Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Альтерантивные топлива

19.11.2009

18 ноября прошло расширенное заседание Комитета Госдумы по энергетике, посвященное мерам по повышению использования природного газа в качестве моторного топлива.

По его словам, «при всеобщем понимании актуальности проблемы перевода автотранспорта на более дешевое, экологически менее вредное топливо, вопрос о широком использовании газомоторного топлива в промышленности остается нерешенным. Использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным и эффект от их применения в масштабах государственной экономики малозаметен».

Сложившуюся ситуацию, считает Ю.Липатов, может исправить находящийся на рассмотрении в Комитете законопроект (№130858-4) «Об использовании альтернативных видов моторного топлива».

В Российской Федерации имеются благоприятные условия использования альтернативных видов моторного топлива: диметилэфира, водорода, биогаза, солнечных батарей, электроаккумуляторов, но прежде всего, природного газа (метана). Его запасы составляют 32% мировых и представляются надежным энергоресурсом. Единая система газоснабжения обеспечивает подачу природного газа в 20 тыс. населенных пунктов России, в том числе, в 700 городов, транспортные средства и сельхозтехника которых является потенциальным потребителем этого вида топлива. В стране накоплен обширный опыт использования компримированного и сжиженного метана на автомобильном, железнодорожном, воздушном и речном транспорте, а также сельскохозяйственной технике.

Автомобильный транспорт России является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Автопарк страны (более 34 млн. единиц) выбрасывает с отработавшими газами 14 млн. т вредных веществ в год, что составляет 40% общих промышленных выбросов в атмосферу. В больших городах они достигают 90% и представляют серьезную экологическую угрозу здоровью населения. Величина экологического ущерба, наносимого промышленными выбросами, достигает суммы в 2% валового национального продукта, при этом 60% ущерба наносится автомобильным транспортом. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания, использующих природный газ, по наиболее вредным компонентам в 2 - 5 раз менее опасны, чем выхлопы двигателей, работающих на традиционных моторных топливах. Его использование сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 процентов.

Мировая практика показывает, что практически всеми развитыми странами уделяется большое внимание расширению использования газомоторного топлива. Внедряются пакеты законодательных и нормативных актов, стимулирующих использование альтернативных видов топлива. Так, Энергетической Комиссией ООН принята резолюция от 12 декабря 2001 г., предусматривающую перевод к 2020 году 23% автомобилей парка стран Европы на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ - 10% (23,5 млн. единиц), на биогаз - 8% (18,8 млн. единиц) и на водород -5% (11,7 млн. ед.).

В настоящее время мировой парк автомобилей оценивается примерно в 900 млн. единиц, из которых около 30% - грузовой транспорт и около 70% -легковые автомобили и общественный транспорт. К 2020 году это число превысит 1 миллиард единиц. Ввиду прогнозируемого истощения запасов нефти в течении 30-50 лет перед человечеством в целом встает задача по переводу транспорта на альтернативные источники топлива, ясно, что по масштабу эта задача потребует десятилетий.

В развитых странах проводится государственная политика по использованию альтернативных видов моторного топлива, в первую очередь, газомоторного топлива. К 2010 году в Германии будет 500 000 автомобилей работать на газе, в Японии 1000000 единиц. К 2020 году планируется перевод на газ 23% транcпорта. В Российской Федерации парк автомобилей на газомоторном топливе оценивается величиной около 50 тыс. единиц.

Созданию в нашей стране предпосылок для расширения использования моторного топлива альтернативных видов не уделяется должного внимания ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

Действующие в настоящее время два нормативных акта: постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом»,а также периодически принимаемые Федеральной службой по тарифам постановления «Об оптовых ценах на природный газ, используемый в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях(АГНКС)» не оказывают должное влияние на топливный рынок страны.

Необходимо отметить наличие поручений по данному вопросу: поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина "О стимулировании широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо" (№ Пр-1686 ГС от 18.10.04) и поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева "О необходимости развития рынка газомоторного топлива" (ДМ-П9-5169 от 02.11.06).

Об актуальности тематики экономии углеводородного топлива и использования его альтернативных видов свидетельствует принятие Указа Президента № 889 от 4.06.2008 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" и утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 1-р "Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года".

В Комитете по энергетике находится на рассмотрении проект федерального закона № 130858-4 "Об использовании альтернативных видов моторного топлива". При доработке законопроекта были определены первоочередные категории транспортных средств, наиболее перспективные для перевода на газомоторное топливо, а именно:

- транспорт учреждений и предприятий, находящийся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- общественный автотранспорт в населенных пунктах и используемый для междугороднего сообщения;

- сельскохозяйственная техника;

- транспортные средства устаревших моделей, которые не соответствуют современным требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопных газах, которые для дальнейшего использования при переходе к стандартам Евро-3 и Евро-4 должны быть переведены на газомоторное топливо.

Формы и методы участия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления уже найдены в практической деятельности, они урегулированы в ряде региональных законов и нормативных актов (например закон Москвы и постановление Правительства Москвы, закон Тверской области). Эти мероприятия требуют минимальных затрат или вовсе не требуют расходования бюджетных средств, например, при выделении участков под заправочные станции оговаривается наличие на станции терминала для газомоторного топлива. Плановая замена транспортных средств на транспортных предприятиях общественного транспорта предусматривает закупку транспортных средств, использующих газомоторное топливо.

Отдельной проблемой является выбор направления развития: использование обычных транспортных средств с редукторами, позволяющими использовать наряду с жидким углеводородным топливом газ или транспортных средств заводского изготовления. В первом случае преимуществом является возможность использования при слабой инфраструктуре заправочных станций для газомоторного топлива. Во втором - преимущества специализированных двигателей для газомоторного топлива.

Отдельным вопросом является обеспечение газом развития газомоторного топлива со стороны ОАО «Газпром». В этом плане необходимо при заключении договоров с регионами продолжить практику включения в них мероприятий по переводу регионального автотранспорта и других транспортных средств на альтернативные виды моторного топлива и возможно регламентировать включение в договора ОАО «Газпром» с регионами таких мероприятий нормативным актом Федеральной службы по тарифом. Другим возможным путем урегулирования этого вопроса является включение в федеральное законодательство о газоснабжении положений об обеспечении газом инфраструктуры газомоторного топлива в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.

На основании вышеизложенного, Комитет р е ш и л:

Рекомендовать

Правительству Российской Федерации:

- рассмотреть вопрос о составе и руководстве Правительственной комиссии по газомоторному топливу;

- рассмотреть вопрос о стимулировании перевода первоочередных категорий транспортных средств, в т.ч. сельскохозяйственной техники, на газомоторное топливо;

- инициировать разработку федеральной целевой программы расширения использования альтернативных видов моторного топлива.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru