Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Вторая министерская встреча прибрежных арктических государств

31.03.2010

29 марта в пригороде Оттавы – Челси – состоялась вторая министерская встреча прибрежных арктических государств – Дании, Канады, Норвегии, России и США, в которой принял участие Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

На встрече обсуждалась ситуация в районе Северного Ледовитого океана и в Арктике в целом в свете новых возможностей и новых вызовов, возникающих в связи с изменением климата и развитием технологии. Была отмечена особая ответственность прибрежных арктических государств за положение дел в регионе. Стороны подтвердили приверженность Илулиссатской Декларации, принятой на первой встрече «пятерки» в мае 2008 года, включая обязательство решения всех возможных вопросов путем переговоров на основе имеющейся и достаточной международно-правовой базы.

Государства «пятерки» подтвердили свою неизменную поддержку Арктического совета, который, наряду с Советом Баренцева/Евроарктического региона, является центральной региональной межправительственной организацией сотрудничества в области охраны окружающей среды и устойчивого развития в Арктике.

Состоялся подробный обмен мнениями о конкретных направлениях развития многостороннего сотрудничества в Арктике. Достигнута договоренность о продолжении и углублении взаимодействия в научно-технической работе, связанной с уточнением границ континентального шельфа государств «пятерки» в Северном Ледовитом океане.

Министры приветствовали ведущиеся под сопредседательством России и США межправительственные переговоры о панарктическом соглашении о сотрудничестве в области авиационного и морского поиска и спасания. Отмечена важность разработки в рамках Международной морской организации обязательного кодекса мореплавания в полярных водах в том числе с тем, чтобы исключить чрезвычайные ситуации и случаи загрязнения хрупкой арктической природной среды. Выражена поддержка реализации в рамках Арктического совета российского проекта создания в Арктике системы предотвращения и ликвидации техногенных катастроф. Эксперты государств «пятерки» рассмотрят вероятность возникновения дополнительных угроз общественной безопасности в связи с последствиями изменения климата и расширением хозяйственного освоения Северного Ледовитого океана.

При обсуждении проблематики освоения природных ресурсов Северного Ледовитого океана упор был сделан на необходимости соблюдения баланса между экономическими и экологическими интересами, а также недопущении ограничения естественных конкурентных преимуществ государств под искусственными предлогами.

Рассмотрены возможности расширения сотрудничества в области научных исследований Арктики. Участники подчеркивали значение мероприятий, проведенных в рамках Международного Полярного года 2007-2008 гг., и обсудили перспективы организации на этой основе Международного Полярного десятилетия.

С.В.Лавров проинформировал о проведении в Москве 22-23 апреля с.г. под эгидой Русского географического общества международного Арктического форума «Арктика – территория диалога» и выразил надежду на активное участие в нем представителей государств «пятерки».

Предлагаем ряд материалов МИД России, посвященных этому мероприятию:

Резюме председателя

По моему приглашению представители пяти прибрежных арктических государств – Канады, Дании/Гренландии, Норвегии, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки – встретились на министерском уровне в Челси, Канада, 29 марта 2010 года.

У нас состоялся обращенный в будущее диалог по вопросам, связанным с нашими ролями и ответственностью в районах, находящихся под нашей юрисдикцией в Северном Ледовитом океане. Это сделано в развитие наших обязательств по Илулиссатской декларации 2008 года и дополняет наши обсуждения и взаимодействие со всеми арктическими государствами, коренными народами Арктики и другими странами и народами в Арктическом совете, центральном форуме сотрудничества по арктическим вопросам, а также на других форумах.

Имея в виду, что обширная международно-правовая база, которая применяется к Северному Ледовитому океану, обеспечивает прочную основу для мирного использования и ответственного управления этим океаном, мы рассмотрели последнее развитие ситуации в соответствующих международных органах и механизмах. В частности, мы отметили значительное сотрудничество между государствами, граничащими с Северным Ледовитым океаном, в научной и технической работе, требуемой для разграничения внешних границ их соответствующего континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Как отмечалось в Илулиссатской декларации, мы взяли общее обязательство по упорядоченному урегулированию любых возможных перекрывающихся претензий. Мы обсудили важность сохранения тесного контакта и углубления сотрудничества по мере продвижения работы и подготовки дальнейших представлений.

Арктика становится все более доступной из-за изменения климата. С возрастанием деятельности в этом регионе, государства, граничащие с Северным Ледовитым океаном, будут наиболее непосредственным образом затронуты новыми вызовами общественной безопасности. Нашим правительствам необходимо будет быть готовыми и давать необходимые ответы, при этом мы признаем, что международное сотрудничество укрепляет наши национальные усилия. Государства, граничащие с Северным Ледовитым океаном, в полной мере вовлечены в деятельность по разработке в Арктическом совете юридически обязывающего документа по поиску и спасению в Арктике и привержены работе в направлении его подготовки до министерской сессии Арктического совета 2011 года. В свете перспективы расширения судоходства мы все придаем большое значение своевременному принятию обязательного режима судоходства в полярных водах, сотрудничая в этих целях в Международной морской организации. Мы обсудили ценность того, чтобы наши национальные ведомства, отвечающие за вопросы общественной безопасности, рассмотрели эти и другие потенциальные угрозы в Арктике и изучили пути обмена информацией и усиления сотрудничества в соответствии с национальным законодательством между государствами, граничащими с Северным Ледовитым океаном.

Хотя его освоение может потребовать многих лет в будущем, потенциал возобновляемых и невозобновляемых ресурсов в Северном Ледовитом океане предоставляет огромные возможности для региона Северного Ледовитого океана. Если ими распоряжаться в режиме устойчивого развития и через должное управление, эти ресурсы могут внести вклад в экономическое процветание и благосостояние, в том числе коренных народов, а также многих грядущих поколений. Недавно Арктический совет выпустил Доклад по энергетике Арктики и одобрил Руководство по разработке нефти и газа в Арктике. Пять прибрежных арктических государств привержены выполнению этого Руководства там, где это представляется возможным, с целью защиты арктической морской окружающей среды от нежелательного экологического воздействия.

Хотя крупномасштабное коммерческое рыболовство в Северном Ледовитом океане не является делом ближайшего будущего, мы обсудили необходимость дальнейшего научного изучения состояния и природы рыбных запасов и их экосистем для того, чтобы оценить намечающиеся тенденции и их последствия. Уже существует применимая и всеобъемлющая юридическая база, относящаяся к Северному Ледовитому океану, и у прибрежных арктических государств есть уникальный интерес и роль, которую они должны играть в нынешних и будущих усилиях по сохранению и управлению рыбными запасами в этом регионе.

По мере того, как Северный Ледовитый океан претерпевает изменения, значительная база знаний – построенная на науке, исследованиях и традиционном знании об Арктике – будет критически важной для основательного, долгосрочного анализа и для принятия политических решений. Ей может хорошо послужить усиление координации и коммуникаций. Мы будем и дальше способствовать ведущейся сейчас прекрасной работе, включая усилия Арктического совета по обеспечению надежного сохранения наследия Международного полярного года и упрощение доступа к сухопутным и морским районам Арктики в соответствии с международным и национальным законодательством для укрепления сотрудничества наших научных сообществ. Мы также обсудили целесообразность создания Арктической региональной гидрографической комиссии, что способствовало бы лучшему пониманию особенностей Северного Ледовитого океана и его прибрежных районов, что является необходимым знанием для безопасного мореплавания.

У государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, есть важная направляющая роль в регионе. Смотря вперед, нам будет лучше строить регион, который может реализовать свой потенциал и обеспечивать, чтобы перемены приносили пользу его жителям.

Ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы российских СМИ по итогам министерской встречи прибрежных арктических государств:

Вопрос: Каковы итоги заседания «Арктической пятерки»?

С.В.Лавров: Главный вывод по итогам сегодняшней встречи пяти прибрежных арктических государств заключается в том, что эта «пятерка» имеет полное право на существование как неформальный механизм, в рамках которого пять прибрежных арктических государств обсуждают вопросы, связанные с их особой ответственностью за положение дел в регионе, прежде всего с точки зрения окружающей среды и других вопросов, включая поиск и спасение. Это не означает, что Арктический совет, который шире по составу и включает Швецию, Финляндию и Исландию, каким-то образом ущемляется. Нисколько. Именно в Арктическом совете готовятся документы, которые имеют официальное, а в будущем, надеюсь, будут иметь международно-правовое значение по вопросам, касающимся поддержания и функционирования экологической системы, обеспечения безопасности судоходства и многим другим. Но «Арктическая пятерка» – страны, которые непосредственно выходят на Северный Ледовитый океан и имеют там континентальный шельф, несут особую ответственность.

Главный вывод по итогам сегодняшней дискуссии заключается в том, что мы, безусловно, подтвердили декларацию, которую приняли чуть более двух лет назад в Гренландии (Иллулисат), которая однозначно заявляет о том, что любые вопросы, существующие в этом регионе, могут и должны решаться мирным путем. Любые пересекающиеся претензии в отношении тех или иных участков, которые находятся за пределами континентального шельфа, должны решаться исключительно на основе Конвенции ООН по морскому праву.

Пять прибрежных государств продемонстрировали, что они способны добиваться того, чтобы их усилиями в этом районе было мирно, спокойно, чисто. Думаю, что этот формат и впредь будет востребован параллельно с укреплением Арктического совета, в пользу чего мы все выступаем.

Я проинформировал моих коллег, и они восприняли это с большим интересом, о заседании Совета Безопасности России, которое провел Президент России Д.А.Медведев 17 марта с.г. по вопросам развития Арктики, и о предстоящей 22-23 апреля в Москве Международной конференции по сотрудничеству в этом регионе, которая проводится под эгидой Русского географического общества, попечительский совет которого возглавляет Председатель Правительства России В.В.Путин.

Итоги сегодняшнего мероприятия конкретные, позитивные, конструктивные, нацеленные на развитие взаимодействия, и никакой конфронтации здесь не будет, это все подчеркнули.

Вопрос: Намерены ли Вы затронуть тему московских терактов в рамках обсуждения «восьмеркой» проблематики терроризма?

С.В.Лавров: Уже сегодня участники министерской встречи «восьмерки» одобрили совместное заявление в связи с терактами в Москве. В нем содержится резкое осуждение случившегося, выражение солидарности и поддержки в адрес российского народа и российского руководства, подтверждается решимость наращивать международные усилия по борьбе с международным терроризмом. Думаю, что те документы, которые помимо специального заявления выпустит завтра «восьмерка», также будут содержать немало важных решений на эту тему.

Вопрос: В ходе Вашего общения с зарубежными коллегами почувствовали ли Вы их искреннюю поддержку в связи с событиями в Москве?

С.В.Лавров: Да, у меня нет никаких оснований подозревать кого-то в неискренности в этот момент. Думаю, это все взаимно: такая беда постигает не только Россию, были террористические акты и в других странах, в т.ч. в странах «восьмерки». Убежден, что солидарность и готовность помочь абсолютно искренни.

Вопрос: Ранее Вы упомянули, что теракты в Москве – это вопрос глобальной террористической сети, и бороться необходимо всем вместе. Как международные усилия могут помочь в расследовании этих двух терактов?

С.В.Лавров: Я не будут вторгаться в сферу деятельности спецслужб и следственных органов, которые этим занимаются. У них есть свои партнерские каналы. Если будет малейшая необходимость их задействовать, то они будут задействованы.

Убежден в том, что те, кто замыслил, организовал, оплатил эти террористические акты, не уйдут от ответственности.

Вопрос: Вы не исключаете, что эти теракты были осуществлены при поддержке из-за рубежа?

С.В.Лавров: Не исключаю. Ничего исключать нельзя. Мы хорошо знаем, что на той территории между Афганистаном и Пакистаном, которая традиционно рассматривается как «ничья земля», террористическое подполье весьма активно окопалось. Мы знаем, что там замышляются многие террористические акты не только непосредственно в Афганистане и в близлежащих странах, но и в Центральной Азии. Порой маршруты этих замыслов идут и на Кавказ. Так что все это необходимо будет учитывать. Это лишнее подтверждение необходимости перестать легко относиться к важности скоординированных совместных усилий. Думаю, что особое внимание впредь мы будем обращать на практическую деятельность по выполнению международных конвенций, Глобальной антитеррористической стратегии ООН и отдельных решений по тем или иным районам. Убежден, что источники финансирования терроризма требуют к себе особого внимания. Одним из таких источников является наркоторговля.

Источник:

МИД России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2024, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru