Поиск:

О повышении платы за сбросы вредных веществ в водные объекты

08.04.2010 

Автор:  Н. Н. Филатова

Источник:  Природно-ресурсные ведомости №3 (354), март,2010

В области платежей за негативное воздействие на водные объекты (за сброс загрязняющих веществ в водоемы) в Российской Федерации к настоящему моменту создалась пантовая ситуация. Скорее всего большинство, если не все, предприятия в стране, в том числе объекты ЖКХ, не получили разрешение на сброс вредных веществ в пределах лимита. В результате они будут вынуждены заплатить за него как за сверхлимитный сброс, т.е. в 25-кратном размере против установленных ставок. Кроме того, данные водопользователи становятся потенциальными нарушителями ст.8.13 и 8.14 КОАП РФ, вследствие чего подлежат административному наказанию.

По какой причине же предприятия при неизменной массе сбросов загрязняющих веществ и неизменном качестве воды в водных объектах должны уплачивать огромные «штрафные» суммы? Потому что до настоящего времени так и не определен механизм установления лимитов на сброс рассматриваемых веществ в водные объекты.

Поясним ситуацию более подробно. Как известно, всем предприятиям, осуществляющим подобный сброс, устанавливаются нормативы допустимых поступления веществ и микроорганизмов. Иначе говоря, фиксируется масса веществ и микроорганизмов, допустимых для сброса (попадания) в окружающую среду. Сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений. Последние, начиная с 2004 г., уполномочен выдавать Ростехнадзор и его органы.

Разрешение на сброс в пределах нормативов и лимитов выдавалось на основании разработанного и утвержденного проекта ПДС (предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в конкретный водный объект). В этом проекте устанавливались концентрации и массы данных веществ, допустимых к сбросу в пределах нормативов допустимого сброса и в пределах лимитов сброса. Проекты были утверждены на 5 лет и в данный момент являются действующими.

Согласно постановления Правительства России от 28.08.1992 г. № 632 плата за рассматриваемый сброс взимается в пределах установленных нормативов и за сброс в пределах лимитов. Если разрешения нет, то плата начисляется с 25-кратным повышающим коэффициентом.

Водный кодекс Российской Федерации, принятый в 2006 г., признал недействующими документы советского периода по нормированию сбросов в водные объекты. В последующие годы разными ведомствами в данной области был принят ряд нормативных документов, которые часто не согласуются друг с другом. В частности, по вопросу определения порядка нормирования сбросов водные объекты специалисты-экологи руководствуются в первую очередь следующими документами:

– Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 « О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»;

– новой методикой по расчету проекта НДС (нормативов допустимого сброса) загрязняющих веществ и микроорганизмов;

– Административным регламентом Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 г. № 288);

– рядом других документов.

Так вот, возвращаясь к вопросу о выдаче лимитов, сложилась следующая ситуация. В новом проекте НДС исключено понятие «лимиты на сброс». Установление лимитов на сброс предусмотрено п. 8.2 Административного регламента Ростехнадзора, однако отсутствует (не выработан) сам механизм установления лимитов. Это означает, что если законопослушный водопользователь захочет получить разрешение на сброс, он не сможет этого сделать. Особенно заметно вышеуказанное увеличение расходов скажется на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, оказывающих услуги в сфере водоотведения. Очистные сооружения канализации строились в СССР в конце 60 – начале 80-х гг. прошлого века по существующим тогда нормативам и технологиям. Большая часть массы соответствующего сброса ныне приходится на сброс в пределах лимитов. Разрешения на сброс в водные объекты в пределах лимитов выдавались при подтверждении проведения мероприятий по реконструкции очистных сооружений, приводящей к уменьшению массы загрязняющих веществ, попадающих в водоемы. Плата за сброс в пределах лимитов при наличии соответствующего разрешения относилась на себестоимость продукции. Если разрешения на сброс в пределах лимитов нет, то предприятие обязано платить не только в 25-кратном размере против установленных ставок. Плата производится уже из прибыли.

Не следует также забывать, что Постановлением Конституционного суда страны от 14.05.2009 г. № 8-П отменено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы. До выхода этого постановления предприятия ЖКХ пользовались соответствующей льготой.

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения была вынуждена поставить в известность Председателя Правительства страны В.В.Путина о ситуации, в которой оказались предприятия ЖКХ (.письмо от 11.08.2009 г. № 334-АС).

В ответ на письмо Аппарата Правительства РФ по данному вопросу от 24.08.2009 г. № П9-28366 в адрес Минприроды России это Министерство сообщило, что подготовлен проект постановления Правительства, предусматривающий внесение изменений в положение о Ростехнадзоре и Положение о Росводресурсах. Внесено предложение сосредоточить функции по утверждению соответствующих нормативов допустимых сбросов в водные объекты и установлению лимитов в Росводресурсах. Однако до настоящего времени вышеназванное Постановление Правительства РФ не опубликовано.

К чему это может привести? Все затраты, которые понесут предприятия в связи с отсутствием лимитов, будут переложены на плечи простых граждан в виде повышения тарифов, стоимости услуг, товаров.

Очевидно, должен быть другой механизм, который действительно будет побуждать природопользователей улучшать качество сбрасываемых сточных вод. В «Плане мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020» года в п.2 предусмотрено «создание механизмов экономического стимулирования сокращения выброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в том числе путем предоставления возможности зачета части платежей за негативное воздействие на водные объекты при осуществлении водопользователем инвестиций в строительство, реконструкцию… очистных сооружений». Часть платежей предприятий должны расходоваться целевым образом на строительство и реконструкцию систем очистки сточных вод.

Двадцатого апреля 2010 г. наступает срок перечисления платежей за загрязнение окружающей среды за 1 квартал 2010 г. Поэтому в завершение хочется задать все тот же вопрос: что делать предприятиям-водопользователям в сложившейся ситуации?

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru