Поиск:

О загрязнении воздуха

06.07.2012 

Автор:  Ю.С. ЦАТУРОВ, Председатель Общественного совета при Росгидромете

Источник:  Природно-ресурсные ведомости №6 (381) июнь 2012 г.

В предыдущем номере газеты был дан краткий материал о 13-ом заседании Общественного совета при Росгидромете с обещанием, дать подробную информацию в следующем номере. Представляем вниманию читателей сокращенный вариант доклада С.С. ЧИЧЕРИНА (ГГО им. Воейкова) по вопросу «Информирование общественности о состоянии загрязнения атмосферного воздуха». Что касается доклада начальника Управления научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов Росгидромета В.Г. Блинова «О реализации Экологической и Климатической доктрины РФ и участие в Международных переговорах по климату, в связи с подготовкой к Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20», то с ним можно ознакомиться в 3-ем номере научно-информационного и проблемно-аналитического бюллетеня «Использование и охрана природных ресурсов в России».

Данные о фактическом и прогнозируемом качестве атмосферного воздуха, получаемые государственной системой мониторинга атмосферного воздуха (Росгидромета), являются информационной основой для формирования, реализации и оценки эффективности мер в области охраны атмосферного воздуха и здоровья населения, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами экономики. В этом отношении можно выделить три главных задачи мониторинга загрязнения атмосферы (МЗА):

1) информационное обеспечение управления источниками загрязнения атмосферы,

2) здоровьем населения на территории

3) информирование общества о качестве атмосферного воздуха.

При наличии общих черт между первой и второй задачами есть и существенные различия, которым в последнее время все большее внимание уделяет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В частности, ВОЗ в одной из своих официальных публикаций (“Air Quality Guidelines - Global Update 2005”) посвятила специальную главу вопросам социального неравенства и социальной справедливости в отношении качества атмосферного воздуха.

Сложность и большая социально-экономическая значимость задач улучшения качества воздуха предъявляет высокие требования к составу, полноте, своевременности и достоверности информации о качестве воздушной среды и методам ее получения. До начала 90-х гг. методология построения госсистемы МЗА была целиком подчинена решению лишь первой из указанных выше задач, чем и определялся комплекс требований к системам МЗА в городах, поскольку основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносили промпредприятия. В настоящее время преобладающее влияние на качество атмосферного воздуха в большинстве городов оказывают выбросы автотранспорта, коммунальных и иных общегородских источников. Поэтому в вопросах улучшения качества воздуха всё большее значение должно придаваться территориальному принципу, в практическом применении которого ведущая роль и ответственность принадлежат соответствующим территориальным административным органам. Активность и эффективность деятельности этих органов в значительной степени зависят от степени информированности общественности о загрязнении атмосферного воздуха.

По состоянию на 01.01.2012 г. наблюдения за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха в городах России проводятся на 683 станциях в 252 городах, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполняются в 222 городах на 623 станциях. Анализ отобранных на станциях проб проводится в 151 аккредитованной сетевой лаборатории. В 2011 г. выполнено 4,4 млн. наблюдений, в том числе на сети Росгидромета 4,1 млн. На территориях республик Адыгея, Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Мари Эл и Чеченской, Ненецкого и Чукотского АО сеть мониторинга загрязнения атмосферы Росгидромета отсутствует. В Норильске, городе с очень высоким уровнем загрязнения, на сети Росгидромета выполняются только определения концентраций бенз(а)пирена на одной станции. В зависимости от объемов работ в территориальных подразделениях Росгидромета контролируется содержание в воздухе от 11 до 38 загрязняющих веществ. Для, более чем 250 городов осуществляется краткосрочный прогноз метеорологических условий загрязнения атмосферы. Текущая информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха публикуется на сайтах территориальных подразделений Росгидромета. Результаты обобщения информации ежегодно публикуются в изданиях Росгидромета: территориальные ежегодники и обзоры “Состояние загрязнения атмосферы в городах”, Ежегодник “Состояние загрязнения атмосферы в городах на территории России”, “Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в РФ”, “Обзор фонового состояния окружающей природной среды на территории стран СНГ”, материалы обобщения включаются в Госдоклад Минприроды России. Обобщенная информация размещается также на сайтах НИУ и сайте Росгидромета. В повседневную жизнь УГМС / ЦГМС входит предоставление информации о фактическом загрязнении атмосферного воздуха в СМИ и по запросам общественности. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что качество атмосферного воздуха городов по данным наблюдений медленно улучшается, но попрежнему остается неудовлетворительным: в 119 городах (58%, где оценен уровень) наблюдается высокий или очень высокий уровень загрязнения воздуха. В 42 субъектах РФ более 53 % городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха, из них в 9 (Москва, СанктПетербург, Астраханская, Оренбургская, Самарская области, Хабаровский край, Чувашия, Хакасия и Таймырский АО) – более 75% городского населения.

Приоритетный список наиболее загрязнённых городов за 2011 г. включает 27 городов с населением 16,3 млн. жителей. В него вошли 4 города с предприятиями нефтехимической промышленности, 6 городов – металлургии, 6 городов – химической промышленности и 7 городов – ТЭК. Длительный период загрязнение воздуха в Братске достигает самого высокого уровня среди городов Приоритетного списка. В 35 городах с населением 11,8 млн. человек отмечены максимальные разовые концентрации примесей выше 10 предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК). В 204 городах (81% городов, где проводятся регулярные наблюдения) с населением 67,1 млн. жителей средняя концентрация какой-либо примеси превышала 1 ПДК.

За пять лет (2007-2011 гг.) тенденция изменения загрязнения воздуха показывает, что: снизились средние концентрации оксида азота — на 11 %, бенз( а)пирена — на 17%; на 16 городов увеличилось количество городов, в которых средняя концентрация формальдегида превышала 1 ПДК; на 9 городов увеличилось количество городов, где максимальная концентрация бенз(а)пирена была выше 10 ПДК; количество городов, в которых максимальные концентрации загрязняющих веществ превышают 10 ПДК, возросло на 5.

Многолетняя практика показывает, что информация о загрязнении атмосферного воздуха, в том числе, публикуемая в документах Росгидромета и подведомственных ему учреждениях недостаточно учитывается при разработке планов и программ социально-экономического развития. В значительной мере это обусловлено не преодоленным до настоящего времени наследием прошлого, когда распространение любой информации о загрязнении окружающей среды было строго ограничено, и общественность не имела к ней доступа.

Существенную роль в том, что вопросам улучшения качества атмосферного воздуха в настоящее время не уделяется должного внимания, играет следующее правовое обстоятельство. Законодательством России в области охраны атмосферного воздуха предусмотрено наделение органов исполнительной власти соответствующими полномочиями, однако законом не установлена ответственность за неиспользование этих полномочий. В этой связи следует отметить, что упомянутая выше директива ЕС о качестве воздуха устанавливает ответственность государства за соблюдение нормативов качества воздуха, а в США такая ответственность возлагается на губернаторов штатов.

В этой связи следует процитировать определение Конституционного суда РФ от 15 июля 2010 г.: “ Конституция РФ, гарантируя каждому право на благоприятную окружающую среду, … обязывает … сохранять окружающую среду (ст. 44 и 58). Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2009 г. № 8-П, конституционная обязанность сохранять окружающую среду, распространяющаяся и на государственные органы, является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду”. Перелом в этом отношении может наступить в результате реализации утверждённых Президентом РФ 30 апреля 2012 г. «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». В этом документе целый ряд пунктов посвящен вопросам получения и распространения информации об окружающей среде.

Минприроды России по поручению Президента РФ подготовлен проект федерального закона, а также предложения министерства по ратификации Орхусской конвенции ООН «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», которые находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. В случае конвенции, вопросы информирования общественности будут выдвинуты на принципиально новый уровень. Это неизбежно отразится на деятельности Росгидромета, его территориальных органов, подведомственных Росгидромету организаций и учреждений.

В этой связи, прежде всего, следует отметить приоритетность обеспечения достоверности информации о загрязнении атмосферного воздуха, получаемой на государственной наблюдательной сети. Для поддержания на должном уровне требуемой степени достоверности данных наблюдений необходимо осуществить техническую и технологическую модернизацию пунктов наблюдений и аналитических лабораторий сетевых подразделений и НИУ Росгидромета, а также информационной инфраструктуры наблюдательной сети.

Эффективность информации о загрязнении может быть значительно повышена, если в дополнение к действующей системе нормативов качества атмосферного воздуха – ПДК – будут установлены достижимые целевые показатели качества воздуха с указанием сроков их повсеместного достижения. Такой подход используется в развитых странах и рекомендован ВОЗ. В этой связи следует отметить, что Росгидромет в 2010 г. направил организаторам Невского экоконгресса письмо с предложением рассмотреть возможность перехода к поэтапному достижению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха с применением целевых показателей качества воздуха для приоритетных загрязняющих веществ”. Однако это предложение Росгидромета не было включено в решение Конгресса.

Заслушав и обсудив выступление С.С. Чичерина, Общественный совет Росгидромета, в частности, рекомендовал Росгидромету:

- выступить с инициативой разработки на межведомственной основе с привлечением общественности достижимых целевых показателей качества атмосферного воздуха как эффективного инструмента для решения задач, поставленных в документе «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утверждённых Президентом РФ 30 апреля 2012 г.;

- усилить свою активность в продвижении ведомственной программы поэтапной модернизации государственной системы мониторинга атмосферного воздуха с учётом зарубежного опыта и рекомендаций международных организаций;

- провести всесторонний анализ качества данных о загрязнении атмосферного воздуха, получаемых лицензиатами и представляемых ими для пополнения госфонда, и принять меры по недопущению распространения данных и информационной продукции ненадлежащего качества.

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru