Поиск:

Основные характеристики платности водопользования в Росси

24.04.2013 

Автор:  Думнов А.Д., д.э.н., НИА-Природа

Источник:  Природно-ресурсные ведомости №3, март 2013 г.

Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного
водопользования 2006-2012 гг.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Млрд. рублей

Всего поступлений в доходную часть бюджета

14,79

15,45

15,79

14,33

15,22

14,65

...

в том числе:








водный налог

14,25

14,84

13,02

8,09

6,17

3,86

2,76

плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

0,01

2,13

5,47

8,29

9,88

10,81

платежи за негативное воздействие на водные объекты*

0,54

0,60

0,64

0,77

0,76

0,91

свыше 1**

% к налогам, сборам и регулярным платежам за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами

Всего поступлений в доходную часть бюджета

1,24

0,99

0,91

1,34

1,04

0,69

...

в том числе:








водный налог

1,19

0,95

0,75

0,76

0,42

0,18

...

плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

0,00

0,12

0,51

0,57

0,47

...

платежи за негативное воздействие на водные объекты*

0,045

0,04

0,04

0,07

0,05

0,04

...

*Данные рассчитаны, исходя из общей суммы соответствующих платежей, поступивших в бюджеты различных уровней управления (на основе материалов Росстата; без учета платежей небольших водопользователей)

* Предварительная оценка

Приведенная в табл. «триада» водоресурсных и водоохранных налога и платежей занимает весьма малую величину в общей сумме доходов федерального бюджета (порядка 0,2%.). Еще меньший удельный вес (около 0,1%) на эти поступления приходится в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. Несколько более высокую долю рассматриваемые налог и платежи составляют в сумме налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами. Однако и она в последние годы не превышала 1,4% .

Если анализировать суммарную величину доходов федерального бюджета только в виде водного налога и платежей за пользование водными объектами, то в 2006 г. она была на уровне 14,3 млрд. руб.; 2008 г. – 15,2; 2009 г. – 13,6; 2010 г. – 14,5 млрд. руб. В 2011 г. эта сумма понизилась до 13,7, а в 2012 г. составила 13,6 млрд. руб.

Выплаты, связанные с водозабором, составляют доминирующую часть – порядка 85% – в общей сумме соответствующего налога и платежей (остальное приходится на налог/платежи за использование водных объектов для гидроэнергетики и иных целей). В этой связи сокращение суммарного показателя в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (на 10% в номинальном исчислении, т.е. без учета инфляционного фактора) можно в определенной мере объяснить снижением забора воды за этот период (на 6%). Кроме того, данное уменьшение в значительной части было связано с тяжелым финансовым положением многих водопользователей в связи с разразившимся экономическим кризисом.

Снижение поступлений в бюджет, имевшее место в 2011 гг. по сравнению с 2010 г. (на 5,5% в номинальном исчислении) в целом также корреспондируется с общей динамикой водозабора в стране (уменьшение на 4,7%). Однако реальные причины происшедшего снижения водозабора остаются во многом неясными. Напомним, что по официальным данным Росстата за 2011 г., последствия экономического кризиса в целом постепенно преодолевались.

Следует отметить, что имеет место не только уменьшение суммарного поступления водного налога и платежей за водопользование в номинальном исчислении. Еще более ощутимое сокращение произошло в реальном выражении, т.е. с поправками на инфляцию. В частности, общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта, с 2006 г. по 2012 г. возрос примерно в два раза. Иначе говоря, в реальном исчислении сумма соответствующих налога и платежей (оцененная по возможности дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода «покупательной» способности) к началу 2013 г. уменьшилась более чем наполовину. По имеющимся расчетам соответствующие бюджетные недополучения, являющиеся по сути скрытым субсидированием водопользователей, составили в 2011 г. примерно 8 млрд. руб., а в 2012 г. – порядка 9 млрд. руб. Следует иметь в виду, что данные цифры были рассчитаны не на базе фактической динамики цен в стране, а исходя из уровня индексации платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, систематически осуществляемую в соответствие с законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Другими словами, если бы ставки/тарифы водного налога и платежей за водопользование индексировались хотя бы на уровне индексации экоплатежей (которая ощутимо отстает от реальной динамики цен), то можно было бы дополнительно получить доходов федерального бюджета в объеме 8-9 млрд. руб./год.

Очевидно, что приведенная ситуация требует систематической индексации рассматриваемых поступлений на уровне ставок (тарифов) налога и платежей в целом по Российской Федерации или с помощью систематических пересмотров заключаемых договоров на водопользование. При этом необходим анализ экономических последствий данных мероприятий, а также разработка конкретного порядка их осуществления со стороны заинтересованных органов.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru