Поиск:

Авторизация

Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




Экологическая коррупция и лояльность

18.11.2009

17 ноября Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел парламентские слушания «О состоянии и мерах по совершенствованию законодательства Российской Федерации с целью обеспечения экологических прав граждан».Открывая работу, председатель Комитета Наталья Комарова отметила:

«Конституцией Российской Федерации установлено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу людей экологическим правонарушением.

Вместе с тем на практике экологические права зачастую обеспечиваются не законными механизмами, а «заборными» методами – когда игнорирующие закон лица пытаются, например, монополизировать право на благоприятную окружающую среду, возводя ограды вокруг побережий и лесных участков. Или когда организации скрывают за семью заборами экологическую информацию, прикрываясь грифами государственной или коммерческой тайны. Если в первом случае есть все законные основания для подключения правоохранительных структур, то алгоритм получения экологической информации нуждается в серьезной достройке.

В ходе предыдущих мероприятий Комитета мы довольно подробно обсуждали вопросы перехода к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, внедрения мер экономического стимулирования предприятий, применяющих природосберегающие технологии и сокращающих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, вопросы обращения с отходами, усиления экологической ответственности и ряд других тем. Многие из принятых рекомендаций нашли отражение в законопроектах, над которыми работают сегодня депутаты Государственной Думы, а также в утвержденном Правительством Российской Федерации Комплексе мер по охране окружающей среды. Подчеркну, что работа по реализации принятых решений будет продолжена. Сегодня предлагаю обсудить то, как можно задействовать менее затратные, но не менее эффективные инструменты экологического регулирования, позитивный результат от внедрения которых ощутит каждый.

Прежде всего, экологическое информирование. Сложившийся сегодня в этой сфере информационный вакуум создает благоприятную среду для коррупции, одним из элементов которой можно назвать и экологический террор псевдозеленых организаций. В условиях, когда практически вся экологическая информация подается в виде сводок с горячих экологических точек, им не составляет труда разжигать протестные настроения в отношении любых проектов и инициатив. В конечном итоге, это сдерживает развитие территорий, удовлетворяя не экологические потребности людей, а чьи-то корыстные интересы.

В ходе сегодняшних парламентских слушаний предлагаю обсудить правовые механизмы, которые помогут обеспечить реализацию экологических прав граждан и пресечь проявления экологической коррупции.

Для этого, во-первых, необходимо перевести экологическую информацию из виртуальной категории в правовое поле. В числе таких мер, предлагаю рассмотреть возможность законодательно закрепить определение термина «экологическая информация», правовые основы ее получения, а также определить исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении сведений о состоянии окружающей среды и воздействии на нее.

Открыв каналы экологической информации, мы сможем повысить социальную активность людей в решении экологических проблем и наладить работу как минимум двух важных инструментов – общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы. В числе мер повышения их эффективности, подчеркну, прежде всего, необходимость законодательно определить объекты общественного экологического контроля и правовые основы его осуществления. Во-вторых, предлагаю обсудить то, как повысить легитимность и юридический статус результатов общественного экологического контроля и заключений экспертизы. Более подробно эти предложения описаны в проекте рекомендаций, надеюсь, что в ходе обсуждения мы сможем его дополнить.

Еще одна тема, которая, не должна остаться за скобками в ходе обсуждения темы нашей встречи – это ответные обязательства гражданина. Мы должны найти решения, стимулирующие экологически лояльное поведение людей.

Например, при решении такой актуальной проблемы, как загрязнение воздуха автотранспортом, выбросы от которого в мегаполисах многократно превышают вредное воздействие от промышленных предприятий, в частности, в Москве – в 10 раз, в Санкт-Петербурге – в 9 раз. Вместе с тем, как показали события последних недель, установление ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса воспринимается людьми неоднозначно, более того, зачастую даже протестно. В этой ситуации экологическое информирование – тот инструмент, который может помочь региональным властям заручиться лояльностью общества при реализации права субъектов Российской Федерации устанавливать соответствующие ставки транспортного налога.

В конечном итоге, именно информационная открытость, общая ответственность, социальная и инновационная активность создают код экологической лояльности общества, правовая защита которого обеспечит благоприятную окружающую среду для каждого».

Напомним, что в отношении законопроекта о повышении ставок транспортного налога, принятого Госдумой, будет сформирована согласительная комиссия, поскольку Совет Федерации отклонил этот законопроект. А решение вопросов повышенного уровня выбросов автомобилей в атмосферу, имеющий место в крупных городах страны требует комплексных путей решения, включающие в частности и развитие общественного транспорта.

Источник:

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы

Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России»

© 1998-2021, Национальное информационное агентство «Природные ресурсы». При перепечатке ссылка на источник обязательна
Адрес: 108811, г. Москва, г.п. Московский, п/я 1627, НИА-Природа
Тел.: 8 (903) 721-43-65, e-mail: nia_priroda@mail.ru