Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Вода вливается в ряды грандов экономики

20.11.2009

19 ноября Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол по вопросам правового обеспечения реализации государственной программы «Чистая вода». Открывая заседание, председатель Комитета Наталья Комарова отметила:

Вода стремительно вливается в ряды грандов экономики. Вчера ее только пили – сегодня ею торгуют на мировых рынках, инвестируют средства в улучшение качества воды и технологий ее подготовки. Происходит капитализация водных фондов, и в этих условиях лидерство определяет не только объем ресурсов, но и умение стратегически ими управлять.

Именно внедрение инновационных технологий и инструментов управления водной отраслью, системная модернизация предприятий ВКХ – те базовые задачи, решение которых обеспечит россиян качественной питьевой водой.

Государственная программа «Чистая вода» - это своего рода «аккумулятор» правовых, организационных и технологических решений, выработанных экспертами, научным и профессиональным сообществом при реализации в регионах проекта «Чистая вода» партии «Единая Россия».

В ходе сегодняшнего заседания предлагаю обсудить правовые механизмы, которые помогут уже в ближайшее время запустить программу и ресурсно обеспечить ее реализацию в масштабах всей страны.

Прежде всего, необходимо законодательно закрепить требования к качеству воды, безопасности технологий и производственных процессов ее поставки потребителю. Для этого в программе «Чистая вода» предусмотрено два основных инструмента.

Технические регламенты «О безопасности водоотведения» и «О безопасности воды и водоснабжения» сформируют базовые бескомпромиссные требования к поставщикам продукции и услуг на водном рынке.

В проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» планируется урегулировать блок экономических и организационных вопросов. В их числе - система договорных отношений в секторе водоснабжения и водоотведения, формы и механизмы государственного финансирования мероприятий по обеспечению населения чистой водой, разграничение полномочий между уровнями власти, порядок участия в работе водного сектора саморегулируемых организаций, информирование населения о качестве воды и ряд других вопросов.

Реализация этих мер обеспечивается рядом правовых экономических решений. Приток частных инвестиций в модернизацию предприятий ВКХ активизируется при переходе на долгосрочное тарифное регулирование с применением метода доходности инвестированного капитала. Соответствующие возможности заложены в принятом Государственной Думой законе «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…». Это, во-первых, создаст благоприятный инвестиционный климат в отрасли, во-вторых, даст возможность предприятиям распоряжаться сэкономленными ресурсами, и таким образом обеспечить экономическую заинтересованность в сокращении потерь воды в сетях. Плюсами от такой системы для населения станет повышение качества и надежности услуг, а также справедливое изменение тарифов с их последующим снижением.

Свой мобилизующий вклад в модернизацию поставщиков и промышленных потребителей воды внесут меры экологического регулирования. В частности, переход к технологическому нормированию на основе наилучших существующих технологий позволит исключить из практики установление лимитов на сбросы и выбросы. Сегодня эта процедура по сути является легализованным отсеком для коррупции, что в итоге оборачивается повальным загрязнением, а иногда и уничтожением водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения. И если в борьбе с угрозой озеру Байкал задействованы все ресурсы, то во многих регионах при возникновении локальных «байкальских» сценариев с местными водоемами, у населения зачастую нет возможностей отстаивать их сохранение, поскольку формально загрязнение согласовано чиновниками.

Разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, экономическое стимулирование перехода на природосберегающие технологии в связке с поэтапным повышением платежей за сверхнормативное загрязнение, позволят сохранить и восстанавливать водные объекты, поставить на поток инновационные процессы в отрасли, повысить экологическую эффективность и конкурентоспособность отечественных предприятий.

Качество централизованно поставляемой воды напрямую зависит от качества жилищно-коммунальных услуг. Такую позицию высказал первый заместитель председателя комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Валерий Панов в рамках круглого стола на тему «Правовое обеспечение реализации государственной программы «Чистая вода», сообщает корреспондент ER.RU.

По мнению комитета по строительству и земельным отношениям, коммунальное хозяйство в целом должно регулироваться с помощью механизмов рынка. «Рынок стимулирует производителей и поставщиков услуг повышать качество и тем самым увеличивать конкурентоспособность своей продукции. Создание рыночной среды в жилищной и коммунальной сферах реально и объективно подтверждается приходом в этот сектор экономики крупного и среднего частного бизнеса. В настоящее время более 56% организаций ЖКХ относятся к частной форме собственности», - отметил Панов.

Другим направлением работы на пути к повышению качества питьевой воды, считает депутат, является модернизация систем водоснабжения и водоотведения. «Через изношенные домовые сети аварийных домов невозможно подать качественную воду. Постепенно эта проблема уже решается, во многом благодаря деятельности Фонда содействия модернизации жилищно-коммунального хозяйства», – подчеркнул Панов.

Впервые за долгие годы, как напомнил депутат, государством было принято решение о выделении беспрецедентного объема средств на долевое софинансирование проведения капитального ремонта. К настоящему времени программа капитального ремонта позволила отремонтировать более 80 тысяч домов.

По мнению Панова, задача минимизации потерь воды в коммунальных сетях напрямую сопряжена с задачами повышения энергоэффективноти и ресурсосбережением. «Уменьшение потерь чистой воды в сетях – это уменьшение расходов на её очистку. Поэтому экономия потерь воды – это, прежде всего, экономия электроэнергии», – пояснил он.

Как заявил парламентарий, в Государственной Думе сейчас ведется важная работа по правовому обеспечению проекта государственной программы «Чистая вода»: прежде всего, это законодательство в сфере энергосбережения и технические регламенты, регулирующие безопасность в этой сфере. По мнению комитета по строительству и земельным отношениям, технические регламенты о безопасности зданий и сооружений и систем водоснабжения и водоотведения должны быть взаимоувязаны и строиться по принципу «от общего к частному». Причем в узкоспециальных регламентах о водоснабжении и водоотведении следует устанавливать требования, которые не учтены более общим регламентом о безопасности зданий и сооружений.

На следующей неделе, 24 - 25 ноября в Москве пройдет Международный Форум «Чистая вода 2009». Он посвящен фундаментальным и практическим проблемам обеспечения населения Земли питьевой водой, вопросам модернизации и развития водной отрасли России. Форум будет проходить в Москве в Центре международной торговли под патронажем Всероссийской партии «Единая Россия». 19 ноября Росводресурсами было распространено сообщение согласно которому свое участие в форуме подтвердила руководитель Федерального агентства водных ресурсов М.В. Селивёрстова, которая выступит на тематической сессии с докладом.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы, ER.RU, Росводресурсы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru