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесным податям в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до начала 2005 г.) и др. Характерно, что суммы задолженности в последние годы имеют или отрицательную сальдовую величину (в основном производится погашение задолженности перед налогоплательщиками-природопользователями), или эти суммы не велики. Кроме того, с недавних пор в бюджете стали показываться средства от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении госзаказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины и др. (в 2012 и 2013 гг. – по 0,2 млрд руб.). В 2013 г. появилась статья «Доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений» в сумме 0,09 млрд руб.

Определенная, правда весьма незначительная, сумма поступлений приходится на средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (например, при поимке браконьеров), на госпошлину за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и т.п.

В последнее время в составе федерального бюджета определенную роль стал играть утилизационный сбор, который в соответствие с действующим законодательством начал выплачиваться отечественными изготовителями, импортерами, а также владельцами автомобилей в целях обеспечения экобезопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей природной среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств. Данный сбор составил в 2012 г. 18,7 млрд руб., а в 2013 г. – 49,5 млрд руб.

Как можно заметить из цифр, приведенных в таблице, включение в нее вышеперечисленных доходов отразилось бы на суммарной величине и общей структуре доходов в незначительной степени.

Примечание. Земельный налог, составляющий в настоящее время в России по всем плательщикам-землепользователям около 150 млрд руб./год, не относится к налогам, пополняющим федеральный бюджет, и, соответственно, в таблице не показан.

Результаты анализа табличных материалов и иных сведений позволяют сделать ряд выводов. В частности, наблюдается абсолютный и относительный рост природно-ресурсной составляющей в доходной части федерального бюджета. Доля соответствующих поступлений в общей сумме доходов увеличилась с 34,5% в 2007 г. до более 43% в 2013 г. Небезынтересно, что указанный рост имел практически непрерывный характер и наблюдался как в кризисные 2008-2009 гг., так и в посткризисные 2012-2013 гг.

С учетом того, что процесс первичного природопользования формирует определенную часть налога на прибыль, НДС, а также некоторых других налогов, сборов и платежей, можно с достаточным основанием утверждать, что общие поступления от природных ресурсов и рассматриваемого природопользования в России формирует порядка половины всех доходов федерального бюджета.

Рост природно-ресурсной составляющей ощутимо опережал увеличение иных статей доходов. В 2008-2013 гг. сумма всех доходов федерального бюджета повысилась менее чем в 1,7 раза, а группа прямых доходов от природных ресурсов и природопользования в этом бюджете – в 2,1 раза.

В составе наиболее крупных налогов, платежей и иных доходов природно-ресурсного блока особо быстро росли налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, доходы в виде прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции и т.п. В тоже время темп роста вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и природный газ были несколько ниже общего темпа роста прямых доходов федерального бюджета от природных ресурсов и природопользования. Более того, если в 2007 г. на вывозные пошлины за нефть и газ приходилось свыше 60% всех доходов от внешнеэкономической деятельности, то в 2013 г. – только 56%.

Обращает внимание стремительный рост денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства России о недрах, ООПТ, охране животного мира и иных норм в области защиты окружающей природной среды: за четыре года – то есть с 2009 г. по 2013 г. – соответствующая величина увеличились почти в 5 раз, превысив в 2013 г. 1 млрд руб.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru