Поиск:

К 30-летию создания Госконтрольатмосферы

17.08.2012 

Автор:  Ю.С. Цатуров, организатор и первый руководитель Госконтрольатмосферы, Главный инспектор СССР по охране атмосферного воздуха, С.Т. Евдокимова, замначальника Госконтрольатмосферы

Источник:  Природно-ресурсные ведомости №7 (382) июль 2012 г.

30 лет назад – 19 августа 1982 года Постановление Правительства было принято решение о создании Государственной инспекции СССР об охране атмосферного воздуха (Госконтрольатмосфера) при Госкомгидромете СССР.

Первое упоминание о создании в системе Госкомгидромета Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха (Госконтрольатмосфера) относится к Постановлению Правительства № 984 от 1 декабря 1978 г. Руководство Госкомгидромета было глубоко убеждено в необходимости создания органа для инспекционного контроля, осознавая, что эффективность любой совершенной системы регулирования качества окружающей среды, включая нормирование выбросов, снижается пропорционально недостаткам организации этого контроля.

Следует отметить, что созданию такого органа предшествовала многоплановая и инициативная работа специалистов Госкомгидромета и ряда ведомств страны в условиях, когда работы по регулированию антропогенного воздействия на окружающую среду с целью ее оздоровления отсутствовали.

Так в ходе организации и проведения в 1980 г. впервые в нашей стране инвентаризации источников выбросов в атмосферу возникли определенные трудности с определением содержания вредных веществ в этих выбросах из-за отсутствия на промпредприятиях приборов контроля. В целях уменьшения субъективных и объективных ошибок учета выбросов специалистами Госкомгидромета при непосредственном участии ведущих специалистов ряда отраслей промышленности была проведена унификация существующих отраслевых методов и средств измерения загрязняющих веществ. Дополнительно на основе анализа отечественных и зарубежных данных для 50 технологий были разработаны расчетные методы оценки выбросов. Рекомендации позже вошли в изданные Госкомгирометом и используемые до настоящего времени «Сборник по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах» (1984) и «Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами» (1986).

Во всех нормативных и методических документах по регулированию выбросов в атмосферу основным принципом контроля за уровнем этих выбросов был провозглашен инструментальный метод их определения. В связи с этим Госкомгидрометом совместно с Министерством приборостроения была разработана и утверждена научно-техническая программа по созданию и внедрению газоаналитической техники для измерения загрязняющих веществ в выбросах, а также автоматизированных систем мониторинга за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха. В 1988-1989 гг. ожидали их серийное производство.

При создании нормативной и методической базы внедрения в стране системы нормирования (ограничения) антропогенных выбросов повышенное внимание уделялось вопросам организации и ведения на промпредприятиях ведомственного контроля хода установления нормативов допустимых выбросов, исходя из условий применения на предприятии «наилучшей технологии», темпов оснащения измерительными средствами контроля и своевременностью осуществления организационно-технических мероприятий по достижению установленных нормативов выбросов. Эта позиция Госкомгидромета закреплена позже федеральными законами об охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды.

Юридически свою деятельность инспекция начала с выхода приказов Госкомгидромета СССР от 07.12.82 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха» (приказ № 212) и «Об организации Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха» (приказ № 213).

Были созданы госинспекции по охране атмосферного воздуха в союзных республиках (в РСФСР – региональные госинспекции), регионах, автономных республиках, краях и областях, а также введены должности уполномоченных госинспекции по охране атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах.

В целях повышения эффективности и действенности госконтроля за охраной атмосферного воздуха в 1984 г. госинспекции Госкомгидромета и Минхиммаша были объединены (Постановление Правительства от 06.12.84 № 1203). В 1985 г. завершилось формирование Госконтрольатмосферы как в центральном аппарате, так и на территории страны. Всего инспекторский контроль осуществляло более 1500 инспекторов. Местные органы Госконтрольатмосферы к своим проверкам активно привлекли общественные организации, научные общества и граждан. К концу 1986 г. в сетевых органах Госинспекции работало 230 общественных инспекторов.

В оперативном режиме деятельность Госконтрольатмосферы была направлена на осуществление госконтроля: – соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, должностными лицами и гражданами законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик, решений местных Советов народных депутатов;

  • выполнения предприятиями, учреждениями и организациями планов и заданий по охране атмосферного воздуха;
  • соблюдения нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу и временно согласованных выбросов стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также выполнения планов снижения этих выбросов до установленных нормативов;
  • своевременности выполнения разрабатываемых предприятиями, учреждениями и организациями планов мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  • осуществления мероприятий по предотвращению и сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу транспортными и иными передвижными средствами и установками;
  • выполнения плановых заданий по строительству и вводу в эксплуатацию сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также оснащенности приборами контроля источников выбросов и использования выделенных на эти цели средств.

Уже через два года инспекторами по охране атмосферного воздуха было проверено около 20 тыс. промышленных объектов и автопредприятий, расположенных в 918 городах, промышленных центрах и населенных пунктах страны. Правительству было доложено о достигнутых положительных сдвигах по сокращению выбросов, в том числе снижению их на ряде предприятий до установленных нормативов. Данные Общегосударственной службы наблюдений и контроля загрязнения природной среды также свидетельствовали о наметившихся положительных тенденциях в улучшении состояния атмосферного воздуха. Однако в 98 городах по отдельным примесям отмечалось значительное превышение ПДК. В этих городах инспекторскими проверками выявлено более 8 тыс. случаев нарушений требований Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха».

Органами Госинспекции совместно с ГАИ МВД, СЭС Минздрава, республиканскими обществами охраны природы в более чем 300 городах страны была проведена операция «Чистый воздух», активизировавшая воздухоохранную работу автотранспортных предприятий, поскольку более четверти проверенных автомобилей имели сверхнормативный выброс. Для решения проблемы оздоровления атмосферного воздуха Госкомгидромет обратился в Совмин СССР с проектом конкретной программы действий, в которую были включены более 600 предприятий, являющихся основными загрязнителями атмосферы городов и принадлежащих 20 министерствам. Мероприятия по достижению ПДВ на этих предприятиях должны были быть осуществлены в плановом порядке в течение 1986-1995 гг. Одновременно предлагалось, начиная с 1986 г., предусматривать увеличение производства и поставок бензинов, не содержащих тетраэтилсвинец, с тем, чтобы к 1995 г. обеспечить переход в столицах союзных республик и городах- курортах на использование этого топлива.

К нарушителям законодательства, норм и правил по охране атмосферного воздуха органами Госинспекции применялись санкции в виде наложения штрафов. За систематическое нарушение воздухоохранного законодательства, невыполнение предписаний и постановлений органов Госинспекции, а также за допущение аварийных и залповых выбросов, приведших к тяжелым последствиям, материалы на виновников направлялись в органы прокуратуры для принятия мер воздействия или возбуждения уголовных дел.

Самой сложной в практике инспекторского контроля была процедура принятия решения о приостановке или прекращении работы установок, цехов, производств. Несмотря на психологическое давление со стороны хозяйственников и партийных органов, ежегодно выносилось от 1000 (1983) до 2200 (1987) предписаний об ограничении деятельности предприятий.

В помощь инспекторской деятельности по этой процедуре был разработан специальный документ, согласованный с Генпрокуратурой, Минздравом и ГАИ МВД, под названием «Критерии, в соответствии с которыми органами Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха может быть приостановлена, ограничена или запрещена деятельность отдельных промышленных и иных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций», который исключил необоснованные нападки со стороны предприятий и представителей исполнительных органов власти, прокуратур к действиям инспектора.

Следует подчеркнуть, что изложенный выше инструмент инспекторского контроля относился к разряду самых эффективных. Обусловлено это было тем, что финансовые убытки, которые несет предприятие при ограничении его деятельности в пользу охраны природы, несравнимо выше всех установленных штрафов и взысканий, платежей. Чтобы не нести реальные убытки, загрязнитель старается выполнить предъявленные к нему требования по охране природы, выделяя значительные средства на системы очистки, совершенствование технологии и производств.

К сожалению, этот установленный на практике экономический принцип эффективного воздействия на загрязнителя был впоследствии исключен из экономического механизма охраны природы. В настоящее время предпочтение отдается принципу компенсации загрязнителем ущербов, наносимых окружающей среде, в виде платы за выбросы.

Опыт инспекторской деятельности Госконтрольатмосферы подтверждает тот факт, что задействованный элемент экологических отношений не является самым эффективным с точки зрения предупреждения загрязнения окружающей среды и полномасштабной реализации правила «загрязнитель платит». Избрав этот путь, ответственность за загрязнение окружающей среды переложена на плечи потребителя товарной продукции через повышение цен на нее, которые не в состоянии предотвратить или снизить выбросы, поскольку не имеют никакого отношения к производству - источнику загрязнения окружающей среды. Опыт взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха продемонстрировал неэффективность избранного пути по сравнению с другими направлениями, более свойственными рыночным условиям.

Стремление к ускоренному решению проблем охраны атмосферного воздуха на основе полученных данных об источниках его загрязнения стимулировало разработку специалистами Госконтрольатмосферы проектов постановлений Правительства об осуществлении мероприятий по снижению выбросов. Среди них – постановления Совмина СССР «О предотвращении загрязнения атмосферного воздуха в городах: Челябинске, Магнитогорске и Карабаше», «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов озера Байкал на 1986-1995 гг.», «Положение о проведении ежегодной операции «Чистый воздух» и др. Многие из них в настоящее время реализуются в качестве федеральных или муниципальных природоохранных программ.

Особо следует отметить деятельность Госконтрольатмосферы по разработке долгосрочной Госпрограммы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов до 2005 г., раздела «Охрана атмосферного воздуха».

На основе информации о состоянии дел по охране атмосферного воздуха был предложен нетрадиционный подход к решению проблем оздоровления атмосферы. Его суть заключалась в том, что высокий уровень загрязнения атмосферы городов обусловлен, прежде всего, выбросами специфических веществ. В связи с этим в госпрограмме было предложено основное внимание сосредоточить на установлении тех специфических веществ, которые формируют высокое загрязнение воздуха в конкретном городе, разработке заданий предприятиям, ответственным за высокий уровень загрязнения, обеспечении снижения выбросов этих веществ в атмосферу. В 58 из 97 городов, в которых максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ превышали 10 максимально разовых ПДК, такое превышение происходило за счет специфических веществ: сероводорода, сероуглерода, фенола, фтористого водорода, свинца, ртути, формальдегида, аммиака, трикрезола, метилмеркаптана.

На основе сопоставления и анализа данных о загрязнении воздуха был выделен список из 60 городов страны, в которых требовалось первоочередное внедрение мер по снижению автомобильных выбросов. К программе были приложены конкретные задания 58 министерствам и ведомствам по снижению выбросов на конкретных предприятиях, расположенных в наиболее напряженных в этом отношении городах и регионах, с оценкой предполагаемых капитальных вложений.

Новая экономическая политика страны и распад СССР не позволили реализовать программу в полном объеме на государственном уровне. Однако предприятия, рассмотренные в разделе по охране атмосферного воздуха, следовали его рекомендациям при разработке текущих природоохранных планов. В 90- е гг. для территориальных органов по охране природы России эти рекомендации служили «реперными точками» принятия решений о регулировании хозяйственной деятельности промышленных объектов.

С созданием Госкомитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР) ему перешли от Госкомгидромета функции госконтроля за охраной атмосферного воздуха и другие задачи, связанные с организацией охраны и регулирования использования воздушного бассейна.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru