Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Уничтожать или не уничтожать? Вот в чем вопрос

24.11.2009

23 ноября Росрыболовство распространило два обращения. Первое - открытое письмо от имени ветеранов войны и труда, представителей общественных профессиональных организаций рыбного хозяйства России, посвятивших основную часть своей сознательной жизни становлению и развитию рыбного хозяйства страны, подписанное Председателем Правления Союза рыболовецких колхозов России заслуженным работником рыбного хозяйства России Б.Л. Блажко, Председателем Совета ветеранов рыбной отрасли, Заместителем Председателя Госкомрыболовства России (1999-2001 гг.) В.В. Галаганом, Заместителем Министра рыбного хозяйства СССР (1975-1991 гг.), участником Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) А.Н. Гульченко, Председателем Координационного Совета рыбаков России, заслуженным работником рыбного хозяйства России В.К. Зилановым, Президентом, Председателем Совета Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), заслуженным работником рыбного хозяйства России Ю.И. Кокоревым, Председателем ЦК профсоюза рыбаков России В.В. Кругловым, Первым Заместителем Министра рыбного хозяйства СССР (1975-1991 гг.), участником Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Н.П. Кудрявцевым, Ветераном рыбной отрасли, Героем Социалистического труда, Капитаном дальнего плавания Г.В. Мещеряковым, Президентом ОАО «ДАЛЬРЫБА», Заслуженным работником рыбного хозяйства России, членом Общественного Совета Ю.И. Москальцовым. Оно адресовано Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову. В нем в частности говорится:

Речь идёт о действии ст. 21 части 3.1 и 3.2 указанного Закона, запрещающей производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в ходе научного, контрольного лова и предписывающей их уничтожение в случае неспособности к дальнейшей жизнедеятельности в среде обитания.

Называя вещи своими именами следует рассматривать акт уничтожения водных биоресурсов в процессе научного и контрольного лова как приравнивание его к браконьерскому промыслу.

Практика рыболовства такова, что после попадания гидробионтов в орудия лова реально не более 20% из них могут остаться жизнеспособными, а, следовательно, возвращены в среду обитания. В то же время основная масса нежизнеспособных водных биоресурсов, а это объем сырья порядка 55 тыс. тонн, не теряет товарной ценности и может быть использована для пищевых целей с потенциальной стоимостью продукции первого предъявления от рыбака не менее 3 млрд. рублей.

С учётом существующей в стране системы товародвижения до конечного потребителя рыбной продукции её стоимость возрастёт до 9 – 12 млрд. рублей в год с соответствующими налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

К сожалению, экономические потери для рыбаков, бюджета и, наконец, для налогоплательщиков на этом не заканчиваются.

Расчеты, выполненные специалистами отрасли, совпадающими с оценками ФПС ФСБ России, затраты, связанные с уничтожением водных биоресурсов адекватны стоимости готовой продукции, произведённой из них!

Учитывая, что научные исследования и контрольный лов осуществляют организации, находящиеся в государственной собственности, следовательно и затраты по уничтожению водных биоресурсов должно взять на себя государство. Таким образом эти самые 3 млрд. рублей отраслевая наука, строго соблюдая статью 21 Закона о рыболовстве, должна потратить из своего бюджета.

В настоящее время отраслевая наука располагает годовой суммой 3,8 млрд. рублей для проведения рыбохозяйственных ресурсных исследований и государственного мониторинга, а на будущий год планируется и того меньше – 3,3 млрд. рублей, при минимальной потребности (без затрат на уничтожение ВБР) в объеме 6 млрд. рублей.

Как следствие недостатка выделенных из бюджета средств на содержание отраслевой науки, сорван план ресурсных исследований в 2009 году и по оценкам экспертов снижение ресурсной базы рыболовства для отечественных рыбаков в 2010 году может составить 5 – 10%, а в 2011 и последующих годах она еще более усугубится.

Реально прогнозируемое массовое банкротство предприятий рыбохозяйственного комплекса страны может вызвать резкий всплеск социально-политической напряженности прежде всего в приморских регионах.

Рыбаки, как и каждый здравомыслящий гражданин, не могут ни понять, ни объяснить мотивы, которыми руководствовались законодатели, принимая данную поправку к закону о рыболовстве.

И это, несмотря на то, что представители рыбаков, участвуя в обсуждении проекта поправок, довели до сведения авторов несостоятельность этой нормы в каких-либо аспектах (правовом, экономическом, экологическом, этическом).

Менее масштабна по разрушительным последствиям для бюджета, судьбы отрасли, но сегодня более чувствительна для коллективов рыбаков и их семей, экономики предприятий Камчатки и Сахалина вынужденный в течение 11 месяцев простой современных высокопроизводительных 27 судов и связанная с этим безработица сотен коллективов рыбаков.

Речь идет о ст. 16 часть 4 закона о рыболовстве, запрещающая осуществлять рыболовство судам, находящимся в иностранной собственности.

Принятые в конце 2007 года поправки к закону о рыболовстве, распространены на работу флота под российским флагом в количестве 27, построенных за рубежом под гарантии Правительства Российской Федерации находятся более 15 лет во фрахте с последующим их выкупом у российских компаний на условиях бербоут-чартерной формы лизинга.

За истекшие два года со дня введения запрета на рыболовство не предпринято никаких конструктивных мер по урегулированию ситуации, кроме предъявленных Минфином России и Внешэкономбанком исков собственникам и фрахтователям судов за незаконное, по их мнению, обогащение. Судебные разбирательства показали несостоятельность таких исков.

В настоящее время в отсутствие взаимных обязательств между собственниками и фрахтователями судов с одной стороны и кредитором – Внешэкономбанком с другой, данные суда, не имея права заниматься рыболовством по российскому законодательству, могут быть реально потеряны для России.

На всех уровнях рассмотрения данной проблемы виновниками ее считают рыбаков. Однако необходимо принять во внимание и тот факт, что Правительство, в лице Госкомрыболовства России, с 2001г. перестало наделять суда ресурсами в обеспечение платежных обязательств по кредиту, а банк не принял мер по реструктуризации долгов и подписанию с должниками соглашений. Для российских фрахтователей фактически наступили форс-мажорные обстоятельства, вызванные изменением нормативной правовой базы в области рыболовства.

В сложившейся обстановке рыбаки ничего не просят у государства, кроме возможности работать. Только возобновив работу судов на промысле, фрахтователи смогут заработать средства для расчетов по погашению задолженности по кредитам. При этом собственники и фрахтователи судов категорически против принуждения признать эти долги в качестве долгов перед федеральным бюджетом после того, как полную ясность во взаимоотношения должников и кредитора внес Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, подтвердив отсутствие такого рода задолженности.

Для рыбака уничтожить добытую рыбу – все равно, что для хлебороба уничтожить собранный урожай. Отнять у него работу и поставить на прикол часть эффективных промысловых судов – значит, расправится как с конкурентом. Такого унижения за свой труд никогда еще не испытывали российские рыбаки.

В условиях когда исполнительная власть принимает программу действий по минимизации последствий экономического кризиса в России, то законодатель принимает для отрасли нормы, следствием которых становятся потери уловов и рабочих мест от простоя судов, отвлечение значительных бюджетных средств на утилизацию уловов при проведении научных исследований на рыбных промыслах.

Люди не могут понять, почему государство узаконило уничтожение востребованной населением продукции морского рыбного промысла и преднамеренно запретило промысловую деятельность части рыбопромыслового флота, никак не реагируя при этом на тревожные сигналы общества. На бесчисленные обращения к законодателю и исполнительной власти по этим проблемам нет никакой реакции.

Прямые и косвенные потери экономики страны (предприятий и бюджетной системы в совокупности) оцениваются в миллиарды рублей. Это колоссальный экономический резерв, который должен работать в интересах общества. Для его включения в хозяйственный оборот необходимо срочно внести поправки в Закон о рыболовстве, позволяющие сохранить для внутреннего рынка продукцию из уловов рыбы и морепродуктов, добытых в рамках морских научных исследований, и возобновить работу рыбопромысловых судов, арендованных у иностранных лиц по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до декабря 2007г. Продукция, выпускаемая высокоэффективными судами, построенными под гарантии государства, является конкурентным преимуществом России, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Сохранение достигнутого приоритета в этой сфере (который может быть утрачен) одно из лучших антикризисных «лекарств», о чем Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили в своем послании.

Сегодня правящая в стране партия провозгласила для себя лозунг «сохранить и приумножить». Как никогда своевременно он может быть реализован в сохранении для России уловов рыбы и морепродуктов, добытых в научных целях, и приумножении уловов, возвратив на промысел суда, необоснованно выведенные из эксплуатации.

От имени всех рыбаков России просим руководство страны принять безотлагательные меры с тем, чтобы поспешные, не просчитанные по своим социально-экономическим последствиям указанные нормы Закона о рыболовстве были скорректированы в готовящемся законопроекте в интересах стабильного развития рыбной отрасли.

В письме так же приводятся конкретные предложения по изменению законодательства.

Второе – письмо Председателя Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству Александра Савельева на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бориса Грызлова. В нём в частности говорится:

Уважаемый Борис Вячеславович! Вынужден обратиться к Вам повторно по вопросу осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

Насколько нам известно, 1 декабря 2009 года в Государственной думе будет обсуждаться Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесённый депутатом Государственной Думы Н.В. Комаровой.

При разработке данного Проекта Федерального закона были проигнорированы многочисленные обращения представителей отраслевой науки и крупнейших ассоциаций рыбохозяйственного комплекса страны, ведущих специалистов отрасли, общественных объединений, депутатов Государственной Думы о необходимости внесения поправок в статью 21 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Согласно пунктам 3.1 и 3.2. статьи 21 действующего закона водные биоресурсы, выловленные в научных целях, подлежат возвращению в среду обитания либо уничтожению, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на судах, осуществляющих рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, запрещается.

Проблема уничтожения научных выловов приобрела широкий общественный резонанс. Вам был направлен мониторинг российских средств массовой информации, однако, вопрос находится в фокусе внимания СМИ по сей день.

Уничтожение водных биоресурсов, добытых при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, ведёт к потере тысяч тонн ценного белкового сырья, что противоречит основным принципам российского и международного законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Экономика и социальная сфера многих областей Российской Федерации в большой степени зависит от состояния рыболовства, которое невозможно без проведения ежегодных всесторонних научных исследований. В соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» общие допустимые уловы определяются только на основании результатов научных исследований.

Исполнение норм, запрещающих производство рыбопродукции на судах, осуществляющих рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, ведёт к снижению количества и качества проводимых научных исследований из-за нехватки судов научно-исследовательского флота и невозможности привлечения к их проведению добывающих судов рыбопромышленных предприятий.

Недостаточная обоснованность материалов научных исследований неизбежно приведёт к снижению уловов российских рыбаков из-за уменьшения объёмов общих допустимых уловов водных биоресурсов по причине недостаточной обоснованности материалов исследования. В этой ситуации могут пострадать национальные интересы России при промысле трансграничных и трансзональных запасов водных биоресурсов, а также при промысле в конвенционных районах Мирового океана.

В условиях действующего законодательства и в связи с сокращением финансирования научных исследований запрет на коммерческое использование научными организациями выловленных водных биологических ресурсов неизбежно приведёт к сокращению морских экспедиционных исследований, к отказу от исследований открытых районов Мирового океана и зон иностранных государств. Одним из тяжелейших последствий этой ситуации станет сокращение высококвалифицированных научных кадров, для формирования которых требуются десятилетия, что нанесёт непоправимый ущерб рыбохозяйственной науке.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас включить в повестку дня заседания Государственной Думы вопрос о внесении поправок в статью 21 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые устранили бы указанные проблемы.

Одновременно 23 ноября пресс-служба Россельхознадзора проинформировалао о выявлении этой организации крупных партий рыбной продукции, произведенной по квоте на научно-исследовательские цели. В частности сообщается о расследовании управления Россельхознадзора по Мурманской области по запросам на оформление ветеринарных сертификатов и сертификатов здоровья на несколько партий продукции морского промысла, планируемой к вывозу в страны Евросоюза. Которое показало, что эта продукция произведена из водных биологических ресурсов, выловленных в научно-исследовательских и контрольных целях по квоте, выделенной ФГУП Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича. А в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях водные биологические ресурсы не могут находиться в торговом обороте, а подлежат уничтожению. Расследование продолжается.

Источник:

НИА-Природа по информации пресс-служб Росрыболовства, Россельхознадзора

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru