Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Сдерживает отсутствие стратегии

24.03.2010

В Госдуме РФ 23 марта прошел «круглый стол» «Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации». В его работе приняли участие депутаты, представители Минэнерго России, руководители и эксперты организаций из различных сфер возобновляемой энергетики, представители администраций регионов, деловых и научных кругов. Организаторы "круглого стола": Комитет Государственной Думы по безопасности, Комитет Государственной Думы по энергетике и Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и участники "круглого стола" - проанализировали состояние отечественной энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, и выработали рекомендации по формированию эффективной нормативно-правовой и институциональной базы для развития альтернативной энергетики в качестве конкурентно-способного сектора экономики в интересах диверсификации энергетической базы и укрепления энергетической безопасности России.

В ходе встречи с основным докладом выступил эксперт Минэнерго России Николай Свиридов. «Минэнерго проводит государственную политику по обеспечению рационального, экономически обоснованного увеличения доли ВИЭ в национальном топливно-энергетическом балансе», - подчеркнул он.

«Темпы развития использования возобновляемых источников энергии должны быть увязаны с созданием необходимой инфраструктуры, повышением конкурентоспособности производства электроэнергии на базе ВИЭ, а также их рациональным участием в формировании топливно-энергетических балансов конкретных регионов», - рассказал эксперт.

Участники заседания также отметили:

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для России являются:

  • рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов в целях экономии углеводородного сырья для грядущих поколений;
  • снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;
  • обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
  • снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики.

Для России актуально и то, что развитие альтернативной энергетики позволит поддерживать на необходимом уровне экспортные поставки сэкономленного углеводородного сырья, что крайне важно для наполнения государственного бюджета.

При всем многообразии нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, крупномасштабное промышленное их использование требует, по крайней мере на начальном этапе, мер государственной и общественной поддержки, а также совершенствования законодательного обеспечения и создания правового поля, благоприятствующего их широкому применению.

В Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях принимаются определённые меры по развитию возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения. Однако в целом стройная система управления, соответствующая важности для страны данного сектора энергетики, пока не сложилась.

Развитие сектора возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения сдерживается в силу отсутствия эффективной стратегии, конкретных программ, системы стимулирования и поддержки, необходимых статистических наблюдений и механизмов контроля. Не сформирована соответствующая нормативно-правовая база.

Углеводородное сырьё остается для России на многие годы вперед важнейшим стратегическим ресурсом социально-экономического развития. Вместе с тем фактор ресурсной ограниченности углеводородных источников энергии, масштабы и темпы их истощения побуждают принять необходимые меры, чтобы не выпасть из глобального тренда масштабного развития альтернативной энергетики.

На основании вышеизложенного участники "круглого стола" рекомендовали:

Федеральному Собранию Российской Федерации подготовить предложения по разработке в рамках Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности единого модельного Энергетического кодекса, в котором были бы адекватно отражены вопросы обеспечения энергоэффективности и энергоресурсосбережения, развития сектора возобновляемой энергетики.

Правительству Российской Федерации:

В целях совершенствования системы государственного регулирования энергетического комплекса и систематизации законодательства в этой сфере разработать Энергетический кодекс Российской Федерации и проект федерального закона об использовании возобновляемых источников энергии; подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет необходимых изменений в действующее законодательство, стимулирующих развитие энергетики на возобновляемых и местных источниках энергии.

Министерству энергетики Российской Федерации: ускорить работу по подготовке проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки при определении цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах".

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы, Минэнерго России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru