Основные характеристики платности водопользования в Росси
24.04.2013
Автор: Думнов А.Д., д.э.н., НИА-Природа
Источник: Природно-ресурсные ведомости №3, март 2013 г.
Поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от платного
водопользования 2006-2012 гг.
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Млрд. рублей | |||||||
Всего поступлений в доходную часть бюджета |
14,79 |
15,45 |
15,79 |
14,33 |
15,22 |
14,65 |
... |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
водный налог |
14,25 |
14,84 |
13,02 |
8,09 |
6,17 |
3,86 |
2,76 |
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
– |
0,01 |
2,13 |
5,47 |
8,29 |
9,88 |
10,81 |
платежи за негативное воздействие на водные объекты* |
0,54 |
0,60 |
0,64 |
0,77 |
0,76 |
0,91 |
свыше 1** |
% к налогам, сборам и регулярным платежам за использование природных ресурсов и платежам при пользовании природными ресурсами | |||||||
Всего поступлений в доходную часть бюджета |
1,24 |
0,99 |
0,91 |
1,34 |
1,04 |
0,69 |
... |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
водный налог |
1,19 |
0,95 |
0,75 |
0,76 |
0,42 |
0,18 |
... |
плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
– |
0,00 |
0,12 |
0,51 |
0,57 |
0,47 |
... |
платежи за негативное воздействие на водные объекты* |
0,045 |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
0,05 |
0,04 |
... |
*Данные рассчитаны, исходя из общей суммы соответствующих платежей, поступивших в бюджеты различных уровней управления (на основе материалов Росстата; без учета платежей небольших водопользователей)
* Предварительная оценка
Приведенная в табл. «триада» водоресурсных и водоохранных налога и платежей занимает весьма малую величину в общей сумме доходов федерального бюджета (порядка 0,2%.). Еще меньший удельный вес (около 0,1%) на эти поступления приходится в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. Несколько более высокую долю рассматриваемые налог и платежи составляют в сумме налогов, сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов и платежей при пользовании природными ресурсами. Однако и она в последние годы не превышала 1,4% .
Если анализировать суммарную величину доходов федерального бюджета только в виде водного налога и платежей за пользование водными объектами, то в 2006 г. она была на уровне 14,3 млрд. руб.; 2008 г. – 15,2; 2009 г. – 13,6; 2010 г. – 14,5 млрд. руб. В 2011 г. эта сумма понизилась до 13,7, а в 2012 г. составила 13,6 млрд. руб.
Выплаты, связанные с водозабором, составляют доминирующую часть – порядка 85% – в общей сумме соответствующего налога и платежей (остальное приходится на налог/платежи за использование водных объектов для гидроэнергетики и иных целей). В этой связи сокращение суммарного показателя в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (на 10% в номинальном исчислении, т.е. без учета инфляционного фактора) можно в определенной мере объяснить снижением забора воды за этот период (на 6%). Кроме того, данное уменьшение в значительной части было связано с тяжелым финансовым положением многих водопользователей в связи с разразившимся экономическим кризисом.
Снижение поступлений в бюджет, имевшее место в 2011 гг. по сравнению с 2010 г. (на 5,5% в номинальном исчислении) в целом также корреспондируется с общей динамикой водозабора в стране (уменьшение на 4,7%). Однако реальные причины происшедшего снижения водозабора остаются во многом неясными. Напомним, что по официальным данным Росстата за 2011 г., последствия экономического кризиса в целом постепенно преодолевались.
Следует отметить, что имеет место не только уменьшение суммарного поступления водного налога и платежей за водопользование в номинальном исчислении. Еще более ощутимое сокращение произошло в реальном выражении, т.е. с поправками на инфляцию. В частности, общий уровень цен в стране, рассчитанный по индексу-дефлятору валового внутреннего продукта, с 2006 г. по 2012 г. возрос примерно в два раза. Иначе говоря, в реальном исчислении сумма соответствующих налога и платежей (оцененная по возможности дальнейшей реализации в качестве бюджетных расходов, т.е. по своего рода «покупательной» способности) к началу 2013 г. уменьшилась более чем наполовину. По имеющимся расчетам соответствующие бюджетные недополучения, являющиеся по сути скрытым субсидированием водопользователей, составили в 2011 г. примерно 8 млрд. руб., а в 2012 г. – порядка 9 млрд. руб. Следует иметь в виду, что данные цифры были рассчитаны не на базе фактической динамики цен в стране, а исходя из уровня индексации платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, систематически осуществляемую в соответствие с законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Другими словами, если бы ставки/тарифы водного налога и платежей за водопользование индексировались хотя бы на уровне индексации экоплатежей (которая ощутимо отстает от реальной динамики цен), то можно было бы дополнительно получить доходов федерального бюджета в объеме 8-9 млрд. руб./год.
Очевидно, что приведенная ситуация требует систематической индексации рассматриваемых поступлений на уровне ставок (тарифов) налога и платежей в целом по Российской Федерации или с помощью систематических пересмотров заключаемых договоров на водопользование. При этом необходим анализ экономических последствий данных мероприятий, а также разработка конкретного порядка их осуществления со стороны заинтересованных органов.