Поиск:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

02.12.2014 

Автор:  С.А. СТЕПАНОВ, д.п.н., проф., МНЭПУ

В последние годы в России принята целая серия законов и подзаконных актов, стратегий, основных направлений, программ в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Но утвержденные в 2012 г. «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.» можно рассматривать как национальную стратегию устойчивого развития или - по выражению академика Никиты Моисеева – стратегию переходного периода, в результате которого может возникнуть режим коэволюции человека и природы.

Фактически в этом документе выражается национальная концепция устойчивого развития, выстраивается стратегия действий по ее реализации на основе четких принципов, основных задач и механизмов их реализации. Для педагогического сообщества страны важно, что в Основах сформулированы и основные задачи экологического образования – формирование экокультуры, развитие экообразования и воспитания.

В качестве принципов экологической госполитики для экообразования здесь определены:

– научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экобезопасности;

– соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

– участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

Основные механизмы в реализации образовательных задач сформулированы так:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

б) господдержка распространения через СМИ сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведение тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в т. ч. посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) господдержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экобезопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экообразования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 г. № 2423-р утвержден «План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Из 105 пунктов этого плана проблем образования касаются только 8 пунктов, в т.ч.:

– подготовка и реализация модельных проектов, направленных на экологическое воспитание и просвещение школьников и молодежи (познавательный туризм), на базе заповедников (п. 69);

– разработка модели компетенций, знаний, умений и навыков специалистов в области окружающей среды для включения в образовательные стандарты профессионального образования (п. 70);

– актуализация федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом профессиональных стандартов в области охраны окружающей среды (п. 71);

– методологическое, программное и учебно-методическое сопровождение реализации экологической составляющей федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования (п. 72);

– разработка предложений о формировании образовательных программ, учитывающих особенности осуществления природоохранной деятельности в различных отраслях экономики (п. 73);

– подготовка курса «Экология транспорта» для студентов транспортных вузов (п. 74);

– подготовка и реализация программ обучения и повышения квалификации госслужащих системы Минтранса России в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности на транспорте (п. 75);

– подготовка современной учебной и методической литературы в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экобезопасности на транспорте (п. 76);

– развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности (п. 77).

Безусловно, образовательный раздел плана носит отрывочный, бессистемный и непоследовательный характер и требует соответствующего дополнения и корректировки с участием мнения ведущих образовательных организаций страны и специалистов в области экологического образования и воспитания.

Вместе с тем, важным инструментом педагогического обеспечения задачи экологической госполитики в части формирования экокультуры может стать выполнение на местах п.78 Плана:

– подготовка предложений о создании при общественных советах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ структур, групп, для выработки рекомендаций по приоритетным направлениям реализации задач. В данном случае – для планирования и реализации мер по формированию экокультуры населения нашей страны.

Указанные в экологической госполитике принципы, задачи и механизмы формирования экокультуры, развития экообразования и воспитания позволяют органам управления образованием, организациям образования совместно с органами государственного, регионального и местного управления охраной окружающей среды, природными заповедниками, ООПТ, осуществляющими экологическую просветительскую деятельность, обеспечивать как методическую, так и организационно-финансовую поддержку экологического образования для устойчивого развития.

Для этого педагогическому сообществу страны необходимо в ближайшее время осуществить первоочередные мероприятия, такие как:

– создание рабочих педагогических групп при общественных советах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ для формулирования рекомендаций по реализации определенной эколполитикой задачи формирования экокультуры, координации взаимодействия образовательных, просветительских организаций и органов управления охраной окружающей среды в направлении этой деятельности;

– планирование и организация разработки методического обеспечения мероприятий по осуществлению педагогических задач, определенных экополитикой;

– участие в разработке или в обсуждении проектов докладов в Правительство России о реализации эко политики ( в части педагогических задач) на территории субъектов РФ;

– поддержка и распространение опыта успешной работы образовательных организаций, органов управления охраной окружающей средой, заповедников и ООПТ, осуществляющих экологическую просветительскую деятельность;

–тщательное обоснование материальных (финансовых) затрат и отстаивание включения их в планы органов госуправления образованием и охраной окружающей среды субъектов РФ;

– регулярное обсуждение в педагогическом сообществе, на соответствующих депутатских комиссиях и в законодательных собраниях субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления вопросов состояния и проблем реализации Основ госполитики в области формирования экокультуры населения и молодежи.

Всем педагогическим работникам от заведующего кафедрой вуза и директора школы до преподавателя и учителя-предметника необходимо детально разобраться в экополитике государства и совместными усилиями наладить теоретико-методологическую, методическую и практическую работу по экообразованию для устойчивого развития и формированию экокультуры молодежи и населения.

В предметно-содержательном аспекте экообразования и воспитания предстоит уяснить новые направления и тенденции в решении экологических проблем и рациональном природопользовании, чтобы учащиеся и выпускники вузов были готовы профессионально их решать.

Вот лишь часть проблем, которые сегодня актуальны в связи с решением задач, определенных госэкополитикой и которые необходимо уяснить каждому педагогу:

– накопленный экоущерб;

– наилучшие доступные технологии;

– компенсационные мероприятия;

– «зеленая» экономика;

– «зеленая» энергия;

– энергоэффективность и энергосбережение;

– «зеленые» стандарты;

– безотходные (малоотходные) производства;

– энергосбережение и энергоэффективность;

– возобновляемые источники энергии;

– индекс экологической эффективности;

– вторичное использование отходов производства и потребления и др.

Таким образом, педагогическое сообщество призвано осуществить педагогическое обеспечение (опережающее сопровождение) экологического развития страны. При этом следует учесть, что: а) при нынешней геополитической обстановке в мире финансирование мероприятий по охране окружающей среде как и системы образования в нашей стране будет скорее всего осуществляется по остаточному принципу; б) низкая экокультура чиновников госуправления и муниципальных образований, а отсюда и неэкологичность принимаемых стратегических решений в экономике, образовании будут и дальше сдерживать инновации в экообразовании, а также создание в стране госсистемы всеобщего, комплексного и непрерывного экообразования, воспитания и просвещения.

Принятие в стране Концепции геологического образования в России (1999), Концепции развития математического образования в РФ (2013) дает основание полагать, что настала пора разработать концепцию экологического образования для устойчивого экологического развития России. Утверждение такого документа на высоком государственном уровне может способствовать законодательному обеспечению формирования в стране экокультуры, включению в Комплексную целевую программу «Развитие образования» раздела по экообразованию для устойчивого развития. Чтобы этот документы не повторил судьбу «пустого» документа, как назвал член-корр. РАН А.М. Абрамов Концепцию развития математического образования в РФ (Независимая газета, 14.10.2014), необходимо создание межведомственного координационного органа и государственного методического центра экообразования для устойчивого развития.

Состоявшаяся недавно ХХ Международная научная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг в будущее» показала необходимость теоретико-методологической разработки экологического образования для устойчивого развития в условиях России, концептуальных подходов этого образования на всех уровнях и формах образования, воспитания и просвещения. Требуется методологически рассмотреть изменяющееся значение определения «устойчивое развитие» применительно к экологии, как системе наук, энвайронментальной политике и образованию. Здесь следует исходить из того, что экообразование формирует мировоззрение, а с включением в него новых методов обучения (совместный поиск знаний и информации с определением путей решения проблем на местном уровне) в интересах устойчивого развития активизируется развитие социальных навыков, формирование жизненной позиции и ценностей.

В выступлении президента Международного Зеленого Креста А. Лихоталя на этой конференции прозвучала мысль о том, что « …пока Россия не «созрела» до необходимости всё-таки уделить внимание экообразованию, вывести этот потенциал, этот мощный интеллектуальный потенциал, которым обладает эта Конференция, на международный масштаб для того, чтобы и во многих странах специалисты могли знакомиться и знать о том, что происходит, потому что, мне кажется, что в области понимания проблематики экологического образования это – передний край сегодня».

На конференции было высказано предложение о том, что важно теоретически и методически развивать складывающуюся отечественную практику экообразования для устойчивого развития, не противопоставляя традиционное экообразование образованию для устойчивого развития, как, к сожалению, практикуется некоторыми российскими учеными и специалистами. Чтобы не было такой парадоксальной картины непрофессионализма, когда некоторые ретивые руководители дошкольных учреждений объявляют детский сад базовой площадкой образования для устойчивого развития, а некоторые природоохранные руководители высокого уровня заявляют: «раньше мы занимались устойчивым развитием, а теперь – проблемами изменения климата».

В принятом конференцией итоговом документе – Рекомендациях отмечается не только озабоченность общим состоянием экообразования в стране, но и предлагаются конкретные пути и меры по улучшению и созданию системы непрерывного, комплексного и всеобщего экообразования для устойчивого развития в соответствии с основными положениями Основ государственной политики в области экоразвития.

При этом надо помнить, что идеи образования в интересах устойчивого развития, утвердившиеся в Европе в начале нулевых годов, расширяют и дополняют экообразование акцентами новой педагогики, общекультурными, ценностными ориентирами. Поэтому экообразование, как подчеркивается в Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития, необходимо и далее развивать и дополнять образованием в других областях в рамках комплексного подхода к образованию в интересах устойчивого развития. Это положение не противоречит, а подтверждает идею интеграции многих наук в структуре экологии (по Н.Ф. Реймерсу ).

Для понимания преемственности концепции ОУР, предложенной Стратегией, и концептуальными основами экологического образования, сложившимися в нашей стране с 80-х гг. прошлого века, важно учитывать методологическое положение академика Н. Моисеева о том, что «термин «sustainable development», который мы переводим как «устойчивое развитие», следует интерпретировать как стратегию перехода к такому состоянию природы и общества, которое мы можем характеризовать термином «коэволюция» или «эпоха ноосферы».

Отсюда термин «экологическое образование для устойчивого развития», принятый в нашей стране в основной массе педагогов и образовательных учреждений, необходимо последовательно поддерживать, наполнять новым содержанием программы этого образования и строить это образование на новой методической – аксиологической и когнитивной базе и информационно-коммуникационных технологиях.

Таким образом, с учетом международных рекомендаций по сбалансированию и интеграции в содержании современного образования трех фундаментальных проблем устойчивого развития – экономической, социальной и экологической, экологическое образование для устойчивого развития должно быть основано на ценностно-ориентированном, трансдисциплинарном, интеграционном обучении, способствующем развитию системы мышления и понимания научной картины мира, формированию новых ценностей на основе эколого-ориентированного мировоззрения.

Без формирования такого мировоззрения и экокультуры, т.е. педагогического обеспечения трудно рассчитывать на успех в реализации Основ госполитики в области экоразвития России на период до 2030 года.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru