Поиск:

Проблемы охраны почв и органическая продукция

16.04.2014 

Автор:  А.С. ЯКОВЛЕВ, д.б.н., профессор, завкафедрой земельных ресурсов и оценки почв МГУ им. М.В. Ломоносова

Данный доклад обсуждался на заседаниях Общественной палаты РФ (10.10.2013 г.) Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии (24.10.2013 г.).

В повседневной жизни мало кто задумывается о неоценимой роль почвы в состоянии природной среды и жизни человека. Тем не менее, почва дает нам практически все продукты питания. В ней живет 90% всего живого на земле. Почва природный фильтр воды и воздуха и основная кладовая генетического фонда Планеты.

В тоже время, состояние почвенно-земельных ресурсов катастрофически ухудшается. Если говорить о динамике деградации земельных ресурсов Мира, то до начала интенсивного земледелия на планете площадь пригодных земель составляла около 4,5 млрд га. В настоящее время осталось 2,5 млрд га. Остальное поглотили рукотворные пустыни. В среднем за 10 тыс. лет земледельческой истории терялось по 200 тыс. га в год.

Современные потери по сравнению со средне историческими выросли в более чем 30 раз, т.е. теряется около 6 млн га год. Что из себя представляют эти оставшиеся 2,5 млрд га? Из них в настоящее время в мире используется в земледелии 1,5 млрд га, не тронут 1 млрд га – это резерв человечества. Это песчаники, глинистые, засоленные, каменистые, заболоченные земли, которые без мелиоративных мероприятий не возьмешь.

При потере 6-7 млн га год, необходимо такое же количество вовлекать в процесс земледелия. На самом деле вовлекать необходимо значительно больше. Дело в том, что население планеты ежегодно увеличивается на 70 млн человек. Учитывая, что средняя мировая норма на человека 0,3 га пашни и умножив 70 млн на 0,3 га получим 21 млн га. Соответственно 6 млн га плюс 21 млн га, получим 27 млн га. Разделив 1 млрд га на 27 млн га, видим, что резерва в 1 млрд га хватит на 30-40 лет. Это период жизни практически одного поколения.

Не удивительно, что в Мире так обострилась борьба за земельные ресурсы и получение продуктов питания, особенно экологически чистых.

Говоря о почвах и землях России, необходимо отметить, что земельный фонд страны составляет 1,7 млрд га. В настоящее время в России площадь сельхозугодий составляет 222 млн га из них пашни 122 млн га.

За период перестройки из оборота выбыло более 7 млн га сельхозугодий из них более 2 млн га пашни. Вследствие зарастания, подтопления, иссушения, пожаров на заболоченных территориях, заболачивания, загрязнения, в стране отмечается общая тенденция к утрате почвенного покрова. В отельных особо эрозионно опасных регионах за 40 последних лет потери черноземного слоя составили более 40% его мощности (в год по 1 см черноземного слоя). Необходимо помнить, что на черноземных почвах, составляющих около 8% всех земель России, живет 2/3 населения, а продукцией полей пользуется вся страна.

Многих интересует вопрос, как картина деградации почвенно-земельных ресурсов коррелирует с утратой экологического состояния природной среды в целом и особенно в местах массового проживания населения страны. В нашей стране на территории 15% проживает 60% всего населения. И как раз эти 15% территории не соответствуют экологической норме и получению экологически чистой продукции. К этим 60% населения, живущим в условиях экологического неблагополучия каждый год добавляется около 5% в результате активных процессов миграции населения в города и промышленные центры. Получается, что через 8-10 лет все 100%) населения будут жить на территориях, характеризующихся дефицитом экологической нормы.

В сложившейся обстановке требуется принятие незамедлительных законодательных и управленческих решений по выходу на равновесное развитие отношений общества и природы и прежде всего сохранению почвенного покрова страны, способствующего благоприятному проживанию населения и получению экологически чистой продукции.

Всем посвященным в эту тему понятно, что ситуация с почвенным покровом страны крайне тревожная, но, к сожалению, на государственном и региональном уровне этому не придается соответствующего внимания. Так, сложившееся состояние почвенно-земельных ресурсов не принимается в расчет при обороте и охране земель, в том числе на землях сельхозназначения.

К основным причинам деградации почв и земель России следует отнести то, что:

– начиная с 1991 г. в стране не ведется учет почв и земель и их природного качества;

– в документах, удостоверяющих право на землю, не отражаются ограничения и обременения в правилах землепользования, в том числе природоохранного характера;

– кадастровая оценка сельхозземель проводится по обследованию 1985 г.;

– в результате череды преобразований практически разрушены землеустроительная, почвенная, агрохимическая службы страны;

– все земельные ресурсы страны, включая и федеральные земли, находятся в распоряжении местного самоуправления и не всегда должным образом используются в интересах государства, подержания благоприятной окружающей среды и получения чистых продуктов питания;

– вступив в стихийный рынок, в последние годы государство практически выпустило из своих рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом, охраной окружающей среды и продовольственной политикой.

Это обернулось:

– значительным ростом темпов деградации почв и земель (утрата черноземного слоя, опустынивание, загрязнение, захламление земель);

– свертыванием работ по повышению плодородия почв и обустройству территорий;

– четверть века страна не получает объективную информации о качестве почв и земель, соответственно о качестве продуктов питания.

Возникает извечный вопрос. Кто виноват - законы или плохое их исполнение?

Проведем некоторый анализ современного законодательства и управленческой практики в области охраны почв.

Если сравнивать систему охраны почв с охраной других природных сред (атмосферный воздух, водные среды, животный и растительный мир и др.), правовая и практическая защита почв, находится на самом последнем месте. Причина в том, что в существующей практике землепользования, защита почв предполагается в основном под эгидой земельного законодательства, где во главу угла в настоящее время поставлены задачи распределения и оборота земель как объекта недвижимости и охране почв не уделяется никакого внимания.

При этом мало кто знает, что в правовом поле между понятиями «почва» и «земля» есть существенная разница. В то время как земля это – вполне определенная территория с установленными границами, то почве в рамках этой территории может и не найтись места. Она как «Шагреневая кожа» может незаметно и бесследно исчезнуть с территории земельного участка, так же, как навсегда исчезает с поверхности земли какое-нибудь редкое растение или животное. Трудно себе представить лесные ресурсы без леса, водные без воды, а земельные ресурсы, как это ни парадоксально, могут быть без почвы. В этом вся сложность специфики и проблемы охраны почв как ключевого компонента окружающей среды в рамках земельных ресурсов страны.

На сегодняшний день в России можно насчитать около 20 федеральных и до 2 тыс. региональных актов о земле в то же время до сих пор не определены экологические нормы качества почв и воздействия на них, и не действует единый порядок их охраны и поддержания плодородия.

Отсутствие разделения на правовом уровне понятий «земля» и «почва» привело к тому, что на практике с существованием почв перестали считаться и ценность земельного участка не связывают с ценностью почвы и ее качеством.

В итоге, почва как компонент окружающей природной среды в существующем земельном законодательстве юридически не защищена, что, свидетельствует о необходимости принятия самостоятельного закона «Об охране почв», аналогичного существующим законам «Об атмосферном воздухе», «О животном мире», «О недрах» и др.

Кроме, упомянутой выше правовой не защищенности почв, проблема деградации почв заключается так же в не эффективной системе госучета и управления земельными ресурсами и качеством окружающей среды. Особенно неэффективно работает система на уровне взаимодействия: государство – муниципальное образование – землепользователь.

В результате децентрализации системы управления в стране, региональная и муниципальная власть, и непосредственно землепользователи, оказались наедине со сложными проблемами оборота, охраны и использования почв и земель.

В итоге бесконтрольного обращения с земельными ресурсами нарастает угроза утраты почвенно-земельным комплексом своих экологических и продуктивно-ресурсных качеств, выходящая на уровень вопросов национальной безопасности.

В тоже время, на фоне указанных проблем хотелось бы отметить отдельные позитивные тенденции, наметившиеся в последнее время в управлении качеством почв и земель. Так обозначилась попытка государства начать жизнь на земле «с чистого листа» путем формирования на госуровне долгосрочной программы и соответствующего законодательства по регулированию качества почв и земель на территориях с накопленным экоущербом образовавшимся в результате долгосрочной антропогенной нагрузки. Решение проблемы накопленного экоущерба может служить определенной отправной точкой активного взаимодействия между государством, территориальным образованием и конкретным землепользователем.

В пользу развития программ по ликвидации накопленного ущерба говорит то, что они связаны с территориями на которых проживает основная масса населения страны, нуждающаяся в здоровой экологической обстановке и чистых продуктах питания. Особое внимание при реализации этих программ должно быть уделено территориям, на которых уровень загрязнения и деградации почвенного покрова настолько высок, что не предполагает возможность его самовосстановления. Указанные территории должны быть выявлены и подвержены первоочередной рекультивации или консервации.

В этой связи, важно установить - кто в стране несет ответственность за накопленный и современный (актуальный) ущерб?

На наш взгляд, вопросами устранения накопленного, унаследованного от прежней деятельности ущерба, прежде всего, должно заниматься государство и его региональные структуры. Что касается, современного ущерба вопрос, прежде всего, должен быть обращен к действующему в настоящее время землепользователю и властным структурам муниципальных образований, на территории которых происходит это актуальное загрязнение и деградация почв и земель. За экологическое состояние земель ответственны, прежде всего, руководители основных промышленных центров страны, в зоне техногенного влияния которых эти земли находятся. В список этих центров могут быть включены так же крупные сельскохозяйственные предприятия, оказывающие в процессе своей деятельности непосредственное воздействие на почвенный покров.

Итог суммарной деятельности промышленности и сельхозпредприятий по влиянию на природную среду и почвенный покров может быть представлен на примере Московской обл. и ее районов. На более чем 1/3 территории этого региона уровень потери экологического качества соответствует среднему и высокому, где восстановление природы и почв до оптимального уровня невозможно без значительных затрат. В рассматриваемом случае речь в основном идет о накопленном экоущербе, сложившимся за долгие годы природопользования, с которым без помощи государства регионы не смогут справиться самостоятельно (кстати, вектор расширения территории города Москвы был выбран в сторону наиболее загрязненных территорий Московской области, нуждающихся в безотлагательном обследовании, выделении наиболее опасных с точки зрения загрязнения зон и рекультивации). В противном случае на стол жителей Москвы и Московской области с окрестных сельхозугодий и дачных участков могут поступать продукты питания с недопустимо высоким содержанием загрязняющих веществ (тяжелые металлы, диоксины, полихлобифенилы и др.). В тоже время, примером современного ущерба может служить растущая площадь «диких свалок» на указанных территориях. Так в Московской области скорость появления свалок опережает скорость их ликвидации и это вопрос, прежде всего, к администрации области и землепользователям.

В сложившейся ситуации природопользователь начинает понимать, что нельзя приобретать землю в собственность или в аренду под любой вид деятельности, особенно сельскохозяйственной направленности, без предварительного обследования территории и прежде всего почвенного покрова, иначе ответственность за качество земель и получаемой продукции ляжет на него. В этой связи, у природопользователя появляется серьезный мотив для сотрудничества с властью.

Можно привести позитивные примеры налаживания такого сотрудничества в Белгородской, Калужской областях, Ставропольском крае и других регионах направленного на связь государственных органов с землепользователями в области охраны почв и развития соответствующего законодательства (региональные законы по охране почв и развитию системы плодородия земель). Особенно следует отметить Москву как субъект Федерации, которая первой в стране приняла закон об охране почв (закон «О городских почвах»), в котором заложена идеология привлечения землепользователя к решению проблем экологической оценки, нормирования и реабилитации подконтрольных ему земель, с разделением ответственности между землепользователем и администрацией за накопленный и современный ущерб. Аналогичный закон может быть принят на федеральном уровне и в других регионах России.

Все это можно рассматривать как отдельные позитивные сдвиги в системе управления земельными ресурсами и охраны почв и земель. В тоже время, в целом, как уже отмечалось, региональная и муниципальная власть и землепользователи оказались наедине со сложными проблемами оборота, охраны и использования почв и земель и нуждаются в значительно большей поддержке государства и его структур.

К основным этапам скорейшего восстановления природного здоровья и плодородия почв и земель России необходимо отнести:

– инвентаризацию экологического состояния почв и земель страны (последняя была четверть века назад);

– определение границы допустимого экологического состояния почв и земель и допустимой антропогенной нагрузки, с выделением территорий, отличающихся чрезвычайно высоким накопленным ущербом;

– выявление зоны экологической ответственности конкретных землепользователей с учетом современного и накопленного экоущерба;

– возобновление в стране полномасштабных работ по внутрихозяйственному землеустройству с учетом ландшафтных принципов организации территории и соблюдением, изложенных в законах правил и ограничений пользования землей;

– принятие ФЗ «Об охране почв России»;

– установление соответствующих требований к экологическому состоянию почв и земель и сертификации почв и земель для получения экологически чистой продукции.

В заключение хотелось бы сказать, что в результате череды реформ состояние почв и земель страны и качество жизни, особенно в сельских районах, достигло критического состояния. Ситуация требует неотлагательной мобилизации усилий по наведению порядка на Земле. Точкой приложения этих усилий является, прежде всего, конкретный район, муниципальное образование, конкретный земельный участок, поле России.

Поиск и выделение чистых земель для получения экологически чистой продукции возможен лишь при наличии постоянно действующей системы госмониторинга и контроля за их качеством на всей территории России.

В обсуждаемый в настоящее время в стране законопроект «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений законодательные акты РФ» необходимо ввести требования к состоянию почв, предполагающие получение экологически чистой продукции с организацией на практике соответствующей системы сертификации почв.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru