Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Слушалась стратегия геологии

23.11.2009

20 ноября в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года». На них обсуждался проект стратегии развития геологической отрасли России на период до 2030 года. В дискуссии, организованной Комитетом СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды, приняли участие парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научных и общественных организаций, геологоразведочных и горнодобывающих компаний.

С докладом «О Стратегии развития геологической отрасли» выступил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Он проинформировал об основных направлениях Стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 г. «Повышение эффективности и инвестиционной привлекательности геологоразведки будет достигаться совершенствованием программно-целевого планирования, принципов размещения и исполнения государственного заказа, системы управления и системы государственного геологического контроля», – сказал он.

Кроме того, по словам С. Донского, важными направлениями Стратегии являются: снижение административных барьеров, развитие системы информационно-аналитического обеспечения геологической отрасли, научно-техническое обеспечение, инновационное развитие и решение кадровых вопросов.

Одним из ключевых положений документа является использование кластерного подхода при совершенствовании программно-целевого планирования развития отрасли и одновременно регионов страны.

Замминистра пояснил: «Под минерально-сырьевым кластером мы понимаем совокупность разрабатываемых объектов, связанных общей инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный, морской транспорт) для доставки потребителям. Он представляет собой технологически связанные объекты разработки, межпромысловой или рудничной транспортировки, подготовки, учета и отгрузки товарной продукции».

В основе реализации кластерного подхода должен лежать объектовый программный принцип, что позволит организовать изучение минерально-сырьевой базы в пределах естественных границ минерагенических провинций, а также планировать и организовывать освоение ресурсной базы в пределах минерально-сырьевых кластеров с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры, кадрового потенциала территорий вне зависимости от административно-территориального деления.

«Разработка программ ГРР и программ лицензирования на среднесрочный период в совокупности с программами социально-экономического развития регионов позволит координировать деятельность государственных органов, регионов и заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности», - отметил он.

Минерально-сырьевой кластер основывается на энергетике, транспорте, кадрах и ресурсной базе. В связи с этим, его развитие в целом будет определяться комбинацией из нескольких существующих программных документов: направления развития регионов - программами регионального уровня, направления развития размещенных в регионе отраслей промышленности - ведомственными программными документами. «В совокупности эти программы определяют условия реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, а сырьевую базу для всех программных документов – четвертая составляющая кластера – обеспечивает Долгосрочная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы», – сказал С.Донской.

«В целях повышения эффективности и инвестиционной привлекательности геологоразведки необходимо усовершенствование системы геологического контроля», - сообщил заместитель Министра. «В этой сфере требуется нормативно закрепить порядок ввода месторождений полезных ископаемых в освоение, определить стадийность геологоразведочных работ и регламентировать порядок согласования технических проектов, связанных с пользованием недрами», – подчеркнул он.

Также, по словам С. Донского, необходимы разработка требований к стадиям работ и претендентам на исполнение государственного заказа в сфере геологического изучения и воспроизводства МСБ, а также создание прозрачной системы санкций за нарушение условий пользования недрами и установление формализованных оснований для изменения, прекращения права пользования недрами.

Не менее важный аспект стратегии – подготовка предложений по содержанию и управлению связанным горным имуществом – скважинами, выработками и т.д.

«Не секрет, что сейчас в России порядка 50 тысяч поисковых скважин, пробуренных когда-то государством, и впоследствии законсервированных или ликвидированных. Сейчас некоторые из них представляют серьезную опасность населению и окружающей среде, из-за истечения нормативных сроков консервации, износа оборудования, некачественной ликвидации и так далее. В стратегии будут предложены основные направления решения этой проблемы, в основе которых будут лежать следующие принципы: во-первых, будет составлен полный реестр таких скважин. Во-вторых, такие скважины, расположенные на распределенном фонде недр должны содержаться недропользователем», – сообщил Замминистра.

При этом, как подчеркнул С.Донской, затраты по поддержанию таких скважин в безопасном состоянии должны относиться на основную деятельность пользователей недр. На нераспределенном фонде недр расходы по содержанию этих скважин будет нести государство в лице специализированного предприятия.

«С учетом того, что таких скважин с годами становится все больше, проблему необходимо решать системно, в том числе посредством создания ликвидационного фонда, как это часто используется в международном опыте», – сказал он. Работа по снижению административных барьеров в сфере пользования недрами и экономическому стимулированию геологоразведочных работ будет продолжаться, - сообщил Сергей Донской. Ключевыми предложениями в этой сфере, которые будут заложены в Стратегию, являются: совершенствование порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения; внедрение заявительного принципа предоставления участков недр, упрощение порядка и сокращение сроков получения лицензии на ГРР, а также упрощение порядка предоставления недропользователю права на разведку глубоких горизонтов, упрощенная корректировка границ участков недр по результатам ГРР.

«В сфере экономического стимулирования геологоразведочных работ и рационального недропользования основным направлением станут: переход на новую систему налогообложения, ориентированную на налогообложение прибыли, а также привлечение малого и среднего бизнеса в геологоразведку и развитие рынка рискового капитала», – сообщил С. Донской. Важная роль в Стратегии отведена научно-техническому обеспечению и инновационному развитию отрасли. Среди предлагаемых мер - выделение прямых государственных инвестиций на разработку инновационных проектов, важных для решения государственных задач.

В частности, как пояснил С. Донской, речь идет о внедрении системы лизингового финансирования инновационной деятельности в сфере недропользования, предоставлении государственных гарантий частным инвесторам, осуществляющим кредитование инновационных проектов или совместное выполнение работ, предоставлении налоговых льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность. Кроме того, предполагается внедрение различных видов коммерциализации научно-технической продукции (лицензии, патенты, включение результатов НИР в уставный капитал и др.) и закрепление передовых научно-технических достижений в национальных стандартах, технических регламентах и ведомственных НПА. Ключевым положением Стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года является реформирование системы управления отраслевыми предприятиями, - заявил Сергей Донской 20 ноября. В рамках реализации Стратегии предполагается создать на базе разрозненных государственных производственных и научно-производственных геологических предприятий ОАО «Росгеология», о котором говорилось ранее. 100 процентов акций компании будут находиться в собственности государства.

Госкорпорация будет обеспечивать техническое выполнение геологоразведочных работ, которые необходимо проводить государству на ранних стадиях процесса геологического изучения.

Холдинг будет структурирован по видам работ и по региональному признаку таким образом, чтобы вся территория РФ и прилегающие к ней акватории были равномерно обеспечены соответствующими поисковыми работами в количестве, необходимом для поддержания должного уровня геологической изученности страны.

По словам заместителя Министра, в целях выстраивания системы эффективного управления и решения государственных задач геологического изучения, а также соблюдения требований законодательства, «Росгеология» должна пройти несколько этапов в своем развитии. На первом этапе после определения ответственных лиц, создания органов управления на основе одного из действующих геологических предприятий будет создана управляющая компания, которая первоначально будет выполнять роль держателя пакетов акций всех геологических предприятий, выполняя роль головной компании холдинга.

На втором этапе будет проведена работа по снижению издержек, повышению эффективности компаний, входящих в структуру холдинга.

Как отметил С. Донской, на этом этапе, по сути, будет выстроена схема эффективного функционирования «Росгеологии», и роль управляющей компании на этом этапе – построить эффективную структуру.

На третьем этапе «Росгеология» будет выполнять возложенные на нее функции в соответствии с построенной целевой моделью, а основным функционалом управляющей компании станет собственно управление деятельностью холдинга и контроль за надлежащим функционированием всей системы.

Перед участниками слушаний выступил Председатель СФ Сергей Миронов, горный инженер-геофизик по специальности. Он, в частности, отметил, что судьба отечественной геологии, перспективы её развития – все эти вопросы давно вышли за рамки чисто отраслевых или внутриведомственных проблем. «Ведь особенность геологии в том, - сказал он, - что она должна работать на опережение, создавать своего рода «запас прочности» для экономики. Поэтому, на мой взгляд, и горизонты геологической стратегии должны быть шире».

Уже не первый год, продолжал Председатель СФ, говорится о чрезмерной зависимости отечественной экономики от экспорта сырья, необходимости развития инноваций и диверсификации структуры промышленности. «Однако сделано в этом направлении, к сожалению, пока слишком мало. Поэтому абсолютно логично, что задача «всесторонней модернизации» стала лейтмотивом Послания Президента России Федеральному Собранию». Нельзя забывать при этом, добавил С.Миронов, что инновации и современные технологии – это не противовес сырьевому сектору экономики. Развитие инновационного сектора самым непосредственным образом зависит от состояния дел с геологическим изучением, поиском и разведкой недр, освоением месторождений и воспроизводством запасов, подчеркнул он. Да и сама геологическая отрасль, по его словам, остро нуждается в кардинальной модернизации. «Не будет ресурсов – не будет и развития экономики», - сказал Председатель СФ.

Нельзя сбрасывать со счетов, что в последние годы государство совместно с бизнесом начали постепенно решать накопившие в геологической отрасли проблемы, заявил глава верхней палаты Федерального Собрания. Но раскачка, по его словам, идет медленно. «Если вспомнить начало девяностых годов, тогда, как известно, доминировали представления, что с финансированием геологии можно подождать, особенно в условиях бюджетного дефицита. А запасов полезных ископаемых хватит на многие годы. К чему привел такой подход, мы видим сегодня. Произошло свертывание целого ряда направлений научных геологических исследований. Резко сократились объемы разведочных работ. Многие геологические производственные предприятия практически прекратили свое существование», - сказал он.

Ясно, что за короткий срок потенциал отрасли не восстановить, и последствия ошибочных решений в прошлом мы будем преодолевать еще немалое время, заметил Председатель СФ. «Однако верно и то, - продолжал он, - что общее положение дел в промышленности, в сырьевом секторе не позволяет и дальше медлить с принятием более решительных мер по кардинальному исправлению ситуации в отрасли».

По словам С.Миронова, объемы добычи сегодня по-прежнему значительно опережают темпы разведки и освоения месторождений. В результате, продолжал он, за прошедшие годы значительно сократился поисковый задел. Так, даже по нефти и природному газу прирост запасов по отношению к добыче составляет не более 60 процентов. «По объемам доказанных запасов нефти Россия уже сегодня находится лишь в конце первой десятки нефтяных стран. К сожалению, и в этом году под влиянием кризиса государство и частные компании сократили и без того недостаточное финансирование геологоразведочных работ», - констатировал глава Совета Федерации. Между тем, согласно прогнозам учёных-геологов, для реализации даже умеренно оптимистических вариантов реализации «Энергетической стратегии России», необходимо увеличить объемы геологоразведочных работ в 4-5 раз по сравнению с нынешним уровнем, сказал Председатель СФ.

Столь же серьёзная ситуация в отрасли и с износом фондов, устареванием технологий, крайне недостаточным финансированием геологической науки, состоянием в сфере геологической информации и сервисных услуг, продолжал С.Миронов. К сожалению, уже сейчас Россия столкнулась с тем, что отсутствие инфраструктуры и современных технологий во многом тормозит разведку новых наиболее перспективных нефтегазовых территорий Восточной Сибири и континентального шельфа Арктики. «Словом, - заключил он, - все основные задачи развития геологической отрасли носят не краткосрочный характер и должны решаться не отдельно друг от друга, а в контексте общеэкономической стратегии страны».

Как подчеркнул Председатель Совета Федерации, значительный ресурс подъема геологии кроется в улучшении организационной структуры управления отраслью. Он напомнил, что в результате административной реформы 2004 года функции некогда единого геологического ведомства оказались рассредоточенными по ряду министерств и подразделений. Жизнь показала, заявил он, что раздробление единой геологической службы на отдельные структуры - по контролю, нормативно-правовому и хозяйственному обеспечению - оказалось не оправданным. «Получилось как в басне Крылова «про лебедя, рака и щуку». Отметив, что быстрое наращивание минерально-сырьевой базы страны в 60-80-х годах минувшего века в немалой степени было обеспечено за счет системы крупных территориальных научно-производственных объединений и специализированных геологоразведочных организаций, работавших под единым началом министерства геологии, Председатель СФ подчеркнул необходимость воссоздания в России единой государственной системы управления отраслью. По его словам, это позволит сконцентрировать усилия на решении стратегических задач. «Считаю, что очень важно также укрепить систему государственной геологической экспертизы и контроля. В этом заинтересовано не только государство, но и частный бизнес, который также нуждается в достоверной и полноценной геологической информации, - добавил он. - Нередко складывается уже просто опасная ситуация, когда геофизическую информацию отечественные компании вынуждены покупать у зарубежных сервисных организаций. Причем нередко с условием покупки у них дорогостоящего оборудования, которое во многих случаях с успехом могло бы производиться внутри страны». Необходимо внести ясность и в разграничение функций между государством и бизнесом в процессе геологического изучения и разведки полезных ископаемых, заявил Председатель Совета Федерации. По его словам, нерешенность этих вопросов приводит к нерациональному расходованию бюджетных средств.

С.Миронов поддержал решение Правительства РФ создать на базе разрозненных государственных геологических предприятий мощный производственный холдинг «Росгеология». «При этом, конечно, важно, как говорится, «не выплеснуть с водой ребенка», - заметил он. - Главное, чтобы реорганизация не превратилась в формальную перетряску нынешних структур, а напротив – привела бы к реальному повышению качества управления отраслью».

Глава верхней палаты российского парламента заметил, что без восстановления интеллектуального потенциала, без подготовки квалифицированных кадров, в том числе рабочих специальностей, рассчитывать на подъем отрасли просто бессмысленно. Он обратил также внимание на необходимость материального стимулирования и укрепления социальной защиты геологов. «Считаю, - заявил С.Миронов, - что частные компании, безусловно, должны выстраивать свою стратегию с учётом привлечения квалифицированных кадров и направлять на их обучение и переподготовку значительные средства. Однако всё-таки ключевую роль в восстановлении кадрового потенциала в геологии должно играть государство». Поэтому он высказался за необходимость формирования комплексной государственной программы подготовки квалифицированных кадров для отрасли. Особую роль в этом процессе, по его мнению, «должны и могут сыграть геологические институты Российской академии наук». «К счастью, в науке ещё работают высоко профессиональные учёные практически всех геологических направлений. Очень правильной идеей является создание при этих институтах образовательных центров повышения квалификации геологов по наиболее востребованным специальностям», - сказал Председатель СФ.

Реализацию стратегии развития геологической отрасли возможно обеспечить только с помощью качественных законов, подчеркнул С.Миронов. Все последние годы, по его словам, вносятся многочисленные изменения в базовый для недропользования закон «О недрах». Этот правовой акт, добавил Председатель СФ, наверное, является рекордсменом по вносимым поправкам. Это понятно, ведь жизнь не стоит на месте, продолжал он. Однако, констатировал докладчик, внесение поправок – это компромисс. По его словам, сегодня требуется четкая целостная система законодательного регулирования недропользования, в том числе геологической отрасли. «Такая система, где чётко определены приоритетные задачи и зоны ответственности субъектов отношений, предусмотрены стимулы развития отрасли, механизмы, регулирующие направления инвестиционных средств», - подчеркнул он.

«Считаю, что в основе развития законодательства должна лежать государственная долгосрочная стратегия воспроизводства минерально-сырьевой базы. Это необходимо, чтобы понимать, какие цели мы ставим и какими средствами хотим их достичь. Думаю, что стратегия должна проходить обсуждение в научных и деловых кругах и утверждаться на правительственном уровне», - заключил Председатель СФ.

Источник:

НИА-Природа, по информации пресс-служб Совета Федерации, Минприроды России

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2020, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru