Поиск:

Итоги деятельности Минприроды России

12.05.2014 

Автор:  НИА-Природа

18 апреля в актовом зале Минприроды России состоялось заседание коллегии Министерства природных ресурсов и экологии РФ, посвященное итогам 2013 года и задачам на 2014 год.

В коллегии приняли участие руководители подведомственных министерству федеральных служб и агентств, председатели профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания РФ, председатель Общественного совета при Минприроды России, академик РАН Николай Касимов, представители Общественной палаты РФ, РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, представители общественных экологических организаций.

С основным докладом об итогах работы ведомства в 2013 г. и задачах на 2014 г. выступил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. В ходе своего доклада С. Донской затронул основные направления деятельности Министерства: развитие геологической отрасли, гидрометеорологии, лесного хозяйства, водохозяйственного комплекса, охотничьих ресурсах, охраны окружающей среды. Ниже представлены основные результаты деятельности Министерства в 2013 году.

Охрана окружающей среды

В 2013 г. в ходе масштабной инвентаризации на карте страны было выявлено свыше 300 «горячих точек», утвержден Комплекс первоочередных мер по решению проблемы накопленного ущерба, разработан проект соответствующей ФЦП. В рамках Госпрограммы «Охрана окружающей среды» было обеспечено финансирование ряда мероприятий по ликвидации накопленного ущерба. Эта сумма составляет около 3 млрд руб. в год и рассчитана на 3 года. Осознавая масштаб необходимых затрат, Министерством был подготовлен законопроект о возмещении вреда окружающей среде, в том числе, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью.

За 40 лет существования БЦБК была впервые разработана ФЦП, направленная на решение экологических проблем байкальской территории. В соответствии с ней, в 2013 г. началась ликвидация отходов, накопленных в результате деятельности БЦБК. Речь идет о более 6 млн т отходов производства, негативно влияющих на уникальную экосистему озера. Принятое Правительством РФ решение о закрытии БЦБК является важной экологической победой 2013 г. Именно оно позволило снять многолетний вопрос об изменении статуса озера Байкал с «объекта, находящегося под угрозой» на «объекта Всемирного природного наследия».

Данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду в целом стабильны с некоторой тенденцией к снижению. Несмотря на то, что степень загрязнения воздуха в большинстве крупных городов, по статистике, остается высокой, в отдельных регионах фиксируются и положительные изменения. Так, в Сочи благодаря модернизации транспортной инфраструктуры, ЖКХ, энергетики и ряда других направлений атмосферный воздух стал чище в 2 раза по сравнению с декабрем 2007 г., то есть до начала олимпийской стройки (с 1,2 ПДК до 0,6 ПДК).

Важным прорывом в борьбе с загрязнением воздуха стало решение Правительства России повысить ставки платы за выбросы от сжигания попутного нефтяного газа – основного загрязнителя в масштабах страны. Итоги прошлого года показали, что ужесточение мер в этой сфере дает хорошие результаты и является эффективным.

Не менее острой сегодня представляется проблема чистой воды. Загрязнение водных объектов остается одной из основных экологических проблем для промышленно развитых регионов Поволжья, Урала, Кузбасса и Северного Кавказа. Причины такой ситуации – отсутствие у предприятий стимулов к экологической модернизации, строительству очистных сооружений, реализации «зеленых проектов». Для решения этих задач Министерством подготовлен законопроект по внедрению реальных мер экономического стимулирования модернизации производства. Он усиливает контроль за крупнейшими загрязнителями окружающей среды, и, одновременно, снимает излишние административные барьеры в отношении сотен тысяч предприятий, которые практически не влияют на окружающую среду. Этот законопроект также предполагает возрождение института государственной экологической экспертизы.

Система нормирования, основанная на принципах наилучших доступных технологий, неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне. Внедрение этой системы потребует модернизации многих предприятий и потребует от бизнеса больших финансовых затрат. Очевидно, что представители крупного бизнеса «не в восторге» от указанных инициатив. Однако другого пути нет.

В 2013 г. Правительство России приняло постановление о порядке паспортизации отходов, что позволит к августу 2014 г. создать новую редакцию Федерального классификационного каталога отходов. Также, Минприроды России утвердило Комплексную стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ. В рамках ее реализации был доработан проект поправок к закону «Об отходах…». Поправки предусматривают повышение эффективности управления потоками отходов за счет перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и субъектами РФ. Внедряется принцип «расширенной ответственности производителя», согласно которому производитель или импортер несет ответственность утилизировать товары, потерявшие свои потребительские свойства.

Наряду с этим, разработан и внесен в Правительство РФ проект федерального закона, который предусматривает ужесточение наказания за несоблюдение конкретных требований экологического законодательства.

В 2013 г. территория федеральных национальных парков расширилась еще на 2,5 млн га и теперь ее общая площадь составляет свыше 12 млн га (0,6% от всей площади России). Учреждены 3 национальных парка: «Берингия» в Чукотском автономном округе; «Онежское Поморье» в Архангельской области; «Шантарские острова» в Хабаровском крае. Также, в 2013 г. принят Федеральный закон, направленный на обеспечение устойчивого развития системы ООПТ в современных условиях.

Указом Президента России 2013 г. год был объявлен Годом охраны окружающей среды. Основная цель этого масштабного события – привлечение внимания к охране окружающей среды самых широких кругов населения для консолидации усилий в решении природоохранных проблем. Всего в России было проведено около 70 тысяч мероприятий, в которых приняли участие более 10% населения страны. Итоговым мероприятием экологического Года стало проведение IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, в котором приняли участие более 3 тыс. человек. Итогом работы участников Съезда стала резолюция, которая будет использована при формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды в России.

Минеральные ресурсы

В 2013 г. было открыто 30 месторождений углеводородного сырья и 70 месторождений твердых полезных ископаемых. Удалось добиться воспроизводства минерально-сырьевой базы по наиболее значимым для национальной экономики видам сырья.

В прошлом году на геологоразведку из бюджета году было направлено 32 млрд руб. – это существенно выше, чем в предшествующие годы. При этом важно, что только от разовых платежей бюджетные доходы составили 160 млрд руб.

С целью повышения эффективности госвложений в геологоразведку было решено сконцентрировать геологоразведочные работы на нефть и газ по наиболее перспективным направлениям, где специалисты оценивают шансы на открытие крупных и средних месторождений как наиболее высокие. Были выделены 5 таких зон, и все они – потенциально новые центры нефте- и газодобычи.

Инвестиции в геологоразведку выросли за счет внебюджетных источников, и составили в 2013 г. около 300 млрд руб. Это – абсолютный максимум за последнее десятилетие.

Результатом активизации ГРР стало открытие крупнейшего за последние 13 лет месторождения «Великое» в Астраханской области. Характерно, что это месторождение находится в хорошо изученном регионе. Если приток частных инвестиций в ГРР будет продолжать расти такими же темпами, «не за горами» новые масштабные открытия.

Инвестиции направляются туда, где есть понятные правила и необходимые стимулы. В 2013 г. при активном участии Министерства был принят целый комплекс законов, включающих введение налоговых каникул по НДПИ на Дальнем Востоке по твердым полезным ископаемым, дифференциацию ставок НДПИ при разработке трудноизвлекаемых запасов нефти, установление особого налогового режима при добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе.

Для повышения инвестиционной привлекательности геологоразведки увеличен до 7 лет срок геологического изучения в удаленных и труднодоступных областях, рассекречены сведения по запасам углеводородного сырья, утверждена новая Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов.

Госдумой приняты в первом чтении поправки, предусматривающие изменение критериев отнесения к участкам недр федерального значения (в части проявлений никеля, платины, россыпных месторождений алмазов и золота).

Лесные ресурсы

В целях повышения эффективности освоения лесов, создания цепочек добавленной стоимости в отрасли, и, как следствие, роста капитализации лесного сектора в 2013 г. были утверждены Правительством России Основы государственной лесной политики России. Это событие – важный результат прошлого года в сфере лесных отношений. Ключевым событием 2013 г. стал весенний Госсовет, на котором Президент России обозначил ключевые направления развития лесного хозяйства.

Для повышения инвестиционной привлекательности и стимулирования производства продуктов с высокой добавленной стоимостью в лесном секторе подготовлен ряд законопроектов. В частности, для обеспечения приоритетного доступа к лесным ресурсам предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины, предусматривается проведение конкурсов на право заключать договоры аренды. Критерием отбора при этом станет наличие производственных мощностей и глубина переработки древесины. Другой законопроект облегчает доступ к лесным ресурсам малому и среднему бизнесу, дает право на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

В настоящее время в Госдуме проходят рассмотрение проекты законов о пролонгации действующего договора аренды, о введении типовой формы договора аренды лесного участка. По мнению бизнеса, эти документы имеют огромное значение для тех, кто занимается глубокой переработкой древесины.

Одним из ключевых достижений 2013 г. в сфере нормативно-правового регулирования лесного хозяйства стало внесение изменений в Лесной кодекс в части создания системы учета древесины и контроля за ее оборотом.

Важной составляющей обеспечения экономики страны лесными ресурсами является их защита от пожаров. В этой области прошлый год является показательным – внимание к проблеме приносит положительный результат.

Водные ресурсы

В рамках реализации ФЦП по развитию водохозяйственного комплекса в регионах, где традиционно наблюдается дефицит воды, продолжается строительство ресурсообразующих объектов. В 2013 г. были завершены работы по реконструкции и строительству 4 водохранилищ комплексного назначения, которые будут снабжать водой 300 тыс. человек.

В 2013 г. были выделены государственные субсидии в размере более 0,5 млрд руб. для осуществления 18 инвестиционных проектов с использованием внебюджетных источников финансирования (в объеме свыше 11,6 млрд руб.), а также софинансирования из бюджетов субъектов РФ (в размере 5,7 млрд руб.).

Построено 22 объекта инженерной защиты территорий от наводнений общей протяженностью 167 км. Это обеспечило безопасное проживание для 200 тыс. человек. Приведены в безопасное состояние свыше 160 гидротехнических сооружений.

В рамках «водной» ФЦП запущен механизм софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по реализации мероприятий региональных программ в области использования и охраны водных объектов. Эти программы прошли конкурсный отбор для софинансирования, всего на конкурс были представлены программы 67 субъектов РФ.

В 2013 г. был принят Федеральный закон, который обеспечивает правовое регулирование хозяйственного освоения территорий, подверженных периодическому затоплению и подтоплению.

Принятые в 2013 г. поправки в Водный кодекс и отдельные законы РФ обеспечили ужесточение административной ответственности за нарушения водного законодательства, а также за ограничение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования.

Создана правовая основа для реализации принципа «загрязнитель платит». Впервые разграничена ответственность за негативное воздействие на водные объекты организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов. Для самих абонентов устанавливаются нормативы допустимых сбросов. Кроме того, и водоканалам, и их абонентам уменьшается плата за негативное воздействие на окружающую среду на величину фактически произведенных ими затрат на реализацию очистных мероприятий.

Охотничьи ресурсы

В 2013 г. сохранилась положительная динамика численности основных видов охотничьих животных, что свидетельствует о реализации принципа устойчивого использования животного мира и гарантированного обеспечения населения и экономики страны данными ресурсами.

Продолжается положительная динамика заключения охотхозяйственных соглашений, в результате которой доходы бюджета выросли на 20% по сравнению с 2011 г. Общая площадь охотничьих угодий, на которые заключены соглашения составила 127 млн га.

Также сохраняется положительная динамика выявления правонарушений в области охоты. Соотношение привлеченных к ответственности нарушителей по выявленным правонарушениям поддерживается на высоком уровне (90% по итогам 2013 г.).

Сохраняется критически низкое количество госохотинспекторов в большинстве регионов.

Ключевым результатом нормотворческой деятельности в сфере охоты в 2013 г. стало усиление ответственности за незаконную охоту, добычу и оборот объектов животного мира. Впервые установлена уголовная ответственность за добычу, оборот, включая хранение, перевозку и продажу, особо ценных диких животных и водных биоресурсов, в том числе – амурских тигров, леопардов и других редких и находящихся под угрозой исчезновения «краснокнижных» видов животных. Постановлением Правительства РФ утвержден соответствующий перечень таких видов. Изменения в законодательстве позволили привлечь к охране редких животных еще и правоохранительные органы. Штатные охотничьи инспекторы теперь наделены правом проверять соблюдение установленных требований, составлять акты о наличии административного правонарушения. Это позволит дополнительно привлечь к охране охотничьих ресурсов и других объектов животного мира более 30 тысяч егерей-охотпользователей. Одновременно усилены меры административной ответственности за нарушение Правил охоты в виде лишения правонарушителей права осуществлять охоту.

Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды

В 2013 г. продолжалась модернизация наблюдательной сети, что позволило повысить оперативность и точность получаемой информации, принимать меры для предотвращения человеческих жертв и ущерба от опасных природных явлений.

Хороший пример работы со многими опасными природными явлениями – это обеспечение противолавинной, противоселевой и противооползневой защиты олимпийских объектов, метеорологическое обеспечение Олимпийских игр. Оно заслужило высокую оценку Международного олимпийского комитета и Всемирной метеорологической организации.

Безусловно, для защиты от опасных природных явлений требуется дальнейшее технологическое обновление отрасли.

В 2013 г. сдан в эксплуатацию уникальный самолет-лаборатория Як-42Д «Росгидромет» – многоцелевой самолетный комплекс, оснащенный оборудованием и приборами геофизического мониторинга атмосферы.

Создавать инновационные средства защиты невозможно без научно-исследовательской деятельности, прежде всего – на полюсах, в Арктике и Антарктике. Необходимо обеспечивать развитие научно-экспедиционной деятельности России в акваториях Мирового океана, а также поднимать престиж профессии полярников – людей, которые в экстремальных условиях занимаются фундаментальными исследованиями.

В 2013 г. продолжалась работа по созданию системы учета обращения озоноразрушающих веществ в России.

Министерство разработало проект постановления «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации».

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru